Конкретный вид деятельности в рамках какой либо профессии это

Опубликовано: 03.10.2024

Данный урок является вводным в программе по профориентации.

Для привлечения интереса учащихся к уроку, была создана презентация к уроку.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 20.47 КБ
vvedenie_v_proforientaciyu.pptx 2.21 МБ
kartochka.docx 11.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Введение в профориентацию»

Цель: актуализация темы профориентации.

- познакомить учащихся с тем, что такое профориентация и зачем это нужно;

- установление контакта с учащимися;

- знакомство с моделью профессионального выбора: треугольник Е.А. Климова;

- изучение личностных особенностей учащихся.

Материалы и оборудование: класс, рабочая тетрадь.

Продолжительность: 1 урока.

  1. Знакомство

На первом занятии очень важно установить контакт с подростками. Вначале нужно представиться и познакомиться с ребятами, объяснить, с какой целью все собрались, и познакомить с режимом работы.

- Здравствуйте. Меня зовут ……, я проведу у вас вводный урок по профориентации, и, если вам понравится, я буду проводить у вас дальнейшие занятия по профориентации. Я представилась, теперь, пожалуйста, представьтесь вы, кроме имени и фамилии постарайтесь сказать о себе еще что-нибудь, например, чем увлекаетесь, что любите и т.д.

- Спасибо, мне приятно с вами познакомиться. А сейчас вы можете задать мне вопросы, если хотите.

- зачем нам нужны эти занятия?

- очень хороший вопрос, послушайте меня

  1. Беседа о важности профессионального самоопределения.

- Представьте, что вы пришли в огромный супермаркет, где более четырех тысяч наименований товаров, но они не расставлены, а сложены в огромную непонятную кучу. Как долго вы будете выбирать из нее то, что вам нужно? (ответ ученика: «Очень долго»). Сколько времени на это уйдет? (ответ ученика: «Может быть, повезет, и нужные продукты будут рядом, а так, наверное, несколько часов или дней»). Правильно. Так и в выборе профессии. Вы можете перебирать их одну за другой, и целой жизни не хватит. Если же расставить все по полочкам, задача упрощается. И цель наших занятий – познакомить вас с ориентирами в мире профессий.

- Чего может стоить выбор профессии, вы поймете из следующего рассказа. Представьте себе, что вы поступили в медицинский институт. Чтобы стать хорошим врачом, понадобится 6 лет учебы и 3 года практики. И к 30 годам вы можете стать хорошим врачом или… поймете, что занялись не своим делом. Тогда нужно срочно что-то менять. Теперь вы уже зрелый человек и выбираете осмысленно, однако, сколько времени остается на то, чтобы переквалифицироваться? В сегодняшних условиях при приеме на работу существует ограничение по возрасту до 35 лет. Таким образом, очевидно, что важен осознанный выбор профессии как можно раньше.

- Что же необходимо для правильного выбора? Психолог Е.А. Климов предложил треугольник профессионального выбора: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Хочу – ваши желания, интересы, стремления. Могу – ваши таланты, способности, состояние здоровья. Надо – состояние рынка труда, востребованность профессий.

- Хочу, Могу, Надо могут пересекаться очень по-разному: так, как в образце, или, в самом лучшем случае, могут полностью совпасть, или, наоборот, даже не соприкасаться, что может быть тоже редко.

- Что такое ХОЧУ при выборе профессии? (ответы учеников: «желания», «интересы»).

- молодцы, вы совершенно правы, ХОЧУ – это ваш интерес, желание заниматься любимым делом. Подчеркнем, что это ваш собственный, внутренний мотив достижений. Очень часто происходит подмена ХОЧУ НАДО. Но НАДО выражает не внутренние побуждения человека, а внешние требования родителей, родственников, учителей, а могут быть как бы вашими собственными, но труднообъяснимыми. Поэтому мы можем наблюдать два вида мотивации.

Первый мотив направлен на внутренний рост, сепарацию от среды, все большую опору на себя и доверие к себе, и мы называем его мотивом достижений. Второй мотив связан с исполнением. Как любая исполнительская деятельность, он влечет за собой целую вереницу страхов, и мы называем его мотивом избегания неудач. Оба мотива имеют отношение к ХОЧУ. Если первый обеспечивает успех в освоении любого начатого предприятия, то второй служит целям внутреннего побега от риска, открытий, потрясений и любопытства.

Нередки случаи, когда вчерашний выпускник, поступив в институт, вдруг забрасывает учебу. Родители в панике. Что делать? Как заставить его учиться? Однако совсем немногие взрослые готовы рискнуть и отдать решение на откуп ребенку. Опять тот же мотив избегания неудач. И это тупик.

По окончании учебы начинается трудовая деятельность. Что происходит, если человек занимается тем, что ему неинтересно? Он изо дня в день ходит на работу, которая ему не нравится. Он придумывает для себя различные объяснения, почему ему нужно это делать. И чем больше себя заставляет, тем меньше хочет это делать. Грустно, не так ли?

- Что такое МОГУ при выборе профессии? (ответ ученика: «это то, что я могу», «что я умею»)

- МОГУ – это ваши способности, склонности, образование и опыт. Вы знаете, что в любой профессии необходим набор определенных знаний, умений и навыков. Допустим, что кто-то из вас хочет стать профессиональным футболистом. Получится ли у него это? Возможно – да, возможно – нет. Тут многое зависит от физических способностей и потраченного на тренировки времени. Если этого багажа у вас за плечами не окажется, то играть лучше всего в дворовой команде. Так и с любой профессиональной деятельностью. Если вы приходите на работу, которая вам нравится, но вы с ней не справляетесь, то через некоторое время вас, скорее всего, уволят и найдут более подходящего сотрудника.

- Что такое НАДО при выборе профессии? (ответ ученика: «может, то, что я умею, никому не надо»)

- Опять вы правы, слово НАДО подразумевает под собой требование. НАДО в данном случае означает тот круг профессий, который востребован на рынке труда. Допустим, вы стали программистом, имеете соответствующее образование и даже склонности заниматься именно такой деятельностью. Те, кто знаком с ситуацией поближе, знают, что востребованы, бывают не просто программисты (в особенности, если ориентироваться на европейский и американский рынок), а специалисты, владеющие тем или иным языком программирования и разбирающиеся в тех или иных специальных вопросах. Безусловно, программисты – неглупые люди и в состоянии многое освоить, но за это время уходит вакансия, и обучение становится бессмысленным. Поэтому найти рабочее место, где ваши знания, способности и опыт получат достойное применение и оплату, совсем не просто. Это та часть вашей профессиональной биографии, которая не сулит деньги, а приносит их. Здесь все зависит от вашей активной позиции, амбиций и удачи.

- А сейчас выполним небольшое упражнение про Хочу и Должен, чтобы осознать разницу между желаемым и необходимым.

  1. Упражнение про «ХОЧУ» и «ДОЛЖЕН».

Цель: осознание разницы между желаемым и необходимым.

Инструкция: напишите на листке 5 утверждений, начинающихся словами: «Я должен…», теперь запишите эти же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте + те, с которыми вы готовы согласиться. Что изменилось? (ребята отмечают, что их желания не всегда совпадают с тем, что они должны). Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу»? как меняется ваше отношение к деятельности? («когда я знаю, что хочу что-то делать, я делаю это с удовольствием»)

- Спасибо. А теперь перейдем к формированию у вас небольшого словарного запаса по профориентации.

4. Теоретическая часть.

Направлена на формирование понятий: профессия, специальность, должность. Выясняем с помощью беседы, знают ли ребята разницу между этими тремя понятиями. Для этого вспоминаем вопросы из предварительного тестирования:

1. Должность – это:

  1. Профессия
  2. Специальность
  3. Призвание
  4. Служебная обязанность
  1. Учитель начальных классов – это:
  1. Профессия
  2. Специальность
  3. Должность
  4. Призвание

- Помните эти задания? («да»). Давайте разберемся, что такое профессия и как она связана с понятиями должность и специальность. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое требует:

а) специальной подготовки, обучения. Скажите, расклейщик объявлений – профессия? (предполагаемый ответ – нет, так как такое занятие не требует особой подготовки и обучения);

б) практикуется человеком регулярно;

в) служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби.

Профессию надо отличать от специальности. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист и др.

А должность – это конкретный трудовой пост в организации. Некоторые должности могут быть занимаемы представителями различных профессий. Например, менеджером по кадрам на предприятии может быть и психолог и юрист. Некоторые должности вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать практически любой человек.

- Итак, запомните! Профессия, специальность, должность – это разные понятия. Обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.

- Давайте разберемся теперь, что же такое должность в первом вопросе теста? («служебная обязанность»). А «Учитель начальных классов»? («специальность»).

- А сейчас вы выполните практическое задание на бланках, которые лежат у вас на парте.

5. Выполнение задания.

- Наше занятие заканчивается. Вспомните и постарайтесь доказать, что необходимо как можно раньше и как можно точнее определиться с выбором профессии. (Ребята отвечают, что важно определиться как можно раньше, чтобы совпали Хочу и Могу)

- Чем профессия отличается от специальности, должности? (ответы учеников, хотя и своими словами, были верными)

9. Завершение занятия

- На сегодняшнем занятии мы с вами успели очень много: поняли, как важно правильно и как можно раньше определиться с будущей профессией; построили профессиональный личный план; лучше узнали друг друга и себя. На следующем занятии вы продолжите познавать себя, совершенствовать свои знания.

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

Предмет и задачи психологии профессионального образования. Методы, используемые в психологии профессионального образования: общепсихологические и специфические.

Психология профессионального образования - раздел психологической науки изучающий закономерности профессионального развития начиная с дошкольного возраста, заканчивая высшим уровнем развития профессионала – стадии наставничества. Она изучает – особенности выбора профессии и владение ею, жизненный путь профессионала и профессиональные кризисы, вопросы проф компетентности и др.

Предмет изучения ППО: - механизмы и закономерности профессионального образования, а объектом являются различные факторы: социальные, психологические, психофизиологические, культурные, экономические и некоторые др, влияющие на проф. образование.

Задачи ППО 1) Разработка и дальнейшее развитие методологии ППО (концепции проф. Образования, ключевые понятия и принципы исследования 2) разработка адекватных предмету ППО исследовательских методик и проектирование собственных методик 3) Анализ психологических механизмов и закономерностей проф образования на различных возрастных этапах и стадиях проф развития 4) Выявление факторов детерминирующих динамику проф образования и анализ кризисов проф развития 5) Психологическая помощь, сопровождение, стимулирование личности на основных этапах профессионального образования в течении всей проф деятельности 6) Разработка и дальнейшее- совершенствование личностно развивающих технологий по психологии проф роста и достижения успеха, психокоррекция и реабилитация профессионала.

Методы ППО ППО использует как общепсихологические ( общий, возрастной, социальный, педагогический) так и специфические (отраж специфику предмета) методы исследования. Специфические методы: 1) Профессиограмма. Профессиография 2) Психобиография 3) Метод критических инцидентов 4) Экспертная оценка профессионализма 5) Ретроспекция профессионального развития или проф кризисов 6) Рефлексия проф достижений или деформация 7) трудовой метод 8) Каузометрия 9) Метод анализа профессионального становления 10) Анализ профессий 11) Метод изучения документации и др…

Понятие профессии. Профессия и занятие. Профессия и специальность.

Профессия — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». «Профессия» – то самое слово, которое вытеснило слово «призвание». Призвание овладевает человеком и важно лишь не слишком сопротивляться – профессией же овладевают.

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.




Занятие — род деятельности или выполняемая работа, приносящая заработок или доход. Различают основное и побочное занятие. Основным считается то, которое приносит главные средства к существованию продолжительное время. Все занятое население СССР подразделялось на две большие группы: занятые преимущественно физическим трудом и занятые преимущественно умственным трудом. Такая группировка позволяла изучать постепенное стирание существенных различий между физическим и умственным трудом.

Занятие – это вид фактически выполняемой работы. Профессия – это занятие, к которому у вас имеется соответствующая подготовка. Скажем, дворник. Ну что это за профессия, если ей можно обучиться за пару минут. Иное дело инженер или сталевар. Без специальной подготовки в вузе или техникуме вряд ли обойтись. Это профессия.


2.1 Профессия – квалификация – специальность

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад). В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие - возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Профессия - род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации .

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по [14]:

§ заданные цели, представления о результате труда;

§ заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

§ система средств труда;

§ система профессиональных служебных обязанностей;

§ производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Специальность — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

Квалификация – степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС). В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Мир профессий весьма многообразен, а кроме того, динамичен. Согласно отечественным и зарубежным справочникам, насчитывается до тридцати пяти тысяч видов профессиональной деятельности и их наименований. В области психологии в целях решения научно-практических задач, таких как, например, профориентация, требуется систематизация человеческой деятельности, ее распределение, а также сравнение по каким-либо признакам: сложности, опасности, величине нагрузки, напряженности и так далее.

виды профессиональной деятельности

Отсутствие единой классификации

Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.

Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.

Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.

Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину

В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
  • Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
  • Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
  • Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
  • Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.

Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.

виды профессиональной информационной деятельности человека

  • Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
  • Второй тип – это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
  • Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.

Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.

В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.

Современная классификация профессий

В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:

  • "Человек – Природа".
  • "Человек – Человек".
  • "Человек – Техника".
  • "Человек – Знаковые системы".
  • "Человек – Художественный образ".

Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.

основные виды профессиональной деятельности

К профессиям категории "Человек – Природа" относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.

Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.

Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.

В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.

Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.

виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием

  • Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
  • Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
  • Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
  • Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
  • Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
  • Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
  • Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
  • Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
  • Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.

В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.

В случае категории "Человек - Человек" главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:

  • Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
  • Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
  • Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
  • Профессии, направленные на информационное обслуживание.
  • Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
  • Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.

Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - Человек»:

  • Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
  • Большая потребность в общении.
  • Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
  • Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
  • Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.

Ведущий предмет труда классификации "Человек - Знаковые системы" – это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.

Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:

  • Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
  • Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
  • Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.

виды сфера профессиональной деятельности

Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности "Человек - Художественный образ" является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек - Художественный образ» следующие:

  • Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
  • Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
  • Профессии актерско-сценической направленности.

Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.

Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда

В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:

  • Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
  • Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
  • Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.

Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:

  • Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
  • Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
  • Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
  • Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.

области и виды профессиональной деятельности

Классификация по признаку условий деятельности

В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:

  • Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
  • Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
  • Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
  • Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.

Виды познавательной деятельности

Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:

  • Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
  • Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
  • Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
  • Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.

Классификация духовной деятельности

К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.

Виды хозяйственной деятельности общества

Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.

виды экономической профессиональной деятельности

Классификация информационной деятельности

Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.

Виды психической деятельности

Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.

Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.

Читайте также: