Когда реставрация стала профессией

Опубликовано: 25.09.2024


Юрий Дергачёв – реставратор по дереву с 40-летним стажем, работал более 30 лет во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, сейчас – в Государственном музее архитектуры имени В.А. Щусева.

Почему вы выбрали эту профессию? Как пришли к этому? Реставратор: путь был осознанным или так получилось?

Я получил художественное образование (Прим. автора – Калининское художественное училище, теперь это Колледж дизайна и декоративного искусства им. С. Г. Строганова), а оно наиболее близко к этой профессии. Однако эта специальность менее творческая, чем художник. Возможно, я пошел по упрощенному пути. Стал реставратором совершенно случайно. Позвонили, предложили, в то время была проблема с поиском работы, и я согласился. Думал, что это на время, а оказалось, что практически на всю жизнь.


Какое образование необходимо реставратору? Должен ли реставратор уметь рисовать?

В советское время такого профильного образования не было, да и сейчас тоже. До сих пор обучение реставраторов очень неорганизованно. Конечно, важно иметь художественное и/или искусствоведческое образование. Всё зависит от материала, с которым работаешь. Если живопись, то, конечно, человек обязательно должен быть живописцем.

С чего начинается процесс реставрации? Как определяют, что именно нужно восстанавливать?

Сколько времени уходит на реставрацию? От чего это зависит?

Всё зависит от сложности экспоната и поставленной задачи. Реставрация может длиться годами, с перерывом или без. Но бывает и очень быстро: тогда это не реставрация, а консервация. Такой вид наиболее характерен для западных реставрационных школ. Они получают предмет не разрушенным, в хорошем состоянии и могут действовать в соответствии с Венецианской хартией реставраторов, принятой в 1964 г. У нас другая ситуация: нередко мы получаем предметы в ужасном состоянии из-за определенных исторических событий: революции, войны. В России, к сожалению, плохие условия хранения экспонатов даже сейчас: не соблюдается температурно-влажностный режим, не хватает места.


Приходилось ли реставрировать то, что не нравилось?

Чаще всего так и бывает, потому что дается задание. Как правило, реставрируют те экспонаты, которые идут на выставку. Поэтому не всегда это бывает интересно.

Часто ли во время реставрации портят предметы? Приходилось ли вам исправлять чужие ошибки?

На мой взгляд, всё, что у нас реставрируется, не то что портится, скорее, переделывается. С экспонатом надо работать деликатно, чтобы не было заметно следов реставрации. А чаще всего получается «новодел», когда реставратор демонстрирует свое умение, из-за этого исчезает первоначальный облик. Реставратор пытается конкурировать с автором. Такой подход недопустим. Наша реставрация пока что находится в недоразвитом состоянии.

Чужие ошибки приходится исправлять часто. Экспонаты нередко побывали в руках у каких-то умельцев. Это самые сложные вещи: чужие ошибки очень трудно исправлять, особенно если это была не реставрация, а ремонт, по сути.

Если картина (икона) включает несколько слоёв, как решают, какой оставить?

Картины очень редко бывают многослойными, иконы – чаще. Тогда проводят экспертизу и смотрят. Раньше была технология, когда слои снимали и сохраняли. Но при таком подходе происходит деформация изображения. Сейчас снятие слоев делают очень деликатно. Если это шедевр, то устраняют более поздние слои. Раньше было принято поновлять, переписывать церковные иконы, и каждый последующий слой менее ценный. Если экспертиза показывает, что за 2-3 слоями находится что-то раннее и выдающееся, слои убирают. Но это решается не сразу, постепенно, расчищают сначала небольшие фрагменты. Это очень непростое решение.

Какой самый дорогой предмет, который вам довелось реставрировать?

Сложно вспомнить и оценить… Был у меня западноевропейский шкаф XVIII века времен барокко из частной коллекции. Наверно, это самый старинный предмет, с которым я работал. Интересно, что во время его жизни постоянно что-то доделывали, и отпечатки переделки сохранились – такое в мебели встречается достаточно часто.

Есть ли новаторские подходы в реставрации или в основном классическая школа доминирует?

В Росси доминирует классическая школа. Она более самодеятельная, каждый реставратор имеет свои приоритеты, привычные методы. Мы несколько закрыты от остального мира. Возможно, только в некоторых музеях, таких как Эрмитаж, приветствуются новаторские подходы. Для этого нужны современные мастерские и оборудование. Для сравнения можно открыть немецкий реставрационный каталог, и всё становится понятно, какие материалы, инструменты и методы они используют. Мы далеко от них. Возможно, мы хорошие ремесленники, но ещё недостаточно развитые реставраторы. Реставрация – это наука, а наука требует всегда передовых методов. Пока мы наблюдаем за этим со стороны. Наши специалисты не проходят стажировки за границей, а было бы очень полезно. Для этого нужны и деньги, и воля руководителей, чтобы отпустить людей учиться, а потом приобретать всё необходимое для работы.

Расскажите про самый известный и самый интересный экспонат в вашей жизни.

Очень сложно сказать, какой из экспонатов был самым известным. А вот интересный – это когда происходит что-то неожиданное. Самый яркий пример – золотой Камергерский ключ, который был найден в обшивке при реставрации кресла из Спасского-Лутовиново. Он был спрятан, скорее всего, после революции и обнаружен почти через 100 лет. Сейчас он представлен в экспозиции усадьбы. (Прим. автора – подробнее об этом в статье «Современная реставрация: секреты и истории «второй жизни»)

На самом деле, каждый предмет по-своему интересен.

Вы можете определить подделку?

Подделку в живописи – нет, для этого нужна другая квалификация, определяют не только визуально, но производится и химический анализ. Подделок очень много, даже эксперты иногда ошибаются. В США, например, многие подделки таковыми и не считаются, их выставляют даже в крупных музеях и частных коллекциях. Да и в Европе часто встречаются подделки, все знают, но доказать и сознаться не могут.

Что касается мебели, определить подделку тоже непросто. Часто это даже не подделка, а повтор. Например, предметы XVIII века повторяются в XIX и XX веках. Можно сказать, что это качественная подделка. Но, конечно, цена у таких экспонатов разная.

Никогда не было обидно, что имена реставраторов, как правило, остаются неизвестны для посетителей музеев?

Кстати, сейчас ситуация меняется. Рядом с описанием предмета дается информация о реставраторе. Лично для меня это совершенно не важно. Я не страдаю от болезненного честолюбия.

Работа реставратора требует исключительной внимательности, аккуратности и интереса к предметам культурного наследия. Одним из важнейших плюсов данной профессии является возможность поработать с известнейшими шедеврами мирового искусства.

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

Когда мы посещаем музеи и картинные галереи или прогуливаемся по историческому центру города, мы можем увидеть памятники архитектуры или предметы культуры такими, какими они были созданы мастерами много веков назад. Огромная заслуга в этом профессиональных реставраторов, о работе которых часто забывают.

Реставратор – это специалист, который занимается предотвращением разрушения, сохранением и восстановлением предметов и объектов культурного, а также исторического наследия.

История профессии

Название профессии происходит от латинского слова restauratio, что означает «восстановление». Что такое реставратор, знали уже в Средневековье – в те времена богатые феодалы обращались к мастерам, чтобы обновить внешний вид ценной утвари замков. Хотя некоторые исследователи считают, что истоки профессии реставратора восходят еще к временам Александра Македонского, приказавшего восстановить изрядно обветшавшую Вавилонскую башню после захвата города.

В XVII–XVIII веках стали зарождаться профессиональные реставраторские школы, до этого же работы по восстановлению культурных и исторических ценностей носили религиозный, политический или прагматический характер. Как отдельная специальность реставрация сформировалась в середине XIX века, когда были разработаны ее основные теоретические нормы. Свою роль в осознании ценности исторических артефактов сыграло и развитие археологии.

Описание профессии

Поговорим о том, кто такой реставратор. Вся деятельность этого специалиста направлена на сбережение исторических и культурных памятников. В настоящее время выделяют два вида реставрации:

  • Научная. Ее суть заключается в консервации предмета в существующем виде. Потускневшие краски никто не поновляет новыми слоями, поскольку более яркие цвета приведут к потере первоначального замысла художника. Даже если часть изображения отслоилась, ее не восстанавливают, а просто тонируют. В этом случае посетитель музея или картинной галереи увидит подлинный экспонат со всеми следами утрат. Также для сохранности предметов активно применяется химическая обработка, контроль влажности, температуры и освещения. Серьезные вмешательства производятся лишь в тех случаях, когда экспонат значительно поврежден. Примером может служить картина Рембрандта «Даная», которую в Эрмитаже облили серной кислотой и изрезали ножом.
  • Коммерческая (ремонтная). Задача такого вида работ – восстановление предмета для придания ему функциональности или товарного вида. Примером этого может служить реставрация антикварной мебели, если она впоследствии будет не выставляться за стеклом, а использоваться по прямому назначению. В таком случае мастеру позволяется укрепить каркас, поменять обивку, покрыть изделие новым слоем лака, то есть провести фактически ремонт.

Научный подход рассматривает предмет как историческое или культурное наследие, а коммерческий – как дорогой антикварный товар.

Профессия реставратора предполагает специализацию мастера по одному или нескольким направлениям. «Многостаночники» встречаются крайне редко, так как каждый занимается своим делом, поскольку отдельный профиль требует специфических навыков. Одни мастера концентрируются на восстановлении станковой или темперной живописи, другие – на книгах, третьи – на мебели или музыкальных инструментах.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь немного о том, как стать реставратором. Для этого людям, имеющим способности, которые дополнительно развивались в художественных школах, стоит поступать в вуз на одну из специальностей:

  • декоративно-прикладное искусство и дизайн;
  • реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды;
  • реставрация изделий художественно-прикладного искусства;
  • художник-реставратор (по направлениям) и др.

Профессию можно освоить и в средних специальных учебных заведениях. Колледжи предлагают такие направления подготовки:

  • реставратор памятников деревянного и каменного зодчества;
  • реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий;
  • реставратор декоративно-художественных покрасок;
  • строительный реставратор.

В колледж или училище можно поступить по конкурсу аттестатов. Для того чтобы стать студентом вуза, потребуется предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти профессиональное и творческое испытание.

Лучшие вузы для обучения

В России есть немало образовательных учреждений, где учат на реставратора. Несколько примеров:

  • Московская художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова имеет в своем составе факультет «Искусство реставрации». Здесь студенты могут получить необходимые теоретические знания и практические навыки в восстановлении мебели (4 года), монументально-декоративной живописи (6 лет), предметов декоративно-прикладного искусства (4 года) и художественных изделий из металла (магистратура, 2 года). Вуз открыл филиалы в Подмосковье, Костромской и Свердловской областях, а также в Пермском крае.
  • Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет предлагает две специальности соответствующего профиля: «реставрация архитектурных объектов и архитектурной среды» и «реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Кроме материаловедения, методик обследования и техники выполнения работ, студенты изучают сметно-нормативное дело и социально-экологические аспекты восстановления построек. Выпускники трудятся в архитектурно-строительных, экспертных организациях, проектных бюро и органах охраны культурного наследия.
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств. В этом вузе можно получить специализацию реставратора живописи и скульптуры (4 года), а также архитектурных сооружений (5 лет). Из его стен ежегодно выходит не больше 15–20 классных специалистов, способных выполнять работы на высоком уровне, достойном ведущих мировых музеев.
  • Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) готовит специалистов по реставрации художественного текстиля. Это направление открыто в Институте искусств. Выпускники вуза могут работать в художественных и исторических музеях, театральных и реставрационных мастерских, домах моды и других учреждениях, занимающихся сбережением предметов культурного наследия.
  • Российский государственный гуманитарный университет в рамках направления подготовки «История искусств» предлагает профиль «Консервация и реставрация памятников материальной культуры». Студенты получают квалификацию «искусствовед-реставратор» и специализируются по отдельным отраслям (архивные материалы, текстиль, камень, керамика, темперная живопись, металл, книги).

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения есть программа подготовки специалистов по уникальному профилю «Реставрация кинофотодокументов». Большинство выпускников трудится в Госфильмофонде России, обеспечивая хранение коллекций фильмов и других киноматериалов. А чтобы получить специальность и быстро приступить к работе, можно подавать документы в колледжи и техникумы архитектурно-строительного профиля, где есть соответствующие направления обучения.

Обязанности на работе

Функции реставратора довольно обширны и, кроме выполнения непосредственно работ по восстановлению и консервации, включают в себя несколько составляющих: научную, экспертную, финансовую, просветительскую, документальную. К основным обязанностям специалиста можно отнести:

  • определение культурной и исторической ценности предмета, подлежащего реставрации;
  • анализ его текущего состояния, фотофиксация;
  • выявление всех повреждений, их степень и причины возникновения;
  • определение первоначального вида предмета и использованного для его изготовления материала;
  • выбор способа и методики консервации или восстановления экспоната;
  • поиск необходимых материалов и компонентов;
  • определение объемов и сроков работ, составление сметы;
  • выполнение поставленной задачи и тщательное документирование каждого этапа реставрации.

Для профессионального выполнения работы от реставратора требуются такие качества:

  • талант и профессиональные навыки художника;
  • глубокие, почти энциклопедические, познания истории в целом и ее конкретных эпох;
  • знание основ математики, физики и химии;
  • владение разными техниками восстановления и консервации;
  • умение пользоваться специальными инструментами, в том числе рентгеном и микроскопом;
  • способность подобрать и правильно применить нужные материалы и специальные средства;
  • понимание техник, которые были использованы когда-то для создания изделия.

Реставрация деревянного изделия

Реставраторы могут выполнять частные заказы по восстановлению антикварных украшений, произведений искусства, мебели, автомобилей и советовать, что еще можно добавить в коллекцию. Также они консультируют организации и владельцев предметов культурного и исторического наследия относительно оптимальных условий хранения изделия (подбор нужной температуры, влажности, освещения).

Нередко можно услышать вопрос: «Реставратор – кто это, отдельный специалист или неудавшийся художник?» На самом деле многие мастера, кроме своей основной деятельности, занимаются творчеством: пишут картины, ваяют, вырезают из дерева и камня, участвуют в выставках, пишут копии известных картин на продажу.

Кому подходит

Кроме профессиональных навыков, реставратор должен обладать обширным набором личных качеств, в который входят:

  • уважение к древним артефактам;
  • интерес к прикладному и изобразительному искусству;
  • системность в работе и стратегическое мышление;
  • аккуратность и терпеливость;
  • внимательность и осторожность;
  • художественный вкус и чутье;
  • склонность к ручному труду;
  • хорошее зрение;
  • способность полностью сконцентрироваться на выполнении работы.

Плюсами профессии можно назвать возможность прикоснуться к истории и реализовать свой творческий потенциал, некоторые мастера неплохо зарабатывают на частных заказах. К недостаткам можно отнести необходимость работать с реактивами и вредными для здоровья химическими соединениями, часто запыленные или холодные помещения, нередко длительный процесс восстановления экспоната, который может растянуться на годы.

Сколько получают

Средний размер заработной платы реставратора в бюджетных организациях России колеблется в пределах от 20 до 60 тысяч рублей. Москва и Санкт-Петербург находятся ближе к верхней планке, в провинциальных городах платят меньше, поскольку культура нередко финансируется по остаточному принципу. Тогда специалистам приходится подрабатывать на стороне.

Что касается коммерческого направления, то здесь все зависит от авторитета мастера, количества заказов и сложности выполняемых работ. Реставраторы с именем и хорошей клиентской базой могут рассчитывать на доход в пределах 80–100 тысяч рублей. Мебельщики, как правило, зарабатывают больше, чем художники. Однако не обойтись без первоначальных вложений на аренду помещения, покупку инструментов и материалов, рекламу.

Как построить карьеру

Многие выпускники вузов по специальности «реставрация» трудоустраиваются в государственные исторические хранилища или музеи, где имеют возможность поработать с подлинными произведениями искусства под руководством опытных мастеров, отработать на практике различные техники и методики.

Специалисты, ориентирующиеся на коммерческую реставрацию, могут найти место в частном антикварном салоне или реставрационной мастерской. Нередко от них требуется опыт работы в профильных государственных учреждениях. Хороший мастер может попытаться открыть свое дело, выполняя заказы клиентов или самостоятельно скупая произведения искусства и выставляя их на продажу после восстановления функциональности и придания товарного вида.

Перспективы профессии

Реставратор – это перспективная профессия для творческих личностей, которые любят историю и умеют работать руками. Коллекционирование антиквариата – любимая забава многих богатых людей, а недостаток умения правильно сберегать экспонаты всегда оставляет поле для деятельности мастера. Кроме того, постоянно есть работа в музейных экспозициях и запасниках, ведь с годами предметы искусства не становятся новее. Для признания и достижения успеха важно стремиться к вершинам мастерства и постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия реставратор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

реставрация картины фото

Любые произведения искусства — это часть культуры человечества. Со временем эти памятники истории могут портиться и разрушаться.

На это влияет внешняя среда, условия транспортировки и другие факторы. Реставратор — это тот, кто занимается восстановлением картин, статуй, мозаик и других достопримечательностей. С помощью этих людей практически в первозданном виде хранятся многие произведения искусства.

Профессия реставратор: описание

реставратор кто это

Профессия реставратора возникла давно, так как в каждой эпохе были памятники культуры, которые требовали особого ухода для передачи последующим поколениям.

В разное время специально обученные люди следили за состоянием частных коллекций богачей того времени. Они должны были сохранять в первозданном виде все предметы искусства.

С течением времени понимание реставрационной работы значительно усложнилось. Сейчас она базируется на обширной научной базе и выверенных методиках.

Однако обыватели не всегда точно понимают суть работы реставратора. Их задача вовсе не добиться того, чтобы старинная вещь выглядела как новая. Они трудятся над тем, чтобы сохранить первозданное видение автора.

Существует два основных вида реставрации:

  • научная (музейная реставрация);
  • коммерческая реставрация.

В музее используется именно такой вид реставрации, который позволяет сохранить произведение искусства в первоначальном виде. Это значит, что реставраторы не будут добавлять отсутствующих деталей в сломанной фреске и не будут дорисовывать обожженный угол старой картины.

Второй вид реставрации направлен на восстановление изначального облика. Цель такого вида реставрации — обновить предмет искусства и придать ему «продажный» вид.

Часто это делают антиквары, покупая современные материалы, которые могут заменить старые части изделий.

Подобное вмешательство не заметит обыватель, но считать культурным наследием такой обновленный предмет мебели уже невозможно.

Особенность профессии реставратор

Часто реставраторы специализируются на одном виде искусства: живопись, книги, скульптура, восстановление фресок, барельефов, костюмов и т. д.

Поэтому в числе штатных сотрудников музеев целая команда разноплановых специалистов по реставрационным работам. И при возникновении необходимости над одним произведением искусства может работать целая команда реставраторов.

Обязанности реставратора

Трудовая деятельность специалиста включает в себя следующее:

  1. исследование предмета искусства, определение первоначального вида;
  2. определение причин разрушения, их тип;
  3. проведение необходимых реставрационных работ;
  4. фиксация всех этапов работы;
  5. составление отчетов и прочей необходимой документации.

Чтобы выполнять этот функционал корректно, реставратор должен обладать следующими знаниями:

  • история искусства, различные стили и направления, их особенности;
  • характеристика используемых материалов, причины их разрушения, способы восстановления;
  • принципы подбора современных аналогов;
  • технология исследований, последовательность этапов.

Реставратор должен уметь видеть произведения искусства глазами создателя, чтобы ни в коем случае не допустить влияния собственных вкусов на работу.

Как стать реставратором

как стать реставратором

Этот вид деятельности категорически не допускает работы без соответствующего образования. Реставратор должен иметь высшее художественное образование.

А молодые специалисты долгое время не имеют допуска к самостоятельной работе. Продолжительный период времени они исполняют роль помощников при опытном специалисте, оттачивают свои навыки.

Профессиональный реставратор — это тот, кто имеет высшее образование, которое можно получить, например, в этих учебных заведениях:

Разряды профессии реставратор

В этой профессии очень много подразделений, поэтому невозможно указать четкое разделение на каждую категорию.

Основное сходство категорий в том, что чем выше разряд, тем более сложными работами может заниматься специалист.

Перспективы карьерного роста реставратора

Наибольшее число специалистов в этой области работает в государственных музеях и исторических хранилищах. В процессе работы реставратор повышает уровень собственного мастерства, тем самым увеличивая разряд. В итоге это позволяет ему занять руководящую позицию и контролировать процессы исследований и восстановительных работ.

Опытные реставраторы могут открыть собственные мастерские. Но в этом случае специалист по большей части занимается поиском и покупкой произведений искусства для последующей реализации частным коллекционерам и музеям.

Специалисты востребованы не во всех городах. В них нуждаются в городах, где есть множество культурных объектов и исторических мест.

Личностные качества реставратора

Профессиональный реставратор — это тот, кто интересуется искусством и любит его. Также большое значение имеют следующие качества:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • внимательность к деталям;
  • умение концентрироваться на поставленной задаче.

Зарплата реставратора

зарплата реставратора

Зарплата зависит от того, что именно восстанавливает реставратор. Чем дороже и ценнее предмет искусства или изделие, тем выше оценивается результат труда специалиста. По информации сервисов по поиску сотрудников, реставратор может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — до 25 тысяч рублей.
  • Максимальная — до 100 тысяч рублей.

Средняя заработная плата хорошего специалиста в этой области может составлять 50 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии реставратор

Плюсы:

  • вклад в сохранение культурного достояния;
  • творческая деятельность, регулярно предлагающая интересные задачи;
  • возможности профессионально расти и развиваться;
  • достойный уровень ежемесячного заработка;
  • возможность открыть собственное дело.

Минусы:

  • высокий уровень ответственности за проделанную работу;
  • сложная техника реставрации, требующая высокого профессионализма и навыков.

Пройти обучение

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Реставрация». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти обучение на курсах повышения квалификации по направлению «Реставратор художественных изделий и декоративных предметов». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.


– Реставратор восстанавливает предметы, представляющие художественную ценность.

Реставрация подразделяется на несколько направлений. Изначально возникла реставрация предметов культа — икон, церковной утвари. Затем появилась реставрация живописи и графики: в Западной Европе стало популярным коллекционирование картин, и нужно было восстанавливать утраченные со временем детали. Первыми реставраторами, соответственно, были живописцы. Но с конца XIX века реставрация становится не просто художественным ремеслом. Она начинает обретать научную базу. Картины исследуются под микроскопом, собираются сведения, как воздействует на рисунок то или иное химическое вещество, изучаются новые материалы и способы работы.

– Какие направления реставрации есть в Музее Москвы?

– У нас реставрируют картины: акварель, темперу (водоразбавляемые краски на основе сухих порошковых пигментов — прим. сайта), графику, а также мебель и другие предметы из дерева, изделия из металла, документы, книги, ткани и т.д. Все, с чем человек сталкивается в течение жизни, подлежит реставрации.

– Реставратор самостоятельно работает с вещью, или в составе команды из нескольких человек?

– В основном этот специалист работает один. Однако некоторые виды реставрации, например, монументальная или архитектурная, требуют слаженной работы нескольких человек. Трудно себе представить, что кто-то может в одиночку отреставрировать здание. Над знаменитой картиной Рембрандта «Даная», которую облили кислотой, тоже много лет трудилась целая группа реставраторов. Такой объем работы невозможно провести в одиночку.

– Реставратор каждый день занимается восстановлением вещей, или же эпизодически, например, при подготовке выставки?

– Реставратор занимается как подготовкой экспонатов, которые находятся в ненадлежащем состоянии, к различным мероприятиям, так и плановой реставрацией. Этому специалисту всегда найдется, что делать.

– Бывает ли, что вещь находится в настолько плачевном состоянии, что ее невозможно отреставрировать?

– К сожалению, бывает. Если эта вещь представляет собой культурную ценность, к ней применяют методы консервации, то есть, стараются максимально оградить от влияния внешней среды, чтобы замедлить или остановить процесс разрушения. Это делается в надежде на то, что наши потомки окажутся умнее нас и найдут методы, которые помогут восстановить эту вещь.

– Как вы стали реставратором?

– Поначалу я работала в музее хранителем фонда. Эти специалисты тесно общаются с реставраторами, и я влюбилась в их профессию, мечтала попробовать себя в ней. И когда я узнала, что в нашем музее освободилось место реставратора, попросила рассмотреть меня на эту должность.

Меня отправили на учебу, и вернулась я уже реставратором графики. Впрочем, нельзя сказать, что учебу я закончила — она продолжается в течение всей жизни. Работая бок о бок с коллегами и помогая им, я невольно перенимаю у них навыки. Сейчас я уже могу проводить несложную реставрацию живописи, мебели.

– Есть ли произведения, работа над которыми вам особенно запомнилась?

– На заре моей трудовой деятельности мне принесли панорамное графическое изображение Москвы 80-х годов XIX века. Я не знаю, где и в каких условиях хранилась эта работа, но она была в ужасном состоянии. Помимо того, что она была с огромным количеством разрывов и водных затеков, она была покрыта плесенью и экскрементами насекомых.

Я увидела эту картину и испугалась. Не представляла, что же я буду с этим делать. Но вспомнила поговорку, которую любила моя бабушка: «Глаза страшат, а руки делают». Я мысленно воспроизвела все, чему меня учили, и потихоньку начала работать. Несмотря на то, что поначалу мне казалось, будто бумага расплывется у меня в руках, мне удалось все восстановить.

– Какое образование нужно получить, чтобы стать реставратором?

– Для начала нужно определиться, каким именно направлением реставрации человек хочет заниматься. Если школьник мечтает стать реставратором мебели, полезно начать осваивать столярное и плотницкое дело. В Домах творчества существуют кружки, которые этому обучают. Если же старшеклассник мечтает быть реставратором живописи, ему стоит получить начальное художественное образование, которое затем позволит ему поступить в художественный техникум или училище.

– В какое училище лучше идти учиться на реставратора?

– Нужно ли реставратору высшее образование?

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать реставратором?

– Профессия реставратора требует поистине энциклопедических знаний. Этот человек должен одновременно быть и историком, и технологом, и искусствоведом. Чтобы восстановить вещь, реставратор должен знать, в какое время ей пользовались, что вообще происходило в то время, какие материалы использовали, какие технологии и т.д.

– Какие компетенции нужны реставратору?

– Прежде всего, нужны большое терпение и трудолюбие. Работа реставратора требует собранности и сосредоточенности. Ведь он работает с предметами, представляющими историческую и культурную ценность, и не должен повредить их из-за своей поспешности.

– Где, помимо музеев, могут работать реставраторы?

– Они могут заниматься частной практикой — выполнять реставрационные работы на заказ, а также работать в реставрационных организациях, государственных или частных. Например, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря или в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Как правило, такие реставраторы выполняют заказы музеев, у которых нет собственных реставрационных мастерских, либо берутся за произведения, которые музей не может отреставрировать собственными силами.

– С какими трудностями сталкиваются реставраторы?

– Порой трудно начать работать — настолько экспонат может быть в ужасающем состоянии. Я в таких случаях делаю глубокий вдох и составляю план, что именно нужно сделать с вещью, чтобы привести ее в порядок. Или отправляюсь к коллегам, рассказываю о том, что я планирую предпринять, выслушиваю их мнения.

Бывает непросто, когда заканчивается материал, который очень нужен. К счастью, обычно в таких случаях опять же выручают коллеги, у которых кусочек остался в закромах.

– Будут ли реставраторы востребованы в ближайшем будущем?

– Конечно. В музеях нашей страны хранится неисчислимое количество предметов, требующих реставрации. А ныне восстановленные вещи со временем потребуют повторной реставрации. Поэтому наше дело никогда не исчезнет.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, которые хотят больше узнать о работе реставратора?

– Рекомендую роман Артуро Перес-Реверте «Фламандская доска». А также можно смотреть ролики о реставрации различных вещей на YouTube.

Читайте также: