Кто делает тарелки профессия

Опубликовано: 02.10.2024

гончар кто это

На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое. Именно по этой причине, мастеров, которые овладели им, называют гончар кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о профессии?

Гончаром называют мастера, умеющий изготавливать красивую глиняную или керамическую посуду. Стоит сказать, что для обоих вариантов используется специальная глина. А обозначают они одну и ту же посуду.

Гончар кто это. Мастера из далекого прошлого!

Причем, под керамикой понимается разнообразная по своему составу и режиму обжига посуда. Современные мастера ничуть не уступают своим древним предкам, изготавливая действительно красивые и ценные вещи.

Стоит сказать, что за время, которое прошло с момента своего появления, данное ремесло практически не изменилось. Современные мастера все так же месят глину и используют гончарный круг.

Изменяется лишь способ обжига, да круг вращается при помощи автоматики, позволяющей регулировать скорость и направление вращения.

Требование к специальности

Это только непосвященному в таинства мастерства кажется, что не составляет большого труда изготовить поделку из глины. Однако практика показывает, что только у настоящих мастеров, которые освоили технику изготовления высококачественных изделий из глины, получаются поделки высшего качества.

Профессиональный гончар должен уметь:

  1. выбрать глину;
  2. правильно ее приготовить;
  3. знать техники изготовления различных поделок из глины.

И только настоящие мастера могут сотворить настоящее чудо в виде вазы, горшочка, различных поделок и сувениров. Причем все работы проводятся голыми руками, смоченными в воде.

Для того чтобы работа удалась, необходимо будет знать:

  1. какой состав, и какие особенности должна иметь правильная глина;
  2. чем различаются различные виды глиняной массы, используемые для производства керамических изделий;
  3. следует знать, все пункты технологического процесса;
  4. все приемы и способы, используемые для изготовления глиняных изделий при помощи специальных гончарных станков;
  5. какие бывают гончарные печи и как правильно нужно в них загружать изделия;
  6. следует знать основы и правила составления композиции. Это заставляет мастеров изучать исторические особенности той или иной техники и вида.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Следует знать, как пользоваться специальными гончарными печами для обжига готовых гончарных изделий.

Так, они бывают:

  • · стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • · лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • · горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за профессия гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

Колледж университета Синергия

В нашем государстве есть много предприятий, которые выпускают продукцию из фарфора и фаянса. Эти предприятия относятся к химической промышленности. Такие предметы всегда будут пользоваться большим спросом и поэтому можно утверждать, что изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий никогда не останется без работы.

На всех предприятиях используется специализированное оборудование, которое обслуживают квалифицированные специалисты. Процесс изготовления продукции из вышеуказанных материалов предусматривает обжиг, поэтому на таких производствах в обязательном порядке присутствуют специальные печи. Все специализированное оборудование обслуживают работники, имеющие специальность изготовителя фарфоровых и фаянсовых изделий.

Обязанности

Большое внимание уделяется профессии изготовителя фарфоровых и фаянсовых изделий. Обязанностями такого персонала являются:

  • формование продукции;
  • обжиг;
  • регулировка приспособлений для отливки;
  • подготовка форм;
  • настройка режима обжига;
  • работа на специализированном оборудовании;
  • шлифовка поверхностей;
  • глазуровка предметов;
  • обслуживание печей.

Знания и умения

Специалисты СПО 240107.08 «Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий» предварительно проходят обучение. К таким специалистам выдвигаются серьезные требования, и они должны:

  • знать методы проверки качества;
  • уметь регулировать печи;
  • знать конструкцию специального оборудования для проверки шликера;
  • уметь работать на оборудовании для отливки;
  • знать весь процесс формования;
  • уметь настраивать специализированные механизмы.

Обучение

Есть большое количество учебных заведений по всей территории нашего государства, которые профилированы на химическую промышленность. Сегодня, если есть желание учиться, не составит труда подобрать оптимальный вариант учебного заведения, где можно получить образование по специальности «Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий».

Среди профилированных по химической промышленности учебных заведений есть средние и высшие. Поступить в образовательные учреждения и получить специальность СПО «Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий» могут выпускники школ, которые закончили 9 и 11 классов. Сроки обучения зависят от имеющегося образования и формы посещения учебного заведения. Все учащиеся проходят практику на действующих предприятиях химической промышленности, где закрепляют следующие полученные знания:

Производство фарфоровых статуэток

  • осуществление контроля за качеством;
  • подготовка форм для формования;
  • регулировка температурного режима печи;
  • выполнение всех операций по обжигу;
  • отливка деталей на специализированном оборудовании;
  • шлифовка поверхностей;
  • подготовка пресс-форм;
  • контроль качества шликера;
  • проверка изготовленной продукции;
  • работа со специализированными приспособлениями.

В колледже будущие изготовители фарфоровых и фаянсовых изделий посещают занятия по:

  • основам стандартизации;
  • ремонтным работам специализированного оборудования;
  • устройству и принципу работы печей;
  • основам материаловедения;
  • основным технологическим характеристикам производственного процесса;
  • автоматизации производственного процесса;
  • охране труда;
  • формованию;
  • слесарным работам;
  • технической механике;
  • технологиям отливки.

Трудоустройство

Практически во всех крупных городах присутствует химическая промышленность, которой всегда не хватает квалифицированных специалистов. Любому молодому специалисту, имеющему профессию изготовителя фарфоровых и фаянсовых изделий, предложат несколько должностей, и ему останется только выбрать, кем он хочет работать.

У всех работников химической промышленности всегда высокие заработные платы и есть перспектива роста. Каждый специалист закреплен за определенным участком и занимается настройкой и обслуживанием оборудования на этом участке.

Обжигальщик фарфоровых и фаянсовых изделий обслуживает высокотемпературные специализированные печи и ведет весь процесс обжига. В его непосредственные обязанности входит:

Фарфоровые статуэтки

  • регулировка температурного режима;
  • настройка подачи воздуха и газа;
  • регулировка горелок;
  • обслуживание топок;
  • контроль загрузки вагонеток;
  • ликвидация мелких неполадок;
  • обслуживание печей периодического действия;
  • наблюдение за состоянием муфельных плит;
  • рациональный расход электроэнергии.

Отливщики фарфоровых и фаянсовых изделий следят на предприятиях химической промышленности за процессом литья. В их обязанности входит:

  • работа с формами из гипса;
  • ручная отливка;
  • соблюдение форм и размеров;
  • контроль по образованию черепка;
  • подготовительные работы к заливке;
  • отделка поверхностей.

Формовщики фарфоровых и фаянсовых изделий на предприятиях химической промышленности обслуживают специализированные станки для формования. В их обязанности входит:


«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в "Инстаграме". Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то "особенное". А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious ("ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной").

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: "О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!" В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал "Афиша", потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ", где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе "как сделать тарелку за два часа". Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».

Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Главные инструменты, которые я использую, — деревянная доска и острые ножи, ими я нарезаю фарфоровые вставки для украшений. Говорят, у каждого шеф-повара есть свой нож, который идеально заточен и ложится именно в его руку. Процесс изготовления моделей для заготовки происходит посредством использования 3D-принтера, дальше по получившимся моделям я отливаю гипсовую форму. Она получается как форма для плитки шоколада, только вместо квадратов на ней геометрические узоры. После этого я заливаю в форму фарфор. А дальше я отдаю получившиеся вставки вместе с эскизами мастерам по серебру, которые завершают работу над украшениями.

Тема: Профессии. Художественная роспись посуды.
Цель: Познакомить детей с профессиями людей разных направлений;
учить изготавливать эскизы посуды;
познакомить детей с гжельской росписью, учить ее исполнению;
прививать бережное отношение детей к предметам быта.
Конспект урока.
1. Вводная часть. Определение темы.
1 слайд.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок.
О чем сегодня пойдет речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки.

2 слайд.
Она бывает глубока,
Она бывает и мелка
Однако это не река. (Тарелка)

Сама не ем,
А всех кормлю. (Ложка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)

Она всем очень нравится
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Красивенькая … (Чашка)

Люблю я подбочинясь,
Забраться на поднос;
То кланяюсь учтиво,
То задираю нос. (Заварник)

Ребята, вы правильно отгадали загадки.
Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда)

3 слайд. «Художественная роспись»
Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о посуде, побываем в мастерской и узнаем, кто ее делает, из какого материала и как посуду украшают, чтобы она радовала нас.

2. Основная часть. Новый материал.
Посмотрите, какая коллекция посуды представлена перед вами.
Замечательные чашечки, блюдца, заварники.
У каждого из вас дома есть наборы посуды.
Вам, конечно, приходилось рассматривать дома эти предметы, например, чайный сервиз.
Перечислите, что может входить в этот набор (чашечки, блюдца, конфетница, сахарница)
Ребята, но не только существуют чайные сервизы, а бывают наборы для молока, для обедов и даже для блинов.

4 слайд «Какая бывает посуда?»
Скажите, а из чего делают посуду?
Посуда бывает стеклянная, деревянная, железная, фарфоровая

5 слайд «Сервизы»
Посуда бывает тонкая, изящная имея замысловатые формы и рисунки.
Кто знает, как называется набор посуды выдержанный в одном стиле, примерно одинаковой формы, в одинаковом цвете, одинаковым рисунком расписаны? (Сервиз)

6 слайд. «Как посуда попадает к нам в дом?»
Итак, у всех вас дома есть посуда, возникает вопрос. А как она попадает к нам в дом?
(Мы покупаем ее в магазине)
Как называется профессия людей, построили магазин? (Строители)
Как называется профессия людей , у которых мы купили посуду? (Продавец)
Как посуда попала в магазин? (Доставили водители)
Ребята, а машину тоже кто-то сделал. Кто знает, где делают машины? (На заводах)
На заводах, трудятся очень много людей , разных профессий давайте попробуем перечислить некоторые из них. (инженеры, слесари, фрезеровщики, сталелитейщики, сварщики, токари)
На заводе сделали машину, а откуда привозят посуду на машинах? (С керамических фабрик)
Действительно с фабрик, где трудятся гончары, художники над созданием посуды.
Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома.
Сколько людей разных профессий должны приложить сил, умений и знаний, чтобы мы могли ею пользоваться.
Возникает вопрос, всегда ли у людей была посуда? А чтобы узнать, давайте мысленно отправимся в прошлое.
7 слайд. «Первобытный человек»
Прошло много времени с тех пор, как человек выделился из животного мира. Постепенно овладел огнем, научился делать одежду из звериных шкур .
Наши предки придумывали и учились делать новые и новые предметы и вещи для ведения своего домашнего быта.
Какое же хозяйство без посуды?
Древние люди делали ее из коры деревьев, плели кувшины из тонких прутиков деревьев.
Скажите, можно было в такой сплетенной посуде принести воды?
Да, действительно, невозможно. И тогда люди стали обмазывать плетеную посуду сырой глиной.
Однажды такой плетеный кувшин, обмазанный глиной, случайно попал в костер.
На утро люди обнаружили, что прутья внутри кувшина сгорели, а глина, которая была мягкая стала твердой, как камень.
А дальше все просто, люди стали лепить посуду из глины и специально класть ее в костер, чтобы придать твердость.

8 слайд. «Гончар»
Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар.

9 слайд. «Технология производства»
Сейчас мы с вами рассмотрим, где и как делают посуду.

10 слайд. «Производственный материал»
Производственным материалом служит глина. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящей для обработки.

11 слайд. «Гончарный круг»
Для производства глиняной посуды главным орудием служит гончарный круг, на котором легко и удобно можно сделать всякую посуду имеющую круглую форму.

12 слайд. «Фото»
Гончар кладет кусок глины, необходимый для выделки, смачивает его водой, образуя из куска тупой конус и одновременно надавливая большими пальцами обеих рук, придает нужную форму. Гончар усаживается около круга и придает ему движение от руки, а затем вращает его ногой.

13 слайд. «Фото»
Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины.

14 слайд. «Просушка»
Затем изделию дают просушиться на воздухе.

15 слайд. «Обжиг»
После просушки посуду необходимо (как усвоили еще древние люди) обжечь. Для этого она переносится в печь, которая называется горн .

16 слайд.
Процесс обжига длится с раннего утра до позднего вечера 14-15часов.

17 слайд. «Цвета глины»
Глина бывает разных цветов: синяя, зеленая, коричневая, белая, красная.

18 слайд «Покрытие белой краской»
Для того чтобы обожженная посуда имела одинаковый цвет ее покрывают белой краской.

19 слайд. «Художники. Роспись посуды»
Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т.е. расписывают ее.

20 слайд. «Гжель»
Например, сейчас мы с вами видим роспись, которая называется гжель. Гжельскую посуде отличает единство росписи. Используется белая и синяя краска разных тонов от светло-голубого, до темно-синего. А узорами служат цветы, декоративные веточки, завитушки. Образцы узоров вы видите на доске.

21 слайд. «Физминутка»

4. Практическая работа.
22 слайд. «Мастерские»
А сейчас мы с вами попробуем сами изготовить посуду, раскрасим ее и доставим к нам на выставку. Для этого мне нужны будут помощники, которые будут работать в мастерских.
Сейчас каждый из вас выберет дело по душе и отправится в мастерскую и закипит наша работа.
«Гончарная» мастерская.
Здесь мы будем работать с пластилином и попробуем изготовить чайный сервиз.
«Художественная» мастерская.
В этой мастерской будем расписывать сервиз в гжельском стиле.
«Конструкторское бюро»
Будет изготавливать машины, для того, чтобы доставить сервизы к нам в класс.

23 слайд. «Удачи в работе»
(Дети рассаживаются, включается народная музыка )

5. Заключительная часть. Рефлексия

24 слайд «Федорино горе»
Ребята, мы с вами на уроке литературного слушания знакомились с произведением К.И. Чуковского «Федорино горе»
Что произошло у Федоры?
Почему? Ребята, чтобы с вами не приключилась подобная история, вы должны быть бережливыми, аккуратно обращаться с посудой, будь она стеклянная или железная, или глиняная. Ведь она помогает нам в быту, и мы должны заботиться о ней, чистить, мыть, чтобы она всегда была чистой. Чтобы люди, изготовившие ее, не зря потрудились для нас.

25 слайд. «Молодцы
Полный текст материала Интегрированный урок (окружающий мир, изо, художественный труд). "Профессии. Производство глиняной посуды" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Подготовительная логопедическая группа. Логопед Хрущева Л.В.

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде, о профессиях людей, изготавливающих посуду .

-Использовать знания отдельных детей как источник получения информации.

-Формировать монологическую речь

- Рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды , о рабочих профессиях, через монолог детей;

- Формировать интерес к профессиям людей, работающих в нашем городе

- Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;

- Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;

- Обогащать глагольный словарь детей;

- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;

- Формировать умение делать умозаключения. Развивать мыслительную деятельность.

- Учить дифференцировать звуки «С»-«С*» в словах

- Развивать фонематический слух и восприятие.

-Развивать фонематический анализ и синтез.

- Развивать дыхание и голос.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

- Воспитывать самоконтроль за речью

- Воспитывать положительное отношение к разным профессиям.

Словарная работа:

Посуда: пластмассовая, металлическая, деревянная, хрустальная, глиняная, керамическая, фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, бумажная, чугунная, эмалированная. Картины: гончар, эмалировщик, стеклодув, художник

Предварительная работа:

· Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.

· Игра: «Один - много»

· Игра: «Что из чего сделано?».

· Игра « Что для чего?»

· Игра «Чего не хватает?»

. «Посчитай от 1 до 10»

- Обсуждение монологов детей , исполняющих роль людей различных профессий.

посуда из разного материала (глины, стекла, эмали) ;

- иллюстрации с наборами посуды ;

- иллюстрации к профессиям (гончар, стеклодув, эмалировщик, художник) ;

Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро! » - солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

Логопед : Ребята, мы каждый день совершаем путешествие в волшебную страну звуков и букв, а сегодня мы с вами совершим необычное путешествие- экскурсию в царство посуды , познакомимся с людьми, которые изготавливают посуду.

Логопед : Что такое посуда ?

Дети : Посуда – это хозяйственные предметы, представленные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Помогать готова всюду

Нам различная посуда .

На ее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты,

Сыр и масло, хлеб и фрукты,

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

Логопед: -Раз, два, три.

Вокруг себя обернись и в царстве посуды окажись!

2.1 Логопед: - Мы, ребята, на заводе, где изготавливают посуду. А кто делает посуду и какую, мы сейчас узнаем.

Ребенок 1: Моя профессия гончар . Гончар работает с глиной и изготавливает посуду из глины. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Изделия из красной и черной глины – это глиняная и керамическая посуда: горшки, вазы, кружки, миски, тарелки. Посуда из белой глины называется фарфор. Мы делаем фарфоровые чайные и столовые сервизы.

(Ребенок выставляет на доску картинку «профессия гончар», картинки-посуды из керамики и фарфора).

Ребенок 2: (выходит второй ребенок). Моя профессия эмалировщик . Мы, эмалировщики, покрываем металлическую посуду эмалью, она становится красивой, экологичной. Сегодня, чаще всего, для приготовления пищи пользуются эмалированной посудой. Это кастрюли, миски, ведра, дуршлаки. (выставляются картинки посуды и профессии-эмалировщик).

Ребенок 3: Чтобы посуда была красивой - ее расписывают мастера. Я художник по росписи посуды. Расписываю керамическую, фарфоровую и фаянсовую посуду, эмалированную, деревянную. (выставляются картинки с названной посудой).

Ребенок 4. А я стеклодув . Люди, которые делают из стекла посуду, называются стеклодувами.

Логопед: А вы знаете, откуда берется стекло?

-Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы.

А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. (Показ на примере мыльных пузырей). Стеклодувы опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения.

2.2 Дыхательное упражнение с мыльными пузырями

-Ребята, в нашем г. Коркино, есть стеклозавод, где работают стеклодувы, мастера-по изготовлению посуды из стекла. Они делают стаканы, банки, бутылки. (Показ слайдов). А раньше мастера-стеклодувы делали елочные игрушки.

2.4 Логопед: -Ребята, давайте поблагодарим наших ребят-мастеров. Они нам очень интересно рассказали о своей профессии и о посуде, которую делают.

Вокруг себя обернись в стране звуков и букв окажись.

-Ребята, скажите, с какими профессиями вы познакомились? (ответы детей)

-Как называется посуда, сделанная из: глины? керамики? металла? стекла? дерева? фарфора? (ответы детей).

III . Физминутка («Превращение» детей в посуду).

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети надувают животики: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни - разобьются.

Кружатся, делая руками круг.

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.

Тянут руки вверх, смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Ложатся на ковер, вытягиваются.

Логопед: - Нам посуда приготовила загадки:

4.1 Четыре ноги, два уха.

Один нос да брюхо (самовар).

А вся в дырках (сито)

Меж собой болтают звонко

Вилки, ложки и …(солонка)

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил … (стакан).

(По мере отгадывания выставляются картинки-отгадки)

-Вы молодцы, отгадали все загадки. А почему «посуда» решила вам загадать именно эти загадки?

-Дайте характеристику звуку «С», «С*». Где вы слышите звук «С или Сь» в этих словах?

-А вот еще 2 загадки от посуды:

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком

Вертящийся на диске.

И ком становится горшком,

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

Я горячее храню

И холодное храню-

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (термос)

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

(выставленные на доске предметы-отгадки) Логопед:- Как называются все эти предметы?

4.2 Логопед : - Есть ли в слове «ПОСУДА» звук «С»? Где слышите звук «С»? Какой звук?

-Назовите в слове «ПОСУДА» гласные звуки. Значит сколько слогов? (правило)

-Назовите согласные звуки.

- Сколько всего звуков в слове?

-Еще раз разделите слово на слоги. Назовите слоги-слияния.

-Сделайте звуко-слоговую схему слова «ПО-СУ-ДА»

-Подарите каждому звуку букву.

Ребята, с какими новыми профессиями вы сегодня познакомились? Важны ли эти профессии в нашей жизни? Как и чем важны эти профессии?

Читайте также: