Какой путь может быть использован для достижения гармонии между человеком и профессией

Опубликовано: 02.10.2024

4. Назовите одну из отраслей тяжелой промышленности, производящую всевозможное оборудование, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию:
а) Машиностроение +
б) Индустрия
в) Автоматизация

5. Профессия этого человека заключается в помощи в выборе фасона изделия, зарисовки выбранного варианта, снятии необходимых мерок и т.д.:
а) Портной
б) Швея
в) Закройщик +

6. Человек этой профессии умеет готовить различные виды теста, кремы, начинки, шоколадные массы:
а) Повар
б) Кондитер +
в) Пекарь

7. Какая отрасль народного хозяйства обеспечивает обращение товаров и их движение из сферы производства в сферу потребления:
а) Продажа
б) Коммерция
в) Торговля +

8. Это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные:
а) Ресторан +
б) Бар
в) Кафе

9. Это технологии, преобразующие живой, творческий процесс в продукт – произведение, в момент приобщения к котором другие люди вступают в контакт с его творцом:
а) Искусство
б) Театр
в) Арттехнологии +

10. Назовите искусство, которое отображает мир с помощью пластических поз, танцевальных движений, жестов, мимики артистов:
а) Гимнастика
б) Хореография +
в) Фигурное катание

11. Особенности этой технологии, это высокая плотность потока излучения в зоне обработки, дающая необходимый термический эффект за короткое время (длительность импульса 1 мсек и менее):
а) Лазерные технологии +
б) Волоконная оптика
в) Плазменные технологии

12. Как называется человек, занимающийся единством внешнего вида и предназначения объекта, соблюдая его эстетическую привлекательность и если получится, функциональность:
а) Проектировщик
б) Дизайнер +
в) Архитектор

13. Профессиональные качества человека, работающего в этой сфере, это высокий уровень аналитического мышления, большой объем долговременной памяти, терпеливость, наблюдательность:
а) Наука +
б) Юриспруденция
в) Образование

14. Ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями:
а) Борьба
б) Соперничество
в) Конкуренция +

15. Этот человек – социальная фигура, без которой рыночная экономика будет малоэффективной:
а) Предприниматель +
б) Администратор
в) Владелец

16. Вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта:
а) Специальность
б) Профессия +
в) Работа

17. Этой современной технологии присущи: высокий научно-технический уровень, научно обоснованная структура посевных площадей, система севооборотов и внесения удобрений, система мер по защите почвы от эрозии:
а) Плодоводство
б) Растениеводство
в) Земледелие +

18. Термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности:
а) Реализация
б) Продукция +
в) Поставка

19. Человек этой профессии, лицо, которое вывело, выявило и усовершенствовало сорт растения, породу животного или штамм микроорганизма:
а) Лаборант-эколог
б) Зооинженер
в) Селекционер +

21. Это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты:
а) Зарплата +
б) Доход
в) Профит

22. Предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности:
а) Мечта профессиональной деятельности
б) Цель профессиональной деятельности +
в) Итог профессиональной деятельности

23. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество отдыха
б) Замкнутость
в) Окружение +

24. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Наименование труда
б) Обстановка +
в) Абстрагированность

25. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Количество проделланой работы
б) Количество отдыха
в) Условия отдыха и работы +

26. Одна из особенностей, присущая профессиональной деятельности:
а) Абстрагированность
б) Объект и предмет труда +
в) Наименование труда

27. Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания:
а) Ее содержания +
б) Мира
в) Жизнедеятельности

28. Профессиональная деятельность появилась с возникновением таких отношений:
а) Философских
б) Дружеских
в) Товарно-денежных +

29. Профессиональная деятельность тесно связана с такой культурой:
а) Технологической +
б) Массовой
в) Предпринимательской

30. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности:
а) Объединение труда
б) Разделение труда +
в) Выбор труда

Взаимосвязи компонентов в целостной структуре способ¬ности к деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Возможность противоречий между свойства¬ми индивида и отношениями личности в характеристике способ¬ностей отметил В. С. Мерлин. Он показал, что уровень способ¬ностей зависит от характера связей между тем и другим. Если свойства индивидуума противоречат отношениям личности, то уровень способностей снижается. Наоборот, когда эти противо¬речия преодолеваются и достигается соответствие между свой¬ствами индивидуума, необходимыми для данной деятельности, и положительным отношением к ней, уровень способностей мак¬симально повышается. При этом В. С. Мерлин подчеркивает, что уровень способностей определяется не просто наличием или отсутствием таких противоречий. Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями лич¬ности—необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статич¬ность способностей. Уровень способностей определяется сте¬пенью разрешимости таких противоречий [67, с. 41].

Для иллюстрации противоречия, вытекающего из отсутствия интереса к деятельности при наличии необходимых индивиду¬альных свойств, в психологической литературе обычно ссыла¬ются на известных ученых, способности которых проявились лишь после того, как отрицательное отношение к учению вообще или к определенной области знаний сменилось у них интересом к последним. Но, вероятно, значительно чаще в жизни встре¬чается другое противоречие: между положительным отношением к той или «ной профессии и наряду с этим какими-то изъянами в структуре профессионально значимых свойств.

Преодоление этого противоречия может осуществляться раз¬личными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свейство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Можно вспомнить Демос¬фена, развившего свои ораторские способности, или генералис¬симуса Суворова, преодолевшего природную хрупкость своего организма.

Менее яркие, но достойные не меньшего уважения примеры мы встречаем на каждом шагу. Вероятно, в той или иной сте¬пени такое преодоление имело место в любой трудовой био¬графии.

Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с по¬мощью различных сочетаний свойств. Этого не понимали психо¬техники и попадали впросак. Можно привести пример, когда они отнесли к потенциальным аварийщикам машиниста шахт¬ной клети, много лет проработавшего без единой аварии. Да, при тестировании этот машинист мог плохо выполнить какое-то важное задание, однако высокий уровень развития других функций компенсировал обнаруженный недостаток. Ибо в любой профессиональной деятельности участвует целостная человеческая личность, а не какая бы то ни было отдельная психическая функция.

Яркий образец профессиональной компенсации приводит В. Г. Местников, исследовавший профессию разметчика [66]. На рис. 2 показана степень выраженности профессионально значимых свойств у двух разметчиков высокого класса и одного менее успешного. У разметчика А почти все свойства распола¬гаются в оптимальной зоне, у разметчика Б—-га потенциальной (при более высоком развитии сенсомоторных свойств). Размет¬чик В при сравнительно низком уровне такого важнейшего для этой профессии свойства, как глазомер, добивается прекрасных производственных результатов за счет ВЫСОКОГО развития аттенционных свойств (объем, концентрация, переключение внима¬ния) и, по-видимому,— умения работать с измерительными ин¬струментами (см. Приложение 2).

Совокупность приемов и способов деятельности, обусловлен¬ная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности [47, с. 48]. Компенсирующие возможности индивидуального стиля по отношению к типологическим свойствам нервной систе¬мы будут рассмотрены в гл. 4, здесь отметим только, что воз-можности эти не беспредельны.

Наряду с компенсацией одних свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Не случайно Б. М. Теплов. в приведенном выше определении способностей подчеркивает их несводимость к умениям и навыкам. В реальных условиях бывает трудно установить, что лежит в основе успешности — способности или сформированные профессиональные умения. Поэтому потребо¬валось сформулировать критерии, по которым определяют, что успех деятельности зависит не только от знаний, умений и навы¬ков, но и от способностей. Широким признанием в качестве такого критерия пользуется перенос высоких результатов на новые задачи, сходные с разрешавшимися ранее не последова¬тельностью способов действия, а требованиями к тем же психи¬ческим свойствам человека <67, с. 9].

В. С. Мерлин отмечает также, что умения и навыки «могут быть очень существенным условием успеха деятельности, но они совершенно недостаточны для того, чтобы определить творче¬ский ее характер, выражающийся в продуктивных индивидуаль¬ных приемах и способах выполнения» [67, с. 13].

Навыки могут маскировать отсутствие того «ли иного свой¬ства в структуре способностей или заменять его. Однако успеш¬ность приобретения знаний, умений и навыков сама в свою оче¬редь зависит от способностей. Поэтому одним из важных при¬знаков способностей советская психология считает обучае¬мость [65].

Внутри любой профессии могут быть рабочие посты и зада¬ния, где для работы необходимы различные 'свойства психики. Например, в одну и ту же научную библиотеку могут быть направлены выпускницы одного института, но часть из них должна будет работать на выдаче, с читателями, где особенно высокие требования предъявляются к особенностям общения специалиста, а другая попадет в отдел подготовки и будет рабо¬тать не с людьми, а с заявками, (каталогами, другой докумен¬тацией. Поэтому среди способов наилучшего использования потенциальных возможностей работника следует назвать подбор рабочих постов и заданий, соответствующих структуре его спо¬собностей.

Исследование В. Н. Келасьева показало, что продавец-ин¬траверт в начале своей профессиональной деятельности испы¬тывает во время общения с покупателями чувство робости, скованности. Часто этот процесс носит затяжной, длительный характер. Вероятно, с этим связана и более низкая удовлетво¬ренность своим трудом, отличающая интравертов, успешно овладевших профессией продавца и имеющих уже достаточный опыт работы. Экстраверт же, овладевая профессией продавца, почти свободен от симптомов тревоги, связанной с общением. Но экстраверт хуже, чем интраверт, переносит неизбежно встре-чающиеся в профессии продавца периоды однообразия. Отсюда вытекает рекомендация о таком распределении продавцов по рабочим местам, в результате которого интраверты работали бы в более однообразных условиях, а экстраверты принимали бы на себя основную «нагрузку» общения [44, 45].

Рассмотренные способы устранения противоречий между возможностями человека и его интересом к профессии могут использоваться одновременно или порознь, притом с различной степенью осознания. В процессе профессиональной подготовки и на первых порах профессиональной адаптации от педагогов м психологов во многом зависит, найдет ли будущий профессио¬нал пути приспособления своих возможностей к требованиям профессии и как скоро это произойдет.

Однако не во всех случаях указанное противоречие может быть разрешено до конца, иногда оно и вовсе неразрешимо. Если в силу недостаточного развития какого-либо свойства индивидуума человек не в состоянии добиться в данной дея¬тельности таких результатов, которые бы его удовлетворяли, то он снижает уровень своих притязаний до тех пор, покуда достигнутые им результаты не приходят в большее соответствие с его возможностями. В других случаях прежнее положительное отношение к деятельности может смениться отрицательным. Иногда противоречие разрешается тем, что вместо неудовлетворяемого положительного отношения к данной деятельности фор¬мируется положительное отношение к иной деятельности, более соответствующей возможностям человека. Это осуществимо только тогда, когда человек осознает, что причина его неудач не во внешних обстоятельствах и препятствиях, а в нем самом, в недостатке необходимых способностей [67, с. 24]. Большая роль в бесконфликтной переориентации, в создании правильной мотивации принадлежит профконсультанту.

Сочетание способностей, присущих конкретному человеку, образует творческий уровень личности, потенциалы ее развития, создавая наряду с другими свойствами неповторимое своеобра¬зие личности — индивидуальность [6]. Гармония между человеком как субъектом труда и его работой (профсредой) является одним из важнейших условий реализации потенциалов лично¬сти, расцвета индивидуальности.

Взаимосвязи компонентов в целостной структуре способности к деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Возможность противоречий между свойствами индивида и отношениями личности в характеристике способностей отметил В. С. Мерлин. Он показал, что уровень способностей зависит от характера связей между тем и другим. Если свойства индивидуума противоречат отношениям личности, то уровень способностей снижается. Наоборот, когда эти противоречия преодолеваются и достигается соответствие между свойствами индивидуума, необходимыми для данной деятельности, и положительным отношением к ней, уровень способностей максимально повышается. При этом В. С. Мерлин подчеркивает, что уровень способностей определяется не просто наличием или отсутствием таких противоречий. Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями личности—необходимое условно развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статичность способностей. Уровень способностей определяется степенью разрешимости таких противоречий [67, с. 41].

Для иллюстрации противоречия, вытекающего из отсутствия интереса к деятельности при наличии необходимых индивидуальных свойств, в психологической литературе обычно ссылаются на известных ученых, способности которых проявились лишь после того, как отрицательное отношение к учению вообще или к определенной области знаний сменилось у них интересом к последним. Но, вероятно, значительно чаще в жизни встречается другое противоречие: между положительным отношением к той или иной профессии и наряду с этим какими-то изъянами в структуре профессионально значимых свойств.

Преодоление этого противоречия может осуществляться различными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свойство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Можно вспомнить Демосфена, развившего свои ораторские способности, или генералиссимуса Суворова, преодолевшего природную хрупкость своего организма.

Менее яркие, но достойные не меньшего уважения примеры мы встречаем на каждом шагу. Вероятно, в той или иной степени такое преодоление имело место в любой трудовой биографии.

Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией—компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с помощью различных сочетаний свойств. Этого не понимали психотехники и попадали впросак. Можно привести пример, когда они отнесли к потенциальным аварийщикам машиниста шахтной клети, много лет проработавшего без единой аварии. Да, при тестировании этот машинист мог плохо выполнить какое-то важное задание, однако высокий уровень развития других функций компенсировал обнаруженный недостаток. Ибо в любой профессиональной деятельности участвует целостная человеческая личность, а не какая бы то ни было отдельна психическая функция.

Яркий образец профессиональной компенсации приводит В. Г. Местников, исследовавший профессию разметчика. На рис. 2 показана степень выраженности профессионально значимых свойств у двух разметчиков высокого класса и одного менее успешного. У разметчика А почти все свойства располагаются в оптимальной зоне, у разметчика Б—в потенциальной (при более высоком развитии сенсомоторных свойств). Разметчик В при сравнительно низком уровне такого важнейшего для этой профессии свойства, как глазомер, добивается прекрасных

Психографическая карта профессии разметчика.

производственных результатов за счет высокого развития аттенционных свойств

(объем, концентрация, внимания) и, по-видимому-умения работать с измерительными иинструментами (см. Приложение 2).

Совокупность приемов и способов деятельности, обусловленная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требовапиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности (47 с.83)Компенсирующие возможности индивидуального стиля по отношению к типологическим свойствам нервной системы будут рассмотрены в гл. 4, здесь отметим только, что возможности эти не беспредельны.

Наряду с компенсацией одних свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функции с помощью ^ пиИ Г навыков. Не случайно Б. М. Теплев в присном вшие определении способностей подчеркивает их несводимое, ь Имениями навыкам.

В реальных условиях бывает трудно установить, что лежит в основе успешности -способности или сформированные профессиональные умения. Поэтому потребовалось сформулировать критерии, по которым определяют что успех деятельности зависит не только от знании, умении и навыков но и от способностей Широким признанием в качестве такого критерия пользуется перенос высоких результатов на новые задачи, сходные с разрешавшимися ранее не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека [67, с. 9]. В С Мерлин отмечает также, что умения и навыки могут быть очень существенным условием успеха деятельности, но они совершено недостаточны для того, чтобы определить творческий ее характер, выражающийся в продуктивных индивидуальных приемах и способах выполнения» [67, с. 13].

Навыки могут маскировать отсутствие того или иного свойства в структуре способностей или заменять его. Однако успешность приобретения знаний, умении и навыков сама в свою очередь зависит от способностей. Поэтому одним из важных признаков способностей советская психология считает обучаемость.

Внутри любой профессии могут быть рабочие посты и задания где для работы необходимы различные свойства психики. Например, в одну и ту же научную библиотеку могут быть направлены выпускницы одного института, но часть из ни должна будет работать на выдаче, с читателями, где особенно высокие требования предъявляются к особенностям общения специалиста, а другая попадет в отдел подготовки и будет работать не с людьми, а с заявками, каталогами, другой документацией. Поэтому среди способов наилучшего использования потенциальных возможностей работника следует назвать подбор рабочих постов и заданий, соответствующих структуре его способностей.

Исследование В. Н. Келасьева показало, что продавец-интраверт в начале своей профессиональной деятельности испытывает во время общения с покупателями чувство робости, скованности. Часто этот процесс носит затяжной, длительный характер. Вероятно, с этим связана и более низкая удовлетворенность своим трудом, отличающая интравертов, успешно овладевших профессией продавца и имеющих уже достаточный опыт работы. Экстраверт же, овладевая профессией продавца, почти свободен от симптомов тревоги, связанной с общением. Но экстраверт хуже, чем интраверт, переносит неизбежно встречающиеся в профессии продавца периоды однообразия. Отсюда вытекает рекомендация о таком распределении продавцов по рабочим местам, в результате которого интраверты работали бы в более однообразных условиях, а экстраверты принимали бы на себя основную «нагрузку» общения [44, 45].

Рассмотренные способы устрашения противоречий между возможностями человека и его интересом к профессии могут использоваться одновременно или порознь, притом с различной степенью осознания. В процессе профессиональной подготовки и на первых порах профессиональной адаптации от педагогов и психологов во многом зависит, найдет ли будущий профессионал пути приспособления своих возможностей к требованиям профессии и как скоро это произойдет.

Однако не во всех случаях указанное противоречие может быть разрешено до конца, иногда оно и вовсе неразрешнмо. Если в силу недостаточного развития какого-либо свойства индивидуума человек не в состоянии добиться в данной деятельности таких результатов, которые бы его удовлетворяли, то он снижает уровень своих притязаний до тех пор, покуда достигнутые им результаты не приходят в большее соответствие с его возможностями. В других случаях прежнее положительное отношение к деятельности может смениться отрицательным. Иногда противоречие разрешается тем, что вместо неудовлетворяемого положительного отношения к данной деятельности формируется положительное отношение к иной деятельности, более соответствующей возможностям человека. Это осуществимо только тогда, когда человек осознает, что причина его (неудач не во внешних обстоятельствах и препятствиях, а в нем самом, в недостатке необходимых способностей (67, с. 24]. Большая роль в бесконфликтной переориентации, в создании правильной мотивации принадлежит профконсультанту.

Сочетание способностей, присущих конкретному человеку, образует творческий уровень личности, потенциалы ее развития, создавая наряду с другими свойствами неповторимое своеобразие личности—индивидуальность [б]. Гармония между человеком как субъектом труда и его работой (профсредой) является одним из важнейших условий реализации потенциалов личности, расцвета индивидуальности.

Основные понятия: стихийный профессиональный отбор, подбор профессии человеку, отбор людей для профессии, профессиональное образование, профессиональное самообразование, проектирование рабочих мест, трудовых постов; конфликт требований деятельности и личных качеств человека, индивидуальный стиль деятельности.

Идея взаимного соответствия личных качеств человека, с одной стороны, и требований, предъявляемых к нему обстоятель-ствами работы, деятельности — с другой, как бы разумеется сама собой.

Эта идея является фундаментальной в контексте теоретических основ профессионального самоопределения, профориентации, проф- консультации, педагогического руководства развитием человека как субъекта труда. Все теоретические придумки и практические находки сводятся здесь к тому, чтобы либо человека привести в соответ-ствие со сложившимися требованиями работы, трудового поста, либо изменить сам трудовой пост, рабочее место, служебные функции так, чтобы они соответствовали особенностям человека.

Простой модельный пример: стол, за которым вы сидите, занимаясь, слишком низок или стул слишком высок. Пока что это рабочее место как бы требует, чтобы вы сидели сгорбившись. Возникает своеобразный конфликт систем — субъектной и объектной. Ясно, что вы не будете заставлять себя привыкать к этому безобразию, не захотите горбиться и постараетесь найти разумный исход из указанного конфликта: вы постараетесь изменить эту внешнюю обстановку — либо что-то подложите под ножки стола, либо обрежете ножки стула, либо замените мебель и пр.

Подобным же образом дело обстоит в профессиональной области и с социальными требованиями, которые могут исходить от коллег, старших, от руководящих и инспектирующих лиц, от родителей учащихся.

Но главное в следующем: следует считать конфликты описанной природы не исключением, а правилом. Важно их выявлять, предусматривать, по возможности спокойно в них разбираться и своевременно разрешать на разумной основе.

Можно указать некоторые традиционные пути устранения несоответствия между человеком и работой. Эти пути, как вы увидите, общеизвестны; мы всего лишь представим их в компактной, обозримой форме.

1. Существует явление так называемого стихийного, или «естественного», профессионального отбора. Оно состоит в том, что человек, оказавшись не на своем месте в мире трудовых занятий или в системе профессионального образования, испытывает при этом неприятные переживания.

Эти переживания могут быть результирующим эффектом его несоответствия выбранному профессиональному пути по самым разным признакам (начиная от неудобной вынужденной рабочей позы или неприязни к типу предлагаемой ему для усвоения информации и кончая несносным характером непосредственного руководителя или осознанием своей неуспешности в деятельности), человек бросает учебу или уходит с работы в поисках чего- то более подходящего. С одной стороны, описанного рода явления ведут к тому, что часть людей, наконец, «находит себя» на том или ином профес-сиональном пути, а часть — быть может, немалая — нет, и осо-знают себя как неудачники. А это последнее ущербно и для лич-ности, и для общества (поскольку, в частности, вносит нежела-тельный вклад в общественное настроение). С другой стороны, для руководителей общества, производства указанные явления, если они многочисленны, создают реальную картину так называемой текучести кадров, их нестабильности, нежелательных «перетоков», миграций. Это все может обходиться народному хозяйству недешево (человек, собирающийся уходить с учебы или работы, учится или работает вполсилы; на новом месте он должен заново привыкать — опять жить вполсилы, а в промежутке между занятостью может и просто слоняться, наполненный мрачными переживаниями и пр.).

Такой вариант «гармонии» между человеком и работой нельзя считать желательным. Здесь, правда, много самостоятельности, но очень велика вероятность неудачных выборов: самоопределение людей не обеспечено средствами психологии и педагогики.

На этапе выбора профессии, когда человек учится в старших классах общеобразовательной школы и еще не стартовал как про-фессионал, у него так или иначе выражен мысленный перебор воображаемых и более или менее возможных вариантов будущих жизненных путей.

В предшествующем варианте речь шла скорее о «подгонке» человека к наличным вариантам (отбору людей для профессий). Здесь же на первое место выступает подбор подходящей профессии для определенного человека (на этом основании иногда проводили различие соответственно между «профотбором» и «профподбором», но второй термин, по-видимому, не прижился в обиходе).

Случается, что учащийся может быть лишен хорошего педагогического руководства по линии выбора будущего профессионального пути и должен проявить, так сказать, вынужденную самостоятельность. Как было уже отмечено в другой связи, что-то советуют, а иногда даже давят на подростка сверстники, что-то советуют, а иногда тоже сильно «давят» на молодого человека родители.

В данном варианте оптант (субъект выбора) предоставлен самому себе, и требования к самостоятельности могут превосходить возрастные возможности его разумения и опыта. В результате вероятность неудачных выборов тоже оказывается высокой. Это скорее кажущаяся самостоятельность и кажущееся, вынужденное самоопределение.

Не располагая возможностью получить систематическое профессиональное образование в излюбленной области, человек может, так сказать, войти в режим самоучки. В отдельных случаях это может дать и хороший результат (исторические примеры: И. П. Кулибин, знаменитый механик-самоучка конца XVIII и на- чала XIX в., древнегреческий оратор Демосфен, преодолевший у себя нечеткое произношение и слабость голоса и др.), но вероятность неуспеха здесь тоже весьма велика.

Существенное отличие этого случая от предшествующих двух состоит в том, что речь идет не об использовании и переборе наличных вариантов субъектного или объектного фактора профессионального успеха, а о создании, формировании того, чего пока еще нет; в данном случае — о формировании потребных особенностей самого человека (его личных качеств, умений, внутренних средств деятельности, о коих подробнее речь пойдет в дальнейшем).

Создаваться, формироваться, производиться заново могут не только личные — профессионально ценные — качества человека, но и внешние условия и средства деятельности.

В данном случае мы будем иметь в виду спонтанную рационализаторскую активность профессионалов (существует еще и специально организованное проектирование средств и условий труда, о чем несколько ниже).

В начале этой главы мы уже приводили модельный пример, когда человек не мирится с неудобством рабочего места и изменяет его.

В данном случае, как и в предшествующем, речь также идет не об использовании чего-то готового, а о созидании нового.

Развивающийся человек как субъект выбора профессии может располагать хорошим педагогическим руководством. Скажем, в школе или ином образовательном учреждении хорошо поставлена профориентационная работа, есть подготовленные люди, способные оказать оптанту содействие в выборе будущего трудового пути, в трудоустройстве. Есть необходимая литература или компьютеризованная система информационной профессиоведче- ской поддержки выбора профессии. Втакого рода ситуациях даже такая — всегда малоприятная — процедура, как профотбор, может не выглядеть как просто отсекание негодных, а сопровождаться консультированием и тех, кто не прошел «игольное ушко» профотбора. Этим людям могут быть корректно и тактично рекомендованы другие занятия, как раз по душе и по плечу.

Самостоятельность оптанта, процесс его самоопределения здесь не умаляются, но обогащаются оптимальной педагогической поддержкой.

Пусть такого рода мероприятий мало в практике, но теоретически это один из желательных вариантов работы с субъектами выбора.

В ситуации выбора профессии оптант может быть обеспечен компетентным консультированием по выбору профессии, сопровождаемым даже рекомендациями по самовоспитанию, по выработке в дальнейшем оптимального индивидуального стиля работы (подробнее о стиле речь пойдет несколько ниже).

Правильное консультирование по выбору профессии — это, как и любая другая педагогическая работа, совместная деятельность подрастающего человека, с одной стороны, и более старшего, опытного представителя общества (и носителя культуры, социально-исторических обретений) — с другой.

Самостоятельность оптанта, процесс именно самоопределения здесь сохраняются и культивируются, будучи обогащены еще и опытом человечества в той мере, в какой ими владеют педагог, психолог.

Если при профконсультации, о чем шла речь выше, все же преобладает мысленный перебор наличных возможностей (субъектных и объектных), то в разных формах профессионального образования (подготовки, переподготовки кадров) акцент делается на формировании годности человека к профессии. Как вы понимаете, эта годность складывается не просто из так называемых специальных способностей, но из направленности и характерологических свойств личности, из познавательных и исполнительно-практических умений, из информированности, опыта; и все это имеется в виду не порознь, а в интегрированном виде, вместе.

Фактически существует развитая в обществе отрасль придумывания, создания и внедрения новых условий и средств труда.

Существуют исследовательские, проектные, экспериментально- производственные организации, озабоченные тем, чтобы создавать все более удобные, сообразные человеку условия и средства труда.

Только что охарактеризованные усилия людей также направ-лены на решение задачи уменьшения несоответствия между особенностями оптанта и требованиями возможной его работы, деятельности, профессии.

Поскольку жизнь разнообразна и протекает не по чьему-то разумному предначертанию, приходится сталкиваться, в частности, с излишним авторитаризмом, директивным (командным) подходом в деле профориентации, трудоустройства молодежи.

Возможен профотбор с позиций так называемого жесткого, «физикалистского» (как в технике) управления «человеческим фактором» («Не пригоден — уходи, это твои проблемы»). Самоопределение как таковое в этих условиях оказывается ограниченным, подавленным.

Консультирование по вопросу выбора профессии, процедуры расстановки кадров тоже иной раз могут пониматься именно как по возможности жесткое, властное управление, как манипулирование пешками на шахматной доске, а не как уважительное руководство профессиональным самоопределением.

Возможны авторитарные тенденции и в деле формирования профессионала («Назвался груздем — полезай в кузов», «Не умеешь — научим, не можешь — поможем, не хочешь — заставим»), профессионального образования.

Задачи проектирования новых условий и средства труда также могут решаться без учета специфики особенностей человека и даже с позиций вытеснения его из производственной среды. (Человек ошибается, устает, чего-то «хочет — не хочет». То ли дело робототехника! Она может работать и в дыму, и в загазованной среде, «не пугается» бомбежки, выстрелов и пр.)

Разумеется, высвобождение человека от нетворческой, рутинной, физически тяжелой работы — дело, что называется, святое.

Что же касается области образования, то здесь идея замены живого педагога, скажем, видео- и аудиотехникой, скорее всего, вредна. Техника должна использоваться в роли средства поддержки образовательных процессов, осуществляемых живой человеческой личностью. Но это особая область вопросов.

Охарактеризованные выше 12 вариантов установления соответствия человека и работы обозримо представлены в таблице 1.

Как вы поняли, мы, по сути дела, обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой профессиональной пригодности.

Часто без специальных оговорок имеют в виду пригодность человека к профессии. Но как нам теперь ясно, признак «пригод-

Таблица 1 Уровни самостоятель-ности человека как развиваю-щегося субъекта профессиональной деятельности Основные исходы из ситуации конфликта личных качеств человека и требований деятельности Согласование имеющихся возможностей Формирование потребных возможностей Отбор людей

для имеющихся профессий, работ, занятий Подбор имеющихся профессий для

определенных людей Формирование

профессио-нально ценных качеств человека Конструиро-вание, созда-ние все более совершенных

объектных обстоятельств для человека Самостоятелен при отсутствии педа-гогического, человековед- ческого руко-водства 1. «Стихий-ный» («есте-ственный») профессио-нальный от-бор (велика вероятность неудач) 2. Вынуж- денно-само- стоятельное профессио-нальное самоопреде-ление (велика вероятность неудач) 3. Вынужден-ное профес-сиональное самообразо-вание, самовоспи-тание (вели-ка вероят-ность неудач) 4. Самостоя-тельное улучшение предметных и социаль-ных условий работы, ее средств (ве-лика веро-ятность неудач) Самостоятелен при хорошей педагогиче-ской под-держке 5. Профотбор на гуманистиче-ской основе (с рекомен-дациями для отведенных претен-дентов) 6. Проф- консультация по выбору профессии и адаптации к ней (с ре-комендаци-ями о работе над собой) 7. Профес-сиональное образование, социально- трудовая ре-абилитация инвалидов, переподго-товка кадров 8. Инженер- но-психоло- гическое проектиро-вание средств и условий труда, сообразных человеку Самостоятельность подавлена авторитарным руководством 9. Профот-бор, огра-ниченный отсеканием непригодных для учебы или работы 10. Расста-новка людей по рабочим местам, профкон- сультация с позиций «жесткого управления» 11. Форми-рование подготовлен-ности и цен-ных качеств людей с по-зиций «жест-кого управ-ления» 12. Создание

производства Традиционные пути взаимосоответствия между особенностями человека и требованиями работы

ности» неправомерно приписывать только человеку, поскольку негодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда.

Еще один простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сигналы светофоров. В результате некоторая часть людей, не различающих красный и зеленый цвета (дальтоники), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но светофор — не явление природы. Можно было бы вместо красного сделать, скажем, горизонтальную белую полосу (символ шлагбаума), вместо зеленого — вертикальную (символ открытого пути), вместо желтого — крут или крест. Современная техника способна и на большее. И не было бы непригодных. Правда, всякая реконструкция чего-то традиционно укорененного обходится дорого.

При желании вы сами можете отметить немало подобных ситуаций. Хотя нередко употребляют выражения «профпригодность человека», «определение (или диагностика) профпригодности школьников», следует помнить, что они, если и не совсем бессмысленны, то, по крайней мере, должны пониматься очень условно. Если принять наличные условия, средства труда и особенности человека за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы «здесь и сейчас». Другими словами, свойство пригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное — присущее, строго говоря, не ему, а системе «субъект — объект». «Здесь» человек, скажем, мало пригоден, а в другом месте может быть даже особо ценен.

Что касается человека, то пригодность его формируется в самой деятельности (профессионально-учебной и трудовой), так что до включения в активную деятельность соответствующего рода и быть не может ожидаемой пригодности в целом и готовом виде. И поэтому задача ее диагностики как таковой у школьника является более или менее вздорной. Могут быть только некоторые составляющие, «стройматериал» для пригодности к будущей деятельности, о которых, разумеется, полезно знать (и соответственно ограничивать задачи диагностики). Диагностировать пригодность надо для того, чтобы ее формировать.

Идея взаимного соответствия личных качеств чело­века, с одной стороны, и требований, предъявляемых к нему обстоятельствами работы, деятельности, с дру­гой, как бы разумеется сама собой. Она явно и на раз­ные лады отображена даже в фольклоре, например в пословицах: «Руби сук по плечу», «И умен, и при­гож, да на дело не гож», «Какова Устинья, такова у нее и ботвинья».

Эта идея является фундаментальной в контексте те­оретических основ профессионального самоопределе­ния, профориентации, профконсультации, педагоги­ческого руководства развитием человека как субъекта труда. А именно, все теоретические придумки и прак­тические находки сводятся здесь к тому, чтобы либо человека привести в соответствие со сложившимися требованиями работы, трудового поста, либо изменить сам трудовой пост, рабочее место, служебные функ­ции так, чтобы они соответствовали особенностям человека.

Простой модельный пример: стол, за которым вы сидите, занимаясь, слишком низок или стул слиш­ком высок. Пока что это рабочее место как бы требу­ет, чтобы вы сидели сгорбившись. Возникает своеоб­разный конфликт систем - субъектной и объектной.

Ясно, что вы не будете заставлять себя привыкать к этому безобразию, не захотите горбиться и постара­етесь найти разумный исход из указанного конфлик­та; возможно, без особо хитрой науки вы постараетесь изменить эту внешнюю обстановку - либо что-то под­ложите под ножки стола, либо обрежете ножки стула, либо замените мебель и пр.

Так же обстоит в профессиональной области и с со­циальными требованиями, которые могут исходить от коллег, старших, от руководящих и инспектирующих лиц, от родителей учащихся. Не все требования ра­зумны. Правда, разрешать конфликты в системах «субъект - субъект» отнюдь не проще, чем в субъект-объектных.

Но главное в следующем: следует считать конфлик­ты описанной природы не исключением, а нормаль­ным правилом; важно их выявлять, предусматривать, по возможности спокойно в них разбираться и свое­временно разрешать на разумной основе.

Можно указать некоторые традиционные пути устранения несоответствия между человеком и рабо­той. Эти пути, как вы увидите, общеизвестны; мы все­го лишь представим их в компактной, обозримой фор­ме.

1.Существует явление так называемого «стихийно­го» или «естественного» профессионального отбора. Оно состоит в том, что человек, оказавшись не на своем месте в мире трудовых занятий или в системе проф­ессионального образования, испытывает при этом не­приятные переживания (типа «это не моя лужа!»).

Эти переживания могут быть результирующим эф­фектом его несоответствия выбранному профессиональ­ному пути по самым разным признакам (начиная от неудобной вынужденной рабочей позы или неприязни к типу предлагаемой ему для усвоения информации и кончая несносным характером непосредственного ру­ководителя или осознанием своей неуспешности в де­ятельности). Человек бросает учебу или уходит с ра­боты в поисках чего-то более подходящего.

Описанного рода явления, факты ведут, с одной сто­роны, к тому, что часть людей, наконец, «находит себя» на том или ином профессиональном пути, а часть -быть может, немалая - нет, сознавая себя неудачни­ками. А это последнее ущербно и для личности, и для общества (поскольку, в частности, вносит нежелатель­ный вклад в общественное настроение). С другой сто­роны, для руководителей общества, производства ука­занные явления, если они многочисленны, создают реальную картину так называемой «текучести» кад­ров, их «нестабильности», нежелательных «перето­ков», «миграций» и пр.; это все обходится народному хозяйству недешево (человек, собирающийся уходить с учебы или,работы, учится или работает вполсилы; на новом месте должен заново привыкать - опять «жизнь вполсилы», а в промежутке между занятостью может и просто «слоняться», наполненный мрачны­ми переживаниями, и пр.). Понятно, что здесь падает и продуктивность труда.

Если мы, что называется, болеем за свой народ, то не можем считать желательным такой вариант установления гармонии между человеком и работой; Здесь, правда, много самостоятельности, «само»-определения, но очень велика вероятность неудачных выборов: са­моопределение людей не обеспечено средствами пси­хологии и педагогики./

2. На этапе выбора профессии, когда человек учит­ся в старших классах общеобразовательной школы и еще не «стартовал» как профессионал, у него так или
иначе выражен мысленный перебор воображаемых и более или менее возможных вариантов будущих жиз­ненных путей.

Если в предшествующем пункте речь шла скорее о «подгонке» человека к наличным вариантам (отбору людей для профессий), то здесь на первое место вы­ступает подбор подходящей профессии для определен­ного человека (на этом основании иногда проводят различие между, соответственно, «профотбором» и « профподбором »).

При этом, например, учащийся может быть лишен хорошего педагогического руководства по линии вы­бора будущего профессионального пути и должен про­явить, так сказать, вынужденную самостоятельность. Как было уже отмечено в другой связи, что-то совету­ют или даже «давят» сверстники, что-то советуют и могут тоже сильно «давить» родители.

В данном варианте оптант (субъект выбора) предос­тавлен самому себе, и требования к самостоятельнос­ти могут превосходить возрастные возможности его ра­зумения и опыта. В результате вероятность неудач­ных выборов тоже оказывается высокой. Это скорее кажущаяся самостоятельность и кажущееся, вынуж­денное самоопределение.

3. Не располагая возможностью получить систематическое профессиональное образование в излюблен­ной области, человек может, так сказать, войти в ре­жим «самоучки». Это может дать в отдельных случа­ях и хороший результат (исторические примеры: И.П.Кулибин, знаменитый «механик-самоучка» кон­ца 18 и начала 19 веков, древнегреческий оратор Де­мосфен, преодолевший у себя нечеткое произношение и слабость голоса и др.), но вероятность неуспеха здесь тоже весьма велика.

Существенное отличие этого случая («пункта») от предшествующих двух состоит в том, что речь идет не об использовании и переборе наличных вариантов субъ­ектного или объектного факторов профессионального успеха, а о создании, формировании того, чего пока еще нет; в данном случае - о формировании потреб­ных особенностей самого человека (его личных качеств, умений, внутренних средств деятельности, о коих по­дробнее речь пойдет в своем месте)

4. Создаваться, формироваться, производиться за­ново могут не только личные - профессионально цен­ные - качества человека, но и внешние условия и сред­ства деятельности.

В данном случае мы будем иметь в виду спонтан­ную рационализаторскую активность профессионалов (существует еще и специально организованное проек­тирование средств и условий труда, о чем несколько ниже).

В начале этой главы мы уже приводили модельный пример, когда человек не мирится с неудобством ра­бочего места и изменяет его. Если вы присмотритесь к профессионалам, то увидите в их работе множество проявлений такого рода «микроноваторства» (начиная от оригинального распределения места в записной книжке или формы рукоятки напильника и кончая более или менее сложными приспособлениями - ка­менщик придумал подвесные подмости, учитель фи­зики световую указку, классный руководитель приду­мал процедуру «публичной защиты» учениками вы­бранной профессии и пр. (организационно-педагоги­ческие придумки - тоже ведь изобретения).

В данном пункте, как и в предшествующем, речь также идет не об использовании чего-то «готовенько­го», а о созидании нового.

5'. Если развивающийся человек как субъект выбо­ра профессии располагает хорошим педагогическим руководством (есть подготовленные люди, способные оказать ему содействие в выборе будущего трудового пути, в трудоустройстве, есть подборка необходимой литературы или компьютеризованная система инфор­мационной профессиоведческой поддержки выбора профессии), то даже такая - всегда малоприятная про­цедура, как профотбор, может выглядеть не просто как «отсекание» негодных, но сопровождаться консульти­рованием и тех, кто не прошел «игольное ушко» проф­отбора; им могут быть корректно и тактично рекомен­дованы другие занятия, как раз «по душе и по пле­чу».

Самостоятельность оптанта, процесс его самоопре­деления здесь не умаляются, но обогащены оптималь­ной педагогической поддержкой.

Пусть такого рода мероприятий мало в практике, но теоретически это один из желательных вариантов работы с субъектами выбора, оптантами.

6. В ситуации выбора профессии оптант может быть обеспечен компетентным консультированием по вы­бору профессии, сопровождаемым даже рекомендациями по самовоспитанию, по выработке в дальнейшем оптимального индивидуального стиля работы (подроб­нее о стиле речь пойдет несколько ниже).

Правильное консультирование по выбору профес­сии - это отнюдь не «игра в одни ворота», а, как вся­кая педагогическая работа, это совместная деятель­ность подрастающего человека, с одной стороны, и более старшего, опытного представителя общества (и носителя культуры, социально-исторических обрете­ний), с другой.

Самостоятельность оптанта, процесс именно само­определения здесь сохраняются и культивируются, будучи обогащены еще и опытом человечества в той мере, в какой им владеет педагог в роли советчика.

7. Если при профконсультации, о чем шла речь выше, все же преобладает мысленный перебор налич­ных возможностей (субъектных и объектных), то в разных формах профессионального образования (под­готовки, переподготовки кадров) доминирует пафос формирования собственно годности человека к про­фессии (как вы понимаете, эта годность складывается не просто из так называемых специальных способнос­тей, но из направленности и характерологических свойств личности, из познавательных и исполнитель­но-практических умений, из информированности, опы­та; и все это имеется в виду не порознь, а в интегриро­ванном виде, вместе).

8. Фактически существует развитая в обществе от­расль придумывания, создания и внедрения новых условий и средств труда.

Существуют исследовательские, проектные, экспе­риментально-производственные организации, тем и озабоченные, чтобы создавать все более удобные, сообразные человеку условия и средства труда. Есть и спе­циалисты, озабоченные совершенствованием техничес­ких средств обучения и школьного оборудования, со­зданием технических средств, компенсирующих не­достатки зрения, слуха, двигательной сферы человека и пр. (сообразно сказанному, существуют отрасли на­уки, техники, практики - инженерная психология, эргономика, тифлотехника, коррекционная педагоги­ка и др., о чем вы при желании можете более подроб­но узнать, обратившись хотя бы к каталогам библио­теки).

Соответствующие усилия также, как легко согла­ситься, направлены на решение задачи уменьшения несоответствия между особенностями людей и требо­ваниями деятельности, возможной работы, профессии.

9. Поскольку жизнь разнообразна и протекает не по чьему-то разумному предначертанию, приходится сталкиваться, в частности, с излишним авторитариз­мом, директивным подходом в деле профориентации, трудоустройства молодежи.

Возможен профотбор с позиций так называемого «жесткого», физикалистского» (как в технике) управ­ления «человеческим фактором» («Не пригоден - ухо­ди, это твои проблемы»). Самоопределение как тако­вое в этих условиях оказывается ограниченным, по­давленным.

10. Консультирование по выбору профессии, про­цедуры «расстановки кадров» тоже иной раз могут по­ниматься именно как по возможности «жесткое» уп­равление, как манипулирование «пешками» на шах­матной доске, а не как уважительное руководство про­фессиональным самоопределением.

11. Возможны авторитарные тенденции и в деле формирования профессионала («Назвался груздем — поле­зай в кузов»), профессионального образования.

12. Задачи проектирования новых условий и средств труда также могут решаться без учета специфики осо­бенностей человека и даже с позиций вытеснения его из производственной среды (человек ошибается, уста­ет, чего-то «хочет не хочет»; то ли дело робототехни­ка: она может работать и в дыму, и в загазованой сре­де, «не пугается» выстрелов и пр.).

Разумеется, высвобождение человека от нетворчес­кой, рутинной, физически тяжелой работы - дело, что называется, святое. Но надо и заботиться о том чело­веке, который вытеснен из привычной производствен­ной «ниши» (помочь перестроить жизненные перспек­тивы, смыслы жизни, переучиться для нового дела, найти себя в чем-то другом). Здесь складывается вы­нужденная ситуация перемены труда.

Как вы поняли, мы, по сути дела, обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой «профессиональ­ной пригодности».

Часто без специальных оговорок имеют в виду при­годность человека к профессии. Но как нам теперь ясно, признак «пригодности» неправомерно приписы­вать только человеку, поскольку негодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда.

Еще один простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сиг­налы светофоров. В результате некоторая часть лю­дей, не различающих красный и зеленый цвета (так азываемые «дальтоники»), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но све­тофор - не явление природы. Можно было бы вместо красного сделать, скажем, горизонтальную белую поло­су (символ шлагбаума), вместо зеленого - горизонталь­ную (символ открытого пути), вместо желтого - круг или крест. Современная техника способна и на боль­шее. И не было бы непригодных. Правда, всякая ре­конструкция чего-то традиционно укорененного обхо­дится дорого.

При желании вы сами можете отметить немало по­добных ситуаций.

Хотя нередко употребляют выражения «профпри­годность человека», «определение (или диагностика) профпригодности школьников», следует помнить, что эти выражения, если и не совсем бессмысленны, то, по крайней мере, должны пониматься очень условно: если принять наличные условия и средства труда и особенности человека за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы «здесь и сейчас». Другими слова­ми, свойство пригодности может приписываться чело­веку лишь как ситуативное - присущее, строго гово­ря, не ему, а системе «субъект - объект».

Что касается человека, то пригодность его форми­руется в самой деятельности (профессионально-учеб­ной и трудовой), так что до включения в активную деятельность соответствующего рода и быть не может ожидаемой пригодности в целом и «готовом» виде. И поэтому задача ее «диагностики» как таковой у школь­ника является более или менее вздорной. Могут быть только некоторые составляющие, «стройматериал» для пригодности к будущей деятельности, о которых, разумеется, полезно знать (и соответственно ограничи­вать задачи диагностики). Пригодность надо диагнос­тировать для того, чтобы ее формировать.

Читайте также: