Кто делает асфальт профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия относится к типу: «Человек – Техника».

Содержание деятельности

Асфальтобетонщики завершают строительство дороги или ее ремонт. Они покрывают верхний слой дороги асфальтобетоном, получаемым в результате уплотнения смеси, состоящей из щебня, песка, минерального порошка и связывающего их битума.

Перед укладкой смеси асфальтобетонщики проводят подготовительные работы. Очищают основание дороги от грязи, покрывают его битумом. При проведении ремонтных работ перед укладкой и уплотнением асфальтобетонной массы снимают старый асфальт.

При механизированной укладке смесь из самосвала выгружают в бункер асфальтоукладчика. Продвигаясь вперед, машина с помощью особых устройств (шнеков) равномерно распределяет смесь по поверхности дороги, одновременно уплотняя ее выглаживающей плитой. При разгрузке смеси рабочие следят за тем, чтобы из самосвалов ее ссыпали осторожно, порциями, соблюдая определенные интервалы между ними. Далее смесь разравнивают граблями, добиваясь соответствия толщины слоя по проекту, строго выравнивают продольный и поперечный уклоны (т.е.скаты), предназначенные для стока воды.

Технологически процесс может выглядеть так:

Два асфальтобетонщика (3-го и 2-го разрядов) производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом, заделывают неровности основания горячей смесью.

Один асфальтобетонщик 3-го разряда работает у приемного бункера асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью, открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и предупреждает об этом асфальтобетонщика 5-го разряда.

За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5-го разряда и два асфальтобетонщика 3 разряда. Асфальтобетонщик 5-го разряда проверяет правильность подготовки основания и установки упорных брусьев; контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика; дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных мест и машинистам катков о начале и порядке укатки; совместно с асфальтобетонщиком 4-го разряда окончательно проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на исправление дефектных мест и заделку сопряжений; после укатки смеси моторными катками осматривает готовое покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов.

Асфальтобетонщик 5-го разряда также участвует в работе по окончательной отделке сопряжений.

Асфальтобетонщики 3-го разряда, следуя за укладчиком по обеим сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают кромки упорных брусьев.

Асфальтобетонщик 4-го разряда следует за асфальтобетонщиками 3-го разряда. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода катков, по указанию асфальтобетонщика 5-го разряда вырубают и заделывают дефектные места после укатки покрытия моторными катками.

Должен знать

Правила подготовки оснований для устройства покрытий.

Требования к качеству основания дорожного покрытия.

Основные виды асфальтобетонных покрытий, эмульсий, мастик, инертных заполнителей и асфальтовых смесей.

Приемы обрубки и разборки покрытий.

Правила устройства покрытий из специальных смесей.

Приемы и правила ямочного ремонта.

Способы применения асфальтобетонных смесей с активными добавками.

Индивидуальные способности

Необходимо хорошее здоровье, хорошая координация, а также технический склад ума. Плюс базовые знания по математике, физике, другим профилирующим предметам. Очень важно знать правила дорожного движения и меры безопасности при выполнении дорожных работ.

Условия труда

Асфальтобетонщик работает на открытом воздухе. В условиях перепадов погоды он все ранво должен быть готов выполнять свои обязанности.

Области применения

Асфальтобетонщик занимается укладкой асфальта, ремонтом дорожных покрытий. Это одна из самых востребованных сегодня в России профессий

Перспективы карьерного роста

Есть перспективы стать асфальтобетонщиком-варильщиком. Который готовит асфальтобетонную смесь.

асфальтобетонщики за работой

Асфальтобетон в современности является основным материалом, из которого строятся автомобильные дороги, а также покрытие аэродромов, тротуары и межквартальные проезды. При этом укладывать и разравнивать его очень часто приходится вручную, а значит всегда будут востребованы особые специалисты – асфальтобетонщики. Часто их также называют дорожными рабочими.

Как получают асфальтобетон

3464379349808

Асфальтобетон известен как строительный материал с конца XIX века и представляет собой уплотненную смесь из различного минерального сырья: щебня, песка, порошковых агентов. В качестве связующего компонента по ГОСТу применяется битум.

Согласно ГОСТу, асфальтобетон разделяется на:

Также он подразделяется на типы в зависимости от размера фракций, плотности, количества щебня в составе и т.д.

Все характеристики асфальтобетона для будущей дороги подбираются на стадии проектирования, исходя из погодных условий и её назначения. Чем жестче режим эксплуатации – тем более серьезные требования предъявляются к покрытию. Наиболее плотный асфальтобетон идет на покрытие автострад. Более мягкие с меньшим содержанием фракций подходят для тротуаров, проселочных. Особые прочностные требования предъявляются к аэродромному покрытию.

Суть работы асфальтобетонщика

267237989890

Специалисты по укладке асфальтобетонной смеси занимаются подбором и смешиванием компонентов покрытия. В этом заключается их основная работа.

Асфальтобетонщик в России – сугубо мужская и не слишком квалифицированная профессия. В его задачи входит:

укладка готовой смести на поверхность и её выравнивание;

разборка и снятие старых покрытий;

ремонт асфальтобетонного покрытия, заделка трещин и выбоин;

очистка дорожного основания до укладки покрытия от пыли и грязи;

финальная отделка покрытия после обработки асфальтоукладчиком;

ремонт и обустройство дренажей;

обустройство оснований и укладка бордюрного камня;

устройство и восстановление кюветов, водоотводных канав и прочего;

установка и снятие ограждающих устройств.

Иными словами, асфальтобетонщик – это специалист, который кладет асфальт. Работа на первый взгляд нехитрая, однако и для этого необходимо обладать навыками и мастерством. Во-первых, асфальтобетонщик должен уметь сделать грамотную разуклонку по проекту, во-вторых, качественно разровнять и раскатать асфальт до его затвердевания, в-третьих, обустроить основание дороги так, чтобы покрытие легло ровно и без выбоин.

Условия, в которых работает асфальтобетонщик, представить не трудно. Это почти всегда ручной труд с использованием виброплит, ручных катков, либо же обычных совковых лопат. Вся работа происходит на открытом воздухе, чаще всего летом и на жаре. Одним словом, чтобы трудиться асфальтобетонщиком, потребуется выносливость и отменное здоровье. Лучше всего она подходит молодым, физически сильным и без опыта работы.

Где учат на асфальтобетонщика

Поскольку выучиться на асфальтобетонщика дело нехитрое, чаще всего практикуются кратковременные курсы на базе общего среднего образования. Сроки обучения, как правило, не превышают пяти дней, после чего сразу можно работать по специальности.

На курсах обычно изучают:

виды асфальтовых покрытий и их назначение;

способы заделки швов и трещин;

правильные способы обрубания и заделки асфальтобетона;

механизмы, которые применяются при нанесении и обработке покрытия.

Впрочем, конкретная образовательная программа может варьироваться в зависимости от того, какой квалификационный разряд слушатель планирует получить. Без опыта работы, впрочем, не удастся подняться сразу выше третьего.

В дальнейшем можно проходить повышение квалификации, однако, «потолок» карьеры для асфальтобетонщиков – это V разряд.

Средняя оплата труда асфальтобетонщика в России

32989786756

Зарплата асфальтобетонщика в России в среднем находится на уровне других рабочих профессий, однако, все зависит от квалификации и опыта работы. Кроме того, нередки ситуации, когда рабочего не оформляют официально, а оплата труда сдельная.

Если взглянуть на сайты объявлений, то разнобой в зарплатах сразу бросается в глаза. Одни компании предлагают от 20 тысяч рублей в месяц, другие – до 50 тысяч рублей, но не понятно, в какие сроки и при этом на руки. Третьи предлагают от 30 до 50 тысяч с официальным трудоустройством, но такие организации явно в меньшинстве.

Одним словом, у асфальтобетонщиков типичная ситуация для низкоквалифицированного персонала:

сдельная оплата труда и устные договоренности;

неудовлетворительные условия работы;

Плюсы и минусы работы асфальтобетонщиком

В числе положительных черт подобной работы можно выделить разве что сравнительно сносную оплату труда, а также возможность посмотреть на результаты работы. Все-таки занятие созидательным трудом много значит.

А вот минусов у профессии гораздо больше:

тяжелый физический труд;

вредные испарения от дорожного покрытия плюс плохие погодные условия;

зачастую ненормированный график работы;

высокий риск травм и угроза здоровью;

отсутствие карьерных перспектив, необходимость переучиваться и повышать квалификацию в другой области

Дорожный рабочий – специалист, занимающийся ремонтом асфальтобетонных покрытий, установкой бордюров, дорожной разметкой, обустройством ограждений и обочин. Словом, в его компетенцию входит весь спектр работ по обустройству дорог. Дорожные рабочие трудятся в составе бригады, которую нанимают бюджетные коммунальные службы. Иногда бригаду формируют частные организации для выполнения определенных задач. Профессия предполагает наличие узкоспециализированных знаний и опыта, поэтому дорожные рабочие имеют разряды квалификации, полученные после прохождения аттестации.


Обязанности дорожного работника

  • Строительство новых дорог.
  • Ремонтные работы на проезжей части, тротуарных дорожках, обочинах.
  • Установка, замена бордюров, барьеров, тросовых ограждений, отбойников, островков, клумб.
  • Монтаж плит на автомобильных дорогах, обустройство аэродромных взлетных полос (актуально для специалистов шестого разряда).
  • Установка дорожных знаков.
  • Обустройство подъездов к остановкам общественного транспорта.
  • Нанесение всей разметки, включая зебру пешеходного перехода и специальные обозначения.
  • Чистка дорог в зимний период с использованием снегоуборочной техники.

Подробный перечень обязанностей описан в должностной инструкции, в зависимости от уровня квалификации специалиста.

Обучение профессии дорожного рабочего

Практически каждый желающий может стать дорожным рабочим, единственное требование – наличие аттестата о среднем образовании. Зачастую, начинающий специалист изучает теоретическую часть непосредственно на месте работы, где сразу же переходит к практике.

Освоить азы профессии более досконально можно на специальном курсе в учебном центре. По окончании учебы студенты проходят практику, далее им присваивают второй разряд. Всего существует пять разрядов дорожных рабочих – со второго по шестой, каждому из которых соответствует наличие определенных профессиональных знаний и умений.

Преимущества и недостатки профессии

Главное преимущество – это доступность профессии. Дорожные работы – идеальная сфера деятельности для тех, кто хочет освоить новую специальность. Обучение проходит быстро, не требует больших денежных вложений, при этом сразу после учебы можно приступать к работе.

Другой плюс профессии – перспективы карьерного роста. Спустя время вы можете пойти на повышение квалификации, для этого необходимо пройти аттестацию. Чем выше категория, тем к большему спектру работ вы допускаетесь, и тем, соответственно, выше будет заработная плата. Так как нанимают дорожных рабочих в основном бюджетные организации, то трудоустройство всегда официальное со всеми вытекающими из этого преимуществами в виде плановых отпусков, оплачиваемых больничных, регулярных выходных и прочих социальных гарантий.

К существенным недостаткам работы относятся тяжелые условия труда. Поскольку трудиться приходится в любое время года, нужно быть готовым находиться по многу часов на открытом воздухе под палящими лучами, в мороз и ветреную погоду, подстраиваясь под обстоятельства.


Какими личными качествами нужно обладать

Для комфортной и продуктивной работы дорожный рабочий должен быть физически выносливым человеком, из-за чего профессия по умолчанию считается мужской. Соискатель должен быть здоровым и крепким, способным поднимать тяжести, подолгу работать с горячими асфальтобетонными смесями в жаркую погоду.

Работник должен ответственно и скрупулезно относиться к выполнению своих обязанностей, быть коммуникабельным и открытым к общению с коллегами. Малейший технологический просчет может повлечь за собой преждевременную порчу готового объекта, например, проседание асфальта. Только старательная работа каждого члена бригады с внимательным отношением к деталям позволит качественно выполнить общую задачу.

- требования, предъявляемые к качеству работ по смежным строительным процессам (правила заточки, заправки, регулировки, наладки применяемых инструментов и пользования необходимыми приспособлениями и измерительными приборами);

- правила чтения эскизов и чертежей, непосредственно используемых в процессе работ;

- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;

- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.3. Асфальтобетонщик 2-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пункте 1.2 настоящей инструкции;

- правила и приемы подготовки оснований для устройства покрытий;

- приемы разборки и обрубки покрытий вручную;

(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.4. Асфальтобетонщик 3-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.2 и 1.3 настоящей инструкции;

- основные виды асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами;

- виды мастик, эмульсий, асфальтовых смесей и инертных заполнителей, применяемых при устройстве черных покрытий;

- приемы разборки, обрубки с помощью механизированного инструмента и заделки асфальтобетонных покрытий, а также покрытий, обработанных черными вяжущими материалами;

(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.5. Асфальтобетонщик 4-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.2 - 1.4 настоящей инструкции;

- основные требования, предъявляемые к основаниям под асфальтобетонные покрытия и под покрытия из материалов, обработанных черными вяжущими материалами;

- требования, предъявляемые к качеству мастик, эмульсий, асфальтовых смесей и смесей из материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами;

- правила устройства, ремонта и приемки покрытий;

- правила и приемы ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обработанных черными вяжущими материалами;

(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.6. Асфальтобетонщик 5-го разряда должен знать:

- документы, объекты, способы и приемы выполнения работ, указанные в пунктах 1.2 - 1.5 настоящей инструкции;

- требования, предъявляемые к асфальтобетонным покрытиям и покрытиям из материалов, обработанных черными вяжущими материалами;

- правила и схемы уплотнения асфальтовых смесей и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами;

- температурный режим укладки и уплотнения смесей и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами;

- правила устройства усовершенствованных покрытий из специально подобранных смесей;

- способы применения различных асфальтобетонных смесей с поверхностно-активными добавками;

- способы устройства сопряжений полос между собой и с люками колодцев, решетками и трамвайными путями;

- способы разбивки оснований сложной конфигурации под асфальтовые покрытия и покрытия из материалов, обработанных черными вяжущими материалами;

- схемы устройства шероховатой поверхности на асфальтовых покрытиях;

(виды, наименования и реквизиты других актов и документов)

1.7. Асфальтобетонщик более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить асфальтобетонщиками более низкого разряда.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) асфальтобетонщик:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;

2.2. В процессе работы асфальтобетонщик:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

2.3. В течение рабочего дня (смены) асфальтобетонщик:

2.3.1. 1-го разряда:

1) выполняет подсобные работы при устройстве и ремонте дорожных покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами;

2) производит очистку основания от пыли и грязи вручную и сжатым воздухом;

3) осуществляет уборку материалов после разборки или обрубки покрытий;

4) очищает кузова автомашин от остатков смеси;

2.3.2. 2-го разряда:

1) выполняет подготовку оснований при устройстве и ремонте покрытий;

2) осуществляет разборку и обрубку покрытий вручную;

3) производит разравнивание и окучивание дорожных материалов;

4) очищает основания отбойным молотком;

5) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.3. 3-го разряда:

1) обрабатывает основания черными вяжущими материалами с помощью ручных распределителей;

2) устанавливает упорные брусья;

3) осуществляет подачу и раскладку вручную асфальтовых смесей и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами в горячем или холодном состоянии;

4) производит вырубку образцов и заделку мест вырубки;

5) очищает и заделывает трещины в асфальтобетонных покрытиях;

6) выполняет мелкий ремонт асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обработанных черными вяжущими материалами, вручную и с применением асфальторазогревателей или ремонтеров;

7) осуществляет разборку и обрубку с помощью механизированного инструмента асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обработанных черными вяжущими материалами;

8) осуществляет устройство оснований под покрытия;

9) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.4. 4-го разряда:

1) осуществляет профилирование и отделку дорожных покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами, с установкой маяков и маячных реек;

2) производит ремонт асфальтобетонных и асфальтовых покрытий отдельными картами, а также тротуаров, садовых дорожек и отмосток;

3) выполняет ямочный ремонт покрытий асфальтобетоном и черными смесями;

4) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.3.5. 5-го разряда:

1) осуществляет профилирование и отделку покрытий дорог и площадей из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами при ручной и механизированной раскладке материалов покрытий;

2) выполняет разбивку укладываемой полосы перед асфальтированием;

3) осуществляет регулирование толщины слоя укладываемых материалов под уплотнение катками;

4) выполняет окончательную отделку асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами, после укладки смесей асфальтоукладчиком;

5) производит отделку покрытий из специально подобранных смесей с повышенным коэффициентом сцепления и из цветного асфальтобетона;

6) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.4. В конце рабочего дня (смены) асфальтобетонщик:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) производит осмотр (самоосмотр);

3. Права

При выполнении своих обязанностей асфальтобетонщик обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Асфальтобетонщик привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Асфальтобетонщик несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Асфальтобетонщик за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая инструкция разработана на основе

Тарифно-квалификационных характеристик профессии "Асфальтобетонщик, 1 - 5-й

разряд" (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий

рабочих. Выпуск 3. Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные

работы", утвержденный Постановлением Минтруда России от 06.04.2007 N 243),


Успешный человек всё время в движении. А движение ― это скорость: где-то не поспешил и оказался на обочине жизни. Понимать это надо и в переносном, и в прямом смыслах. Но без хорошей дороги нет хорошей скорости. Хорошая же дорога ― это хороший и ровный асфальт. Пока более экономичной альтернативы нет. Нужны же каждый год сотни (а то и тысячи) километров новых и отремонтированных дорог. Естественно, должно быть в достатке и техники, которая произведёт, доставит и уложит асфальт на дорогу. Причём, не абы как, так как скоростные машины имеют низкую посадку, потому любая неровность может обернуться бедой. Вся техника должна быть профессиональной и качественной, чтобы суметь обеспечить укладку почти идеальной поверхности. Если асфальт уложен по всем технологическим правилам, то с течением времени такая дорога становится только ровнее и бесшумнее.

Виды оборудования

Сюда следует отнести механизмы, которые участвуют в приготовлении дорожного полотна, доставляют на место укладки в горячем состоянии асфальт, выравнивают и утрамбовывают его:

  • - дорожный фрез;
  • - барабанные смесители;
  • - кохеры;
  • - битумные котлы;
  • - асфальтоукладчики;
  • - катки.

Не обязательно, чтобы везде применялись все виды техники. К примеру, катки применяются тогда, когда укладывается так называемый прессованный бетон, представляющий собой крошку из асфальтовых известняков. Литому же асфальту, полученному из крошки, битума, песчано-щебневого наполнителя и минеральных смол, каток не обязателен, так как его можно попросту заливать в расплавленном состоянии. Зато в этом случае обязателен кохер.

Дорожные фрезы


Асфальтоукладочную технику надо начинать рассматривать именно с дорожного фреза. Что это такое? Это механизм, имеющий массивный барабан с особопрочными сменными зубьями. Цель этого агрегата ― содрать с дорожного покрытия на определённо заданную толщину старый асфальт. Барабан крутится в сторону, противоположную движению механизма. Так он подрывает, вскрышивает асфальт снизу. Каждый зуб испытывает огромные нагрузки, в том числе и на истирание, поэтому они и являются сменными. Крошка же самим механизмом загребается на транспортёр, оттуда поступает в грузовики.
Грузовики отвозят его на незначительную переработку. Из старого асфальта делается гранулят, впоследствии смешиваемый со свежим асфальтом. Так экономится битум, песок, щебень, то есть удешевляется дорожное покрытие.

На постсоветском пространстве использоваться дорожными фрезами начали всего около двух десятков лет назад, поэтому встречаются они довольно редко (за рубежом их применение в дорожном строительстве достигает 80%). Вторая причина нечастого использования ― высокая стоимость механизма.

Барабанный смеситель


Он служит для приготовления асфальтобетона из свежего заполнителя и регенерируемого (уже бывшего в употреблении), асфальта. Есть несколько модификаций этого механизма. Рассмотрим простейшую схему смешивания.


Горелкой в барабан с торца подаётся пламя. С этого же торца поступает и свежий заполнитель. С другого торца подаётся жидкий асфальт. Сверху посредине барабана засыпается регенерируемый асфальт. Барабан крутится со скоростью, обеспечивающей хорошее перемешивание ингредиентов и дробление их до очень мелких фракций, чтобы горячая асфальтная смесь на выходе была однородной. С противоположной от горелки стороны барабана находится выхлопная труба, убирающая газообразные продукты сгорания и излишнее давление в барабане. Горячая асфальтная смесь засыпается в грузовики, которые транспортируют её к асфальтоукладчикам.

Кохеры

В переводе с немецкого это слово звучит как "котёл". Название несколько обидное для механизма, который, по сути, является и мини-заводом литого асфальтобетона, и термосом, и миксером. Кохеры могут иметь как вертикальное, так и горизонтальное расположение. Делиться они могут и по степени мобильности на:



Их ёмкость рассчитана на 5-75 тонн. Термобоксы способны доставить готовый к розливу литой асфальт (с температурой около 250°С) в любое место строящейся дороги. Это возможно благодаря конструкции кохера. Котёл подогревается либо дизельной, либо газовой горелкой, поддерживая вышеназванную температуру. Перемешивают постоянно находящуюся внутри массу специальные лопасти. Снаружи оболочка двойная: между внутренней и наружной стенками находится теплоизолятор из минеральной ваты. Асфальтная смесь при такой температуре растекается, следовательно, можно делать как новую дорогу, так и производить ямочный ремонт. Литой асфальт не имеет рыхлой структуры, поэтому не пропускает воду. Благодаря этому он морозостоек, не боится соли и химических реагентов и потому служит без ремонта намного дольше прессованного. Огромный плюс и в том, что одинаково успешна и летняя, и зимняя укладки.

Битумные котлы

Они разогревают твердую битумную смолу до 150 - 180°С так называемым огневым способом. Представляют собой цилиндрические ёмкости, в которые на три четверти закладывается битум. Снизу у котла находится топка, работающая либо на газу, либо на жидком или твёрдом топливе. Правда, всё чаще используют котлы на электричестве, где нагревательным элементом служат ТЭНы. Выделяющиеся из битума при разогреве газы проходят сначала между двойными стенками котла, дополнительно подогревая его, потом уходят в дымоотводную трубу. В котле есть люк для загрузки битума и патрубки для выдачи расплавленной массы.



В дорожном строительстве разогретый жидкий битум используют в качестве ингредиента для приготовления асфальтобетона. Помимо этого основание дороги перед укладкой нового асфальта часто поливают расплавленным битумом из-за его высоких адгезионных качеств.

Асфальтоукладчики


Это машины для послойной укладки асфальта. Они распределяют и предварительно уплотняют асфальт, придавая слою необходимые ширину, толщину и ровность. Стадии работы следующие:

  • заправка приёмного бункера асфальтобетонной смесью из самосвалов;
  • подача смеси на шнек и распределение ими асфальтобетона на всю ширину укладки;
  • трамбующие брусья, вибраторы и выглаживающие плиты совершают предварительное уплотнение смеси.

Современные датчики помогают автоматизировать укладку. Делают это они довольно точно: по высоте просвет под длинной трёхметровой рейкой не превышает 3 мм , толщина же и ширина не превышают заданных более, чем на 10 мм

Укладчики бывают на колёсном и гусеничном ходу. Модели на гусеницах тяжелее и имеют меньшую скорость передвижения, они менее маневренные, но устойчивость и тяга у них лучше. Потому-то механизмы с шириной укладки более 8 м практически все имеют гусеничный ход.

Конечный результат укладки асфальтобетона всегда будет на высоте, если правильно выбраны асфальтоукладчик и асфальтобетонная смесь, а также правильно отрегулирован режим работы укладчика.

Асфальтовые катки


Катком называется вся машина, созданная для уплотнения, утрамбовывания асфальта. Главными её узлами являются двигатель, механизм управления и вальцы, то есть те тяжеленные цилиндры, которые непосредственно давят на асфальт. Один валец связан с двигателем, другой с механизмом управления. Для уплотнения асфальта используются гладкие вальцы, благодаря чему создаётся ровное дорожное полотно.

Для лучшего уплотнения применяют вибрационные катки, то есть к обыкновенному статическому уплотнению давлением добавляется динамическое (вибрационное), которое уплотняет благодаря оптимальной укладке отдельных частиц в определённом объёме смеси. Качество работы и производительность катка будет зависеть от его веса (от нескольких центнеров до более чем 16 тонн), продольного размера наибольшего вальца, скорости передвижения (обычно 2- 5 км/ч ).

При укладке асфальта могут использоваться и другие механизмы. К примеру, при ямочном ремонте часто применяется резчик швов, использующий алмазные диски. Но этот аппарат служит не только для укладки асфальта, это только частное его использование. Технические же приспособления, служащие только для укладки асфальта, были рассмотрены выше.

Именно благодаря различному сочетанию технических устройств можно добиться такого качества дорог, что ещё очень долго не понадобится ямочный ремонт или замена полотна.

Еще про крупногабаритную технику, оборудование и транспорт :

Читайте также: