Кто может быть назначен на должность председателя врачебной комиссии

Опубликовано: 02.10.2024

1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок) определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

2. Врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

3. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

II. Функции врачебной комиссии

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 2 декабря 2013 г. N 886н в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

4. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1765 пункт 4.1 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части наделения врачебной комиссии медицинской организации полномочиями по принятию решений по вопросам диагностики граждан

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N АКПИ15-895, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 1 марта 2016 г. N АПЛ16-26, подпункт 4.2 пункта 4 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1765 пункт 4.6 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов при отсутствии нормативно-правового регулирования критериев оценки качества медицинской помощи, порядков и стандартов медицинской помощи

4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

по торговым наименованиям;

4.8. направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7. настоящего Порядка;

4.9. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.10. разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.11. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.13. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.14. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г. N 23164);

4.15. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

4.16. выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1550; N 23, ст. 2713; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 33, ст. 4083; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; 2011, N 2, ст. 339);

4.17. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 608);

4.18. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.19. выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4.20. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

4.21. анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

4.22. организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

4.23. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

4.24. рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

4.25. иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

III. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

8. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

9. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

10. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

11. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N АКПИ15-895, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 1 марта 2016 г. N АПЛ16-26, пункт 12 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству

12. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

13. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

13.1. составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.2. подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.3. уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.4. оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее - журнал);

13.5. организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

14. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

15. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

16.3. перечень обсуждаемых вопросов;

16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

17. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

18. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

19. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

20. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

21. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"

Для чего нужна врачебная комиссия?

Для совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

Чем руководствуется врачебная комиссия во время своей деятельности?

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности, Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Какие функции выполняет?

Функции врачебной комиссии перечислены в пункте 4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н. Их всего 25, перечень функций открытый. При этом важно отметить, что конкретные функции врачебной комиссии устанавливаются медицинской организацией в зависимости от видов услуг, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

По решению руководителя медицинской организации врачебная комиссия может принимать участие в организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Состав врачебной комиссии и организация её работы

В отношении состава врачебной комиссии установлено, что комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Конкретное количество членов врачебной комиссии законодательством не определено. Состав врачебной комиссии должен быть утвержден приказом главного врача организации. В качестве членов приглашаются руководители подразделений и врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Руководит работой врачебной комиссии председатель. Председателем врачебной комиссии назначается главный врач медицинской организации.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) осуществляет следующие функции:

- в срок до 15 декабря предшествующего года формирует план-график работы врачебной комиссии (подкомиссии) на следующий год, включая план-график проведения внутренних проверок контроля качества и безопасности медицинской помощи;

- в срок до 30 декабря представляет руководителю организации отчёт о проделанной врачебной комиссией (подкомиссией) работе за год.

Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и её подкомиссий.

Наряду с созданием врачебной комиссии в медицинской организации разрабатывается Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий), которое утверждается руководителем медицинской организации.

Особенности организации и проведения врачебной комиссией (подкомиссией) внутренних проверок и контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Проводимые врачебной комиссией (подкомиссией) внутренние проверки и контроль качества и безопасности медицинской деятельности могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановые проверки и контроль качества медицинской деятельности осуществляются в соответствии с планом-графиком проведения внутренних проверок контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Подробнее о требованиях к организации и осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности можете узнать по ссылке.

Внеплановые проверки проводятся по определённому поводу, в том числе по жалобе или обращению пациента или его законного представителя.

Какие формы документов необходимо разработать для представления результатов работы врачебной комиссии?

Решение Врачебной комиссии (подкомиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

- дата проведения заседания Врачебной комиссии (ее подкомиссии);

- список членов Врачебной комиссии ( подкомиссии), присутствовавших на заседании;

- перечень обсуждаемых вопросов;

- решения Врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Принятое решение также вносится секретарем врачебной комиссии в журнал учета решений врачебной комиссии.

Необходимо также разработать формы письменных ежеквартальных отчетов, а также отчета по итогам года о работе врачебной комиссии и её подкомиссий, которые представляются руководителю медицинской организации.

Кроме того необходимо разработать план-график работы врачебной комиссии на год.

Формы вышеназванных документов должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя медицинской организации.

Базовыми нормативными актами, регулирующими создание и деятельность врачебных комиссий, являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 1 и 2 ст. 48) и Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н).

Законодательная дефиниция врачебной комиссии отсутствует. Вместе с тем системный анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет определить врачебную комиссию как коллегиальный орган медицинской организации, действующий в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

Создание врачебной комиссии

Врачебная комиссия в обязательном порядке должна быть создана в абсолютно любой медицинской организации вне зависимости от того, является она государственной, муниципальной или частной, какое количество специалистов в ней трудится, какие медицинские услуги оказываются.

Решение о создании врачебной комиссии принимается руководителем медицинского учреждения и оформляется соответствующим приказом.

Кроме того руководителем так же утверждается отдельный локальный акт – Положение о врачебной комиссии. В Положении должны быть определены цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, состав врачебной комиссии и иные положения, имеющие значения для ее функционирования.

При необходимости, чаще в больших многопрофильных учреждениях здравоохранения, в составе врачебной комиссии могут быть сформированы подкомиссии. Это так же должно быть отражено в Приказе и Положении. Рекомендуется принять локальный акт о подкомиссиях так же в форме Положения, которое может включаться в число приложений к основному Положению о врачебной комиссии.

Состав комиссии

Врачебная комиссия возглавляется председателем, которым может быть либо руководитель медицинской организации, либо его заместитель.

Председателями подкомиссий назначаются заместители руководителя. При этом в должностные обязанности заместителя должно входить решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (подкомиссии). Председатель несет полную ответственность за деятельность и решения, принимаемые комиссией (подкомиссией). Председатель имеет одного или двух заместителей.

Для обеспечения деятельности комиссии назначается ее секретарь, осуществляющий следующие функции:

  • составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • подготовка материалов для заседания;
  • уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания;
  • оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения;
  • организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

Минимальное число членов комиссии в нормативных документах не определено, однако для минимизации проблем при принятии решения целесообразно включить в ее состав не менее 4 членов, не считая секретаря, председателя и его заместителей.

В нормативно-правовых актах не определены четкие требования к квалификации членов комиссии. Очевидно, что каждый из членов должен иметь диплом о высшем медицинском образовании и действующий сертификат специалиста. Если комиссией исполняются специфические функции, например, экспертиза трудоспособности, то необходимо наличие действующих удостоверений о повышении квалификации на тематических курсах усовершенствования (Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2019 г. по делу № 12-102/2019).

Деятельность врачебной комиссии

Базовой формой осуществление комиссией своих функций является заседание, которые могут проводиться как в плановом порядке, так и внепланово. План-график заседаний утверждается руководителем медицинской организации комиссии с учетом установления периодичности заседаний не реже одного раза в неделю. Нарушение минимально периодичности плановых заседании, даже если иной график предусмотрен в локальном акте медицинской организации, расценивается как нарушение лицензионных требований и влечет привлечение к административной ответственности. (Постановление Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 г. по делу № 5-61/2019)

Внеплановое заседание в ситуациях, требующих принятия срочного решения, проводится на основании решения руководителя по мере необходимости.

По итогам заседания принимается решение, оформляемое в виде протокола. Подробнее о протоколе заседания врачебной комиссии рассказывается в статье «Требования к оформлению решения врачебной комиссии (протоколу врачебной комиссии)».

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Председатель врачебной комиссии обязан предоставлять письменные отчеты о ее деятельности руководителю медицинской организации. Периодичность отчетов – ежеквартально и ежегодно.

Полномочия врачебной комиссии

Приказ № 502н определяет широкий спектр функций, выполняемых врачебными комиссиями. К ним относятся:

  1. Принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.
  2. Определение трудоспособности граждан.
  3. Продление листков нетрудоспособности в случаях:
    • когда срок временной нетрудоспособности превысил 15 календарных дней;
    • выдачи и продления листка нетрудоспособности за прошедшее время.
  4. Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу.
  5. Проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников
  6. Оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.
  7. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):
    • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
    • по торговым наименованиям.
  8. Направление в Росздравнадзор сообщений о выявленных случаях:
    • побочных действий лекарственных препаратов, не указанных в инструкции к ним;
    • серьезных и/или непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе когда это повлекло необходимость замены препарата на не входящих в стандарт лечения или на препарат с конкретным торговым наименованием.
  9. Оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации
  10. Разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов.
  11. Изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины.
  12. Разработка мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента.
  13. Принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации
  14. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов в специальном порядке, в том числе:
    • наркотических и психотропных лекарственных препаратов;
    • лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
  15. Проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи по квотам.
  16. Вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан.
  17. Выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
  18. Осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.
  19. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  20. Выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
  21. Вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред
  22. Анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями.
  23. Разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями.
  24. Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).
  25. Взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с ФОМС, ФСС, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями.
  26. Рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.
  27. Осуществление иных функций, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Представленный список является общим, его механически перенос в Положение о конкретной врачебной комиссии недопустим, поскольку ряд функций зависят от профиля медицинской организации и имеющейся лицензии.

Остановимся подробнее на некоторых функциях врачебной комиссии

Контроль качества медицинской помощи

Функция контроля качества медицинской помощи является одной из основных и осуществляется всеми врачебными комиссиями. Ее выполнение включает в себя мероприятия по:

  • оценке соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработке мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • изучению каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины, а так же по разработке мероприятий для устранения нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента;
  • организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • рассмотрению обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.

Принятия решений о назначении лекарственных средств

Участие врачебной комиссии в назначении лекарственных препаратов регламентируется Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н

Соответствующее решение комиссии требуется для назначения лекарственных средств:

  • при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям);
  • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
  • по торговым наименованиям;
  • при одновременном назначении одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
  • при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности лечения пациента и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.;
  • гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения;

Принятия решений о назначении наркотических и психотропных лекарственных средств

Наркотические и психотропные препараты назначаются врачебной комиссией при одновременном наличии следующих условий:

  • препараты входят списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681;
  • препараты назначаются впервые;
  • руководителем медицинской организации принято решение о необходимости согласования назначения таких лекарственных препаратов с врачебной комиссией.

Продление листков нетрудоспособности

Как было отмечено выше, врачебная комиссия, согласно ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее — Приказ № 624н) своим решением продлевает листки нетрудоспособности на срок свыше 15 дней, а так же выдает и продляет их за предыдущее время. Все члены комиссии (подкомиссии) при этом должны иметь действующие документы, подтверждающие прохождение обучения по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Проведение экспертизы профессиональной пригодности

Врачебная комиссия может определять профессиональную пригодность работников и принимать решение о допуске (недопуске) к работе . Так в соответствии с ч. 3 ст. 24 ФЗ № 323 работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Данное полномочие реализуется врачебной комиссией при проведении медицинских осмотров. На данный вид деятельности у медицинской организации должна иметься лицензия. Важно отметить, что помимо работников, занятых на вредных и опасных работах, медицинские осмотры проходят так же несовершеннолетние работники, педагоги, работники розничной торговли, работники, деятельность которых связана с управлением транспортом, и т.д. Перечни медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности устанавливаются Постановлениями Правительства РФ.

Принятия решений о направлении пациента на медико-социальную экспертизу

Кроме того, врачебная комиссия направляет пациента для прохождения медико-социальной экспертизы при:

  • очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности;
  • благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза (ч. 4 ст.59 ФЗ № 323).

Выдача заключений и справок

Немаловажной функцией врачебной комиссии является выдача заключений и справок.

Приказ № 502н предусматривает возможность выдачи врачебной комиссией:

  • вынесения медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • выдачи заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
  • выдачи справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред.

Относительно последнего пункта, следует отметить, что согласно ст. 13 Закона Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает, что у живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. При этом согласно ст. 16 данного закона учреждение здравоохранения, врачебная комиссия которого вынесла заключение, несет ответственность, если здоровью донора или реципиента причинен вред в результате ошибок, допущенных при оценке комиссией состояния здоровья донора.

Таким образом, врачебная комиссия медицинской организации в процессе своей деятельности принимает множество решений, имеющих как медицинское, так и юридическое значение. В этой связи необходимо соблюдение всех нормативных предписаний, начиная с момента ее создания. Любое нарушение этих требований может расцениваться контролирующими и судебными органами как нарушение лицензионных требований и, как следствие, являться основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности, а в некоторых случаях — для приостановки действия лицензии на медицинскую деятельность.

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Например

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

Положение о врачебной комиссии.

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

правовые основания деятельности;

цели и задачи;

порядок создания;

структуру и численный состав;

правила деятельности;

функции (круг решаемых вопросов);

порядок принятия решений;

порядок замещения отсутствующих членов;

порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции.

Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

совершенствование организации оказания медицинской помощи;

принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

председатель;

заместитель председателя (один или два);

секретарь;

члены комиссии.

Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Протоколы врачебной комиссии;

Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

Оформление решения врачебной комиссии на получение бесплатного лекарства фото

Нельзя отказывать в выделении лекарства, даже если документы, дающие право на бесплатное получение лекарства, составлены неправильно.

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства. По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13).

Право на бесплатное лекарство

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Также было представлено решение врачебной комиссии о назначении препарата.

Подтверждая своё право на бесплатные лекарства, пациент сослался на статус инвалида второй группы (с бессрочно установленной инвалидностью).

Отказ в предоставлении бесплатного лекарства

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Суд обязал региональные власти предоставить лекарственный препарат немедленно.

anti-age едицина семинар.jpg

Право на бесплатное лекарство по жизненным показаниям

В своём решении суд сослался на несколько нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Врачебная комиссия неправильно составила документ

Департамент здравоохранения обратился в областной суд с обжалованием. Как заявили чиновники, согласно требованиям Федерального закона, а именно в ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ, врачебная комиссия может обходить Стандарт медицинской помощи. Но само решение врачебной комиссии должно быть правильно составлено, где также необходимо оформлять протокол решения. Поэтому пациенту и было отказано, так как документы были оформлены не должным образом.

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

Баллы НМО для неврологов кардиологов терапевтов курс.jpg

Медицинских документов нет, значит нет права на получение лекарства

Суд апелляционной инстанции удовлетворил жалобу Департамента здравоохранения, отменив решение районного суда.

В своем решении суд отметил:

в стандарте медпомощи указанного лекарства нет;

пациент не предоставил в суд медицинских документов, составленных надлежащим образом, которые подтверждали бы назначение этого препарата врачебной комиссией;

соответсвенно, оснований для покупки инвалиду лекарства за счет региона нет.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ. Коллегия, рассматривавшая кассационную жалобу пациента, указала, что решение районного суда является правильным. Суд апелляционной инстанции ошибся и не обратил внимание на следующие обстоятельства.

Пациент не отвечает за надлежащее оформление медицинских документов

Суд апелляционной инстанции не принял эти документы в качестве решений врачебных комиссий, потому что они были оформлены с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии.

Суд должен учитывать, что за деятельность врачебной комиссии пациент не несет ответсвенности. За это отвечает председатель врачебной комиссии.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Но вопреки всему чиновники самоустранились от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжелом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию.

Поэтому решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено.

Читайте также: