Кто такой префект должность в франции

Опубликовано: 01.07.2024


Префекта ( французский : префект ) во Франции является представителем государства в отделе или регионе . Subprefects (французский: sous-prefets ) отвечают за подразделения департаментов, округов . Офис префекта называется префектурой, а офис субпрефекта - субпрефектурой .

Префекты назначаются указом президента Республики в Совете министров по предложению премьер-министра и министра внутренних дел . Они действуют по усмотрению Правительства и могут быть заменены на любом заседании Совета.

С 1982 по 1988 годы префекты назывались комиссарами Республики (уполномоченные Республики), а заместители префектов - комиссарами Республики .

Содержание


Пост префекта был впервые учрежден в 1800 году тогдашним первым консулом Наполеоном Бонапартом . Их роли изначально были похожи на роли дореволюционных интендантов . Первоначально префектам было поручено контролировать местные органы власти в своем департаменте, обеспечивать поступление налогов в Париж и контролировать призыв на военную службу на местном уровне.

В настоящее время основная роль префекта определена в статье 72 Конституции Франции :

В органах местного самоуправления Республики представитель государства, представляющий каждого члена правительства, отвечает за национальные интересы, административные проверки и соблюдение закона.

Точная роль и полномочия определены в указах , особенно в указах 1964, 1982, 2004 годов, каждый из которых заменяет предыдущий.

Префект департамента, в котором находится заместитель шеф-повара региона , также является префектом региона или префектом региона .

Префекты подчиняются министру внутренних дел . Их основные миссии включают в себя.

  • представление государства в органах местного самоуправления;
  • безопасность
    • координация сил полиции и жандармерии ;
    • урегулирование серьезных кризисов ;
    • процедуры аварийной защиты ;
    • решение об эвакуации из зон стихийных бедствий; организация операций по оказанию помощи;
    • изготовление документов, удостоверяющих личность, в том числе удостоверений личности и паспортов ;
    • выдача водительских прав и их административное изъятие в случае совершения определенных правонарушений;
    • применение иммиграционных правил;

    Префекты могут издавать административные приказы в областях, входящих в компетенцию национального правительства, включая общую безопасность. Например, они могут запретить использование некоторых дорог без специальных шин во время снегопада . Запрещение курить или оставлять двигатель работающим при заправке топливного бака автомобиля - еще один пример вопроса, который обычно решается административным приказом префектуры.

    В официальных случаях префекты носят форму .

    На протяжении большей части времени после 1800 года департаменты в основном функционировали как приводные ремни для политики, разработанной в Париже. Таким образом, префекты изначально обладали довольно широкими полномочиями по надзору и контролю над делами департаментов. Это было особенно актуально во времена Первой и Второй империй, когда даже самые мелкие местные дела приходилось доводить до сведения префекта. С 1982 года местное самоуправление было постепенно децентрализовано, и роль префекта в значительной степени ограничивалась предотвращением конфликта местной политики с национальной политикой.

    Особые случаи

    • В Новой Каледонии и Французской Полинезии функции префекта, с некоторыми различиями в статусе, исполняются верховным комиссаром; на Уоллисе и Футуне - вышестоящим администратором.
    • В Lands Французские Южные и Антарктические , используемые для запуска вышестоящего администратора, но с 2004 года находятся в ведении префекта. Однако префект находится не на территориях, а на Реюньоне .
    • Исключение составляет Париж , который одновременно является городом ( коммуной ) и департаментом. В то время как у него есть префект, который также является префектом региона Иль-де-Франс , другой префект отвечает за обеспечение правопорядка в Париже и некоторых прилегающих районах, а также многие другие административные обязанности: префект полиции Парижа . В Париже правоохранительные полномочия, осуществляемые мэром других французских городов и поселков, принадлежат префекту полиции. В 2012 году также была создана префектура полиции Буш-дю-Рон , расположенная в Марселе , с аналогичными полномочиями.
    • Власть государства над морем осуществляет Морской префект соответствующего региона.

    Квебек

    В Квебеке префект является неизбираемым администратором муниципального муниципалитета Конте . Не существует эквивалента французского округа, и вместо этого слово «округ» всегда относится к субмуниципальному подразделению с избранным лидером.

    Префект — должность, установленная законом 28 плювиоза VIII г. (17 февраля 1800 г.). П. является органом министерства внутренних дел в департаменте, но вместе с тем он принимает известное участие во всех других отраслях местного управления. Так, он заведует отправлением воинской повинности, имеет влияние на управление доходами департамента и общин, ведает местами заключения, назначает и увольняет учителей и налагает на них дисциплинарные взыскания, контролирует главного инженера департамента во всём, что касается департаментских и просёлочных дорог, наконец, заведует имуществом департамента под наблюдением Генерального совета. П. наблюдает за исполнением законов и правительственных распоряжений во вверенном ему департаменте; разрешает все вопросы управления, которые не подлежат ведению высших инстанций; издаёт постановления (arrêtés), имеющие предметом общественную безопасность и простирающиеся на все или большую часть общин в департаменте; П. представляет интересы департамента; исполняет постановления генерального совета (об отношении П. к последнему см. Большой королевский совет); выступает как представитель департамента в качестве истца и ответчика; лишь в случае процесса между государством и департаментом П. является представителем интересов государства, а представителем департамента выступает один из членов департаментской комиссии. На все постановления П. и вообще на все его действия могут быть приносимы жалобы (recours gracieux) в высшие административные инстанции; жалобы на превышение власти П. и иски о причинённых им убытках подведомственны государственному совету. П. назначаются и увольняются президентом республики по представлению министра внутренних дел. Для занятия должности П. в законе поставлено лишь одно требование — французского подданства.

    • Генеральный секретарь, который в случае надобности может заменять П. и заведует его канцелярией.
    • Совет префектуры, состоящий из 3—4 членов и имеющий двойственные функции: с одной стороны, он является административным судом, с другой — административным советом, сообщающим П. своё мнение; в известных случаях П. обязан выслушать мнение совета префектуры, но во всяком случае постановляет решение по своему усмотрению.

    Представителем центральной власти в округе (arrondissement) является подпрефект (sous-préfet); он не имеет в делах управления самостоятельной власти и служит лишь посредником между общинами и префектурой. Самостоятельно подпрефект действует лишь тогда, когда П. передаёт ему свою власть, а также при чрезвычайных обстоятельствах, когда представляется невозможным обратиться к П., и ещё в некоторых случаях, указанных законом (выдача билетов на право охоты и паспортов, разрешение содержать общественные экипажи, разрешение временной продажи вина и пива, управление благотворительными учреждениями и др.). В Париже два П. — П. Сены и П. полиции; первый заведует хозяйственными делами города Парижа и исправляет должность центрального мэра в делах, касающихся защиты интересов города и представительства их в суде; второй заведует департаментской и общинной полицией. По закону 1853 г. П. полиции подчинены ближайшие к Парижу общины департамента Сены и Уазы. В Лионе до 1881 г. управление было подобное парижскому, П. департамента Роны имел значение и права мэра; теперь в Лионе существует центральная мэрия, и лионский П. имеет в Лионе и окрестностях его такие же права, как П. полиции — в Сенском департаменте.

    • История Франции

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Префект (Франция)" в других словарях:

    ФРАНЦИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА — Государственное устройство. Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. Конституция … Энциклопедия Кольера

    Сен-Мартен (Франция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сен Мартен. Сен Мартен Collectivité de Saint Martin … Википедия

    Хотя система административно-территориального устройства во Франции относится к континентальной модели, здесь все больше проявляется тенденция разделения функций государственной и местной администрации. С проведением в 1982 г. реформы административно-территориального устройства функции местного самоуправления и прямого государственного управления на местах были отделены друг от друга на уровне департаментов и регионов. На уровне департаментов представителем центральной власти является префект, который назначается в каждый департамент декретом Президента, принятым в Совете министров по представлению Премьер-министра и министра внутренних дел.

    Префект представляет на местах Премьер-министра и министров по соответствующим сферам деятельности. Он считается первым по иерархии должностным лицом департамента. префект осуществляет контроль за соблюдением общенациональных интересов и проведением общегосударственной политики, способствует осуществлению в пределах департамента полномочий центральных органов государственной власти обеспечивает взаимосвязь между центральной властью и территориальными структурами. Он контролирует исполнение в департаментах и регионах нормативных актов центральных органов государственной власти; осуществляет координацию деятельности различных правительственных служб на территории департамента (например таких, как управление социальными и санитар­ными делами, ветеринарии, сельского хозяйства и т.п.). Префект обладает полномочием принятия решения об использовании полицейских сил для поддержания порядка; может обжаловать в судах административной юрисдикции незаконные решения и действия органов власти департамента и коммун.

    29. Организация государственного управления в ФРГ.

    Федеративная Республика Германия состоит из 16 административных единиц. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.

    3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон ФРГ (принят 23 мая 1949 года). Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального законодательства) и представителей региональных органов.

    Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. В компетенции бундесрата находится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.

    Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым премьер-министром (канцлером Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации.

    Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом ФРГ и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.

    30. Особенности немецкого федерализма.

    ФРГ - это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм.

    После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города - Берлин, Гамбург и Бремен.

    Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:

    · конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства.

    · на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.

    · все земли имеют равный статус.

    · компетенция земель и федерации разделена.

    Земли делятся на округа (их около 50), округа - на районы и города, имеющие статус районов.

    В германии действую принципы местного управления. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые населением.

    31. Модели местного управления в ФРГ.

    В Основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления страны. Эта сфера отнесена к ведению субъектов федерации. Административно-территориальное деление в различных субъектах германской федерации отличается многообразием. Можно выделить земли с трехзвенной системой территориального устройства (земли округа районы общины) и земли с двухзвенной системой территориального устройства (земли уезды общины). Особое место занимают так называе­мые города-республики (города-государства), являющиеся по своему правовому статусу одновременно городом и землей — субъектом федерации.

    Модель местного самоуправления в Германии относится к континентальному типу, но имеет специфические особенности, которые позволяют сделать вывод о специфическом коммунальном самоуправлении в ФРГ. Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне общин и городов.

    По такому важному основанию, как взаимоотношения представительного органа с органами управления, различают четыре модели (разновидности) общин.

    Первая разновидность (так называемое устройство магистрата).Здесь представительный орган общины (общинное представительство, городское собрание депутатов) избирается населением общины. Образуется также коллегиальный исполнительный орган — магистрат, который избирается представительным органом из своего состава. Магистрат состоит из 6—12 членов, включая бургомистра и почетных членов. Магистрат решает текущие управленческие дела и представляет общину вовне.

    Вторая разновидность — так называемая южногерманская модель В этих землях «представительная корпорация» общины и «верхушка администрации» общины (бургомистр, обер-бургомистр) являются некой единой коллегией — общинным советом. Общинный совет избирается населением путем прямых выборов; бургомистр — он же председатель совета — также избирается населением из числа профессионалов, выдвигаемых на партийной основе. Для этой разновидности характерно доминирующее положение представительного органа, а бургомистр в нем только «первый среди равных».

    Третья разновидность местного управления (так называемое устройство бургомистра) Представительный орган формируется населением путем прямых выборов; исполнительный орган — бургомистр избирается представительным органом, но обладает значительными полномочиями, являясь, как правило, председателем общинного представительства. Бургомистр выполняет единоличные функции, свойственные магистрату, решая текущие проблемы в управлении общиной, руководя ее администра­цией и представляя общину вовне. Бургомистр имеет право опротестовать решения совета и в связи с этим приостанавливать их волнение

    Четвертая разновидность, условно называемая северогерманской моделью. Здесь представительный орган избирается населением. Исполнительный орган — исполнительный комитет — не является вспомогательным органом совета. Его работой руководит «директор общины», избираемый представительным органом. Комитет занимается подготовкой решений совета: директор решает текущие дела, руководит общинной администрацией, представляет общину вовне. Главы местной администрации (бургомистр или ландрат) при такой системе выполняю преимущественно представительские функции. Такая система управления весьма чужда немецким традициям. Она сложилась после Второй мировой войны не без влияния британских оккупационных властей. Эта модель напоминает англосаксонскую систему «совет — управляющий».

    32. Взаимодействие государственных органов и органов МСУ в ФРГ.

    В основном законе ФРГ значительное место уделяется регулированию федеративных отношений, хотя и нет соответствующей главы. Определенные основы разграничения компетенции и основы статуса земель. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция. К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых:

    · внешние сношения и оборона

    · валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов

    · федеральные железные дороги и воздушное сообщение почта , связь

    · сотрудничество федерации и земель, в частности, в охране основ свободного демократического строя, существования безопасности федерации и земель.

    Исключительная компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер.

    Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, таких как гражданское и уголовное право, судостроительство и судопроизводство, адвокатура и нотариат, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, дела беженцев и перемещенных лиц и др.

    Принцип дополнительной компетенции (на ур. фед. принимаются основополагающие НПА, а на уровне субъектов федерации осуществляется деятельное регулирование соответствующей сферы общественных отношений).

    Финансовые взаимоотношения федерации и земель:

    · распределение налоговых поступлений

    · предоставление финансовой помощи

    33. Органы государственного управления в Италии.

    Италия - парламентская республика, действующая на основании конституции 1948 г., главой которой является президент. Президент избирается на совместном заседании обеими палатами парламента и региональными представителями на срок 7 лет. Премьер-министр назначается президентом Италии и одобряется парламентом.

    Кабинет министров представляется премьер-министром Италии и утверждается президентом. Парламент Италии избирается на 5 лет и состоит из двух палат:

    · Сената, состоящего из 315 человек (232 человека избираются непосредственно, 83 пропорционально являются региональными представителями, а несколько человек избраны пожизненно);

    · Палаты Представителей, состоящей из 630 человек (475 мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе, 155 пропорционально являются региональными представителями).

    Юридическая система основана на принципах гражданского права. Спорные вопросы решаются судами. Отдельные вопросы решаются в конституционном суде, который состоит из 15 человек: 5 человек назначается президентом, 5 человек назначается Парламентом, 5 человек назначается административными Верховными судами.

    34. Итальянская республика как государство автономий. Местное управление в Италии.

    Области — самые крупные административно-территориальные единицы. Перечень областей закреплен непосредственно в Конституции Италии (ст. 131), тем самым подчеркивается весьма значимый статус областей, который несомненно выше статуса обычных административно-территориальных единиц в унитарном государстве.

    Сами по себе области различаются территорией, численностью населения и уровнем социально-экономического развития. Правовое положение областей определяется Конституцией Италии. Кроме того, каждая область имеет свой статут, принимаемый областным советом и утверждаемый законом Республики, а положение автономных областей определяется специальным конституционным законом. К числу основных полномочий областей относятся следующие: Каждая область участвует в выборах Президента республики через своих представителей и обладает правом законодательной инициативы через областные органы власти; областные советы в количестве 5 могут выступать с инициативой проведения референдума по одобренным парламентом конституционным поправкам.

    Все без исключения области Италии вправе издавать законодательные акты по целому ряду вопросов, закрепленных в ст. 117 Конституции. Это — организация областных органов управления организация городской и сельской полиции, организация профессионального обучения, библиотечного дела, работа общественного транспорта, туризм и гостиничное дело, охота и рыболовство, сельское хозяйство и т.п.

    Вместе с тем в Конституции закреплен принцип единого экономического пространства: «Область не может устанавливать пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, не может принимать меры, препятствующие свободному передвижению лиц и перемещению товаров» (ст. 120).

    Устройство власти в областях. Представительным органом власти в области является областной совет, избираемый населением прямыми выборами. Число советников в областных советах зависит от численности населения. Советники избираются на пятилетний срок.

    Областной совет осуществляет законодательную и распорядительную власть (ст. 121). Он может вносить законодательные предложения в палаты парламента. Принимаемые областным советом законы направляются для визирования правительственному комиссару, который визирует их в течение 30 дней при отсутствии возражений правительства.

    Конституцией предусмотрена и такая мера, как роспуск областного совета. Основаниями роспуска являются: совершение действий, противоречащих Конституции; серьезные нарушения закона дополнение рекомендаций правительства о смещении джунты или ее председателя, совершивших перечисленные нарушения.

    Исполнительным органом власти в области является джунта в составе председателя и членов джунты — асессоров, председатель джунты является одновременно и главой области. Первоначально председатель джунты избирался областным советом, но с 2000 г. проводятся прямые выборы председателя джунты населением. Асессоры избираются областным советом из числа своих членов. Количество асессоров предопределяется численностью населения области — от шести до 12.

    Председатель джунты обнародует законы, принимаемые областным советом, выполняет иные функции, отнесенные к его ведению статутом области. Председатель руководит работой исполнительных органов области, осуществляет координацию, работы джунты. Джунта осуществляет решения совета, представляет на его рассмотрение проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, ку­рирует их осуществление, управляет областным имуществом.

    Представителем центра в области является правительственный Комиссар. Несмотря на то, что Конституцией Италии и другими законами установлены достаточно широкие возможности для реализации населением соответствующих областей своих интересов, исторические корни сепаратизма в стране еще до конца не изжиты.

    Современная организация местного управления во Франции ведет свое начало с VIII года республики, именно с закона 28 плювиоза, и с тех пор сохранилась и до настоящего времени, лишь с небольшими изменениями в подробностях.

    Вся территория Франции разделяется в, административном отношении на 86 департаментов (декрет национального собрания 22 декабря 1789 г.). Департаменты разделяются на округи (arrondissement), округи на кантоны и кантоны на общины (communes), причем французский закон не делает различия между городскими и сельскими общинами. И те и другие одинаково подчиняются одному и тому же режиму. Только для Парижа и Лиона установлено особое управление.

    Из перечисленных административных делений общее значение имеют только департаменты, округа и общины. Только в этих административных единицах имеются и органы самоуправления.

    Кантоны имеют значение только судебных и избирательных округов для выборов в окружные и департаментские советы. Кроме того в главном месте кантона заседает воинское присутствие (conseil de révision). Но в кантоне нет ни особого представителя правительственной власти, ни выборного совета. Поэтому в последующем изложении я и не буду вовсе останавливаться на кантональном делении.

    Организация управления департаментов, округов и общин основана на одном общем принципе, “что действовать есть дело одного, а рассуждать дела многих”. Согласно с этим принципом в каждом из административных делений имеется: во-первых, единоличный представитель власти, во-вторых, выборный совет. Вся полнота власти исполнительной сосредоточена при этом по правилу в руках единоличного органа местной администрации. Выборный совет является органом обсуждающим; он вотирует местный бюджет, подает мнения (avis) по вопросам местного управления, отчасти контролирует деятельность единоличного правительственного органа, но власти приводить в исполнение свои постановления он вовсе не имеет.

    Во главе департамента стоит префект, представитель правительственной власти, чиновник, назначаемый и сменяемый по усмотрению администрации. Он местный орган всех министерств, так как во Франции ни одно министерство не имеет специальных местных органов. Он является исполнителем не только правительственных распоряжений, но и всех постановлений генеральных советов. Вместе с тем генеральный совет не может обсуждать никакого вопроса, не выслушав предварительно заключения о нем префекта.

    При префекте имеется бюро префектуры, управляемое генеральным секретарем, главным его помощником, заменяющим его в случаях необходимости, и кроме того особый совет префектуры, выполняющий функции: 1) совещательного учреждения при префекте, мнения которого по некоторым делам он обязательно должен выслушать прежде постановления решения, и 2) административного суда первой инстанции. Совет префектуры составляется из чиновников, также назначаемых и сменяемых по усмотрению администрации. Таковы правительственные органы в департаменте. Органами департаментского самоуправления служат генеральный совет и постоянная комиссия.

    Генеральный совет составляется из генеральных советников, избираемых всеобщей подачей голосов, сроком на шесть лет, с частичным обновлением на половину каждые три года. В случае роспуска совета состав его возобновляется сполна. Избранными могут быть все избиратели, достигшие 25 лет от роду и связанные с данным департаментом или фактом постоянного в нем жительства, или нахождением в департаментском списке плательщиков налогов. Во всяком случае число советников, недомицилированных в департаменте, не должно превышать четверти общего числа советников. Но некоторые должности, например, члена совета префектуры, полицейского чиновника, несовместимы с званием генерального советника. Нельзя также быть членом более как одного генерального совета. Нельзя также соединять звания генерального и окружного советника. Выборы производятся тайным, письменным голосованием по кантонам, так что каждый кантон избирает одного генерального советника. Число кантонов, а следовательно и число советников в различных департаментах колеблется от 17 до 62.

    Генеральные советы имеют каждый год две очередные сессии: одну во второй понедельник после Пасхи, другую — в первый понедельник после 15 августа. Первая очередная сессия должна длиться не более 15 дней, вторая — не более месяца. Чрезвычайные собрания могут иметь место или по распоряжению президента республики, или по требованию не менее ⅔ членов совета, письменно заявленному президенту. Чрезвычайные сессии не могут продолжаться более 8 дней. Председатель, вице-председатели и секретари выбираются самим советом на каждый год особо. Префект может присутствовать в совете, за исключением тех заседаний, когда рассматриваются его отчеты по исполнению департаментской сметы. Если он того требует, он должен быть выслушан по любому вопросу, обсуждаемому в совете.

    Заседание совета публичное, но, по предложению префекта, президента или 5 членов, может быть советом без обсуждения сделано постановление о закрытии дверей. Quorum заседаний составляет половина плюс один член. В случае разделения голосов поровну, голос председателя дает перевес.

    Генеральные советы могут сноситься между собой и обсуждать общие вопросы в между департаментских конференциях, состоящих или из членов постоянных комиссий, или из особо выбранных. Префекты могут присутствовать на этих конференциях и распускать их, если они выйдут за пределы своей программы.

    Первоначально, по закону 28 плювиоза VIII года, генеральные советы вовсе не имели постоянного органа. Они заседали два раза в год, а все остальное время единственным правителем департамента был префект. Законом 1871 г. в этом отношении внесено весьма существенное изменение. Правда, и теперь генеральный совет не имеет своего исполнительного органа. Все его постановления и теперь, как и прежде, приводятся в исполнение префектом. Но деятельность префекта по исполнению постановлений генерального совета доставлена теперь под контроль особой департаментской комиссии, собирающейся ежемесячно.

    Департаментская комиссия избирается генеральным советом из своей среды ежегодно в осеннюю сессию, в составе от четырех до семи членов и притом так, чтобы от каждого округа был по возможности один член. Члены комиссии не получают никакого вознаграждения. Новые выборы комиссии могут происходить и не в годичный срок, если 1) совет будет распущен, и 2) если между префектом и комиссией произойдет конфликт, и совет найдет уместным избрать новую комиссию. Председательствует в комиссии старший по возрасту. Она собирается один раз каждый месяц, но префект и президент комиссии могут созывать и экстренные ее заседания во всякое время. Префект или его представитель присутствуют в заседаниях и по желанию их должны быть выслушаны.

    Первоначально генеральные советы вовсе не имели решительной власти. Они подавали только мнения, которые, чтобы получить исполнительную силу, все нуждались в утверждении правительством. Законы 1866 и 1871 гг. внесли в этом отношении существенное изменение, предоставив генеральным советам по некоторым, а закон 1871 г. даже по большинству дел власть постановлять решения. По своему юридическому значению постановления генеральных советов разделяются теперь на четыре категории. Первую из них составляют решения, имеющие безусловную силу. Французские юристы называют их décisions souveraines. таковы постановления о распределении прямых налогов, вотирование добавочных сантимов, в пределах, устанавливаемых государственным бюджетом, заключение займов, погашаемых не далее как в 15 лет, определение максимума общинных сантимов. Вторая категория — окончательные решения, décisions définitives. Они приводятся в исполнение через 20 дней после закрытия сессии, если в течение этого срока префект не потребует их отмены по превышению власти или незаконности. Отмена таких постановлений генерального совета совершается не иначе, как декретом президента республики по выслушивании мнения Государственного Совета.

    Третью категорию постановлений генерального совета составляют те, которые, не требуя также утверждения со стороны органов правительственной власти, могут быть останавливаемы вследствие признания их неудобными, нецелесообразными (mauvaises ou importunes). Вопрос о такой простановке может быть возбужден в течение трехмесячного срока с закрытия сессии совета, как префектом, так и каждым заинтересованным в том лицом. Дело решается простым декретом президента республики без участия Государственного Совета.

    Четвертую категорию составляют постановления, требующие утверждения. Таково составление бюджета департамента и утверждение отчета по его исполнению: в этих случаях утверждение дается декретом президента республики без участия Государственного Совета; затем утверждения декретом, издаваемым по предварительном обсуждении дела в Государственном Совете, требуют постановления о принятии дара и отказа в пользу департамента, если против них спорят родственники. Наконец, утверждения не иначе, как законодательным актом, требуют постановления об установлении дополнительных сантимов сверх указанного в бюджете предела и о заключении займа с погашением долее 15 лет.

    Сверх функций административной власти генеральные советы наделены во Франции и политической функцией: если национальное собрание будет незаконно распущено, генеральные советы сами собой собираются вместе и вступают в права законодательного собрания.

    Округ (arrondissement, их всего 862) есть только средняя, так сказать, передаточная инстанция между департаментом и общинами. Они не суть юридические лица и поэтому не имеют своего имущества.

    Органом правительственной власти в округе является супрефект, назначаемый президентом республики, не имеющий самостоятельной власти и служащий только исполнителем распоряжений префекта. Органом самоуправления является тут окружный совет (conseil d'arrondissement), состоящий из стольких советников, сколько в округ кантонов, однако, не менее девяти. Они избираются тем же порядком и на те же сроки, как и генеральные советники. Постоянной комиссии при окружных советах не существует. Главная функция окружных советов — это распределение налогов между общинами. По всем другим вопросам, хотя и касающимся непосредственно интересов округа, окружные советы могут только выражать мнения и заявлять ходатайства.

    Органами общинного управления служат — мэр и муниципальный совет (conseil municipal). Мэр есть вместе и представитель правительственной власти и исполнительный орган муниципального совета.

    Мер и его помощники (adjoints) избираются муниципальным советом из своей среды. Они могут быть устранены от должности: префектом — на месяц, министром внутренних дел — на три; уволены от должности они могут быть только декретом президента республики; уволенный в течение года не может быть вновь избран.

    Деятельность мера находится под контролем префекта и муниципального совета. Префект может приостанавливать и отменять распоряжения мэра и притом как в интересах государства, так и в интересах общины. Но префект не может изменять распоряжений мэра. Затем префект, в случаях бездействия мэра, может действовать за него. Контроль муниципального совета состоит в обязанности мэра давать совету отчет в произведенных расходах.

    Муниципальный совет составляется из избираемых всеобщей подачей голосов муниципальных советников. Число их зависит от количества населения, но так, что число не может быть меньше 10 и больше 86. Выборы совместны (scrutin de liste), но в виде исключения допускается деление общины на избирательные округа, но так, однако, чтобы в каждом округе выбиралось по нескольку советников, Избирателями могут быть все французские подданные, совершеннолетние и прожившие два года в общине. Избранным могут быть лица, имеющие 25 лет и записанные в общине избирателями или платящие один из четырех прямых налогов. Срок выборов четырехлетний с интегральным обновлением. Общинные выборы во всей Франции совершаются в один день, в первое воскресенье мая месяца. Заседаний очередных четыре в год: в феврале, мае, августе и ноябре, каждое по 15 дней.

    Постановления муниципального совета по общему правилу не требуют утверждения, Но они приводятся в исполнение по истечении месяца со времени представления копии в супрефектуру. Впрочем через 15 дней префект может объявить, что не имеет ничего против постановления: Отмена таких постановлений муниципального совета совершается властью префекта по обсуждении дела в совете префектуры. Но основанием отмены может быть только несоблюдение должного порядка делопроизводства, превышение власти и нарушение закона.

    Утверждения требуют только точно перечисленным в законе постановления по тринадцати различным предметам. Сюда относятся, например, общинный бюджет, открытие и закрытие базаров, принятие даров и отказов, отчуждение общинных имуществ, открытие и закрытие бульваров и садов, установление общинных сборов и т. п.

    1. Должностное лицо, высший правительственный чиновник, стоящие во главе департамента, префектуры [префектура 1.], округа или другой административной единицы.

    2. Название различных административных и военных должностей, а также лиц, занимавших такие должности (в Древнем Риме).

    3. Инспектор духовной семинарии (в Российском государстве со времен Петра I до 1917 г.).

    4. Начальник полиции в некоторых странах.

    ПРЕФЕ́КТ, префекта, муж. (от лат. praefectus) (офиц.).

    1. В древнем Риме - наименование различных административных и военных должностей; в частности - сановник, управляющий префектурой (во 2 знач.; ист.). Иллирийский префект.

    2. Во Франции и некоторых других странах - начальник местного управления в отдельных территориальных подразделениях страны (во Франции - начальник департамента; см. департамент во 2 знач.), а также наименование некоторых административных должностей. Префект полиции.

    1. В Древнем Риме: название различных административных, судебных или военных должностей, а также лиц, занимающих соответствующие должности.

    2. Во Франции и нек-рых других странах: должностное лицо, стоящее во главе департамента, округа.

    3. В нек-рых странах: начальник городской полиции.

    ПРЕФЕ́КТ 1́ , -а, м

    Глава департамента, округа (во Франции и некоторых других странах).

    В Париже префект департамента и мэр Москвы сфотографировались на память.

    ПРЕФЕ́КТ 2́ , -а, м

    В некоторых странах: должностное лицо, осуществляющее руководство городской полицией; начальник городской полиции.

    На место аварии прибыл префект полиции.

    ПРЕФЕ́КТ -а; м. [от лат. praefectus - начальник]

    1. В древнем Риме: наименование ряда административных и военных должностей, а также лиц, занимавших эти должности.

    2. Во Франции: должностное лицо, стоящее во главе департамента.

    3. В некоторых странах: начальник полиции.

    префе́кт (лат. praefectus, от praeficio - ставлю во главе), 1) в Древнем Риме административная или военная должность (например, префект претория - начальник преторианской гвардии).

    2) В некоторых современных государствах представитель центрального правительства в отдельных административно-территориальных единицах.

    ПРЕФЕКТ - ПРЕФЕ́КТ (лат. praefectus, от praeficio - ставлю во главе),

    1) в Др. Риме административная или военная должность (напр., префект претория - начальник преторианской гвардии).

    2) В некоторых современных государствах представитель центрального правительства в отдельных административно-территориальных единицах.

    ПРЕФЕКТ (лат. praefectus - от praeficio - ставлю во главе), 1) в Др. Риме административная или военная должность (напр., префект претория - начальник преторианской гвардии).

    2) В некоторых современных государствах представитель центрального правительства в отдельных административно-территориальных единицах.

    1. ист. В древнем Риме:

    наименование ряда административных и военных должностей, а также лиц, занимавших эти должности.

    2. Должностное лицо, стоящее во главе департамента во Франции.

    3. Начальник полиции в некоторых капиталистических странах.

    [От лат. praefectus - начальник]

    Префект, а, м.

    Название различных гражданских, военных и полицейских должностей в Древнем Риме, во Франции и некоторых других странах.

    ► Он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать, удивляя префекта своей памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений. // Лев Толстой. Война и мир //

    префе́кт, префе́кты, префе́кта, префе́ктов, префе́кту, префе́ктам, префе́ктом, префе́ктами, префе́кте, префе́ктах

    сущ., кол-во синонимов: 1

    род. п. -а, укр. префе́кт "заместитель ректора в Киевской духовной академии", др.-русск. префектъ "начальник", Библия 1499 г., также у Петра I; см. Смирнов 239; Срезн. II, 1376. Через польск. рrеfеkt из лат. рrаеfесtus "начальник".

    ПРЕФЕКТ а, м. préfet <лат. praefectus.

    1. Во Франции - должностное лицо, стоящее во главе департамента. БАС-1.

    2. Начальник полиции в некоторых буржуазных странах. БАС-1. Рекламации <проституток> против префекта смешны и жалки. 24. 5. 1830. А. Тургенев - П. Вяземскому. Префектский ая, ое. Мак. 1908. Префект призвал их к себе. и, выйдя к ним во всем своем префектском величии, окруженный прокурорами, мэрами, полицейскими, офицерами национальной гвардии, произнес следующую аллокуцию. ОЗ 1872 6 1 470. - Лекс. Соколов 1834: префе/кт.

    ПРЕФЕКТ (фр. prefet, от лат. praefectus). 1) высшее звание главных правителей в Риме; правитель одной из четырех главных частей, на которые была разделена римская империя при Константине. 2) во Франции префект есть правитель департамента, звание, равное губернатору; также начальник парижской полиции.

    - Военная должность в Греции.

    - Должность в Древнем Риме.

    - Кем был отец Эжена Делакруа?

    префектура

    1. Аппарат управления административно-территориальной единицей.

    отт. Служебное помещение префекта.

    отт. Район деятельности префекта.

    2. Одно из четырех территориальных подразделений империи, установленных Константином Великим (в Древнем Риме).

    3. Административно-территориальная единица в некоторых странах (Франции, Японии и т.п.).

    ПРЕФЕКТУ́РА, префектуры, жен. (лат. praefectura) (офиц.).

    1. Должность префекта.

    2. В древнем Риме - одно из четырех территориальных подразделений империи, установленных Константином Великим (ист.).

    || Название территориальных подразделений в некоторых странах.

    3. Здание, в котором помещается управление префекта.

    ПРЕФЕКТУ́РА, -ы, жен.

    1. В Римской империи: административная единица.

    2. Во Франции и нек-рых других странах: служебный аппарат префекта (во 2 знач.).

    3. Во Франции и нек-рых других странах: канцелярия префекта (во 2 и 3 знач.).

    4. В нек-рых странах: административно-территориальный округ.

    | прил. префектурный, -ая, -ое и префектуральный, -ая, -ое.

    ПРЕФЕКТУ́РА 1́ , -ы, ж

    Совокупность населенных пунктов и примыкающих к ним местностей, являющаяся административно-территориальной единицей некоторых стран.

    В Японии 46 префектур и одно губернаторство.

    ПРЕФЕКТУ́РА 2́ , -ы, ж

    В некоторых европейских странах: орган управления административно-территориальной единицей (префектурой).

    Некоторым из нас сладко вспоминать, как мы осаживали или обманывали всяких высших чиновников, гнусных крыс, в разных министерствах, префектурах и полицейпрезидиумах (Наб.).

    ПРЕФЕКТУ́РА -ы; ж. [лат. praefectura]

    1. В Римской империи: единица административного деления.

    2. В некоторых государствах: административно-территориальная единица; орган управления ею.

    3. Служебное помещение префекта, его канцелярия.

    ◁ Префекту́рный, -ая, -ое. П-ое управление.

    префекту́ра (лат. praefectura), 1) в Римской империи административная единица.

    2) Основная административно-территориальная единица в Японии.

    3) Префектура как органы местной исполнительной власти созданы в 1991 в Москве и ряде других городов Российской Федерации.

    ПРЕФЕКТУРА - ПРЕФЕКТУ́РА (лат. praefectura),

    1) в Римской империи административная единица.

    2) Основная административно-территориальная единица в Японии.

    3) Префектуры как органы местной исполнительной власти созданы в 1991 в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов Российской Федерации.

    ПРЕФЕКТУРА (лат. praefectura) - 1) в Римской империи административная единица.

    2) Основная административно-территориальная единица в Японии.

    3) Префектуры как органы местной исполнительной власти созданы в 1991 в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов Российской Федерации.

    Единица административного деления в Римской империи.

    2. Административно-территориальная единица, а также орган управления ею в некоторых капиталистических государствах.

    3. Служебное помещение префекта, его канцелярия.

    ПРЕФЕКТУРА (латинское praefectura),

    1) административная единица в Римской империи.

    2) Основная административно-территориальная единица в Японии.

    3) В Российской Федерации в 1991 префектуры, как исполнительные органы на местах, введены в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов.

    префекту́ра, префекту́ры, префекту́р, префекту́ре, префекту́рам, префекту́ру, префекту́рой, префекту́рою, префекту́рами, префекту́рах

    сущ., кол-во синонимов: 1

    ПРЕФЕКТУРА ы, ж. préfecture f. , лат. praefectura.

    1. ист. В древнем Риме: наименование ряда административных и военных должностей, а также лиц, занимавших эти должности. МАС-2.

    2. Административно-территориальная единица в некоторых странах. БАС-1. Префектура вовсе не представляет очага империалистских заговоров. Слово 1879 4 2 102. || Административное подразделение большого города в России после 1991 г. В очень больших городах, размеры которых и численность населения потребуют образования префектур (округов как-то более по-русски. Посев 1992 2 68. И когда для красного политиканского словца то в московской мэрии, то в Госдуме, то в Совете федерации начинают рассматривать Севастополь как некую "11-ю префектуру Москвы", государственным мужам стоило бы семь раз подумать, как такое "словцо" отзовется в украино-российских отношениях. ДН 1997 4 172.

    3. Здание, в котором помещается управление префекта. Уш. 1939. Я с душевным наслаждением гулял на берегу Мозели .. и на эспланаде перед домом префектуры. Греч Путев. письма 2 24. А между тем dossier этого <скандального> дела находится и теперь в префектуре. РВ 1874 9 254. Я решился навести справки в полицейской префектуре. К. Орловский Дядюшка Михаил Петрович. // РВ 1886 5 331. Для установления личности уже мало было моего обычного документа, дающегося каждому гражданину из полицейской префектуры, т. е. pièce d'identité. Теперь от них потребовали еще особое дополнительное свидетельство из комиссариата для удостоверения их права жить в Париже (permis de séjours). Соврем. 1915 4 186.

    4. Район деятельности префекта. БАС-1.

    5. устар., масон. Территориальное подразделение ложи? Дай, Боже, тебе успеха привести в порядок твою префектуру. Переп.масонов 254. Сие все за превеликия деньги щедро в провинции они отпускают, повелевая притом, чтоб сбираемые в префектурах от частных лож и вкладныя суммы без дозволения высших никуда нупотребляемы не были. Пекарский Доп. 103. Префектурный ая, ое. Мак. 1908. - Лекс. Толль 1864: префектура; СИС 1937: префекту/ра.

    ПРЕФЕКТУРА (лат.; этимол. см. следующ. сл.). 1) должность главного начальника; управление городом, областью; областной город, управляемый римскими начальниками. 2) во Франции должность, звание префекта; также подвластный ему департамент.

    Читайте также: