Кто пишет учебники профессия

Опубликовано: 02.10.2024

На первый взгляд может показаться, что даже работа пишущего журналиста связана не с текстами, а больше — с поиском информации, общением с лидерами мнений. Нужно посещать профильные мероприятия, презентации и конференции, брать интервью.

С одной стороны, зачастую это и правда так. С другой, профессия журналиста достаточно гибкая, чтобы каждый мог выбрать подходящую себе специализацию. Новостные журналисты действительно большую часть времени ищут информацию, а тексты пишутся достаточно быстро. Однако если вы станете экспертом в какой-то теме (музыка, кино, IT, медицина и т. д.), вам с радостью будут заказывать сложные аналитические статьи, тематические колонки, обзоры, в которых вы вполне сможете раскрыть свой писательский талант. Можно также обратить внимание на репортажи: для создания эффекта присутствия необходимо отлично владеть словом.

В любом случае, для работы журналистом, помимо умения писать тексты, понадобятся навыки коммуникации, способность договариваться с людьми и быстро находить информацию, а также наблюдательность, точность и внимательность.

Где учат:

  • факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
  • факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ,
  • факультет коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
  • Институт массмедиа Российского государственного гуманитарного университета,
  • Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета.

2.​ Переводчик

Несмотря на обилие современных средств, «живые» переводчики все еще высоко ценятся, особенно когда речь идет о редких языках. Для технических переводов в первую очередь будут важны точность и ясность текста, а в случае с публицистикой и, тем более, с художественными произведениями, потребуется чувство стиля, богатая лексика и писательские навыки. Помимо непосредственно текстов, вы также можете переводить фильмы, где тоже понадобится все вышеперечисленное.

Кроме владения русским языком необходимо отличное знание иностранного (лучше — не одного, а нескольких), усидчивость, умение соблюдать сроки. Вам нужно будет достаточно хорошо разбираться в теме в случае технических или публицистических переводов, знать творчество и стиль автора, если дело касается художественных текстов, или же уметь быстро находить необходимую информацию.

Где учат:

  • Международный гуманитарно-лингвистический институт,
  • Высшая школа перевода МГУ им. М.В. Ломоносова,
  • Институт филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета,
  • факультет «Международная школа бизнеса и мировой экономики» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

3.​ Сценарист

Сценарное дело — достаточно широкая профессия. Вы можете писать сценарии как для кино (игрового или документального), так и для мультфильмов, сериалов, телепередач, рекламы, клипов и даже игр. У каждого из этих направлений есть свои особенности, но все сценарии так или иначе подчиняются законам драматургии, которые необходимо хорошо знать.

В сценарии меньше, чем в художественном тексте, имеет значение богатство и красота языка, зато на первый план выходит действие, четкие мотивы персонажей, отточенность диалога.

Несмотря на то, что «костяк» работы — это непосредственное написание текста, нужно понимать, что «кино» в широком смысле слова — творчество совместное, и, помимо своего видения, сценаристу придется обращать внимание на мнение продюсера, режиссера, актеров. Нужно быть готовым к тому, что сюжет может преобразиться до неузнаваемости.

Таким образом, чтобы стать сценаристом, помимо владения словом и знания законов драматургии нужно уметь услышать коллег, не бояться постоянного переделывания и переписывания текста, а также учиться доносить свою мысль и отстаивать точку зрения, когда это принципиально.

Где учат:

  • Сценарно-киноведческий факультет Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова,
  • Высшие курсы сценаристов и режиссеров,
  • факультет журналистики и сценарного мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина,
  • Московский государственный институт культуры.

4.​ Редактор

Под одним названием профессии «редактор» в действительности скрываются две не всегда пересекающиеся задачи. Часто здесь подразумевается литературный редактор: человек, который доводит до совершенства журналистские или писательские тексты, исправляет стилистические ошибки и неточности. Однако, как правило, это только часть (причем небольшая) работы. В книжном бизнесе литературный редактор может быть отдельным человеком, но и там, и, особенно, в СМИ в список его основных задач входит общение с авторами, составление плана, оценка текстов и их перспективности, распределение обязанностей, контроль сроков и качества выполнения работы, решение других организационных вопросов.

Чтобы стать хорошим редактором, необходимо быть начитанным, уметь быстро оценивать качество текста, находить и исправлять или указывать на его недостатки, иметь определенные лидерские качества и навыки коммуникации, а также навыки планирования своих и чужих действий на несколько шагов вперед.

Где учат:

  • Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова, «Издательское дело»,
  • филологический факультет Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина,
  • факультет гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
  • филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

5.​ Писатель

Писатель — одна из самых привлекательных и при этом самых непростых профессий для тех, кто любит текст. С одной стороны, вам практически не нужно ни с кем договариваться — долго согласовывать и переделывать тексты. Писатель — сам себе хозяин: целыми днями пишешь, а затем отправляешь материалы редактору. С другой, основная сложность писательства как профессии заключается в том, что лишь небольшой процент пишущих людей способен не просто добиться того, чтобы их опубликовали (хотя и это непросто), но еще и достигнуть такой популярности и таких тиражей, чтобы с процента от них можно было жить. Гонорары начинающих авторов художественной литературы ниже, чем месячная зарплата промоутера, а книги часто пишутся не один год. Несколько лучше обстоят дела у авторов нон-фикшн, но и там не стоит ждать мгновенного успеха, большого заработка и миллионных тиражей.

В отличие от работы редактора и журналиста, особенность работы писателя заключается как раз в достаточно сильной изоляции. Подавляющее большинство работы — это сидение за компьютером, написание и переделывание текстов. Фактически единственный человек, с которым общается писатель, — это редактор. Да и то, большая часть коммуникации, как правило, проходит по электронной почте или по телефону.

При этом нужно понимать, что просто научиться быть писателем нельзя: хорошее произведение помогает создать только опыт — как профессиональный, так и жизненный. Также много значит умение этот опыт переработать и выразить в понятном другим людям увлекательном тексте.

Как создаются школьные учебники? Может ли стать автором человек с улицы? И чем объяснить успех самых популярных учебников? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Климишин, управляющий директор издательства «Просвещение».


- Дмитрий Александрович, в чем разница между «звездными» авторами, чьи книги выпускаются огромными тиражами, на рынке художественной и учебной литературы?

- Разница очень большая. Написать и издать учебник или учебно-методическое пособие гораздо сложнее, чем детскую книжку.

Рынок учебной литературы, на выпуске которой специализируется издательство «Просвещение», и рынок художественной литературы - это разные рынки, и издательства работают на них по-разному. На рынке художественной литературы книга переиздается один или несколько раз (за исключением нескольких «хитовых» изданий), при этом успешный автор может писать книги одну за другой. Их готовят к печати и издают очень быстро в расчете на то, что потребители не потеряют интереса к авторскому труду. То есть на рынке художественной литературы издательства стараются действовать в соответствии с текущей модой и трендами.

На рынке учебной литературы структура подготовки продукта иная. Учебник создается долго, потому что его нужно не просто написать, но и привести в соответствие с действующими нормами, в том числе с образовательными стандартами, апробировать, включить в Федеральный перечень учебников и только потом выводить на массовый рынок. При этом включение в Федеральный перечень не гарантировано – учебник должен пройти не менее трех независимых экспертиз. Так что работа над продуктом до его вывода на рынок растягивается на несколько лет. К примеру, сейчас действует перечень 2014 года, и он изменялся только в рамках предмета «Астрономия» и учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья. То есть новые авторы могли войти в Федеральный перечень только по этим предметам.

Помимо учебников, издательства учебной литературы выпускают учебные пособия (книги для чтения, рабочие тетради, контурные карты, методические пособия для учителя и проч.), которые в отличие от учебников не проходят внешнюю экспертизу. Но все равно требования к ним высоки, поэтому мы всегда проводим внутреннюю экспертизу, и времени на создание этих продуктов также требуется немало.

- От чего зависит популярность школьных учебников? Чем объяснить, что один учебник выдерживают не один десяток переизданий, а от другого издательства быстро отказывается?

- Успех учебников зависит, прежде всего, от творческого потенциала авторов и команды людей, которые вместе с автором работают над подготовкой учебников. Остальные факторы вторичны. Можно говорить и о зависимости тиражей от широты аудитории, которой учебники адресованы – к примеру, учебник русского языка имеет большую аудиторию, нежели учебник французского языка. У каждого учебника – своя судьба. Сложность для команды заключается еще и в том, что учебник должен заглядывать в будущее – мы должны учить детей не только тому, что им необходимо знать в современной жизни, а тому, что им понадобиться после окончания школы. Это очень непростая задача.

- Как в издательстве «Просвещение» подбирают авторов? Есть ли традиции работы с авторами, сохранившиеся с советских времен?

- Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология. Нельзя понимать ее упрощенно, что вот, дескать, есть резервуар с талантливыми авторами, и мы только туда запускаем «сачок», а вот резервуар с не очень талантливыми, и мы к нему стараемся не приближаться. При этом стоит отметить, что популярными авторами, известными по всей России, зачастую становятся ученые и педагоги, которых раньше знали лишь в узких кругах. Их талант проявился именно при написании учебника: им удалось добиться сочетания научной глубины, простоты и доступности.

В советские годы, когда издательство «Просвещение» только начинало работать, существовала практика назначения авторов – прежде всего, по гуманитарным предметам. Были примеры, когда учебники отбирали для школ по итогам конкурса, тенденция возобладала с середины 1950-х годов. Яркий пример – учебник по истории древнего мира Федора Коровкина, победивший на конкурсе благодаря простоте и доступности содержания.

Роль издательства «Просвещения» заключалась в том, что редакторы, работавшие здесь десятки лет, фактически становились соавторами учебников и пособий. В издательстве сформировался пул не только авторов, но и редакторов, благодаря которым вот уже почти 88 лет появляются стабильные и качественные учебники.

Некоторые современные учебники построены на базе именно тех учебников, которые создавались в советские времена. Они были настолько хорошо написаны авторским коллективом, что требуется лишь правка этих учебников под современные реалии, что мы и делаем постоянно. Один из примеров – учебники математики Марии Игнатьевны Моро, не так давно скончавшейся на 93-м году жизни. В советские годы она фактически была создателем нового предмета начальной школы – математики, пришедшей на смену арифметике.

- Какое образование должен иметь автор учебника? Где у него чаще всего основное место работы? Какими знаниями он должен обладать, помимо знаний своего предмета?

- У всех авторов, конечно, было и есть высшее образование. Среди них работники академических институтов РАН и РАО, высшей школы, ведущие методисты, учителя школ, которые играют большую роль в составлении методического аппарата и рабочих программ.

Нужно понимать, что у учебника не может быть одного автора, даже если это гениальный человек, это всегда плод работы коллектива людей. К тому же современный учебник – часть УМК (учебно-методического комплекса), в создании которого могут быть задействованы разные люди. Например, наш УМК по истории России под редакцией Анатолия Торкунова, подготовленный в соответствии Историко-культурным стандартом в предельно короткие сроки, - результат работы десятков людей. Это и авторы, каждый из которых является специалистом по тому или иному историческому периоду, и методисты, сотрудники издательства, члены научно-редакционного совета.

Для написания учебника важны знания детской психологии, осведомленность о последних достижениях науки. Среди наших авторов – академики РАН, как например, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (всеобщая история) или Алексей Семенов (информатика), который является одновременно академиком РАО, автором педагогических концепций в области математики и информатики.

А есть авторы, являющиеся не только учеными, но и методистами, они, конечно, ближе к школьной практике, чем члены «большой» академии. Таиса Ладыженская – одна из крупнейших методистов в нашей стране, специалист по русскому языку, чьи книги издавались на протяжении 40 лет. Она никогда не покидала науку – теорию и практику русского языка, что позволяло ей своевременно обновлять учебники. Леонид Боголюбов, которого мы уже упомянули, – ученый-обществовед с огромным педагогическим опытом.

- Как издательство «Просвещение» отбирает авторов? Может ли стать автором человек с улицы?

- Примеров, когда авторы приходят с улицы и предлагают готовый продукт, я, пожалуй, не припомню. Но, проводя мероприятия в регионах, в школах, в институтах повышения квалификации, мы замечаем коллег с высоким потенциалом, которые могли бы стать авторами учебников. Так нашим автором в 2007 году стал московский учитель истории Андрей Иванов, заместитель директора школы № 548. В школе, которую возглавляет Ефим Рачевский, он отвечает за учебно-воспитательную и проектную работу.

В подборе авторов все большая роль отводится издательству. Конечно, нам нужны авторы, которые могли бы объединить разные направления при подготовке учебников и пособий – те, кто проводят научные исследования, разбираются в детской психологии, владеют методическим аппаратом и проч. Но важно и другое: мы ищем авторов, ориентированных на современных детей и молодежь, понимающих особенности восприятия учебного материала новым поколением, которое живет в ином измерении, нежели десять лет назад. Это выдвигает новые требования к работе авторов и издательства.

- Как меняются требования к авторам учебников в связи с развитием цифрового образования и создания в школах современной информационно-образовательной среды?

- В современном книгоиздании к учебникам, пособиям и рабочим программам добавляются электронные форматы, методики и технологии, которые позволяют сделать все эти материалы более современными. Без электронной копии учебник не включат в федеральный перечень, так что умение учитывать требования информационно-образовательной среды при создании учебника должно быть у каждого нашего автора.

Особой популярностью в современной школе пользуются учебники, которые дают возможность ребятам систематизировать знания и выделить самое важное в огромном потоке информации. Эту роль выполняют не только некоторые линейки наших учебников, но и методические пособия для учителей, технологические карты уроков. Таким образом, с помощью наших пособий учитель моделирует урок, по-разному организует занятия в разных классах. Модульный принцип построения учебников и система многоуровневых заданий легко позволяет корректировать программу в зависимости от уровня подготовки школьников.

Кроме того, современные технологии позволяют расширять учебное пространство – технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности постепенно приходят и в образование. Умение использовать такие технологии также становится задачей коллектива, работающего над новыми цифровыми учебниками.

Все эти факторы, влияющие на популярность учебно-методических комплексов в школах, мы стараемся учитывать в работе с нашими авторами.

Литературные профессии

Любовь к чтению приходит постепенно. Книги сопровождают человека на всем жизненном пути, начиная со сказок в раннем детстве и заканчивая серьезным романом. Для кого-то это остается всего лишь хобби, а для других средством для заработка. И так, какие существуют на сегодняшний день профессии, связанные с литературой?

Писатель

Писатель за печатной машинкой

Писатели занимаются созданием литературных произведений, статей разных жанров, предназначенных для широкого круга читателей. Рабочий день писателя характеризуется несколькими часами, проведенными за ноутбуком. При этом работать человек может в разных областях: писать статьи, рекламы, сценарии или же создавать свою книгу.

Как таковые, писатели не состоят в штате организаций и не имеют должностных инструкций. Поэтому график работы они устанавливают себе сами.

Заработная плата зависит от объема работы. Выпуск книги тиражом в 11 000 окупается 70 000 рублями.

Молодому специалисту, как правило, приходится нелегко. Он должен расположить к себе заказчика и преодолеть конкуренцию.

Но при этом есть и положительная сторона фриланс. Также имеется возможность организации своего дела.

Получить образование по направлению литературное творчество можно в следующих вузах:

  • Литературный институт имени Горького,
  • Краснодарский государственный институт культуры,
  • Московский государственный институт культуры,

Есть возможность приобрести профессию дистанционно. Некоторые из вузов предлагают такое бучение для абитуриентов.

Корректор

Исправление ошибок

Заработная плата начинается с 10 000 рублей и в некоторых случаях может доходить до 30 000.

Так как деятельность обычно производится в группах, влиться в коллектив молодому специалисту довольно просто.

Особая область для данной профессии фриланс. Существуют целые интернет-биржи, которые помогают человеку реализоваться в этой области. Организация своего дела по данному направлению недоступна.

Получить образование в данном направлении можно в Кубанском государственном университете, в Московском политехническом, в Белгородском институте искусства и культуры.

Дистанционное обучение предлагается некоторыми вузами.

Библиотекарь

Профессиональная встреча

Работа в данной сфере это не только прием и выдача книг. Это их хранение во всех отношениях. Библиотекарь знает правила классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов, условия их хранения и поддержания в надлежащем состоянии. В его деятельность входит работа с клиентами: консультация, помощь в поиске.

Работает такой человек непосредственно в библиотеках. График зависит от заведения, но обычно он составляет полный рабочий день.

Максимальная зарплата по стране до 15 000 рублей.

Молодость и неопытность специалиста не особо влияет на его трудоустройство. Если человек хорошо знает свои обязанности, ему будет легко освоиться на новом месте.

Возможность работать на фрилансе или же организовать свое дело отсутствует.

Образование для трудоустройства получается только в университетах с соответствующим профилем или же смежной областью. Так что вопрос времени обучения отпадает соответственно. Стоимость обучения зависит от заведения. Как правило, есть возможность бюджетного получения образования. Стоит рассматривать вузы с гуманитарным уклонам.

Дистанционное обучение отсутствует.

Литературовед

В день родного языка

В область обязанностей человека, работающего в этой сфере, входит изучение литературных произведений. Область ответственности зависит от того, трудится ли работник в компании или же работает сам на себя.

Профессия востребована в таких областях, как радио и телевидение, издательства, научная и преподавательская деятельность. График работы варьируется от восьми часового рабочего дня и выше.

Заработная плата зависит от рода занятий литературоведа и его трудоустройства. Обычно она не превышает 60 000 рублей.

Молодой специалист легко входит в сферу деятельности, так как ему всегда обеспечено официальное трудоустройство.

Удаленная работа и организация своего дела находится под вопросом. А точнее эта профессиональная область исключает такие возможности.

Образование по профилю литературоведа приобретается в филологических и педагогических университетах. Например, освоить профессию можно в Кубанском государственно университете и Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева. Возможно бюджетное и внебюджетное образование.

Дистанционно обучение отсутствует.

Редактор

Редактор журнала

В зависимости от направления рода занятий редакторы трудятся в следующих областях:

  • литературных,
  • технических,
  • художественных,
  • научных.

На компанию, предприятие, работодателя редактор оказывает значительное влияние, так как именно после его обработки издания выходят в свет.

Работа предоставляется во всех организациях, связанных с печатными изданиями. Также растет востребованность редакторов для интернет ресурсов. График работы организовывается самостоятельно, если осуществляется она удаленно. Другой вариант предполагает стандартный восьми часовой рабочий день.

Если посмотреть данные с рекрутинговых сайтов, то видим, что средняя зарплата редактора по стране за 2018 и начало 2019 года составляет 30-40 тыс. руб.

Молодому специалисту нелегко влиться в эту сферу, так как работодатели обращают большое внимание на опыт работы. Да и конкуренция немалая.

Образование редактора можно получить поступив в вуз по специальности Издательское дело и редактирование. Она имеется в программах многих вузов России. Также можно получить одну из профессий, связанную с филологией. В их число входят:

  • журналистика,
  • лингвистика,
  • литературное творчество.

В некоторых образовательных учреждений предлагается дистанционное обучение.

Журналист

Умение задать острый вопрос

В обязанности журналиста входит поиск интересных событий для описания, сбор материала. Он производит анализ текста, написание, подготовку и комментирование репортажей, фотосъемок событий и многое другое. Профессионал в этой сфере деятельности влияет на ход развития компании. Так что от него зависит не мало вопросов.

Журналисты востребованы в различных областях. Устроиться можно в структуру СМИ, радио и видео телеканалы и другие новостные структуры.

График работы составляет полный рабочий день, а заработная плата варьируется от 45 000 до 60 000 и выше.

Молодому журналисту без опыта работы многого ожидать не стоит. Начальная стадия внештатный корреспондент.

В настоящее время зарабатывать на фрилансе в области журналистики не представляется возможности.

Статистика показывает, что для работы требуется обязательное высшее образование. Поэтому для того, чтобы стать журналистом, необходимо окончить вуз с соответствующим профильным уровнем. Такая возможность предоставляется в:

  • Институте УНИК,
  • Московском государственном университете,
  • Академическом международном институте.

На базе институтов есть возможность дистанционного обучения.

Преподаватель языка и литературы

Все начинается со школы

Главная задача человека, трудящегося в этой области, состоит в передаче знаний по данному профилю учащимися. Носитель профессии, как правило, не оказывает влияние на рост или упадок компании, организации, в которой он работает. Вся его деятельность направленно непосредственно на тех, чьим обучением он занимается.

Преподаватели литературы требуются во всех учреждениях, которые так или иначе связаны с обучением. Это школы, колледжи, вузы, профильные смены и так далее. График работы определяется восьмью часами в день.

Заработная плата по РФ варьируется от 15 000 и до 35 000.

Молодому специалисту влиться в отрасль довольно легко, и чаще всего это не вызывает затруднений.

Если вопрос касается фриланса, то преподаватели литературы могут свободно найти себя тут. Например, занимаясь репетиторством в интернете. Также есть возможность организовать свою деятельность.

Работа предполагает наличие высшего образование, которое можно получить в гуманитарных вузах по направлениям литературы, филологии или преподавания.

Имеется возможность получения дистанционного образования.

Литературный критик

Нужно много читать

В компетенции критика входит анализ и оценка преимущественно новых произведений литературы. Другими словами, он пишет рецензии на книги, ищет дарования в наше время. Для развития современного общества литературный критик играет большую роль, так как от его взгляда, оценки зависит жизнь целых поколений книг, которые незаметно обучают общество.

Специалисты этой области задействуются в типографиях, газетах, журналах. Музеях, на телеканале и других областях, связанных с печатью.

Заработная плата достигает 40 000 рублей, а график работы стандартно остается восьмичасовым.

Людям без опыта работы приходится нелегко, так как до того, как им начнут доверять серьезные обязанности, необходимо доказать свою компетентность. А для этого нужно время.

Работа на фрилансе или же открытие собственного дела не представляется возможным.

Специальности Критика в вузах не существует. Чтобы получить право работать в этой сфере необходимо пройти обучение в творческих и гуманитарных институтах, на факультете теории и истории искусства.

Дистанционное образование предлагается в различных вузах.

Копирайтер

Современная профессия

В обязанности работника входит написание продающихся текстов, статей, проверка их на грамотность и подготовка к дальнейшему использованию. Хорошая реклама залог успеха для предприятия. Поэтому копирайтеры играют важную роль для работодателя.

Востребован труд специалистов данной области в рекламных агентствах, у владельцев предприятий, в рекламных и маркетинговых отделах фирм, интернет-магазинах и в области продвижения сайтов. Чаще всего человек сам определяет свой рабочий день и часы занятости. Главное в срок сдать заказ работодателю.

Заработная плата по РФ достигает 40 000 и более.

Большая потребность в копирайтерах увеличивает шансы молодого специалиста, поэтому приложив достаточно усилий, человек сможет добиться успехов в данной области.

Есть возможность заработка на фрилансе. А вот организация своего собственного дела уже вопрос. В данный момент трудно представить такую деятельность для копирайтера.

Как такового образования не требуется, но профили подготовки по филологии, литературе, преподаванию, маркетингу точно пойдут на пользу специалисту.

Литературный переводчик

Работа для усидчивых

Обязанности определяются переводом художественных статей, литературных произведений и других материалов на необходимые работодателю иностранные языки.

Профессия востребована среди организаций, занимающихся печатью на другие языки. Это типографии, газеты и журналы. Данная профессия позволяет получить работу в неполный рабочий день или же брать проектную деятельность.

Минимальная заработная плата 300 рублей за одну страницу.

Молодым специалистам довольно легко влиться в сферу деятельности. Главное найти работодателя, заказы.

Также предоставляется возможность организовать свое дело. Например, в области переводов. Многие трудятся на фрилансе, занимаясь своей профессиональной деятельностью дистанционно, через интернет.

Для того, чтобы получить работу, необходимо иметь образование в сфере языкознания, филологии. Следовательно, требуются вузы именно с этим направление. Минимальный срок обучения 4 года.

Дистанционное обучение представляется некоторыми учебными заведениями.

Работа в сфере литературы открывает для человека много возможностей. Это не только интересно, но и востребовано в нашем современном обществе. Правда, если все-таки вы решили избрать эту область, стоит подготовиться и к трудностям. В их число входит большая конкуренция, приличный объем работы и постоянный контакт с самыми разными людьми. Но после преодоления всего этого вы точно получите удовлетворение от своей деятельности!

Посмотрите еще престижные современные профессии в которых также присутствует творческое начало: юрист и прикладной информатик.

Современные российские учебники для школьников не перестают удивлять. Это как раз тот случай, когда дурости предела нет. В одном из последних учебников второклашки неожиданно узнали о том, как "проторчать" от мухоморов. Также дети узнали, что толщина атмосферы Земли, оказывается, составляет 1000 километров, а голубь летает быстрее самолета.

Уж так получилось, что, следуя с сыном программе "Начальная школа XXI века", пришлось столкнуться с серией учебников по дисциплине "Окружающий мир", авторства Н. Ф.Виноградовой и Г. С.Калиновой. (издательский центр "Вентана-граф", Москва).

Признаюсь, сначала масштабы бедствия не были оценены нами в полной мере. Конечно, некоторые моменты заставляли недоумевать и раньше: например школьникам второго класса сообщалось, что "если кто-то съест мухомор, его состояние будет похоже на состояние сильно пьяного человека, когда кружится голова, тошнит, и мерещатся всякие странные видения" (стр. 27, "Окружающий мир, 2-й класс"). Помнится, пришлось объяснить ребенку, которому захотелось поговорить о "видениях", что ничего хорошего в описанных симптомах нет.

Но по-настоящему поразил воображение учебник для третьего класса. Хотелось бы поделиться впечатлениями от прочтения 1-й книги этого курса.

Условно, представленный материал можно разделить на две неравные части, посвященные неживой и живой природе. Материал, относящийся к неживой природе, занимает существенно меньше места (примерно, первые 40 из 150 страниц) и содержит наибольшее количество неточностей и грубых ошибок.

Перечислю наиболее вопиющие ошибки.

1. "Землю окружает воздушная оболочка — атмосфера. Толщина ее достигает 1000 км." (стр. 27). В настоящее время признано, что принимать в учет воздействие атмосферы, скажем, на космические корабли, имеет смысл лишь на высотах, меньших 120 км. Именно эта отметка и принята сейчас за верхнюю границу атмосферы. Хотелось бы понять, откуда взялась гигантская цифра в 1000 км у авторов учебника, и почему у них не возникло естественного желания ее проверить.

2. Изображения компаса на стр. 33 и 42 (два рисунка компаса рядом, см. Рис.1) приведены неверно. Направление на восток находится справа от оси "север-юг", а не слева, как показано на картинках. Констатирую таким образом, что в книге содержатся целых три неверных изображения компаса. Справедливости ради, надо сказать, что в тексте компас описан правильно.

3. Масштаб 1:25000 означает, что в 1 см содержится 25000 см = 250 м (а не 250 км(. ), как написано в учебнике, стр. 37). Это — не грубая, а грубейшая ошибка.

4. На странице 44 содержится следующий пассаж: " Как ты думаешь, кто быстрее доставит письмо адресату — самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, которые провели такой эксперимент в конце прошлого века, первый с поставленной задачей справился голубь". Гугл помог приоткрыть тайну этого загадочного соревнования. На сайте http://www.kotmurr.spb.ru/anima/golub_pochtovij.html находим дословно такой текст: "В конце ХХ в Прибалтике, например, провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату — самолет, почта или голубь? К удивлению исследователей, первым с поставленной задачей справился голубь. Ему удалось избежать бюрократии при оформлении и доставке письма и опередить современные средства связи". С последней фразой все встает на свои места. После прочтения же текста учебника у всех опрошенных детей сложилось впечатление, что голубь может летать быстрее самолета. Попутно замечу, что у меня вызвало удивление дословное копирование довольно безграмотного текста — как можно сравнивать "почту" и "самолет", если письмо по почте часто доставляется именно что самолетом?

5. На странице 78 находим: "Семена березы ветер уносит на 2 км, а семена ясеня — на 20 км. Семена клена улетают почти на 90 км." Поиски, с целью выяснить, как семена могут перемещаться на такие огромные расстояния, успехом не увенчались. На сайте "Центра устойчивого управления лесами" (http://csfm.marstu.net/elearning/vozobnovlenie/text/3.1.html), находим, что все расстояния, преодолеваемые семенами деревьев по воздуху, не превышают 1 км. Для клена таблица по ссылке дает в среднем 88 метров воздушного переноса. Так что, скорее всего авторы учебника хотели указать для семян клена 90 м, а не 90 км.

6. В таблице на стр. 104 указывается, что сокол может развивать скорость в 300 км/ч. У критически мыслящего человека этот факт не может не вызвать сомнения. Пять минут поиска в книгах и интернете позволяют выяснить, что сокол может развивать эту скорость лишь в свободном падении при охоте на жертву. Поместить сокола с такой скоростью в общую таблицу, без соответствующего комментария, на мой взгляд — посеять путаницу в голове ребенка, которому предстоит представить себе птицу, легко обгоняющую скорый поезд.

7. На странице 101 содержится утверждение, что "овчарка может вернуться домой, даже если ее увезли за 8-10 км". К сожалению, насколько я знаю, это является отражением народного заблуждения и документально никак не подтверждается: если собаку именно увезли (а не она ушла сама), то вернуться она может лишь в случае исключительного везения. Впрочем, на фоне вышеперечисленных "ляпов" это - наименее серьезная неточность.

Упомянутые неточности, а подчас просто — грубые ошибки, конечно, являются свидетельствами безграмотности авторов учебника. Но, мне кажется, ситуация еще хуже. Даже не содержащий ошибок текст, написан настолько блекло и "водянисто", что не позволяет выделения главных и второстепенных элементов материала. Скажем, много ли информации может почерпнуть несчастный школьник из утверждений:

"Группу рыб называют косяком. Одну рыбу можно легко поймать, а косяк — трудно";

"Звери-хищники, такие как тигр, лев, пантера, могут с помощью зрения точно определить расстояние до жертвы. Сама жертва (например, зебра), может вовремя увидеть опасность".

"Животные помогают растениям "переезжать" на другое местожительство, так растения расселяются по Земле" (в данном случае фраза не "выдернута из контекста", а занимает весь абзац, и никаких деталей больше не сообщается).

Таким образом, у меня сложилось полное впечатление, что учебник был написан в спешке, халтурно, без должного вычитывания. Но остается удивляться, как такой "полуфабрикат":

(а) прошел рецензирование;

(б) выдержал три(!) переиздания (2008, 2009 и 2012 годы, изд-во "Вентана-Граф");

(в) оказался включен в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, на 2013/14 год (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067, г. Москва, позиция 356 в приложении).

И уж совсем невозможно понять, как этот авторский коллектив был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
Источник

Писатель – кто это

Порой поражаешься обилию печатной информации, окружающей современного человека: она доступна ему в книгах, газетах и журналах, интернете. Востребованность печатного слова определяет и популярность профессии писателя: люди, хорошо владеющие речью и умеющие излагать собственные мысли, всегда имеют шансы хорошо зарабатывать. Всемирная популярность и возведение в ранг классика ожидает не каждого, кто захочет опробовать себя на литературной ниве – для этого действительно нужен талант, изрядная доля везения и недюжинное трудолюбие. Однако ни один упорный и хотя бы средненько пишущий человек не останется без хлеба с маслом. И сегодня мы поговорим о том, как можно зарабатывать писательским трудом, а может быть – и прославиться!

Чем занимается писатель

Писатель – это человек, создающий литературные и прочие печатные произведения различного формата. Порой он пишет стихи и прозу просто для души, без дальнего прицела на солидные гонорары – в этом случае, писательство является просто хобби. В таком отношении к литературному труду существуют свои плюсы, главным из которых является независимость: человек не связан договором с издательством, ему не нужно торопиться сдать книгу четко в оговоренное время и загонять свое творчество в рамки «формата». В общем, пиши для души, издавайся за собственные средства или не издавайся вовсе. Но ведь и существовать на какие-то средства необходимо!

Многие успешные ныне писатели не избирали изначально литературный труд в качестве основной специальности. Например, скандально известный и весьма неоднозначный В. Пелевин вмиру изначально был инженером, а классик современной русской фантастики С. Лукьяненко – врачом-психиатром. И только потом, в процессе жизни они стали полноправными писателями, а литература превратилась в основной источник их дохода. И весьма полноводный источник!

Иногда писателями именуют всех, кто так или иначе связан с написанием текстов. В данном контексте рассматривают преимущественно журналистов, сценаристов и копирайтеров. Да, эти профессии имеют общие черты с литераторством, но назвать их тождественными нельзя.

Общечеловеческие и профессиональные качества

Навыки писателя

Итак, вас привлекает труд литератора: вы спите и видите собственное имя на красочной обложке новенькой книги, еще благоухающей типографской краской, мечтаете о признании, солидных гонорарах и толпах поклонников. Давайте разбираться, есть ли у вас базовые качества, способные сделать ваш путь к успеху на ниве писательства максимально гладким:

  • Тяга к творчеству. Истинный писатель пишет потому, что не писать просто не может – это, так сказать «заводские настройки». Он может заниматься лечением собак или сборкой вертолетов, но его неумолимо будет тянуть к листу бумаги или вордовскому документу, ожидающему очередного всплеска творческой мысли. Да, муза – дама непостоянная, но истинного писателя она посещает достаточно часто, причем не только в моменты максимального сосредоточения на литературном труде.
  • Наблюдательность. Если вам интересно все вокруг (картины природы, краски города, человеческие характеры и взаимоотношения и так далее), возможно, и стоит задуматься над профессией писателя. Особенно хорошо, если вы имеете привычку коллекционировать и записывать собственные наблюдения, а потом, на досуге, приводить их в удобочитаемый вид.
  • Богатый словарный запас. С запасом слов, как у Эллочки-Людоедки, в литераторы стремиться определенно не стоит. Попробуйте для начала без помощи словаря подобрать хотя бы десять синонимов к слову «хороший». Получилось? Можно продвигаться дальше: работать с эпитетами, всевозможными метафорами и прочими тропами для придания речи максимальной яркости и образности.
  • Образное мышление. Многие писатели визуализируют образы: они «видят» персонажей, пейзажи, сцены в собственном воображении и описывают их словами. В данном случае образ является первичным, поэтому и получается максимально живым и ярким, будучи описанным литературными средствами.
  • Грамотность. Вот тут все спорно. Вопреки распространенному заблуждению, кристально грамотных писателей практически не существует. Дело в том, что яркость и образность речи со знанием грамматики практически не коррелируют. Главное – правильность построения конструкций, их связность и динамика. А для правки грамматических ошибок существуют корректоры – натуры, как правило, не творческие, но весьма дотошные и кристально грамотные.
  • Упорство. Путь к признанию никогда не выслан ковровой дорожкой: к кому-то слава и деньги приходят через несколько лет упорного труда, к кому-то не приходят вовсе. Тут важно четко поставить цель и идти к ней ежедневно, невзирая на обстоятельства, пусть и небольшими шажками.
  • Высокая степень самоорганизации. Устали и нет вдохновения? Да что вы: а издательство ждет рукопись нового романа буквально через неделю. Профессия писателя, связанного договорными обязательствами, не оставляет времени на лень и не прощает отсутствия вдохновения. Поставили цель ежедневно писать, например, десять тысяч знаков, будьте добры выполнять норму при любых обстоятельствах. Литературный труд требует самодисциплины!
  • Умение себя «продавать». Можно, конечно, тихо-мирно сидеть дома и писать собственные опусы «в стол» или выкладывать их на любительских литературных ресурсах, но это дохода, как вы понимаете, не принесет. Писатель должен либо сам прилагать усилия к собственному продвижению (участвовать в литературных конкурсах, писать для газет и журналов, обивать пороги издательств), либо нанять для этой цели литературного агента. Второй вариант, как вы понимаете, возможен лишь при наличии свободных средств.

Плюсы и минусы профессии

Преимущества и недостатки профессии писатель

Работа писателем, как и любая другая деятельность, имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам литературной деятельности можно отнести:

  • Свободный график. Вам не обязательно вставать четко по будильнику и спешить на работу, боясь начальственного гнева: писатель может придерживаться собственного графика. Однако этот график должен быть: если писать чисто по наитию, когда вдохновение нагрянет, успеха определенно не достигнешь.
  • Отсутствие географической привязки. Работать можно в любой точке мира, был бы ноутбук и доступ в интернет. Многие маститые литераторы работают по системе творческих отпусков: получил аванс от издательства, уехал куда подальше от мирской суеты – и спокойно работаешь над будущим шедевром.
  • Свободу самовыражения. Одним из неоспоримых плюсов профессии писателя является свобода творчества. Литературный рынок диктует свои законы, книги должны продаваться и приносить доход, но порой и явно некоммерческие произведения становятся мировыми бестселлерами. Впрочем, даже в конъюнктурных романах (скандальных детективах, любовной прозе, простеньком фэнтези) можно самовыразиться от души.
  • Различные способы заработка. Написание книг – это не единственный способ заработка литератора. Можно найти достойную, хоть и не столь творческую альтернативу, приносящую твердый доход (об этом мы поговорим чуть позже).
  • Высокие шансы обрести популярность. У любого более-менее мастеровитого литератора есть шанс стать популярным писателем.

Среди наиболее значимых минусов стоит отметить:

  • Долгий путь к признанию. Литературная деятельность далеко не сразу приносит доход и признание: к ним можно идти годами. Бывали случаи, когда писатель становился известным небедным после первой же книги, но это, скорее, исключение из правил.
  • Непостоянство музы. Муза – дама капризная и по расписанию приходить никак не желает. В ее ожидании могут проходить долгие недели, посему следует либо переключаться на другие виды деятельности, либо заниматься аутотренингом и пересиливать себя для выполнения обязательств перед издательством.
  • Дефицит мотивации. Начинающие литераторы порой прямо пылают вдохновением и готовы творить дни и ночи напролет. Однако с течением времени и каждой последующей неудачей руки опускаются все ниже и ниже. В конце концов, перед автором встает вопрос – а нужно ли мне это вообще? Многие не выдерживают и забрасывают творчество, освобождая путь к признанию для наиболее упорных и талантливых. Естественный отбор в чистейшем виде!

Стоит ли тратить время на образование?

Учиться всегда хорошо и полезно – с этим не поспоришь. Любые знания, от устройства самолета до состава детской смеси, могут лечь в канву литературного произведения. Литературный труд требует постоянного самообразования: читатель ныне пошел умный и избалованный, любой фактический ляп заметит и не забудет высмеять в соцсетях. Все знать невозможно, поэтому рационально прибегать к консультациям профессионалов в соответствующих сферах. Даже примитивный бульварный роман требует определенной фактической базы, что уж говорить о серьезной литературе?

А вот нужно ли писателю специальное образование – вопрос неоднозначный. Если совершенно нет литературного дарования (по аналогии с музыкальным слухом), никакой специализированный вуз не сделает из этого человека гения. С другой стороны, если это дарование плюс трудолюбие в наличии, учеба в Литературном институте имени Горького станет неплохим подспорьем. Это поможет избежать типичных ошибок молодых авторов и даст выжимку из практических наработок маститых литераторов. Словом, поможет сэкономить время и обзавестись полезными связями в литературной среде.

В качестве альтернативы можно порекомендовать всевозможные филфаки и журфаки – это не профильное литературное образование, но близко к тому.

Как написать и издать собственную книгу?

Работа писателем

Писатели создают книги по-разному. Существуют два основных подхода к творческому процессу:

  • Вдохновенный. Автор изначально представляет себе канву будущего романа весьма приблизительно: существует лишь общий замысел. В данном случае произведение само как бы направляет писателя в произвольную сторону: даже в середине работы он слабо представляет себе финал. Недостаток: повествование может получиться нелогичным, с оборванными сюжетными линиями и массой проходных персонажей.
  • Рациональный. Это более профессионально для писателя: детально проработать сюжет произведения и образы персонажей, составить подробный план, сделать черновые заготовки и только после этого приступать к кропотливой работе над чистовиком. Недостаток: кропотливая работа не заменит вдохновения, посему произведение может лишиться той самой эфемерной субстанции, именуемой «душой». Крепкая качественная работа, но без искры божией – скажем так.

Итак, допустим, книгу вы написали – нужно выносить ее на суд читателей. Перед вами три пути:

  • Обивать пороги издательств. С молодыми авторами сотрудничают практически все издательства, включая гигантов типа «АСТ», «Питер», «Росмэн», «Центрполиграф», «Захаров» или «Эксмо». Рукописи рассматриваются как в электронном, так и печатном виде (простите за каламбур) – для их анализа на пригодность к печати существуют целые штаты сотрудников. Но туда стоит обращаться только с крепкими произведениями, имеющими очевидные шансы на коммерческий успех.
  • Издать книгу за собственные средства. Издание книги – достаточно дорогостоящий процесс, не каждому молодому автору он по карману. Идеальный вариант – заинтересовать финансово состоятельного человека в собственном творчестве и убедить его выступить в качестве спонсора. Не забывайте, что книгу нужно не только оформить и издать, но и распространить, желательно, за деньги.
  • Распространять произведение в электронном варианте. Первый вариант – ограничиться электронной версией книги и продавать ее за деньги. Так поступают преимущественно со специальной и профессиональной литературой: провел тренинг по личностному развитию, например, прорекламировал свой труд на эту тему – его, может быть, и купят. Во втором случае речь идет лишь о наработке репутации и увеличении числа поклонников: выкладываем произведение в свободный доступ, наслаждаемся растущей популярностью и уворачиваемся от стрел интернет-критиков.

На чем еще можно зарабатывать?

В профессии писателя всегда присутствует элемент финансовой нестабильности, особенно когда он не связан контрактом с солидным издательством. В периоды застоя даже маститые авторы не гнушаются заниматься побочными видами деятельности, приносящими стабильный доход. Это:

Известные писатели получают и пассивный доход: от переиздания, перевода на другие языки, экранизации произведений. Определенные гонорары приносят творческие встречи с читателями, судейство на всевозможных конкурсах, участие в телепередачах формата ток-шоу и так далее.

Советы начинающим писателям

Заработок на писательстве

Если вы решили освоить профессию писателя, позвольте дать вам несколько практических советов:

  • Трезво оценивайте собственные способности. Если написание текстов приносит вам удовольствие, но формулировать мысли в печатном виде для вас затруднительно, тщательно проанализируйте собственные таланты. Быть может, стоит поискать себя в иной сфере?
  • Побольше читайте. Читайте побольше хорошей литературы – это развивает речь и тренирует воображение. Постарайтесь получать от чтения искреннее удовольствие и запоминать оригинальные профессиональные приемы.
  • Участвуйте в конкурсах. Существует масса конкурсов для начинающих литераторов, о проведении которых можно узнать через интернет. Участвуйте и совершенствуйтесь: в конце концов, вас начнут узнавать.
  • Заводите связи везде. Заводите связи в издательствах, агентствах, профессиональных союзах, на тематических форумах – словом, везде. Никогда не знаешь, как, когда и чем поможет тот или иной человек.
  • Делайте рутинную работу за вознаграждение. Не пренебрегайте рутинной работой, если за нее платят деньги. Поговорка о том, что гений должен оставаться голодным, давно устарела и потеряла актуальность. В конце концов, детям гениев тоже хочется кушать и отдыхать на море.
  • Не опускайте руки. Успех не приходит сразу: первые книги авторов крайне редко издаются большими тиражами и приносят ощутимые гонорары. Верьте в себя, работайте и совершенствуйтесь – удача любит настойчивых!

Профессия литератора подходит не всем, но если вы чувствуете в себе наличие соответствующего дарования, почему бы не попробовать себя на этой стезе? Дерзайте, и вам улыбнется удача: в конце концов, Ремарк, Достоевский и Хемингуэй тоже не родились знаменитыми.

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинам зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Читайте также: