Кас это что за должность

Опубликовано: 02.10.2024

Продолжаем цикл обзоров о карьерном росте медицинских представителей.
В данной публикации специалист нашего рекрутингового агентства расскажет о возможностях реализации потенциала медпреда с целью достичь позиции Key Account Manager (KAM).

В прошлой статье (Как медицинскому представителю региональным менеджером стать) я рассказывала о том, как стать региональным менеджером, где отмечала, что на пути к заветной цели есть так называемый промежуточный этап, т.е. позиция старшего медицинского представителя.

Как только медицинский/старший представитель зарекомендовал себя как высокоэффективного сотрудника и чувствует потребность в карьерном росте, следующей ступенью может стать позиция Key Account Specialist.

Данная должность предполагает более расширенный функционал.

  • Устанавливает деловые коммуникации с целевыми клиентами: врачами поликлиник и госпиталей, администраторами ЛПУ, региональными лидерами мнений, аптечными сетями, дистрибьюторами
  • Вместе с региональной командой медицинских представителей и менеджеров региона участвует в организации крупных промоционных мероприятий для специалистов в сфере здравоохранения.
  • Помогает представителям в работе с KOLами на их территории.

Поскольку клиенты AVICONN это западные и европейские фармацевтические компании, в большинстве случаев они нацелены на развитие сотрудников и их рост внутри компании. Но для того, чтобы его получить, сотрудник должен иметь для начала две основные характеристики:

  1. Активную жизненную позицию, чтобы четко обозначить и обосновать своему руководителю, как правило, это региональный менеджер, свое желание расти дальше.
  2. Желание должно быть подкреплено результатами, достижениями в текущей должности.

Чаще всего, о внутренних вакансиях информируют или на информационных порталах – интранет, или рассылкой по электронной почте, где можно увидеть перечень компетенций необходимых для выполнения работы. Далее самостоятельно или вместе с менеджером провести анализ своей деятельности, анализ сильных и слабых сторон и начать работу над их улучшениями.

Например, одна из задач КASа, это участие и организация мероприятий для специалистов. Следовательно, при любой удобной возможности самостоятельно предлагаете руководству организовать или помогайте коллеге провести мероприятие. Или даже просто принять участие в любой активности, ведь только практика сможет помочь в развитие данного навыка. Конечно, важно иметь и теоретические знания. Вы можете записаться на тренинг в рамках компании, или спросить у коллег, уже занимающих данную должность какую литературу необходимо изучить для развития той или иной компетенции, и конечно все полученные знания подкреплять практикой.

Следующая ступень, для KAS это позиция KAM, т.е Key Account Manager.

  • Влияет на продажи в регионе ответственности, поддерживая деловые коммуникации с ключевыми клиентами – лидерами мнений медицинского сообщества региона, это могут быть также крупные аптечные сети, дистрибьюторы, стационары
  • Устанавливает деловые отношения с лидерами мнений в регионе – главными медицинскими специалистами области, края или города
  • Организует (принимает участие в организации) мероприятий для медицинского сообщества – приглашает лекторов из числа лидеров мнений, помогает лекторам в подготовке выступлений

Скорее, это стратег, который пошагово знает, как развивать того или иного клиента, понимает и может прогнозировать уровень продаж. Знает, что необходимо сделать, чтобы уровень продаж был выше.

Принцип для получения должности КАМ, тот же, что я описала Выше:

  • Развивайте свои компетенции, практикой в полях
  • Беритесь за дополнительные проекты
  • Развивайте новые территории
  • Общайтесь с коллегами, кто уже занимает эту должность, перенимайте опыт, участвуйте в проектах вместе с ними
  • Читайте дополнительную литературу и чаще общайтесь с отделом тренинга и развития персонала, чтобы не упустить важного для развития той или иной компетенции обучения.

Но, начав делать хотя бы часть из вышесказанного, ещё находясь на уровне старшего медицинского представителя, я уверена Ваши результаты станут лучше, и появится еще один пункт в Вашу пользу, в финале участия в конкурсе на вакансию КАМ.

Желаю Вам успехов в Ваших начинаниях!

Все открытые вакансии медпреда, KAS и KAM можно посмотреть в разделе «вакансии» на нашем сайте.

Юлия Екимова
Руководитель офиса г. Санкт-Петербург
Рекрутинговая компания AVICONN

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса - административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов. В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32). Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33). А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних. В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).

Что важно для УК

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) - таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) - согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) - за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.
  • сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ. Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст. 175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст. 175 - 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Под понятием КАС подразумевается карбамидо аммиачная смесь. Ее получают путем добавления аммиачной селитры в растворенную смесь водных карбамидов. В итоге получается жидкое удобрение, которое удобно вносить, транспортировать и использовать для достижения высоких результатов с пролонгированным эффектом. Поэтому карбамидо аммиачная селитра пользуется большой популярностью, поскольку смогла доказать свою эффективность на практике в течении длительного времени.

kas32-tsisterna

Разновидности КАС и их характеристики

Для регионов России оптимальным считается использование КАС 28. Этот состав идеально подходит для холодных условий и типов почвы в подобных климатических условиях. Однако существует и КАС 32, который рекомендуется использовать в теплых регионах. Чтобы понять разницу, стоит рассмотреть оба этих типа удобрений отдельно.

  • КАС 28 — имеет плотность 1,25-1,27 кг/л. В его состав входит: аммиачная селитра в количестве — 37 — 41%, карбамид — 29,5-30,5% и вода — 29-31%. При этом температура замерзания такого состава составляет минус 18 градусов Цельсия
  • КАС 32 и КАС 30 очень схожи по своему составу. В него входит смесь карбамида — 35,4%, аммиачной селитры — 44,3%, воды — 19,4%. Также добавляется аммиачная вода — 0,5%. Плотность КАС 32 составляет 1,34 кг/л. Температура замерзания этого состава составляет минус 2 градуса Цельсия

Область применения и показатели эффективности

Обычно применение удобрения КАС, как и любого другого удобрения, направлено на повышение урожайности. Основной задачей внесения таких составов является прибавка урожая, но именно КАС достиг в этой области определенных результатов, которые явно выделяются на общем фоне.

Научные исследования в данной области предполагают, что нормы внесения КАС практически ничем не отличаются от тех, которые относятся к твердым удобрениям. Фактически дозы внесения равнозначны. Однако необходимо учитывать плотность КАС и содержание питательных веществ. Результаты исследований показали, что при таком подходе влияние на культуры с твердыми удобрениями одинаковы.

Это естественно, поскольку нормы внесения КАС такие же и ничем не отличаются. Однако на производстве результат оказался немного другим.

Дело в том, что состав КАС позволяет получить своеобразный пролонгирующий эффект. При этом равномерно внесение и быстрый доступ к питательным веществам также положительно сказываются на урожайности. Такие характеристики КАС позволяют получить урожай на 5-10% больше, по сравнению с использованием удобрений иного типа.

Внесение и сезоны

Обычно способы внесения таких удобрений зависят от сезона их применения. Поэтому стоит рассмотреть три основных метода подкормки на разных участках.

  • Первая весенняя подкормка. Ее можно производить с помощью водных распылителей, летательных аппаратов или же с поливной водой. Поэтому купить КАС 32 рекомендуют с наступлением оттепели, а вносят препарат предпочтительно под зерновые культуры на ранней стадии развития.
  • Вторая весенняя подпитка. Вносится вместе с другими компонентами для усиления защиты от болезней и вредителей. Лучше всего использовать для этого трубки аппликаторов, которые опускают ниже ростков, чтобы сократить на них попадание состава.
  • Подпитка на стадии колошения. В данном случае состав разводят водой приблизительно 1:2, но по рекомендации агронома. Такая ласковая подпитка может производиться любым удобным способом, но следует исключить обработку при температуре выше 20 градусов

Практическое применение в России

Основными регионами России, в которых применение КАС показали превосходные результаты, являются: Волго-Вятский район, южные районы ЦНЗ, 18 областей Центрально – Черноземной зоны, Поволжье, Ставропольский, Краснодарский край, а также Ростовская область. Именно в них наблюдается устойчивая тенденция роста урожайности.

В ставропольском крае некоторые хозяйства уже давно оценили возможность и способ самостоятельного изготовления, а также использования таких удобрений. Среди них СПА «Колхоз им. Ворошилова» Новоалександровского района, закупающий в год по 1300 тонн КАС. Также можно отметить и агрофирму «Золотая Нива» в Красногвардейском, которая использует в год около 2700 т КАС. Такие объемы превышают в два раза использование обычной аммиачной селитры.

По достоинству смогли оценить лучшие сезоны и время для внесения КАС в ООО «Прогресс» Красногвардейского района, в ООО «Агрофирма «Раздольное», в КФХ Шебаршинова, в ОАО «Русь» Новоалександровского района и многими других хозяйств. Результаты их деятельности известны многим агропроизводителям, и они вполне заслуживают уважения. Правильный подход и выбор нужных удобрений дают хорошие плоды, а подобный успех вполне применим и к Краснодарскому краю.

Хранение и транспортировка

Считается, что перевозка КАС вполне безопасна. Однако в некоторых странах существуют определенные правила транспортировки подобных веществ, которые необходимо соблюдать. Для хранения таких удобрений обычно используют емкости. Однако в последнее время особой популярностью стали пользоваться мягкие емкости из полипропилена или ПВХ. Они представляют собой своеобразные пакеты, которые можно оставлять прямо на поле. Такие изделия часто называют гибкие резервуары или мягкие емкости.

Обычные методы внесения КАС предполагают внесение удобрений на разных этапах хозяйственных работ. Поэтому очень важно, чтобы они находились на поле все время. Готовый же состав может храниться даже при отрицательных температурах. При замерзании состав и качество смеси не меняется. После того, как жидкость растает, ее снова можно использовать по назначению.

Оборудование для работы с КАС

Для работы с удобрениями подобного типа требуется определенное оборудование. Его приобретение потребует дополнительных затрат, но все они окупаются практически за один сезон, за счет увеличения урожайности. Это оправданные расходы, позволяющие увеличить прибыль.

  • Для приготовление р-ра для внесения КАС рекомендуется приобрести растворные узлы. Они дают возможность получать необходимое количество удобрений, четко контролируя пропорции всех компонентов.
  • Для хранения КАС лучше всего использовать мягкие резервуары, позволяющие размещать большие объемы непосредственно на поле
  • Твердые пластиковые емкости отлично подойдут для длительного хранения, а при объединении в специальные кассеты, их очень удобно перевозить
  • Для перекачки такого состава необходимы специальные насосы. Они обладают химо устойчивыми узлами, которые не подвержены воздействию компонентов КАС
  • Питатели. Их монтируют на почвообрабатывающее орудие для внесения удобрений

Также могут понадобится опрыскиватели, специальные форсунки и трубки аппликаторов. При этом стоит учитывать, что все подобное оборудование имеет длительный срок эксплуатации и имеет относительно небольшую стоимость.

КАС предусматривает, что при оспаривании действий (бездействий) публичных органов можно оспорить как действия органа власти, так и действия конкретного должностного лица. КАС не указывает, в каких ситуациях следует указать конкретное физлицо, а в каких - орган власти. Лишь закрепляет, что орган власти должен быть среди ответчиков в любом случае (ч. 2 ст. 221 КАС РФ).

Возникает вопрос: для чего в принципе есть возможность указать административным ответчиком конкретное должностное лицо? Не нашел ответа в судебной практике, размещенные в Гаранте комментарии к статье представляют собой пересказ ее текста без анализа

Комплексная программа повышения квалификации корпоративных юристов

Антимонопольное право в действии

Антимонопольное право в действии

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Программы второго диплома по праву University of London в НИУ ВШЭ

Комментарии (14)

Тоже задавалась этим вопросом. Мне кажется, задумка законодателя не проработана и не понята судами. А состояла она, возможно, в том, что должностное лицо привлекается, когда законом или иным НПА предусмотрена его персональная ответственность.

Например, есть права и обязанности полиции (глава 3 ФЗ "О полиции"), а есть права и обязанности сотрудника полиции (глава 6). И ответственность последнего (ст. 33). Соответственно, судебный контроль и надзор за деятельностью полиции (ст. 51) и обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции (ст. 53).

И теоретически административный истец должен вникать, допустил ли нарушения сотрудник или орган.

А если должностное лицо всё сделало по регламентам, инструкциям и т.п., но права всё же нарушены из-за косячной инструкции, привлекается только орган, издавший инструкцию.

При таком подходе обжалование действий - всегда иск к должностному лицу, а с решениями и бездействием - по ситуации.

Но на практике судьям всё равно, указано ли должностное лицо ответчиком, если сразу есть намерение отказать.

Обсуждение в блогах

Дмитрий Наумов от 08.01.2021
Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц ФНС

Денис Козырев от 30.11.2020
Отказы в удовлетворении административных исков даже при незаконности действий госорганов

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36: "Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов" (абзац первый). Последующие абзацы названного пункта приводят примеры иных государственных органов (абз.2), а также указывают, что к ОГВ и иным государственным органам фактически приравниваются НКО, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (абз.3).

Исходя из вышеприведенных разъяснений Пленума можно сделать вывод, что предусмотренная КАС РФ возможность указания в качестве административного ответчика конкретного должностного лица самостоятельного процессуального значения не имеет и не может существовать в отрыве от производства по административному иску, который должен быть предъявлен к коллегиальному органу (организации), т.к. должностное лицо, принимая оспариваемое решение, совершая оспариваемое действие или допуская оспариваемое бездействие, не может действовать от своего имени, т.е. без наличия соответствующих правомочий и санкции со стороны руководства. При этом самостоятельная ответственность должностных лиц предусмотрена административно-деликтным законодательством, притом как часть 5 статьи 1 КАС РФ исключает возможность административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, указание в качестве административного ответчика должностного лица может быть учтено судом при принятии решения по административному иску, однако дальнейший "разбор полетов" внутри коллегиального субъекта публично-правовых отношений находится вне рамок судебного разбирательства. Возможно, в дальнейшем законодатель придет к необходимости установления каких-либо регрессных механизмов (по аналогии с положениями статьи 1068 ГК РФ), но в настоящее время речь может идти только о дисциплинарной ответственности должностного лица.

Хочу понять, в чем смысл практический закрепления возможности подать иск к конкретному должностному лицу, если всегда в качестве ответчика должен быть и госорган, где он работает. Если можно всегда подать к госоргану, то никакого смысла нет привлекать это должностное лицо в качестве ответчика.

Госслужащие действуют как представители органа власти. Когда права нарушает сотрудник юрлица, вы подаете иск к нему? Нет, подаете к юрлицу.

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

Эта рекомендация рассказывает о том, что изменилось в работе юриста в связи со вступлением в силу КАС:

  • какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются среди юристов,
  • какие дела суды рассматривают по правилам КАС,
  • кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС,
  • когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет,
  • насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются среди юристов

Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).

Заблуждение № 1: порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.

Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заблуждение № 2: КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.

Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений, которые отнесены к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).

Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС

По сути часть дел, которые всегда рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, законодатель вывел из орбиты правового регулирования этого кодекса. Теперь такие дела рассматриваются по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.

1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС. Эти дела характеризуются неравенством фактического положения сторон, поскольку это почти всегда споры гражданина или организации с органом, наделенным властными полномочиями, либо с должностным лицом этого органа. Тем самым суды осуществляют последующий контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц.

Сюда включаются следующие категории дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей,
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи,
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Иными словами, это те категории дел, по которым суды осуществляют предварительный судебный контроль за действиями и бездействием органов власти и их должностных лиц. Это дела:

  • о прекращении деятельности средств массовой информации,
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц,
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра,
  • о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении,
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке,
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке,
  • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС

КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.

Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.

Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.

Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.

Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.

Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).

Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации).

Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в областных и равных им судах и в Верховном суде РФ граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование. Такие правила установлены в части 9 статьи 208 КАС.

Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).

Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет

КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, иные заявления и ходатайства не только в традиционном (бумажном), но и в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе. Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.

Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет. Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.

Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.

Однако данные положения вступают в силу только с 15 сентября 2016 года (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Это связано с тем, что в пока еще отсутствует физическая возможность подавать иски и жалобы по административным делам через Интернет. Однако законодатель дает нам понять, что у участников административных споров такая возможность скоро появится.

Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием

Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения Гражданского процессуального кодекса РФ, с небольшими (как правило, несущественными) изменениями. Большая часть изменений связана с добавлением по тексту слов административный в различных падежах: административный истец, административный ответчик, административный иск, административное дело и т. п.

В сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.

1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС).

2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов судебные акты (ч. 1 ст. 16 КАС), как в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, а не судебные постановления, как в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.

4. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).

5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно (гл. 7 КАС).

6. Появились новые меры процессуального принуждения, то есть реагирования суда на нарушения участниками процесса порядка проведения судебного заседания: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).

7. Увеличились размеры судебных штрафов. В Гражданском процессуальном кодексе РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе 5 тыс. руб. КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями до 80 тыс. руб., на организации до 50 тыс. руб., на должностное лицо до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего до 10 тыс. руб., на гражданина до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.

8. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления (ч. 1 ст. 127 КАС), а не в течение пяти, как это было ранее.

9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок (гл. 33 КАС).

10. В КАС появились главы, которых ранее не было в Гражданском процессуальном кодексе РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:

  • производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС),
  • производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС),
  • производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ (гл. 23 КАС),
  • производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации (гл. 27 КАС).

11. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 26 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 310 ст. 305 КАС).

13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции (ч. 4 ст. 318, ч. 4 ст. 333 КАС).

Помимо этого, есть немало иных незначительных изменений КАС в сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В ряде случаев КАС закрепил положения, практика применения которых уже сложилась в рамках гражданского судопроизводства. Например, в части 1 статьи 96 КАС указывается на возможность суда известить участвующих в деле лиц посредством СМС-сообщений при соблюдении определенных условий. В настоящее время такая возможность установлена в приказе Судебного департамента при Верховном суде РФ от 25 декабря 2013 г. № 257 Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений и разъяснена в ряде постановлений Пленума Верховного суда РФ.

Большинство же из положений КАС в сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ не претерпели особых изменений. Например, порядок отвода судьи, нескольких судей либо состава суда, порядок исчисления процессуальных сроков, порядок кассационного и надзорного производства и др.

Читайте также: