Какими особенностями обусловлена физическая подготовленность представителей тех или иных профессий

Опубликовано: 02.10.2024

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в том числе:

- особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигательно координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.);

- особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регламентирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

- особенностями средовых условий, оказывающих влияние на состояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программ ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФП важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изменяет характер и условия труда, особенно в материальном производстве. Надо полагать, возрастающее влияние на преобразование всей системы профессиональной подготовки, и в частности ППФП, в перспективе будут оказывать такие тенденции изменения характера труда, роли и места в нем человеческого фактора, как стирание противоположностей между умственным и физическим трудом, освобождение работников от изнурительных физических усилий (с заменой энергоемких производственных операций техническими устройствами, автоматами, роботами), превращение исполнителя рабочих операций в инициативного «управителя» и регулировщика сложных машинных устройств, автоматизированных линий, производственных процессов, совмещение узких специальностей в рамках профессий широкого профиля, динамичное обновление профессиональных функций. В этих условиях, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности, гарантировать интегральное повышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особенно координационных и непосредственно связанных с ними, формировать достаточно богатый фонд двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется, специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримом будущем), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повышенной ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и транспортных систем, производственных комплексов и т.д.). В числе новых профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности специалиста предъявляются небывало высокие требования: космонавты, исследователи-подводники мирового океана и т. п.

1.4 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям

Направленность комплекса: обеспечение высокого уровня функционирования ССС, механизмов внешнего и внутреннего дыхания, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, развитие общей выносливости, быстроты и точности движений, двигательной реакции, ловкости, ловкости рук, пальцев, равновесия, вестибулярной устойчивости, устойчивости к низкой и высокой температуре, резким ее колебаниям; развитие объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, решительности, смелости, стойкости, формирование и совершенствование навыков в лазание, работе на высоте, передвижение по ограниченной опоре, в задержке дыхания.

Специальные способности: устойчивость к интоксикации.

Знания: профессиональные заболевания, профессионально важные качества, особенности поддержания ПВК и показателей здоровья на должном уровне.

Навыки: лазания, работы на высоте, передвижение на ограниченной опора.

Инженеры по вычислительной технике.

Направленность комплекса: развитие устойчивости к гиподинамии, статической выносливости мышц рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев, ловкости и координации движений рук и пальцев, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, терпения, создание физиологических предпосылок для хорошего кровообращения мышц ног, осанки.

Специальные способности: устойчивость к электромагнитным излучениям и гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания, комплексы специальных упражнение на профилактику профессиональных заболеваний

Навыки: аутогенной тренировки

Инженеры-экономисты и правоведы.

Направленность комплекса: в рамках ОФП с основой на развитие ССС. Приоритетными в подготовке являются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди психофизических функций определяющей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникативности.

За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями составить комплекс физических упражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног. Выработать устойчивость к гиподинамии. Овладеть приемами релаксации.

Специальные способности: устойчивость к гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания

Навыки: Профилактика застойных явлений в области малого таза.

Инженеры-буровики (бурение в условиях моря).

Профессия предъявляет повышенные требования к физическим качествам, психофизическим функциям и ряду качеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качеств наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость (при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов, продолжительность вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн).

В психофизиологических функциях приоритетными являются: вестибулярная устойчивость; пространственно-временные показатели (реакция на движущийся объект, мышечно-суставная чувствительность); функции внимания (переключение, распределение и т.д.).

Личностные качества : оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание, смелость и решительность, волевые качества.

Умения и навыки: лазание, устойчивость на ограниченной опоре, вождение автотранспорта, плавание.

Специальные способности: Устойчивость к неблагоприятным условиям.

В трудовом процессе преобладают следующие функции: организация и руководство коллективом, прогнозирование и планирование производства, методов организации и управления производством. Из физических и психофизических качеств наиболее значимы: общая выносливость, быстрота, ловкость; точность и согласованность движений, устойчивость и переключение внимания. Повышенные требования предъявляются к уровню развития вестибулярной устойчивости, поскольку нередко приходится работать на высоте при ограниченной опоре.

5.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка и

необходимость ее применения в трудовой деятельности

Возникновение проблемы формирования индивидуальной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) обусловлено необходимостью дальнейшего теоретического и организационно-методического совершенствования прикладных основ физической культуры, особенно в современных изменяющихся социально-экономических условиях.

С переходом к рыночным отношениям все предприятия, организации и учреждения свободны в выборе работников, поэтому руководителям этих предприятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на «больничном», который к тому же надо оплачивать, а многие предприятия и организации еще и оплачивают лечение своих сотрудников в высокооплачиваемых поликлиниках. Тем самым они теряют значительные суммы денег, если коллектив предприятия или организации не отличается высоким здоровьем, хорошим физическим состоянием и подготовленностью.

Немаловажен внешний вид сотрудников, который является одним из определяющих факторов при приеме на работу. Ведь помимо того, что со здоровым человеком намного приятней работать, он никогда не будет жаловаться на здоровье, всегда будет иметь жизнерадостное настроение, не омраченное проблемами физического состояния, внешний вид сотрудников может сказываться и на результатах деятельности предприятия, организации или учреждения. Ведь сотрудники — это «лицо компании», а, следовательно, если они имеют здоровый вид и привлекательны для клиентов, партнеров, дела у этой компании пойдут в гору.

Современный уровень физического воспитания студенческой молодежи, основанный на существующих традициях и положениях вузовского образования, следует рассматривать в спектре постоянно усиливающихся требований, предъявляемых к специалисту-выпускнику высшей школы. Используемые формы, средства, методы физического воспитания и спортивной подготовки разработаны в достаточно широком диапазоне.

Для большинства людей, занимающихся умственным трудом, характерна низкая двигательная активность и нервно-эмоциональные перегрузки, что является основной причиной высокой заболеваемости и снижения работоспособности среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности у лиц умственного труда первостепенную роль играет широкое использование средств и методов ППФП.

Основной целью ППФП студентов вузов является достижение ими психофизической и профессиональной подготовленности к предстоящей трудовой деятельности. В последнее время наблюдается снижение уровня функционального состояния, физической подготовленности студентов факультета экономики и управления. Многочисленный ряд факторов оказывают влияние на данный процесс и среди них не последнее место занимает отсутствие программ, методических рекомендаций по ППФП студентов экономического профиля.

С учетом особенностей ППФП экономистов в пособии предлагаются эффективные комплексы упражнений для развития двигательных качеств студентов различного уровня тренированности. На основании накопленного передового опыта нами были отобраны и систематизированы наиболее эффективные и приемлемые, исходя из особенностей ППФП, средства и методы развития, необходимых для будущих экономистов двигательных качеств.

Надеемся, что данное пособие поможет приобщить студенческую молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развить профессионально важные двигательные качества, а также укрепить здоровье.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в ППФП. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в ППФП он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессионально-прикладной деятельности.

Результативность многих видов профессионального труда существенно зависит от специальной физической подготовленности, которая приобретается предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма, профессиональной деятельности и ее условиям. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — ППФП.

Главной целью ППФП студентов вузов является достижение ими психофизической и профессиональной подготовленности к предстоящей трудовой деятельности.

С накоплением полезного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура. Педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования – воспитание подрастающего поколения и профессиональных кадров. В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в системе образования в сферу профессионального труда определятся главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1. Время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий и достижение профессионального мастерства в них, продолжает зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретаемых им двигательных умений и навыков.

2. Производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественного физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств. В целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчивой высокой плодотворности любого профессионального труда.

3. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся. Несмотря на то, что решается эта проблема средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП.

4. Перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

Суть ППФП состоит в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции и системы организма, нужные для приобретения высокой квалификации.

Стремление профилировать физическую подготовку применительно к требованиям профессии выразилось, кроме прочего, в создании особой разновидности физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры и культивировании профессионально-прикладных видов спорта. В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность. Типичные для них упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений, входящих в профессиональную деятельность , а с другой - более направленными и, в конечном счете, более высокими требованиями к двигательным и связанным с ними способностям.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует ряд определенных трудностей, которые заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального состояния двигательного анализатора в соответствии с требованиями рабочих операций. Это отражается в объединении множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему - динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия. Рассогласование программы с фактическим выполнением движения особенно выражено при утомлении в сочетании с отрицательными эмоциями.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений, и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциональные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность , при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок, причем в той мере, в какой это нужно не только для подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.Здесь так же, как и в физическом воспитании в целом не может быть неких универсальных количественных норм прироста нагрузок, одинаково пригодных во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и динамика их зависят от многих переменных обстоятельств, в том числе от реально складывающегося суммарного объема нагрузок и режима занятий физическими упражнениями в индивидуальном образе жизни (например, одни параллельно с ППФП уделяют массу времени и сил углубленным занятиям тем или иным видом спорта, а у других основные занятия физическими упражнениями ограничиваются преимущественно или исключительно рамками ППФП).

При организации занятий по ППФП создаются унифицированные программы, разрабатываемыми обычно для групп родственных профессий или отдельных профессий.

Основными формами занятий являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру.

Эффективной формой занятий по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности. Для спортсменов, не переходящих в сферу спорта, приоритетными должны быть профессионально трудовые навыки.

8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов, разных профессий диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

  • характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
  • характер основных профессиональных двигательных действий;
  • особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем организма.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или высокой температуре, резких ее колебаниях требует устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Профессиональная деятельность в условиях вредного производства (загазованность воздуха, шум, вибрация, укачивание, воздействие радиации и т.п.) определяет развитие специальных качеств, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды.

Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

  • развитие ведущих для данной профессии физических способностей;
  • формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
  • повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
  • воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
  • повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда;
  • содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для того, чтобы практически осуществить эту общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий или профессиограмма. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя - статическая выносливость, оператора - общая выносливость, буровика - сила, ткачихи - тонкая двигательная координация ). Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля - программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.). Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику.

После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды и т.п. Этим требованиям отвечают такие виды физических упражнений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, гребля, плавание и многие другие. Для буровиков, например, профессионально важным качеством является сила. Следовательно, предпочтение необходимо отдавать гимнастическим упражнениям с тяжестями.

Очень важным в решении задач ППФП является отбор соответствующих средств, выбор эффективных методов и форм их реализации.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием.

Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

2) практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии и путях совершен­ствования физической культуры в стране;

5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свой­ства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания отно­сятся следующие:

1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совер­шенство;
5) спорт.

Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка

Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку .

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека.

Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие

Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство

Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5) владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт

Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие. [Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 данного учебного пособия (глава 17)]

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Тесты оценки знаний по профессионально-прикладной физической культуре

ФИО _____________________

Учебная группа _____________________

1. Что такое профессионально-прикладная физическая культура?

1) совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

2) это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышения уровня физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков;

3) специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией;

4) часть социальной культуры и специфическая деятельность, удовлетворяющая общественные и личностные потребности в развитии способностей, изучении, накоплении и распространении предметных и духовных ценностей в связи с подготовкой учащейся молодежи к учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
2. В какой деятельности человека профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) тесно связана с физическим воспитанием и профессиональной практикой?

1) трудовой деятельности;

2) творческой деятельности;

3) научно-исследовательской деятельности;

4) проведении досуга.

3. Чем определяется направленность профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)?
1) необходимостью военно-прикладной подготовки молодых людей к предстоящей службе в армии;
2) потребностью общества в специальной подготовке человека к конкретной профессиональной деятельности;
3) необходимостью социальной адаптации индивида в обществе;
4) выработкой определенных стереотипов выполнения упражнений.

4. Кто впервые научно обосновал практическое применение идеи профессионального профилирования в советской системе физического воспитания?

2) В.В. Гориневский;

4) П.Ф. Лесгафт.
5. Кто впервые указал, что прикладная физиче­ ская подготовка должна быть органической частью об­ щей программы физического воспитания и осуществ­ ляться в единстве с общими задачами физического вос­ питания?

1) В.В Гориневский;

3) В. В. Белинович;

4) И. Соколов.
6. В каком году впервые на государственном уровне признается необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в программах физического воспитания студентов и уча­ щихся всех видов профессионального образования?

4) в 1960 г.
7. Что означает понятие «готовность к деятельности?

1) устойчивое комплексное состояние физического и психического здоровья;

2) состояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различным действиям в ответ на эмоциогенные факторы;

3) активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности;

4) состояние, характеризуемое активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо опасности.

8. Какая из перечисленных профессий не относится к «профессиям первого типа» с абсолютной пригодностью?

1) пилот гражданской авиации;

9. Какой механизм формирования двигательного навыка лежит в основе «принципа доминанты» А.А. Ухтомского?

1) в формировании рабочих динамических стереотипов проявляются те же общие законы высшей нервной деятельности , что и при проявлении классического условного рефлекса, но в своеобразном выражении, которое придает им специфика трудовых процессов;

2) образование в ременных связей, посредством которых регулируется выполнение мышцами любого двигательного акта, в том числе производственного и спортивного;

3) выполнение физического упражнения осуществляется специфичной для него функциональной системой, которых может быть столько, сколько возможно качественно различных движений;

4) во время выполнения движения, являющегося для организма в данный момент главным, все подчиняется ему.
10. На каком основополагающем яв лении основывается применение средств физической культуры и спорта для профессиональной подготовки?

1) на эффекте тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвергались;

2) на автоматизации двигательного навыка и способности «…с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу»

3) на особенности развития общеадаптационного синдрома, согласно которому, наряду с повышением устойчивости к действию специфи ческого (вызывающего стресс) раздражителя обеспечивается повышение устойчивости и к целому ряду других стрессов;

4) выполнение физических упражнений может вызвать одинаковый уровень активизации функций органов и систем, что приводит примерно к одинаковым адаптационным перестройкам при относительной не­ зависимости от топографии мышечного сокращения и биомеханического характера упражнений

11. Какого вида переноса физических качеств не бывает?

12. Что такое профессиография?

1) научное решение проблемы соответствия человека и выполняемой им профессиональной деятельности;

2) совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий;

3) научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности работника;

4) сопоставление конкретных показателей физиче ской подготовленности различных групп испытуемых (обучаемых, специалистов), резко отличающих­ ся профессиональным мастерством.
13. Какое из приведенных определений соответствует определению понятия «профессия»?

1) исторически возникшие формы трудовой деятель­ности, для выполнения которых человек должен обла­дать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональ­но важные качества;

2) необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и разви­тия;

3) деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию;

4) все соответствуют.
14. Назовите что из перечисленного не является профессией?

4) слесарь.
15. Назовите что из перечисленного является специальностью?

16. Что из нижеприведенного не входило в классификацию профессий, предложенную Б.И. Загорским (1976)?

1) профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости;

2) профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

3) профессии, специфически осложненные внешни­ми условиями;

4) профессии, требующие постоянного максимально­го и субпредельного проявления определенных физиче­ских способностей.
17. Сколько групп профессий включает в себя классификация Ф.Т. Ткачева, наиболее информативная для целей профессионально-прикладной физической культуры?

4) 12.
18. Что не относится к классификационным требованиям, предъявляемых к профессиям (по В.А. Цауну)?

1) классификация должна охватывать весь диапазон профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях профессионального образования;

2) классификация должна учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки учащихся и студентов;

3) классификация должна учитывать сложности дифференцирования физической подготов­ки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру;

4) классификация должна учитывать уровень физического здоровья и физической подготовленности учащихся и студентов.
19. Что положено в основу общепринятой классификации профессий Е.А. Климова, наиболее часто используемой в практике профессионально-прикладной физической культуры?

1) тяжесть труда;

2) предмет труда;

3) напряженность труда;

4) требования к психофизиологическим качествам.
20. Что такое профессиограмма?

1) категория профессии, характеризующаяся этапами и уровнями;

2) программа деятельности специалиста по повышению уровня профессионального образования;

3) модельная характеристика, в которой представлены качества личности, знания, умения и навыки для успешного выполнения профессиональных функций;

4) оценка текущего уровня развития профессионально значимых качеств.
21. Какие разделы должна содержать в обобщенном виде профессиограмма для целей профессионально-прикладной физической культуры?

1) описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристикой типичных аварий и травм, организацией труда;

2) санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При том следует отмечать не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще;

3) раздел требований к физическим качествам, навыкам и психо физиологическим функциям как в процессе работы, так и в процессе профессионального обучения;

4) все перечисленные разделы.
22. Какие из перечисленных не относятся к общим (ключевым) компетенциям?

1) общенаучные (фундаментальные);

3) социально-личностные и коммуникативные;

23. Что составляет структуру компетентности любого специалиста?

1) специфические требования профессии к человеку, характер трудовых двигательных действий, внешние условия профессиональной деятельности;

2) профессионально важные качества, навыки и умения;

3) базовые умения и навыки, умение работать в коллективе, высокая мобильность;

4) способность применять навыки на практике, умение извлекать и анализировать информацию из различных источников, способность к адаптации к новым ситуациям.

24. Какое общепринятое определение понятия «профессионально важных качеств» было дано А.В. Карповым в 2005 году?

1) индивидуально психологические особенности, свойства человека, обусловленные конкретной профессиональной деятельностью и совершенствованием в ней;

2) качества, способствующие успешному овладению профессией, включенные в процесс деятельности, необходимые для успешного обучения и достижения нормативно приемлемой эффективности работы и карьеры;

3) это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью;

4) отдельные черты, свойства, качества индивида, соответствующие требования к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению ей.
25. Какие основные элементы, необходимые для реализации той или иной продуктивной деятельности выделяют в структуре профессионально важных качеств (ПВК)?

1) способности (как общие, так и частичные; как преимущественно врожденные, так и преимущественно социальные);

2) социально-психологические характеристики личности (интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими и др.)

3) знания и навыки;

4) все ответы верны.
26. Прикладные умения и навыки можно получить в процессе
1) общей физической подготовки;

2) духовного развития;

3) специализированных профессионально ориентированных занятий;
4) занятий оздоровительными видами физкультурной деятельности

27. Что включает в себя профессионально-прикладная физическая культура?

1) профессионально-прикладную физическую подготовку и производственную физическую культуру;

2) общую физическую подготовку;

3) психологическую и тактическую подготовку;

4) начальную предварительную подготовку в видах спорта.
28. Какое из определений относится к профессионально-прикладной физической подготовке?

1) специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией;

2) разновидность специальной физической подготовки (СФП), оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности;

3) специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности;

4) все.
29. Когда следует проводить профессионально-прикладную физическую подготовку?

1) в каникулярное время;

2) во внеучебное время;

4) в период прохождения учебных производственных практик.
30. Какие виды спорта входят в структуру профессионально-прикладной физической культуры?

1) массовый спорт;

2) прикладные виды спорта;

3) спорт высших достижений;

4) олимпийские виды.
31. Какой вид спорта относится к прикладным?

1) парашютный спорт;

3) стрельба из лука;

4) конный спорт.
32. Какие функции из перечисленных не имеют отношения к профессионально-прикладной физической культуре?

4) внутренние.
33. Что является задачей профессионально-прикладной физической культуры?

1) производство и преобразование ценностей профессиональной физической культуры , необходимых для всесторонней и гармонической подготовленности учащейся молодежи к учебной и профессиональной деятельности;

2) воспроизводство профессионального и культурного потенциала общества на основе обеспечения успешности процесса передачи общественного опыта за счет использования средств, форм и методов профессионально-прикладной физической культуры ;

3) создание прочной базы профессионально-прикладных знаний по формированию доминирующей направленности личности на преимущества профессионально-прикладной физической культуры в профессиональном и общественном становлении;

4) все перечисленное.

34. Какие из перечисленных не относятся к средствам профессионально-прикладной физической культуры?

2) естественные силы природы;

4) физические упражнения.
35. На какие две большие группы подразделяются методы профессионально-прикладной физической культуры?

1) общие и специальные;

2) общепедагогические и специфические;

4) психологические и локомоторные.


  1. подвижность нервных процессов;

3) координационные способности;

4) статическое равновесие.
38. В каком состоянии быстрее и полнее восстанавливается общая работоспособность?

1) в состоянии покоя;

2) в состоянии активного отдыха;

3) в состоянии пассивного отдыха;

4) в состоянии сна.
39. К какому виду физической подготовки можно отнести комплекс производственной гимнастики?

40. Профессионально ориентированные практические занятия физической культурой влияют на будущих специалистов следующим образом (верно все кроме):

Читайте также: