Кто плетет корзины профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Лозоплетение - одно из тех дел, которое переживает новый подъем популярности и становится востребованным.

Лозоплетение – это плетение всевозможных предметов (корзин, мебели, повозок т.д.) из гибких прутьев ивы или орешника. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Самый простой пример лозоплетения – плетёная корзинка. Правда, чтобы её сплести, нужно уже обладать мастерством.

Гораздо проще соорудить забор-плетень: в землю нужно воткнуть колья, между которыми пропустить гибкие ивовые прутья. Такую изгородь уже не часто встретишь в российских деревнях, зато сделать её сумеет даже тот, кто никогда раньше не держал в руках ни ивовой лозы, ни секатора.

Плетение из лозы применяли ещё в древности. Очень может быть, что началось это ремесло как раз с таких вот простеньких плетней.

Старые мастера умели создавать и весьма сложные предметы: плетёные лежанки, короба и т.п. Они делали их из ивовой лозы, камыша, ротанга и бамбука – в каждом регионе – свой местный материал.

Ива – очень распространённое в России дерево, поэтому у нас широко используются именно ивовые прутья, из них плели и корзины, и тарантасы. Каждый крестьянин в той или иной мере владел мастерством плетения из лозы.

Массовое производство прошлых десятилетий потеснило ремёсла, в том числе и ремесло плетения из лозы. Но со временем человечество ощутило тоску по природе, поэтому сегодня в моде натуральные материалы и вещи ручной работы, а лозоплетение переживает новый расцвет.

В России это ремесло десятилетиями сохранялось лишь в качестве хобби и домашнего рукоделия. Теперь же появились предприятия, где вручную изготавливают плетёные изделия на продажу или на заказ.

Плетение лозы всегда давало простор для творчества. Сегодня же возможности мастеров стали ещё шире. В лозоплетение пришли современные инструменты, новые технологии по обработке материалов, по разработке новых моделей (3D-моделирование) – всё это позволяет создавать весьма сложные произведения: изысканные шкатулки, сундучки, сложно декорированные кресла и т.п.

Кроме этого существуют традиции и приёмы лозоплетения разных народов, которые смело используют нынешние мастера. Порой в современных работах можно заметить влияние разных школ лозоплетения.

Цвет лозы зависит не только от сорта ивы, но и от того, в какое время годя её срезали. Лоза, срезанная весной, будет белой, а осенняя обладает коричневыми оттенками. Используя лозу, заготовленное в разное время, мастер добивается приятных глазу цветовых сочетаний.

Рабочее место

Мастер лозоплетения может работать в специализированной мастерской по плетению мебели или домашней утвари из лозы и ротанга.

Опытный мастер может также работать самостоятельно или открыть собственную мастерскую. Свою готовую продукцию он продаёт через магазины, с помощью Интернета, но может работать и на заказ, сотрудничать с дизайн-студиями, создавая предметы по эскизам дизайнера.

Важные качества

Профессия мастера лозоплетения требует склонности к ручному труду, сосредоточенной уединённой работе. Очень важны хорошая ручная моторика, крепость рук, глазомер, трудолюбие.

Знания и навыки

Мастер должен знать правила отбора и заготовки лозы, знать технологию подготовки лозы к работе, владеть различными способами плетения. Необходимо уметь пользоваться инструментами: садовыми ножницами, шилом, щипчиками, приспособлением для расщепления лозы и пр.

Обучение на мастера плетения из лозы

Для многих людей ремесло лозоплетения начинается с хобби.

При известном упорстве плетение корзин можно освоить самостоятельно, с помощью книг. Можно также пройти специальные курсы плетения из лозы, регулярно посещать мастер-классы опытных мастеров.

Человечество давно освоило этот вид мастерства- лозоплетение и использовало для своих нужд на протяжении всей истории своего развития. И сейчас умение плести корзины, различную кухонную утварь и даже мебель- очень актуально.

А человек, который плетёт корзины по версии толкового словаря- это корзинщик.

Петельщики происходят от названия и проживания в нём посёлка Петелино Московской области. Да там жили и работали признанные мастера лозоплетения, но это только одно место, а корзины-то плели по всей Руси! Для таких плетёных ёмкостей у древних славян имелось своё название-корзина. Поэтому, считаю, что правильное слово- корзинщик.

Старинное ремесло, подразумевающее плетение корзин является лозоплетением, это ремесло имеет очень древние корни. Лоза - это не только виноградная лоза, но и любая природная растительность, имеющая свойство гнуться. В ту пору плели все то, что нужно было для хозяйства: корзины, короба, вазы, приспособления для охоты и рыболовства, и назывался такой ремесленник - петельщик.

При желании и наличии знаниях можно пойти работать переводчиком даже без специального образования. Никто вам этого не запретит (хотя без образования конечно же будет сложно).

Проблема в другом: будет ли работодатель (если хотите устроиться в компанию) или клиент (если хотите брать частные переводы) согласен на сотрудничество с вами. Очевидно, это зависит только от ваших навыков и портфолио. Кто-то будет спрашивать, сколько курсов вы окончили или диплом, а кто-то просто попросит примеры ваших переводов, спросит, что переводили до этого. Если работа достаточно простая и её предоставляет ваш знакомый, возможно, что вообще ничего спрашивать не будет.

Если вопрос о том, хватит ли лично вам умений для работы переводчиком, то опять же всё зависит только от вас и от конкретной работы. Может, вы сами очень много читаете и занимаетесь, а работа подразумевает перевод меню в ресторане. Тогда нет проблем. С устным переводом, конечно, сложнее (я уже не говорю о синхронном). Им на первых курсах вообще обычно даже ещё не занимаются.

Все профессии нужны! Все профессии важны! Главное чтобы человек удовольствие от работы получал. Я думаю Вы выдумали про шланг и питонов в зоопарке, животные же больше на нюх друг друга опознают, а не "на глаз".

Насколько я знаю, самая опасная профессия - глава государства.

Всё равно - царь, или президент.

Шансов умереть не своей смертью у первого лица гораздо больше чем у шахтёра, например (или кто там - испытатели, каскадёры).

А почему такая ситуация? Видимо, потому, что очень уж лакомый кусок для очень многих людей - власть. К тому же, лидеры других государств (или даже лоббисты чьих-то коммерческих интересов) - одним ударом могут все свои проблемы решить.

Террористы, опять же, понимают, что они много больше шума создадут грохнув лидера нации (или хотя бы попытавшись его ликвидировать).

Посмотрите, как биржа рухнула, когда в Твиттере хакеры опубликовали ложную новость, что на Обаму совершено покушение, и он ранен.

Лидеры стран - хорошая мишень для очень многих групп людей.

Работа кондитера (знаю это по рассказам подруги, работавшей в челябинской кондитерской "Мэри" оператором-кондитером) тяжела ещё и тем, что трудиться по понятным причинам приходится при достаточно высокой температуре, которая далеко не всегда комфортна для организма. И кондитеры по ходу своей деятельности много времени проводят на ногах, им присесть практически некогда. Да и работы в ночную смену (Таня работала по графику 2/2) тоже сказываются.

Мне представляется что, творческий человек не должен мучиться таким вопросом. Понятно конечно, что кушать всем хочется, но ему то по сути должно быть легче чем другим, а иначе творчество блеф перед самим собой. Призвание творческого человека заключается в свободном создании уникальности и получении от этого процесса удовольствия. Получается что, творческий человек должен быть не скован начальством, а быть командиром самому себе. Сам должен себе создать или найти место и условия работы. Проще говоря самостоятельно создавать и удовлетворять духовные потребности людей, за что он получает собственное духовное удовлетворение и в зависимости от таланта финансовое вознаграждение


Возраст учащихся не ограничен. Самому молодому — двадцать лет, а самому старшему — свыше шестидесяти. За 12 занятий ученики осваивают плетение 5 видов корзин, но вначале отправляются на заготовку натурального материала, вооружившись секатором.

— У каждого настоящего мастера есть своя собственная «плантация», — рассказывает Елена Васильевна. — Не научишься заготавливать прут — не будешь плести. Покупать на рынке материал слишком накладно. Чем чаще срезаешь иву, тем гуще и лучше она растет.

Иногда помощь в уходе за посадкой оказывают бобры. Для зверьков эти деревья — лакомство. Они любят подгрызть большое растение у самого основания, свалить его и съесть. На следующий год на этом месте вырастают дружные молодые побеги ивы.

Вдоль Москвы-реки и Яузы идут будущие мастера за лозой, примечают понравившийся участок, из года в год только сюда и будут приходить за материалом.

Верба.

С лукошком по грибы, по ягоды

Откуда пошло это народное древнее ремесло, неизвестно, но еще в Древнем Риме патриции возлежали на ложах из лозы. Некоторые историки считают, что лозоплетение возникло раньше гончарного дела. Благородный натуральный материал обладает рядом превосходных свойств. Ветвь ивы легко гнется в руках, но при этом она упруга и хорошо держит заданную форму. Невесомое ажурное лукошко только с виду кажется хрупким, на самом деле оно прочное, выдержит собранные грибы и при этом не даст им «задохнуться».

На Руси издревле плели корзины, каркасной конструкции верши и другие снасти для рыболовства, и только потом мастера освоили выпуск мебели из лозы: это кресла, столы и стеллажи.

Народное ремесло получило особую популярность в Одинцовском районе Московской области. Жители многих деревень и поселков занимались плетением корзин. Так, вдоль речки Вязёмки хорошо росла лоза. От слова «вязать» деревни получили название Большие и Малые Вязёмы.

Людей, занимавшихся изготовлением корзин, называли петельщиками, а деревню — Петелино.

— Наша дача находится в деревне Лапино Одинцовского района, — рассказывает Елена Васильевна. — С детства помню, как многие женщины плели из лозы корзины, санки, стулья, но в моей семье этим никто не занимался.

Постичь азы мастерства ей удалось намного позже, когда по телевизору увидела интересный сюжет.

— Глаз не могла отвести от движения рук человека, плетущего корзину, — вспоминает преподаватель. — Несколько веточек в руках мастера умело превращаются в изысканный предмет интерьера.

Купила журнал «Сделай сам», прочитала статью на эту тему, заготовила материал и принялась за новое дело.

Разочарованию не было предела: ничего не выходило. В принципе, плести из лозы не очень сложно, всего лишь несколько типов плетения надо освоить, но картинку эту нужно увидеть «в полном объеме», когда мастер на уроке покажет правильное положение рук.

Елена Васильевна познакомилась с известной рукодельницей Натальей Толмачевой и стала ее ученицей. Спустя несколько лет Наталья издаст книгу «Плетение из лозы: техника, приемы, изделия», куда войдут цветные иллюстрации с работами Елены Буевич.

Лоза для плетения.

Когда ручной труд не ценится

Многие уверены, что, обучившись этому ремеслу, можно начать торговлю эксклюзивным товаром, появится новый вид стабильного заработка. Однако рыночный сегмент переполнен подобным товаром импортного и отечественного производства. Обилием ажурных вещиц от разных мастеров и не налюбуешься, они разного цвета, формы, манеры исполнения.

Нельзя забывать и о другом аспекте: ручной труд невысоко у нас ценится, таков менталитет наших граждан.

— Средняя стоимость корзинки — полторы тысячи рублей, — рассказывает Елена Васильевна. — Многие покупатели уверены, что смогут и сами сплести такую же красоту.


Однако на первых же уроках, когда слушатели добывают лозу, потом ее обрабатывают и плетут свое первое изделие, они говорят, что ни за что не продали бы готовую работу за бесценок.

Пару лет назад к Елене Буевич пришла новая ученица Надежда, у которой появилось желание плести птиц и животных. Бывший стоматолог, а ныне домохозяйка, мечтает украсить собственную дачу эксклюзивными поделками. Вместе с преподавателем они продумали, как грамотно сконструировать фигуры, чтобы они получились надежными. И вышли у них замечательные журавли, цапли и павлины с распущенными хвостами.

Дизайнеры отмечают, что скульптуры из лозы получили особую популярность в Европе и Азии. Они органично смотрятся на фоне зеленых газонов, клумб, деревьев. В любом уголке сада можно найти им применение. В последнее время набирают популярность другие виды материала, например, ротанг.

— Прут из ротанга более тонкий, — поясняет Елена Васильевна. — Поэтому изделия из него получаются более нежными, а окрашивают их в любой цвет, — от белого до насыщенных тонов любого другого — что позволяет вписаться оригинальным изюминкам в цветовую гамму интерьера.

Мебель из лозы.

Справка

Всего в мире насчитывается около 300 разновидностей культурной ивы, но данные эти неточные, поскольку ученые до сих пор не могут определиться с их количеством.

В России произрастает около 120, но пригодны к плетению лишь 15-20 сортов, что имеют длинные и эластичные побеги, которые не ломаются при изготовлении изделий.

В нашей стране это дерево называют ракитой, ветлой, лозой, вербой или тальником.

Зачастую излюбленное место произрастания ивы — берега рек и озер.

Можно встретить иву в лесах, а единичные виды этого растения живут там, где влажностный режим совершенно иной: на склонах гор, в песчаных почвах.

Ивы подразделяются на деревья и кустарники, очень мелкие кустарнички, достигающие не выше 2,5 см в высоту, которые и во мхе не разглядеть без лупы.

За материалом мастера наведываются на участки, что расположены под высоковольтными линиями электропередач, где происходит ежегодное удаление растительности. Произрастая в таких условиях, деревья дают самые лучшие побеги для лозоплетения.

Лозоплетение – ремесло плетения из лозы (материала растительного происхождения) ёмкостей различного назначения, домашней утвари, мебели. Всё это изготавливают из ивового прута, ротанга, бамбука, корня, виноградной лозы. Техника плетения может быть разной. Это ремесло возникло раньше обработки металла и дерева – в период каменного века, уже тогда изготавливались циновки, сосуды, орудия для ловли рыбы и охоты.

На территории России лозоплетение появилось одновременно с заселением территорий. Здесь было популярным плетение корзин, бытовой утвари, снастей для рыболовства. В XIX веке с развитием транспорта и торговли активнее стало развиваться и ремесло. С появлением железных дорог выросла необходимость в плетёной упаковке для перевозки товаров. В середине столетия в селе Богородском Нижегородской губернии в этом промысле работало около 500 мастеров, за сезон они плели более 240 тыс. корзин. Со временем стали появляться школы, где обучали мастерству плетения. К концу XIX века такие мастерские с производственным обучением работали при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры в Московской губернии, под Курском, в Киеве и на других территориях.

В 1913 г. в России плетением занимались уже в 17 губерниях, а выпущенный в 1920 г. каталог предлагал различные изделия: плетёные книжные полки, кресла, скамьи, столы и др. Крупнейшие центры лозоплетения были сосредоточены в Вятской и Московской губерниях.

ВЯТСКИЙ КОРЗИНОЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Территориальные рамки Вятского корзиночного промысла определяются границами Вятской губернии, которая в начале XX века включала в себя нынешнюю Кировскую область, Удмуртию, часть Марий Эл и Татарстана. В губернии проживало более 3,3 млн. человек. На рубеже XIX-XX веков по числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения, по объёмам их производства она занимала лидирующие позиции в Европейской России. Ведь главное богатство края – это лес, который щедро одаривал самым разным сырьём: древесиной, корой, щепой, ивовыми прутьями. Особенно популярным здесь был корзиночный промысел. Изготавливали также плетёную из лозы мебель: стулья, кресла и даже буфеты, пестери из бересты (заплечные сумки для ягод), корзины, сумки для рыбы, лапти из тальника. В плетении мастера любили сочетать прутья разного цвета: светлую лозу с коричневой, красной, зелёной и желтой, добиваясь контраста.

Принадлежность преобладающей части вятских крестьян к среднему слою – одна из причин массовости и широкого распространения в крае мелкотоварных промышленных заведений. Промысловые заработки стали во второй половине XIX века основным источником денежных поступлений для хозяйств, поддерживающих равновесие в бюджете середняка. Жилая изба стала просторнее, изменилось её внутреннее убранство. Это привело к потребности в более разнообразных и качественных предметах быта.

Изготовление сложных товаров требовало больших затрат на сырьё. Это привело к разделению труда во многих видах промыслов. Мастера-корзиночники от изготовления предмета полным циклом перешли к работе на условиях выполнения отдельной операции. Позднее они стали производить предметы городского быта: кресла-качалки, дорожные сундуки и чемоданы, изящные чайные столики, фруктовницы, ёмкости для хлеба, футляры и подставки для винных штофов. Потребность заказчика на изделия не утилитарные, а «по-прихоти», привела к тому, что грубоватое крестьянское ремесло выросло в настоящий художественный промысел, требующий от изготовителя большого таланта и мастерства.

В вятских промыслах утвердился кировский стиль, который сочетает в изделиях лозу, бересту и дерево. К 1990 году корзиночный промысел становится визитной карточкой Кирово-Чепецка. С 1995 по 2005 год Кирово-Чепецкая фабрика плетёных и пластмассовых изделий выпускает более 200 разновидностей корзиночных изделий в промышленных объёмах.

Сегодня на основе кропотливой работы с культурным наследием края широкий ассортимент плетёных изделий из лозы выпускает ООО «Азимут». Это один из ведущих производителей вятского корзиночного промысла. Коллектив предприятия успешно работает на крупнейших профессиональных российских выставках, ярмарках и фестивалях, имеет большое количество наград за вклад в развитие народных художественных промыслов. С 2011 года ООО «Азимут» регулярно представляет корзиночный промысел за рубежом: в Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, на международных выставках кустарной промышленности.

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ В МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

В Московской губернии плетение как кустарный промысел существовало в деревнях, расположенных по берегам рек Рузы, Озерны, Гряды — в Шорнове, Курове, Тарханове, Демидкове, Комлеве, Хотебцове, а также в Звенигородском уезде. Кустари плели из прутьев большие и малые корзины, сундуки, вазы для цветов, а из камыша — мебель.

Материалом для работы служили однолетние побеги ивы, которые росли по берегам рек. Но крупный прут в уездных речных ивняках попадался редко, поэтому его привозили из Коломны, Калуги, Воронежа и Смоленска. Для плетения использовали также побеги осины, но они не были такими гибкими, как прутья ивы. Плетение из камыша было развито меньше. Весной и осенью жители деревень вместе с кустарями резали ивовый прут. Весенние прутья очищали от коры, сушили в тени, потом вязали в пучки. Заготовленный материал хранился во дворе под крышей. Осенние прутья не очищались от коры и шли на плетение «зелёного товара», который ценился меньше и стоил дешевле.

Плести корзины кустари начинали обычно с октября, после того как управлялись со своими летними работами. Перед плетением сухой прут мочили в воде, после плетения изделия очищали, обрезали концы, а затем—белили, окуривая их серой. Белили обычно в избах: корзины накрывали одеялами и клали под корзины зажжённую серу в глиняной плошке. Такой способ вредил здоровью домочадцев, бывали даже случаи заболевания туберкулёзом. После беления изделия хранились до сбыта в сараях.

Лозоплетение – трудоёмкое занятие, требующее мастерства, а цены на изделия тогда были низкими. Это не давало полноценного развития промыслу, однако в конце XIX века Рузское земство стало скупать у кустарей плетёные изделия и организовало их централизованный сбыт. Мастера стали использовать в работе новые материалы: тростник, камыш, строганую ленту типа тонкой дранки. Под эгидой земства родилась Рузская корзинная артель. В XX веке промысел лозоплетения развивали на трёх предприятиях Рузского района: Рузской мебельной фабрике, Дороховской мебельной фабрике, в совхозе декоративного садоводства.

Коллекции образцов плетения мастеров Московской губернии находятся в Рузском краеведческом музее и Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. На художественных достоинствах плетёных изделий XX века, представленных в Звенигороде, сказались вкусы того времени: сочетание традиционных приёмов и стилистики модерна. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причём не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара. В изделиях мастера сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шёлковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точёные деревянные детали.

Содержание

История ремесла

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы. Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Россия

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тыс. кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин. Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Одной из первых в 80-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги. Такие же мастерские с производственным обучением были от крыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии. Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос. Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости. Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель (кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и т.д.), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки) и пр. Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив, заросли рогоза пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться при промкомбинатах цеха плетёных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций. Пионерами в возрождении производства плетёных изделий различного назначения в системе лесного хозяйства являлись Ивантеевский селекционный опытно - показательный питомник и Сорокский лесхоз (Молдова), которые являлись школой передового опыта в данном виде промысла.

Европа

Особенно широкое распространение плетёные изделия получили во второй половине XIX и начале XX веков. В XIX в. в Париже фирма Тиротена выпускала плетёные корзинки различного назначения, пользовавшиеся большим спросом, плетёную мебель, коляски для кукол и другие изделия. Их изготовляли из тонкой окорённой ивовой лозы и покрывали различными красителями, позолотой и серебром. Французские сорта лозы вывозили в Швецию, Германию. В 50-70-е годы XIX в. в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов. В 1890 г. группа австрийских и немецких архитекторов тщательно исследовали возможности тростника - мягкого и экономичного мебельного сырья, которое таило в себе неисчерпаемые возможности. Их эксперименты привели к серийному выпуску плетёной мягкой мебели. Формы плетёной мебели продолжали совершенствоваться. Дизайнеры одной из известных в Англии художественных школ Дж. Флетчер и К. Крамптон представив на выставку произведения плетёной мебели, которые стали эталоном качества и красоты и приобрели такую популярность, что заполнили клубы, дома, кафе и дворцы.

Читайте также: