Кем назначаются на должность судьи судов среднего звена общей юрисдикции

Опубликовано: 05.07.2024

К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

- в качестве судов первой инстанции они рассматривают:

а) дела, связанные с государственной тайной;

б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;

в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);

- в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;

- в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;

- пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;

- рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;

- рассматривают дела о необходимости ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена:

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией.

Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

- по первой инстанции:

а) три профессиональных судьи;

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);

в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

- в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.

Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- заместители председателя суда;

- наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда). Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ. Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума суда общей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов).

Полномочия президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена:

а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда;

б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания;

в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена;

- разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п.

Основные направления организационного обеспечения деятельности суда общей юрисдикции среднего звена:

- планирование (текущее и на длительный период) работы суда: время судебных заседаний, график приема посетителей судьями, планирование мероприятий по изучению и обобщению судебной практики, повышению квалификации работников аппарата суда и т. д.;

- изучение и обобщение судебной практики по различным категориям дел, по делам, рассмотренным в первой, кассационной, надзорной инстанциях; исследование состояния законности в регионе и т. п.;

- проведение в установленное время приема граждан для разъяснения им различных правовых вопросов, приема жалоб и заявлений и пр. Прием населения обязан проводить каждый судья (в т. ч. председатель суда и его заместители);

- работа с кадрами (ведется председателем суда, его заместителями, администратором суда, включает в себя не только вопросы подбора, перемещения и увольнения работников суда, но и повышение их квалификации и уровня правовых знаний;

- ведение статистической отчетности по рассмотренным в различных инстанциях уголовным и гражданским делам;

- работа с законодательством: отслеживание изменений законодательства, хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов, систематизация законодательства;

- делопроизводство: ведение регистрационных журналов, учетных карточек, отслеживание движения дел в суде, хранение дела, иной судебной документации.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции это областной и ему = суды.Организация и основы деятельности областного и ему = суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, ГПК, УПК).

Областной суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящая инстанция по отношению к районным судам и МС.

Областной суд рассматривает дела в качестве суда I инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными законами и конституцией РФ. В соответствии с ч 4 ст 125 конституции РФ областной суд РФ может обращаться в КСРФ с запросами о конституционности закона, подлежащего к применению в конкретном деле.

В качестве суда I инстанции рассматривает уголовные дела: о преступлениях против государства, против мира и безопасности человека, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Гражданские дела: связанные с государственной тайной, об оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии и др.

В апелляционном порядке: осуществляет проверку законности и обоснованности вынесенных судебных решений и приговоров.

В качестве кассационной инстанции уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений.

Состав областного суда6

1. Президиум суда

2. Судебная коллегия по гражданским делам

3. Судебная коллегия по уголовным делам

4. Судебный аппарат

5. Судебная коллегия

Президиум суда состоит из:

1. Председателя суда

2. Его заместителей

Персональный состав президиума утверждается президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей области.

Судебная коллегия возглавляется ее председателем, который является заместителем председателя суда.

Полномочия председателя суда:

1. Отвечает за организацию работы суда

2. Созывает заседание президиума

3. Председательствует в судебном заседании

4. Распределяет обязанности между своими заместителями

5. Организует работу по обобщению судебной практики.

Аппарат суда включает председателя суда, его заместителей, судей, администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей суда и так далее.

Статус судьи областного суда:

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 30 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей.

Районный (городской) суд

Основное звено судов общей юрисдикции это районный (городской) и ему = суд.

Организация и основы деятельности районного (городского) суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, УПК, ГПК).

Районный (городской) суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района или города в соответствии с законом субъекта федерации «Об административно-территориальном устройстве субъекта». Законодательно предусматривается создание межрайонных судов.

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы, рассматривающий дела в качестве суда I инстанции и апелляционной инстанции для МС. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и дела, возникшие из административных правонарушений. Компетенция районного суда определяется по остаточному принципу: все, что не подсудно МС, Областному суду, Верховному суду и военным судам – рассматривается районными судами.

Районный суд по уголовным делам рассматривает преступления небольшой тяжести. По гражданским делам – споры. Возникающие из имущественных, трудовых, семейных, жилищных, земельных правоотношений, если для этого не предусмотрен иной порядок рассмотрения дела. Рассматривает дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим, дела о признании гражданина умершим).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые КоАП отнесены к его подсудности.

Подсудность (родовая) – отнесение определенного круга дел к компетенции определенного звена в системе судов.

Подсудность (территориальная) – отнесение конкретного дела к ведению конкретного суда в зависимости от места рассмотрения спора.

Принципы распределения обязанностей (дел) между судьями:

1. Предметный (функциональный). Предусматривает, что различные судьи специализируются на рассмотрении различной категории дел.

2. Территориальный. Каждый судья рассматривает все категории дел на закрепленной за ним территории.

3. Предметно-территориальный. Каждый судья рассматривает только дела определенной категории на закрепленной за ним территории.

4. Беззональный. Каждый судья рассматривает все гражданские дела, которые поступают в день приема им населения, а также уголовные дела, которые ему распределены председателем суда.

Состав районного суда:

Председатель районного суда назначается на должность президентом РФ по предложению квалификационной коллегии судей субъекта на 6 лет. Одно и тоже лицо может быть назначено неоднократно председателем одного и того же суда, но не более двух раз подряд.

1. Организует работу суда

2. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка.

3. Распределение обязанностей между заместителями и судьями.

4. Осуществляет работу по повышению квалификации судей.

5. Информирует судей о своей деятельности.

6. Руководит деятельностью аппарата суда.

Аппарат суда состоит из администрации суда. Консультантов суда, заведующим канцелярии, секретарей суда – ведущих делопроизводство, обеспечивающих хранение вещдоков, занимающихся архивным делом.

Статус судьи районного суда:

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 25 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Судья районного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей. Впервые назначается на должность сроком на 3 года, по истечению трехлетнего срока судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до 70 лет.

Военные суды.

Регламентирована деятельность военных судов в конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ».

В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.

Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).

Важно подчеркнуть, что по закону военные суды самостоятельны и никому не подотчетны. В соответствии с ч 2 – 4 ст 5 Закона о военных судах «судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны; всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия не допустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом; гарантии независимости судей, установленные конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов».

Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.

В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.

Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:

- к тем, кто приравнен к ним

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.

Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.

Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом «О статусе судей». Но есть и некоторые особенности, обусловленные спецификой этих судов.

30) Федеральные арбитражные суды

. Система и полномочия действующих арбитражных судов РФ.

Арбитражные суды образуют самостоятельную подсистему судов, включающую Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды арбитражных округов и арбитражные суды действующие в пределах территорий субъектов. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ».

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" 1995г.

Первым (основным) звеном системы арбитражных судов РФ являются арбитражные суды субъектов РФ, они:

- по первой инстанции рассматривают подведомственные арбитражным судам экономические споры, кроме тех, что рассматривает по первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ;

- по первой инстанции рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- по первой инстанции рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и граждан;

- по апелляционной инстанции рассматривают жалобы на свои решения по первой инстанции;

- пересмотр своих решений, вступивших в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Средним звеном системы арбитражных судов РФ являются федеральные окружные арбитражные суда, они:

- рассматривают кассационные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ округа в первой инстанции и в апелляции;

- пересматривают свои решения, вступившие в законную силу, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Высшим звеном системы арбитражных судов РФ является Высший Арбитражный Суд РФ, который:

- рассмотрение по первой инстанции экономических споров между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

- рассмотрение по первой инстанции жалоб на ненормативные акты высших органов государственной власти и управления в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

- рассмотрение в надзорной инстанции надзорных протестов на все решения нижестоящих арбитражных судов, вступившие в законную силу (президиум суда).

- имеет право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (пленум суда).

- имеет право пересмотра собственного решения, вступившего в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

- имеет право запроса в Конституционный Суд РФ.

- утверждает и изменяет Регламент деятельности арбитражных судов РФ.

- имеет право официальной публикации своих решений (в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

- принимает и публикует руководящие разъяснения по вопросам арбитражной практики (пленум суда).

- имеет право совместных постановлений вместе с Верховным Судом РФ (пленум суда).

- рассматривает вопросы, связанные с международным арбитражным сотрудничеством.

Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов (гражданских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена, как и районные суды, приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за некоторыми действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений. Например, в судах данного уровня может при определенных условиях решаться вопрос о продлении срока содержания под стражей лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Они проверяют законность и обоснованность постановлений районных судов, в которых дается согласие на производство особо перечисленных в законе следственных действий (контроль телефонных переговоров, обыск или осмотр жилых помещений и др.).

В качестве первой инстанции рассматриваемые суды могут разбирать, как правило, те категории гражданских дел, которые перечислены в ст. 26 ГПК.

К ним отнесены дела:

  1. связанные с государственной тайной;
  2. об оспаривании законов (кроме конституций республик и уставов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  3. о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете деятельности подобных организаций; о приостановлении или прекращении деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  4. об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдумов.

Суды данного уровня, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять в кассационном порядке проверку законности и обоснованности вынесенных этими судами приговоров и иных судебных решений.

Они обладают полномочием (см. 361 ГПК) не только отменить или изменить ошибочное решение районного суда по гражданскому делу, но и принять новое решение по существу любого вопроса, составляющего предмет спора, если обстоятельства, имеющие значение для дела, признаны установленными судом среднего звена на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рассмотрение жалоб на решения по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уровня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районными судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение, вынесенное по итогам такой проверки, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районных судов, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта РФ.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов (гражданских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. суды среднего звена, как и районные суды, приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за некоторыми действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений. Например, в судах данного уровня может при определенных условиях решаться вопрос о продлении срока содержания под стражей лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Они проверяют законность и обоснованность постановлений районных судов, в которых дается согласие на производство особо перечисленных в законе следственных действий (контроль телефонных переговоров, обыск или осмотр жилых помещений и др.).

В качестве первой инстанции рассматриваемые суды могут разбирать, как правило, те категории гражданских дел, которые перечислены в ст. 26 ГПК.

К ним отнесены дела:

  1. связанные с государственной тайной;
  2. об оспаривании законов (кроме конституций республик и уставов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  3. о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете деятельности подобных организаций; о приостановлении или прекращении деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  4. об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдумов.

Суды данного уровня, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять в кассационном порядке проверку законности и обоснованности вынесенных этими судами приговоров и иных судебных решений.

Они обладают полномочием (см. 361 ГПК) не только отменить или изменить ошибочное решение районного суда по гражданскому делу, но и принять новое решение по существу любого вопроса, составляющего предмет спора, если обстоятельства, имеющие значение для дела, признаны установленными судом среднего звена на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рассмотрение жалоб на решения по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уровня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районными судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение, вынесенное по итогам такой проверки, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районных судов, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта РФ.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Читайте также: