Кто пасет коров профессия

Опубликовано: 03.10.2024


Всем, кто вырос в деревне или же ездил туда на каникулы к дедушке с бабушкой, наверняка приходилось пасти деревенское стадо. Сейчас это занятие едва знакомо не то что городским, даже сельским ребятам. А лет 10-15 назад стадо пасли почти все. Встаешь с утра, берешь в руки палку, на плечи – сумку с бутылкой воды и обедом и идешь за пастухом постарше, который на лошади уже направляется в сторону луга.

Позже порядок пастьбы стада претерпел изменения: лошадей не стало, и ездить на пастьбу на машине и мотоцикле было еще интереснее и приятнее. Самое неприятное в этом деле, если вечером сельчане не могут найти своих коров или барашков. Если таковых не окажется, то, считай, выполнил работу пастуха на «отлично».

«Самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище»

Раньше в селе Черки-Кильдуразы Буинского района было два табуна. Сейчас поголовье КРС резко уменьшилось. «Табун выходит, есть пастух. Сельчане тысячу рублей за одну корову платят и поочередно кормят пастуха. Овцы считаются от четырех голов. Кильдуразы и Старые Лощи объединились и организовали одно стадо коров. Например, в селе Черки-Ишмяково пастуха нет, поэтому в этом году пока жители сами пасут по очереди. Каждый год нанимали, а сейчас пастуха найти очень тяжело», – сказали нам в Черки-Кильдуразском сельском поселении.

Пастух Ренат Мавлиев приехал в Кильдуразы из Нижнего Новгорода. Он каждый год приезжает на лето в село. Сложа руки не сидит, находит подработку. «Здесь у меня есть родственники, с малых лет приезжал к ним в гости. Работал в строительстве, шофером. В этом году предложили работу в городе, не захотел ездить так далеко. Решил, что на свежем воздухе оно и лучше, – и стал пастухом… Давно, еще подростком ходил приглядывать за табуном. Тогда это было больше как развлечение, а сейчас это работа.

Табун небольшой, всего 20 голов коров и телок. С шести утра до шести вечера, как обычный рабочий день. Кто-то ездит за стадом на велосипеде, кто-то на лошади, я предпочитаю пеший ход, табун-то небольшой.

Побегать приходится иногда, как же без этого. А еще это дело не терпит сонливости. Если только умеешь спать с открытым глазом. Иногда сижу в Интернете, читаю чего-нибудь, если скотина спокойная. Бывают такие хорошие для пастьбы места – загоняешь, и коровки травку щипают, и убежать не могут, вот в таких случаях это не работа даже, а сплошной отдых на свежем воздухе. Так что самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище. А еще на каждое стадо приходится одна-две непослушных коровы или теленка, вечно ходят туда-сюда, так и норовят сбежать. Если их контролировать – все будет хорошо.

«В дождливую погоду, конечно, приходится нелегко, порой и плащ не спасает. Стараюсь держаться в тени деревьев», – рассказал нам Мавлиев о своем новом занятии. На работу не жалуется. В связи с ситуацией в мире спросили, носит ли он маску на рабочем месте. «Зачем еще, я же целый день один», – недоуменно ответил он.

Из села Александровка Бавлинского района до нас дошли вести, что на сельского пастуха наложили штраф за отсутствие защитной маски. Об этом в Фейсбуке написала публицист Зария Хабипова.

Позвонили в сельское поселение, чтобы выяснить, так ли это на самом деле. Конечно, никто о таком даже не слышал. Позже ситуацию прокомментировала руководитель исполкома сельского поселения Валентина Уварова: «Куда я только не звонила, у кого только не спрашивала. Никто не оштрафован. Никто ничего об этом не знает», – сказала она.

«Отары нет, осталось только стадо коров»

Руководитель исполкома Такталачукского сельского поселения Актанышского района Марс Мансуров: «У нас стадо пасут по очереди. В деревне Азметьево поголовье нынче небольшое, поэтому купили электропастуха. В селах Чалманарат и Атясево тоже приспособились к нему. У нас село большое, состоит из двух половин. У одной есть отдельный табун коров и отара овец. С другой стороны села отары нет, на пастьбу выгоняют коров, телок и телят. Всего три стада, таким образом, у нас получается».

Руководитель исполкома Среднекамышлинского сельского поселения Нурлатского муниципального района Надежда Сергеева: «У нас в Средней Камышле, Вишневой Поляне и Абляскине стоит электропастух. В прошлом году приобрели по желанию населения. Стадо выгоняют и пригоняют сами жители, согласно составленному графику. На «пастуха нового века» еще никто не жаловался, главное – не забыть следить за зарядкой аккумулятора».

В Верхнесубашском сельском поселении Балтасинского муниципального района стадо пасут по старинке сами жители, по очереди. «Село Верхний Субаш – наш административный центр. Пасут по два домохозяйства. В селе Кушкетбаш тоже табун большой, отары вроде бы нет и там. Выгоняют только крупный рогатый скот. В селе Нижний Субаш и деревне Починок Сосны Табуны еще пасут.

«У нас в Каенсаре табуна уже нет не первый год, деревня малая, всего одна улица, и живность мало кто содержит. У кого есть скот, те привязывают арканом. Лет эдак десять назад выгоняли табун. Вроде бы на отсутствие табуна никто не жаловался. Мы, например, построили карду. Техника на ходу, дети помогают, сено заготавливаем впрок. Сельчане к любой ситуации подстраиваются. У нас в деревнях техники много, все сами делаем. На доход от скотины и живем, продаем молоко», – рассказала жительница деревни Каенсар Балтасинского муниципального района Гузалия Гилемзянова.

Как рассказала ведущий специалист Бакрчинского сельского поселения Тетюшского муниципального района Луиза Степанова, она и сама не раз ходила на пастьбу. «У нас в Бакрчи пастух работает по договору. В месяц тысяча рублей с коровы, а овец у нас нет. В стаде насчитывается 67 голов КРС. В деревнях Чикилдым и Чувашское Черепаново пасут сами жители. Жители Утямишево «наняли» электропастуха. Когда поголовья было больше, всегда нанимали живого пастуха, а сейчас пасут сами, у некоторых дети выросли – помогают. Приезжих много, летом и студенты не прочь подзаработать. Но очень трудно найти человека на длительный срок, на полный сезон. А есть такие, кто, получив свою тысячу, не прочь погулять, а потом и в запой. Пасти стадо идут ленивцы, а старательным и других дел хватает.

Была бы возможность, сама бы вышла пасти. Раньше мы с детьми всегда ходили. Обычно в первом круге пасут сразу две семьи. Потом уже выходят по одной семье по очереди. В больших селах лучше нанимать пастуха. А в маленьких деревнях, если не можешь выйти, можно меняться», – говорит Луиза Степанова.

У кого бы мы ни интересовались, нам всюду отвечали, что быков в стадах сейчас нет. А его «обязанности» выполняют осеменаторы.

«Электропастух – просто рай»

Жительница села Кзыл-Меша Сабинского муниципального района Наиля Нигматзянова поведала нам много интересного об электропастухе: «Один знакомый из Мамадышского района очень хвалил, поэтому и мы решили попробовать. Договорились и летом 2018 года установили электропастуха. Сначала люди сомневались, говорили, что наших коров он не остановит, сорвут и сбегут, и кто будет каждый раз переставлять колья? Некоторые говорили, что стадо будут пасти их дети. Собрали по тысяче рублей на корову. Сейчас они даже веревок боятся. Сначала, конечно, не все шло так гладко, действительно порой срывали и сбегали.

На собранные деньги приобретаются необходимые материалы. Создали группу в Ватсапе, о каждой копейке там отчитываюсь перед жителями села.

Очень удобная и хорошая штука этот электропастух. Заряда аккумулятора хватает на 15-20 дней. По периметру проходит электрический кабель, чуть выше – веревка. В этом году на мелочь собрали по 300 рублей. Вот уже третий год наш табун «пасется» за 1300 рублей. А когда пасли по очереди, столько же я отдавала пастуху за день, еще и сама с ним ходила. И сколько же это набирается за целое лето! Никому не надо отпрашиваться с работы, детей от школы отрывать. Не нужно ждать приезда кого-либо, меняясь очередью. Коров у нас начали покупать даже пожилые, которые раньше отказывались содержать в хозяйстве живность. Раньше многие привязывали на лугу, сейчас присоединились к нам. Весной устанавливаем, осенью убираем обратно. Затраты минимальные.

По очереди один раз за лето косим траву. Для этого объединяемся по 10 хозяйств. Если трава достает до проволоки, аккумулятор садится очень быстро – нехорошо. Посмотрев на нас, электропастуха купили и в других селах. Табун уходит в шесть часов утра, вечером просто открываем ворота. Очень удобно. Чтобы у скотины была возможность пить воду на пастьбе, растянули проволоку до водоема», – детально рассказала обо всем Наиля ханум, нахваливая полезное изобретение.

Испытав электропастуха на эффективность, жители села Кзыл-Меша приобрели еще одного электропастуха, и установили его на другом конце села. Когда корова касается проволоки, он чувствует ток и больше к нему не приближается.

«У нас сейчас таких «пастухов» два – с двух сторон села. Один аппарат обошелся примерно в 25-30 тысяч рублей. Один сломался, и мы взяли еще один. Сейчас мы меняем пастьбу раз в 15-20 дней, чтобы земля отдыхала, трава вырастала.

Раньше сами пасли стадо, и в дождь, и в зной. Ждали заранее, готовились, за десять дней начинали отпрашиваться с работы. А сейчас так хорошо, просто рай. Содержать в хозяйстве скотину стало и удобнее, и экономичнее», – говорит Наиля Нигматзянова.

«Раньше пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение»

Если настала очередь пасти табун, от этого дела никуда не денешься. Но нам с детства говорили, что «если будешь плохо учиться – станешь пастухом». Почему же татары так пренебрежительно относились к представителям этой профессии? Руководитель Центра развития традиционной культуры, кандидат филологических наук, фольклорист Фанзиля Завгарова рассказала об этом и не только.

«Такое отношение к пастушеству не только у татар. Если конкретизировать и сказать о тюркских народах, то в древности мы все были пастухами. Все кочевые народы занимались скотоводством. Это и есть суть кочевания. Одно из основных действий исторического быта. Если в пастьбе содержалось 300 тысяч голов, существовали определенные требования, правила, условия. Дело это требовало особого мастерства. Пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение.

В оседлом образе жизни в наши дни пастушество не требует особых знаний, профессионализма, специальной подготовки. В лучшем случае в селе 50 коров, пастбище находится вблизи села, не нужно перегонять из одного места в другое. Утром выгоняешь, вечером пригоняешь обратно. Как видите, особого мастерства здесь не требуется. Такая вот работа.

Люди, которые ничем другим заниматься не умели, и оставшиеся без работы нанимались в пастухи. Работа оплачиваемая, оплата взимается с каждого хозяйства. Пастухов кормят и поят. Даже приглашали мыться в баню – это считалось савап. Сегодня он ночует у одного, завтра, по очереди, у следующего. Сезонная работа. Видимо, другой работы не было, поэтому нанимались в пастухи. Работа не тяжелая, особенных требований нет. В то же время, несмотря на зной или дождь и град, ветер или овод, твой табун должен прийти вечером сытым.

У татар много забот и кроме пастушества. А еще у татар всегда водились деньги. Когда тебе нечем отплатить, ты не можешь нанимать пастухов.

Так и осталось, что пастухами становились безработные, которые ничем другим заниматься не умели. Ходи себе знай от одного края села до другого. Но свой порядок, свои требования все же есть. Детворе не доверяли, хоть один человек должен был быть старшего возраста. Да, в наших краях на стадо дикие звери не набрасывались, у нас таких животных не водится. Табун не должен разойтись, слиться с другим табуном, и у скотины не должны быть вздуты животы. Нужно строго следить за этим и не пускать скотину в неположенное место. Для человека, выросшего в деревне, это настолько естественно, он знает это. Потому что он с детства ходил на пастьбу с родителями.

Хоть у татар это занятие и не считалось престижным, но за него положена награда, то бишь савап. Пастух достоин уважения. Он пасет твою скотину. Есть традиция кормить пастуха яйцами. Везде по-разному. В Кукморе, в некоторых селах Балтасинского района, в Малмыжском районе Кировской области соседки катят друг другу яйца: чтобы скотина катилась домой, будто яйцо, целым и сытым, и в доме был достаток. Универсальное языческое, мифологическое поверье, свойственное многим народам. Яйцо – это микрокосмом, то есть возникает из неоткуда, как сам мир.

Пастуший кнут есть у всех народов, занимавшихся скотоводством. Идет из древних времен. Корова знает, что щелчок кнута – это сигнал. Кнут охраняет границы пастбища. Раньше у пастухов был и горн. Коровы воспринимали как сигнал звук горна. Это очень интересный, удивительный мир», – рассказала Фанзиля Завгарова.

Табуны все так же уходят утром, и возвращаются вечером. Им неважно, кто их пасет – пастух живой или электрический. А люди приспосабливаются по-разному.

В последнюю эпоху Советского Союза – в 1985 году в стране насчитывалось 21 млн 600 тысяч голов дойных коров. Сейчас в России существует 8 миллионов коров. До Революции, в 1915 году количество коров превышало 17,3 миллиона. (Сравнивая цифры, нужно учесть, что в состав Российской Федерации не входят многие регионы СССР и Российской империи.)

За последние годы поголовье коров в личных подворьях Татарстана с каждым годом уменьшается.

2013 – 3 млн 880 тыс.

2014 – 3 млн 766 тыс.

2015 – 3 млн 622 тыс.

2016 – 3 млн 427 тыс.

2018 – 3 млн 361 тыс.

В 2019 году чуть увеличилось – 3 млн 419 тыс.

За тот же период в фермерских хозяйствах поголовье коров увеличилось от 1 млн 19 тыс. до 1 млн 304 тыс.


Как жилось пастухам на Руси

Художник А.Степанов. Пастух./Фото: territa.ru

Казалось бы, пастухом мог быть любой житель русской деревни, с детства умеющий ухаживать за скотом. Но нет. Издревле повелось нанимать на такую работу жителей других сел и даже губерний. Самые большие шансы занять это место были у неженатых пожилых мужчин, охотно брали сирот. Вот и пасли коров на новгородских полях пастухи из Пскова, а представители вологодчины - в Пермской губернии.

Отношение к выписанному пастуху было внимательным. Новые односельчане-работодатели старались сделать его жизнь проще: работнику предоставляли жилье и хорошо кормили. Делали это поочередно все жители села, чьих коров пастух пас. При этом максимальную часть хлопот брали на себя те крестьяне, у кого было больше всего коров.

Из «своих» в пастухи часто выбирали мужчин, у которых не было земли или которые из-за слабого здоровья не могли работать в поле. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время не отрицали, что пастухи обладают особой магической силой.
Ссориться с пастухом не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой. А кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Нередко пастухи, проводившие большое количество времени на природе и хорошо знавшие ее, становились знахарями.

Как леший пастухам помогал, и что ему за это дарили

Художник В.Маковский. Пастушки./Фото: regnum.ru

Раньше считалось, что пастухи могут заключать договор с лешим. Чтобы ублажить его, могли дать обещание никогда не собирать лесные ягоды и ни с кем не здороваться за руку. Леший в свою очередь забирался на пастуший посох или кнут, и находился там все время, что пастух работал, всячески помогая.

Договор с лесным духом следовало заключить в период Егорьев день – Покров. Тут дело не обходилось без ежегодных подарков – пастух дарил лешему четыре куриных яйца, обязательно от черной курочки, на второй год – портянки из сукна, и на третий – самую жирную корову. Бедное животное отдавалось на растерзание волкам и медведям. А если корова пропала – и тут есть отговорка: это пастух отдал ее лешему, чтобы тот охранял стадо от диких животных.

В течение года лешему надо было преподносить мелкие подарочки, чтобы добиться его расположения, например, хлеб с маслом, Собираясь на работу, пастух брал с собой особые предметы – кусочек бересты, шарик из воска или муки с клочком коровьей шерсти. Некоторые пастухи так доверяли лешему, что просто гнали коров на пастбище и потом спокойно шли домой.

Пастухи – старинный Гринпис, а также строгие правила в одежде и в поведении

Леший – дух леса и помощник пастуха./Фото: i.sunhome.ru

Понятно, что на пастухах лежала большая ответственность, ведь им отдавали на сохранение одну из главных ценностей. Чтобы со стадом не случилось никаких неприятностей, пастухи использовали в своей работе опыт предшествующих поколений, придерживались строгих правил, которые, согласно старинным поверьям, должны были обезопасить доверенных животных.
Правила эти можно условно разделить на поведенческие и те, которые относились к внешнему виду.

Пастух не обязан был любить природу, но должен был относиться к ней очень бережно. Запреты были весьма строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых нельзя было не то что прихлопнуть, от них даже нельзя было отмахиваться. Находясь в лесу, пастух не мог собирать ягоды и грибы и ловить рыбу. Сломанная ветка приравнивалась к нанесению вреда лесу и неуважению к силам природы. Были и разумные ограничения – не разрушать муравейники и гнезда птиц, не убивать животных.

Что касается внешнего вида, то и тут все было достаточно строго. Пастуху нельзя было менять длину волос и бороды. Если пришел наниматься на работу с длинной бородой – изволь отращивать ее и дальше. Появился в первый раз коротко остриженным – придется укорачивать волосы постоянно.

Пасти животных нужно было всегда в одной и той же одежде, в той, в которой прошел первый рабочий день. Это объяснялось тем, что животные привыкали к виду и запаху своего хозяина, и в ином обличье могли его не признать, и даже убежать.

Вести себя пастухи должны были скромно. Лазить через заборы, ругаться матом, встревать в драки, пить алкогольные напитки было нельзя. Им также не разрешалось здороваться за руку и вступать в интимные отношения. Некоторые запреты сегодня вызывают недоумение, к примеру, запрет на посещение похорон. Кстати, если в селе кто-то умирал, то пастух не имел право вести стадо по улице.

Кнут, заговоренный пояс, рожок-недотрога и другие волшебные пастушьи аксессуары, которые сжигали в костре

Пастух, современное фото./Фото: ii1.photocentra.ru

В своей работе пастухи использовали специальный инвентарь, который принадлежал только им. Никто другой не имел права брать его в руки, ведь все предметы проходили процесс заговора. Но и хозяин пользовался ими не так уж долго – всего один сезон, после чего их следовало сжечь на костре.

Итак, что же было у пастуха? Конечно же, кнут, в который следовало аккуратно вплести пучки льна. Их выдавали хозяева коров – по пучку от каждого двора.

На посохе пастуха можно было увидеть насечки – это была своеобразная записная книжка, где указывалось количество вверенных животных. Существовало поверье, что воткнутый в землю посох после произнесения особого заклинания был способен загипнотизировать коров и заставить их мирно пастись, не пытаясь убежать. Посох был важнейшим атрибутом, и потерять или сломать его боялся каждый пастух. Музыкальные инструменты – труба или рожок – всегда были при работнике. Только он мог брать их в руки и играть на них.

Чтобы управлять животными и защищать их, пастух использовал ремень или пояс, который предварительно заговаривался. Если пояс был правильным, то дикие животные не видели коров – перед их взором появлялись не упитанные парнокопытные, а большие камни. Чтобы дать коровам немного свободы, достаточно было расслабить пояс, а чтобы собрать стадо обратно, следовало потуже подпоясаться.

А есть в мире регионы, где пастухи передвигаются не на своих двоих, а на. огромных ходулях.

пастух кто это
Начиная с раннего детства каждый из нас слышал о такой профессии, как «пастух». Но о тонкостях этого занятия мало кто знает. В этой статье расскажем, пастух кто это такой, насколько востребована эта профессия и какие плюсы и минусы в ней присутствуют.

Для получения корректного определения, обратимся к википедии, где сказано, что пастух -это человек, который следит за скотом, отвечает за его сохранность во время его выгона на пастбище.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Чем занимается?

Для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, чем занимается пастух, мы составили список его функциональных обязанностей:

  1. Проявляет заботу о животных на пастбищах, а так же по дороге туда и обратно;
  2. Оказывает первую ветеринарную помощь при необходимости;
  3. Ведет подсчет скота и следит за его сохранностью;
  4. Водит стадо к водопою;
  5. Перегоняет скот с одного пастбища на другое.

Востребованность профессии

В настоящее время профессия «пастух» востребована в небольших масштабах. Например, в сельских поселениях, где население все еще держит крупный и мелкий рогатый скот.

Так люди либо нанимают пастуха со стороны, либо это делают самостоятельно, соблюдая очередность относительно подворий.

В промышленных масштабах данная профессия уже не применяется. Так как площадь содержания скота максимально огорожена и животные не смогут покинуть ее самостоятельно. Так же уже нет острой потребности гонять скот к водопою, так как поилки расположены по всему периоду пастбищ.

Максимальная автоматизация кормления и промышленные масштабы в животноводстве максимально сократило востребованность пастухов среди работодателей.

Как стать пастухом?

Для того, чтобы стать пастухом человеку не обязательно получать специальное образование. Но наличие диплома о прохождении курса по животноводству будет являться плюсом в копилку сотрудника.

Для получения навыков, человеку придется практиковаться под присмотром опытного наставника.

Если говорить о профессии никак о деятельности, а как о необходимости пасти свой скот, то здесь и вовсе нет ни каких требований. Достаточно соблюдать сохранность и численность голов.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Плюсы и минусы профессии

Разберем положительные и отрицательные стороны профессии, с которыми приходится сталкиваться пастухам во время выполнения своих обязанностей.

Плюсы профессии:

  • Не требуется особого образования и квалификации;
  • Нет привязанности к офису, не существует монотонности работы;
  • Возможность много времени проводить на свежем воздухе;
  • Нет негативных коллег и строгих руководителей;
  • Нет строгих планов и отчетности.

Минусы профессии:

  • Низкоквалифицированная и малооплачиваемая работа;
  • Работа при любых погодных условиях, будь это снег или проливной дождь;
  • Профессия не является престижной;
  • Нет возможности карьерного роста.

Подведем итоги

В данной статье мы рассказали о такой профессии, как «пастух». Информация будет полезна как для детей, так и для взрослых, не имеющих представления о данном направлении. Из-за того, что этот вид деятельности в данный момент времени является редким, то людям, живущим в городах о ней мало что известно.

Мы поведали о том, что за профессия это, как стать таким специалистом, дали описание плюсов и минусов профессии.

Известно то, что профессии «пастух», в том виде, какой был еще 30 лет назад уже не существует. Уже мало где можно встретить профессионала на коне и с верным псом-помощником, уверенно справляющимися с большим стадом.

Теперь с уверенностью можно сказать, что нам удалось ответить на вопрос: «Пастух кто это такой?» и чем занимается он.

Всех своих подопечных пастух Юра знает по именам.

Про пастухов в русских сёлах я от многих деревенских слышала. Папа рассказывал, как в годы его юности выбирали пастуха на общем сходе хозяев подворий: «Молодые пацаны вместе с опытными мужиками собирались на пятачке и назначали главного по коровам». Так ведь было из кого выбирать. Сейчас же пастухов днём с огнём не сыщешь. Я решила поискать.

Сажусь на велосипед и еду из города-миллионника в окрестности Ревды. Говорят, где-то в местных полях можно встретить представителя этой исчезающей профессии – пастуха Юру.

Из армии – в поле

«Дядь Юра! Юрий Григорьевич! Вы здесь?» – оставляю велосипед под сосной и маленькими, очень тихими шагами иду к коровам. Страшно. И если бы пастух сам не выглянул из-за высокого иван-чая, я бы так и осталась растерянно стоять в недоумении, что делать.

Юрий Петров родился в середине прошлого века в Пермском крае, в селе Новый Трун. Свою историю он начал именно с этого – гордится родной деревней и вспоминает молодость со скромной улыбкой и порозовевшими щеками. Искренний.

«Я ведь с третьего класса пасу, Настя, представляешь? Получается, что общий пастуший стаж – 14 сезонов. Родители уходили на работу, а я в поле бегал за коровами смотреть – такое задание мне оставляли. Нравилось, что коровы спокойные и меня слушаются. С возрастом ничего не изменилось: когда в армии давали увольнительную, ребята в город ездили, а я на ферму – насмотрюсь на скотину и счастлив. Смеялись надо мной, помню. А я уже тогда чувствовал, что пастух – это моё призвание».


Так и попал будущий пастух в войска на 28 лет: истребительный полк, вертолётный отряд… Юрий Петров менял войска и города, закончил службу в Кандалакше на границе с Финляндией. Оттуда вернулся на Урал и всё это время ни на минуту не забывал о своём призвании. И когда наступила пора идти на пенсию, решил – будет пасти коров.

«Копыта насквозь прогорели»

Наверное, ни один мужик в деревне не знает столько матерных слов и вычурных нецензурных выражений, сколько пастух. Это же надо за каждой коровой усмотреть, у каждой выучить привычки и каждый день без выходных гнать стадо по полям, то щёлкая кнутом со звуком выстрела, то смачными русскими словечками, чтобы скотина поняла, куда надо идти.

Юра дело своё знает крепко: «В 7:45 хозяева приводят коров в начало улицы, а я их гоню в поле. Там они пасутся до 17:30. Так каждый день, без выходных. Это только кажется, что пастух не настоящая профессия. Ещё какая!»


Юрий Григорьевич не боится ни проливных дождей, которые часто застают его в поле, ни аномальной жары. Признаётся, что коров жалко бывает: если с паутами они ещё как-то справляются сами, то во время грозы сразу в лес ломятся. А нельзя – молния может ударить насмерть: «Однажды так шибануло, что я даже к корове подбежать не успел – даже копыта насквозь прогорели. Коровы от испуга собрались в кучу – и ни туда ни сюда. А у меня зарево от молнии стояло перед глазами ещё три дня».

Тем не менее погода на работу Юрия не влияет: жара или гроза – коров всё равно в поле гнать надо. Времени на развлечения нет. Хотя, казалось бы, лежи да книжку читай, пока коровы траву жуют. «За ними глаз да глаз, – объясняет пастух. – Есть у меня тут одна, она то здесь, то там ходит. Вот и бегаешь за ней, чтобы не ушла далеко. И ещё пара блудней есть – до часу постоят-постоят и ка-а-ак дадут дёру! И всё – не удержишь. Домой бегут сразу».


«Я всех знаю по именам. Вот здесь у меня 27 голов. Из них шесть Март, остальные Зорьки, Маньки да Февральки… Они все разные! Пойдём ближе, покажу, – мы с пастухом по очереди подходим к коровам. – Вот у меня Бынька. Бынё-ё-ёоу! Айда хлеба дам, айда! Где хлеб? Нету хлеба? Вот это Малютка, это Малинка. Рога-то разные, видишь? Какие ж они одинаковые! Самые взрослые здесь Зорька, ей 17 лет, и Марта. Они подружки. Сейчас одна пойдёт, другая её в стадо вернёт. Малыш, вставай давай. Посмотри, какие ноги красивые. Ну-ка, Малыш, подними ногу, вторую. Ай, сейчас наступишь на корову!»

Призвание просто так не бросают

В пермской деревне, где жила семья Петровых, в 70-х годах было 70 голов с лишком. Сейчас в стаде у Юрия Григорьевича их 27, и тех не всегда приводят на выгул: «В деревне помимо моих ещё 19 коров болтается бесхозных. Бродят сами по себе, хозяевам дела до них нет. Пастуха не нанимают – дорого. В совзхозе мне тоже не платили, поэтому я и ушёл оттуда. А те коровы до сих пор снятся».

Животные знают свой режим: во время тихого часа сами ложатся спать, а потом самостоятельно идут на водопой.

Юрий говорит, что прикипает к животным всей душой. Но сегодня ситуация в российских деревнях поменялась – коровы стареют, умирают, некоторых продают хозяева, предпочитая покупать мясо и молоко в магазинах. Поэтому Юрий всерьёз подумывает всё бросить и уйти в охрану, но понимает, что он пастух по призванию, а призвание просто так не бросают.

«Не любят сейчас скотину»

В послевоенное время пастухи часто при большом стаде брали в помощники молодых парней – подпасков. Теперь уже не то что пастухов, а скоро и коров в деревнях не увидишь. Редко деревенские стали заводить скотину, потому что невыгодно содержать. А если и заводят, то пенсионеры.

«Хозяйке вот этой коровы уже 70 лет. Остальные не сильно моложе, – рассказывает Юрий Григорьевич. – Есть, конечно, парочка молодых, но они редко приводят в стадо своих коров – и знаешь почему? Потому что им трудно встать в 8 утра! Вот и сегодня их коров здесь нет. Да и не любят сейчас скотину. Я уже сколько раз судился – люди жалуются, что коровы им то зеркало на машине сломают, то ещё что… а сами-то летят прямо в табун, да на такой скорости! Есть ведь в ПДД правило – пропускать животных, но они всё равно летят, а корова виноватой остаётся».

По пути думаю о том, что профессия пастуха скоро действительно исчезнет. А хранителями деревенского уклада жизни только и остаются такие люди, как Юрий Петров. Пока живы.

«Будешь плохо учиться – пойдёшь коров пасти»


Фермер Василий Мельниченко:

– Где в российских деревнях коровы? Много ли их осталось? Нет. Вот и профессия пастуха стремительно вымирает. В том количестве, в котором они были в 80—90-х годах, их в России не будет до тех пор, пока правительство не пересмотрит аграрно-промышленную политику. Сейчас в деревнях и сёлах ни зарплаты нет, ни условий для нормальной жизни, ни ресурсов, на которые можно было бы содержать скотину.

В личных хозяйствах если и держат коров, то всего пару голов, только чтобы свою семью прокормить. На фермах уже давно используют современные технологии вроде электропастухов. Соответственно, живые люди, которые бы пасли животных, там просто не требуются. О настоящей деревенской жизни с утренними криками «эге-ге-ей, подъём!» мы с вами будем лишь в книгах читать да в фильмах смотреть. Такова реальность.

Помню, родители ещё в 60—70-х годах говорили: будешь плохо учиться — пойдёшь коров пасти. Уже в те годы профессия пастуха считалась недостойной: пасти коров шли те, кто не смог на заработки уехать в город. А ведь пастух — это большое дело. Он знает не только как пасти скотину, но и как за ней ухаживать, как лечить. И вот если возродить в нашей стране сельское хозяйство, то будет в России и вкусное молоко, и полезные продукты, а не то, что сейчас продают в магазинах. А пока этого нет — нечего уговаривать людей возвращаться в деревню. Погибнут они там.

Хотя у России есть все необходимые ресурсы для того, чтобы с нуля поднять сельское хозяйство. Посмотрите, сколько пастбищ вокруг, и все не хожены. За них бы взяться с умом… А пока, к сожалению, сёла и деревни выглядят убого.

  • View the full image
  • View the full image

Хладнокровный, стойкий, готовый к любым испытаниям. Настоящий пастух должен обладать всеми этими качествами

О тяжелых буднях пастуха рассказывают представители этой редкой профессии

Работа пастуха кажется простой, незамысловатой и непрестижной. Казалось бы, что может быть сложного в том, чтобы пасти животных? Да и со стороны все выглядит достаточно просто: беспечный пастух, сидя на коне, помахивает бичом и погоняет стадо. Но из года в год практически во всех населенных пунктах округа идет долгий поиск желающих занять эту вакантную должность. Было время, когда во всем Осинском районе не было ни одного пастуха. Корреспондент «Окружной правды» решил выяснить, что же представляет собой этот труд, и рассказать, так ли просто на самом деле погонять скот бичом.

Не прельщают даже деньги

Проезжая летом по деревням округа, вблизи каждого населенного пункта можно
видеть прогуливающееся стадо. Часто рядом на коне, сгорбившись, неторопливо
следует пастух. В некоторых селениях, где держат особенно много личного
подворья, гуртов может быть несколько. Так, например, в селе Тугутуй
Эхирит-Булагатского района стадо распределено на две части: верхний и нижний
гурт. В одном 200 голов, а в другом 300. В каждом по два пастуха. Как правило,
один их них — уже закаленный в этом деле мастер, а второй — его молодой
помощник. Выбрать пастуха сложно. По словам Юлии Савинской, специалиста МО
«Тугутуйское», в администрации рассматривают кандидатов в течение года,
тщательно выбирают на сельском сходе, вместе со всем населением решают, кто
займет эту нишу.

— В первую очередь всех волнует только один вопрос: можно ли доверить
человеку свой скот. Мужчина должен быть надежный, ответственный, без вредных
привычек. Главная его обязанность — следить, чтобы скот не терялся и вдоволь
наедался. С каждым пастухом мы заключаем договор, в котором прописываются все
условия, оплата, обязанности. По деревенским меркам эти работники имеют довольно
приличный заработок, но и ответственность на них возлагается немалая, — говорит
Юлия Савинская.

Тем не менее даже за хорошую зарплату желающих пасти скот немного, и меняются
они от сезона к сезону. Чаще всего пастухи, проработав год, сами отказываются от
этой должности. Ежедневный труд — без выходных, без праздников, с раннего утра
до позднего вечера и при этом в любую погоду — такие условия мало кто способен
выдержать. Однако из-за того, что в деревне найти хорошую работу совсем
непросто, находятся люди, способные приноровиться к таким обстоятельствам.

Пастух с детства

Один из пастухов Тугутуя — Алексей Саловаров. Несмотря на то что ему всего 18
лет, за плечами у него трехлетний опыт работы с живностью. По словам труженика,
поработать пастухом он решил просто ради интереса. В первый раз отправился
вместе с другом, однако тот не выдержал и больше не горит желанием пасти стадо.

— У меня отец пас в совхозе коней, и я вместе с ним с малых лет был. Поэтому
знал не понаслышке об этой работе. Мне больше нравится пасти коров. Сначала
тяжело — в первое время буренки разбегаются, приходится за ними постоянно
гоняться. А потом они уже привыкают, не отбиваются и пасутся спокойно. У нас
свое место для пастьбы, где мы постоянно находимся, — рассказывает Алексей. На
берегу речки виден небольшой шалашик, в котором пастухи отдыхают. Только они
знают все особенности прилегающей территории села: где трава получше, а где
похуже, куда стоит водить скот. График тяжелый. В шесть утра пастухи уже на
ногах. Через час начинают собирать стадо, считают, сколько голов пригоняют,
разговаривают с жителями. Обед мужчины берут с собой, ведь от стада им нельзя
отлучаться.

В жаркие дни живность по большей части стоит в реке, где прячется от оводов,
а в дождь коровы постоянно перемещаются. Для сырой погоды у каждого пастуха
имеется дождевик. Вечером работники прогоняют коров по улицам, где их разбирают
хозяева.

Принять роды и не растерять стадо

В соседнем селе Алужино также два гурта. Как отметили в местной
администрации, в этом году кандидатов на работу пастухом было очень мало.
Опытные уже в возрасте, и такая работа стала им не под силу. А молодежь особо не
рвется занять свободную нишу. Главная причина отказа — отсутствие выходных. Ведь
у каждого в селении есть и свое хозяйство, которое также требует присмотра.
Кроме того, в период сенокоса многие жители, стараясь сэкономить, перестают
выпускать домашний скот в стадо, соответственно и заработная плата пастухов
уменьшается, поскольку она целиком зависит от количества голов.

Перед тем как организовать пастьбу, в каждом подворье узнают, сколько голов
будут выгонять в стадо, и составляют списки. Как признался алужинский пастух
Максим, он не хотел идти в этом году пасти скот, но уговорили жители, поскольку
знают его как добросовестного, надежного и опытного пастуха. Парень с юности
обучился этому на первый взгляд нехитрому делу, несколько лет подрабатывал
пастухом, затем ушел в армию, вернулся, устроился на работу, развел свое
хозяйство и в этом году, памятуя о его прошлой работе на этой стезе, селяне
снова попросили временно занять должность.

— Это большая ответственность, ведь люди доверяют нам свою скотину, в которую
вложили столько сил и труда. Подвести их нельзя. Практически четыре месяца они
целиком зависят от нашей работы, — говорит Максим. Количество голов в одном
стаде в Алужино доходит до 500, поэтому дел для пастухов невпроворот. При таком
количестве сложно уследить, сколько голов выгнали на пастьбу с каждого двора,
тем более знать, кому она принадлежит. Тем не менее опытные пастухи со временем
определяют и это.

— Память должна быть хорошая. Каждое утро мы следим за тем, сколько вывели
голов в том или ином дворе. В каждой работе есть свои тонкости. Так же и в
нашей. Когда коровки уже пасутся, нужно следить, чтобы одно стадо не соединилось
с другим, — сложно их затем разогнать. К осени тяжело пасти — травы нет, идут
постоянные дожди. И стадо в поисках пищи начинает кочевать из одного пастбища в
другое. Мест для пастьбы стало мало — много арендованных земель, которые
находятся в собственности, — повествует о своих буднях Максим.

По его словам, у каждого пастуха должно быть в идеале по четыре-пять лошадей
для работы. Два дня они пасут на одном коне, два — на другом. Многие для этой
цели арендуют лошадей у знакомых, правда и ответственность возрастает. Кроме
того что нужно следить за стадом, приходится беречь чужого коня.

— Самые важные первые две недели пастьбы. Это время уходит на то, чтобы
гуртонуть стадо — выработать привычку у животных пастись вместе, одним стадом.
Как правило, молодые бычки начинают разбегаться во все стороны. И приходится за
ними носиться по местности. Даже у коров должна быть одна дружная команда, —
смеется пастух.

Есть и другие сложности. Например, случается так, что жители после вечерней
дойки снова выпускают коров на ночь, чтобы к утру было больше молока. При этом
живность не всегда возвращается во двор. Тем не менее люди требуют отчета у
пастуха, если их блудная корова так и не заявилась. Поэтому очень важно, чтобы
пастух был особенно внимательным. Кроме того, приходится примерять на себя роль
ветеринара — принимать роды у коров. Не каждый может выдержать подобное зрелище,
но, по словам пастухов, они должны быть хладнокровными, стойкими и готовыми к
любым испытаниям.

Читайте также: