Кто пишет комедии профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения):

Высшее литературное (литературный работник, редактор, журналист, сценарист, филолог) – Литературный институт имени А.М. Горького, ВГИК, филологические факультеты университетов, факультеты журналистики.

Высшее непрофильное (с любой квалификацией, включая техническую) – любой вуз независимо от сферы, для которой он готовит кадры.

Примечание. Главное для этой профессии – не тип образования, а образованность вообще. При наличии таланта и везения можно стать успешным литератором с любым специальным образованием, не обязательно имеющим отношение к творчеству.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

  1. Хорошо развитая врождённая наблюдательность;
  2. Богатство внутренней эмоциональной жизни в совокупности с врожденным умением эмоции умело описывать словами; яркое образное мышление, склонность видеть внутренним взором картины описываемых кем-то или самостоятельно событий; склонность к рассказу обо всем, что взволновало; способность увлекать рассказом других, подчас даже незнакомых людей;
  3. Врождённая тяга к языку, стремление с детства говорить красиво, ритмично, музыкально; тяга к изучению средств речевой выразительности, выражаемая нередко в стремлении общаться с более старшими, опытными по жизни и более образованными, чем сам, людьми;
  4. Неподдельный, нестандартный интерес к жизни, происходящей вокруг себя в частности и в обществе в целом; проявляемое в общении с людьми стремление докопаться до причин совершаемых разными людьми поступков; выраженный интерес к внутреннему миру других людей и их взглядам на жизнь.

Примечание. К сожалению, литературные задатки (способности) невозможно выявить какими-либо тестами, тем более раз и навсегда. Можно только «заболеть» писательством, испытывая непреодолимое желание изложить на бумаге (на диске компьютера) строчки, которые как бы само собой рождает ваше сознание и подсознание. Поэтому никогда не стоит обращать внимания на низкие оценки ваших литературных способностей, которые вам ставят люди, посмотревшие «вашу руку», включая и опытных редакторов издательств, и маститых писателей.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, история, обществоведение, география, рисование, музыка*, декламация*, драматургия*, уроки труда.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Написание литературных произведений и пристраивание их в издательства, в театры, киностудии, редакции журналов и газет, в случае успешных изданий – встречи с читателями на презентациях своих книг, фильмов, пьес.

Очевидные плюсы

Осознание того, что без этой работы общество утратит нечто чрезвычайно ценное, не выражаемое никакими цифрами и фактами, но развивающее нас как разумных существ. Возможность стать знаменитым, пусть и сомнительная. Отсутствие острой необходимости каждый день с утра пораньше ездить на работу в переполненном транспорте, реальная возможность заниматься своим любимым делом, ни с чем не сравнимая радость выхода своей первой книги и далее постоянная радость при завершении и воплощении очередных творений.

«Подводные камни», очевидные минусы

Наиболее реальная перспектива так и не состояться в профессии. Отсутствие каких-либо гарантий как публикации (постановки) созданных произведений, так и получения авторского гонорара и вообще какого-либо вознаграждения за труд. Чрезвычайно высокий риск остаться невостребованным даже при высокой оценке ваших произведений внутренними рецензентами издательств и преподавателями литературного института. Дипломы таких престижных и почти не доступных «простому» абитуриенту вузов как Литературный институт имени Горького и Всероссийский государственный институт кинематографии (равно как и Высшие сценарные курсы) ничего не гарантируют и не дают никаких преимуществ. Более того, явно бесталанные и безграмотные авторы при этом на виду у вас могут вполне успешно издаваться, получать приличные гонорары и даже признаваться широкой публикой.

Возможные профессиональные заболевания: остеохондроз, кистей рук и предплечий, вызываемы перенапряжением из-за длительной работы на клавиатуре компьютера, нарушения зрения и заболевания глаз – риск умеренный.

Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц)*:

Окладов по этим специальностям в природе не существует, гонорары не гарантированы и разнятся в десятки раз – от 300 рублей за рассказ до $ 1 млн за роман и больше. Большинство пробующих жить литературным трудом выпускников соответствующих литературе вузов получает в среднем в пределах 10 000 рублей, при этом львиная доля зарплаты образуется за счёт выполнения литературных переводов с других языков.

Писатель – это, прежде всего, творец, мастер слова, автор не просто написанных им текстов, но и творческого замысла, вымысла, идеи, манеры изложения и изображения словами описываемых в произведении ситуаций, картин, портретов и т.д. Его слова, даже отдельные предложения и фразы – сами по себе ценятся как авторские высказывания, эпитеты, оценки, метафоры, гиперболы, образы. Писатель в этом отношении сродни художнику и изобретателю. Только пишет он не мазками, а словами, изобретает не технологии и технические новшества, а литературные сюжеты, героев, пейзажи и так далее.

Но писатель не обязательно придумывает какие-то истории и приключения. Он может и просто рассуждать о жизни, либо излагать своим личным языком, своим стилем какую-то познавательную, научную, учебно-методическую, политическую, даже развлекательную информацию. Писателями считаются авторы не только художественных произведений, но и научно-популярных книг, учебных пособий, публицистических трактатов, документальных очерков. Главное – чтобы их рукописи издавались в виде отдельных книжек. И сразу же, едва выйдя из-под пера (сегодня – из-под пальцев, нажимающих на клавиатуру ПК), становились объектами авторского права.

А почему я объединил в эту профессию сразу несколько профессий, в том числе и драматурга со сценаристом?

Потому что и писатель-прозаик (тот, кто пишет прозу), и поэт, и автор сценариев для кино, и автор пьес, по которым ставятся спектакли в театре, – все они в первую очередь мастера слова, записываемого на бумагу (на диск компьютера). То есть, каждый из представителей этих творческих профессий, прежде всего, пишет, создает, изображая графическими символами на том или ином языке собственные литературные произведения. И тут уже не важно, в каком жанре он работает.

Но мы всё-таки коротко охарактеризуем разницу этих профессий.

Писатель обычно известен своему кругу читателей как автор рассказов, повестей, романов, очерков, трактатов и произведений другого рода. И все эти произведения создаются им именно для читателя. То есть, не специально, скажем, для режиссёра или артиста разговорного жанра, выступающего на сцене обычно со стихами или юморесками, а для рядового читателя, который просто любит что-то читать для самого себя. Творение писателя обычно воплощается в виде всем нам отлично известного вида полиграфической продукции – книги. Кстати, с приходом в нашу жизнь компьютерных технологий возникла и мало-помалу становится всё более популярной электронная книга, которую не надо печатать и переплетать. А многие хорошо известные художественные произведения выпускаются в виде аудио-книг. Но все это – книги, у которых есть автор. И этот автор называется писателем.

То же можно сказать и про поэта. Только пишут поэты стихами, произведения сами по себе ритмичные, даже музыкальные. На основе многих стихотворений создаются песни, многие из которых становятся настолько популярными, что люди поют их даже во время каких-нибудь несложных дел. А ещё поэты создают поэмы – сюжетные художественные произведения, нередко приключенческие, но в стихах. И любые стихотворные произведения, также как и написанные в прозе, создаются для выпуска их в виде книг. Или хотя бы для публикации в журнале, в газете.

А вот драматурги и сценаристы пишут в первую очередь для того, чтобы на основе их произведений осуществились постановки зрелищных, озвучиваемых произведений. Драматург пишет пьесы для театральной постановки, а сценарист – сценарии для будущих фильмов. И отличить их работы довольно легко: сейчас в книжных магазинах продаётся немало сценариев и пьес.

В чём же тогда отличие сценариста и драматурга от писателя и поэта, если все трое пишут для книг?

Действительно, поскольку сегодня издавать сценарии и пьесы становится коммерчески интересно, то отличия между авторами романов и сценариев практически сходят на нет. Тем более что многие фильмы снимаются по чисто книжным произведениям, и это называется экранизацией. Тем не менее, разница остаётся. Потому что сценарист всё-таки ставит перед собой в первую очередь цель не издаться, а чтобы по его сценарию сняли фильм. Когда он пишет, обязательно как бы видит описываемые им моменты в виде живых сцен – внутренним зрением. И это требует от автора особого стиля изложения, которым владеет далеко не каждый писатель. Драматург, кстати, тоже.

Нельзя сказать, кто должен быть талантливее и более квалифицированным, хотя на сценариста учат на специальном факультете ВГИКа (Всероссийского государственного института кинематографии). У одного автора лучше получается писать в сценарном стиле, а у другого – в прозаическом. Отличие же драматурга от сценариста в том, что в пьесах основное место занимает речь героев, их диалоги и монологи. В то время как в сценарии очень важно описывать ещё и места, в которых происходят действия, а также сами действия, их мелкие детали. Скажем, драматург вряд ли станет описывать в своей пьесе погоню. А если она всё-таки вытекает из сюжета, то он ограничится упоминанием о ней в речи одного из героев. В фильме же погоня нередко является чрезвычайно важным эпизодом. Поэтому сценарист описывает её в мельчайших подробностях. А вот диалоги, а тем более монологи героев в кино нередко куда проще по содержанию, экспрессии и стилю высказываний героев, чем в пьесе.

Но мы увлеклись описанием различий в литературных профессиях. Вспомним, однако, что главная наша задача – рассказать о трудностях и перспективах профессии, а также о том, как становятся писателями, сценаристами, драматургами.

Так вот, вынужден сразу огорчить (а может, и обрадовать) юношей и девушек, полагающих, что все профессии приобретаются исключительно в учебных заведениях. Официально в России на писателя учат в одном единственном вузе – Литературном институте имени А. М. Горького. Больше нигде и ни в какой другой стране. Попасть в этот институт не так-то просто, поскольку конкурс всегда чрезвычайно большой, к тому же надо выдержать предварительно и творческий конкурс, отослав в приёмную комиссию свои рассказы, романы, стихи (что пишете). Но даже тем, кто поступил и через пять лет интереснейшей учёбы получил-таки на руки вожделенный «диплом писателя» (понятно, что квалификация в том дипломе определяется не как писатель, а как литературный работник), потирать руки не стоит. Потому что вакансий с названием «писатель» в природе не существует. Это означает, что никто выпускнику этого престижного вуза не будет платить только за то, что он сидит за рабочим столом и пишет свои собственные (по зову сердца или по заказу работодателя – не имеет значения) произведения. А жить от писательского творчества можно только в случае успешного издания собственных произведений.

Их сейчас можно, понятное дело, издать за свой счёт. Но, во-первых, это уже требует больших денег только на печать и бумагу, не считая платы за вывоз тиража и складирование, развоз книжек по торговым точкам и за рекламу произведения. Во-вторых, ваши книги могут оказаться невостребованными или показать настолько редкие продажи в магазинах, что товароведы начнут от них отказываться. Придётся продавать самому – где получится, хоть в пригородных электричках. Но и это не даёт гарантии, что вы вернёте затраченные деньги. Поэтому мало кто из авторов рискует печататься за свой счёт с целью раскрутить себя как автора и в конечном итоге получить прибыль от продажи собственных произведений массовому читателю. В основном авторы, включая студентов и выпускников литинститута, предпочитают предлагать разным издательства купить авторские права сроком на несколько лет. Но издательства у кого-то покупают (т.е. кого-то издают и продают в розницу), а у кого-то не покупают. И решение издательства совершенно не зависит от того, есть ли у автора диплом писателя. То есть, вы можете закончить литинститут, а можете и не закончить. На ваш писательский успех это вряд ли как-то повлияет.

Именно поэтому нигде в других странах специально на писателя не учат. Принято считать, что писатель – это дар божий. И выявить его невозможно никакими тестами. Это как и композитор, и художник, пишущий авторские картины (то есть с собственным сюжетом). Музыку, литературу, художественное полотно можно только сначала создать, а уж потом выясниться, признаёт общество автора талантливым или нет. И если не признаёт, будьте вы хоть трижды академиком – кормиться от ваших произведений не сможете, вам придётся зарабатывать на жизнь чем-то другим. Хорошо, если работа окажется как-то связанной с литературой. Например, выпускнику литинститута удастся устроиться в какое-нибудь мало-мальски заметное издание корреспондентом. Лучше, конечно, литературным критиком или обозревателем книжного рынка. Однако таких позиций в штатах разных газет и журналов всегда мало, и они, как правило, всегда заняты. Так что в газете специалисту с дипломом литинститута придётся работать, скорее всего, простым репортёром, а то и вовсе корреспондентом, собирающим «крутые» новости и «жареные» факты.

Где тут место стихам и рассказам, тем более романам? Но и это всё-таки лучше, чем на должности, совсем не имеющей к писательству отношения. Ведь нередко выпускнику литературного вуза приходится работать и пресс-секретарём коммерческой фирмы (т.е. если и писать что-то в рабочее время, то весьма скучные для писателя пресс-релизы о продукции работодателя), и секретарём-референтом, и администратором, и вообще менеджером по продажам. Хорошо, если книг. А если, скажем, пищевых добавок?

Вы скажете: а я, мол, не пойду продавать – лучше буду перебиваться жалкими гонорарами, но за рассказы. Да, многие литераторы так и живут. Но и маленькие гонорары за короткие рассказы сейчас получить невероятно сложно. Потому что пишущих людей сейчас гораздо больше, чем желающих их издавать, да ещё за гонорар. В то же время многие успешно сегодня издающиеся писатели нигде писательскому ремеслу не обучались – образование у них другое, нередко и техническое. Несправедливо? Но издателю диплом не указ – он берёт в портфель только те произведения, которые, на его взгляд, имеют шансы на коммерческий успех.

Можно, конечно, попытаться выиграть в каком-нибудь литературном конкурсе. Но строить взрослую жизнь, рассчитывая на успех в мероприятии, во многом напоминающем лотерею, наверное, несерьёзно.

Кстати, работать преподавателем литературы выпускникам литературного института удаётся далеко не всем. Тем более сейчас, когда если кого и не хватает в школах, то преподавателей английского языка, математики, физкультуры и ОБЖ, а не литераторов. Потому что на филфаке учиться интереснее. Так, во всяком случае, считает большинство абитуриентов, подающих документы в университет или в педагогический вуз. Отсюда и переизбыток и преподавателей словесности, и пишущих людей вообще.

А как живётся выпускникам сценарного факультета ВГИКа? Да тоже кому как повезёт. Но большинство из тех, кто всё-таки сумел пристроиться на какую-нибудь киностудию сценаристом, пишут, как правило, не художественные, а документальные или вовсе рекламные сценарии. Скажем прямо, попасть во ВГИК, особенно на режиссёрский и сценарный факультеты, всё равно что в лотерею квартиру в Москве выиграть.

То же и у драматургов. Многие годами отираются в дверях режиссёрских кабинетов разных театров, но так и остаются авторами не поставленных пьес.

Что же, выходит, литературным трудом прожить нельзя? А как же, скажете вы, баснословные гонорары нынешних известных писателей, сценаристов и драматургов? Всем ведь уже известно, что автор обожаемого тинейджерами первого десятилетия XXI века Гарри Поттера британская писательница Джоан Роалинг стала богаче британской королевы. Да, это так. Но это чрезвычайно редкий случай. Впрочем, довольно много и в России писателей получают неплохие гонорары от издания своих произведений. Но если их количество сравнить с количеством представителей других профессий в совокупности, то получится величина совсем мизерная. То есть, если всех живущих на зарплату граждан России примерно 80 млн. человек, то живущих на гонорары писателей, поэтов, сценаристов и драматургов среди них – всего-то две-три тысячи. И это, боюсь, слишком оптимистичная цифра. Получается, что один успешный писатель приходится тысяч так на 30 – 40 просто работников. Причем, в расчёт я беру писателей, гонорар которых, если его поделить на месяцы, окажется сравнимым со средней пенсией. А уж гонорары, на которые можно открыть собственное дело (скажем, издательство), получают и вовсе несколько сотен российских авторов. Таковы издержки литературных профессий. Ну что? Будем эти профессии рассматривать как свои, без которых не прожить, потому что не хлебом единым жив человек? Если вы после прочтения этой статьи на этот вопрос отвечаете твёрдое «да», значит, ничего с вами не поделаешь. Значит, вы готовы рисковать своим временем и силами. Тогда, как говорится в Писании, ищите да обрящете.

Но если поступить в ГЛИ имени Горького или во ВГИК не удастся (ведь, прямо скажем, шансов очень мало), расстраиваться не стоит. Помните: образование можно получить любое академическое. Потому что будете ли вы писать вообще, независимо от того, как скоро вас начнут издавать, зависит не от полученного образования, а от чего-то иного. Наверное, всё-таки от состояния души. Это как на вопрос одного участника литературного кружка «как стать известным писателем» ответил Алексей Максимович Горький:

Каждый день мы смотрим видео в YouTube, посты и сториз в Instagram, программы на TV. Часто мы это делаем, чтобы отвлечься, расслабиться и посмеяться. Но почти никогда не задумываемся о том, кто эти люди, которые смешат нас каждый день. Мы разберем самые распространенные профессии в юморе и расскажем, как выучиться этому.

В этой статье:

Почему профессии в юморе нужны?

Профессии в юморе: как стать комиком и не только

Стендап-комики (раньше — юмористы)

Стендап — это вам не шутки шутить! Хотя… всё именно так. И всё же в стендап часто приходят для того, чтобы рассказать о наболевшем, но ещё и насмешив при этом зрителей.

  • Где и как работать: чтобы работать стендап-комиком, нужно уметь шутить со сцены. Выступать можно в барах, специализированных клубах или концертных залах, также можно записывать свои выступления на видео и выкладывать в интернет или участвовать в ТВ-проектах. Обычному зрителю может показаться, что это одна из самых простых работ в мире, но всё не так: комику нужно ежедневно (зачастую по несколько раз в день) проверять свои шутки на разных аудиториях и регулярно переписывать и дописывать свой материал. Так, один часовой концерт может создаваться около года.
  • Кому подходит: человеку, который не боится сцены, умеет импровизировать, любит работать на публику.
  • Средний заработок: 0-600+ тыс. рублей за выступление. Стоит понимать, что средний ценник за выступление зависит от популярности комика, а проверять свои шутки зачастую придётся бесплатно.
  • Как выучиться: на данный момент специальных факультетов и школ не существует. Есть разные курсы, но их прохождение не гарантирует успеха в профессии. Чтобы отработать навыки, всё равно придётся ходить на открытые микрофоны (где в течение короткого времени может выступить любой желающий), самостоятельно писать шутки, а иногда даже проходить кастинги и отборы. И стоит сказать, что комику недостаточно иметь хорошее чувство юмора. Здесь необходимы артистичность, насмотренность, владение ораторским мастерством и умение замечать детали в обыденных вещах и рассказывать о них в смешной манере.

Писатель-сатирик и сценарист комедии

Обе профессии схожи. Такие люди остаются за кадром и редко выходят на публику.

  • Где и как работать: писателю-сатирику можно писать для журналов и газет (иногда даже выпускать свои книги и статьи), а сценарист-комедии создает сценарии для шоу, комедийных сериалов, возможно, для каких-то театральных проектов. Необходимо создать свое портфолио текстов для того, чтобы устроиться в какой-то проект. Так потенциальный работодатель будет знать, кого берет на работу и какие у соискателя потенциал и навыки. Работать можно в медиа, кино, театре.
  • Кому подходит: тем, кто любит писать тексты, подмечать забавное, но не хочет при этом «светиться».
  • Средний заработок: 40 тыс. рублей в месяц. Профессия писателя-сатирика сейчас встречается редко, в то время как сценарист комедии набирает популярность. Это связано с тем, что люди сейчас реже читают и чаще смотрят сериалы и фильмы на больших и маленьких экранах. Средний заработок зависит не только от количества написанных сценариев, но и от популярности проекта/компании, где работает сценарист/писатель-сатирик. Чтобы увеличить свой доход, такие люди могут взять подработку или изначально работать над несколькими проектами. Писатель-сатирик может написать небольшие произведения для ежедневной рубрики, к примеру, в газете. Сценарист комедии может писать не только для TV или кино, но и для театра, частных мероприятий.
  • Как выучиться: как и любой другой профессии, связанной с написанием текстов, стоит идти на журналистский, филологический факультеты, а также на сценарное дело. В таких профессиях помогает не столько теория, сколько практика. Чем больше пишешь, тем больше вероятность успеха.

Ведущий

Здесь стоит уточнить, что профессия ведущего может быть в совершенно разных сфера: от ведущего развлекательных и культурных мероприятий до ведущего на радио и TV.

  • Где и как работать: работа ведущего очень обширна. В самом простом понимании это проведение мероприятий, на которых ведущий — капитан корабля (управляет всем процессом, развлекает гостей, справляется в нестандартных ситуациях так, чтобы гости не поняли, что что-то идет не по плану). Работать можно на частных вечеринках, на массовых мероприятиях, на телевидении, в шоу-бизнесе.
  • Кому подходит: тем, кто не боится выступлений на публику, любит импровизации и взаимодействие с людьми.
  • Средний заработок: 60 тыс. рублей в месяц. Доход может исчисляться не месячной зарплатой, а единоразовыми выплатами за выступление или за проект.
  • Как выучиться: чтобы узнать все нюансы профессии, лучше всего получить специализированное образование. Начать стоит с факультетов, связанных с кино, телевидением и радио, а ещё можно рассмотреть школы/курсы ведущих.

Блогер/тиктокер/вайнер

Еще недавно никто бы не подумал назвать это профессиями, хотя сейчас именно они набирают популярность не только среди молодежи, но и среди старшего поколения.

Профессий, связанных с юмором, довольно много. Хотелось бы отметить, что почти все из них довольно прибыльные и дают возможность развиваться и строить свою карьеру, совмещая с другими специальностями.

Когда мы смотрим кинофильм, телесериал или любимую передачу, то редко задумываемся о том, кто же придумал все увлекательные сюжетные повороты и характеры главных героев. А это те, кто всегда остается за кадром, – сценаристы.

Сценарист – это профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

История профессии

Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания. Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, лубочные картинки, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством. И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

Описание профессии

Сценарист печатает сценарий

Нередко люди задают вопрос: сценарист – это кто: неудавшийся писатель или все-таки профессионал, занимающийся отдельным делом. Такие сотрудники сейчас работают на телевидении, в кино, театре, рекламных агентствах, фирмах, специализирующихся на организации праздников и различных шоу. В последние десятилетия все активнее привлекают сценаристов компании, разрабатывающие компьютерные игры. Кроме того, всплеск популярности сериалов требует высококлассных спецов для создания качественного продукта.

Особенностью работы кинодраматурга является то, что ему нужно создать произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Поскольку в кино, в отличие от литературы, мотивы персонажей чаще всего не объясняются, текст должен быть скомпонован так, чтобы причинно-следственные связи были понятны из поведения актеров или их реплик. Также требуется подробно описать внешний облик главных героев и их характеры.

Сценарий выступает литературно-драматической основой фильма, в которой детально прописан сюжет, характеристики персонажей, диалоги. Все это скомпоновано по эпизодам для удобства дальнейшей режиссерской работы. Все сценарии делятся на оригинальные, то есть созданные автором с нуля, и адаптированные (на основе литературных произведений).

С увеличением количества сериалов профессия сценариста-драматурга начала дробиться на виды:

  • Создатели синопсиса – небольшого произведения, в котором на нескольких страницах кратко излагаются тема, проблематика (взаимоотношения персонажей, причины каких-либо их поступков). В сериальном производстве от автора требуется писать синопсис еженедельно под каждый новый эпизод.
  • Сюжетники расписывают синопсис по сценам, детализируют его и подгоняют под требования режиссера и возможности актеров.
  • Диалогисты придумывают все разговоры между героями фильма, быстро корректируя их при необходимости.

В небольших телекомпаниях все эти функции нередко выполняет один человек. В более крупных организациях – это командная работа, в которой каждый участник четко знает свою роль. Следовательно, отвечая на вопрос, кто такой сценарист, можно сделать вывод, что это не писатель, а представитель отдельной профессии, привязывающий текстовую основу к аудиовизуальному восприятию зрителя.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь поговорим о том, где учиться на сценариста. Можно получить высшее образование по специальностям «драматургия», «журналистика», «филология» или другим гуманитарным направлениям. Многие пришли в профессию из разных сфер деятельности, в частности из шоу-бизнеса. В 2000-х годах поставщиками идей для множества телепередач и фильмов стали участники КВН.

Многие интересуются, как стать сценаристом без образования. Действительно, при наличии таланта и готовности преодолевать трудности диплом может и не понадобиться. Работая по основной специальности (журналист, педагог, редактор и др.) и изучая пособия в интернете, можно постепенно двигаться к своей цели, начиная с небольших проектов и зарабатывая себе авторитет в профессиональной среде. Однако лучше все-таки закончить хотя бы сценарные курсы, чтобы овладеть основными навыками этого дела.

Для поступления на гуманитарные специальности в высшие учебные заведения потребуется уделить в школе внимание изучению таких предметов, как литература, история, русский и иностранные языки, обществознание. Также приемная комиссия может попросить абитуриента предоставить свои литературные труды, отзывы критиков на них или рецензии. Поэтому начинать писать и развивать свой талант нужно с раннего возраста, пополняя свое портфолио.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Обязанности на работе

Сценарист за работой

Коротко остановимся на том, чем занимается сценарист на своем рабочем месте. Если он штатный сотрудник киностудии, телеканала, театра, другой организации или работает по их заказу, то в его основные обязанности может входить:

Во время съемок фильма или сериала сценарист может активно взаимодействовать с членами съемочной группы, в первую очередь с режиссером. Иногда нужно перерабатывать текст буквально на колене, поскольку ситуация требует срочной корректировки сюжета или диалога.

Теперь о том, что делает сценарист, когда он не в штате какой-либо организации и у него нет заказа. В таком случае он пишет сценарии, чтобы предложить их кино- или телестудии. Для этого необходимо только иметь стол, компьютер и настойчивость. Нередко ему приходится зарабатывать деньги другой деятельностью, а в свободное время писать, в надежде продать свой сюжет.

Кому подходит

Работа сценариста подходит творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории, а это дано далеко не каждому. Хороший кинодраматург должен обладать такими профессиональными качествами:

  • писательский талант и любовь к этому занятию;
  • хорошо развитая фантазия;
  • эрудированность в разных сферах и начитанность;
  • богатый словарный запас;
  • знание различных исторических эпох и видов человеческой деятельности;
  • сценарное мышление (способность увязывать между собой различные жизненные ситуации, мотивировать действия и поступки героев);
  • умение работать быстро и укладываться в дедлайны.

Что касается личных качеств, то трудно обойтись без:

К плюсам работы можно отнести признание в профессиональной среде и неплохой доход при достижении успеха, любимое занятие, знакомство с интересными людьми. Минусы – риск провала, нестабильность заработка, творческие кризисы, стрессы в процессе написания и корректировки сюжетов.

Сколько получают

В интернете заработная плата сценариста указана в размере от 40 до 70 тысяч рублей в месяц, однако здесь есть много нюансов. Во-первых, регион: в Москве платят гораздо больше, чем на местах. Во-вторых, сфера деятельности: сейчас проще заработать в IT-компаниях, разрабатывая идеи для компьютерных игр, или в event-индустрии, организовывая массовые мероприятия и шоу, чем в кинематографе. В-третьих – это уровень специалиста: некоторые яркие кинодраматурги, выдающие качественный продукт, ценятся очень высоко в отличие от рядовых представителей профессии.

При производстве популярных сейчас телесериалов на сценарий выделяется в среднем 3 % от общего бюджета проекта. Некоторым за один эпизод платят 60-70 тысяч рублей, другим – миллион, несмотря на то, сколько времени потрачено на его создание. Во многом это зависит от заказчика, зрительской аудитории и количества рекламодателей. В среднем на центральных каналах телесценарист зарабатывает от 100 до 250 тысяч рублей. За сценарий фильма целиком могут заплатить до 3 миллионов рублей, но разработка может занять 1-2 года.

Как построить карьеру

Из всех, кто мечтает стать профессиональным сценаристом, серьезного успеха добиваются немногие. Для этого необходим недюжинный талант, трудолюбие, умение зацепить зрителя своим сюжетом и заставить его сопереживать. Многие забывают про свою мечту о большом кино и зарабатывают деньги, организовывая юбилеи, свадьбы и дни рождения.

Только самые упорные и целеустремленные добиваются своего. Они подрабатывают на любых халтурах, но никогда не забывают о своем истинном призвании. Для этого им приходится постоянно участвовать в проводимых в интернете конкурсах, отправлять заявки в кинокомпании, обращаться к режиссерам и продюсерам, искать другие способы привлечь внимание к своему творчеству.

Однако и здесь есть один важный нюанс. Большинство зрителей, выйдя из кинотеатра, смогут назвать исполнителей главных ролей, некоторые вспомнят режиссера и композитора, но сценарист фильма не известен практически никому. Публичная популярность кинодраматургу не грозит, по-настоящему оценить уровень его таланта могут лишь коллеги по творческому цеху.

Перспективы профессии

Сценарист – это человек, без которого невозможно развитие современного кино, телевидения и театрального искусства. В конкурентную борьбу за увлекательные сюжеты включились также IT-сфера и индустрия развлечений. Спрос на качественный продукт сейчас просто огромен, однако найти сильный сценарий – большая проблема. Причиной такой ситуации является то, что из общей массы людей, называющих себя сценаристами, истинным талантом обладают очень немногие.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия сценарист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Не может быть (комедия, реж. Леонид Гайдай, 1975 г.) (Май 2021).

Советы для того, чтобы стать комедийным телевизионным автором 2021

Вы всегда задавались вопросом, как стать писателем телевизионной комедии? Работа писателя телевизионной комедии может быть довольно прибыльной. Для некоторых это может быть немного недостающим творчески, так как ваша работа заключается в том, чтобы имитировать голоса заранее установленных символов. Тем не менее, вы также работаете каждый день с группой талантливых и смешных людей, поэтому это также одна из самых забавных работ, которые вы когда-либо имели!

Есть много способов взломать запись на телевидении, но ниже следует то, что вы могли бы подумать о том, как стать автором телевизионной комедии.

Изучите формат ТВ

Если вы еще этого не сделали, первое, что вам нужно сделать, это убедиться, что вы понимаете структуру телевизионной комедии. Будь то сидеть-ком (например, «Два с половиной человека», «Мое имя - граф» ) или день драмы (например, «Секс в большом городе», «Уродливая Бетти» « ), полчаса или часа, вам нужно четко понять, как разбито шоу. Является ли это структурой 2 или 3 действия? У этого есть ясная История? B рассказ? Второе место? Если вы не знаете, что я имею в виду здесь, вы можете начать с чтения нескольких книг по сценарию и структуре рассказа. Это поможет вам понять основы написания сценариев.

Вы также должны начать узнавать о том, как производится телешоу. Что такое исполнительный продюсер? Что делает шоуруннер? Понимание того, как телевизионное шоу переходит от идеи к вашему телевизору, - это хорошее знание для вас.

Как только вы почувствуете, как создается шоу, как написан сценарий телевизора и какова основная структура вашего любимого шоу, вы готовы к шагу 2.

Напишите «Spec»

Теперь вам нужно показать отрасль, которую вы действительно можете написать, написав скрипт «spec». Точно так же, как у художника или фотографа есть портфолио, у писателя есть коллекция образцов, которые он или она может показать потенциальному работодателю.

Итак, что такое скрипт «spec»? Технически «спецификация» относится к «спекулятивному» сценарию.

Вы пишете это бесплатно и размышляете, что кто-то прочитает его и нанят. Это, по сути, образец сценария, который является либо существующей и популярной телевизионной комедией (например, «Офис», «Два с половиной человека» ), либо оригинальным материалом, который подчеркивает вашу способность создавать голос , ситуации, персонажи и, в конечном счете, рассказывать историю. Имейте в виду, что, если вы хотите стать писателем комедии, то любая часть, которую вы используете в качестве своего скрипта, должна, по крайней мере, быть смешной. Совет: Напишите спецификацию популярного шоу. В конце концов, вам не будет хорошо писать эпизод телевизионной комедии, о которой знают только несколько человек.

Теперь было так, что если бы вы хотели стать писателем в телевизионной комедии, вы просто напишите спецификацию или два своих любимых шоу, отправьте их агенту и, надеюсь, произведете на них впечатление, чтобы вдохновить их выйти и найти вам письменную работу.С тех пор ситуация немного изменилась, и даже тогда это было не так уж и легко. В настоящее время отрасль (то есть потенциальные работодатели) гораздо более открыта для чтения различных видов материалов.

Много сдвига связано с тем, что в воздухе не так много комедий, как раньше. Тем не менее, рекомендуется написать по крайней мере два сценария: один сценарий популярной телевизионной комедии и одну оригинальную концепцию пилота.

Это немного больше работы, но это дает людям возможность увидеть, что вы можете не только воссоздать характерные голоса и динамику сюжетов существующего шоу, но и создавать собственные голоса, персонажи и сюжетные линии, которые уникальны для вы. Некоторые авторы не согласны с тем, что нужно писать эпизод существующего шоу, но считайте, что работа, за которой вы собираетесь, именно это. Итак, если вы показываете людям, которых вы можете сделать, вы значительно поможете своим шансам получить , чтобы сделать это.

Получить полезные примечания к сценарию вашей спецификации

Прежде чем вы покажете свои сценарии «горячего пресса» вокруг города, вам нужно убедиться, что они так хороши, как вы думаете. Найдите как минимум три человека, которые могут дать вам «полезные заметки». «Полезные заметки» - это заметки, которые помогут вам решить проблемы в скрипте. Это также называется конструктивной критикой.

Заметка о заметках: записка от вашей матери, рассказывающая вам, насколько она наслаждалась сценарием, не является запиской. Это мнение, и, конечно, вашей маме понравится. Честно говоря, мнения бесполезны. Вам нужно, чтобы кто-то прочитал его, кто более квалифицирован, что может дать вам специфику того, что не работает и почему. Если у вас нет друзей, которые находятся в «бизнесе», подумайте о том, чтобы передать его другому писателю-комедии. Вы хотите, чтобы они были грубо честны с вами.

Если история не кажется выполнимой, или они говорят, что голоса персонажей уходят, или ваши шутки не слишком забавные, обратите внимание. Это «полезные заметки», которые помогут вам создать лучший сценарий в вашем путешествии, чтобы стать лучшим писателем.

Совет по заметкам: Может быть, вы пытаетесь услышать, как кто-то разорвал вашу работу. Но если вы можете научиться удалять любую эмоциональную привязанность к своей работе и просто слушать примечания, которые даются, вы сможете спокойно распознать, какие заметки помогут вам улучшить ваш сценарий. Не оправдывайте, почему вы что-то сделали. На самом деле ничего не говори. Просто слушайте заметки, пока они даются - используйте то, что работает для вас, и отфильтровывайте то, что нет. Но помните, что если что-то не подходит вашему читателю, это не поможет вам объяснить «что вы имели в виду. «Если он не работает, он не работает, поэтому подумайте над тем, что может быть нарушено.

Упакуйте свои характеристики и перейдите в Лос-Анджелес

К сожалению, Лос-Анджелес - это действительно единственное место, где можно стать писателем телевизионной комедии. Конечно, в Англии и Канаде есть аналогичные рабочие места, но для работы на 99% всех комедий на телевидении США, Лос-Анджелес, где вы должны быть.В отличие от написания фильмов, ваши возможности жить в других местах, кроме Лос-Анджелеса, равны нулю.

Большинство заданий на запись по телевидению можно найти в личных подключениях. Редкий случай, когда кто-то приземляется в Лос-Анджелесе со сценарием, спрятанным под мышкой, и внезапно начинает работать в телевизионном бизнесе. Итак, вам нужно начать работу в сети. Вот несколько советов:

  • Перейти к событиям писателя - В Голливуде есть ряд событий, которые ориентированы на начинающие телевидение и сценаристы. Будь то скрининг, лекция или социальное мероприятие, вы можете найти многих из них в Интернете или в торговых журналах.
  • Возьмите класс - UCLA Extension, AFI и USC предлагают высококачественные классы письма, которые помогут не только улучшить ваши навыки письма, но и сгруппируют вас вместе с рядом единомышленников физические лица. Их также часто преподают профессиональные писатели.
  • Начать группу писателя - через Craigslist. com, онлайн-чаты или даже через местные газеты, вы можете определить других авторов, с которыми вы, возможно, захотите начать встречаться на регулярной основе. Группа писателя - это не просто отличный сетевой инструмент, но он может помочь вам получить массу конструктивной критики в отношении вашего письма.
  • Возьмите помощницу - Найдите работу, работающую в одной из сетей, студий или агентств в качестве низкоуровневого сотрудника. Работая помощником руководителя, агента или продюсера по разработке, вы не только изучаете ценную информацию о бизнесе в целом, но и разрабатываете отношения с людьми, которые могут помочь вашей будущей карьере.
  • Рассмотрите возможность работы помощником писателя - Не то, чтобы эти задания легко найти, но многие авторы телевидения начали свою карьеру в качестве помощника писателя. Работа - это именно то, что работает помощником писателей. Он не только ознакомит вас с процессом написания для телевидения, но вы будете работать непосредственно с писателями по персоналу. Вы будете в прямой связи с людьми, которые могли бы однажды нанять вас в качестве писателя.

Получить агента

Теперь вот большой улов-22 Голливуда - чтобы получить агента, вам нужно быть рабочим писателем и стать рабочим писателем, вам нужен агент. Разочарование, как может показаться, невозможно получить агента.

Как правило, для некоторых людей, отправляющих ваши специальные скрипты агентствам, для некоторых людей это работает, но это требует много времени и затрат. Кроме того, у большинства агентств есть политика против людей, слепо подающих материал, и на самом деле, может либо вернуть пакет вам, либо просто выбросить его и никогда не отвечать (таким образом они могут сказать, что это просто не было получено).

Таким образом, самый простой и эффективный способ получить агента - это сосредоточить ваше внимание на шагах 2, 3 и 5 выше. Удостоверьтесь, что у вас есть специальные скрипты, которые имеют самое высокое качество, и что вы работаете в сети в любое время, когда не пишете. Скорее всего, вы скоро встретите того, кто может вам помочь.

Давайте повторим важность того, чтобы ваши скрипты спецификации отображались в верхней части формы. Когда появляется возможность иметь кого-то важного, читайте ваши сценарии, вы хотите, чтобы их так впечатлило ваше письмо, что они не могут передать вас.

Career Advice

Если вы ничего не помните, помните эти три совета:

  1. Всегда пишите: Помните, что писать - это ремесло, и единственный способ стать лучше - продолжать это делать. Итак, только потому, что у вас есть два сценария, готовые и под рукой, не думайте, что это все, что вам нужно сделать. Вы захотите начать работу над телом, который вы можете использовать для повышения своей карьеры и набора навыков. Если вы не хотите писать еще один скрипт, то практикуйте написание сцен с ваших любимых телешоу. Практика имитирует голоса (на бумаге) ваших любимых телевизионных персонажей. Развивайте новые идеи. Дело в том, никогда, никогда не прекращайте писать. С каждым днем ​​вы становитесь лучше и лучше.
  2. Письмо переписывается: Ваш первый проект скорее всего не ваш лучший проект. Вы, вероятно, будете делать бесконечное количество переписываний в течение своей карьеры. Не позволяйте этому препятствовать вам. После того, как вы выполните большинство перезаписи, вы скоро обнаружите, что то, что вы написали, было намного лучше того, что было раньше. Сюжеты, шутки, дуги персонажей и диалог, которые не работали, внезапно работают лучше, чем вы когда-либо себе представляли. Будьте открыты для этой возможности и не позволяйте себе вступать в брак с тем, что вы написали. Будьте готовы изменить все, что вам нужно изменить, чтобы ваши сценарии были такими хорошими, какими они могут быть. Лично я предпочитаю переписывать, потому что по крайней мере у меня есть что-то другое, кроме пустой страницы, которая смотрит на меня.
  3. Имейте терпение: С того момента, как вы впервые начнете писать, предположите, что вам понадобится от 6 месяцев до 3 лет (или дольше), чтобы получить первую работу по написанию комедии на ТВ. Как и все, это процесс. Не только в изучении самого корабля, но и в встречах с теми людьми, которые могут помочь вам достичь ваших целей в карьере. Посмотрите на это таким образом, если вы мечтали стать хирургом, вы бы не взяли скальпель в понедельник и ожидаете, что будете работать на людях во вторник, верно? Вы должны учиться навыкам, вам нужно практиковать их, а затем вы должны окружить себя нужными людьми, которые могут помочь вам достичь своей мечты.

Заключительные мысли

Сценарист кто это такой

Театр, как и кино начинается не с вешалки и даже не с актеров, а именно со сценария. И чем он будет лучше, тем великолепнее станет конечный результат. А потому стоит рассмотреть профессию сценарист кто это такой, чем занимается и какое требования к нему предъявляются более подробно.

Особенности профессии

Сценарий , как говорит Википедия, является основой для фильма или спектакля. В нем прописано буквально все, начиная с того, какие будут декорации и заканчивая репликами актеров.

Подробно расскажем о профессии, при отсутствии которой не было бы премьер в театре или кино.

Такой специалист позволит создать идеальный и интересный сюжет, благодаря которому получится фильм, который увидят миллионы зрителей. При этом сам сценарий представляет собой отдельный вид литературного творчества, требующего особых знаний от специалиста.

Ему потребуется не только наличие литературного таланта, но и специальная подготовка, по-особому видеть общую картину происходящего и уметь мыслить совершенно иначе, используя творческий подход, воплощая в реальность даже самую смелую идею.

Кроме того , ему придется внимательно продумывать не только декорации, но и действия персонажей, их манеру говорить и сами диалоги. Особенно это касается фильмов или спектаклей для детей. Как видите, автору сценария потребуется не только природный талант, но и опыт, накопленные знания и интеллект.

Что нужно знать о работе

  • Если говорить, что за профессия сценарист, и чем занимается такой специалист, стоит сказать, что очень часто в качестве основы сценария используются уже написанные романы, повести, пьесы, ставшие известными или способными привлечь внимание людей.

В процессе трудовой деятельности, сценарист может выбирать один из нескольких путей развития своей деятельности:

  1. заключить контракт с киностудией и писать сценарии согласно поступившему от руководства заказам;
  2. начать собственное дело, написав сценарий, предлагая его различным киностудиям;
  3. стать автором, написав интересную книгу, составить на нее сценарий, после чего продать его.

Причем где и как работать, зависит уже от самого сценариста.

Кто может стать сценаристом

Главным инструментом для сценариста является его мышление, письменный стол и компьютер. А место, где он будет этим заниматься, автор выбирает самостоятельно.

Многие выбирают для этих целей свой дом, кому-то требуется уехать за город, а есть те, кто может делать это в уютном тихом кафе.

Требования к профессии

Основной целью сценариста является создание материала, который в последствии, будет в точности воспроизведен на сцене или в кино. Все это требует от специалиста огромного труда, так как ему предстоит придумать персонажей, каждому присвоить характер и написать для них диалоги.

И все это должно быть объединено в гармоничный сюжет, который будет интересен для большой аудитории. Поэтому сценарист должен очень постараться, что бы произведение было особенно запоминающимся.

Для этого не достаточно желания и таланта, автору стоит пройти дополнительное обучение.

Как стать сценаристом

Стоит сказать , что описание профессии может быть не полным, если не рассматривать те качества, которые могут потребоваться сценаристу. И хоть специальное обучение он может не проходить, но вот литературные курсы могут быть далеко не лишними.

Тем более, что требования растут и теперь от сценариста ожидают качественный продукт, который можно и нужно использовать для съемок. Причем приоритет отдается свежим идеям, а не замыленным сюжетам.

Сама профессия уникальна тем, что не важно какой у вас возраст. Самое главное – умение хорошо и грамотно излагать свои мысли. Причем прийти в профессию могут люди разного возраста от 17 и до 99 лет.

К чему стоит быть готовым при выборе профессии

Стоит ли говорить, что главной характеристикой могут служить плюсы и минусы профессии.

И начать стоит с плюсов:

  • творческая профессия, позволяющая самоутвердиться и дающая возможность самовыражению автору;
  • есть возможность работать в любой точке земного шара, не теряя связи с заказчиком;
  • всегда есть возможность завести полезные знакомства, при помощи которых можно будет увеличить свое благосостояние;
  • поможет самосовершенствоваться в процессе работы;
  • можно расширить свой круг общения, постоянно общаясь с известными людьми из киноиндустрии, шоу-бизнеса или актерами театров;
  • есть шанс написать сценарий, благодаря который прославит вас на весь мир.

Есть и свои минусы у данной профессии:

  • имеется риск творческого застоя, когда нет никаких мыслей;
  • приходится постоянно противостоять критикам, отстаивая свое право на мысли и идеи;
  • нет конкретного времени работы, а если сроки поджимают, то придется работать круглые сутки;
  • необходимо приложить много усилий, чтобы стать заметным, добиться признания и выйти на должный уровень;
  • на начальных этапах возможно, придется соглашаться работать за небольшие гонорары.

В этой статье мы дали довольно подробное описание профессии сценарист кто это такой, как им стать и чем он занимается. Мы надеемся, что данная публикация будет полезна как взрослым, так и детям.

Читайте также: