Прокурор с какого года должность

Опубликовано: 02.10.2024

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры


Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".


В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.


Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Органы прокуратуры в Российской Империи были учреждены на основании Указа Петра I от 12 января 1722 г. Указом Президента РФ от 29.12.1995 № 1329, эту дату провозгласили «Днем работника прокуратуры Российской Федерации», который отмечается каждый год, начиная с 1996. Прокуратура была учреждена для того, чтобы осуществлять гласный контроль (надзор) соблюдения законности центральными и местными органами государственной власти во время осуществления их деятельности, с чего и началась история прокуратуры в России.

Важна роль правового регулирования досталась Указу Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора». На его основании Генерал-прокурором, которого также называли «оком государственным» и «стряпчим о делах государственных», осуществлялся непосредственный надзор за высшим государственным органом страны – Сенатом, для того, чтобы он выполнял свои действия исключительно на основании регламента и императорских указов. У Генерал-прокурора было право на то, чтобы предлагать Сенату варианты принятия решений относительно вопросов, которые не были урегулированы правом.

Другими словами, он был наделен полномочиями в правотворческой сфере. У него в подчинении находились обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам Генерал-прокурор находился в подчинении исключительно у императора. Первый Генерал-прокурор – П.И. Ягужинский, осуществлявший свою деятельность с 1722 по 1736 года.

Полномочия прокурора

Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.

Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.

После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:

  1. сохранить «целостность власти установлений и интересов императорского величества»;
  2. наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
  3. истреблять взяточничество;
  4. осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются.

В судах прокуратуры была обязательной охрана «лиц беспомощных», включая глухонемых, несовершеннолетний и других.

На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.

Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.

После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.

Основные положения о прокуратуре

В 1862 году Государственным Советом были приняты Основные положения о прокуратуре, которые четко определяли ее назначение. Основная задача прокуратуры – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Данный основополагающий акт закреплял принципы того, как организовывается и осуществляет свою деятельность прокуратура: принципы единства и централизации органов прокурорского надзора, строгая подчиненность тех прокуроров, которые находились ниже, вышестоящим, независимость прокуроров от местных органов при принятии решения.

Генерал-прокурора и губернских прокуроров назначал и освобождал от должности император, а нижестоящих прокуроров – Генерал-прокурор Российской Империи.

После того, как в 1864 году были приняты судебные уставы, прокуратура сменила свое основное назначение в качестве органа – была надзорным, а переквалифицировалась в орган уголовного преследования. В то же время, на основании закона, прокурору было подчинено полицейское дознание, возложена обязанность ведения наблюдения производства предварительного следствия, которое сочетало в себе руководство действий судебного следствия и надзор законности его действий, решений. На основе Устава уголовного судопроизводства у прокуроров было право на то, чтобы присутствовать во время осуществления всех следственных действий, на дачу показаний следователям, на требование проведения дополнительных расследований. После того, как предварительное следствие подходило к концу, прокурором представлялось заключение о том, должен ли предаваться обвиняемый суду, излагая его как обвинительный акт.

Хоть прокурорами и занималось место в суде, но они не были подконтрольны им. Даже напротив, у прокурора была обязанность наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства, принимал участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения, а также направлять характеристику судей в министерство юстиции. Во время того, как суды рассматривали уголовные дела, прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, ими могли приноситься кассационные и апелляционные протесты по отношению к незаконным и необоснованным решениям суда, осуществлялся контроль исполнения приговоров. Также ими осуществлялся надзор соблюдения законности в местах, где заключенные отбывали наказание, назначенное судом. Во время того, как рассматривались гражданские дела, у прокуратуры быль только законоохраная функция.

Таковой прокуратура была до 1917 года, до того, как общественная формация в России сменилась при помощи революции. Тогда прокуратура была упразднена на основании Декрета СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде».

Датой, когда прокуратура в России снова начала существовать, считается 28.05.1922 года – на 3 сессии ВЦИКа было утверждено Положение о прокурорском надзоре. На основе данного положения на прокуратуру были возложены такие задачи:

  1. осуществление от имени государства надзора законности действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;
  2. опротестование постановлений и распоряжений, которые противоречат закону;
  3. надзор деятельности органов, которыми производится расследование;
  4. поддержание государственных обвинений в суде;
  5. наблюдение за тем, чтобы заключенные содержались правильно.

Пост председателя прокуратуры занимал Прокурор Республики, также являющийся Народным Комиссаром Юстиции. В плане организации, прокуратура была частью Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор Республики на основании Положений назначал, перемещал и отстранял от должности других прокуроров.

На основании данного Положения о прокурорском надзоре осуществлялось регулирование всех вопросов относительно того, как организовывалась и осуществлялась деятельность прокуратуры. Также в нем не было норм, которые определяли отличительные черты организации военной прокуратуры, каков должен быть порядок осуществляемой ею деятельности, специфика функций и решаемые ею задачи. Данные вопросы закреплены в специальных нормативных актах, включая Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, который был введен в действие на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года, где была определена структура военной прокуратуры, задачи, которые перед ней ставятся и были раскрыты полномочия, имеющиеся у каждого, из военных прокуроров.

Особенность того, как развивалось законодательство прокурорского надзора заключалась в следующем: на протяжении длительного времени структура прокуратуры, наличие функций и полномочий прокуроров регулировались на основании законодательства о судоустройстве.

Огромное значение для того, как развивался прокурорский надзор, имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которое было утверждено на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 года. На основании указанного Положения, у Прокурора Верховного Суда были полномочия на управление деятельностью прокуроров и возглавление надзора законности деятельности ОГПУ в союзном масштабе. Некоторые полномочия, которые были у Прокурора Верховного Суда Союза ССР были распространены на прокуроров союзных республик, они не подчинялись ему. Прокуратура союзных республик была построена с применением основ централизации и все нижестоящие прокуроры подчинялись Прокурору Республики.

Следующий шаг в том, чтобы законодательство о прокурорском надзоре развивалось – это Положение о прокуратуре Союза ССР, которое было утверждено постановлением ЦИК СССР под номером 84 и СНК СССР под номером 2621 от 17 декабря 1933 года. На основании данного Положения в Прокуратуре СССР для того, чтобы непосредственно руководить органами военной прокуратуры, была образована Главная военная прокуратура, во главе которой стоял Главный Военный Прокурор – старший помощник Прокурора СССР. Прокуратуру вывели и Верховного Суда СССР и учредили в качестве самостоятельного органа. Не смотря на это, всех прокуроров союзных республик оставили в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.

Структура прокуратуры СССР

На основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СССР» всех органов прокуратуры выделили из системы народного комиссариата юстиции, завершив этим ее централизацию. В соответствии с постановлением ЦИК от 5 ноября 1936 года утвердили структуру Прокуратуры Союза ССР, в составе которой оставили:

  1. Главную военную прокуратуру;
  2. Главную прокуратуру железнодорожного транспорта;
  3. Главную прокуратуру водного транспорта;
  4. отделы общего надзора;
  5. уголовно-судебные отделы;
  6. гражданско-судебные отделы;
  7. следственные отделы;
  8. отделы, специализирующиеся на специальных делах;
  9. отделы по надзору мест заключения;
  10. другие подразделения, имеющие организационный и управленческий характер.

Большое значение для дальнейшего развития законодательной базы прокурорского надзора имело утвержденная на основании постановления Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05 декабря 1936 года Конституция (Основной Закон) СССР, в 113 стаьте которой на Генерального прокурора Союза ССР был возложен высший надзор точного исполнения законов в лице всех министерств и учреждений, которые являются их подведомственными, должностных лиц и граждан Союза ССР.

Прокуратуру выделили в качестве самостоятельной, единой, строго централизованной системой государственных органов, которая осуществляла свою деятельность вне зависимости от влияния местного органа власти и которая находилась в подчинении исключительно у Генерального прокурора Союза ССР.

Принципы единства, централизации и того, что прокурорский надзор не зависит от местной власти были закреплены в Конституции.

Следующий этап развития законодательства прокурорского надзора – Положение о прокурорском надзоре в СССР, которые было утверждено в лице Президиума Верховного Совета СССР 24.05.1955 года. Оно было издано на базе Конституции СССР от 1936 года и конкретизировало функцию высшего надзора относительно его основных отраслей, определяя правовые средства для того, чтобы осуществлять прокурорский надзор.

На основании данного Положения все прокуроры были обязаны опротестовывать все приказы и правовые акты, которые противоречили закону, включая необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов. В их обязанности также входило внесение в государственные и общественные организации представлений по поводу устранения нарушений закона и причин, которые могли способствовать данным нарушениям.

Военная прокуратура

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года под номером 558-VII было утверждено новое Положение о военной прокуратуре, определяющее задачи, которые стояли перед военной прокуратурой и закрепляло полномочия, которые имели военные прокуроры и военные следователи, способствовало раскрытию информации о том, как организуется и комплектуется военная прокуратура.

Основополагающие положения прокурорского надзора закреплены в Конституции (Основном Законе) СССР, которая была принята в лице Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 года. Она, в отличие от Конституции СССР от 1936 год дает подробный перечень органов, прокурорский надзор точности и единообразность законов которых осуществлялся прокурорами на основании 164 статьи. В 168 статье Конституции Союза ССР от 1977 года закреплена информация о том, что прокуратурой ее полномочия осуществляются вне зависимости от местных органов власти, и находится в подотчетности только у Генерального прокурора СССР. Данной Конституцией определяется в каком порядке назначается, кому подотчетен Генеральный прокурор СССР и каков срок дейтсвия его полномочий, включая порядок того, как назначаются нижестоящие прокуроры. Конституциями союзных и автономных республик были воспроизведены положения, которые провозгласила Конституция СССР от 1977 года.

Общесоюзный законодательный акт, который регулирует прокурорский надзор – Закон Союза ССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР». Это акт комплексного регулирования, содержащий нормы, которые определяют организацию и деятельность прокуратуры, включая военную. Он конкретизирует задачи и основные направления организации деятельности прокуратуры.

На основании закона на органы прокуратуры возлагается координация деятельности любого правоохранительного органа по борьбе с преступлениями и другими видами правонарушений; определяется, что прокуроры во время решения задач по укреплению законности ведут совместную работу с Советами народных депутатов, другими видами государственных органов, общественных органов и трудовых коллективов, могут опираться на помощь граждан СССР.

В отличие от Положения о прокурорском надзоре в СССР, который действовал ранее, Закон «О прокуратуре Союза ССР « более четко смог определить полномочия военных прокуроров, и не только, которые применимы относительно всех отраслей прокурорского надзора, уточнил сроки того, как рассматриваются акты по прокурорскому надзору и предусмотрен обязательность исполнения в лице органов и должностных лиц требований прокуроров по поводу устранения нарушений закона, их причин и условий, которые были выявлены прокурором, также это касается предоставления актов и другой документации, материалов и данных относительно проведения проверок, ревизий, выделения специалистов, по поводу явки в прокуратуру и предоставлению объяснений о нарушениях закона и другие.

Законом «О прокуратуре СССР» впервые было установлено, что если прокурор приносит протест на акт, который предусматривает нарушения законом прав и свобод граждан, и в других подобных случаях это может приостановить действие данного акта до того, как будет рассмотрен протест, в соответсвии с 25 статьей.

Во втором разделе Закона «О прокуратуре СССР» закрепляется система того, как должны функционировать органы прокуратуры и какую внутреннюю структуру они должны иметь, включая полномочия Генерального прокурора СССР относительно руководства в органах прокуратуры, в каком порядке должны назначаться прокуроры, какие требования должны быть предъявлены к лицам, которые претендуют на должность прокурора или следователя.

Президиумом Верховного Совета СССР 29.05.1980 было принято постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.10.1980 № 3187-Х утвердил Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1981 № 5403-Х в развитие Закона «О прокуратуре СССР» утвердили Положение о военной прокуратуре, которое закрепляло задачи и главные направления работы военной прокуратуры, то, по каким принципам она должна быть организована, включая порядок назначение и размеры полномочий военный прокуроров и следователей и другие вопросы.

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП. Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года. Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти - Съезда народных депутатов и ВС РФ - неконституционным. При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999). В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991). В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции. 5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября - 4 октября 1993 года. Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности "всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома". 26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО "Лефортово" и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией. 26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о. генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск. 8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, нефтяная компания "Балкар-трейдинг", которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет. В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам. Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ. Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля ("дело Mabetex") и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля. В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% голосов избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи. В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года - генеральный прокурор РФ. Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки "Курск", о контрабанде мебели в торговых центрах "Гранд" и "Три кита", дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др. Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым. Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 - н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле - августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство - Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

10 фактов - как становятся прокурором: где учиться профессии, сколько зарабатывает и чем занимается

Прокурор сегодня – это престижная и чаще всего прибыльная профессия. Многие выпускники школ хотят пойти учиться на эту профессию, рисуя в своем воображении восстановление справедливости, почести и другие романтичные картины. Но так ли с данной профессией все радужно и романтично? Разберемся вместе в нашей статье.

Чем занимается прокурор и его функции

Прокуратура – это гос.орган, который от имени РФ осуществляет надзор за правильным исполнением правил Конституции РФ и выполнением законов всеми гражданами нашей страны, а также министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.

Таким образом, каждый работник системы следит за тем, чтобы права человека были соблюдены и наказывают тех, кто их нарушает. Если гражданин видит, что его права не соблюдают или нарушают, он должен обращаться в прокуратуру, и там уже будут проверять факт нарушения прав и осуществлять наказание тех, кто их нарушил.

Прокурор – это главный суд.представитель стороны Обвинения. В суде он выполняет функции обвинителя. Он в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование.

Считается, что данная профессия особо опасна, так как она напрямую связана с раскрытием мошеннических и коррупционных схем, расследованием превышения полномочий чиновниками и нарушением Закона очень влиятельных людей. Нередки случаи попыток оказывания давления на государственных обвинителей влиятельными людьми, угроз и запугиваний. Это профессия, требующая стойкости и честности.

Права и обязанности

Большинство рабочего времени эти сотрудники проводят за бумажной работой в офисе, однако часто возникает необходимость выезда на место происшествия для сбора оперативной информации и доказательной базы.

В список обязанностей входит:

  • Участие в судебных процессах.
  • Контроль за исполнением судебных приговоров.
  • Сбор и проверка информации по делу.
  • Расследование административных правонарушений.
  • Работа в жалобами и обращениями физ.лиц.
  • Проведение следственных мероприятий для сбора полной и достоверной информации по делу.

Прокурор должен уметь не просто собрать улики, но и найти нужных свидетелей, так как совокупность доказательств – это самое выигрышное оружие в этой сфере деятельности.

Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская

Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская

Стоит понимать, что данная должность накладывает серьезные ограничения на жизнь того, кто ее выберет. Во-первых, он не имеет права вести любую предпринимательскую или политическую деятельность, а также работать в коммерческих структурах. Такие ограничения связаны с тем, что это может негативно сказаться на беспристрастности сотрудника (а это одно из главных его обязанностей).

Права:

  • Беспрепятственное вхождение на территории и в помещения любых органов и структур для осуществления своей деятельности.
  • Получение доступа к любым документам и материалам для проверки исполнения Закона (при поступлении информации о фактах нарушения).
  • Вызов любых должностных лиц и граждан для пояснений по делу.
  • Освобождение своим постановлением тех лиц, которые незаконно подверглись задержанию на основании решений несудебных органов.
  • Опротестование решения суда, если оно противоречит закону.
  • Требование от должностных лиц исполнения требований прокурора.

Во время судебного процесса он состязается с адвокатом обвиняемого. Это сложный процесс, так как в российском законодательстве имеется закон о презумпции невиновности – то есть любое недоказанное правонарушение считается несовершенным до доказания обратного.

Необходимые качества

  • Пожалуй, самым важным качеством для работы в этой профессии является честность. Данная профессия очень подвержена соблазнам взяток за «закрытие глаз» на нарушения закона.
  • Острый ум и хорошая память.
  • Аналитический склад ума.
  • Умение организовывать рабочий процесс и собственный рабочий график.
  • Целеустремленность и уверенность в себе.
  • Находчивость, умение находить решение в самых нестандартных ситуациях.
  • Стрессоустойчивость.

Трудоустройство — где может работать прокурор

Начнем с того, что это должность, а не профессия. Профессией его является юрист. Стать прокурором сложно, поэтому тем, кто уже им стал – открыты дороги во многие структуры:

  • Суды
  • Органы МВД
  • Следственный комитет
  • Государственная прокуратура (территориальные органы, транспортная и природоохранная прокуратура, надзор за соблюдение законов в исправительных структурах).
  • Преподавательская деятельность в ВУЗах и колледжах. .
  • Юрист в любой компании.

Другие должности в прокуратуре

Иерархия в прокуратуре следующая:

  1. Сам прокурор
  2. Его заместители (их обычно несколько, для каждого направления надзора отдельный заместитель)
  3. Старший помощник и помощник (их много)
  4. Различные должности государственно-гражданской службы (секретарь, заведующий канцелярией, архивариус, водитель).

Чем занимается прокурор и его функции

Зарплата прокурора в России и за рубежом

Получить эту должность сразу после окончания института невозможно, первым шагом на пути к карьере станет должность помощника. А если он хорошо себя проявит и наберется опыта – тогда уже есть шанс стать полноправным и высокооплачиваемым специалистом.

Стоит приготовиться к тому, что карьера в той области строится долго, но результат оправдывает средства. Самой высшей должностью в этой сфере деятельности является Генеральный прокурор РФ.

Зарплата прокурора в России и за рубежом

  • Средняя зарплата прокурора в России – 50000-70000 рублей в месяц. Стоит понимать, что хорошие сотрудники могут зарабатывать намного больше. Генеральный прокурор РФ получает примерно 500000 рублей в месяц.
  • В Америке они получают в среднем 8000 долларов в месяц.
  • В Германии (Берлине) – 5000-6000 евро.

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы (в евро):

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы

Таблица годовых заработков прокуроров в странах Европы

Плюсы и минусы профессии

К плюсам работы можно отнести:

  • Наличие множества полезных связей
  • Высокая зарплата
  • Востребованность на рынке труда
  • Быстрое продвижение по карьерной лестнице, при наличии необходимых качеств
  • Достаточно нормированный график работы

Минусов тоже немало:

  • Работа нервная и очень ответственная
  • Необходимо постоянно повышать свою квалификацию, проходить обучение и прокачку своих знаний
  • Необходимо быть очень общительным, много контактировать с людьми (но для кого-то это может быть и плюсом)
  • Профессия опасна – часто на них сыпятся угрозы и шантаж
  • Сразу получить эту олжность нельзя, необходим пройти карьерную лестницу
  • Высокая конкуренция
  • Предвзятое отношение со стороны общества
  • Бюрократизм.

Где учиться на прокурора в России

Для устройства на подобную должность необходимо закончить ВУЗ по специальностям:

  1. Юриспруденция.
  2. Правоохранительная деятельность
  3. Правовое обеспечения нац.безопасности.

Все эти специальности можно получить в любом институте МВД или Минобороны, а также в любом другом юридическом ВУЗе. Самыми престижными ВУЗами для получения этой профессии считаются:

  • Юр.факультет МГУ
  • Московская гос.юридическая академия
  • Юр.факультет университета Спб
  • РУДН
  • Новосибирский юр.институт
  • МГИМО.

Каждый выпускник юр.факультета имеет возможность работать на данной должности.

ТОП-14 институтов ФСБ в России 2020: смотреть все.

Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса

Необходимо высшее юридическое образование. Значит, нужно поступить в ВУЗ после 11 класса и проучиться там 5 лет. После 9 класса можно поступить в юридический колледж, а затем уже в ВУЗ – в этом случае процесс получения высшего юридического образования займет больше времени, зато поступить в институт после колледжа гораздо проще.


Как становятся криминалистами, сколько они получают и стоит ли обучаться этой профессии


Профессия Кинолог: кто это такой, чем занимается, где учиться и работать


Работа полицейским: 12 занимательных фактов о том, как обучиться и начать работать в полиции


Кому положена социальная стипендия в 2020 году — размер и последние изменения



Колледж и школа полиции для выпускников 9 и 11 класса: все о поступлении и учебе

Работать в прокуратуре мечтают многие молодые люди, которые решили связать свою карьеру с юриспруденцией. Однако, несмотря на то, что деятельность прокурора связана в основном с бумажной работой, эта профессия считается одной из самых опасных.

Прокурор занимается раскрытием коррупционных сетей, а в сферу его деятельности попадают противозаконные действия очень влиятельных и высокопоставленных людей. В данной статье раскрываются тонкости этой непростой профессии, пути карьерного роста. варианты обучения и "подводные камни", с которыми может столкнуться человек, желающий пойти работать в прокуратуру.

Прокурор: кто это такой?

В первую очередь, прокурор - государственный служащий. Его основные должностные обязанности и область работы регулируются Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).

Основная задача прокурора - представлять сторону обвинения в судебных процессах. Также прокурор уполномочен следить за соблюдением законодательства и выполнением правовых норм.

Основные обязанности профессии

По долгу службы прокурор занимается:

  • участием в гражданских и уголовных судебных делах;
  • опротестованием незаконного решения суда;
  • проверкой документов и актов и возбуждением разбирательства в суде, если возникли сомнения в законности;
  • расследованием нарушений административного законодательства и инициацией производства по ним;
  • контролем исполнения приговоров суда;
  • надзором за соблюдением законов.

Помимо этого, прокурор выполняет следующие обязанности:

  • Участвует в правотворческой деятельности. По тому же Федеральному закону № 2202-1 прокуроры субъектов РФ имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, российского Правительства, законодательных и исполнительных органов и органов местного самоуправления.
  • Работает с гражданами. Любой человек может обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушение его прав или преступные действия, свидетелем которых он является. Прокурор обязан рассмотреть обращение и при необходимости дать делу законных ход.
  • Занимается профилактической работой. Сотрудники прокуратуры регулярно участвуют в заседаниях круглых столов, разъясняющих встречах, мероприятиях, посвященных работе с молодежью.

Основная деятельность

Роль обвинителя в суде. Эту деятельность можно поделить на несколько этапов:

  • Досудебная работа с материалами дела. Прокурор изучает документы следствия, полностью вникает в расследование преступления, делает свои выводы. Именно прокурор принимает решение об отправке дела в суд. Если улик недостаточно или выявлены нарушения в их сборе, прокурор имеет право назначить дополнительное расследование.
  • Участие в судебном процессе. В период заседаний прокурор призван представлять сторону обвинения. Его правовым оппонентом во время судебного процесса является адвокат. Основная задача прокурора - не допустить, чтобы преступник остался безнаказанным. Для этого он обязан досконально изучить доказательную базу и составить подкреплённую законом точку зрения. В итоге - грамотно и аргументировано представить ее перед присяжными и судьей.
  • Действия после приговора. Иногда прокурор выражает несогласие с решением суда. В таком случае он имеет право его опротестовать.

Контролирующие полномочия

Прокурор контролирует законность действий:

  • правовых и следственных структур;
  • исправительных учреждений;
  • государственных органов.

Каковы полномочия?

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" определяет и полномочия прокурора. Им посвящена статья 22 данного законодательного акта.

Предъявив удостоверение, прокурор имеет право присутствовать в помещениях:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Следственного комитета РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления;
  • органов военного управления;
  • органов контроля;
  • мест принудительного содержания
  • иных коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор может произвести проверку соблюдения законодательства, ознакомиться с необходимыми документами и материалами. Должностные лица обязаны эти материалы ему предоставить, так же, как и статистику, отчеты, документы, связанные с работой учреждения или фирмы.

Прокурор уполномочен вызвать на беседу любого гражданина или должностное лицо и потребовать объяснения по поводу нарушение законодательства.

Еще одно право прокурора - возбуждение производства по административным правонарушениям и привлечение нарушивших закон к административной ответственности.

В случае выявления нарушения закона прокурор соответствующим постановлением может освободить граждан, которые незаконно были административно задержаны решением несудебных органов.

Прокурор вправе обязать должностные лица провести проверку или ревизию. и они обязаны незамедлительно приступить к выполнению его указания.

Как стать юристом?

Первое и основное условие - получение юридического образования. Но еще до того, как сделан первый шаг на пути к прокурорской карьере, нужно очень четко представлять себе все тонкости этой профессии и свои возможности.

Прокурор - это не только почет и полномочия, это еще и огромная ответственность.

Необходимые личностные качества

  • Умение мыслить аналитически.
  • Отличная память. Способность запоминать официальные данные, мельчайшие тонкости законов, все обстоятельства дела, которое находится под контролем.
  • Спокойствие и выдержка. Способность справляться со стрессом в любых ситуациях.
  • Знание психологии, умение не вестись на манипуляции. Прокурор не должен дать себя запутать или разжалобить.
  • Дисциплинированность. Закон, та сфера, где от каждого участника требуется четкая работа и действия в согласии с остальными участниками судебного процесса.
  • Ответственность. Почет и уважение, которое получают профессионалы прокуратуры, обусловлены во многом их умением отвечать за свои слова и свои действия и четко выполнять возложенные на них обязательства.
  • Исполнительность. Важная миссия, возложенная на прокурора, требует быть всегда готовым встать на путь защиты законности и не сойти с этого пути. Эта сфера не приемлет забывчивости, лени, рассеянности.
  • Уверенность в себе. Прокурор всегда должен помнить, что для граждан он олицетворяет законность. защиту их прав и свобод. Поэтому он просто не может быть растерянным, неуверенным и беспокойным.
  • Коммуникабельность. По роду деятельности прокурору приходиться общаться с самыми разными людьми и характер взаимодействия зачастую носит конфликтный и стрессовый оттенок. Задача прокурора - гасить конфликт и выводить общение в правовые рамки, чтобы все участники судебного процесса действовали, руководствуясь не эмоциями, а законом.

Как стать юристом девушке?

Несмотря на то, что сфера юриспруденции среди обывателей считается чисто мужской, в органах прокуратуры различных стран успешно трудятся или трудились женщины. Так, заслуженный юрист РФ

Юрий Синельщиков в своей статье "Женщины в прокуратуре" отмечает, что московские органы прокуратуры традиционно на 50% состояли из представительниц прекрасного пола.

Еще одним примером может служить успешная карьера прокурора Крыма Натальи Поклонской. Если изучить кадровый состав российских прокуратур, можно найти немало ее коллег по профессии и полу.

Для того, чтобы стать прокурором, девушке, так же, как и юноше, открыты все дороги в юридические вузы и к дальнейшему построению карьеры.

Учебные заведения прокуратуры

  • Университет прокуратуры Российской федерации. Основной корпус располагается в Москве. При университете действуют институты в Петербурге, Иркутске, Крыме и Казани.
  • Институт прокуратуры. Созданные по инициативе генпрокуратуры в 1996 году три структурных образования в Московском и Уральском государственном юридическом университете и в Саратовской государственной юридической академии.

Эти учебные заведения целенаправленно занимаются подготовкой и повышением квалификации прокурорских кадров. Ежегодно предоставляются бюджетные места. ведется целевой набор.

Карьерная лестница

Образовательный этап надо начинать с вуза, где предоставляется юридическое образование. Во время учебы необходимо не только постигать тонкости профессии, но и изучить потенциальный кадровый рынок. Для многих студентов первые шаги к карьере могут начаться уже с практики, где они получают хороший шанс продемонстрировать свои навыки сотрудникам прокуратуры.

Следующий самый оптимальный этап - устроиться помощником прокурора.

Прокурорами становятся и после опыта работы в следственных органах. Надо только помнить, что путь к прокурорскому креслу открыт только самым способным и усердным юристам.

Действующие прокуроры тоже совершают карьерный рост, вершиной которого считается работа в Генеральной прокуратуре России.

Где учатся на прокурора?

Чтобы стать прокурором совсем необязательно поступать в один из небольшого числа подведомственных прокуратуре вузов. Доступ к этой профессии предоставляет любой юридический университет или институт, либо учебные заведения, где есть соответствующая кафедра.

Однако, и в родном городе можно получить достойное юридическое образование, все зависит только от усилий студента, а не от престижности "корочек".

Если речь идет о более редкой карьере военного прокурора, то надо выбирать вуз военной направленности, к примеру, Военный университет Министерства обороны РФ.

Сколько длится учеба?

У многих возникает вопрос - можно ли стать прокурором лишь при наличии диплома бакалавра. Часть 1 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», гласит, что прокурорами могут быть граждане, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. А согласно части 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», бакалавриат также считается высшей ступенью.

Сразу после вуза стать прокурором не получиться.

  • окончание 11 классов общеобразовательной школы;
  • поступление на юридическую специальность;
  • 4 года бакалавриата;
  • при необходимости и желании 2 года магистратуры;
  • не менее пяти лет опыта работы на юридическом поприще.

Так что, потребуется около 10 лет. Правда, обучение в магистратуре можно совместить с работой помощником прокурора или реализовать иные варианты для сокращения этого срока.

Какие предметы нужно сдавать?

При поступлении на юридическую специальность абитуриент традиционно сдает:

  • историю;
  • русский язык;
  • обществознание.

В некоторых учебных заведениях и на ряде специальностей этот список может быть расширен:

  • математикой;
  • иностранным языком;
  • информатикой.

В военных вузах также проверяется физическая подготовка.

Кстати, при поступлении на любую должность в органах прокуратуры также сдается квалификационный экзамен, где проверяются профессиональные навыки кандидата.

Читайте также: