Кто исполняет должность президента в случае его отставки

Опубликовано: 29.04.2024

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, - на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе - отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не "абстрактным" Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, "здоровье" которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: "Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации". Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности - третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание "во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности", предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

4.2. Порядок избрания, вступления в должность и прекращение исполнения обязанностей Президента РФ

Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности определяется Конституцией (ст.81) и на ее основе федеральным конституционным законом о выборах Президента РФ. Выборы главы государства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом предусматривается альтернативность выборов. Кандидат в Президенты должен отвечать определенным требованиям: обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что он не может быть моложе 35 лет; он должен быть гражданином России и постоянно проживать здесь не менее 10 лет.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня и т.д.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Закон предусматривает и условия, на которых проводятся повторные выборы.

После избрания Президента осуществляется процедура его вступления в должность, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России. Главным символом президентской власти в РФ является штандарт (флаг) Президента Российской Федерации.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это необходимое условие для того, чтобы мотивация воли Президента основывалась на высших, долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе противоборствующих политических сил в парламенте, популистских интересов. Однако в Конституции предусмотрен порядок отрешения Президента от должности. Это высшая форма ответственности Президента. Установлен довольно сложный порядок отрешения. Отрешение от должности возможно на основании обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента. Администрация Президента РФ имеет статус государственного органа. Во главе Администрации стоит Руководитель Администрации.

Функции администрации Президента РФ:

· организации подготовки законопроектов для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;

· подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Госдумой;

· подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

· подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;

· обеспечение обнародования федеральных законов; выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов;

· подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

· обеспечение деятельности Совета безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

· осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов, других решений Президента РФ и т.д.

Структура администрации Президента РФ: руководитель администрации, два его заместителя – помощники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, пресс-секретарь Президента, руководитель протокола, советники, референты, иные должностные лица. Самостоятельные подразделения: главные управления, управления.

Интересы Президента представляют его полномочные представители в Государственной думе, Совете федерации, в Конституционном и Верховном судах, в федеральных округах. Деятельность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах регулирует указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13.05 2000 г. (в ред. от 06.04.2004). Вся территория РФ разбивается на семь округов, которые объединяют субъекты РФ и не являются административно-территориальными единицами.

Основные функции полномочного представителя:

· обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

· организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

· анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояния кадровой обеспеченности в указанных органах;

· внесение предложений на рассмотрение Президенту РФ;

· организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями и т.д.

При Президенте создается ряд совещательных органов. Совет безопасности РФ – совещательный орган, действует на основе положения, утвержденного Указом Президента РФ «Об утверждении положения о Совете безопасности РФ» от 02.08.1999 г. (в ред. от 28.12.2000). Полномочия Совета безопасности РФ:

· подготовка проектов решений Президента РФ по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности;

· рассмотрение вопросов государственной, экономической, общественной, оборонной и других видов безопасности;

· разработка основных направлений стратегии безопасности РФ;

· направление Президенту РФ рекомендаций и предложений по совершенствованию системы безопасности.

Решения Совета Безопасности претворяются в жизнь указами Президента. Деятельность Совета безопасности РФ обеспечивает его аппарат, который осуществляет свою деятельность на основе Положения об аппарате Совета безопасности. Аппарат возглавляет Секретарь СБ.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован Государственный совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Председателем Госсовета является Президент РФ, членами – по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов, персональный состав которого определяется Президентом и подлежит ротации один раз в полгода. Заседания Госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

При Президенте РФ функционируют также Совет по культуре и искусству, Совет по науке и высоким технологиям, Совет по вопросам государственной службе при Президенте РФ и т.д.

При Президенте РФ создаются также постоянные и временные комиссии, например, Комиссия по помилованию и т.д.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 КРФ

1. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента (ст. 82 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171). Момент вступления Президента в должность знаменуется принесением им торжественной присяги.

В обычных условиях Президент прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 81, 82). Этим обеспечивается преемственность и непрерывность власти главы государства.

Вновь избранному Президенту вручается удостоверение об избрании, образец которого утверждается Центризбиркомом (Постановление ЦИК РФ от 22 января 2004 г. N 80/684-4//Вестник ЦИК РФ. 2004. N 5).

2. Конституция предусматривает следующие основания для досрочного прекращения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

Согласно Конституции, досрочное прекращение полномочий главы государства возможно лишь при обстоятельствах и при наличии гарантий, определенных самой Конституцией.

Систематическое толкование положений комментируемой статьи позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий Президента (не имея в виду отрешение от должности) и возложение им своих обязанностей временно на Председателя Правительства подразумевают уход Президента с поста по собственной инициативе и при полной добровольности этого акта (исключая случаи объективной невозможности принятия самим Президентом такого решения).

Конституция не предоставляет парламенту права решать вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента, за исключением отрешения его от должности Советом Федерации на основе ст. 93 и п. "е" ч. 1 ст. 102 Конституции. В процедуре отставки лишь Совет Федерации наделен Конституцией правом назначить выборы нового Президента в установленный ею срок (ч. 2 ст. 92 и п. "д" ч. 1 ст. 102). Что касается Государственной Думы, то на практике ею принимаются постановления рекомендательного характера с предложениями Президенту досрочно прекратить исполнение президентских полномочий, медицинскому центру - представить заключение палатам Федерального Собрания и Правительству РФ о состоянии здоровья действующего Президента, а также делаются соответствующие заявления в адрес Президента (СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4379; N 50. Ст. 6116; 1999. N 20. Ст. 2422).

Первый Президент РФ в декабре 1999 г. объявил о своей отставке и прекратил полномочия до истечения конституционного срока. При этом был принят ряд правовых актов с целью обеспечения преемственности государственной власти, ее непрерывности, соблюдения конституционного порядка функционирования государственного механизма. Так, Указом от 31 декабря 1999 г. N 1761 "Об исполнении полномочий Президента РФ" со ссылкой на ст. 92 Конституции временное исполнение президентских полномочий было возложено на Председателя Правительства (СЗ РФ. 2000. N 1. Ч. 2. Ст. 109). Одновременно был издан Указ, подписанный исполняющим обязанности Президента, в соответствии с которым Председатель Правительства приступил к временному исполнению полномочий Президента (Указ от 31 декабря 1999 г. N 1762//там же. Ст. 110). Досрочные выборы нового Президента были назначены Советом Федерации на 26 марта 2000 г., с тем чтобы они состоялись не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий, как этого требует ч. 2 рассматриваемой статьи Конституции (Постановление от 5 января 2000 г. N 4-СФ//СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 166).

Досрочное прекращение исполнения Президентом своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционного статуса главы государства в соответствии с требованиями Конституции. Однако если процедура отрешения президента от должности урегулирована в ст. 93 Конституции, то процедура отставки Президента, досрочного прекращения полномочий ввиду его нездоровья Конституцией не определена.

Комментируемые нормы ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции были истолкованы Конституционным Судом, который отметил, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их является элементом конституционного статуса Президента; порядок досрочного прекращения полномочий должен исключать возможность превращения его в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи Конституции во взаимосвязи с положениями ее ст. 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и 93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. Содержание и назначение ч. 2 рассматриваемой статьи не являются посягательством на неприкосновенность Президента. Конституционный Суд указал, что порядок прекращения исполнения полномочий Президента досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия определяется на основе требований Конституции и постановлений Конституционного Суда (постановления от 6 июля 1999 г. N 10-П и от 11 июля 2000 г. N 12-П//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3773; 2000. N 29. Ст. 3118).

Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно, и членам его семьи предусмотрены ФЗ от 12 февраля 2001 г. и изданным на его основе Постановлением Правительства от 11 апреля 2001 г. N 286 (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617; N 16. Ст. 1613; 2005. N 7. Ст. 560).

3. Часть 3 комментируемой статьи связывает временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства не только с конкретными случаями, предусмотренными в ч. 2 данной статьи, но, очевидно, и со всеми другими случаями, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности. К их числу следует отнести не только исключительные обстоятельства, но и, например, болезнь Президента, влекущую временное невыполнение им обязанностей, а не досрочное прекращение полномочий. Так, в 1996 г. на Председателя Правительства было возложено исполнение обязанностей Президента в связи с проведением ему хирургической операции. При этом Указом Президента было определено, что эти обязанности осуществляются Председателем Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему передаются соответствующие технические средства ("ядерная кнопка") (указы от 19 сентября 1996 г. N 1378 и от 5 ноября 1996 г. N 1534 (оба признаны утратившими силу) и Указ от 6 ноября 1996 г. N 1535. - СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4533; N 46. Ст. 5239, 5240).

Объем полномочий лица, исполняющего обязанности Президента, меньше, чем у самого Президента. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Как следует из ч. 2 и 3 комментируемой статьи и практики их применения, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства продолжается до возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей (до момента подписания им соответствующего указа) или до вступления в должность вновь избранного Президента.

Порядок исполнения полномочий президента Российской Федерации в предусмотренных законом случаях невозможности исполнения им своих обязанностей:

Содержание

Президент — вице-президент

«В случае отрешения Президента РСФСР от должности, отставки президента РСФСР, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти президента РСФСР полномочия президента РСФСР исполняет вице-президент РСФСР.» (Статья 121-11 Конституции РСФСР в редакции от 24 мая 1991)

Президент — вице-президент — премьер — спикер

«В случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации.» (Дополнение к статье 121-11 Конституции РСФСР в редакции от 9 декабря 1992, вступившей в силу 12 января 1993)

Примечания:
1. Указом Б. Н. Ельцина от 1 сентября 1993 года А. Руцкой временно отстранен от должности.
2. Указом Б. Н. Ельцина от 21 сентября 1993 года Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации распущены, соответственно полномочия Р. Хасбулатова прекращены.
3. 21 сентября 1993 Президиум ВС, а 22 сентября — уже Верховный Совет и затем Съезд Народных Депутатов констатировали прекращение президентских полномочий нарушившего, по их мнению, Конституцию Президента Б.Ельцина на основании ст. 121-6 Конституции и переход президентских полномочий к вице-президенту А. Руцкому. 22 сентября Руцкой принёс присягу в качестве и.о. Президента Российской Федерации.
4. Указом Б. Н. Ельцина от 3 октября 1993 года А. Руцкой освобождён от должности вице-президента Российской Федерации. 4 октября Руцкой и Хасбулатов арестованы.

  • Подробнее — см. Разгон Верховного Совета РФ (1993) и Руцкой, Александр Владимирович

Президент — Председатель Правительства

(указ Президента РФ от 3 октября 1993 года № 1576)

(Статья 92 Конституции РФ).

Кто должен исполнять полномочия Президента, если ни сам Президент, ни Председатель Правительства не в состоянии это делать — непонятно, это серьезный пробел в Конституции.

    1993 — 5 ноября1996Ельцин — Черномырдин 1996 — 6 ноября1996 (Ельцин находится на операции) — Черномырдин. 1996 — 23 марта1998 Ельцин — Черномырдин. 1998 — 23 августа1998 Ельцин — Кириенко (утвержден 24 апреля). 1998 — 11 сентября1998 Ельцин — (Глава правительства -и.о. Черномырдин В.С). 1998 — 12 мая1999 Ельцин — Примаков. 1999 — 9 августа1999 Ельцин — Степашин. 1999 — 31 декабря1999 Ельцин — Путин (утвержден 8 августа). 1999 — 7 мая2000 Путин (и.о) 2000 — 22 февраля2004 Путин — Касьянов (и. о. премьера) 2004 — 9 марта2004 Путин — Христенко (исполняющий обязанности) . 2004 — 14 сентября2007 Путин — Фрадков2007 — 7 мая2008 Путин — Зубков2008 — 8 мая2008Медведев — Зубков
  • с 8 мая2008 — Медведев — Путин

Конституционный пробел

В Конституции напрямую не указано, кто должен осуществлять полномочия Президента в случае, если председатель Правительства не назначен или не в состоянии исполнять свои обязанности. Тем не менее, данный пробел в некоторой степени восполняется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», статья 8 которого гласит:
«в случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей».
Соответственно, если исходить из того, что исполнение обязанностей Президента в экстренных случаях является одной из непосредственных должностных обязанностей Председателя Правительства, а его заместители полномочны исполнять все его обязанности в случае его отстутствия, то обязанности Президента должны быть временно возложены на одного из заместителей Председателя Правительства в порядке замещения, установленном распоряжением Председателя Правительства.

См. также

    в других странах

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Исполнение полномочий Президента России" в других словарях:

Исполнение полномочий президента России — Порядок исполнения полномочий президента Российской Федерации в предусмотренных законом случаях невозможности исполнения им своих обязанностей: Содержание 1 Президент вице президент 2 Президент вице президент премьер спикер … Википедия

Временное исполнение полномочий президента России — Порядок исполнения полномочий президента Российской Федерации в предусмотренных законом случаях невозможности исполнения им своих обязанностей: Содержание 1 Президент вице президент 2 … Википедия

Руководитель Администрации Президента России — В настоящее время Руководителем Администрации Президента Российской Федерации является Нарышкин Сергей Евгеньевич … Википедия

Руководитель Администрации президента России — В настоящее время Руководителем Администрации Президента Российской Федерации является Нарышкин Сергей Евгеньевич … Википедия

Руководитель администрации президента России — В настоящее время Руководителем Администрации Президента Российской Федерации является Нарышкин Сергей Евгеньевич … Википедия


25 октября 2020 года премьер-министр, исполняющий обязанности президента,
С.Жапаров заявил, что «в начале декабря он уйдет с должности для участия в досрочных выборах Президента в качестве обычного гражданина».

В этой связи, общественность Кыргызстана стала вновь поднимать вопросы относительно перехода полномочий президента.

Ранее Правовая Клиника «Адилет» давала разъяснение по данному вопросу в
соответствии с законодательством Кыргызстана.

В соответствии с Конституцией (ст.68):

✓ В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в
Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша.
✓ В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку
Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр или лицо,
исполняющее обязанности Премьер-министра.
✓ Досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня
прекращения полномочий Президента.
✓ Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать
досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку, быть
кандидатом на должность Президента на досрочных выборах Президента.

16 октября 2020 года Торага Жогорку Кенеша К.Исаев отказался от исполнения
полномочий Президента. При этом, он не покинул должность Торага Жогорку Кенеша и
продолжает выполнять свои должностные обязанности на этом посту: ведет заседания
Парламента, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата и т.д.

Следует отметить, что Конституцией и законодательством Кыргызстана не предусмотрено такого понятия (процедуры), как отказ Торага Жогорку Кенеша от исполнения полномочий Президента. В данном случае возникают серьезные вопросы относительно законности пребывания К.Исаева в должности Торага Жогорку Кенеша и перехода полномочий Президента к Премьер-министру.

В соответствии с положениями Конституции, а также, учитывая сложившуюся
уникальную ситуацию, на наш взгляд, существует 2 варианта перехода полномочий
Президента.

1. Полномочия Президента перейдут к Торага Жогорку Кенеша.

Спикер Парламента находится первым в очередности перехода полномочий
Президента в случае отставки последнего. В настоящее время в Жогорку Кенеше имеется действующий Торага, избранный в соответствии с Конституцией.

Однако, ранее он отказался от исполнения полномочий Президента. В данном случае наиболее правильным, с точки зрения права, решением будет избрание нового Торага Жогорку Кенеша, к которому согласно Конституции могли бы перейти полномочия Президента.

Вместе с тем, следует также отметить, что в соответствии с Конституцией депутаты
Жогорку Кенеша избираются сроком на 5 лет, т.е. полномочия Парламента VI созыва
истекают 28 октября 2020 года (ч.2 ст.70). Таким образом, этот вариант осуществим до
29 октября 2020 года.

2. Полномочия Президента перейдут к первому вице-премьер-министру.

14 октября 2020 года Жогорку Кенеш утвердил новый состав Правительства во главе
с Премьер-министром С.Жапаровым. В тот же день экс-президент С.Жээнбеков подписал соответствующие указы о назначениях.

Согласно Конституции Премьер-министр, Правительство или отдельный член
Правительства вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или
отклоняется Президентом. Принятие отставки Премьер-министра влечет за собой отставку Правительства. До формирования Правительства Премьер-министр и члены Правительства продолжают исполнять свои обязанности (ст.87).

Исполняющий обязанности Премьер-министра может быть освобожден от
исполнения обязанностей на основании заявления, принятого Президентом.

В случае освобождения от должности исполняющего обязанности Премьер-министра его полномочия возлагаются на исполняющего обязанности первого вице-премьер-министра (ч.5 ст.23 конституционного Закона «О Правительстве Кыргызской
Республики»).

Таким образом, в случае отставки Премьер-министра весь состав Правительства
будет продолжать исполнение своих обязанностей до того, как будет сформирован новый состав Правительства. До этого момента и.о. премьер-министра может быть освобожден от временного исполнения своих обязанностей и в таком случае и.о. первого вице-премьер-министра будет исполнять обязанности Премьер-министра и соответственно Президента.

Рассматривая данный вопрос нельзя не отметить о том, что запрет на участие в
досрочных выборах Президента должностными лицами, временно исполняющими
обязанности Главы государства, установлен Конституцией и законодательством
Кыргызстана специально для того, чтобы не допустить возможности использования власти и административного ресурса для оказания влияния на результаты выборов. Досрочные выборы Президента должны быть проведены не позднее 3 месяцев со дня прекращения его полномочий.

Таким образом, следуя логике Конституции, вполне обоснованным будет вывод о том, что должностные лица, которые хотя бы один день исполняли обязанности Президента, вообще не имеют права участвовать в досрочных выборах Главы государства. Если же чиновник, исполнявший обязанности Президента в течение 2 месяцев, уйдет в отставку за несколько дней до выборов, тогда указанный конституционный запрет теряет всякий смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: