Кого президент назначает на должность после консультации с советом федерации

Опубликовано: 01.07.2024

4 июля 2020 г. вступили в силу поправки к Конституции России, предусмотренные ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ. Во исполнение Указа Президента России от 3 июля 2020 г. № 445 новая редакция Конституции России опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации, что обеспечила ФСО России по поручению главы государства.

Конституцию России пополнили в том числе положения о неприкосновенности Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. Ранее таких условий основной закон страны не содержал. Подобные положения упоминались в Федеральном законе от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (далее - «Закон о гарантиях»), однако их редакция была несколько иной, чем действующая теперь.

Так, ст. 3 Закона о гарантиях в редакции до 1 января 2021 г. предусматривала, что экс-президент обладает неприкосновенностью и не может привлекаться к уголовной и административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий, а также задерживаться, арестовываться, обыскиваться, допрашиваться либо досматриваться, если это происходит в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента. Закон позволял лишить экс-президента неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Решение о лишении экс-президента неприкосновенности принималось Советом Федерации при условии дачи Государственной Думой предварительного согласия на лишение неприкосновенности по представлению Председателя Следственного комитета России.

Иными словами, приведенная редакция закона ещё разрешала привлечь экс-президента за уголовно или административно наказуемые деяния, совершенные им в отставке, и процедура лишения неприкосновенности еще дозволяла обеим палатам парламента простым большинством голосов принять такое решение.

Часть 3 новой ст. 92.1 Конституции России (в редакции поправок от 14 марта 2020 г.) установила, что Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции, которая, в свою очередь, определяет процедуру президентского импичмента.

2 января 2021 г. вступила в силу новая редакция ст. 3 Закона о гарантиях, которая привела прежние положения в соответствие с конституционными новеллами 2020 года. Она определила, что экс-президент обладает неприкосновенностью и теперь не может привлекаться к уголовной и административной ответственности вовсе. Процедура лишения экс-президента неприкосновенности по степени конституционной сложности приравнялась к процедуре президентского импичмента — для решения Совета Федерации о лишении экс-президента неприкосновенности теперь необходимо выдвижение Государственной Думой в отношении экс-президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного Суда России (о преступности деяния) и Конституционного Суда России (о соблюдении процедуры).

Для того, чтобы решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности состоялись, необходимо две трети голосов от общего числа парламентариев в каждой палате парламента.

Впервые в истории экс-президент стал столь неуязвимым.

Точно объяснить эти изменения представляется сложным, особенно трудно отыскать действительные причины усиления позиции экс-президента. Однако кое-какие домыслы в российском обществе все-таки имеются.

Часть электората, считающая конституционные поправки 2020 года операцией по обнулению президентских сроков В.В. Путина, уверенно полагает, что введение неуязвимого статуса экс-президента вызвано нестабильной обстановкой в высших эшелонах власти и непредсказуемостью передачи президентской власти, в условиях чего сам В.В. Путин опасается привлечения его к ответственности после ухода в отставку под любым, что называется, предлогом.

Другая часть общества объясняет новеллы тем, что В.В. Путин укрепляет свое положение на фоне перехода России к очевидному режиму личной власти В.В. Путина, который за счет поправок в основной закон пытается максимально обезопасить себя от постороннего воздействия.

Третья часть сомневается во всем сказанном и придерживается того, что поправки закрепляют статус-кво В.В. Путина по результатам двадцатилетнего главенства. Ну а четвертой части населения страны либо вовсе не интересны причины произошедших изменений, либо не ясны по существу.

«Пожарный» порядок принятия конституционных поправок («за один библейский день») некоторым образом приоткрывает истинную причину событий 2020 года.

Возможно, в 2020 году либерально настроенный сегмент высших эшелонов власти собирался сменить действующего главу государства либо существенно ослабить его реальное влияние в стране. Президент, заметивший такие изменения, попытался сорвать планы неприятелей: запустил конституционную реформу, провел её за месяц, воспользовался наработанным административным ресурсом в российских регионах (губернаторы) и получил необходимое количество голосов электората. И опередил.

Отсюда становится ясным и появление эксклюзивного явления в конституционной практике — т.н. «общероссийского голосования», не похожего на референдум, но имеющего с ним некоторые общие черты. При помощи этого «голосования» действующий глава государства получил от российского народа безупречное свойство властных полномочий — легитимность. А как он её получил у народа, какими способами, в каких условиях, при помощи каких людей, к сожалению или счастью — другой вопрос. Факт заключается в том, что он её получил.

Сейчас Конституция России в действующей редакции охраняет действующего Президента России максимально, в том числе на тот случай, когда он уйдет в отставку.

Поправки 2020 года предусмотрели для него в Конституции возможности:

остаться после отставки во власти автоматически — на положении пожизненного сенатора (п. «б» ч. 2 ст. 75);

назначать в состав Совета Федерации значительное количество сенаторов (30), отличившихся «особыми заслугами перед Отечеством», освобождать их от должности (п. «е.2» ч. 2 ст. 82);

назначать Генерального прокурора России и нижестоящих высокопоставленных прокуроров после «консультаций» в Совете Федерации, мнение которого теперь не совсем обязательно, освобождать указанных от обязанностей (п. «е.1» ч. 2 ст. 82);

удалять в отставку судей Верховного и Конституционного судов России за поступки, «порочащие авторитет судебной власти», через внесение представления в Совет Федерации, в котором с наибольшей вероятностью вердикт главы государства будет поддержан (п. «е.3» ч. 2 ст. 82);

«блокировать» федеральные конституционные законы и прочие федеральные законы, принятые конституционным большинством парламентариев и предполагающие обязательное подписание Президентом, через внесение их в Конституционный Суд России для «проверки на конституционность» ещё до подписания (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108);

обеспечивать функционирование «системы публичной власти», в которую отныне попадает местное самоуправление (ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132).

Народ России можно "поздравить" — он вступил в эпоху режима личной власти В.В. Путина. Остается догадываться — скажется ли это на будущем положительно или все-таки, как и любая узурпация, принесет необратимое зло.

И пока он неприкосновенен как земной Бог. Недаром в Конституцию попало упоминание о вере в Бога.

дом правительства

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», который направлен на реализацию новых положений Конституции РФ, поддержанных на общероссийском голосовании и вступивших в силу 4 июля 2020 года.

«Конституционные инициативы Президента направлены на повышение качества власти, укрепление суверенитета России. Их поддержало большинство граждан в ходе общероссийского голосования, — говорил ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

По словам Вячеслава Володина, «назначение членов Правительства через обсуждение в ГД повысит ответственность министров перед гражданами нашей страны. Возрастет и ответственность депутатов за принимаемые совместно с Правительством решения». «Все эти изменения положительно скажутся на качестве власти — исполнительной и представительной», — сказал Председатель ГД.

Новый порядок назначения

Законом устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента.

Согласно новой процедуре формирования Правительства — Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров так называемого силового блока) назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Министры «силового блока» (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.

Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них.

Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в ГД главой государства не позднее 2-недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента, или после отставки Правительства, или в течение одной недели со дня отставки Председателя Правительства РФ.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров — Президент вправе назначить их без утверждения парламентом.

Новый порядок снятия с должности

Председатель Правительства вправе представлять Президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. В свою очередь, члены Правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

В случае освобождения от должности Президентом или отставки члена Правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением парламента. При повторном в течение трех месяцев выражении недоверия Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу и назначает выборы.

Председатель Правительства вправе поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой, который должен быть рассмотрен парламентом в течение семи дней. В случае отказа в доверии Президент в течение недели вправе (но не обязан) принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении выборов. При повторении данной ситуации в течение трех месяцев Президент уже обязан принять либо то, либо другое решение.

Новые задачи Правительства

В законе также нашла отражение конституционная поправка, в соответствии с которой Правительство обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.


Кто может быть членом Совета Федерации?

Сенатором может стать гражданин России “с безупречной репутацией” в возрасте 30 лет и старше, который постоянно жил на территории региона, от которого он выдвигается, в течение 5 последних лет. Кандидату на эту должность нельзя иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Как формируется Совет Федерации?

Совфед формируется по непартийному признаку – фракций, как в Госдуме, здесь нет. Право выдвигать кандидатов имеет заксобрание региона (кандидата определяют большинством голосов депутатов) и претендент на пост губернатора (он называет 3 кандидатов в сенаторы, один из которых становится членом Совфеда после выборов губернатора). Сенаторы избираются на неограниченный срок, и их не могут отозвать ни губернатор, ни заксобрание. Президент не может распустить Совфед, в отличие от Госдумы или правительства. Действующих сенаторов нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если только их не застали на месте преступления) и подвергать личному досмотру.

Какие у него функции сейчас?

Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой. Сенаторы могут одобрить или отклонить закон, но не могут внести свои поправки После одобрения закон отправляется на подпись президенту. Если сенаторы отклонили законопроект, он возвращается в Госдуму на повторное голосование.

Совфед или его члены могут писать свои законопроекты. Например, сенатор Андрей Клишас стал автором законопроектов о фейковых новостях и неуважении к органам власти.

Совфед оказывает влияние на политику и другие органы власти. Он решает, использовать ли войска за пределами страны; объявляет импичмент президенту (после обвинения, которое выдвинула Госдума); назначает судей Конституционного суда и Верховного суда; назначает и увольняет Генерального прокурора и его заместителей (по представлению президента).

Как в России появился Совет Федерации?

К моменту подготовки Конституции 1993 года политические силы в стране и регионы были разобщены, в России нарастал конституционный кризис, который требовал срочного принятия основного закона. При этом процесс написания Конституции сопровождался серьёзной политической борьбой: необходимо было решить вопрос соотношения исполнительной и законодательной власти – президентской и парламентской. Дело в том, что исполнительные и судебные органы смогли сохранить вертикаль власти, опираясь на региональные структуры. У парламента такой базы не было.

В итоге решение вопроса нашли в создании верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он, с одной стороны, помог выстроить вертикаль представительной власти, потому что его члены были представителями регионов. С другой стороны, он помог консолидировать регионы, в том числе и национальные республики, которые к тому времени приняли декларации о суверенитете и захотели напрямую участвовать в обсуждении федеральной повестки. Таким образом, роль Совета Федерации оказалась огромной, и наибольшей силы орган достиг во второй половине 90-х годов, когда сенаторами стали губернаторы и председатели региональных заксобраний (с 1993 по 1995 года регионы назначали представителей).

Однако участвовать в заседаниях верхней палаты и одновременно заниматься основной работой губернаторам и главам региональных парламентов было сложно, скоординировать деятельность Совфеда не получалось. Поэтому с 2000 года вновь вернулись к практике назначения представителей. Последние стали работать в Совфеде на постоянной и профессиональной основе. Часто при этом не появляясь в субъекте, который формально их туда делегировал. Так во время первого президентского срока Владимира Путина начался процесс ослабления Совфеда.

Своеобразным «утешительным призом» для губернаторов стало учреждение Госсовета – совещательно-консультативного органа при президенте, в который входят все губернаторы. Однако он не обладал никакими полномочиями. Совфед, при этом, стал неким местом «почётной ссылки» для многих политических деятелей. Например, в 2015 году сенатором стала экс-депутат Госдумы Елена Мизулина, которая известна скандальными инициативами против «гей-пропаганды», разводов и усыновления российских сирот иностранцами.

Каким будет новый Совет Федерации?

Хотя членов Совета Федерации неофициально называли сенаторами и раньше, поскольку так представителей верхней палаты парламента называют во многих странах, в том числе в США, Италии, Франции и Канаде, сейчас они станут сенаторами по Конституции. Это сделает их статус более прозрачным и понятным для представителей других стран.

Ещё один опыт скопирует с законодательной системы Великобритании: появятся пожизненные сенаторы – по аналогии с пожизненными пэрами в палате лордов, которые получают этот статус «за выдающиеся заслуги перед государством» (в основном это премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин, дипломаты после отставки). Пожизненными сенаторами в России тоже станут особо заслуженные граждане, в том числе бывший президент.

У Совфеда прибавится влияния на другие органы власти. Например, он сможет участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов. Впрочем, это станет скорее декоративной функцией, которая добавит статусности ведомству Валентины Матвиенко, но не добавит фактической силы – сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение.

Ещё Совфед получит право как назначать, так отстранять от должности судей ключевых инстанций, в том числе кассационных и апелляционных судов. Делать это сенаторы будут по представлению президента. А также верхняя палата получит право лишать неприкосновенности бывшего президента.

В чём смысл изменений?

Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.

При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.

С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.

Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?

О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».

Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».

К концу ноября сенаторы подготовят поправки в регламент Совета Федерации, описывающие процедуру консультаций с президентом по назначению министров силового блока правительства и главы МИД. Об этом NEWS.ru сообщил глава комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. Он пояснил, что изменения также коснутся и других положений, рассматриваемых парламентом президентских законов в развитие поправок в Конституцию РФ. По мнению экспертов, опрошенных NEWS.ru, новые полномочия повысят роль Совфеда в формировании конструкции публичной власти, но при условии, что они не будут формальными.

Совет Федерации одобрил федеральный конституционный закон о порядке формирования правительства. Согласно документу, в компетенцию верхней палаты будут входить консультации с президентом по назначению министров силового блока и главы МИД. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко уже назвала новые полномочия палаты серьёзным шагом к демократизации российской государственно-политической системы.

Совет Федерации получил новое, очень ответственное, важное дополнительное полномочие: очень важно, что президент поддержал это и подчеркнул это, что обсуждение кандидатур руководителей органов безопасности — ФСБ, внешней разведки, Минобороны, Росгвардии, МВД, МИД — будет проходить публично, — подчеркнула сенатор.

По мнению Матвиенко, важно, чтобы не только сенаторы, но и общество видело, какие кандидатуры предлагаются. Она поручила профильному комитету палаты внести изменения в регламент Совфеда и подробно прописать процедуру проведения консультаций для утверждения руководителей силовых ведомств на уровне палаты и в комитетах.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Как рассказал NEWS.ru председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, соответствующие изменения в регламент будут подготовлены ближе к концу ноября.

Это будет результат коллективного творчества, и он касается не только процедуры консультаций. Мы сегодня приняли семь президентских законов, и ещё три закона рассматриваются в Думе. Когда все они будут приняты, тогда мы будем комплексно менять регламент и другие нормативно-правовые документы, которые будут необходимы для реализации положений этих законов.

Вячеслав Тимченко

глава комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности

Сама процедура может быть, с одной стороны, достаточно простой по форме, но сложной по содержанию, полагает экс-сенатор, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов России Константин Добрынин.

Скорее всего, речь будет идти о рассмотрении предложенных кандидатур в таких профильных комитетах палаты, как комитет по конституционному законодательству и госстроительству, комитет по обороне и безопасности, комитет по международным делам. Безусловно, кандидаты будут присутствовать лично, их будут представлять сенаторы-докладчики и представители правительства и президента в СФ. Затем кандидаты должны будут рассказывать о себе и отвечать на вопросы сенаторов, порой очень непростые. Вполне возможно, что по подобным вопросам может быть и совместное заседание комитетов.

Константин Добрынин

статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов России

По мнению эксперта, эта часть процедуры, скорее всего, будет непубличной или закрытой. Затем уже одобренная кандидатура будет представлена верхней палате на пленарном заседании.

Это наиболее сложная часть в первую очередь с точки зрения психологии, потому что выдержать по сути перекрёстный допрос всех сенаторов, которые, безусловно, могут и будут задавать вопросы, даже крепким профессионалам подчас очень непросто. Я помню, как в своё время тяжело было некоторым кандидатам на место судей Высшего арбитражного суда и Верховного суда, некоторые из них утверждались парламентом очень «валидольно», — пояснил он.

Добрынин уверен, что расширение полномочий верхней палаты парламента пойдёт ей на пользу при условии, что оно не будет формальным.
Новые полномочия значительно увеличивают авторитет Совета Федерации, повышая его роль в формировании конструкции публичной власти страны, считает политический юрист Антон Тимченко. В разговоре с NEWS.ru эксперт отметил, что процедура консультаций президента с сенаторами о кандидатурах для назначения на должность силовых министров и главы МИД в новом законе описана довольно обобщённо.

Глава государства вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру. Не позднее недели со дня получения материалов верхняя палата парламента информирует в письменной форме президента о результатах рассмотрения предложенной кандидатуры. Более детально механизм будет отражëн в регламенте Совета Федерации, поправки к которому подготовит профильный комитет. Учитывая политическую значимость новой процедуры, обязательными являются публичность и прозрачность обсуждения предлагаемых кандидатур. Можно предположить, что решение по предлагаемым кандидатурам будет приниматься на заседании палаты по итогам голосования.

Антон Тимченко

политический юрист

При этом эксперт считает, что было бы логичным, если бы «кандидат в министры» посещал заседание Совета Федерации, на котором презентовал свою программу развития ведомства, и отвечал на вопросы сенаторов.

Одобрен
Государственной Думой
11 марта 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
11 марта 2020 года

Ниже представлен полный текст проекта новой Конституции РФ в соответствии с эаконом N 1-ФКЗ от 14.03.2020 г. Все изменения выделены плотным шрифтом в главах 3-8 действующей Конституции РФ от 12.12.1993 г. Номера статей с изменениями и дополнениями перечислены в оглавлении

Раздел первый. Основные положения


    статьи 1-16
    статьи 17-64
    статьи 65-79.1 изменения 67, 67.1, 68, 69, 70, 71, 72, 75-75.1, 79, 79.1
    статьи 80-93 изменения 81-93

    статьи 94-109 изменения 95-109
    статьи 110-117 изменения 110-117
    статьи 118-129 изменения 118-119, 125-129
    статьи 130-133 изменения 131-133
    статьи 134-137

«Конституция (основной закон) Российской Федерации»

Глава 4
Президент Российской Федерации
Статья 80
  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
  3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
  1. 1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
  2. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Статья 82
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
      «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
  2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83
  1. Президент Российской Федерации:
    • а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;
    • б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
    • б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
    • в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
    • в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
    • г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
    • д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности;
    • д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
    • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;
    • е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
    • е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;
    • е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
    • е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;
    • е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;
    • ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом;
    • з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
    • и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий;
    • к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
    • л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 84
  • а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
  • б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
  • в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • д) подписывает и обнародует федеральные законы;
  • е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Статья 85
  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 86
  • а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • в) подписывает ратификационные грамоты;
  • г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Статья 87
  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Статья 89
  • а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • в) осуществляет помилование.
Статья 90
  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92
  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
Статья 93
  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Глава 5. Федеральное Собрание

Информационно-справочная система по размещению рекламы в Московском метрополитене "metroreklama.ru" не несет ответственности:
  • за содержание материалов, их возможное несоответствие действующему законодательству или наличие опечаток и ошибок в приведенных текстах документов;
  • за любой прямой или косвенный ущерб и/или упущенную выгоду вследствие применения полученной информации;
  • текст документа приведен для предварительного ознакомления с содержанием закона.
Московское метро является основной транспортной артерией города. Рационально используйте огромные многомиллионные пассажиропотоки для продвижения своего бизнеса
Статистика TNS 2014 Г.

В день открытия станции Парк Победы через неё прошло более миллиона пассажиров .

Пассажиропотоки метро работают на Вас
До 10 миллионов пассажиров в день,
сделает ВАШ бизнес заметнее

Читайте также: