В каких профессиях нужна гибкость

Опубликовано: 02.10.2024

История из жизни: Сергей — самый опытный специалист технического отдела. Все самые трудные, «заковыристые» задания поручают ему, потому что никто лучше него не знаком со сложной программой, в которой работает отдел. Но по карьерной лестнице его почти не продвигают. На освободившееся место руководителя отдела в компании, в которой он проработал восемь лет, назначили молодого «выскочку», который пришел сюда всего два года назад. Когда Сергей прямо спросил босса — почему, тот ответил, что Сергея, конечно, очень ценит, но «выскочка» гораздо лучше него выстраивает отношения с людьми, умеет объяснять сложные технические вещи руководителям других отделов простым языком и на первом году работы предложил решение, которое оптимизировало работу всего отдела.

Сергей обиделся. А вместо этого стоило бы прислушаться к начальнику и заняться развитием тех навыков, которые тот назвал. Если представить, что еще лет через пять технологии и программа, с которыми работает компания Сергея, устареют и компания перейдет на совершенно новые, то уникальный опыт Сергея, а сам он как специалист потеряют ценность.

Узкопрофессиональные знания и опыт уже не так ценны в глазах работодателей, как раньше, если они не подкреплены универсальными навыками.

Что такое универсальные, или гибкие навыки

Сегодня, какой бы профессией вы ни обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, лет за пять отточить их применение на практике, а дальше просто наращивать репутацию. Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, — автоматизируется.

Если раньше можно было работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к работе могут сильно измениться не один раз за год.

Работодатели теперь особенно ценят людей, которые легко и без лишних вздохов адаптируются к любым переменам, быстро осваивают новые правила и технологии. Еще ценнее те, кто способен заметить новые полезные тренды раньше других и предложить применять их в работе, не дожидаясь, пока такое указание поступит сверху.

В условиях, когда многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и заменяются новыми, на первый план выходит не обладание этими уникальными знаниями и опытом, а нечто другое. Что же это?

Это базовые навыки, которые важны абсолютно для любой сферы. В английском языке для них устоялся термин soft skills («мягкие навыки»), поэтому у нас их тоже чаще всего называют мягкими или гибкими.

Любая современная рабочая функция — это набор самых необходимых для нее гибких навыков плюс специализированные знания («твердые» навыки или hard skills). Всё чаще бывает, что гибкие навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями, потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими гибкими навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными навыками.

Гибкие навыки — это, например, логическое и критическое мышление, креативность, умение выстраивать отношения с людьми, адаптивность к изменениям и так далее. Банально? Увы, мало кто обладает нужным «банальным» набором в достаточной степени.

Какие гибкие навыки работодатели ценят уже сейчас и будут ценить еще больше

Согласно докладу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) «Будущее рабочих мест», уже к 2020 году десятка самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

  1. Способность решать комплексные проблемы;
  2. Критическое мышление;
  3. Креативность;
  4. Навык управления людьми;
  5. Навык успешного взаимодействия с людьми;
  6. Эмоциональный интеллект;
  7. Способность делать выводы и принимать решения;
  8. Клиентоориентированность;
  9. Навыки ведения переговоров;
  10. Способность легко и быстро обучаться новому.

В 2018 году hh.ru совместно с компанией Micrоsoft завершили исследование «Качества и навыки работников ХХI века», которое тоже позволило выделить самые перспективные «мягкие» навыки:

Чего требуют современные условия работыКакие гибкие навыки для этого нужны
Быть готовым постоянно учиться чему-то новомуСамообучаемость, знание языков, кроссфункциональность
Быть на «ты» с машинами и технологиями Технологическая грамотность, навыки программирования
Способность действовать в ситуации неопределенности Креативность, предприимчивость, умение сотрудничать с другими людьми
Справляться с нарастающей сложностью мираСтрессоустойчивость, поддержание своего психологического и физического здоровья
Свободно ориентироваться в больших потоках информацииУметь отделить главное от частного, нужное от ненужного, аналитические навыки
Мыслить рационально, целостно и системно Дизайн-мышление, проектное мышление, системное мышление
Уметь то, что не умеют машиныЭмоциональный интеллект

Ирина Шишкина, консультант по процессному и проектному управлению и руководитель студии креативного консалтинга «Не просто идея», в числе главных профессиональных навыков называет цифровой менеджмент, то есть умение управлять процессами с помощью гаджетов и программного обеспечения. Также, по ее наблюдениям, ценится способность анализировать данные и использовать инструменты для их визуализации, чтобы наглядно представлять собранную информацию и свои идеи.

Кроме того, Ирина советует развивать эмоциональный интеллект, творческое мышление, позволяющее искать разные решения для одной и той же задачи (такое мышление называют дивергентным), и навыки межкультурных коммуникаций. Последние необходимы, чтобы успешно строить профессиональные отношения в командах с разнообразным составом.

Гибкие навыки для конкретных профессий

Указанные выше качества важны для любой современной профессии. Но и каждой конкретной профессии тоже присущ определенный набор гибких навыков.

Так, по итогам упомянутого выше исследования hh.ru и Micrоsoft были выделены следующие гибкие навыки:

Для маркетологов: умение анализировать и интерпретировать большие массивы данных, действовать в режиме многозадачности, системно мыслить, обладать менеджерскими качествами и креативностью, иметь развитые коммуникативные навыки.

Для HR-специалистов: те же навыки, что и для маркетологов (потому что им нужно уметь продвигать имидж работодателя и «продавать» вакансии кандидатам), и сверх того — искусство нетворкинга, умение мотивировать людей, вовлекать их в рабочие процессы.

Для аналитиков: аккуратность, внимательность, гибкое мышление, умение работать с большими массивами данных в сжатые сроки, презентационные навыки и умение визуализировать данные, умение работать в команде и адаптивность.

Для разработчиков: системное, рациональное мышление, гибкий ум, аккуратность, стремление к постоянному самообучению и желание делиться новыми знаниями с коллегами, умение работать в команде и неконфликтность, проектное мышление.

Для инженеров-технологов: организационные навыки и нацеленность на результат, навыки работы со стандартами и нормативами — а значит, аккуратность и внимательность, умение находить и обрабатывать нужную информацию. Общение с заказчиками, внутренними или внешними, предполагает коммуникативные навыки и способность уловить задачу, даже если заказчик не может сформулировать ее техническим языком.

Как узнать, какие гибкие навыки у вас развиты, а какие требуют внимания

Если вы доверяете мнению коллег и не боитесь услышать правду о себе, которая может оказаться для вас неожиданной и не слишком приятной, можно спросить у них, насколько вы сильны или, наоборот, слабы в тех или иных навыках. Другой путь — обратиться к специалисту по карьерному консультированию.

Еще один вариант — пройти тестирование. В том числе для этого подойдут подробные, серьезные профориентационные тесты. Они обычно ориентированы как раз на выявление наиболее сильно развитых «мягких» навыков, и исходя из этого подбирают наиболее подходящую профессиональную область, в которой эти способности больше всего пригодятся.

Например, в результатах теста «Профориентация» не просто приводится перечень подходящих профессий, но и довольно подробно разъясняется, какие качества для соответствующих профессий у вас уже хорошо развиты, а над какими стоит еще поработать, и даются практические рекомендации по их развитию.


Физкультура и спорт – прекрасные виды деятельности, которые помогают развивать настойчивость, упорство в достижении цели, честность, умение побеждать и проигрывать с достоинством. Человек, занимающийся физкультурой или спортом, обладает не только крепким здоровьем и тренированным телом, но и сильным духом.
Основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлеченности субъекта, целях и правилах. Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Ею могут заниматься все желающие независимо от возраста, физических навыков, социального статуса.
Если вы хотите зарабатывать на жизнь, занимаясь спортом или физкультурой, есть немало хороших профессий, связанных с этой деятельностью.

Тренер (по виду спорта)

Тренер ведет воспитательную и учебно-тренировочную работу, формирует команду. Осуществляет всестороннюю физическую, техническую и тактическую подготовку спортсменов к соревнованиям. Руководит тренировками, грамотно распределяя нагрузки, интенсивность и режим. Подбирает оптимальные методы тактической, физической, психологической, теоретической и технической подготовки для достижения наиболее высоких результатов. В процессе подготовки воспитывает у спортсменов морально-волевые качества, наставляет их во всем, начиная от образа жизни и жизненной философии, заканчивая способами выполнения упражнений и быстрого восстановления сил к решающему старту.

Принимает участие в проведении учебно-тренировочных сборов команды, разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды), ведет учет спортивных результатов, обеспечивает безопасность занятий и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Тренер может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, училища олимпийского резерва и пр.), физкультурно-спортивных организациях (спортклубах, секциях и пр.), сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах. Характер рабочего места тренера зависит от вида спорта. Это могут быть спортзалы, корты, бассейны, тренажерные залы и т. п.

Тренер должен обладать педагогическими способностями; организаторскими и коммуникативными навыками; аналитическим мышлением. Для данной профессии необходимы хорошая физическая подготовка и высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти. Для успеха в деятельности важны целеустремленность, терпение, настойчивость, выдержка, уверенность в себе, амбициозность, развитые лидерские качества.

Менеджер в спорте

Менеджер в спорте – это специалист в области управления индустрией спорта и спортивной организацией в частности. Он занимается формированием оптимальной структуры управления спортивной организацией (например, спортивным клубом); определением маркетинговой стратегии; грамотным построением отношений профессионального клуба, спортсменов и агентов; правильным формированием клубного бюджета и минимизацией расходов; подбором персонала, его обучением и составлением графиков работы; эффективным распределением функций между менеджерами организации; работой с партнерами, спонсорами и рекламодателями. Участвует в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы организации.

Функции менеджера в спорте предполагают планирование и проведение спортивных классов, проведение групповых и индивидуальных тренировок по разным видам спорта. Такой специалист планирует и проводит массовые, семейные мероприятия и праздники с учетом интересов различных аудиторий, возрастных категорий и индивидуальных потребностей участников. Он организует работу на различных спортивных объектах и разрабатывает рекламные акции и мероприятия по привлечению новых посетителей.

Менеджер в спорте должен обладать высокоразвитыми организаторскими способностями (способностью руководить коллективом и оказывать влияние на окружающих людей); коммуникативными навыками (умением входить в контакт, налаживать взаимоотношения); аналитическим складом ума, логическим мышлением (способностью анализировать множество факторов, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и предвидеть результаты). Успеху в деятельности будут способствовать личностные качества: энергичность, эрудированность, целеустремленность, деловая хватка, инициативность, уверенность в себе и принимаемых решениях.

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе

Инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе может работать на предприятиях, в учреждениях, спортивных школах, спортивных центрах, спорткомплексах, спортивных клубах, бассейнах, санаториях-профилакториях.

Специалист осуществляет организацию и ведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Организует набор в секции, группы оздоровительной направленности, ведет физкультурно-оздоровительные занятия, работает в тесном контакте с органами здравоохранения для обеспечения медицинского наблюдения за занимающимися. Проводит учебную работу в группах общей физической подготовки, дает групповые и индивидуальные консультации для тех, кто занимается физической культурой. Осуществляет меры по пропаганде здорового образа жизни, ведет агитационно-пропагандистскую и лекционную работу в области физической культуры.

Инструктор-методист организует учебную, воспитательную и методическую работу, контролирует проведение учебных занятий, выполнение программ, учебных планов. Руководит работой кабинета, организует оснащение его наглядными пособиями, оборудованием, инвентарем.

Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку, организаторские навыки, коммуникативные способности, лидерские качества, склонность к преподавательской деятельности и методической работе.

Инструктор по лечебной физкультуре

Лечебная физическая культура (двигательная реабилитация) использует специально подбираемые физические упражнения и некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Инструктор по ЛФК может работать в учреждениях здравоохранения (поликлиниках, больницах, госпиталях и пр.), а также в учреждениях санаторно-курортного типа.

Данный специалист подготавливает помещение, гимнастические предметы и снаряды для проведения занятий по лечебной физкультуре. Проводит индивидуальные и групповые занятия в зале, бассейне и на механо-терапевтических аппаратах. Контролирует самочувствие больных до и после проведения занятий. Дает рекомендации по проведению физических упражнений и плаванию в бассейне, пешеходным и велосипедным прогулкам, туризму, ходьбе на лыжах, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии. Совместно с врачом инструктор по ЛФК разрабатывает схемы лечебной гимнастики для больных с различными заболеваниями и комплексы физических упражнений, способствующие восстановлению работоспособности. Своевременно и качественно ведет медицинскую документацию, проводит регистрацию пациентов.

Инструктор по лечебной физкультуре знает основы физиологии и патофизиологии организма, методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных различными заболеваниями; показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК, основы проведения лечебного массажа.

Требования профессии к человеку: хорошая физическая подготовка, коммуникативные способности, организаторские навыки, развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), терпение и выдержка, доброжелательность, ответственность, эмпатия.

Инструктор-методист по эрготерапии

Инструктор-методист по эрготерапии – это специалист, основной задачей которого является развитие или восстановление утраченных у пациента функций с использованием специальных технических приспособлений, а также адаптация его к окружающей среде. Специалист может работать в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Деятельность инструктора-методиста по эрготерапии направлена на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями. Эта деятельность помогает улучшить функциональные возможности человека (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические). Специалист разрабатывает предложения по совершенствованию труда и отдыха, рекомендации и другие методические материалы по использованию различных форм и методов физической культуры для максимально возможного восстановления способности человека к независимой жизни, невзирая на имеющиеся у него нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Инструктор-методист осуществляет набор в секции, группы оздоровительной направленности, проводит групповые и индивидуальные занятия. Ведет учетно-отчетную документацию и анализирует эффективность физкультурно-оздоровительных занятий.

Профессия требует хорошей физической подготовки, способности концентрировать внимание, аналитического склада ума. Успеху в деятельности способствуют коммуникативные способности, организаторские навыки, доброжелательность, контактность, общительность, уравновешенность, терпение, тактичность, эмпатия.

Инструктор-методист по туризму

Инструктор-методист по туризму организует и проводит с туристскими группами учебно-тренировочную работу и плановые туристские походы. В походе осуществляет контроль состояния здоровья туристов (при необходимости оказывает доврачебную медицинскую помощь), следит за темпом движения, правильным питанием, соблюдением требований санитарной гигиены, равномерным распределением груза между туристами, соблюдением правил охраны природы. Информирует туристов о природных, этнографических, культурных и других достопримечательностях района путешествий. Таким образом, инструктор владеет сразу несколькими профессиями. Он экскурсовод, организатор спортивный и культурных мероприятий, повар, врач, спасатель, искусный рассказчик и краевед, хороший психолог и педагог.

Инструктор-методист по туризму может работать в туристических организациях (турагентствах, туристических бюро и пр.).

У инструктора по туризму должно быть хорошо развито логическое мышление, интуиция, умение ориентироваться на местности. Профессия требует хорошей физической подготовки и наличия специальных навыков (навыки страховки и самостраховки, оказания первой помощи при несчастных случаях; способность разработать туристский маршрут и планировать материально-техническое обеспечение похода; умение обустроить бивак в любых погодных и экстремальных условиях и пр.). Успеху в деятельности будут способствовать коммуникативные способности, организаторские навыки, творческое воображение, высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, способность легко и свободно чувствовать себя в любой нестандартной ситуации.

Спортсмен-инструктор

Спортсмен-инструктор выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживает высокий уровень общей физической и специальной подготовки, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правила спортивных соревнований. Передает в ходе учебно-тренировочного процесса опыт спортивных достижений и оказывает практическую помощь молодым спортсменам.

Спортсмен-инструктор может работать в специализированных учебно-спортивных учреждениях, сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в сборных национальных командах.

Спорт крайне многогранен. Если в одних видах спорта приоритет отдается силе (метание молота, подъем грузов), то в других наиболее важным качеством для спортсмена может являться гибкость, координация движений, растяжка, музыкальный слух (синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы). Поэтому спортсмен должен обладать физической силой, уровнем подготовки и специальными способностями, оптимальными для данного вида спорта. Успеху в деятельности также будут способствовать высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти, хорошая координация движений, быстрота реакции, способность к волевому саморегулированию, высокая психоэмоциональная устойчивость.

Каждый спортсмен-профессионал в своей сфере обязан обладать отменными физическими данными, выносливостью, стремлением победить, превзойти свои возможности. Любым спортсменом руководит желание поставить рекорд, оставить след в истории спорта. Поэтому в данной профессии очень важны личностные качества: упорство, настойчивость, терпение, целеустремленность и сила воли.

Спортивный обозреватель

Данная профессия связана не только со спортом, но и с журналистикой. Спортивный обозреватель занимается подготовкой аналитических материалов, обзорных заметок по ключевым спортивным событиям. В рамках своей профессиональной деятельности он посещает тренировки, спортивно-массовые мероприятия, пресс-конференции, осуществляет мониторинг спортивных новостей и интервьюирование действующих лиц спортивной сферы.

Спортивный обозреватель работает в сфере масс-медиа (спортивные газеты, телевидение, радио и пр.).

Профессия требует коммуникативных навыков и развитых вербальных способностей (умения говорить четко, ясно, выразительно, доступно излагать информацию); аналитического мышления, умения быстро ориентироваться в событиях. Профессиональный спортивный обозреватель должен знать о спорте очень многое. Важно, чтобы его знания и внимание были сконцентрированы не на отдельной спортивной «ветке», а на спорте в целом. Также весьма важным качеством для обозревателя является не только его умение разбираться в тонкостях различных видов спорта и отдельных спортивных событий, но и его осведомленность о судьбах и биографиях спортсменов, тренеров, спортивных функционеров как прошлого, так и настоящего.

Спортивный комментатор

Данная профессия в спортивных средствах массовой информации представлена в основном на телевидении и радио. Должность комментатора обычно отдают профессиональному журналисту, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Представитель этой профессии является автором комментариев в отношении какого-нибудь конкретного события, например, футбольного матча.

Спортивные комментаторы часто работают вдвоем. Особенно это важно для тех видов спорта, где по ходу трансляции возникает мало зрелищных событий, и комментаторы вынуждены рассказывать вещи, напрямую не относящиеся к происходящему на экране: биографию, новости из профессиональной карьеры спортсменов и т. д.

Чтобы стать спортивным комментатором, не обязательно быть спортсменом. Но комментатор должен обладать обширными знаниями о хотя бы одном виде спорта, а также быть его ярым болельщиком, страстным ценителем и справедливым (пусть и субъективным) судьей. Профессия требует высокого уровня развития вербальных, ораторских способностей. Для комментатора важно иметь богатый словарный запас, уметь ясно излагать мысли и точно формулировать вопросы, говорить эмоционально, артистично, захватывающе. Для успеха в деятельности важны мобильность, оперативность, умение быстро адаптироваться в новых условиях, находчивость, чувство юмора и сообразительность.

Действия во время спортивных игр могут разворачиваться крайне стремительно. Комментатор должен уметь не только увидеть то, на что могли не обратить внимание зрители, но и вовремя вербально описать все ключевые процессы игры. Для этого важно быть собранным и наблюдательным, обладать безупречной дикцией и правильной речью. Кроме того, спортивный комментатор должен иметь хорошую память, ведь в процессе работы ему приходится комментировать большое количество различных матчей – необходимо знать наизусть состав каждой команды. Также важны коммуникативные умения, способность легко вступать в контакт, расположить к себе и развить разговор с собеседником.

Преподаватель физической культуры

Преподаватель физической культуры работает в учреждениях образования, детских центрах творчества, спортивных организациях, клубах и т. п. Ведет спортивно-массовую и оздоровительно-физкультурную работу с учащимися. В учреждениях общего среднего образования проводит обучение по предмету «Физическая культура и здоровье», готовит учащихся к практическому применению полученных знаний. Планирует учебный материал, обеспечивает выполнение учебной программы, организует и осуществляет физическое воспитание учащихся, проведение учебных и тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Анализирует успеваемость учащихся по физической культуре, обеспечивает соблюдение ими учебной дисциплины, формирует умения и навыки самостоятельного обучения. Оценивает уровень физической подготовки учащихся, формирует у них потребность в постоянном самосовершенствовании, прививает интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Пользуется разнообразными методами и формами физического закаливания молодежи, обучения ее спортивному мастерству. Проводит массовые мероприятия оздоровительного, спортивного характера, руководит кружками и секциями. Участвует в методической работе, в разработке и внедрении образовательных, учебных программ, составляет тематические и поурочные планы. Оформляет документацию. Решает вопросы оборудования спортивных сооружений, залов и площадок.

В профессии важны преподавательские способности; организаторские и коммуникативные навыки; хорошая физическая подготовка и координация движений, физическая выносливость; высокий уровень развития моторной (двигательной) памяти; терпение, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость.


Наверное, мы не скоро забудем 2020 год. Он полностью изменил нашу жизнь и отношение к ней. Изменился и облик бизнеса, и требования руководителей к претендентам на вакансии. Качества, которые уже сейчас требуются компаниям, значительно отличаются от тех, что для них были важны еще несколько месяцев назад.

Сегодня, когда мир превратился в предприятие, ориентированное на технологии и работу онлайн, компании заинтересованы в сотрудниках, которые могут легко вписаться в этот новый формат. Какие особенности и черты следует развивать соискателям, чтобы стать желанными кандидатами для компаний? О некоторых из них мы расскажем в этом материале.

1. Установка на карьерный рост

Это стремление кандидата на вакантную должность в 2021 году будет привлекать руководителей компаний: драйв и любопытство приветствуются во все времена, особенно такие сложные, как нынешние. Многие руководители предприятий признают, что отдадут предпочтение соискателю, который хочет учиться, чем тому, кто обладает прекрасными техническими навыками, но не стремится повышать свою квалификацию. Поскольку наша жизнь меняется, должен меняться и стиль работы.


2. Постоянное обучение

В будущем году вы непременно получите вакантную должность, если продемонстрируете руководству предприятия свое желание и умение учиться постоянно, независимо от вашего возраста и квалификации. У последовательных и целеустремленных кандидатов гораздо больше шансов на успех и процветание.


3. Критическое мышление

В мире после пандемии будет особенно цениться способность критически мыслить. По-прежнему предприятия будут сталкиваться с проблемами, которые требуют от команд единомышленников новаторского подхода к решению проблем.

4. Навыки выживания

Будь то адаптивность, выдержка или что-то другое, навыки выживания заняли место в верхней части нашего списка. Компании будут заинтересованы в людях, которые пережили неудачу, но смогли выстоять, несмотря на препятствия и падения. Целеустремленность и желание добиться успеха, несмотря ни на что, будут особенно важны.


5. Стойкость и любознательность

Менеджеры по персоналу предупреждают соискателей, что компаниям будут нужны сотрудники эмоционально устойчивые, адаптивные и любопытные, всесторонне развитые, умеющие легко адаптироваться к новым реалиям, обладающие упорством и стойкостью, чтобы побеждать.

6. Гибкость

Сегодня мы привыкли к новому формату работы, но рано или поздно все снова изменится. Сейчас никто не может с уверенностью сказать, как будут развиваться дальнейшие события. Кандидаты, которые комфортно чувствуют себя в условиях неопределенности и перемен, помогут компании начать продуктивную работу.


7. Преданность делу

Для многих работодателей это главный навык, который они будут искать в кандидатах на должность. Во многих командах и сегодня есть преданные делу сотрудники, которые и во время пандемии COVID-19 напряженно работали. Преданность может стать ключом, который поможет войти в команду.

8. Нацеленность на достижение цели

Многие руководители информируют, что в свои команды они ищут людей, нацеленных на достижение целей. По мере того как рынки меняются, а клиенты стремятся адаптироваться к новым нормам, руководство компании хочет, чтобы команды помогали и обучали других, создавая таким образом эффективный и сплоченный коллектив.

9. Комфорт в условиях неопределенности

Недавно мы наблюдали, как предприятия, бизнес-модели, финансовые прогнозы и роли меняются практически мгновенно. Все, кто работал в стартапах, могут об этом говорить напрямую. Кандидаты и сотрудники должны продемонстрировать, как они ориентируются в неоднозначности своих ролей и общей цели, которую ставит перед собой компания.


10. Умение работать в виртуальной сфере

Еще один фактор, на который будут обращать внимание работодатели в 2021 году. Претенденты на работу в удаленном формате должны продемонстрировать, как им удается оставаться заметными в виртуальном мире. Это может быть набор критически важных навыков, сотрудничество между командами, использование технических инструментов, высокая скорость реагирования, соответствие ключевым бизнес-приоритетам.

Когда мы говорим о качествах, помогающих строить карьеру, то в первую очередь, называем – коммуникабельность, стрессоустойчивость, системность мышления, … Однако, анализ карьерных траекторий моих клиентов показал, что на первый план выходит гибкость. Гибкость – это умение приспосабливаться, подстраиваться, адаптироваться, используя для этого свои знания и умения. Это же качество здорово нас выручает и в обычной жизни. Не зря же говорят, хочешь жить - умей вертеться. А вот как это может быть проявлено в карьере, читайте в данной статье.

Уже сложился тренд – люди с гибким подходом к планированию карьеры, быстрее достигают успеха, в том числе и материального. Тогда как идея роста и развития в одной профессиональной области начинает уходить в прошлое. Приведу пример. Василий работает менеджером по продажам, а параллельно интересуется маркетингом (кстати, сотрудники, умеющие выполнять полный цикл работ, а не только свою узкую задачу, более востребованы. Поэтому Василий даже на этой позиции – более привлекательный кандидат, чем Петр, который просто продавец.

Совсем скоро вы это увидите, т.к. компании будут оптимизировать персонал и те, кто останутся в организации, должны уметь решать широкий спектр задач). Через 3 месяца в компании Василия появился проект, в котором нужен человек, разбирающийся в продажах и маркетинге. И вот наш герой уже перешел в отдел маркетинга. Через полгода в компании появился еще один проект (а Василий уже имеет опыт проектной деятельности). Так он становится руководителем проекта, а это уже другие деньги. И так далее.

Таким образом, чутко реагируя на запрос бизнеса (компании, в которой вы работаете) и не «привязываясь» к той предметной области, в которой начали работу, вы можете за год-полтора-два построить отличную карьеру. Тогда как на построение карьеры в своей области может уйти три-пять-семь и больше лет.

Конечно, выбор за вами. Но если интересно попробовать новый подход, то ниже есть несколько вопросов для размышлений:

1. Какие свои знания, умения и навыки я могу предложить компании?

2. Что из этого может быть востребовано в ближайшее время (3-6 месяцев)?

3. Как я могу своевременно узнавать о планируемых в компании изменениях и проектах?

4. Как руководство может узнать о всех моих умениях и готовности гибко строить свою карьеру?

Давайте остановимся на каждом пункте подробнее.

1. Какие свои знания, умения и навыки я могу предложить компании?

Когда будете анализировать имеющиеся знания и навыки, не ограничивайтесь только так называемыми hard skills (англ. «твердые навыки») — это набор профессиональных навыков и умений, связанных непосредственно с работой. Это ответ на вопрос: «Что вы делаете?». Примеры hard skills: владение бухгалтерскими программами, умение работать на станке, перевод статей с иностранного языка. Учитывайте и soft skills (англ. «мягкие навыки») - это универсальные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. Это ответ на вопрос: «Как вы это делаете?» Примеры soft skills: управление временем, умение учиться, сотрудничество. Все более востребованными становятся именно soft skills, т.к. они меньше всего поддаются автоматизации (значит, робот здесь не справится).

2. Что из этого может быть востребовано в ближайшее время (3-6 месяцев)?

Компании тоже вынуждены проявлять гибкость, поэтому стратегии работы будут меняться и скорость таких изменений будет поражать воображение. То, что мало востребовано сегодня, может оказаться прорывной идеей завтра. Сейчас у вас есть уникальная возможность сделать предположения о том, что будет актуально для компании уже завтра (заметьте, пишу об этом без кавычек) и предложить свои услуги.

А если чему-то нужно дополнительно научиться – сейчас «двери» даже международных ВУЗов открыты. К слову, непрерывное обучение – навык, способствующий развитию гибкости. Во-первых, чем больше вы знаете, тем свободнее вы себя чувствуете в самых разных рабочих ситуациях. Во-вторых, попав в незнакомую для себя ситуацию, вам нужно лишь определить, какие знания и умения нужны в данный момент, чтобы успешно действовать. Хоть я и давно закончила университет, я до сих пор помню слова нашего декана: «Мы не сможем научить вас грамотно действовать во всех жизненных ситуациях. Но нам нужно научить вас ориентироваться в мире информации, чтобы в ответственный момент вы могли найти то, что вам нужно». Это становится все актуальнее.

3. Как я могу своевременно узнавать о планируемых в компании изменениях и проектах?

Когда я спрашиваю своих клиентов, какие возможности развития карьеры есть в их организации, в ответ я слышу «никаких». Тогда я рекомендую им пообщаться с HR-ом. В 80% случаев клиенты возвращаются ко мне с пониманием, что возможности развития все-таки есть. Зачем я об этом рассказываю? Часто мы просто не знаем, что происходит в компании, какие возможности есть и поэтому не пользуемся ими. Быть в курсе событий – сейчас как никогда важно.

4. Как руководство может узнать о всех моих умениях и готовности гибко строить свою карьеру?

Проблема незнания может быть двухсторонней, т.е. не только вы что-то не знаете, но и о вас, ваших умениях, готовности решать разные сложные задачи тоже не знают. Если у вас это так, то необходимо повышать свою «видимость». Способы могут быть самые разные. Можно попросить у руководителя давать вам задания, требующие бОльших знаний и ответственности с вашей стороны. Или стать наставником для менее опытных коллег. Можно выступать экспертом для смежных подразделений, которым периодически может требоваться консультация по вашему направлению. Если в вашей компании присутствует проектная деятельность, то активно участвовать в проектах.

Термин «soft skills» является одним из хитов динамично меняющегося мира. Эксперты форсайт-сессий, Герман Греф, спикеры важнейших экономических форумов страны и мира считают своим долгом упомянуть в своём выступлении «тот самый» комплекс навыков.

…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…

Максим Гришаков, коммерческий директор Яндекс

Бизнес переориентировался с hard skills на soft…

Сергей Мацоцкий, совладелец и председатель правления группы компаний IBS

…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…

Герман Греф, председатель правления Сбербанка России

С одной стороны, ажиотаж вокруг «гибких навыков» радует (по крайней мере, специалистов доп. образования, которые уже давно занимаются проведением навыковых тренингов). Однако вместе с ростом популярности понятия возрастает риск «заболтать», исказить, излишне упростить действительно актуальную и глубокую тему.

Путаница

Существующие популярные статьи содержат огромное количество версий, в которых легко запутаться:

  • «…мягкие навыки» — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми»
  • «…для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» — soft skills»
  • «…Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам…»


Так это личностные качества или навыки? Они «жизненные» или «дополнительные»?

Более того, существует огромное количество названий, в которых легко можно запутаться.

  • Навыки межличностного общения;
  • Человеческие навыки;
  • Жизненные навыки;
  • Социальные навыки;
  • Навыки XXI века.

Почему важно называть вещи своими именами?

Возникновение новых реалий (предметов и явлений) всегда требует от нас того, чтобы мы давали им названия. Мы назвали комплекс навыков «soft skills» для того, чтобы выделить его из среды и изучить.

Но чтобы качественно интегрировать soft skills в российские реалии, очень важно следить за правильностью перевода и употребления этого названия и не допустить смешения качеств с навыками, «личностного» с «жизненным» и «надпрофессиональным».

Мы, конечно можем продолжить создавать десятки разных названий, трактовок и «птичьих языков», но от этого никто сильно в теме не продвинется. Чтобы углубиться в тему, очень важно дать чёткую, логически-непротиворечивую трактовку, зафиксировать термин, который отражает суть.

Если каждый эксперт будет давать своё определение, ни у кого так и не сложится единого понимания. В результате можно повторить сценарий басни Крылова или же уподобиться строителям, которые никак не могут решить, по какому чертежу закладывать фундамент здания.

Судя по различным оценкам и прогнозам, в XXI веке нам с вами нужно будет жить в сооружении под названием «soft skills», поэтому давайте сразу убедимся, что чертёж верен, утверждён, и фундамент закладывается в строгом соответствии с ним.


С терминами необходимо определиться на этапе закладки фундамента, чтобы результат получился не таким, как на картинке

Что же такое soft skills?

Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.

Что значит «комплекс»?

Изначально у специалистов, изучающих эту тему, было понимание того, что профессиональный успех и высокая продуктивность — это возникающие свойства, то есть по-настоящему прорывные результаты человек (или команда) показывает тогда, когда несколько навыков образуют комплекс и начинают усиливать друг друга, давать синергетический эффект.

«Выступающий не только мастерски общался с аудиторией, но ещё и чувствовал её эмоцию, говорил о том, что вызывало волнение и вдохновение у всех присутствующих…»

Что значит «надпрофессиональных»?

Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Для них характерна универсальность.

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о soft skills можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудоустраиваемость»).

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна лишь на основе развитых soft skills.


Перемены идут быстрее, если кооперация происходит горизонтально, а не вертикально. Кадр из т/с «Кремниевая долина»

Какие навыки можно отнести к soft skills?

  • Коммуникация. Пресловутая «коммуникабельность», которая давным-давно стала хитом резюме, на самом деле не ограничивается умением «договариваться» и «находить общий язык». Сюда также включены: умение общаться в соответствии со статусами и ролями собеседника; использование и считывание «языка тела», умение считывать контекст, ситуацию и быть адекватным ей; умение грамотно начинать и завершать общение, подводить итоги разговора и резюмировать; уметь находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности и много другое.
  • Сбор информации. Для адаптации на новом рабочем месте, для выявления потребностей клиента, для обучения новому необходимо уметь собирать информацию и вообще работать с ней: задавать точные вопросы, фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде, а также уметь передать другим без искажений и упущений.
  • Эмоциональный интеллект. Ещё одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес у компаний, правительств и просто обычных людей. Все хотят иметь «высокий EQ», но что это значит? Ещё в 1990 г. Саловей и Майер выделили конкретные компоненты EQ, среди которых есть умение распознавать эмоции, различать их между собой, уметь выражать эмоции, когда нужно, называть их, уметь говорить о них; регуляция как своих, так и чужих эмоций; умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием — то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач.
  • Аргументация. Умение сформулировать свою позицию, точку зрения, уметь донести её понятно и убедительно, отстоять её, умение обнаруживать противоречия, формулировать аргументы «за» и «против»: всё это составляющие так называемого критического мышления, которое составляет суть многих профессий: бухгалтер, адвокат, предприниматель, журналист, учёный, политик и др.
  • Мотивация и самомотивация. Мотивация — основа здорового бизнеса, творчества, сервиса и вообще любой другой деятельности. Умение мотивировать себя, знать как устроена и отличается мотивация разных людей, понимать их мотивы и намерения, использовать знание о ценностях и потребностях людей для влияния на общую и индивидуальную продуктивность — всё это важные навыки, которые также не имеют строго определенной сферы использования.
  • Мышление «результатами» и «процессами». Для эффективной работы в любой сфере вам так или иначе придётся уметь ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Помимо этого, важно обладать инструментами улучшения собственной деятельности. Для этого нужно уметь видеть структуру любого процесса, менять способы достижения целей, выстраивать каналы получения обратной связи и вовремя переходить от одного процесса к другому без отвлечения и прокрастинации.
  • Системное мышление. Анализ сложных объектов, учёт взаимовлияния разных факторов, использование знаний об особенностях сложных систем — всё это также указывают в требованиях к кандидатам на всё большее количество должностей. И не зря.
  • Решение проблем и конфликтов. Везде, где есть цели, также есть препятствия и проблемы на пути к ним. Везде, где трудятся вместе двое и более человек, требуется понимание того, как разрешать конфликтные ситуации, находить способы реализовать интересы обоих сторон, умение действительно вникать в точку зрения другого и находить взаимовыигрышные решения — ещё один навык, который важен в любой сфере и на любой работе.

Гибкость, а не мягкость

На мой взгляд, именно «гибкость» является подходящим словом. Оно уже укоренилось в современной культуре как обозначение «адаптивности», «упругости», «эластичности» и других полезных свойств. То же самое не всегда можно сказать о слове «мягкость».

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«В XXI веке компании активно инвестируют в развитие гибких навыков своих сотрудников…»

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

«Мягкие навыки — это качества человека, которые определяют его успех в жизни и отвечают за межличностное общение, эмоции и креативность…»

Читайте также: