Кто освобождает от должности волжского природоохранного прокурора

Опубликовано: 02.10.2024

В преддверии 25-летия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры хотелось бы немного рассказать историю данного надзорного органа.

Начало формирования системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985-1986 гг. Тогда были созданы Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях.

На пороге 90-х годов для всех стала очевидным необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье. И тогда родилась Волжская природоохранная прокуратура.

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России специализированная природоохранная прокуратура с дислокацией в городе Калинине (сейчас Тверь), как орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга.

В октябре 1990 года приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги. В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР В.Г. Степанкова в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

Таким образом, в настоящее время Волжской природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповцкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская).

Образование единой системы природоохранных прокуратур на Волге – это качественно новый подход к организации прокурорского надзора, но как свидетельствует наш опыт – единственно правильный. Именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне. Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений, позволяет на деле противостоять местническим и узковедомственным интересам в использовании природных ресурсов.

Благодаря преимуществам специализации природоохранные прокуроры более квалифицированно реагируют на экологические правонарушения, добиваются реального устранения нарушений законов и привлечения виновных к ответственности.

За 25-летний период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

В последнее время средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных сдерживающих сил от дальнейшего распространения экологических правонарушений.

Надзор за исполнением водного, лесного, земельного законодательства, об экологической экспертизе, о захоронении и утилизации промышленных и бытовых отходов, о животном мире, о рыбных запасах, недрах, атмосферном воздухе, наиболее неблагополучными в экологическом отношении предприятиями, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, контролирующими органами региона – вот далеко не исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры.

Первым Волжским межрегиональным природоохранным прокурором был Виноградов Валерий Павлович – Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры России, государственный советник юстиции 3 класса, Академик Российской экологической академии, Член-корреспондент РАЕН, кавалер ордена «Знак почета», Мастер спорта СССР по боксу.

Далее, вплоть до апреля 2014 года прокуратуру возглавляла Солдатова Вера Анатольевна Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры России, государственный советник юстиции 3 класса.

С августа 2014 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации на должность Волжского межрегионального природоохранного прокурора назначен Первый заместитель прокурора Московской области государственный советник юстиции 3 класса Селифанов Вениамин Вениаминович.

Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру возглавляет в настоящее время и.о. прокурора младший советник юстиции Чепурков Олег Сергеевич.

Работа Ивановской межрайпрокуратуры в 2014 году строилась на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, анализа экологической ситуации в Ивановской области, а также поступающей информации от контролирующих органов, граждан, средств массовой информации.

В 2014 году выявлено более 1800 нарушений экологического законодательства, с целью устранения которых внесено 248 представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 159 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 188 протестов. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 76 виновных лиц, по направленным материалам возбуждено 3 уголовных дела. По результатам общенадзорных проверок в суды общей юрисдикции и Арбитражный суд Ивановской области подготовлено и направлено 81 исковое заявление.

Наиболее проблемными и требующими внимания вопросами в Ивановской области являются обращение с отходами производства и потребления, в том числе с биологическими отходами, охрана и использование особо охраняемых природных территорий, охрана вод при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.

Так, в результате поступательной работы и принятых прокуратурой мер к ФГУ «Санаторий Плес», во исполнение решения Приволжского районного суда Ивановской области ответчиком произведены работы по капитальному ремонту очистных сооружений. Общая сумма затраченных денежных средств в рамках исполнения судебного решения составила 23 028 329 рублей. По результатам выполненных работ достигнута нормативная очистка сточных вод.

Грамотно проведенная проверка выявила факт загрязнения сточными водами ЗАО «ИП - «Родники» ручья Юкша с многократным превышением нормативов загрязняющих веществ по химическим и биологическим показателям. По иску межрайпрокуратуры Общество обязано выполнить мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод. В рамках исполнения судебных решений начато строительство локальных очистных сооружений (далее – ЛОС), выделено и освоено уже более 200 млн. руб. Выполнен проект ЛОС, пройдена экспертиза проекта, построено здание ЛОС, подведены коммуникации, закуплена часть оборудования, ведутся монтажные работы. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ, ведется следствие.

Именно в Ивановской области благодаря настойчивой позиции прокуратуры решена проблема по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений. Все сибиреязвенные скотомогильники (51) обустроены, в 2014 году по искам прокуратуры обустроены последние 6 скотомогильников.

И.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Олег Чепурков

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион - г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

Статья Волжского межрегионального природоохранного прокурора «О принимаемых Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой мерах по обеспечению законности в сфере охраны вод»

  • Природопользователям
    • Администрирование
    • Государственная экологическая экспертиза
    • Cогласования
    • Комплексное экологическое разрешение
    • Разрешения
    • Лицензирование
    • Нормирование
    • Отчетность
    • Государственный учет объектов
    • Информация о проверках
    • Правоприменительная практика
    • Общая информация
    • Поощрения
    • Служебный распорядок
    • Экзамены и аттестации
    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

    Июнь 5, 2020

    Пресечено 60 коррупционных нарушений в сфере водопользования, в том числе при реализации федеральных проектов национального проекта «Экология», федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах».

    По материалам прокуратуры расследуются уголовные дела в Республике Татарстан по ч.1 ст. 285, ч.1 ст.286 и ч.3, ч. 4 ст.160 УК РФ в отношении бывшего директора учреждения Росводресурсов, который незаконно начислил себе премии на сумму почти 700 тыс. руб., подписал акты невыполненных берегоукрепительных работ Куйбышевского водохранилища в Ульяновской области на сумму более 55 млн. руб.
    В этом же регионе возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст.159, ч.1 ст.285 УК РФ в отношении и.о. директора и учредителя ООО «Телесвязь» в связи с неисполнением работ по очистке акватории и берегов Куйбышевского водохранилища на сумму более 1 млн. рублей, предусмотренных федеральным проектом «Сохранение уникальных водных объектов».

    Каждый факт причинения вреда водным объектам прокурорами подвергается глубокому анализу, принимаются исчерпывающие меры по его возмещению и привлечению виновных лиц к ответственности.

    Прокуроры нацелены на понуждение органов государственного экологического надзора к исполнению возложенных обязанностей.
    Только после внесения представления Министру природопользования Рязанской области фармацевтический комбинат по судебному решению обязан возместить вред, причиненный водным объектам - рекам Амшанка и Кердь, в размере 3 млрд. 817 млн. 900 тысяч рублей.
    Прокуроры инициативно обращаются с исками в суды в целях возмещения ущерба.
    К примеру, в Чувашской Республике прокурором
    в ходе проверки установлено, что ООО «Теплоэнергосети» осуществлялся сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в реку Цивиль с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ. По иску прокурора вред, причиненный водному объекту в размере более 3,7 млн. рублей, полностью возмещен, эксплуатация очистных сооружений прекращена.
    Необходимым условием обеспечения законности в сфере охраны вод является наличие границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а это – почти 340 тысяч километров, из них лишь пятая часть поставлена на учет.
    Только в 2019 году предъявлено 133 иска к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, большинство из которых рассмотрено и удовлетворено.
    Например, в Рязанской области по требованию прокуратуры установлены границы зон 152 водных объектов протяженностью почти 3,5 тысячи километров. А всего по бассейну на учет поставлено более 64 тыс. км границ.
    До настоящего времени острой остается проблема установления границ и режима зон санитарной охраны источников водоснабжения, обеспечения свободного доступа к водоемам, сноса незаконно возведенных объектов.
    По инициативе прокуроров внесены изменения в документы территориального планирования, скорректированы схемы водоснабжения и водоотведения в Волгоградской, Ивановской, Рязанской и других областях; организованы площадки сбора отходов в местах массового отдыха граждан на водных объектах в Астраханской области.
    В 2018 – 2019 гг. по требованиям прокуроров в 43 случаях обеспечен свободный доступ к водным объектам, снесено 187 незаконно размещенных объектов в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах.
    Внимание прокуроров обращено на установление зон затопления и подтопления, наличие на этих территориях объектов размещения отходов, скотомогильников.
    На территории 13 населенных пунктов Вологодской области определены границы зон затопления, затрачено 15 миллионов рублей. В целом эта работа завершена в Республике Татарстан и Ивановской, Тверской областях.
    Не оставлена без внимания межрегиональная проблема подъема и утилизации затопленных плавсредств. В прошлом году поднято 40 таких объектов, из них только в Астраханской области – 25. Всего по требованию волжских прокуроров поднято более 2 тыс. судов.
    Информацию о нарушениях природоохранного законодательства во многих случаях прокуроры получают из обращений граждан. Ежегодно природоохранными прокурорами разрешается более 5 тысяч обращений. Проводятся выездные приемы, в регионах работают мобильные приемные, граждане обращаются на официальный сайт прокуратуры.
    Обеспечение экологической безопасности Волги, сохранение природы для нынешнего и будущего поколения остается главной целью в деятельности Волжской прокуратуры.

    В Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру на постоянной основе поступают обращения о нарушениях природоохранного законодательства, первоначальное рассмотрение которых, в силу требований федерального и регионального законодательства входит в компетенцию органов местного самоуправления области.

    С учетом большого количества таких обращений, а также требований ч.2 ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающего, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, полагаю необходимым разъяснить следующие положения по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и полномочий должностных лиц органов местного самоуправления в указанной работе.

    На основании ст. 2 Закона Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления Самарской области наделены полномочием осуществлять региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:

    а) государственный надзор в области обращения с отходами ;

    б) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха ;

    в) государственный надзор в области охраны водных объектов , за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

    В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, права которых осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области № 36-ГД).

    Таким образом, в силу положений ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наделенные государственными полномочиями должностные лица органов местного самоуправления, включенные в перечень таких лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

    - запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

    - беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

    - выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    - составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

    - направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

    - предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

    Контроль за осуществлением органами местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти области следующим образом:

    1) министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области контролирует само осуществление переданных отдельных государственных полномочий;

    2) министерство управления финансами Самарской области - использование предоставленных для этого финансовых средств;

    3) министерство имущественных отношений Самарской области - за использованием материальных ресурсов, предоставленных для осуществления отдельных государственных полномочий.

    Также Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления муниципального района в области охраны окружающей среды и природопользования наделены полномочием осуществлять муниципальный лесной контроль (данное полномочие применительно только к категориям «городские леса").

    Российский центр защиты леса

    НашДом

    Министерство природопользования Российской Федерации

    Реализация 415-ФЗ

    Сайт полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

    Высший исполнительный орган государственной власти

    Министерства Рязанской области

    • Министерство финансов Рязанской области
    • Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области
    • Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
    • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
    • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
    • Министерство строительного комплекса Рязанской области
    • Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
    • Министерство природопользования Рязанской области
    • Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области
    • Министерство здравоохранения Рязанской области
    • Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
    • Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
    • Министерство культуры и туризма Рязанской области
    • Министерство физической культуры и спорта Рязанской области
    • Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области

    Представительства Рязанской области

    Главные управления Рязанской области

    • Главное архивное управление Рязанской области
    • Главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области
    • Главное управление архитектуры и градостроительства Рязанской области
    • Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области
    • Главное управление регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Рязанской области
    • Главное управление ветеринарии Рязанской области
    • Главное управление контроля и противодействия коррупции Рязанской области
    • Главное управление по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области

    Государственные инспекции Рязанской области

    • Государственная жилищная инспекция Рязанской области
    • Государственная инспекция строительного надзора Рязанской области
    • Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области

    Государственные органы РО

    • Избирательная комиссия Рязанской области
    • Контрольно-счетная палата Рязанской области

    Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

    Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

    Уполномоченный по защите правам предпринимателей

    ГСПИ

    Правовой портал Минюст



    Адрес: Адрес: Россия, Рязань, улица Есенина, 9, эт. 4, каб. 446
    Тел.: +7 (4912) 55-17-99
    Факс: +7 (4912) 27-42-08
    E-mail: minles@ryazangov.ru
    Прямая линия лесной охраны:
    8 800 100 94 00
    8 (4912) 28-79-59

    Единый портал государственных услуг

    Социальный калькулятор

    Прокуратура разъясняет

    Финансовая культура

    Бизнес-навигатор МСП

    Корпорация МСП

    Портал малого и среднего предпринимательства

    Региональная геоинформационная система Рязанской области

    Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

    Региональный портал госуслуг

    Персональные данные.дети

    Работа в России

    Жилье для российской семьи

    Фонд РЖС

    Безопасные дороги

    ФГБУ ФКП Росреестра

    ФАДН России

    производительность.рф

    18.12.2018
    Выступление исполняющего обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора старшего советника юстиции Макушенко Е.А.

    Четверть века назад, в день всенародного голосования 12 декабря 1993 года принята Конституция Российской Федерации – правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и провозгласивший высшую ценность человека, его прав и свобод.

    Неотъемлемым правом гражданина, в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, является право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.

    Реализация данного права неразделима с обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленной в статье 58 Конституции Российской Федерации.

    Под особой защитой Конституции Российской Федерации находится земля, которая в соответствии со статьей 9 вместе с другими природными ресурсами используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьей 36 определено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    Важнейшую роль в обеспечении соблюдении данных права и обязанности играет прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства, отнесенный к числу приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

    На территории 15 субъектов Российской Федерации Волжского бассейна от Тверской до Астраханской области надзор за соблюдением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.

    Только за истекший период 2018 года Волжскими природоохранными прокурорами выявлено более 25 тыс. нарушений законов. В целях их устранения внесено более 5 тыс. представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 5 тыс. виновных лиц. С целью приведения незаконных правовых актов в соответствие с законом принесено свыше 2,3 тыс. протестов. Направлено 1 тыс. исков (заявлений) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. По материалам прокурорских проверок, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы расследования, возбуждено 200 уголовных дел.

    Важнейшей составляющей экологической безопасности государства является сохранение и рациональное использование водных ресурсов. С этой целью природоохранными прокурорами предъявляются иски о возложении на хозяйствующие субъекты обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, органы местного самоуправления – организовать надлежащее водоотведение и канализацию и др. Под особым вниманием находятся вопросы расчета и возмещения ущерба, причиняемого сбросами загрязненных сточных вод. Выявляются и пресекаются нарушения, связанные с предоставлением, приватизацией земельных участков, в состав которых включена береговая полоса водных объектов.

    По мерам прокурорского реагирования за последние два года в 77 случаях обеспечен свободный доступ к водным объектам, снесено 212 незаконно размещенных объектов в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах.

    В результате принятых за время работы Волжской прокуратуры мер поднято, утилизировано или отремонтировано около 2 тыс. затонувших плавсредств. Под контролем прокуроров находится каждый факт массовой гибели водных биологических ресурсов.
    Особое внимание уделяется вопросам сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов.

    Конструктивная работа с органами власти и местного самоуправления способствует открытию новых объектов размещения, переработки и сортировки отходов. За последние 2 года на поднадзорной территории Волжского бассейна введено в эксплуатацию 13 таких объектов. По требованию природоохранных прокуроров в 10 субъектах Российской Федерации пресечены нарушения при разработке территориальных схем обращения с отходами. Предотвращено строительство объектов размещения отходов, планируемых с нарушением закона.

    Особое внимание уделяется вопросам рекультивации земельных участков под прекратившими деятельность объектами размещения отходов. В результате мер искового воздействия в настоящее время проводится рекультивация 43 объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям закона и выработавших свой ресурс, ликвидируется 47 несанкционированных свалок.

    Продолжена работа по возложению на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязанности по проведению лесоустройства. В результате мер, направленных на устранение пробелов в регулировании вопросов охраны зеленых насаждений, органами местного самоуправления приняты нормативные правовые акты, устанавливающие цены и нормативы затрат, связанные с выращиванием древесно-кустарниковой растительности и уходом за такими насаждениями.

    На поднадзорной Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре территории расположено свыше 2,6 тыс. особо охраняемых природных территорий.

    В результате мер прокурорского реагирования активизирована работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации на данном направлении, и с 2015 года на кадастровый учет поставлено порядка 400 ООПТ, утверждено более 50 положений об особо охраняемых природных территорий, установлены границы свыше 150 ООПТ.

    В рамках надзора за исполнением законодательства о животном мире региональные органы власти понуждены к разработке схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий, соблюдению нормативной площади общедоступных охотугодий.

    Наработана обширная практика обращения в суды с требованиями о признании информации, размещенной в сети «Интернет», об источниках приобретения диких животных, а также способах изготовления орудий лова рыбных ресурсов, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    В текущем периоде 2018 года межрайпрокурорами выявлено 96 фактов безлицензионного пользования недрами. По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.

    Одним из основных направлений работы прокуратуры является надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Динамика выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на территории Волжского бассейна свидетельствует об их постепенном снижении, только за последние пять лет данный показатель сократился на 5 %, а за последние 10 лет – на 14 %.
    Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за соблюдением прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

    Налажено деловое сотрудничество с Уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации Волжского бассейна, Торгово-промышленными палатами, общественными организациями.

    Пресечены нарушения прав предпринимателей при планировании проверок, заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, отказано согласовании половины заявлений органов контроля (надзора) о проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    На системной основе осуществляется правотворческая деятельность, направленная на профилактику противоречий в региональной и муниципальной нормативной базе, устранение существующих пробелов.

    Прокуратурой обеспечено активное участие в работе по подготовке нормативных правовых актов, принимаемых в экологической сфере. По инициативе прокуратуры в отдельных регионах Волжского бассейна приняты законы, создающие правовые основы в области экологического образования и просвещения. Приведены в соответствие с изменениями федерального законодательства, регламентирующего отношения в сфере обращения с отходами вопросы создания и охраны ООПТ, функционирования общественных инспекторов и др.

    В результате проводимой прокуратурой превентивной работы в 2016 - 2018 гг. предотвращено принятие более 1000 незаконных нормативных правовых актов.


    В преддверии 25-летия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры хотелось бы немного рассказать историю данного надзорного органа.

    Начало формирования системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985-1986 гг. Тогда были созданы Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях.

    На пороге 90-х годов для всех стала очевидным необходимость более полного использования всех правовых механизмов, включая и средства прокурорского надзора, для оздоровления окружающей природной среды.

    Как воздух, нужна была единая и полная информация о состоянии законности в Поволжье. И тогда родилась Волжская природоохранная прокуратура.

    27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева была создана первая в России специализированная природоохранная прокуратура с дислокацией в городе Калинине (сейчас Тверь), как орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга.

    В октябре 1990 года приказом Генерального прокурора СССР были образованы 12 межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных в городах, представляющих наибольшую экологическую опасность: Осташкове, Твери, Череповце, Ярославле, Костроме, Иванове, Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

    В ноябре 1991 года в сферу надзорной деятельности Волжской природоохранной прокуратуры вошла и Рязанская область, территорию которой пересекает приток Волги. В марте 1992 года, после упразднения прокуратуры Каспийского водного бассейна, приказом Генерального прокурора РСФСР В.Г. Степанкова в подчинение Волжской природоохранной прокуратуре были переданы Северо-Каспийская водная прокуратура, впоследствии переименованная в Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру, и Нижневолжская водная прокуратура – ныне Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура.

    Таким образом, в настоящее время Волжской природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповцкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская).

    Образование единой системы природоохранных прокуратур на Волге – это качественно новый подход к организации прокурорского надзора, но как свидетельствует наш опыт – единственно правильный. Именно такая структура позволяет на основании анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы во всем Волжском бассейне. Такой подход обеспечивает комплексный и последовательный характер работы по предупреждению и пресечению экологических правонарушений, позволяет на деле противостоять местническим и узковедомственным интересам в использовании природных ресурсов.

    Благодаря преимуществам специализации природоохранные прокуроры более квалифицированно реагируют на экологические правонарушения, добиваются реального устранения нарушений законов и привлечения виновных к ответственности.

    За 25-летний период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

    В последнее время средства прокурорского надзора, применяемые в экологической сфере, являются одной из основных сдерживающих сил от дальнейшего распространения экологических правонарушений.

    Надзор за исполнением водного, лесного, земельного законодательства, об экологической экспертизе, о захоронении и утилизации промышленных и бытовых отходов, о животном мире, о рыбных запасах, недрах, атмосферном воздухе, наиболее неблагополучными в экологическом отношении предприятиями, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, контролирующими органами региона – вот далеко не исчерпывающий перечень направлений деятельности прокуратуры.

    Первым Волжским межрегиональным природоохранным прокурором был Виноградов Валерий Павлович – Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры России, государственный советник юстиции 3 класса, Академик Российской экологической академии, Член-корреспондент РАЕН, кавалер ордена «Знак почета», Мастер спорта СССР по боксу.

    Далее, вплоть до апреля 2014 года прокуратуру возглавляла Солдатова Вера Анатольевна Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, Почетный работник прокуратуры России, государственный советник юстиции 3 класса.

    С августа 2014 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации на должность Волжского межрегионального природоохранного прокурора назначен Первый заместитель прокурора Московской области государственный советник юстиции 3 класса Селифанов Вениамин Вениаминович.

    Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру возглавляет в настоящее время и.о. прокурора младший советник юстиции Чепурков Олег Сергеевич.

    Работа Ивановской межрайпрокуратуры в 2014 году строилась на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, анализа экологической ситуации в Ивановской области, а также поступающей информации от контролирующих органов, граждан, средств массовой информации.

    В 2014 году выявлено более 1800 нарушений экологического законодательства, с целью устранения которых внесено 248 представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 159 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 188 протестов. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 76 виновных лиц, по направленным материалам возбуждено 3 уголовных дела. По результатам общенадзорных проверок в суды общей юрисдикции и Арбитражный суд Ивановской области подготовлено и направлено 81 исковое заявление.

    Наиболее проблемными и требующими внимания вопросами в Ивановской области являются обращение с отходами производства и потребления, в том числе с биологическими отходами, охрана и использование особо охраняемых природных территорий, охрана вод при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.

    Так, в результате поступательной работы и принятых прокуратурой мер к ФГУ «Санаторий Плес», во исполнение решения Приволжского районного суда Ивановской области ответчиком произведены работы по капитальному ремонту очистных сооружений. Общая сумма затраченных денежных средств в рамках исполнения судебного решения составила 23 028 329 рублей. По результатам выполненных работ достигнута нормативная очистка сточных вод.

    Грамотно проведенная проверка выявила факт загрязнения сточными водами ЗАО «ИП - «Родники» ручья Юкша с многократным превышением нормативов загрязняющих веществ по химическим и биологическим показателям. По иску межрайпрокуратуры Общество обязано выполнить мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод. В рамках исполнения судебных решений начато строительство локальных очистных сооружений (далее – ЛОС), выделено и освоено уже более 200 млн. руб. Выполнен проект ЛОС, пройдена экспертиза проекта, построено здание ЛОС, подведены коммуникации, закуплена часть оборудования, ведутся монтажные работы. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ, ведется следствие.

    Именно в Ивановской области благодаря настойчивой позиции прокуратуры решена проблема по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений. Все сибиреязвенные скотомогильники (51) обустроены, в 2014 году по искам прокуратуры обустроены последние 6 скотомогильников.

    И.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Олег Чепурков

    Читайте также: