Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии

Опубликовано: 17.05.2024

Андрияшина Марина Викторовна

Урок стимулирует интерес к изучению учащимися собственных возможностей; раскрывает значение внимания в учебной и профессиональной деятельности.

ВложениеРазмер
vnimanie.docx 22.82 КБ
vnimanie_i_ego_osobennosti_v_professionalnoy_deyatelnosti.ppt 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Андрияшина Марина Викторовна, педагог-психолог высшей категории

Предмет: Основы выбора профиля обучения.

Тема: Внимание и его особенности в профессиональной деятельности.

Личностные: стимулировать интерес к изучению собственных возможностей; раскрыть значение внимания для успешности в учебной и профессиональной деятельности.

Метапредметные: содействовать развитию общеучебных универсальных действий (развитие аналитических умений; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной формах; структурирование знания).

Предметные: сформировать представления учеников о внимании, его свойствах, о требованиях, предъявляемых разными видами учебной и профессиональной деятельности к различным сторонам внимания

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: слайд-программа, бланки методики «Коррекционная проба», секундомер.

I. Организационный момент

Добрый день, девушки! Здравствуйте, молодые люди! Мы продолжаем познавать собственные возможности, а конкретно способности. Тему сегодняшнего урока озвучит тот, кто правильно закончит предложение «Я там, где находится …» (слайд 1)

Многие были близки ответу. «Я там, где находится …моё внимание» Действительно, ученик, поглощенный решением задачи по математике, ничего не замечает вокруг. Геймер практически находится в виртуальном мире.

  • Как вы думаете, какой глагол можно образовать от существительного «внимание»? (Внимать)

«Внимать» - «внимаю» - «внемлю». Я как бы нахожусь «в нём» - в лабиринтах решения математической задачи, в графическом пространстве компьютерной игры. От того, насколько мы погружены в свою деятельность, зависит и успех в ней.

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Способность быть внимательным».

  • Для чего вам изучать эту тему?

Мы узнаем, что такое внимание с научной точки зрения, наличие каких его свойств позволяют считать человека внимательным, определить каждому из вас уровень развития составных внимания. (слайд 2)

(тема урока записывается в тетрадь)

II. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Мы с вами говорили о наличии у людей различных способностей (слайд 3).

  • На какие два вида подразделяет способности психология? (Общие и специальные)
  • Что является составляющими общих способностей, предопределяющих успех в любой деятельности? (достаточный уровень интеллекта, высокая работоспособность, развитая воля)
  • Как вы думаете, если человек умный, то чем наградила его мозг природа, из чего складывается интеллект? (развитые внимание, память, мышление)

Если сегодня мы рассматриваем внимание, то необходимо дать определение этому понятию. Античные философы сравнивали внимание с лучом, который высвечивает определенные грани мира: предметы, звуки, мысли самого человека. Высвечивается только тот объект, на который направлен луч.

  • Как вам кажется, что это за луч, как его можно назвать? Что направляет человек? (свое сознание)
  • Кто может дать определение термину «внимание»?

(определение понятия «внимание» корректируется, высвечивается на слайде 4 и записывается в тетради)

  • Чем на ваш взгляд, отличается внимательный человек от невнимательного, какими свойствами обладает его внимание?

(свойства внимания появляются на слайде)

III. Изучение нового учебного материала

Знание свойств внимания помогает понять какие особенности вашего внимания способствуют, а какие препятствуют успехам в учебе. Вы можете и сориентироваться, насколько ваше внимание отвечает требованиям профессии, если вы уже сделали свой профессиональный выбор. Поэтому наряду с теоретическим изучением свойств внимания мы будем делать практичекую работу «Моё внимание». (слайд 5)

Начинаем изучение внимания с такого свойства, как объем (учащиеся записывают в тетрадях определение). Как регулируемый фокус луча фонарика может освещать много предметов, а может сужаться до высвечивания лишь части предмета, так и у разных людей объем внимания может быть различен.

  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходим большой объём внимания.
  • Какие ещё профессии предъявляют повышенные требования к объёму внимания? (слайд 6)
  • Что легче делать ученику, имеющему большой объем внимания? (одномоментно схватывать большой кусок информации, например, при списывании с доски или с учебника)

Определяем объём внимания каждый у себя. Перед вами 2 секунды мелькнет картинка, на которой изображены геометрические фигуры и числа. После того, как она исчезнет, сразу же нарисуйте ниже вашей таблицы в тетради то, что успели заметить на слайде. Работайте быстро и не отвлекайтесь. Объем – это одномоментное схватывание вниманием информации. (слайд 7)

(на экране появляются и вновь закрываются фигуры с числами)

Подсчет результатов: за каждую правильно воспроизведенные фигуру или число засчитывается 1 балл. Цифры и фигуры должны идти в том же порядке. За цифры максимум – 4 балла, столько же за фигуры. (слайд 8)

В графе «уровень» отмечается величина объема внимания по результатам теста.

Следующее важное свойство внимания – это его устойчивость (учащиеся записывают в тетрадях определение). Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. (слайд 9)

  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима устойчивость внимания.
  • Как, наблюдая за выполнением учениками какого-либо задания, определить у кого внимание не устойчиво? (он отвлекается, смотрит по сторонам, просит повторить ещё раз)

Проверяем устойчивость своего внимания. Фигуру можно воспринимать как выпуклую или как вогнутую. Ваша задача – удержать восприятие фигуры в одном положении. Каждый раз, когда меняется её «положение», загибайте палец, не отрывая глаз от рисунка. Начинаем и заканчиваем по моему сигналу. (слайд 10)

(время выполнения задания 30 сек)

В столбце «результат» учащиеся отмечают, сколько раз загнули пальцы, что означало смену положения фигуры. (слайд 11)

В графе «уровень» отмечается уровень устойчивости внимания по результатам теста.

  • Как вы считаете, каким из оставшихся трёх свойств внимания (концентрация, переключение, распределение) должны обладать люди представленных профессий? (слайд 12)
  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима высокая концентрация внимания.

Концентрация - одно из важнейших свойств внимания.(учащиеся записывают в тетрадях определение). Концентрацию внимания можно сравнить с яркостью луча фонарика, высвечивающего все мельчайшие детали воспринимаемого. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

  • Какие ещё профессии требуют особой сосредоточенности?
  • Как по письменным работам учеников можно определить у кого высокий уровень концентрации внимания, а у кого нет? (выполнение точное, в работе почти нет ошибок и исправлений)

Делаем задание на концентрацию. (дается стандартная инструкция к тесту «Корректурная проба» с иллюстрированием в презентации) (слайд 13)

(время выполнения задания 2 минуты)

Если высокая концентрация внимания даёт безошибочность выполнения работы, проверьте ваше задание, повторно просмотрев ряды букв и обводя в кружок допущенные ошибки. Ошибками считаются все исправления, пропуск нужной буквы, зачеркивание (подчеркивание) ненужной буквы, зачеркивание вместо подчеркивания (и наоборот). (слайд 14)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество допущенных ошибок.

В графе «уровень» отмечается уровень концентрации внимания по результатам теста.

Следующее свойство внимания – переключение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Уровень развития переключения внимания характеризует скорость переноса фокуса внимания на другой предмет и легкость включения в новую деятельность(слайд 15)

  • Объясните, для чего продавцам и воспитателям необходима высокая степень переключаемости внимания.
  • Какие ещё профессии требуют быстрого переключения внимания?
  • Как по наблюдениям можно определить ученика, имеющего развитую способность к переключению внимания?

(быстро начинает делать работу и легко переключается на другое задание)

Для определения насколько развито у вас переключение внимания подсчитываем количество просмотренных знаков (слайд 16)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество просмотренных знаков.

В графе «уровень» отмечается уровень переключения внимания по результатам теста.(слайд 17)

Последнее свойство внимания – распределение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Прекрасным уровнем распределения внимания обладал, например, Юлий Цезарь, который, по воспоминаниям современников, мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне», да еще и выслушивать донесения разведчиков.

  • Чем переключение внимания отличается от распределения внимания?
  • Объясните, какие несколько дел одновременно выполняют люди данных профессий. (слайд 18)
  • Какие ещё профессии требуют хорошего распределения внимания?
  • В какие моменты урока необходимо распределение внимания? (например, когда пишешь и слушаешь объяснение учителя)

Насколько хорошо вы можете распределять ваше внимание, вы узнаете, выполнив следующее задание. По моему сигналу вы начинаете шепотом (но обязательно вслух) называть числа от 1 до 20. При этом записываете в тетради те же числа, но в обратном порядке. Это делается так: произносите 1 и одновременно пишете 20, произносите 2 при одновременном написании 19 и т.д. Начинаем все одновременно по моему сигналу. Через каждые 5 секунд я буду называть время, отсчитанное от начала выполнения задания. Вам после выполнения задания необходимо запомнить называемое время, то есть за сколько секунд вы справились с заданием. (слайд 19)

(дается старт и через каждые пять секунд негромким голосом произносится количество пройденного времени)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество затраченного на выполнение задания времени. (слайд 20)

В графе «уровень» отмечается уровень распределения внимания по результатам теста.

Закрепление учебного материала

Анализируем полученные данные, выявляя сильные и слабые стороны своего внимания. (слайд 21)

  1. У меня развиты такие свойства внимания, как ………… .
  2. Поэтому в школе мне легко …… и трудно……
  3. Моя будущая профессия ……… требует наличия таких свойств внимания, как:

(объяснить через содержание работы)

Осмысливаем требования своей будущей профессии (или своего любимого занятия) к свойствам внимания. Делаем вывод, прогнозируя вероятность успеха в обучении или профессиональной деятельности в будущем и необходимые для этого условия. (бланки вкладываются в тетради, которые сдаются учителю на проверку)

Мы познакомились со свойствами внимания и провели диагностику развития этих свойств. Кто-то доволен своими результатами, кто-то не очень. Можно ли улучшить внимание? Можно и нужно.

В тетрадь записать несколько способов или упражнений на развитие внимания. Выбрав для себя самый необходимый или интересный, объяснить каким образом и в какое время вы могли бы его использовать.

kb12_2015-profo_01

На человека постоянно воздействует масса различных раздражителей. Наше сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает.

Внимание – особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Это направленность и сосредоточенность нашего сознания (психики) на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от характера объекта, на который направленно внимание, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленное на внутренний мир самого человека, его мысли, чувства, переживания и т. д.

Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание требует волевых усилий, чтобы удерживать в течение определенного времени в поле зрения определенный предмет, сосредоточивать на каком-либо объекте свое внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, предмет сам обеспечивает внимание, заставляя на себя смотреть, слушать и т. д. Для многих видов деятельности очень важно развитие произвольного внимания.

Различают пять основных свойств внимания: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), объем, переключение, распределение.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от мышления и восприятия, является обязательным условием любой профессиональной деятельности. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемого оборудования и т. д. Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития – общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности. Профессионально значимые свойства внимания – интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения – по-разному выступают в различных видах деятельности и в разных профессиях имеют разное значение.

Существуют профессии (сборщики, корректоры и др.), в которых требуется длительное и устойчивое внимание (и периодическая его концентрация) на одном или даже нескольких объектах в течение всего рабочего дня.

Большая группа профессий, связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы и т. д.), называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия внешнего мира. Согласитесь, трудно представить себе рассеянного водителя автомобиля или летчика, испытывающего трудности в концентрации внимания.

Едва ли в какой-либо другой профессии умение владеть вниманием играет такую важную роль, как в авиации. Из всех ошибок, совершаемых летчиками, большинство происходит из-за несовершенства владения вниманием. Полет требует от человека способности охватывать вниманием в единицу времени большое количество объектов, т. е. способности очень быстро переключать внимание при обязательном условии достаточной интенсивности и времени сосредоточения внимания на каждом из объектов, необходимых для точного восприятия. Условно это называют объемом внимания.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания во время трудовой деятельности необходимы почти постоянно, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся в психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т. д.

Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (например, в профессиях водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания, увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам.

kb12_2015-profo_02

Как управлять своим вниманием? Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?

Развитие устойчивости внимания тесно связано с выраженностью волевых качеств человека. В книге «Закон Мерфи» Артура Блоха сказано: «необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься». Воспитание волевого внимания по сути сводится к воспитанию чувства ответственности и тренировке волевого усилия.

Приучайте себя любую работу выполнять внимательно, даже если она привычна для вас и легка. Помните: выполняя работу без внимания, мы воспитываем в себе невнимательность. Необходимо заставлять себя быть внимательным, учиться концентрировать свое внимание, даже если этого совсем не хочется, учиться делать внимание послушным. Например, нужно приучать себя в первую очередь выполнять те дела, которые хочется отложить «на потом»; выполнять неинтересную, но необходимую работу.

Верный путь развития внимания – приучать себя работать в самых разнообразных условиях (к примеру, в шумной и отвлекающей обстановке), стараться не замечать того, что мешает занятиям, не реагировать на посторонние раздражители. Это «закаляет», тренирует внимание.

Чтобы развить внимание, нужно тренироваться. Суть тренировок в том, чтобы в течение ограниченного времени методично, не отвлекаясь, выполнять определенное задание. Тренируйтесь в переключении внимания: сознательно и осмысленно перемещайте внимание с одного предмета на другой. Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.

Помните, если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом и профессиональном облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

kb12_2015-profo_03

Внимательность – способность человека длительное время пребывать в состоянии психологической и зрительной (слуховой) концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в людях, природе, искусстве, науке, в любом аспекте жизни.

Невнимательность характеризуется легкой отвлекаемостью, рассеянностью при слабом произвольном внимании, абсолютной неустойчивостью внимания, при котором человек все внимание направляет на один конкретный объект, не замечая ничего другого.

Помните, лучший способ формирования внимательности – это не позволять себе выполнять работу небрежно.

В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Формирование характеристик внимания зависит от выработки рабочего динамического стереотипа. Выработанные в трудовой деятельности определённые качества внимания становятся затем чертами характера работника. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит производительность и качество трудовой деятельности, поэтому при профессиональном обучении обращают внимание на их формирование.

Для поддержания необходимого внимания создаются определённые условия.

Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев и брака на производстве происходит из-за «невнимательности».

Из разных качеств внимания наиболее профессионально значимы интенсивность, устойчивость, быстрота переключения и широта распределения.

Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.

Для ряда профессий высокая интенсивность внимания необходима на протяжении всего времени трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют значительно меньшее значение. Эти профессии в психологии труда относятся к так называемым наблюдательным: диспетчеры на электростанциях и на транспорте, аппаратчики механизированных линий и т.д. Для них важным условием успешности деятельности является сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени.

Другая большая группа профессий связана с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти профессии в психологии труда принято называть водительскими. Для них профессионально важными являются распределение и переключение внимания. Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.

Таким образом, внимание – это врождённый ориентировочный рефлекс, определённый уровень бодрствования, направленность личности, направленность сознания, важная черта воспитанного человека. Внимательность – это признак воли.

Содержание данной темы отражено в рис. 13, 14, 15.

Вопросы для повторения

1. Что такое внимание? Какие подходы к изучению внимания вы знаете?

2. Какую роль играет внимание в приспособлении человека к окружающему миру?

3. Назовите анатомо-физиологические механизмы внимания.

4. Объясните физиологические и психологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.

5. Какие функции внимания вы знаете?

6. Назовите виды внимания. Приведите примеры.

7. Дайте психологическую характеристику свойствам внимания. Приведите примеры.

8. Перечислите качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.

9. Какие факторы могут характеризовать деятельность самого субъекта внимания?

10. Какую роль играет деятельность человека в управлении вниманием?

11. Расскажите о роли внимания в трудовой деятельности человека. Какие свойства внимания являются для вас профессионально важными?


Рис. 13. Внимание (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


Рис. 14. Внимание (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)


Рис. 15. Внимание (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)

ТЕМА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

План

Понятие представления. Свойства и виды образа представления.

Понятие воображения. Функции и виды образа воображения.

Воображение и творчество.

Основные понятия: представление, фрагментарность, идеомоторные представления, проекция, воображение, произвольное воображение, непроизвольное воображение, пассивное воображение, активное воображение, агглютинация, гиперболизация, типизация, эвристика.

1. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977.

2. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т. 1. – Л., 1974.

3. Карандашев, Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие / Ю. Н. Карандашев. – Минск, 1987.

4. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979.

5. Марр, Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр. – М., 1987.

6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М., 1989.

8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – М., Л.: Искусство,1989.

Восприятие – процесс познания окружающего мира при помощи органов чувств (Е. Н. Николаева, 2001).

Сенсорная деятельность может различаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии, связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного нахождения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности моторной деятельности

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом. По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно: в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны, ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи-мотористки и другие профессии станочников (Иванова Е.М., 1987).

Профессиональные особенности внимания.

Внимание – это способность мозга ограничить круг объектов и явлений, с которыми человек имеет дело в процессе познания и интеллектуальной деятельности, для повышения эффективности взаимодействия с ними и улучшения качества переработки поступающей информации (Е. Н. Николаева, 2001).

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. К характеристикам внимания относят селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Селективность , или избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности.

Объем внимания измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий.

Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или «бдительности».

Переключение внимания – возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому (Данилова Н. Н., 1998).

В разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требуют все время распределять внимание и переключать его с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно, то концентрировать внимание, то переключать его (Иванова Е.М., 1987).

Профессиональные особенности памяти.

Память — одно из основных свойств нервной системы, выража­ющееся в способности длительное время хранить информацию о со­бытиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. При изучении памя­ти важен механизм хранения и использования знаний.

Память человека включает четыре характеристики — запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, который влияет на последующее восприятие.

В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды. Выделяют несколько типов памяти:

Ÿ Иконическая память удерживает точную и полную картину, воспринимаемую органами чувств, то есть образ предмета. Длительность хранения образа 0,1-0,5 с. Емкость ее ограничена 3-5 элементами. Этот тип памяти связывают с последействием в периферических и центральных звеньях, связанным с разложением зрительного пигмента.

Ÿ Кратковременная, оперативная, память удерживает не точную копию предмета, события, явления, а их частичное отображение, емкость ее — 7±2 предъявляемых элемента. Длительность сохранения сле­дов от 5 до 60 с. Запоминание связано с повторением.

Ÿ Долговременная память удерживает огромный объем информации. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на протяжении всей жизни.

Переход от кратковременной к долговременной памяти — это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Большая нагрузка на память требуется при обучении, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок, не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например: в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке (Иванова Е.М., 1987).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Внимание. Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности. Учитель технологии МБОУ Пушкинского муниципального района «СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов г.Пушкино» Алпацкая Т.В.

Цель: дать учащимся общее представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Раскрыть значение наблюдательности как профессионально важного качества. Показать возможности развития внимания.

Содержание : рассказ о процессе внимания, его видах (произвольном и непроизвольном), свойствах (объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение) и его значении в успешности освоения профессиональной деятельности. Диагностика свойств внимания. Основные условия и способы поддержания и развития внимания.

Игра «Печатная машинка».

Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известного Вам стихотворения:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Каждый по очереди произносит по одной букве слова (Б-У-Р-Я…). В конце слова – все хлопают в ладоши, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – встают. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания.

Мы уже знаем, что профессии предъявляют определенные требования к способностям человека. Но почти все виды профессий предъявляют повышенное требование к такому виду способностей, как внимание.

Что такое внимание?

Внимание – познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью нашего сознания на определенных объектах или определенной деятельности.

Внимание может быть непроизвольным и произвольным.

Внимание, возникающее без всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным . Оно возникает при сильном и неожиданном раздражителе; при новизне, необычности, контрастности раздражителя; при подвижности объекта или при прекращении действия раздражителя.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным.

Для поддержания произвольного внимания нужно:

1.отчетливое понимание конкретной задачи;

2.привычные условия работы;

3.возникновение косвенных интересов;

4.создание благоприятных условий для деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость, переключение, избирательность.

Объем внимания определяется количеством «одновременно» воспринимаемых объектов (в пределах 1 -1,5 сек.). Численная характеристика среднего объема внимания людей 7-9 элементов. Это свойство внимания необходимо диспетчеру, водителю.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или деятельности. На пассивном объекте человек сохраняет внимание в течение 5с, а потом начинает отвлекаться. Показ рисунков (усеченная пирамида, ваза, женщина).

Сосредоточенность внимания (концентрация) – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Распределение внимания – это, во – первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во – вторых способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. (Этим свойством внимания должны обладать летчики, водители, продавцы, учителя).

Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Физкульт минутка – игра «Не собьюсь». Считаем по порядку до 30 по кругу. Каждый учащийся вслух называет одну цифру по порядку. Если число кратно 3, или в состав числа входит цифра 3 – число не произносится, а произносится слово «не собьюсь».

РАБОТА С ПРОФЕССИОГРАММАМИ ПРОФЕССИЙ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ, КАК НЕОБХОДИМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте.

Читайте также: