Когда и почему молодежь стали обучать профессии

Опубликовано: 01.07.2024

Партия «Новые люди» и ВЦИОМ провели в понедельник экспертную дискуссию о перспективах развития бизнеса среди молодежи, в ходе которой выяснилось, что 82% россиян считают школьное образование недостаточным для взрослой жизни. По мнению лидера партии Алексея Нечаева, предпринимательство нужно внедрять в школьную программу, но пока эту идею поддерживают только власти Москвы. Депутат Мосгордумы, педагог и бизнесмен Любовь Никитина считает, что в условиях упадка малого и среднего бизнеса на фоне пандемии перспективнее восстанавливать в школах профориентацию.

Партия «Новые люди» и ВЦИОМ обсудили 24 мая перспективы предпринимательского образования в России. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров представил результаты исследования об отношении россиян к предпринимательству, согласно которым 60% респондентов сами хотели бы стать бизнесменами, а 62% желали бы такого будущего для своих детей. Наиболее привлекательными чертами предпринимательства россияне считают независимость, возможность заниматься любимым делом, самореализацию и высокий доход. На вопрос, готовит ли школа к самостоятельной жизни, 82% респондентов ответили отрицательно и лишь 10% — положительно.

Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев (его фонд «Капитаны» занимается внедрением предпринимательского образования) полагает, что школа сохраняет консервативный подход и не готовит детей к взрослой жизни: «У нас вообще страна консерваторов. Что нам консервировать? Бедность? Нищету? Технологическую отсталость?»

«У нас есть прекрасный YotaPhone — уже 700 штук продали наши производители, уже могут трепетать Samsung и Apple, что их скоро потеснят с рынка»,— не удержался от сарказма лидер «Новых людей», назвав такие госинвестиции «уколом в протез». По его мнению, уроки предпринимательства не нужно насильно запихивать в школы, чтобы их преподавали мало понимающие в бизнесе учителя математики или физкультуры. Поэтому «Капитаны» внедряют предпринимательские клубы для школьников, где в роли коучей выступают обучившиеся студенты.

Впрочем, внедрение предпринимательского образования в школах поддерживают пока не все регионы. По словам замдекана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ имени Плеханова и руководителя сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» Ивана Моручкова, понимание удалось найти с московскими властями, поэтому за 2020 год более 50 тыс. столичных школьников прошли обучающий курс.

Например, 20-летняя Анастасия Филиппова открывает в Волгограде «Школу юного хендлера», а студент-первокурсник Глеб Деляев — кожевенную мастерскую. Оба студента признались, что обучение разрушило их внутренние барьеры и подарило им прилив энергии. Студент 4-го курса факультета бизнеса РЭУ имени Плеханова Артемий Долгополов вспомнил, как еще в школе отработал две недели на сборе вишни и черешни и получил за это всего 1,5 тыс. руб. «И я понял, что владелец полей заработал в десятки раз больше. Я, конечно, один раз взял ведро себе домой, не сказав об этом. И точно решил еще тогда, что, когда ты сотрудник, есть потолок, который определяет твой работодатель»,— поделился сокровенным студент. Школа, по его словам, никак не развивала в нем предпринимательские задатки, и, только уже будучи студентом факультета бизнеса, на который его привела реклама в Instagram, он решился на кредит и открытие коворкинга в Белгороде.

Как «Новые люди» хотят потратиться на выборы в Госдуму

Завершая дискуссию, господин Нечаев подчеркнул, что «надо учить людей не бороться с богатыми, а становиться богатыми». Поэтому, по его словам, в 2022 году еще в 30 городах России будут развернуты образовательные программы фонда «Капитаны» (сейчас они действуют в 12 городах).

Депутат Мосгордумы от КПРФ Любовь Никитина, которая имеет педагогическое образование и многолетний опыт ведения бизнеса, в том числе в области образовательных семинаров, не считает проект господина Нечаева полезным: «Мне он кажется избыточным. Обучение предпринимательству в условиях, когда малый и средний бизнес благополучно загибаются на фоне пандемии, мне кажется несвоевременным». Депутат полагает, что сейчас нужны программы, которые выявляют способности детей.

« В советские годы была очень серьезная научно обоснованная система профориентации. Если бы была возобновлена такая работа — это было бы полезно. А проект "Новых людей" не вреден, но и не полезен»,— отмечает госпожа Никитина.

Политолог Константин Калачев, опираясь на личный опыт общения с Алексеем Нечаевым, готов сделать вывод о серьезности его намерений. «Но меня смущает оговорка о том, что пока удалось выстроить отношения только в Москве,— признается эксперт.— В переводе на русский это звучит так, что кандидаты "Новых людей" серьезную конкуренцию кандидатам "лояльного" пула в округах (на выборах в Госдуму в Москве.— “Ъ” ) не составят. Образовательные проекты и их поддержка взамен на отказ от жесткого оппонирования и партнерские отношения». Желание поучаствовать в формировании нового поколения предпринимателей у лидера «Новых людей», безусловно, присутствует, но «электоральный выхлоп» этой истории не вызывает доверия, добавляет господин Калачев: «Для выборов это далеко не основная тема. А вот то, что партия нашла общий язык с мэрией,— это интересно».

Любой наёмный работник хотел бы получать более высокую зарплату. Но как ему этого добиться? Ответ поможет найти схема на рисунке № 1, о которой говорится в главе «В мире профессий и заработков». Одной из составляющих данной схемы является профессиональное образование. Дело в том, что сегодня в сфере труда сложилась достаточно жесткая зависимость размера заработков от уровня профессионального образования.

Конечно, человек может начать работать и без специального – профессионального образования. При таком варианте карьеры путь к первым заработкам оказывается самым коротким. Скажем, в России работать по найму разрешается с 14 лет. Но без специального образования никто не допустит работника к выполнению каких-либо сложных и ответственных заданий, за выполнение которых и платят более высокую зарплату. Человек без специального профессионального образования обречен всю жизнь выполнять лишь самые простые виды работ и получать соответственно самую невысокую зарплату. Его заработки будут расти медленно, лишь в меру накопления опыта работы.

И очень мало вероятно, что такому работнику удастся добиться той оплаты труда, которая вполне реальна для человека со средним – специальным образованием.

Что касается самых больших заработков, то путь к ним открыт только для людей с высшим образованием. Происходит это потому, что такое образование позволяет выполнять самые сложные и высокооплачиваемые виды работ. Надо иметь в виду и то, что без высшего образования практически невозможно занять руководящие должности, а именно они приносят людям самые высокие заработки. И совсем не случайно самые богатые люди имеют высшее образование, полученное в лучших университетах страны, а некоторые – даже ученые степени.

Таким образом, времена, когда без всякой профессиональной подготовки можно было зарабатывать немалые деньги только за счёт своей физической силы и природной сообразительности, окончательно ушли в прошлое. Физические возможности и смекалка приобретают цену лишь в том случае, если к ним добавляется образование, полученное в профессиональном учебном заведении (см. рис. 2). Например, когда-то в угольной промышленности главным качеством работника считалась именно физическая сила. Так было потому, что добыча угля шла с использованием преимущественно ручного труда. Но в ХХ в., когда на шахты пришла сложная техника, выше физической силы стало цениться умение обращаться с ней, получаемое в ходе профессионального обучения. Не прошедший такого обучения шахтёр получал в конце 90-х годов на угольных шахтах России месячную зарплату в размере не более 3 тысяч рублей. А у квалифицированных работников – проходчиков и горнорабочих – заработки были в 1,7 раза выше, то есть превышали 5 тысяч руб.

Роль профессионального образования как важнейшего условия получения высоких заработков особенно возросла на протяжении последнего столетия. Но сама идея специального обучения молодежи секретам ремесел – весьма древняя. Еще в ХVIII в. До н.э. великий царь Хаммурапи – создатель первого в мире свода (кодекса) законов – установил, что всякий ремесленник должен обязан иметь учеников, которые смогут самостоятельно выполнять ту же работу после его смерти. Так родилась система ученичества. Она была выгодна для всех: мастер на многие годы (обычно лет на семь) получал бесплатного работника, который трудился лишь за кров, пропитание и обучение, а ученик получал шанс обрести профессиональные навыки и благодаря этому стать со временем мастером. Система ученичества была удобна мастерам и их гильдиям ещё и потому, что позволяла ограничить число людей, владевшим определенным ремеслом. Значит, мастерам не угрожала безработица, а и трудностей с продажей своей продукции они могли не опасаться: число ее изготовителей практически всегда было стабильно.

В конце ХVIII в. Началась промышленная революция, породившая массовое производство. Вновь возникшим большим предприятиям потребовалось много квалифицированных работников. Быстро же подготовить столько новых профессионалов на основе многолетнего ученичества было невозможно.

Вот почему к ХХ веку система ученичества отошла на второй план (хотя и сегодня в таких странах, как Германия, Австрия или Швейцария, примерно каждый двадцатый молодой работник обретает профессию именно таким образом). На смену старинному ученичеству пришли специализированные средние специальные учебные заведения. Такие учебные заведения способны за короткий срок – обычно порядка 2-3 лет – подготовить большое количество специалистов для выполнения достаточно сложных видов работ в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, медицине и т.д. Окончание среднего специализированного учебного заведения обычно позволяет молодому человеку получить диплом о праве на выполнение таких работ, а часто также и профессиональный разряд, подтверждающий достигнутый им уровень квалификации. Это важно потому, что часто размер заработной платы прямо зависит от того, какой профессиональный разряд имеет тот или иной работник (в России, например, принята 6-ти разрядная система, и шестой разряд получает самый умелый работник).

Что касается способов подготовки специалистов самой высокой квалификации, то идея организации такого обучения возникла еще в Древней Греции. Это было вызвано тем, что развитие науки и техники привело к быстрому росту объема знаний, необходимых для выполнения сложных видов работ (скажем в области специальных законодательства и инженерного дела).

Первое учебное заведение такого типа – академию – основал греческий философ Платон за 400 лет до н.э. Идея оказалась чрезвычайно плодотворной. Один из студентов этой академии, Аристотель, стал со временем выдающимся ученым. Именно его принято считать отцом всей европейской (а строго говоря – всей современной) науки. Он основал и собственный университет – лицей, в котором готовил молодёжь к научным исследованиям, но затем традиция греческих университетов и лицеев прервалась – причиной тому была нетерпимость христианской церкви к любой научной мысли.

Лишь много веков спустя идея организации высших учебных заведений, рожденная в Древней Греции, вновь обрела последователей среди наиболее грамотных деятелей церкви и аристократов. Именно их усилиями в Европе в ХII в. Были созданы первые университеты. Они должны были удовлетворить потребности самой церкви в образованных богословах, а западноевропейских королей – в образованных советниках.

Поначалу европейские университеты готовили молодежь для служения церкви, а также королям и императорам. Позднее в университетах стали учить также врачей и астрологов. А с ХVII в. В германских университетах стали возникать особые отделения (факультеты), где изучался цикл дисциплин, получивших название «камеральных» наук. На таких факультетах готовили администраторов, которые были способны управлять хозяйством князей и королей. Надо сказать, что опыт преподавания камералистики был потом широко использован при создании университетов в России. Создатель Московского университета – Михаил Васильевич Ломоносов – сам долго обучался в немецком университете. Новый этап в развитии профессионального образования начался лишь в ХIХ в., когда научные исследования принесли огромный объем неведомых ранее знаний. На этой волне прогресса в области математики, физики и химии в университетах стали открываться технические факультеты, на которых готовили инженеров.

В ХХ в. Возникла потребность в особого рода специалистах – людях, обладающих не только высшим образованием, но и навыками управления большими группами работников.

Для подготовки профессиональных управляющих были созданы бизнес – школы при университетах. Сначала такие учебные заведения появились в США, а затем и в других развитых странах мира. Существуют бизнес – школы и в России, хотя хороших учебных заведений такого рода пока ещё крайне мало.

В бизнес – школы (иногда их называют также школами менеджмента) принимают тех, кто окончил любое высшее учебное заведение, а потом несколько лет проработал в различных организациях и приобрел опыт решения реальных проблем хозяйственной жизни. На этой основе можно подготовить специалиста, который будет способен не просто грамотно решать сложные задачи из практики бизнеса, но и руководить работой группы сотрудников фирмы. Недаром во всем мире этот уровень квалификации принято называть «Эм – Би – Эй» - от английского master of business administration, MBA, что переводится как «мастер бизнес – администрирования».

Бизнес – школы практически всегда являются платными (в США год такого обучения стоит 18-23 тыс. долларов, в России 4-5 тыс. долларов). Это неудивительно, потому что их выпускники получают очень высокую зарплату.

По данным американских бизнес – школ, учиться в них приходят люди с заработком 30- 50 тыс. долларов в год. А после завершения курса обучения (он длится 1- 2 года) они получают зарплату уже в размере 70 – 110 тыс. долларов в год.

Существенно повышают зарплату работников коммерческих структур России такие бизнес – школы как Высшая школа международного бизнеса (Москва), ЛЭТИ «Лаваниум» (Санкт-Петербург), Высшая школа экономики (Москва). Так, если рядовой сотрудник российского банка, занимающийся пластиковыми карточками, получал в начале 21 века зарплату в размере до 1000 долларов в месяц, то начальник управления по работе с такими же карточками (подобные должности занимают обычно ученики бизнес – школ) зарабатывал в месяц уже до 3000 долларов.

Но образование – при всей его огромной значимости – всё же не единственный фактор, определяющий размер заработков.

В марте прошлого года, когда подавляющее большинство россиян оказались в изоляции и у них появилось свободное время, многие решили потратить его с пользой: получить новую профессию или дополнительные знания. Спрос на онлайн-образование возрос в пять-семь раз, а прокачивать скиллы стало модным трендом. О том, какие профессии будут популярными и высокооплачиваемыми через пять лет, сколько специальностей нужно получить выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке, и почему офлайн-обучение полностью не заменит онлайн, в интервью «Известиям» рассказал директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

— Какие изменения произошли на рынке онлайн-образования за последний год? Как отразилась на состоянии рынка пандемия коронавирусной инфекции?

— В пандемийный год рынок начал расти, сложился общий тренд на увеличение компаний в сфере онлайн-образования. Большинство укрепилось, а небольшие расширились, кроме того, появилось много новых операторов. И все-таки отмечу, что рынок, появившийся в России десять лет назад, пока находится в самом зачаточном состоянии. Реальный рост его мы увидим через пять лет, а фундаментальным объемом он наполнится только лет через десять. В начале пандемии, когда появилось свободное время, многие захотели учиться, и с этим связан повышенный спрос на онлайн-образование.

123


— Насколько интерес к онлайн-образованию вырос за год пандемии?

— В разы, ориентировочно в пять-семь раз. Люди, которые были раньше активными в сфере онлайн-обучения, стали еще активнее. К ним присоединились те, кто не знал о такой возможности и заинтересовался впервые. Новичков, конечно, большинство. Однако им требуется довольно длинный период, чтобы решиться на обучение. Ведь в головах всё еще традиционное представление об образовании: чтобы состояться в профессии, необходимо якобы получить высшее образование, причем в престижном вузе.

— На какие месяцы пришелся пик интереса к онлайн-образованию?

— В прошлом году — на март-апрель, когда все сидели по домам, а затем на август, сентябрь, октябрь. Вообще, во второй половине августа и в первые осенние месяцы на рынке образования всегда повышенные продажи, и в этом есть логика. Но мы всё же делаем ставку на постепенный рост, потому что резкий всплеск может носить разовый характер.


— Раньше на освоение профессии в вузах уходило пять лет. Сколько сейчас требуется времени на получение специальности?

— По нашим программам конкретной профессии можно целенаправленно обучиться, исключая всё ненужное, за полтора-два года. Около 80% информации, которую дают в вузах, вторично или даже третично, то есть не несет прямого смысла. Когда я учился на программиста в университете, то некоторые языки программирования нам преподаватель читал из книжки 1950–1960-х годов прошлого века. Это была устаревшая информация, от которой не было никакой пользы. Мы же обучаем конкретной профессии. Если человек действительно учится, то вероятность того, что он получит результат, — 100%.

— Приведите удачные примеры того, как россияне кардинально меняли свою профессию и добились успеха.

— В онлайн-школы приходит только молодежь? Набирает ли обороты этот вид обучения у людей среднего возраста и пожилых?

— У нас учатся очень разные люди по роду занятий и возрасту. Это те, кто работает в офисе и удаленно и те, кто находится на госслужбе. Пенсионеры, военные, ученые, аспиранты, школьники, инвалиды, самозанятые. Большинства в какой-либо возрастной категории нет. Обучаются и те, кому 18–20 лет, и те, кому 35–40, приходят люди старше 65. Эта возрастная категория нацелена на то, чтобы увеличить свои знания по некоторым профессиям или что-то освоить для себя дополнительно для хобби.


Если через 20 лет придем к обучению в цифре, то понятно, что людей за 60 лет получать онлайн-образование будет гораздо больше. Сейчас маркетологов в 50 лет вы на рынке не увидите, но еще десять лет назад тяжело было увидеть маркетолога в 40 лет. Рынок профессий находится в движении.

— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

— С точки зрения количества вакансий самые востребованные профессии на рынке — курьер и продавец-кассир. Если человек захочет стать курьером, то работу точно найдет. Сюда легкая точка входа, но возможности, касающиеся развития себя как личности, дохода и обеспечения семьи, повышения профессиональных навыков, а также карьерные перспективы ограничены. Однако есть профессии, которые явно востребованы, но охватывают узкий круг людей, так как им достаточно сложно обучиться. Я имею в виду специализированные языки программирования, а также специализированный дизайн, системный анализ, веб-программирование.

Кстати, в России масштабно востребованы разработчики программы 1С. Дело в том, что в других странах такой программы нет, так как у них свои истории учета бухгалтерии. Центральная линейка для нас — обучение программированию и всему, что вокруг этой специальности: аналитике, тестированию, проектному управлению. На мой взгляд, плюс программиста в том, что в целом заработная плата от региона к региону находится примерно на одном уровне.

— А какие сейчас зарплаты у программистов?

— В России они стартуют с 50 тыс. рублей. Конечно, в столице с такой зарплатой профессионала работодатели вряд ли найдут, если только самоучку. Самый большой сегмент квалифицированных программистов получает в диапазоне 200–400 тыс. рублей. Часть специалистов оценивается в 500–600 тыс. Ну и некоторые зарабатывают больше миллиона. Если сравнить с остальным миром, то отличия в зарплатах незначительные.


— Сохранится ли высокий уровень популярности профессии программиста через пять лет?

— Да, конечно. Более того, она будет еще популярней. В I квартале этого года мы зафиксировали небывалый спрос на эту профессию. Востребованность сохранится независимо от экономических кризисов, мировых проблем, так как весь бизнес ощущает потребность в цифровизации. Она охватывает даже тех, кому на первый взгляд не нужна. Например, продавцам цветов всё равно со временем нужен будет сайт или интернет-магазин. Программисты нужны предпринимателям, а, напомню, в России более 3 млн компаний. Им сейчас требуется комплекс программ, в том числе бухгалтерская 1С, которая раньше была единственной. За последний год получила развитие торговля e-commerce. Интернет-магазины были у многих, но за год число людей, заказывающих товары онлайн, многократно возросло.

— Какие вы дадите рекомендации по выбору специальности подросткам от 14 лет и выпускникам школ?

— Тем, кто заканчивает восьмой-девятый классы, я бы посоветовал серьезно окунуться в профессии. Попробовать себя в программировании, в аналитике или в дизайне, связанном с визуализацией ландшафта или объектами строительства, а может быть, пойти учиться фотографировать. У ребят этого возраста есть время на знакомство с профессией, их пока не подгоняет общество, но на этом этапе они профессионалами еще не станут.

Одиннадцатиклассникам нужно делать уже осознанный выбор. Им бы я рекомендовал обучиться нескольким профессиям в течение года или двух, а дальше можно специализироваться и развиваться: стать программистом, тестировщиком, аналитиком, пойти в проектное управление или обучиться системному анализу, маркетингу.

На нашей платформе на сегодняшний день около 70 длительных и хороших программ обучения. Они включают в себя уроки в формате лекций, где преподаватели читают их в режиме реального времени большой аудитории, а есть семинары для 20–40 человек. В таком формате у нас проходит более 70% уроков, в месяц даем 5 тыс. занятий. Есть курсы и в записи, с интерактивными материалами, тренажерами. То есть наша программа обучения — это комплексная история вовлечения человека в разные форматы. А сейчас еще вводим и офлайн-формат.


— В будущем онлайн-обучение заменит офлайн? Как вы считаете, стоит ли этот переход поддерживать?

— Если честно, то в парадигме получения информации онлайн уже вытеснил офлайн, но программы обучения в офлайне останутся. Я предполагаю, что в будущем сохранится сочетание онлайна и офлайна.

Для детей, на мой взгляд, важно получить образование в офлайн-формате, иначе они останутся дома. В целом зона виртуального обучения еще не отработана. Когда люди принимают решение выбрать онлайн- или офлайн-обучение, то делают это абсолютно абстрактно. Я убежден, что 99% населения не видит разницы.

— С какой периодичностью в последние годы люди меняют работу?

— Количество профессий увеличивается, расширяется их спектр, поэтому в России есть тренд времени — это более частая смена работы. В будущем люди, конечно, будут перемещаться больше, но и сталкиваться с проблемами. Если раньше переход внутри какой-то профессии не был болезненным, то сейчас переместившийся человек попадает в совершенно новую среду и перестает осознавать себя профессионалом. Я об этом слышу даже от больших специалистов. Когда они переходят из одной отрасли в другую, например из финтеха в продуктовые разработки, то проигрывают как профессионалы, так как становятся менее эффективными.

У продавца в «Ашане» и у менеджера по продажам в дорогом салоне красоты общий корень только один — продавать, но всё остальное разное. Подобных кардинальных делений внутри одной профессии будет невероятное количество, и в этом каталоге профессий нам жить, переписывать его, смотреть, изучать. Это новая эра развития человечества, в которой мы будем жить здесь и сейчас, и главное — любить то, что ты делаешь.


Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.

75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.

«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.

Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас

Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.

Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.

Фото:Из личного архива

Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.

Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.

Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней

Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.

На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?

Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.

Что почитать по этой теме:

Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.

Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.

Как научиться учиться всю жизнь?

Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.

Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:

Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.

Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.

Что почитать по этой теме:

Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.

Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.

Фото:Юлия Спиридонова для РБК

В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.

Как может выглядеть образование будущего?

Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.

При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.

Наиболее важные из них:

Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.

Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.

Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.

Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.

Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.

Чему еще нужно учить человека?

Искать и развивать новые увлечения;

Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;

Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;

Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;

Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);

Не забывать об этике и морали;

Творчески мыслить и импровизировать;

Понимать принципы предпринимательства и продаж;

Познавать новые языки.

Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.

Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?

По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.

Фото:Fauxels / Pexels

Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.

Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.

Фото:alpinabook.ru

Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.

В России (согласно данным Росстата, которые изучил RT) стало меньше молодёжи, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков. Этот уровень достиг рекордно низкого значения за 17 лет. Так, к концу 2018 года в России проживали около 14 млн россиян в возрасте от 15 до 24 лет, из них чуть более 10,2% (1,4 млн) не учились, не работали и не осваивали каких-либо профессиональных навыков.

Стоит отметить, что с 2001 года этот показатель сократился более чем на 5 процентных пунктов: тогда почти 16% молодых россиян не были заняты работой или учёбой. Важно отметить, что в тот период число молодых граждан было больше: к концу 2001 года в стране проживали около 24,2 млн россиян от 15 до 24 лет. То есть за эти годы молодых людей в России стало меньше примерно на 10 млн человек.

По мнению экспертов, частично сокращение доли незанятой молодёжи связано с уменьшением её численности. Однако специалисты также уверены, что за 17 лет существенно изменился подход молодых людей к себе и своей жизни.

«Молодёжь стала более ответственно и более тревожно относиться к своему будущему, поэтому предпочитает формировать свой человеческий капитал с самого начала, чтобы можно было увереннее чувствовать себя в трудовой жизни и в обществе в целом. Чем меньше молодёжи, которая не занимается повышением качества своего человеческого капитала, тем лучше для страны», — сказал в беседе с RT профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков.

Неучтённые достижения

Эксперты также отмечают, что статистика Росстата в данном случае может быть не совсем точной, а реальный процент нигде не работающих и не учащихся молодых людей по факту ещё меньше.

«Они могут быть заняты в теневой экономике — на работе вроде развозчиков, расклейщиков, фрилансеров и тому подобных. Так что Росстат может просто не получать эту информацию, не учитывать и не контролировать её», — предположил Александр Щербаков.

  • АГН «Москва»

Кроме того, по словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, в эту статистику не попадают молодые мужчины, которые проходят срочную службу в армии.

«У нас молодёжь как в прошлые годы была ответственной, так и сейчас ответственная», — отметил Сафонов в беседе с RT.

Создать рабочие условия

Важность качественного образования невозможно переоценить, однако основной причиной «безделья» молодых россиян эксперты единогласно признают безработицу. И проблема в данном случае заключается в несопоставимых запросах со стороны работодателей и со стороны молодых специалистов.

«Есть молодёжь, которая и хотела бы устроиться на работу, да просто не может. Вчерашних студентов на рынке труда никто не ждёт с распростёртыми объятиями. Сегодня только 70% выпускников могут устроиться на работу в первый год после окончания вуза. Как показывает статистика рекрутинговых агентств, резюме без опыта работы дочитываются реже», — рассказал RT депутат Госдумы Виктор Зубарев.

По его словам, доля предприятий, которые готовы брать таких сотрудников, не превышает 60%. В основном это крупные торговые сети и банковский сектор, но устраивают они вчерашних выпускников, как правило, на низкие позиции, в отделы с наибольшей текучкой и предлагают относительно маленькую зарплату. При таких условиях многие работать отказываются.


Найти и трудоустроить: в России может появиться программа «Земский рабочий»

«Конечно, ситуация разнится от региона к региону. В зоне риска чаще находятся молодые люди из сёл и посёлков городского типа, а также те, кто получил некачественное образование в сфере, где уже ощущается переизбыток кадров», — добавил депутат.

По его мнению, необходимо ориентировать молодёжь исходя из потребностей российской экономики и рынка труда.

«В той же промышленности, например, наблюдается запрос на обновление кадров. Почти половина производств готова выращивать у себя молодых специалистов. И зарплаты у представителей так называемых рабочих профессий всё чаще превышают зарплаты белых воротничков — офисных сотрудников», — отметил Зубарев.

Новые интересы

Примечательно, что в последние годы молодые россияне стали ответственнее относиться не только к своей карьере и обучению, но и к своему здоровью.

По мнению экспертов, прежде всего это связано с тем, что у молодёжи появилась мода на хорошую учёбу, престижную работу и другие личные победы. А вредные привычки уже не так привлекательны, как достижение жизненных высот.

Читайте также: