Когда появилась профессия водитель

Опубликовано: 12.05.2024

Эта профессия подходит практически каждому владельцу автомобиля. Превратиться в водителя-профессионала из автолюбителя можно в любой момент, было бы желание.

Водитель – это рабочий, который на профессиональной основе управляет транспортным средством (грузовым, легковым, специальным, пассажирским). Он может перевозить людей, грузы и различные виды специализированного оборудования, установленного на базе автомобиля.

История профессии

Профессия водитель возникла одновременно с появлением первого самодвижущегося механизма с паровым двигателем в 1769 году. Управлять этой конструкцией мог только специально обученный человек. В 1885-1886 годах Готтлибом Даймлером и Карлом Бенцем были представлены автомобили на бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Впоследствии конструкции автомобилей претерпевали многочисленные изменения, появилась их специализация, но профессия водителя укоренилась, и сейчас без нее невозможно представить человеческую жизнь.

Кстати, многие интересуются, как правильно называется профессия – шофер или водитель. Изначально французское слово "chauffeur" означало "кочегар" или "истопник": так называли людей, которые следили за количеством угля в топках паровых автомобилей и пополняли его при необходимости. Термин "водитель" отсылает нас к понятию "водить" транспортное средство. Однако сейчас разница в терминологии стерлась, и профессия шофер стала синонимом профессии водитель.

Описание и характеристика профессии

Нередко люди задаются вопросом, водитель это кто: тот, кто управляет автомобилем, или тот, кто его обслуживает. Основная функция шофера – это управление транспортным средством и своевременная и безопасная доставка людей, грузов или оборудования в необходимое место. Также водитель должен уметь производить техническое обслуживание машины и выполнять мелкий ремонт. С более серьезными поломками работают специально обученные механики (мотористы, электрики и др.).

Существует несколько категорий водительских прав, которые дают возможность водителям работать на определенных видах транспорта:

  • категория A – мотоциклы;
  • категория B – легковые автомобили, микроавтобусы (до 9 мест) и грузовые машины до 3,5 тонн;
  • категория C – средние грузовики свыше 3,5 тонн и тяжелые свыше 7,5 тонн;
  • категория D – автобусы;
  • категория M – мопеды.

Существует ряд подкатегорий A1, B1, C1, D1, которые детализируют основные категории. Индекс E, прибавляемый к категории, указывает на право водить соответствующий транспорт с прицепом. Специалисты, которые хотят работать на троллейбусах и трамваях, должны обладать категориями Tm и Tb соответственно. Для специального транспорта (автокраны, мусоровозы, самосвалы, длинномерные грузовики) также нужны соответствующие навыки.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы работать водителем, не требуется какого-либо образования, кроме базового среднего. Достаточно окончить водительские курсы, получить права соответствующей категории и уметь профессионально управлять автомобилем. На практике работодатель обычно требует еще опыт работы и обращает внимание на наличие или отсутствие аварий.

Чтобы занять более высокое место в иерархии, необходимо дополнительное образование. В первую очередь речь идет о начальном профессиональном (ПТУ) или среднем специальном образовании (техникумы, колледжи). Наиболее оптимальными специальностями являются:

  • техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • сервис на транспорте (по видам машин),
  • организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Обучение указанным специальностям проводится в каждом регионе, поэтому выбрать подходящее учебное заведение не составит труда. Это, кстати, одно из преимуществ профессии водителя.

Профессиональные обязанности

  • перед выездом из гаража проверять состояние основных систем автомобиля (тормозной, рулевой), наличие топлива, воды, моторного масла;
  • производить ежедневное техническое обслуживание (смазка, заправка, мойка, осмотр);
  • профессионально управлять транспортным средством для безопасной перевозки людей и грузов;
  • обеспечивать сохранность груза и комфорт пассажиров;
  • соблюдать правила дорожного движения и следить за показаниями приборов;
  • правильно оформлять документацию;
  • устранять мелкие поломки, при необходимости вызывать ремонтную бригаду;
  • оказывать первую медицинскую помощь.

Кроме того, в зависимости от используемого транспорта на шофера могут возлагаться и другие обязанности: обеспечение посадки и высадки пассажиров, управление дополнительными механизмами и т.д.

Кому подходит

Работа водитель автомобиля подходит людям, которые любят дорогу и обладают рядом характеристик:

  • исполнительностью, трудолюбием и ответственностью,
  • быстротой реакции и глазомером,
  • способностью предвидеть развитие ситуации и вовремя принять правильное решение,
  • концентрацией внимания и координацией движений,
  • психологической устойчивостью.

Также от шофера требуется знание строения автомобиля, правил дорожного движения, умение читать показания приборов, способность маневрировать в трафике и ехать в плохих дорожных и погодных условиях.

Для работы на транспортных средствах для перевозки пассажиров работодатели требуют от соискателей должности выполнения дополнительных условий. Например, очень распространенная профессия водитель автобуса. Перед тем как стать водителем автобуса, необходимо не только получить права категории D, но еще достичь возраста в 21 год и приобрести опыт работы шофером не менее 3 лет. Некоторые крупные компании (например, "Мосгортранс") имеют свои учебно-курсовые комбинаты.

Заработная плата

Заработная плата шофера очень сильно зависит от вида транспортного средства, условий и места работы, компании-работодателя и квалификации самого работника. В среднем, по данным статистики, водители зарабатывают от 60 до 80 тысяч рублей в месяц. Но нужно понимать, что зарплата шофера легкового автомобиля в бюджетной организации и водителя-дальнобойщика может отличаться в разы. Использование для работы собственного авто также значительно повышает уровень дохода.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив у шоферов нет. Получив права более высокой категории, они могут перейти на управление более высоко оплачиваемым видом транспорта. После дополнительного обучения водитель может занять должность главного механика, заведующего гаражом и др. При наличии своего автомобиля можно работать таксистом в таксопарке или частным образом.

Перспективы профессии

Если человек стал водителем и при этом обладает высокой ответственностью и не злоупотребляет алкоголем, то в жизни он не пропадет. Это одна из самых востребованных профессий на рынке труда на сегодня, и в ближайшем будущем ей не угрожает исчезновение.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия водитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Автомобиль для современного человека — такая же обычная и будничная вещь, как и компьютер или электрочайник. Уже никого не удивляют круглосуточный шум моторов и нетерпеливые гудки клаксонов — все это непременный атрибут любого большого города, что-то само собой разумеющееся. Однако, если для большинства людей автомобиль является банальным средством передвижения, то для отдельной, особенной категории граждан, «крутить баранку» — это не только способ добраться в конкретный пункт назначения, а скорее смысл их жизни, их профессия.

Безлошадная карета
Шофер или водитель самодвижущегося экипажа, как его тогда называли, являлся во времена царской России человеком технически подкованным и отважным, физически подготовленным, и уж точно находчивым, учитывая «надежность» техники того времени. Представители этой профессии принадлежали, конечно же, не к высшему классу общества, скорее, их можно назвать приближенным к ним. Вглядитесь в кадры кинохроник: шофер не вскакивает при виде высокопоставленных вельмож и генералов, не вытягивается даже при виде самого императора, а деловито восседает на своем рабочем месте у руля. «Почему?» — Cпросите вы. Думаю, в том числе и потому, что это нужный человек. Автомобиль тогда был в первую очередь диковинкой, обращаться с которой могли лишь единицы, вот и ценились эти единицы, знающие толк в своём деле. К слову сказать, императорскbq шофер (имя его было Адольф Кегресс) — французский техник, человек, который помимо того, что был одновременно и шофером, и механиком, являлся еще и талантливым изобретателем. Так он, к примеру, изобрел автосани, предназначенные для увеселительных поездок царской семьи зимой на природу, запатентовал гибкую гусеницу, названную благодарными потомками в его честь.
Интересно, что, как утверждают историки, первый автомобиль в Российской империи, появился не в Петербурге или, скажем, Москве и даже не в Киеве, а в Одессе в 1891 году. Диковинку привез из заграничной поездки редактор одной из местных газет. 3 года спустя, в 1894 году, первый автомобиль появляется в столице империи, а в 1897 году — в Киеве. Довольно скоро киевляне привыкли к новинке, и в 1904 годудевятнадцать инициаторов автомобильного дела собрались, чтобы учредить Киевский клуб автомобилистов. Членами клуба, как писали киевские газеты, была элита общества, возглавлял его генерал-лейтенант Владимир Сухомлинов — командующий войсками Киевского военного округа, большой любитель автомобильных экскурсий. Позже он же занял и пост генерал губернатора. Конечно же, с такой поддержкой уровень автомобилизации Украинской столицы рос как на дрожжах. В 1911 году в городе было78 автомобилей, а в 1913 уже 328! К 1912 году коммерческие автомобильные перевозки по Киеву стали абсолютно обычным явлением. К автомобилям стали допускать в том числе и грамотных простолюдинов, поэтому городская извозная комиссия вынуждена была разработать особые правила для моторизованных извозчиков. Среди последних: во время работы шофер обязан быть трезвым и опрятно одетым в установленную форму, объясняться с пассажирами прилично и спокойно, даже в случаях разногласия, и ни под каким видом не позволять себе грубых и резких выражений. Разрешение на вождение автомобилем и номерной знак должны возобновляться ежегодно, при несоблюдении, в том числе и этих, правил права попросту могли не выдать заново. Согласитесь, правила актуальны и поныне. Но пока все же автомобиль оставалсяроскошью, а не средством передвижения. Да и буржуазия того времени относилась к автомобилю как к безлошадной карете, у которой, конечно же, должен был быть свой кучер.

Обращали внимание на автомобили и военные. Вообще, первое упоминание об использовании самоходных машин, или как их тогда называли, «безрельсовых паровозов» датируется еще летом 1877 года. Во время Русско-Турецкой войны эти машины служили для доставки грузов к войскам. Этот замечательный факт увековечен в романе Бориса Акунина «Турецкий гамбит» и его последующей экранизации.
В мае 1910 года в Петербурге создается учебная автомобильная рота. Это одновременно образовательный и исследовательский орган, который не только обучал курсантов умению обходиться с новой техникой, но и проводил исследования о возможности применения той или иной самоходной установки в тогдашних Российских условиях. Кто же учился в этом заведении? Будущий офицерский корпус авторот состоял из хорошо зарекомендовавших себя выпускников инженерных ВУЗов. В нижние чины, как правило, призывались заводские рабочие высокой квалификации, в то время как в пехоту или, скажем, кавалерию, зачисляли малограмотных крестьян, командовали которыми, в основном, потомственные военные. Уже в 1913 году выпускники этого учебного заведения более чем со ста автомобилями были расквартированы под Киевом. Автомобилизация армии, конечно же, имела своих весьма влиятельных противников, главным доводом которых были высокие расходы на содержание автомобильных войск. Ведь хоть лошадь и надо кормить целый год, но зато ей в поводыри можно поставить малограмотного крестьянина, а не платить за обучение и работу этим зазнайкам шоферам! Но прогресс было уже не остановить.

Автомобильные войска считались элитными, и униформа у них была соответствующая, основу которой составляла непродуваемая и непромокаемая кожаная куртка. Причем курток было закуплено столько, что вдоволь хватило и на всех последующих чекистов, которым они потом, после революции и достанутся, сделавшись их своеобразным символом. А эмигрировавшие после революции потомственные князья и оставшиеся в живых выпускники автомобильной роты пополнили, в том числе, и штат французских таксистов. Где, как не в Париже начала 20 века, можно было встретить русского аристократа или украинца-помещика, работающего простым кэбменом.

Дорожная романтика

Целью этих автопробегов был отбор наиболее подходящих для наших условий заграничных автомобилей, чтобы потом наладить их производство здесь, у себя, для ежедневной езды по этим вот самым дорогам, а точнее сказать направлениям.
Однако вскоре стало ясно, что просто скопировать и наладить производство вряд ли удастся, потребуется серьезная доработка импортных образцов. Во главу угла всех работ ставилась надежность, простота и неприхотливость техники, так, чтобы механик-водитель в любом, самом отдаленном уголке страны мог осуществить необходимый ремонт и продолжить движение. Автомобили же молодой стране Советов были нужны, в основном, для доставки грузов к масштабным стройкам новой эпохи. Но пока автомобиль в Советском союзе не добрался до конвейера, тачка, кирка, лопата, да труд заключенных, как это было при строительстве ДнепроГЭС или сталелитейных заводов Запорожья и Кривого Рога, — эти нехитрые орудия труда обеспечили победу в борьбе за индустриализацию, а профессия водителя так и оставалась диковинной.
Конечно же, Вторая мировая война и технический прогресс внесли огромный вклад в моторизацию страны, превратив профессию шофера из экзотической и сложно обучаемой в массовую и обыденную. Еще в конце 30-х годов только на балансе советской армии находилось более двухсот тысяч военных автомобилей (для примера, у нацистской Германии на тот момент было не более 150 тыс. авто). Очевидно, что соответствующим был и спрос на квалифицированных водителей и механиков. На благо военного дела в то время трудились Горьковский и Московский автозаводы, выпускавшие как легковушки, так и грузовики марок ГАЗ и ЗИС соответственно.
Для обучения молодых солдат водительскому мастерству еще до войны создавались специальные учебные роты, где каждый новобранец проходил курс подготовки по управлению и ремонту автомобильной техники.
Тем не менее в послевоенные годы автомобиль и человек, который им управляет, оставались новшеством для большинства жителей советской глубинки. Меж тем изменился и возраст водителя, и его цели. Если после войны типичный шофер представлял собой закаленного в боях уже немолодого человека, то в начале шестидесятых годов это в основном были молодые люди, тянущиеся ко всему технически новому, такие себе идеологически подкованные романтики, прошедшие школу поднятия целины или дальнего севера. Обучением водителей занимались профессиональные технические училища, армия, система ДОСААФ. Если вам попадется учебник шофера того времени, знайте, что перед вами своего рода сжатая техническая энциклопедия, изложенная на простом обывательском языке, рассказывающая не только об устройстве конкретного автомобиля, но и о физической природе вещей, химических процессах, происходящих при создании тех или иных компонентов автомобиля. И курсант был обязан все это знать, чтобы дослужиться до шофера.
Труд шофера с нарастающей автомобилизацией страны становился массовым и уважаемым, и, естественно, желающих зарабатывать себе на жизнь за рулем с каждым годом становилось все больше и больше. Благо, зарплаты в отрасли были более чем удовлетворительными. При среднем заработке по стране в 140 рублей, шофер легкового автомобиля получал 130 – 160 рублей в месяц, а зарплата водителя грузовика начиналась от 225 рублей. Более того, на некоторых не особо крупных предприятиях водитель мог зарабатывать куда больше самого директора, которого он же и возил.
Самая массовая советская машина 50-60 гг. — самосвал. В Украине, начиная с 1958 года, подобные рабочие тягачи производились на Кременчугском автомобильном заводе (АвтоКрАЗ), продукция которого уже в те времена поставлялась в 26 стран мира, среди которых, естественно, преобладали «дружественные коммунистические режимы». Самосвалы были нужны везде и всюду.

Конечно, советские автомобили иногда и не могли похвастаться техническими новшествами, но зато были надежны и долговечны. Даешь троекратную перегрузку! Берет, пыхтит и едет, в любых погодных условиях, по любым дорогам. Педаль, так педаль! Так, чтобы и в грязных сапогах можно было нажимать. Руль — для крепких мужских рук. И тут уж не столько техническая грамотность, сколько физическая сила шофера выходит на первый план.
Советская пропаганда тут же восторженно воспела водителей — тружеников нового времени. На экраны выходит художественный фильм «Дело Румянцева», по радио звучит «Песенка шофера».

Народ тоже не отстает, отвечая официальной пропаганде песенкой «Об отчаянном шофере Кольке Снегирёве» и, как послесловие к этой красочной красивой картине советской жизни, вся страна подпевала Владимиру Семеновичу Высоцкому, его правде жизни в песне «Кругом пятьсот».
Страна развивается, число автомобилей, выпускаемых отечественными автозаводами, переваливает за миллионы, на полную мощность работает Кременчугский автомобильный завод, и уже никого не удивишь личными, как тогда говорили, семейными автомобилями-малолитражками, сделанными в Запорожье. В период застоя страна от массового строительства переходит, так сказать, к распределению, ну куда уж тут без автомобильного транспорта. Водители больше не обязаны работать механиками. В стране функционирует слаженная система автотранспортных предприятий, автобаз, автопарков и станций техобслуживания.
Естественно, были и проблемы: состояние дорог хоть и постепенно улучшалось, однако отнюдь не теми темпами, в которых нуждалась огромная страна, а пресловутый дефицит не обошел стороной также и советских автомобилистов, нуждающихся в запчастях. Также дополнительную опасность для водителей, особенно это касается дальнобойщиков, представляли преступники разных мастей: от простых гопников до псевдогаишников. На дорогах и в советское время подобных «товарищей» было предостаточно, так что от водителя-профессионала требовалось постоянное пребывание в «повышенной боевой готовности». Срывать планы и графики не хотелось никому.
Было в советское время также и то место, где мечтал работать практически каждый профессиональный шофер. Речь идет о специализированном предприятии«Совтрансавто», силами которого за границу «нашей необъятной родины» доставлялись товары самых различных видов и категорий. Естественно, в «Совтрансавто» попадали только избранные водители. Советский шофер за рубежом, в отличие от водилы колесившего внутри СССР, должен был олицетворять примерного коммуниста на зависть всем идейным врагам. Недаром в «Совтрансавто» брали только водителей I класса с кристально чистой биографией и примерной карьерой. Зачастую это были партийные и обязательно семейные люди. В их распоряжение предоставлялись только лучшие автомобили (между прочим, не МАЗы, а Mercedes и Volvo), а экипировка водителя и внутреннее оборудование салона было по советским меркам чуть ли не идеальным.

Отверженные

«Совтрансавто» существует и сегодня в виде крупной международной холдинговой компании, однако жизнь современного водителя только отдаленно напоминает советские времена. Из важной и уважаемой в народе профессии водитель превратился в человека с неоконченным высшим или средним образованием, неухоженного, легко раздражающегося и сквернословящего, с минимальной или вообще плачевной оплатой труда. Современные дальнобойщики, «газелисты», водители маршруток и таксисты, увы, достойным заработком похвастать могут далеко не всегда.
К примеру, водитель киевской маршрутки при тяжелейшем графике с 7 утра до 11 вечера зарабатывает в месяц не больше 4 тысяч гривен, а зарплата водителя трамвая или троллейбуса (коими сегодня нередко бывают и женщины) в столице и вовсе составляет порядка 1,5 – 2 тыс. гривен. Несколько больше зарабатывают таксисты (особо успешные могут «подымать» до 16 тыс. гривен в месяц), но учитывая все опасности этой работы, а также то, что большинство «кэбменов» осуществляют перевозки на собственном транспорте, это нельзя назвать чрезвычайно высоким заработком.
Единственные представители водительского ремесла, кто может похвастаться достойным доходом — те, кому посчастливилось стать личным водителем у богатого бизнесмена или чиновника. В этом случае помимо хороших денег, шофер получает бонус в виде хорошего автомобиля, которым нередко можно попользоваться также и в личных целях.
Однако в большинстве своем «каста» водителей — это своего рода романтики, живущие по особому кодексу чести и правилам, проводящие всю жизнь за рулем. Даже по сравнению с советским периодом автомобили стали на порядок комфортнее и безопаснее, но и опасностей на дорогах отнюдь не стало меньше.
Кроме того, на сегодняшний день едва ли не до предела заострилась и конкуренциямежду перевозчиками разных «жанров». Многие из них, в том числе и в сфере общественного транспорта, работают нелегально, что уже ставит под вопрос техническое и профессиональное качество как водителя, так и непосредственно транспортного средства.

В то же время стать водителем на сегодняшний день не так уж и сложно, достаточно только получить права определенной категории, и окончить специальные курсы в соответствующем парке, если речь идет об автобусе, троллейбусе или трамвае. Конечно, большую роль здесь играет опыт и стаж вождения, однако, учитывая довольно-таки частые увольнения сотрудников (частенько не брезгующих выпивкой) украинских автотранспортных предприятий, молодому водителю при должном желании найти место не так уж и трудно.
Однако как же так получилось, как так смог обесценится труд шофера? В принципе, все закономерно. С увеличением количества автомобилей теряется та манящая и романтическая составляющая профессии под названием водитель. Как результат, мало-мальски престижной профессия шофера остается только в глубинке нашей страны, в больших городах шоферы, увы, себя только скомпрометировали.
А технический прогресс, сделавший автомобиль более надежным средством передвижения, и развитая сеть сервисного обслуживания убрали из этой профессии обязательную ранее техническую грамотность и находчивость. В наши дни, когда города изнывают от автомобильных заторов, автомобили изготавливаются и продаются миллионами, к шоферам и водителям причисляет себя каждый, кто более или менее часто оказывается за рулем. Вот так умение водить автомобиль менее чем за сто лет превратилось из диковинной профессии в обыкновенный навык, так необходимый большинству из нас в повседневной жизни.

девушка водитель за рулем

Водитель – это человек, который профессионально управляет грузовым, легковым, специальным или пассажирским транспортным средством.

Кроме своих непосредственных обязанностей он может исполнять и другие: охранника, экспедитора, инструктора, курьера и т.д.

Находясь за рулем, водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей: пассажиров, пешеходов.

Содержание:

История профессии

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

В Российской империи существовала профессия «шоффэ́р». Так называли людей, которые приводили в движение самодвижущийся экипаж. Перед этим требовалось выполнить множество операций: по возможности установить устройство горизонтально, соединить глушить и выпускную трубу, залить бензин, обеспечить его подачу, слить излишек, пять раз покрутить ручку стартера, снизить давление в цилиндре, отрегулировать подачу топлива. Если после этих манипуляций двигатель не заводился, то шоффэру приходилось сливать топливо и начинать все заново. Управление авто требовало немалых физических усилий, потому что руль и педали двигались с трудом.

Особенности профессии

Профессия водителя очень востребована. Профессионалы требуются практически везде: общественный транспорт, медицина, строительство, грузоперевозки, торговля и прочее.

Если люди, получающие удовольствие от вождения, именно им подходит работа водителем. Других же могут отпугнуть минусы профессии. Водителю приходится проводить много времени сидя в одной позе, что приводит к профессиональным заболеваниям. Условия работы бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать авто в экстремальных условиях.

Если работа связана с поездками на дальние расстояния, то приходится ночевать прямо в кабине.

К достоинствам профессии можно отнести возможность путешествовать. Часто водитель долгое время едет один, для экстравертов это может быть нелегко.

Обязанности

Профессия водитель подразумевает работу не только в салоне автомобиля, но и в гараже. Перед выездом необходимо проверить исправность авто, наличие масла и бензина. После окончания рабочего дня следует выполнить минимальное техобслуживание: осмотр, мойка, смазка и т.д.

В пути водитель оценивает ситуацию на дороге, принимает решения о дальнейших действиях: выполнить маневр, изменить маршрут и т.д.

Важные качества

Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.

Большое значение имеет и состояние здоровья, при некоторых заболеваниях управление авто категорически запрещено.

Навыки и знания

Водитель обязан знать правила дорожного движения и поведения на дороге. От него требуются знания устройства автомобиля, способность устранить простую поломку, оказать первую медицинскую помощь.

Перспективы и карьера

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.

Обучение

Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.

Небольшие строительные организации не имеют на своем балансе парка грузовых автомобилей. Обычно они заключают договоры с автотранспортными предприятиями на аренду автомобилей и услуги водителя автомобиля.
Водитель автомобиля в строительном предприятии осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5–40 тонн. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:
- автомобили общетраспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов);
- специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители. При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки. Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы. К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Профессиональная деятельность водителя автомобиля в строительной отрасли – это работа на автомобилях общетранспортного назначения и специализированных автотранспортных средствах: грузовых бортовых машинах, самосвалах, бензовозах, КАМАЗах, МАЗах, ГАЗелях, технике с прицепами и полуприцепами, а также на автобусах и легковых автомобилях.
Работая в автомобильном парке строительной компании, водитель должен иметь навыки вождения разных видов автотранспорта: и общетранспортного назначения, и специализированного.
Многое надо знать и уметь, чтобы управлять грузовой машиной. Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять до 40-50 операций.
Профессию водитель автомобиля можно назвать «сквозной», так как нет ни одной отрасли экономики, в которой бы не трудились водители. Поэтому эта профессия остается наиболее привлекательной для тех, кто выбирает профессию или думает о смене места работы.

  • Профессиональная самоидентификация
  • Причины выбора профессии
  • Пути приобретения профессионального образования
  • Особенности профессионалов и профессиональной деятельности

Профессия водителя автомобиля предъявляет особые требования к психологическим и психофизиологическим особенностям человека, а также к состоянию его здоровья.
Водителю важно обладать такими качествами, как память на движение, внимание на дороге, быстрая реакция и ориентация, хорошее цветоразличие.
Высокие требования предъявляются к такому качеству водителей, как внимание. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается во время движения с одного объекта на другой. Особенно необходимо внимание при работе на строительном объекте.
У водителя должна быть хорошая реакция на неожиданные ситуации, которые возникают на дороге, на строительном объекте. Часто решающее значение имеют доли секунды.
По мнению профессионалов, «водителю важна не только хорошая координация рук и ног, но и работа головой». Особенность профессионального мышления водителя состоит в том, чтобы предугадывать действия других людей, прогнозирование ситуации. Необходимость принятия решений при аварийных ситуациях требует от водителя оперативного мышления и умения сосредоточиться.
Профессионалы считают, что «водитель должен обладать хорошим пространственным воображением, которое помогает совершать маневрирование автомобилем, иногда достаточно сложные развороты на строительном объекте. Тут необходим и глазомер, чтобы точно остановиться или проехать там, где нужно, и ни сантиметра в сторону. В этом высшее мастерство водителя на стройке».
Водители считаю, что рабочему необходимо обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, терпеливость, исполнительность. Приобретенными в ходе деятельности чертами характера они называют ответственность, настороженность, умение прогнозировать ситуацию и, что не очень приятно, нервозность и грубость.
Выбирая профессию водителя автомобиля важно учитывать состояние здоровья. Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.

Особенности профессиональной деятельности

Профессия Водитель

Раздел «История возникновения профессии»


Води́тель или шофёр ( фр. chauffeur — «истопник») — человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус и др.). Кроме того, водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Изредка водителем называют и пилота самолёта .

По словарю Ушакова , водителем ранее называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождём. Другое название профессии — шофёр, — произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», « кочегар », что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова . В Правилах дорожного движения есть подробное определение термина «водитель».

На бытовом уровне, в обыденной речи, сложилось неофициальное разделение понятий «Водитель» и «Шофёр»:

  • «Шофёр» как человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств;
  • «Водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля.

В особую категорию водителей выделяются дальнобойщики . Это слово обозначает водителя грузовика, основной вид деятельности которого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния. Также, часто именуется водителем- или шофёром-дальнобойщиком.


Ранее, до революции , заимствованное слово шофёр писалось и произносилось как «шо́ффэр».

Немного страшный, по крайней мере странный в своем наряде, «шоффэр» представляется нам новым существом, рождённым открытиями науки. Он летит к намеченной цели, вздымая позади себя вихри пыли и проявляя чудеса ловкости, чтобы обойти препятствия на дороге. Ибо настоящий «шоффэр» — это тот, кто участвует в гонках, организованных с целью продемонстрировать, что очень легкая повозка, движимая мощным мотором и управляемая очень ловким человеком, способна двигаться весьма быстро из одного пункта в другой .

Первоначально, обязанности «шоффэра» были весьма сложны и трудоёмки. Господин «шоффэр» подходил к каретному сараю, где стоял самодвижущий экипаж и перво-наперво устанавливал его «по возможности горизонтально» (так было написано в заводской инструкции). Затем он брал шланг и соединял им глушитель с выпускной трубой. Затем наполнял бак бензином (поскольку на ночь его сливали, потому что никак не могли избавиться от подтеканий топлива). Далее вставлял провод магнето в свечу и открывал кран подачи бензина. Тут же, стремглав оббежав машину — нажимал на иглу карбюратора и сливал излишек топлива, дабы его не поступило в единственный цилиндр слишком много. После этих манипуляций шоффэр крутил изогнутую ручку стартера «примерно пять раз», по инструкции. Потом приоткрывал сначала карбюратор, а затем специальный компрессионный краник, дабы спустить давление в цилиндре, иначе бензин туда не пойдёт. А потом, в завершение, — опять вращал рукоятку до появления вспышек в цилиндре. Как только движок завёлся, надо краником отрегулировать подачу топлива в него, если же не завёлся — надо вывернуть свечу зажигания, промыть её и просушить, бензин из карбюратора слить и, далее, — повторить всё в том же порядке.…Когда же двигатель наконец завёлся — «шоффэр» вскарабкивается на ко́злы , и продавливая крайне тугие педали и поворачивая с огромным усилием руль (у первых самодвижек руля и вовсе не было, а был длинный рычаг), который и на полном ходу поворачивался с трудом.

Раздел «Фамилии, которые произошли от профессий дальних предков»

До появления автомобилей главной тягловой силой и на Руси, как и всюду, была лошадь. Поэтому были профессии, связанные с перевозкой, разведением и уходом за лошадьми, изготовлением конской сбруи и, разумеется, средств передвижения, в которые эти лошади впрягались. Потому так много сегодня фамилий напоминает нам об этих промыслах и ремеслах: Колесников, Колеса, Хомутников, Шорников, Узденников, Седельников и Сидельников, Гужевником могли прозвать и человека, занимавшегося гужевыми перевозками.

Не исключено, что фамилия Колеса образована от прозвища мастера, изготавливающего колеса. Существует и другой вариант происхождения прозвища: человек, получивший эту фамилию, был «перевозчиком».

Газзаев, Газа.

Раздел «Социальная значимость профессии в обществе»

Сейчас уже можно утверждать, что автомобиль — это действительно не роскошь, а средство передвижения. Давно прошли те времена, когда человек всю свою жизнь мог провести в одной местности, которую можно было обойти пешком. Сегодня нам приходится переезжать из одного города в другой, перевозить различного рода грузы, а живя в мегаполисах, быстро достичь места своей работы, мы можем, только воспользовавшись услугами общественного транспорта или такси. Исходя из этого, можно утверждать, что без услуг шофёра сегодня просто невозможно обойтись. Доски объявлений приглашают дальнобойщиков, таксистов, водителей автобусов и МАЗов. Туристические поездки, строительные работы, доставка товара в магазин — все это может обеспечить надёжный опытный шофёр.


Работник, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями, был и до сих пор остаётся востребованным. Согласно опросам, в пределах города большинство людей предпочитают пользоваться автобусом, осуществляя как минимум ежедневный путь из дому на работу.

Раздел «Массовость и уникальность профессии»


Профессия водителя в настоящее время является одной из самых массовых и популярных, поэтому востребованность на рынке труда высокая: промышленность, строительные объекты, сельское хозяйство, парки общественного транспорта, обслуживание организаций или частных лиц и т.п.

В обязанности водителя входит не только непосредственное управление автомобильным транспортом, но и контроль соблюдения пассажирами основных правил проезда, контроль безопасности во время посадки и высадки, комфорт пассажиров во время поездки. При возникновении поломок или неисправностей, именно водитель ответственен за устранение неудобства. Более того, опытный водитель способен в кратчайшие сроки оценить ситуацию движения на дороге, определиться с кратчайшим маршрутом, избежав досадной потери времени в городских пробках в часы пик. Обязательным для водителя также является умение предусмотреть все возможные помехи, просчитать ход развития ситуации заблаговременно и в случае опасности избежать столкновения с другими транспортными средствами.

Раздел «Секреты профессионального мастерства»

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.


Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения.

Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Раздел «Известные люди прошлого по избранной профессии»


Прообраз первого автомобиля создал крепостной крестьянин Вятской губернии Яранского уезда Леонтий Шамшуренков. Своё изобретение он представил в Санкт- Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была 4х колёсная самобеглая коляска, развивающая скорость до 15 км/ч. Им же был разработан первый верстометр (автомобильный счётчик, измеряющий пройденный путь). Позже, в 1791 году русский конструктор, изобретатель и инженер Иван Кулибин создал 3х колёсный самоходный экипаж, развивающий скорость до 16,2 км/ч. В этой "самокатке" он разъезжал по улицам Петербурга.

Его 3х колёсный механизм содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые: коробка скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Немецкий инженер Карл Бенц , изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем и современного автомобиля.

Четырёхтактный бензиновый ( газолиновый ) двигатель внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного самоходного движения — разработка немецкого изобретателя Николауса Отто . Подобный четырёхтактный дизельный двигатель был также изобретён немцем Рудольфом Дизелем . Водородный топливный элемент , одна из технологий, провозглашённых как замена для газолина в качестве источника энергии автомобилей, в принципе был обнаружен другим немцем Шёнбейн Кристиан Фридрихом в 1838 году. Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте .

Раздел «Известные люди избранной профессии наших дней»


Мика Хаккинен
– известный финский автогонщик . Родился 28 сентября 1968 года. С 1991 года Хаккиненучаствовал в 112 этапах чемпионата мира "Гран-при",одержал 9 побед, из них 8 – в нынешнем сезоне. Это одноиз максимальных достижений в "Формуле-1". 7 раз Мика устанавливал рекорд круга в гонке, получив прозвище "Летучего финна".


Айртон Сенна
– известный бразильский гонщик Формулы-1. Родился 21 марта 1960 года. Айртон Сенна являлся трёхкратным чемпионом мира по автогонкам в классе Формула-1 1988, 1990 и 1991 годов.


Ален Прост
– известный знаменитый французский автогонщик. Родился 24 февраля 1955 года. Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в 1985, 1986, 1989, 1993 годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «ProstGrandPrix», которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

Михаэль Шумахер – известный гонщик Формулы-1, семикратный чемпион мира. Родился 3 января 1969 года. Выступал за такие клубы как: Benetton, Ferrari, Mercedes-Benz.


Фернандо Алонсо
– известный испанский автогонщик. Родился 29 июля 1981 года. Впервые сел за руль детского карта, когда ему исполнилось три года. Уже в 12 лет Фернандо Алонсо впервые выиграл чемпионат Испании по картингу. В «Формуле-1» дебютировал в 2001 году на Гран-при Австралии. Сегодня Фернандо Алонсо двукратный чемпион мира серии Формула-1 – 2005 и 2006 годов. С 2010 года – гонщик команды Ferrari, контракт продлен до 2016 года.

Читайте также: