Каким образом занимали государственные должности в риме

Опубликовано: 02.10.2024

Из всего курса “Латинский язык” темы “Государственные посты в Древнем Риме”, “Имена римских граждан”, “Летоисчесление у римлян. Римский календарь” не являются темами лексико-грамматическими, а сугубо страноведческими. При изложении материала в системе должностных лиц в Древнем Риме, начиная с 8 века до н. э. и заканчивая распадом Римской Империи, особое внимание уделяется государственным постам в период классической Римской республики. Многие названия вводятся на латинском языке, для того чтобы студенты могли выделить латинскую основу в словах современного русского языка, которые происходят непосредственно из латинского или благодаря посредничеству романских языков. Это способствует развитию логического мышления, расширению общего кругозора и повышению языковой культуры студента-юриста.

План

1. Ранняя государственная организация

2. Переход к военно-государственному строю

3. Борьба патрициев и плебеев

4. От полиса к империи

6. Система магистратур

7. Кризис республики и становление монархии

8. Государственная организация принципата

9. Переход к новым формам монархии

10. Провинциальная организация империи

1. Ранняя государственная организация

1. Центральной фигурой власти в формирующемся полисе, в так называемый царский период (8 – 6 вв. до н. э.), был rex (царь). Он был политическим, военным и религиозным вождем Рима.

Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат или Совет старейшин (senex – старый, преклонный).

Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя, т. е. префект города, всаднический трибун, военный трибун.

Важную роль играли жрецы: фламины, авгуры и понтифики.

2. Переход к военно-республиканскому строю.

Второй этап (6 – начало 4 в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.

В 510 – 509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого. Власть вождя-царя прекратилась вообще. Знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка.

Между 443 и 435 гг. до н. э. была учреждена должность цензора, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их гражданских обязанностей.

3. Борьба патрициев и плебеев.

Свободное население города подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев.

Патриции были членами родов; плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, полностью лишенные политических прав.

В 493 г. до н. э. собраниями плебса (consilia plebis) были избраны два народных трибуна, которые должны были исполнять роль заступников плебса.

В середине 5 в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, - были составлены так называемые Законы 12 таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще и далеко не полном на тот момент.

Наконец в 287 г. до н. э. было подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

4. От полиса к империи.

Термин “республика”, которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима 4 – 1 вв. до н. э. в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смысл организации власти в этот период – обеспечение гражданских прав и гарантия свобод полноправного жителя полиса. Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховенство народа было закреплено в верхних политических, в основном, законодательных правах народных собраний (comitia).

Центральным учреждением республики был Сенат. Ему отводили роль опекуна римского народа. Члены Сената – сенаторы, patres – почти особое сословие в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа.

6. Система магистратур.

Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Магистраты как бы принимали в сокращенном виде царские полномочия; исполняли решения народных собраний или Сената.

Все римские магистратуры подразделялись на сенаторские (давали право на включение в состав Сената) и на городские чины.

Все магистратуры обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и назначать себе помощников.

Высшие магистратуры наделялись правом правительственной власти (imperium).

Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы.Двух консулов избирали на один год. Основной их обязанностью было наблюдение за внешней и внутренней безопасностью города и его владений.

Вторым по важности должностным институтом была претура. Претор считался младшим коллегой консулов, основные полномочия его сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции. Претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta).

Следующей по рангу была должность цензора. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е составление списков населения по классам.

Младшими из обычных магистратов были квесторы, формально – помощники консулов. Они заведовали государственной казной и являлись хранителями государственных документов. Также в их ведении были таможенные дела.

Совершенно иное положение было у народных трибунов, чисто плебейских магистратов, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев.

Помощниками трибунов были курульные эдилы. Они осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; снабжали город продовольствием.

Все эти магистратуры действовали обычно вместе и в обычных обстоятельствах.

При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатор избирался на шесть месяцев. Ему предоставлялась вся полнота управления, включая военную власть и право международных отношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.

7. Кризис республики и становление монархии.

Рим становился огромной державой даже не средиземноморского, а уже и мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей (в условиях античного общества) не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.

Главнейшим показателем кризиса республиканской организации стало формирование в 1 в. до н. э. института военно-политической диктатуры одного лица, которая стала в Риме почти постоянным институтом.

Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82 – 79) видного военноначальника.

Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45 – 44 гг. до н. э.), после развязанной им гражданской войны, в которой Цезарь, опираясь на верное ему войско, одержал победу. Провозглашенный императором Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры: бессрочное диктаторство, пожизненная власть трибуна, цензорские полномочия, сохранив еще и права великого жреца – понтифика.

Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.), духовного наследника Цезаря, стало завершающим этапом становления нового строя. Сам Август закрепил за собой звание императора. Сложившийся государственно-политический уклад получил название принципата и сохранился до конца 3 века.

8. Государственная организация принципата.

Основные полномочия в этот период были у императора, принцепса (princeps – первый, главный). Власть его основывалась на цельном законе – lex de imperio, который издавал Сенат при восшествии нового принцепса.

При Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет (consilium).

Важнейшим должностным лицом стал префект претория, командовавший войсками.

Поручения императора выполнялись назначенными им кураторами по разным государственным делам, легатами – представителями на местах, прокураторами – финансовыми представителями вне Италии.

Полицейскую власть осуществлял префект города.

9. Переход к новым формам монархии и управление при доминате.

Постепенно возрастают централизаторские устремления в управлении. Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Монарх получил новый титул – Dominus Noster – государь наш.

Императорский или Государственный Совет (consistorium) состоял из лиц, персонально назначенных императором: министры, капеллан – высший правитель гражданских дел.

В 3 в. появляется значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократия.

10. Провинциальная организация империи.

Военное командование армией в провинции осуществляли преторы. Правители провинций получили название пропреторов и проконсулов.

Квестор заведовал финансовой частью.

В период принципата император лично назначал своих посланцев – легатов (либо прокураторов).

А в период домината префекты претория были практически на положении вице-императоров в своих областях.

Использованная литература:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. Москва: Былина, 1996.

2. История государства и права зарубежных стран. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова и Н. А. Крашенниковой. М., 2002.

3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипелев. Москва, 1995.

4. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: “Манускрипт”, 1994.

5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1996.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черниловского. Москва: фирма Гардарика, 1996.

Глоссарий

1. Диктатор – должностное лицо, наделенное исключительными полномочиями, избираемое на место всех магистратур.

2. Доминат – вариант монархической власти с неограниченными правами монарха в управлении.

3. Император – глава государства, сосредоточивший в своих руках наиболее значительные полномочия и власть.

4. Квестор – должностное лицо, заведовавшее государственной казной и таможенными делами.

5. Консул – должностное лицо, стоявшее во главе всех республиканских магистратур.

6. Куратор – должностное лицо, выполнявшее поручения императора по разным государственным делам.

7. Курульный эдил – помощник трибуна, осуществлявший полицейскую власть в городе и снабжавший город продовольствием.

8. Легат – представитель императора на местах.

9. Магистрат – должностное лицо, в руках которого находилась исполнительная власть в республике.

10. Патриций – свободный житель города, являющийся членом рода.

11. Плебей – свободный житель города, не имеющий рода и являющийся выходцем из других племен и областей.

12. Претор – младший коллега консулов, в полномочия которого входила уголовная и гражданская юрисдикция.

13. Принципат – вариант монархической власти, при котором основные полномочия были у императора.

14. Сенат – властный, управительный орган, центральное учреждение республики.

15. Трибун – плебейский магистрат, главной задачей которого было обеспечение гражданских прав плебеев.

16. Царь – центральная фигура власти в период ранней государственной организации.

17. Цензор – должностное лицо, в обязанности которого входил контроль за исполнением гражданами их обязанностей и составление списка населения по классам.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ

“Государственные посты в Древнем Риме”



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Термин «республика», которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима IV–I вв. до н. э., в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae — общие дела). Смыслом организации власти в своем государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе усматривали в единоличной и в исполнительной власти (украшая в легендарной своей истории прошлых царей многими пороками). Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.

S. P. Q. R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и народ Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов и которая использовалась как в республиканское, так и в имперское время.


Надпись на арке Тита (1 век н.э.)

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 году до нашей эры, после изгнания Рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

  • свободы
  • гражданства
  • семьи

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

  • имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
  • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.


Карта Римской Республики

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

  • центуриатные
  • трибутные
  • куриатные

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

  • законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
  • финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
  • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,
  • внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

  • выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями
  • срочность - один год (за исключением диктатора)
  • коллегиальность
  • безвозмездность
  • ответственность

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.


Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Почему народным трибуном мог быть только плебей? Они защищали интересы простого народа, предлагали новые законы, а также могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» – что значит «я запрещаю».

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них – всадники, остальные – пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем основные силы римляне строились в три линии в шахматном порядке. Впереди находилась лёгкая пехота. Задачей этих воинов было метание дротиков в противника и быстрое отступление за спины легионеров. Первая линия состояла из юношей призывного возраста (в Древнем Риме он составлял 17 лет). Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей линии находились самые надежные и опытные легионеры. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Пояснение: Постарайтесь внимательно изучить текст урока и вспомнить, что Магистрат (лат. Magistratus – «Начальство») – сословный орган городского управления. В Древнем Риме – должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и, совместная с сенатом, значительная часть административных функций.

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Слово «магистрат» (лат. - чин, чиновник) во времена Республики обозначало и правительственную должность в римском государстве, и правительственное должностное лицо.

У заместителей должностных лиц или тех из них, которые продолжали службу в том же чине вне города, к названию прибавлялось «pro», например проконсул, пропретор. По отношению к должностным лицам остальные граждане являлись «частными людьми» (privati).

Власть должностного лица вообще называлась «потестас» (potestas), словом «империум» (imperium) обозначалась верховная власть (военная, судебная и административная), перешедшая от царей к высшим должностным лицам государства. В период Республики верховная власть была в полной силе только вне городской черты (вне помериума), внутри же города ограничена (правами протеста и аппеляции). Верховная власть вверялась по особому куриатскому закону, внешним знаком ее служила секира, воткнутая в ликторский пучок прутьев-розг (фасций).

Власть различных должностных лиц была точно определена, причем низшие должны были повиноваться высшим.

Вообще же должностные лица имели право: совершать ауспиции (т. е. гадания с целью узнать волю богов), созывать народ на сходку, издавать предписания (они назывались «эдикты») в пределах своей компетенции, налагать определенные наказания, останавливать служебные распоряжения своих коллег и низших должностных лиц личным протестом или объявлять их недействительными. Высшие должностные лица имели, кроме того, право созывать Сенат и народное собрание - комиций, делать в них доклады и вносить законопроекты.

Власть должностных лиц была ограничена: коллегиальностью, т. е. тем, что почти каждая должность имела нескольких равноправных представиел ей, из которых каждый имел право своим протестом остановить или объявить недействительными распоряжения своего коллеги. Поэтому магистраты действовали обычно совместно. Разделительные функции определялись жребием или взаимным соглашением. Срок службы должностных лиц ограничивался одним годом (кроме цензоров), но при этом сохранялась ответственность по истечении срока службы (за исключением диктаторов и цензоров) за действия в этот период. Власть должностных лиц была ограничена также обжалованием в народном собрании, законами и властью Сената (кроме народных трибунов).

Должностные лица - магистрат - подразделялись на:

• постоянные, к которым относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и народные трибуны (все они, кроме цензоров, избирались на один год), и чрезвычайные, которые избирались или назначались при исключительных обстоятельствах: интеррексы, диктаторы, магистры всадников, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, а также некоторые чрезвычайные комиссии;

• магистраты, наделенные высшей властью и не имеющие ее. К первым принадлежали консулы, преторы, а также децемвиры, трибуны с консульской властью, диктаторы, магистры всадников и интеррексы. Остальные не имели высшей власти;

• высшие и низшие магистраты. К первым принадлежали все должности, наделенные высшей властью, цензоры, а позднее также и народные трибуны, ко вторым - остальные;

• курульные магистраты и некурульные. Первые в числе знаков отличия имели курульное кресло: консулы, преторы, цензоры, курульные эдилы, трибуны с консульской властью, диктатор и магистры всадников.

Для получения должности, со времени уравнения в правах плебеев с патрициями, требовалось, чтобы претендовавший на должности был свободнорожденным и полноправным гражданином и имел доброе имя, чтобы имел определенный возраст, который сначала устанавливался обычаем, а потом законом (180 г. до н. э.), вместе с порядком исполнения должностей и промежутками между их занятием. Наконец, для получения требовалось, чтобы претендент лично и своевременно заявил свою кандидатуру тому должностному лицу, которому предстояло руководить выборами.

Чиновничьей карьере нередко предшествовало (особенно у молодых аристократов) несколько лет военной службы офицером в легионе или в свите какого-либо полководца. Затем можно было получать должности. Обычно это происходило в таком порядке: квестора (в 27 лет), эдила (37 лет), претора (40 лет), консула (43 года) и цензора. Во время Республики признавались только три обязательных высших должности, хотя и здесь были исключения. Так, например, Помпеи сделался консулом, не быв ни квестором, ни претором. Между квестурой и эдильством лица плебейского происхождения обычно занимали должность трибуна плебса. Между отдельными повышениями проходило 1-2 года, но вторично ту же должность (например второе консульство) нельзя было получить ранее чем через десять лет после первого раза.

Соискатели должности - петиторы - назывались также кандидатами, благодаря их белоснежной тоге (toga Candida), в которой они перед выборами, в сопровождении друзей и клиентов, появлялись на Форуме и приветливым обращением старались снискать благосклонность избирателей. Впоследствии, когда при выборах начали прибегать к подкупам, такое появление стало считаться преступлением (подкупом).

Одни должностные лица (интеррекс, диктатор, магистр всадников) назначались другим должностным лицом, другие же избирались народом. Высшие - в центуриатских комициях, а низшие - в трибутских и в консилии плебса. Избрание происходило прежде, чем уходил предшественник. Избранный, со дня своего избрания до дня вступления в должность, назывался designatus (то есть избранный, но еще не вступивший в должность). Если какое-нибудь должностное лицо умирало в период своей службы, то на оставшийся срок избирался другой и назывался суффектом.

Чрезвычайные должностные лица (кроме военных трибунов с консульской властью), а также цензоры вступали в свою должность немедленно после ее получения. Консулы же и преторы в древнее время - в различные сроки, с 222 до 154 г. до н. э. - 15 марта, а с 153 г. до н. э. - 1 января, народные трибуны - 10, квесторы - 5 декабря. Срок службы постоянных должностных лиц продолжался один год, цензоров - пять лет, а потом (с 433 г. до н. э.) - полтора года. Сложившие с себя должность назывались «бывший консул», «бывший претор», «бывший эдил» и пользовались значением, соответствующим тому сану, который имели.

Вступление в должность происходило при некоторых религиозных обрядах, а именно: совершались ауспиции, и в один из первых дней давалась присяга на верность законам в храме Кастора. Слагающий с себя обязанности давал клятву в том, что он соблюдал законы. Отрешение от должности случалось редко. Каждый мог сам слагать с себя должностные обязанности или мог быть принужден к этому, если при его избрании произошла какая-либо формальная ошибка.

Все государственные должности в период Республики были почетными и, следовательно, бесплатными. Занимавшим эти должности предоставлялись только некоторые почетные права, в частности знаки отличия (для курульных должностей - toga praetexta, туника с широкой каймой пурпурного цвета, курульное кресло, ликторы) и почетные места на общественных празднествах. Сложившие с себя должность (начиная с квесторов) получали место и голос в Сенате, право носить во время празднеств свою прежнюю должностную одежду (в ней их и хоронили). Потомки того, кто занимал курульную должность, становились знатными по происхождению, и сам он являлся самым главным, или родоначальником, в своей фамилии (приобреталось право на посмертную портретную восковую маску, которая хранилась потомками).

Таким образом, правительственные должности в Древнем Риме отличались тем, что были бесплатные, годичные (за исключением цензоров), имели коллегиальный характер, были ограничены правом протеста со стороны коллег и не требовали особых специальных знаний и испытаний.

Читайте также: