Кто делает инструменты профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Под словами «гитарный мастер» подразумевается человек, который создаёт гитару полностью – от выбора и раскроя древесины до настройки.

Гитарный мастер — это узкая специализация внутри профессии «мастер щипковых музыкальных инструментов». К щипковым инструментам помимо гитар относятся и гусли, и арфы, и балалайки, домры и т.п. Поэтому мастера по изготовлению этих инструментов являются коллегами гитарного мастера. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Ещё одна родственная специальность – скрипичный мастер — специалист по изготовлению и ремонту смычковых музыкальных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей).

Особенности профессии

Создание гитары может быть серийным или эксклюзивным.

Даже при серийном производстве практически все технологические операции производятся вручную. Но там каждый участник процесса отвечает только за свою часть работы: кто-то сушит древесину, кто-то склеивает корпус, кто-то готовит гриф, кто-то красит и лакирует, соединяет детали, натягивает струны, настраивает.

Профессия гитарного мастера находится на стыке технологии и искусства. Она не терпит формального отношения к работе.

Многие музыканты предпочитают играть на гитарах, сделанных частными мастерами. В том числе, на инструментах, сделанных на заказ. Работая над инструментом, мастер учитывает пожелания музыканта, его манеру игры. В результате гитара получается не только звучная и красивая, но и удобная для рук конкретного музыканта.

Создание гитары

Работая над акустической гитарой, мастер тщательно выбирает древесину, материалы, струны и другие детали для будущей гитары, добиваясь наилучшего звучания.

Гитары делают из разных пород дерева: ясеня, липы, клёна, палисандра, красного дерева, ореха, ольхи, сосны и т.д.

От качества древесины зависит очень многое: хорошо ли будет звучать инструмент, не «поведет» ли гриф со временем, не треснет ли дека.

При этом, если, скажем из какого-то ясеня удалось сделать замечательную гитару, это ещё не значит, что и другие гитары из того же дерева получатся такими же хорошими.

И дело не в том, что разные куски дерева как-то по-разному просушены. На акустические свойства влияют очень многие мелочи: извивы в направлении волокон, их плотность и пр.

Поэтому мастер проводит очень тщательный отбор каждой деревянной заготовки.

Помимо качества спила, структуры древесины, имеет значение и качество сушки.

Многие мастера предпочитают естественную сушку, хотя она и занимает больше времени, чем искусственная, которую проводят в специальных камерах. Они объясняют это тем, что естественная сушка лучше сохраняет структуру пор и волокон древесины, от которых зависят резонансные характеристики материала.

Впрочем, некоторые специалисты с таким утверждением не согласны. По их мнению, и искусственная сушка даёт хорошие результаты, если проводить её грамотно. Иными словами, у каждого гитарного мастера – свои предпочтения.

На современном рынке есть фирмы, которые специализируются на изготовлении заготовок для гитар, на поставках выдержанной (просушенной должным образом) древесины. И всё же некоторые мастера стараются работать с древесиной, которую заготовили сами.

Также у каждого мастера есть свои излюбленные формы, варианты дизайна, технологии сборки. Всё это определяет его неповторимый стиль.

Мастер добивается не только хорошего звука, но и притягательного внешнего вида инструмента.

Всё в гитаре – от формы до лака – должно работать не только на акустику, но и на то, чтобы её хотелось взять в руки.

Поэтому мастера применяют различные декоративные техники. Например, инкрустацию.

Когда гитара сделана, мастер натягивает струны и настраивает их звучание. Таким образом, гитарного мастера можно по праву назвать мастером-универсалом.

Гитары отличаются друг от друга по способу усиления звука. У акустической гитары роль акустического резонатора играет корпус. У электрогитары – электрический звукосниматель.

У электрической гитары корпус плоский, и качество звучания зависит не только от свойств корпуса и грифа, но и от качества электрического звукоснимателя и усилителя звука.

Поэтому мастер по электрогитарам должен разбираться и в этих вопросах.

Часто мастера специализируются на чем-то одном – либо на акустических, либо на электрических гитарах. Но даже в рамках одного направления есть множество разновидностей гитар. Например, если акустическую гитару дополнить электрическим звукоснимателем, она будет называться полуакустической. А если в корпус акустической гитары встраивают металлические резонаторы, её называют резонаторной.

Также гитары делятся по конструкции корпуса, устройству грифа, отсутствию или наличию ладов, по диапазону (обычная, бас, тенор), по музыкальному жанру (классическая, джаз, фламенко и др.), числу струн (4 ,6, 7, 12 и т.д.) и пр.

Ремонт и доработка гитары

Гитарный мастер занимается не только созданием новых инструментов. Он их ремонтирует, реставрирует, он может довести до ума гитару серийного производства. Доработку, модернизацию называют также тюнингом. Ремонт гитары или её тюнинг требуют не меньшего мастерства, чем создание инструмента с нуля.

Из истории

У гитары очень древняя история. В эпоху Средневековья центром её развития была Испания, которая унаследовала гитару от древнего Рима (латинская гитара), и куда свой вариант гитары принесли арабские завоеватели (мавританская гитара). В XV веке у неё появились пять сдвоенных струн. Этот вариант стал называться испанской гитарой. Но со временем она превратилась в более привычную нам шестиструнку.

В России гитара появилась лишь в конце XVII веке, благодаря приехавшим из Италии музыкантам. Здесь в конце XVIII – начале XIX века стала очень популярна так называемая русская гитара – семиструнный вариант испанской гитары. Её изобрёл виртуоз-гитарист Андрей Сихра, который написал для своего нового инструмента тысячу с лишним произведений.

Классическая гитара появилась в конце XIX века. Её создатель – испанский гитарный мастер Антонио Торрес. Он придал гитаре современные форму и размер.

Рабочее место

Мастер по изготовлению и ремонту гитар может работать в мастерской музыкальных инструментов. Кроме того, он может открыть свою собственную гитарную мастерскую.

Важные качества

Профессия гитарного мастера предполагает желание и умение работать руками, способность к долгому кропотливому труду. Неслучайно мастера обычно сами владеют игрой на гитаре. Очень важно, чтобы мастер обладал музыкальным слухом, но чтобы он мог оценить качество звучания и удобство использования инструмента.

Также необходима склонность к постоянному обучению, постоянному наращиванию своего технического арсенала. Препятствиями к освоению этой профессии могут стать болезни опорно-двигательного аппарата, плохая координация движений (особенно на уровне мелкой моторики), сильные нарушения слуха и зрения (если их нельзя компенсировать очками или слуховым аппаратом).

Знания и навыки

Мастер должен владеть навыками столярного дела, технологиями изготовления, модернизации и ремонта гитар, знать особенности материалов, владеть техникой настройки инструмента. Необходимы навыки оценки качества древесины.

Обучение на гитарного мастера

Часто в эту профессию приводит игра на гитаре. Начинается с того, что гитарист пытается сделать гитару для себя, это перерастает в настоящее увлечение, а затем – и в профессию. Профессионально освоить столярное дело можно в колледже.

Но всё это можно рассматривать лишь как предварительный этап профессиональной подготовки. Продолжить обучение можно у наставников, работая в мастерской под их руководством.

Специальное образование можно получить при некоторых производственных комбинатах музыкальных инструментов. Например, при Московском производственным комбинате музыкальных инструментов Фонда им. П.И. Чайковского. Там можно освоить специальности «Мастер по щипковым музыкальным инструментам», «Специалист по добыче резонансной ели». Причем обе специальности необходимы для успешной работы гитарного мастера.

В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.

На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.

Список профессий, связанных с музыкой

Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.

Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.

  • Композиторсочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.
  • Аранжировщик способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Например, из небольшой песни под гитару он способен сделать яркое выступление для большого ансамбля, прописав партии для каждого инструменталиста и вокалиста. При этом авторский замысел композитора в целом сохраняется. Нередко аранжировщики переписывают классические произведения для более современных жанров (рок, джаз), чем повышают интерес к ним.
  • Поэт-песенник. Эта профессия сейчас распространена меньше, поскольку многие исполнители (рокеры, блюзмены и джазисты) сами пишут тексты для своих треков. Однако в эстрадном и детском репертуаре обычно используются стихи профессиональных поэтов. Иногда слова пишутся под готовую мелодию, но часто бывает и наоборот.
  • Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение.
  • Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики, перкуссионисты), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты). Большое количество совместно работающих исполнителей – это оркестр.
  • Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента (acapella). Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы. Исполнители могут работать соло или в хоре, ансамбле.
  • Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Специалисту необходимо обладать организаторскими способностями, идеальным слухом и чувством ритма. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты.
  • Концертмейстер. Это слово применяется в двух значениях. Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов (скрипачей или духовиков). Кроме того, этот термин используется для обозначения музыканта, аккомпанирующего певцам во время репетиций и выступлений.
  • Учитель музыки работает в основном с детьми в школах и детских садах. Его работа носит воспитательный характер и направлена на развитие ребенка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.
  • Педагог-музыкант дает знания на профессиональном уровне. Его места работы – это музыкальные школы, училища и факультеты вузов, консерватории.
  • Продюсер находит перспективного исполнителя или группу, финансирует их и выводит на более высокий уровень с целью получения впоследствии прибыли.
  • Музыкальный агент, менеджер или импресарио – это люди, которые отлично разбираются в талантах. Они помогают исполнителям в их деятельности, решают все организационные и бытовые проблемы, чтобы музыкант думал только о своем творчестве.
  • PR-менеджер занимается созданием имиджа вокалиста или коллектива, рекламирует его, организовывает встречи с представителями СМИ, поклонниками для увеличения аудитории.

Музыканты в кино, на телевидении и радио:

  • Ведущий музыкальной передачи может представлять самые разные программы – от образовательных и культурологических до хит-парадов. К этой профессии примыкает и радиодиджей, человек, подбирающий треки и общающийся со слушателями.
  • Музыкальный обозреватель – это журналист, специализирующийся на музыке. Он может писать об особенностях разных жанров, тех или иных исполнителях, новых тенденциях в этой сфере.
  • Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Кроме понимания музыки, он должен обладать техническими знаниями.

Настройка фортепиано

Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.

Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Кому подходят

Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.

Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:

  • искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
  • талант;
  • образованность и широкий кругозор;
  • прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • напористость и лидерские качества;
  • способность работать в команде;
  • терпеливость и готовность преодолевать трудности;
  • коммуникабельность.

Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.

К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).

Как построить карьеру

В бюджетных организациях начинающие музыканты получают немного. Со временем они могут продвигаться по карьерной лестнице, участвуя во всем большем количестве произведений или постановок. Этапным в их жизни становится получение почетного звания «заслуженный» или «народный». Небольшая зарплата часто компенсируется возможностью дополнительного заработка на стороне: рестораны, свадьбы, похороны, торжества, частное преподавание.

Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.

Перспективы профессии

Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.

В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Profession Мастер Музыкальных Инструментов (высшее образование)

(Musikinstrumentenbauer/in (Hochschule))

Профессия после диплома
Музыка, Техника, Электротехника
3782-4897 € в мес

Мастера музыкальных инструментов проектируют, изготавливают и ремонтируют высококачественные, художественно оформленные музыкальные инструменты. Они также восстанавливают их и готовят экспертные отчеты для страховых компаний.

Обязанности Мастера Музыкальных Инструментов (высшее образование)

Мастера музыкальных инструментов проектируют и производят, ремонтируют и обслуживают музыкальные инструменты, такие как скрипки высокого качества, арфы, лютни и гитары. Для этого они используют современные технологии производства и обработки, такие как лазерные технологии или традиционные ремесленные методы, такие как ручная резьба, и художественно оформляют инструменты. Они используют метрологические методы и инструменты для проверки акустики и звука. Они обычно специализируются на одном инструменте или одном типе инструмента. Чтобы сохранить исторические музыкальные инструменты в оригинальном и функциональном состоянии, мастера музыкальных инструментов также восстанавливают их и добавляют недостающие части.

На основе музыковедческих, научных, художественных и исторических знаний и методов мастера музыкальных инструментов также анализируют и оценивают качество исторических музыкальных инструментов и готовят инструментальные отчеты по этому вопросу в качестве оценки для страховых компаний или в качестве сертификата подлинности перед продажей инструментов.

Где работают Мастеру Музыкальных Инструментов (высшее образование)

  • bei Herstellern von Musikinstrumenten
  • in Restaurierungsabteilungen von Museen

Зарплата Мастера Музыкальных Инструментов (высшее образование)

Уровень зарплаты, которую получают Мастеру Музыкальных Инструментов (высшее образование) в Германии составляет

  • от 3782€ до 4897€ в мес

(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)

Задачи и обязанности Мастера Музыкальных Инструментов (высшее образование) в подробностях

В чем суть профессии Мастер Музыкальных Инструментов?

Производители музыкальных инструментов проектируют, изготавливают и ремонтируют высококачественные, художественно оформленные музыкальные инструменты. Они также восстанавливают их и готовят экспертные отчеты для страховых компаний.

Проектирование и сборка инструментов

Производители музыкальных инструментов знакомы с различными моделями и конструкциями таких инструментов, как, например, скрипки, альты, виолончели, контрабасы и альты, и обладают теоретическими знаниями и методами работы, чтобы умело проектировать и создавать музыкальные инструменты. Они выбирают материалы, например, резонансные материалы из дерева, принимая во внимание возраст, структуру древесины и строение дерева, и готовят их, используя специальные процессы сушки и лакировки, прежде чем изготавливать отдельные части инструментов, а затем собирают их. Например, скрипка состоит из завитка, колки, колковой коробки, верхнего порожка, грифа, деки, струн и подставки. Что касается отдельных деталей, производители музыкальных инструментов обрабатывают древесину вручную и на станках, особенно путем распиливания, резки, строгания и опиловки. Они замачивают, красят, полируют, шлифуют и обматывают струнами. Особое внимание также уделяется лакокрасочному покрытию, поскольку оно должно не только сохранять инструмент как можно дольше, но и решающим образом формировать звучание инструмента. В задачи производителей музыкальных инструментов также входит озвучивание, закалка и настройка новых инструментов. Они также определяют старые / поврежденные инструменты, ремонтируют и восстанавливают их и консультируют клиентов по вопросам покупки новых или бывших в употреблении инструментов.

Большинство из них специализируются на определенных инструментах и ​​могут работать с экспертами из других областей. При изготовлении скрипки они вырезают, сгибают и склеивают ель и палисандр и создают художественно оформленные струнные инструменты с сложными завитками и колками. При изготовлении струнных и щипковых инструментов они также могут использовать специальные лаки для дальнейшего улучшения звучания инструментов. В дополнение к техническим и дизайнерским навыкам, производители музыкальных инструментов также нуждаются в очень хорошем музыкальном слухе.

Другие сферы деятельности

Мастера музыкальных инструментов также могут сосредоточиться на реставрации исторических музыкальных инструментов. Для этого они проверяют инструменты, определяют их состояние и определяют тип и степень требуемой обработки: в зависимости от типа инструмента недостающие или дефектные детали заменяются или заменяются в зависимости от материала, ремонтируются трещины или спаиваются поврежденные детали. Если первоначально использованные материалы больше не доступны, используются акустические тесты, чтобы выбрать самые разнообразные материалы, которые наиболее близки к исходному. Иногда воспроизводятся инструменты, оригинал которых больше нельзя использовать для игры по причинам консервации и сохранения. Оригинальные инструменты анализируются, измеряются и документируются во время реплицирования. Наконец, инструмент создается с использованием материалов, которые максимально идентичны, и тональные свойства которых очень близки к оригиналу.

При наличии соответствующего опыта производители музыкальных инструментов также могут работать в качестве экспертов. На основе музыковедческих, научных, художественных и исторических знаний и методов они анализируют и оценивают качество исторических музыкальных инструментов и подготавливают инструментальные отчеты в качестве оценки для страховых компаний или в качестве сертификата подлинности перед продажей инструментов. Они также проводят исследования по производителям, индивидуальной истории, происхождению или параллельным инструментам.

Инструментальщик кто это

Для детей, которые не боятся физического труда, расскажем инструментальщик кто это такой. Из нашей статьи вы узнаете, что это за профессия, в чем польза от таких специалистов обществу и сколько денег можно заработать, выполняя такой труд.

Википедия говорит, что инструментальщик это рабочий, который прошел весь цикл обучения данной профессии и обладает навыком в изготовлении различных инструментов.

Что за профессия инструментальщик

Инструментальщик на современном рынке труда представляет собой квалифицированного слесаря, который проводит ряд работ, связанных с изготовлением инструмента, приспособлений или специальные технические шаблоны, позволяющие другим специалистам выполнять их работу.

На больших предприятиях существуют отдельные инструментальные цеха, которые являются особенно важными для производства, так как от качества изготовленного инструмента зависит деятельность всей компании в целом.

Именно поэтому к квалификации инструментальщика предъявляют довольно высокие требования. В зависимости от разряда, будет зависеть работа и заработная плата специалиста.

Чем занимается

После прохождения обучения и получения соответствующего разряда, теперь уже квалифицированный специалист приступает к выполнению отведенного ему фронта работ.

В него могут включаться следующие задачи:

  • Слесарная обработка приготовленных для этого процесса деталей;
  • Проводит качественную обработку и ремонт приспособлений, которые прописаны в наряд-допуске;
  • Задействован в процессе закалки готового инструмента;
  • Изготавливает инструмент в соответствии с техническим заданием;
  • Занимается обслуживанием станка, на котором работает;
  • Проводит тестирование инструмента в рамках собственной компетенции.

Что должен знать инструментальщик

Перед вводом в должность, только что получившего диплом, инструментальщика, ему предстоит практика под руководством опытного наставника.

Далее уже на производстве идет сдача правил по охране труда и технике безопасности, и лишь после этого человек получает доступ к самостоятельной работе.

А теперь расскажем, какими знаниями должен обладать инструментальщик:

  • Технические знания в области гидравлики, вращающихся элементов и всего, с чем непосредственно работает;
  • Методы металлообработки, которые применяются в изготовлении инструмента;
  • Знания в области технической химии и физики, которые применимы функционировании станка, на котором работает специалист;
  • Иметь знания и навыки в области черчения, расшифровки чертежей и математики;
  • Знать правила охраны труда и техники безопасности на производстве.

Личные качества специалиста

Для того, что бы прийти в ту или иную профессию, необходимо помнить о профпригодности, то есть о наборе личных качеств человека, которыми необходимо обладать при работе по специальности.

Здесь мы представляем список того, каким должен быть инструментальщик.

  • Отличная физическая форма;
  • Иметь хорошую память;
  • Быть психически уравновешенным;
  • Обладать хорошей и быстрой реакцией;
  • Иметь хорошую выносливость;
  • Не бояться физического труда;
  • Иметь пространственное мышление;
  • Быть ответственным и уметь принимать зависящие от него решения;
  • Иметь твердость руки.

Плюсы и минусы профессии

Перед выбором будущей профессии дети должны знать, какие плюсы и минусы в ней присутствуют и возможно ли с ними смириться и выполнять работу качественно и с удовольствием.

Плюсы

  • При наличии в городе производственных заводов работу найти будет очень легко;
  • Стабильность;
  • Работа в соответствии с графиком труда и отдыха;
  • Не требует наличия высшего образования, достаточно профессионального училища;
  • Законный отпуск, больничный и другие социальные преимущества.

Минусы

  • Физически тяжелый труд;
  • Имеются противопоказания по здоровью;
  • Невысокий уровень оплаты труда на первых этапах после вступления в должность;
  • Повышенный звуковой фон, необходимо работать в наушниках;
  • Для получения повышения по службе, предстоит получить высшее образование.

Подведем итоги

Данная статья является информационным источником для детей, которые не знали инструментальщик кто это такой.

Здесь мы раскрыли все то, о чем надо знать при выборе профессии: чем предстоит заниматься, какие черты характера важны при выполнении должностных обязанностей, каковы плюсы и минусы профессии и сколько можно заработать на этой работе.

Есть профессии, о которых мы практически ничего не знаем. Все знают, что такое театр, но немногие знают о деятельности гримера. Все знают музыкантов, но практически каждый забывает, что за любым инструментом прячется настройщик, без которого инструмент бы не играл.

Кто такие настройщики музыкальных инструментов

О своей профессии, негласной, но такой необходимой, нам рассказал настройщик фортепьяно Игорь Зырянов

Специалистов не хватает

- Игорь Михайлович, расскажите о себе. Как давно вы занимаетесь настройкой музыкальных инструментов? Почему выбрали эту профессию?

- Настраивать музыкальные инструменты мне было интересно с самого детства. Я учился в музыкальной школе, и там всегда расспрашивал настройщика о его профессии, как правильно настраивать фортепьяно. Он начал меня обучать, показывать, как это делать. Затем я поступил в музыкальное училище, где уже сам настраивал свой инструмент, помогал однокурсникам. Позже стал заниматься этим профессионально.

В первую очередь я артист оркестра, окончил музыкальное училище, академию. Но впоследствии желание заниматься настройкой инструментов пересилило, и теперь это моя основная деятельность.

Ремонт и настройка пианино и рояля – это очень кропотливый труд. При этом профессионалов, которые могли бы это делать хорошо, не хватает не только на Сахалине, но и в других регионах. Несмотря на это, потребность в специалистах очень большая. Это касается и музыкальных школ, и оркестров, и просто владельцев инструментов.

Этому не учат

- Сложно ли настраивать инструмент? Сколько времени занимает обучение этому мастерству? Отличается ли настройка пианино и роялей?

- Стоит сразу сказать, что фортепьяно – это не инструмент, а название целой группы музыкальных инструментов, в число которых входит пианино, туда же можно отнести и рояль.

Настройка пианино и рояля мало чем отличается, принцип один и тот же. Отличается лишь механика, ремонт и регулировка.

В общем-то, не могу сказать, что настраивать фортепьяно сложно. Просто нужно уметь это делать, надо видеть причину проблемы и варианты ее устранения. Если причина не найдена, то вряд ли получится отремонтировать инструмент.

Научиться этому несложно, главное – желание. Сложность состоит в том, что учебных учреждений с этой специальностью нет, ни в одном училище этому не учат. Есть курсы. Но на мой взгляд, за две недели невозможно научиться настройке инструментов. Но тем не менее эти курсы официально зарегистрированы, ученикам выдается официальный документ об образовании, о профессиональной подготовке мастера по ремонту и настройке пианино и рояля.

В первую очередь важно уметь ремонтировать инструмент, а потом уже настраивать. Одно без другого делать не получится. Нужно уметь устранять проблемы, регулировать, ремонтировать. Поэтому сначала я наблюдал, затем начал пробовать сам. Если что-то не получалось, консультировался, задавал вопросы. А теперь, благодаря опыту и практике, я могу и сам консультировать других.

- Через какое время работы поняли, что можете учить других?

- Наверное, прошло около 15 лет до этого момента. А вообще учиться можно всю жизнь. Постоянно возникают какие-то нюансы, с которыми раньше не сталкивался.

Сейчас очень много литературы, в которой рассказывается о настройке инструментов. Но теоретических знаний недостаточно. Очень важна практика. Это можно сравнить с ремонтом автомобиля. Вы можете прочитать сколько угодно хороших книг и инструкций, но нужен опыт для того, чтобы найти причину поломки и понять, какое должно быть решение в данном конкретном случае. Главное – видеть проблему и уметь работать с инструментом.

Идеальный слух мешает

- Что самое главное при настройке?

- Важно ли для настройщика иметь идеальный слух?

- Нет, идеальный слух только мешает. Это не только мое мнение, но и мнение профессоров, ведущих инженеров этой отрасли. Для настройки необходим относительный слух, когда есть какая-то точка опоры, и относительно нее выстраиваются остальные звуки.

- Обязательно ли знать устройство инструмента для того, чтобы его настроить?

- Да, важно понимать, как сделан инструмент, иначе не получится разобраться в проблеме. Доктор перед тем, как лечить людей, изучает анатомию человека. Также и настройщик относительно инструмента, прежде чем ремонтировать, должен знать, как какая деталь выглядит, крепится, где она должна находиться и какова ее функция во всем механизме.

- Сколько лет вы занимаетесь настройкой?

- Около 25 лет. При этом я занимаюсь не только настройкой музыкальных инструментов, род деятельности разнообразный. Но именно эта профессия – очень востребована. Спрос у населения на услуги настройщика фортепьяно очень большой. Не только в Сахалинской области. Меня очень часто приглашают и в другие регионы. Я был на Камчатке, на Колыме. Меня звали на Шикотан.

К сожалению, сейчас сфера культуры не так востребована. Это связано и с изменениями в самой культуре, ее уровня, и с изменениями в сознании людей, их увлечениями. Тем не менее настройка инструментов все еще актуальна и пользуется популярностью.

Синтезатор или пианино

- Популярны ли сегодня классические инструменты? Не заменяют ли их современные синтезаторы?

- Разница между живым инструментом и синтезатором огромна. Живой инструмент – как человек, а синтезатор – это телевизор или компьютер. Клавиши – это кнопки. На них хоть ногой нажимай, звук будет неизменным, из колонки. На пианино же как ты нажмешь на клавишу, такое звучание и получишь. Это очень сложно, нужно чувствовать инструмент.

Если изначально учиться играть на синтезаторе, то, садясь за живой инструмент, ты понимаешь, что у тебя вообще ничего не получается. Это потому, что за роялем или пианино нужно ориентироваться на ощущения, играть на ощупь. А если, наоборот, научиться играть на живом инструменте, то синтезатор потом освоить легко и просто, никаких проблем не возникнет.

Но эти два инструмента нельзя сравнивать. Если вы учитесь в музыкальной школе или академии, то нужно заниматься на живом инструменте, за исключением эстрадного отдела. У эстрадников совсем другие цели и задачи, им не столь важно уметь играть. Главное – вовремя переключить эти кнопки. Но одно другое здесь ни в коем случае не заменяет, это абсолютно разные вещи. И синтезатор никогда не сможет заменить живой звук.

Пианино придумали около двухсот лет назад, и с тех пор его конструкция практически не изменилась. А синтезатор – это новое веяние, которое не сравнится с классикой.

- С какими проблемами сталкиваетесь в своей деятельности?

- У многих нет понимания важности профессии. К примеру, музыкальная школа может закупить инструменты, но на то, чтобы их настроить, денег никто не выделяет. А ведь сами по себе рояль или пианино играть не будут. Их нужно настраивать, и некоторые довольно часто. Все зависит от температуры, влажности в помещении, а также от частоты использования. В музыкальных школах настройка требуется раз в два месяца, а для некоторых частных инструментов достаточно одного раза за пять лет.

Настройщик никогда не считался специалистом, работником культуры. Это рабочий, как уборщик, гардеробщик. Никто не берет во внимание то, что это ответственная и важная работа. Согласно требованиям, мастер должен знать и уметь сыграть два-три произведения для того, чтобы проверить инструмент. Но при этом настройщик не является работником культуры. Такой вот нонсенс. К слову, звукооператор, который настраивает синтезатор, – специалист, работник культуры. Он не считается рабочим.

- Как правильно выбрать инструмент?

- Обязательно такие вещи лучше доверить профессионалу, который в этом разбирается. И если пианино сломалось, не нужно туда лезть, лучше сразу вызвать мастера. После определенных манипуляций бывает сложнее восстановить механизм. Поэтому лучше обратиться за помощью к знающим людям.

Читайте также: