Кто осуществляет подбор кандидата на должность машиниста сспс

Опубликовано: 01.07.2024

от 30 мая 2011 года N 1172р

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 6 февраля 2014 года N 289р
____________________________________________________________________

В целях обеспечения безопасности движения поездов при эксплуатации специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу при выполнении работ на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД":

2. Начальникам железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":

б) обеспечить в установленном порядке его изучение и проверку знаний.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента ОАО "РЖД" Воробьева В.Б.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 30 мая 2011 года N 1172р

Временное типовое руководство по эксплуатации специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу на инфраструктуре ОАО "РЖД"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Временное типовое руководство по эксплуатации специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу на инфраструктуре ОАО "РЖД" (далее - Временное руководство) устанавливает порядок эксплуатации грузовых, легковых автомобилей, экскаваторов и другой техники на колесном или гусеничном ходу, на раме которых установлены металлические колеса для движения по рельсам железнодорожного пути, особенности которого не регламентированы нормативными документами МПС России, Минтранса России и ОАО "РЖД", а также порядок действий работников железнодорожного транспорта при его эксплуатации.

1.2. В настоящем Временном руководстве применяются следующие сокращения:

ССПС - специальный самоходный подвижной состав;

ССПС КХ - специальный самоходный подвижной состав на комбинированном ходу;

ТРА - техническо-распорядительный акт станции;

ШЧ - дистанция сигнализации, централизации и блокировки;

СЦБ - устройства сигнализации, централизации и блокировки;

ЧТО - частичное техническое освидетельствование;

ПТО - полное техническое освидетельствование;

ДСП - дежурный по станции;

ДНЦ - диспетчер поездной.

1.3. При эксплуатации ССПС КХ на железнодорожных путях общего и необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", на него распространяются требования следующих нормативных документов МПС России, Минтранса России и ОАО "РЖД" предъявляемые к специальному самоходному подвижному составу (далее - ССПС):

Инструкции о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС Российской Федерации 16 ноября 2001 года N ЦД-862 (далее - инструкция N ЦД-862);

Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденной МПС России 13 февраля 2003 года N ЦРБ-934 (далее - инструкция N ЦРБ-934);

Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС России 28 июля 1997 года N ЦП-485 (в редакции Приказа МПС от 20.12.99 N 17 ЦЗ, указаний МПС от 12.05.2000 N С-1334у и от 20.11.2002 N Н-1110у) (далее - инструкция N ЦП-485);

Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной 29 июня 1998 года N ЦП-566 (в редакции Письма МПС России от 07.09.98 N ЦПТ-43/9) (далее - инструкция N ЦП-566);

Инструкции по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог РФ, утвержденной МПС России 30 июня 2000 года N ЦП-769 (далее - инструкция N ЦП-769);

Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 17 декабря 2010 года N 2624 (далее - нормы N 2624);

Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, утвержденных МПС России 24 февраля 1999 года N ПОТ РО-32-ЦП-652-99 в редакции указания МПС России от 23 июня 2000 года N С-1892у (далее - правила N ПОТ РО-32-ЦП-652-99);

Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 года N ЦШ-530 (далее - инструкция N ЦШ-530);

Положения "О порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин", утвержденного приказом МПС России от 17 апреля 2000 года N 9Ц (далее - приказ N 9Ц);

Положения об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 26 января 2005 года N 2191р в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 26.07.2007 N 304р, от 07.10.2008 N 2130р, от 24.12.2009 N 2662р (далее - положение N 2191р);

Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" 31 марта 2010 года N 684р в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18 октября 2010 года N 2146р (далее - регламент переговоров N 684р).

Другими документами, регулирующими эксплуатацию соответствующего типа ССПС КХ, а также иными нормативными документами МПС России, Минтранса России и ОАО "РЖД", касающимися вопросов эксплуатации ССПС.

1.4. Требования, изложенные в настоящем Временном руководстве, обязательны для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), а также работниками ОАО "РЖД", осуществляющими эксплуатацию ССПС КХ на инфраструктуре ОАО "РЖД".

1.5. Эксплуатация ССПС КХ на инфраструктуре ОАО "РЖД" должна осуществляться в соответствии с положениями настоящего Временного руководства, на основании инструкций, разработанных с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаемых начальником Дирекции инфраструктуры.

1.6. Чертежи узлов и деталей ССПС КХ и технические условия на их изготовление утверждаются поставщиком по согласованию со структурным подразделением ОАО "РЖД", осуществляющим функции заказчика (далее - заказчик). Вносить изменения в конструкцию основных узлов принятого в эксплуатацию ССПС КХ допускается только с разрешения заказчика.

1.7. Вновь построенный ССПС КХ до сдачи в эксплуатацию должен быть сертифицирован в порядке, установленном законодательством, испытан и принят от поставщика в порядке, установленном ОАО "РЖД".

ССПС КХ прошедший капитальный ремонт должен быть принят от поставщика в порядке, установленном ОАО "РЖД".

1.8. Каждая единица ССПС КХ должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:

- технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации;

- наименование владельца ССПС КХ;

- номер (государственный регистрационный знак);

- табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;

- идентификационные и приемочные номера на составных частях в местах, установленных нормативно-технической документацией;

- дата и место производства установленных видов ремонта;

- конструкционная скорость для движения по железнодорожным путям;

- наименование организации приписки;

- таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов;

- число мест для сидения на ССПС КХ, предназначенного для доставки работников к месту производства работ;

- максимальная грузоподъемность и дата проведения следующего ЧТО и ПТО на ССПС КХ, оборудованных крановыми установками и монтажными вышками.

Другие знаки и надписи на ССПС КХ наносятся в соответствии с требованиями конструкторской документации.

1.9. Каждая единица ССПС КХ должна иметь:

формуляр (паспорт), составленный поставщиком или разработчиком конструкторской документации;

руководство по эксплуатации ССПС КХ или техническое описание и инструкцию по эксплуатации;

руководство по эксплуатации системы обеспечения безопасности движения поездов;

паспорта воздушных резервуаров, имеющихся на ССПС КХ;

паспорта (формуляры) и инструкции по эксплуатации основных комплектующих изделий: силовой установки, гидропередачи, генератора и других изделий - согласно ведомости эксплуатационных документов.

Формуляр и другая эксплуатационная документация, включая документацию установленных на ССПС КХ комплектующих изделий, должны храниться у лица, ответственного за его эксплуатацию и содержание. Руководство или инструкция по эксплуатации должны находиться у машиниста.

1.10. Формуляр, а также паспорта установленных на ССПС КХ комплектующих изделий должны регулярно заполняться лицом, ответственным за эксплуатацию ССПС КХ, в соответствии с имеющимися в них разделами и пунктами.

1.11. На каждой находящейся в эксплуатации единице ССПС КХ должны быть:

журнал учета работы ССПС, периодических технических обслуживаний и ремонтов (приложение N 4 к инструкции ЦРБ-934);

журнал учета работы на железнодорожном пути (приложение А);

основные запчасти согласно ведомости эксплуатационной документации;

средства пожаротушения в соответствии с нормами N 2624 в количестве, требуемом для оснащения аналогичного типа ССПС;

два тормозных башмака, которые должны иметь соответствующую окраску и клеймо;

сигнальные приборы и принадлежности: два духовых рожка, два комплекта сигнальных флагов (красного и желтого цветов), 6 штук петард на однопутном и 12 штук на двухпутном участке, два ручных сигнальных фонаря;

аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

1.12. Для движения по железнодорожным путям ССПС КХ должен быть оборудован:

- устройством для движения по рельсам железнодорожного пути;

- штатным шунтирующим устройством;

- временным шунтирующим устройством;

- прибором безопасности движения поездов с регистрацией параметров движения (тип прибора безопасности уточняется на каждый тип ССПС КХ в техническом задании и конструкторской документацией);

- жестким сцепным устройством, для сцепления с транспортным средством железнодорожного транспорта в случае аварийного транспортирования ССПС КХ;

alt="Контроль за сотрудниками на железнодорожном транспорте стал строже. Фото: Виктор Васенин" />
Контроль за сотрудниками на железнодорожном транспорте стал строже. Фото: Виктор Васенин

Управлять поездами запретили осужденным или подозреваемым в преступлениях, связанных с экстремизмом и терроризмом. По новым положениям закона о железнодорожном транспорте организациям нельзя принимать их на работу, непосредственно связанную с движением поездов, а уже работающих нужно уволить.

С формальной точки зрения осужденных с погашенной судимостью нельзя ограничить в каких-либо правах, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Терроризм, конечно, случай особый. "Но и найти среди машинистов тех, кто были бы осуждены за терроризм, это что-то из разряда фантазий", - отмечает эксперт. На железнодорожном транспорте и так действует очень серьезный отбор, поясняет он.

Тем не менее экзамены для получения свидетельства на управление подвижным составом придется проходить всем. Поправки в закон вступили в силу в конце января этого года, а сейчас этот процесс набирает обороты.

После стартовой волны экзаменовки уже выданы первые свидетельства на право управления подвижным составом по новым правилам, рассказали "РГ" в Ространснадзоре. Выдаются такие документы безвозмездно и являются бессрочными. Свидетельства, выданные ранее, будут действовать до указанного в них срока. Если же срок не определен, заменять их будут в случае утраты или порчи.

Есть и те, кто не смог сдать экзамен. Так, на Урале в двух группах экзамены уже сдавали 39 кандидатов, трое сдать не смогли. В Центральном регионе из 21 кандидата экзамен не сдал один, на Северо-Западе из 23 не сдали трое. В Сибири в двух группах экзамен сдавали 45 человек, из них не сдали шестеро. А вот на Дальнем Востоке из 18 кандидатов испытания не прошел никто. Вопросы касались правил технической эксплуатации железных дорог в России, организации движения поездов, правил поведения в нестандартных ситуациях, а также специфики управления подвижным составом, поясняют в Ространснадзоре. Так что от проверки профессиональных знаний зависит безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Провалившие экзамен получат шанс пересдать. Все же главное - не проредить штат машинистов, а повысить их профессиональный уровень. "Внесенные изменения позволили создать условия для формирования единой современной системы допуска к управлению железнодорожным подвижным составом исключительно квалифицированных специалистов", - подчеркивают в Ространснадзоре.

Ранее документы на право управления тяговым подвижным составом на путях общего пользования выдавала компания "Российские железные дороги", а на путях необщего пользования - их владельцы. Те свидетельства не были документами государственного образца, соответственно и единых требований к их получению не существовало.

Теперь контроль за кадровым составом на железнодорожном транспорте стал строже. Ужесточается также учет лиц, имеющих право на управление железнодорожным подвижным составом. Всех машинистов, получивших свидетельства, занесут в единый реестр, который будет также вести Рос­транснадзор. Помимо экзаменов для получения свидетельства каждый кандидат должен представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний и копию документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения.

"Не умаляя значимости машинистов грузовых локомотивов, нужно сказать, что на машинистах, управляющих пассажирским составом, лежит особая ответственность. Контроль уровня профессиональных знаний и навыков в этой сфере очень важен. А если у кого-то были сложности при сдаче экзамена, то это лишь отражает объективную ситуацию", - говорит вице-президент ассоциации "Желдорразвитие" Николай Березин. Не сдавшим экзамен стоит задуматься над повышением своего профессионального уровня, добавляет он.

Список запретов на работу для судимых постепенно расширяется. В начале года появилась информация о том, что к списку ограничений на трудоустройство для бывших заключенных планируется добавить еще один пункт.

Предполагается, что за руль такси и общественного транспорта не смогут сесть люди, отсидевшие срок за убийство, сексуальные преступления, терроризм. Соответствующие поправки планируется внести в Трудовой кодекс, а также ряд других законов.

Как пояснили "РГ" эксперты, в случае принятия поправок справки об отсутствии судимости будут требовать у водителей в том числе интернет-агрегаторы такси.

Сейчас в больших городах уже не принято голосовать у обочины, это анахронизм. В основном такси заказывают с помощью специальных приложений на смартфоне или вызывают по телефону. Поэтому человек с тяжелым клеймом в биографии не сможет подключиться к интернет-агрегатору и зарабатывать на жизнь извозом.

Фото: iStock

В Трудовом кодексе уже есть несколько статей, предусматривающих запреты для бывших осужденных. Судимого не возьмут в школу учителем или тренером в детскую спортивную секцию. Человек, отсидевший срок, должен забыть о госслужбе, работе на стратегических предприятиях и т.д. В итоге так получается, что судимый гражданин на практике вечно находится как бы под подозрением.

Поэтому многие после освобождения сталкиваются с проблемой: некуда пойти, нигде не берут на работу. Причем нередко бывшему сидельцу отказывают в приеме даже там, где, в принципе, могли бы взять - закон не запрещает. Но кадровики предпочитают перестраховаться. Есть риск, что в случае принятия поправок таксопарки также не будут разбираться в юридических тонкостях, погашена судимость или нет, была за тяжкое преступление или нетяжкое и т.п.

Поэтому, по мнению многих экспертов, предлагаемые ограничения надо детально прорабатывать, в том числе стоит дополнительно обсудить их необходимость. Работа в такси оставалась одной из возможностей, где на справку не посмотрят и дадут шанс начать жизнь с чистого листа. Тем не менее есть и другая сторона: а вдруг гражданин и вправду не перестал быть опасным?

Надо более четко прописать список запретов на профессию, причем четко разграничить виды "биографических пятен": далеко не каждая судимость должна включать человека в списки нежелательных персон повсюду. Какие-то двери для человека, решившего исправляться, обязательно должны оставаться открытыми. С другой стороны, в чувствительных сферах нужен дополнительный контроль, и разумные ограничения допустимы.

1.1. Обеспечить рабочее место дежурного по железнодорожной станции списками бригад специального самоходного подвижного состава (далее - ССПС) и специального несамоходного подвижного состава (далее - СНПС) структурных подразделений, имеющих право выезда на пути общего пользования ОАО «РЖД», с отметкой о проверке знаний ТРА станций участков обслуживания, за подписью начальника структурного подразделения.

1.2. Комплектование бригад ССПС проводится два раза в год до 30 апреля к летне-путевым работам и до 31 октября к работе в зимний период, с учётом данных психофизиологического обследования и опыта работы. К машинисту, водителю ССПС со стажем работы менее года прикреплять помощника, проработавшего в этой должности не менее года или имеющего свидетельство на право управления ССПС. Комплектование бригад СНПС производить в соответствии с ежемесячным графиком смен.

Запрещается комплектование бригады ССПС или СНПС при наличии у машиниста и помощника машиниста предупредительных талонов № 3 (красного цвета).

1.3. Обеспечивать проведение предрейсового инструктажа перед первой совместной поездкой вновь сформированной бригады ССПС с записью в журнале инструктажа и служебном формуляре формы ТУ-57. Изменения персонального состава бригады допускаются в порядке исключения с письменного разрешения начальника структурного подразделения или его заместителя. Цель предрейсового инструктажа - качественная подготовка бригады к предстоящей работе, повторение нормативных документов, относящихся к кругу обязанностей работников бригады ССПС, ТРА станций на участке обслуживания, правил охраны труда и противопожарной безопасности, имевших место случаев производственного травматизма, нарушений безопасности движения, которые привели или могли бы привести к тяжким последствиям, их обстоятельств и причин, а также закрепление знаний по охране труда и безопасности движения.

1.4. Запретить самостоятельный выезд ССПС, не оборудованного или с просроченными видами обслуживания и ремонта приборами безопасности движения (КЛУБ-П или КЛУБ-УП).

1.5. Запретить выезд ССПС с мест дислокации к месту работ самостоятельно при неисправности приборов безопасности КЛУБ-П, КЛУБ-УП.

1.6. Ежегодно обеспечивать бригады ССПС выкопировками схем станций обслуживаемых участков с указанием номеров путей, стрелок, светофоров; выписками из приказа начальника Свердловской дирекции инфраструктуры по скоростям движения, ежеквартально принимать зачеты по ТРА станций обслуживаемых участков.

1.7. Обеспечить 100% и качественную дешифрацию кассет записей параметров движения ССПС, оборудованных системой безопасности КЛУБ-УП, и более эффективное использование их данных по контролю за управлением тормозами ССПС (поезда) и порядка подъезда к светофорам с запрещающим показанием.

При выявлении нарушений порядка подъезда машинистами, водителями ССПС к запрещающим сигналам, файл дешифрации кассеты обязан рассмотреть лично начальник структурного подразделения в 3-х суточный срок и провести разбор с причастными.

1.8. Руководителям структурных подразделений ежегодно по утвержденному графику проводить собеседования с каждым машинистом и помощником машиниста ССПС и СНПС об их значимости в обеспечении безопасности движения поездов, с записью в формуляр машиниста формы ТУ-57. Цель проведения собеседования - повысить роль машиниста, помощника машиниста ССПС и СНПС в обеспечении безопасности движения, определить подготовленность членов бригад ССПС обеспечивать безаварийную работу, а также мобилизовать их на выполнение требований ПТЭ, действующих инструкций, приказов и указаний, касающихся содержания и эксплуатации ССПС и СНПС.

1.9. При перерыве в работе свыше десяти календарных дней бригады ССПС и СНПС допускать к самостоятельной работе только после дополнительного инструктажа.

Дополнительный инструктаж проводится лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию ССПС и СНПС, с записью в формуляр формы ТУ-58 машиниста (водителя) и помощника машиниста (водителя).

1.10. Руководителям структурных подразделений проводить контрольные проверки, контрольно-инструкторские поездки и внезапные проверки, уделяя особое внимание работе ССПС на удаленных станциях базирования.

1.11. Ежемесячно организовывать в структурных подразделениях совещания с бригадами ССПС и СНПС, на которых подводить итоги работы по обеспечению безопасности движения и трудовой дисциплины с оформлением протокола, разработкой мер по повышению качества их работы.

1.12. Главным инженерам дирекций в месячный срок, главным инженерам структурных подразделений в недельный срок рассматривать итоги весеннего и осеннего комиссионных контрольно-технических осмотров ССПС и СНПС с разработкой корректирующих мер по повышению их технической готовности.

1.13. С целью повышения эффективности работы машинистов-инструкторов ССПС, ежеквартально заслушивать их отчеты в Свердловской дирекции инфраструктуры (сектор ССПС) с участием дорожного ревизора по безопасности движения поездов по ССПС и ежемесячно – заместителем начальника Свердловской дирекции инфраструктуры в регионе с участием отраслевого ревизора по безопасности движения поездов по ССПС (по территориальному управлению). При получении машинистом-инструктором неудовлетворительной оценки два месяца подряд, он заслушивается в Свердловской дирекции инфраструктуры.

2. Бригадам специального самоходного подвижного состава:

2.1. Проходить предрейсовый медицинский осмотр и послерейсовую алкометрию при одновременной явке всех членов бригады ССПС и СНПС, с обязательным предъявлением удостоверения личности фельдшеру предрейсового медицинского осмотра (далее - ПРМО).

2.2. Перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников бригад ССПС и СНПС, и проходить предрейсовый инструктаж по безопасности движения поездов.

2.3. Обеспечить чёткое и осознанное соблюдение Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Немедленно прекратить все переговоры по радиосвязи при следовании на запрещающий сигнал светофора.

Исключить любое устранение неисправности на ССПС и СНПС при следовании на запрещающее показание сигнала светофора до полной его остановки.

Исключить приведение в движение ССПС или поезд при отсутствии уверенности у бригады в правильности восприятия сигнала или указания ДСП или ДНЦ.

В случае потери ориентации места расположения светофора и его показания, немедленно принять меры к остановке ССПС (поезда).

В случае потери машинистом ССПС возможности управлять ССПС при движении по перегону, помощник машиниста ССПС обязан применить все средства для остановки ССПС и передачи информации ДСП станций, ограничивающих перегон (ДНЦ), для согласования вывода ССПС с перегона.

В случае потери машинистом СНПС возможности управлять рабочими органами СНПС, немедленно сообщить ДСП и машинисту ведущего локомотива или ССПС и оказать первую помощь машинисту.

2.4. Запрещается эксплуатация ССПС с истекшими сроками проверки поездной радиосвязи, системы безопасности КЛУБ или автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН), а также выезд в рейс ССПС при неисправности хотя бы одного из устройств приборов безопасности.

Запрещается эксплуатация СНПС при отсутствии или неисправности поездной и маневровой радиосвязи.

2.5. Управление движением ССПС производить только двумя лицами - машинистом (водителем) и помощником машиниста (водителя).

2.6. К работе в должности машиниста ССПС и СНПС допускается работник, прошедший подготовку с отрывом от производства в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на такую подготовку и аттестацию, в соответствии с требованиями распоряжения ОАО РЖД» от 17 января 2015 г. № 66р «О проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД».

2.7. Обеспечить достоверность данных, вносимых в электронный маршрутный лист формы АУ-12 и другие отчётные документы.

2.8. Машинист (водитель) не имеет права передавать управление путевой машиной другому лицу, за исключением дублера машиниста (водителя), утвержденного приказом на обкатку.

Разрешается передача управления ССПС и СНПС помощнику машиниста (водителя), имеющему свидетельство на право управления конкретным видом ССПС, СНПС, с целью его практической подготовки к самостоятельной работе в качестве машиниста (водителя), под личную ответственность машиниста (водителя) при наличии записи закреплённого машиниста-инструктора в служебных формулярах машиниста (водителя) и помощника машиниста (водителя), а при выполнении пробных поездок в процессе практического обучения для получения прав управления - только в присутствии машиниста (водителя).

Запрещается машинисту (водителю) ССПС и СНПС передавать управление ССПС и СНПС помощнику машиниста (водителя) в течение первого года работы.

2.10. Машинисту во время работы запрещается отлучаться с ССПС и СНПС. в исключительных случаях, когда возникает такая необходимость, разрешается оставить ССПС и СНПС под наблюдением помощника машиниста, предварительно сообщив об этом диспетчеру, а на станции - дежурному по железнодорожной станции. После получения разрешения остановить ССПС и СНПС на месте, обеспечив безопасность пропуска подвижного состава, затормозить и закрепить от самопроизвольного ухода.

2.11. В отсутствие машиниста (водителя) запрещается другим работникам железнодорожного транспорта приводить в движение ССПС и СНПС.

1. К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

2. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимое для исполнения должностных обязанностей.

Порядок профессионального отбора, в т. ч. определения психофизических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте).

Так, Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц (БНА РФ. 1998. N 1) утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах.

В Положении определен порядок прохождения профессиональной подготовки, закреплены требования, которые предъявляются к лицам, направляемым на профессиональную подготовку и допускаемым к теоретическим и практическим испытаниям.

В соответствии с п. 4 Положения профессиональная подготовка машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Для лиц с высшим и средним специальным образованием по тяговым специальностям разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

Лица, направляемые на профессиональную подготовку, должны иметь группу профессиональной пригодности в соответствии с медицинскими указаниями по проведению психологических обследований в локомотивном хозяйстве, утв. указанием МПС России от 25 ноября 1993 г. N 226у.

К теоретическим испытаниям на право управлять локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизель-поезд) на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии: квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава не ниже 3 разряда; стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива, установленного названным Положением; свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения (п. 2 Положения).

3. Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц (БНА РФ. 2000. N 3) утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

К профессиональной подготовке на профессию помощник машиниста локомотива допускаются лица, имеющие:

А) медицинскую карту с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе помощником машиниста локомотива;

Б) заключение о психологической профессиональной пригодности не ниже 1 группы по результатам профессионального отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами МПС России, утвержденными в установленном порядке.

Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям "Локомотивы", "Электрический транспорт", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог", могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива (при представлении документов, перечисленных в подп. "а" и "б" п. 4 Положения) без дополнительного обучения. Для этой категории лиц разрешается также проводить подготовку помощников машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

Лица, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по указанным выше специальностям, могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощника машиниста после профессиональной подготовки без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

4. В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873).

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лицам, достигшим 16-летнего возраста;

Автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;

Составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

Трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается также самостоятельная подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. ст. 25, 26 Закона).

5. Как предусмотрено ст. 53 ВК, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения при наличии сертификата (свидетельства).

Подготовка специалистов соответствующего уровня проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензии (ст. 54 ВК).

6. Повышенные требования установлены при приеме на работу членов экипажей судов: проведение освидетельствования, истребование документов о необходимом образовании (для занятия должностей командного состава, например капитана, штурмана, требуется наличие двух документов - о соответствующем специальном образовании и о праве на управление судном конкретной группы, а также определенный стаж плавания).

Статья 57 КТМ обязательным условием приема на работу на судно всех членов экипажа предусматривает получение согласия капитана судна.

7. В ч. 2 ст. 328 в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, например, водителей транспортных средств и кандидатов в водители - определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации "Об организации проведений предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств". Указанный документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно организовать этот участок работы, способствующий обеспечению безопасности дорожного движения (см. приложение к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 // Новая аптека. 2004. N 7).

Пригодность к выполнению трудовых обязанностей при поступлении на работу работников плавсостава определяется на основании Инструкции о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров плавсостава морского, речного, рыбопромыслового флотов, флота других министерств и ведомств СССР и лиц, поступающих в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах, утв. Приказом Минздрава СССР от 6 сентября 1989 г. N 511 "Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства". Этим Приказом также утверждены Список профессий плавающего состава (по группам с учетом выполняемой работы), работники которых подлежат обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медосмотрам (приложение 7), Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава и поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 8), Перечень дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава, дальнейшей их работе в плавсоставе, а также поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 9). (См. СПС "КонсультантПлюс".)

На железнодорожном транспорте действует Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 (СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4506). В нем профессии и должности работников распределены по 6 группам: группа машинистов, водителей и их помощников; диспетчерско-операторская группа; станционно-маневровая группа; группа, обслуживающая поезда в пути следования; группа пути; группа энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Круг лиц, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, сроки проведения таких осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию, определены Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (БНА РФ. 1999. N 18 - 19).

Согласно п. 9 Положения решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно-экспертная комиссия ЛПУ МПС России, которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в т. ч. предусмотренной производственной практикой в период обучения в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта.

Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

Предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад проводятся в целях осуществления комплексной оценки физического, психоэмоционального и, при необходимости, психологического состояния этих работников для предотвращения допуска к рейсу лиц в состоянии нетрудоспособности или пониженной работоспособности. Порядок их проведения регламентируется Инструкцией о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утв. МПС России 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 и введенной в действие указанием МПС России от 6 июля 1998 г. N В-788у (СПС "КонсультантПлюс").

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2005 г. N 796 (БНА РФ. 2006. N 9).

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность машиниста - инструктора бригад специального железнодорожного подвижного состава подразделения «Технические технологии» (далее - Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава) Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО «РЖД» (далее Учреждение).

1.2. На должность машиниста - инструктора бригад специального железнодорожного подвижного состава назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

с опытом практической работы:

Особые условия допуска к работе машиниста - инструктора бригад специального железнодорожного подвижного состава :

1.3. Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава должен знать:

1.4. Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава должен уметь:

1.5. Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава подчиняется директору центру Учреждения и начальнику подразделения «Технические технологии»

2. Трудовые функции

3. Должностные обязанности

Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава имеет право:

4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности машиниста - инструктора бригад специального железнодорожного подвижного состава .

4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию машиниста - инструктора бригад специального железнодорожного подвижного состава .

4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

5. Ответственность

Машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава несет ответственность за:

5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

5.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора центра Учреждения.

5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

За вышеперечисленные нарушения машинист - инструктор бригад специального железнодорожного подвижного состава может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного подвижного состава, машинистами кранов на железнодорожном ходу» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 829н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Читайте также: