Кто работает на автозаводе профессии

Опубликовано: 05.07.2024

Современные промышленные предприятия – это настоящие мини-государства, которым нужны представители совершенно разных специальностей. Поэтому работать на производстве можно и поваром в столовой, и инженером в цеху или администрации, и токарем, но все профессии на заводе одинаково важны.

Отрасли промышленности

Все производство в народном хозяйстве в зависимости от конечного продукта и применяемых технологий делится на отрасли, которые, в свою очередь, подразделяются на направления. Назовем лишь ведущие виды индустрии, с которыми связаны судьбы огромного количества работающих в них людей:

  • машиностроительная;
  • металлургическая (цветная и черная);
  • добывающая;
  • легкая;
  • деревообрабатывающая;
  • химическая;
  • топливно-энергетическая (нефть, уголь, газ);
  • пищевая.

На крупнейших предприятиях могут работать тысячи и даже десятки тысяч людей. Многие заводы являются градообразующими – именно на них завязано благополучие, а во многом и существование целых городов. Даже в Москве, несмотря на ее столичный статус, функционирует несколько сотен крупных и мелких предприятий (заводов, фабрик и комбинатов).

Кем можно работать на заводе и на предприятиях

Профессии в промышленности могут быть самыми разными – всё зависит от отрасли: каждая имеет перечень собственных специальностей. Но на любом предприятии должно быть менеджерское звено. Это руководители разных уровней, которые организовывают работу, ищут рынки сбыта продукции, решают все проблемные вопросы и принимают стратегические решения. Профессии на заводе можно поделить на инженерные и рабочие. Они взаимосвязаны: сотрудник с высшим образованием координирует деятельность мастеров по конкретным направлениям.

Если перейти к отраслевым особенностям, то можно назвать такие специальности:

  • тяжелая промышленность: доменщик, штамповщик, литейщик, прокатчик, сталевар, энергетик, стропальщик, формовщик;
  • металлообработка и машиностроение: конструктор, токарь, фрезеровщик, сборщик, электромонтер, механик, наладчик;
  • добыча полезных ископаемых: шахтер, геодезист, проходчик, подземный горнорабочий, машинист подземных установок и выемочных машин, взрывник, маркшейдер;
  • строительство: плиточник-облицовщик, сантехник, каменщик, штукатур, маляр, арматурщик, крановщик, сварщик, экскаваторщик;
  • пищевая сфера: тестомес, кондитер, повар, пекарь, жиловщик, раскатчик, биотехнолог, обвальщик;
  • легкая промышленность: ткач, текстильщик, швея, скорняк, модельер, вязальщица, сапожник, закройщик;
  • транспорт: водитель, пилот, машинист, проводник, автоэлектрик, ремонтник, диспетчер, аккумуляторщик.

Конечно, профессий, связанных с производством, намного больше – их несколько сотен. В ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей) в направление «Инженерное дело и технические науки» включены 22 укрупненные группы профессий, каждая из которых содержит в среднем 15–20 специальностей.

Кроме того, на любом предприятии должны работать люди так называемых вспомогательных для производства (но крайне важных для его благополучия) профессий, без которых не обойтись. К их числу можно отнести:

  • Работник
    контролеров ОТК;
  • бухгалтеров;
  • кадровиков;
  • юристов;
  • секретарей;
  • сторожей;
  • уборщиков.

Можно вспомнить еще ряд «сквозных» профессий, представителей которых встретишь, заглянув как на металлургический гигант, так и на кондитерскую фабрику:

  • инженеры разных специализаций;
  • технологи;
  • слесари;
  • наладчики;
  • операторы;
  • водители;
  • электрики;
  • специалисты по контрольно-измерительным приборам и автоматике;
  • программисты;
  • разнорабочие.

Промышленные предприятия постоянно нуждаются в кадрах, а перечень профессий в них настолько широк, что они способны «проглотить» и выпускника университета с красным дипломом, и двоечника, который в школе любил только физкультуру.

Где получать образование

Чтобы занять руководящий пост или войти в число ИТР (инженерно-технических работников), необходимо иметь высшее образование. Его можно получить в профильных технических вузах или в классических университетах с широким перечнем специальностей. Важно правильно подобрать направление обучения, поскольку технологии постоянно меняются, некоторые профессии устаревают, другие же, наоборот, остаются перспективными.

Рабочие специальности
Рабочие специальности получают в основном в системе профессионально-технического образования, включающей в себя колледжи и техникумы. Если раньше в ПТУ многие шли от безысходности, то теперь ссузы стараются соответствовать требованиям современной экономики и выпускать на рынок труда конкурентоспособные кадры. Для этого они модернизируют материально-техническую базу, пересматривают перечень направлений подготовки на предмет их актуальности и востребованности выпускников, получивших соответствующие профессии, заключают договора с действующими предприятиями и университетами.

Еще один вариант получить рабочую специальность – записаться на платные краткосрочные курсы в один из многочисленных учебных центров. Преподавание в них ориентировано на клиента и отличается гибкостью. Предлагаются разные варианты формирования групп, доступно дистанционное обучение. Также можно получить направление на бесплатную учебу от центра занятости – такой подход гарантирует трудоустройство сразу же после окончания подготовки.

Кому подходят

Трудиться на промышленных предприятиях могут женщины и мужчины. Конечно, есть тяжелые профессии, в которых женский труд запрещен, но в основном права равны. От ИТР и квалифицированного вспомогательного персонала (программистов, бухгалтеров, юристов) требуется наличие определенных знаний и склонности к интеллектуальному труду. Сотрудникам в цехах нужны навыки выполнения определенных действий вручную или с использованием специальных инструментов.

К положительным сторонам работы на предприятии можно отнести:

  • стабильную выплату заработной платы;
  • неплохой доход у инженеров и опытных рабочих с высоким разрядом;
  • ранний выход на пенсию у работников вредных специальностей.

Минусы – это в первую очередь условия труда. Работа в цеху или забое имеет целый ряд негативных проявлений (шум, вибрации, испарения), нередко применяются химикаты. На любом производстве есть риск получить травму, нарушив правила техники безопасности. Практически в каждой отрасли есть перечень профессиональных заболеваний – от электроофтальмии у сварщиков и силикоза у шахтеров, до проблем с позвоночником у швей.

Сколько получают

Зарплаты на предприятиях зависят от многих факторов:

  • общего экономического состояния отрасли или конкретного завода;
  • востребованности выпускаемой ними продукции;
  • места расположения;
  • условий труда;
  • стажа работы, уровня образования или квалификации сотрудника;
  • его индивидуального вклада в общее дело;
  • кадровой политики руководства.

Средняя зарплата инженера колеблется в пределах 40–60 тысяч рублей, приблизительно столько же получает технолог. Практически не уступают им слесари, киповцы, фрезеровщики, токари, наладчики, монтажники и т. д. Начинающие работники могут рассчитывать на 20–30 тысяч рублей ежемесячно.

В тяжелой и горнодобывающей промышленности, металлургии, машиностроении, приборостроении, нефтегазовой отрасли оплата труда выше – так компенсируются опасные для здоровья условия работы. Меньше получают в легкой и пищевой промышленности, строительстве.

Карьерные возможности и перспективы

Современный завод – это огромный организм, где каждому найдется свое дело. Человек может расти в своей профессии, нарабатывая опыт и повышая квалификационные разряды. Также есть вариант с получением высшего образования (очно или заочно), после чего можно претендовать на более высокие должности. Чтобы хорошо зарабатывать на производстве, нужно выбирать перспективную специальность и постоянно совершенствоваться в ней.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии на заводе подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия профессии на заводе подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Профессии, связанные с автомобилями довольно разнообразны. Часто, они сводятся не только к водительскому ремеслу, но и к производству автомобилей, их рекламе, продаже и техническому обслуживанию.

Рассмотрим самые востребованные и оплачиваемые профессии для тех, кто одержим автомобилями.

Консультант в автосалоне

Консультант в автосалоне sims-avto.ru – это представитель марки, который должен помогать клиентам на этапе выбора и оформления автомобиля. Его зарплата и карьерный рост зависят от того, насколько тонко он чувствует клиентов и сколько продает автомобилей.

Непосредственно оклада консультанты в основном не получают. Зарплата складывается из продаж автомобилей и дополнительных услуг. Выработка у каждого человека разная, в зависимости от его навыков, но в среднем консультанты получают от 60 000 рублей.

Требований практически никаких. Только опрятный внешний вид и чёткая речь. Конечно, плюсом будет разбираться в автомобилях и умение убеждать людей.


Таксист

К плюсам данного ремесла можно отнести высокую зарплату. Цифры зависят от класса авто и графика работы, но при должных усилиях зарплата таксиста может превышать 50000 рублей. Еще одним плюсом является постоянное наличие заказов, что обеспечивает стабильность вашего дохода.

Работа в такси тесно связана с людьми. С одной стороны, можно обзавестись полезными связями и быть в курсе последних новостей. С другой, люди разные. Вам может попасться хам, пьяница или нежелающий платить человек.

Минусов так же достаточно. Таксисты имеют множество профессиональных заболеваний, связанных с сидячим образом жизни. Работа требует крепких нервов и усидчивости и сопряжена с определенными рисками.

Личный водитель

Профессия личного водителя несомненно более доходная и престижная, чем работа таксиста. Но требования тут тоже выше. От персонального водителя требуется долгий безаварийный стаж вождения, внушительный опыт работы и личные качества.

Зарплата разная, и зависит от человека, который вас нанимает. Обычно, персональный водитель может рассчитывать на 80000–100000 рублей. Более крупные предприниматели, конечно, платят больше.

Чаще всего, на личного водителя накладывают дополнительные обязанности. Это могут быть мелкие бытовые поручения, а может совмещение функций водителя и телохранителя или рабочего ассистента.

Автомеханик

Не секрет, что хорошие автомеханики у нас очень востребованы. Но профессия это непростая, требует высокой квалификации, желательно окончить ВУЗ или техникум.

Хороший автомеханик может получать от 60 000 рублей. С приобретением опыта и навыков специалист может повышать свой доход до очень крупных сумм, а отсутствие потолка в карьерном росте является плюсом данной профессии.

Из минусов можно выделить постоянный физический труд, частый контакт с вредными химическими веществами и высокую травмоопасность.

Реставратор старых машин


Реставрация машин – обычно хобби для автолюбителей. Однако данный факт не означает, что на этом нельзя зарабатывать.

Суть ремесла заключается в восстановлении старых машин до заводского состояния. Покраска, замена деталей, полный детальный разбор автомобиля и его диагностика – все эти задачи лежат на реставраторе. Такая работа требует длительного, тщательного изучения технической документации и восстанавливаемой модели автомобиля.

Возвращение автомобилей к жизни непростой процесс. Он требует от человека навыков, времени и увлеченности. Зарплата реставратора зависит, конечно, от проделанной работы.

Дальнобойщик

Водитель грузового автомобиля – очень популярная в России профессия. Учитывая размер нашей страны, неудивительно что дальнобойщики так востребованы.

В среднем, работодатели предлагают 50 000 рублей в месяц. Большая зарплата объясняется тяжелыми условиями труда. Рейсы могут длиться до одной недели, и за всё это время дальнобойщик не побывает дома. Они ведут постоянный сидячий образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Дальнобойщики иногда становятся жертвами грабежа из-за ценных грузов.

Плюсом является то, что не требуется высшее образование при трудоустройстве, а также возможность работать на себя, если имеется своя фура.

Курьер с личным транспортом

Из-за большой текучки кадров курьер тоже является востребованной профессией. В обязанности входит только одна задача: перевоз груза из одного места в другое.

Зарплата курьера находится в пределах 30 000–70 000 рублей и зависит от выработки. Профессия не требует никаких навыков или опыта, что является большим плюсом для многих людей. Работа курьером идёт по свободному графику и позволяет завести себе полезные знакомства.

К минусам можно причислить неадекватное (иногда) поведение клиентов и необходимость работать в любую погоду.

Специалист по тюнингу автомобилей

Очень творческая работа, которая при этом требует хорошей технической подготовки. Суть состоит в изменении автомобиля под желание клиента. Специалисты по тюнингу делятся на аэрографов, колористов, автомаляров и т. д.

Зарплата зависит от профиля работы мастера и его навыков. Тюнинг – это сложная работа и оплачивается она соответственно. Но входной порог достаточно высокий, и подходит эта работа только творческим людям.

Специалист по оценке автомобилей

В обязанности оценщика входит определение рыночной стоимости автомобиля с учетом его возраста, повреждений, пробега и других факторов. Работают такие люди в суде и страховых компаниях.

Средняя зарплата автооценщика 65 000 рублей. Конечно, профессия требует от человека отлично разбираться в рыночных ценах на автомобили, запчасти и ремонтные услуги, а также иметь знания в области законодательства.

Профессии, связанные с автомобилями

Существует огромное количество профессий, связанных с автомобилями. Любители машин могут заниматься как вождением, так и ремонтом или даже продажей авто.

Особенности

Все специальности, связанные с автомобилями, являются довольно востребованными на сегодняшний день. У них есть много плюсов. К ним относятся:

  • большое количество разных вакансий на рынке труда;
  • возможность работать как в своей стране, так и за границей;
  • отсутствие необходимости в длительном обучении;
  • возможность применять свои профессиональные навыки в повседневной жизни.

К минусам можно отнести высокую ответственность за пассажиров и тех, кто пользуется услугами автомастеров, а также не самые комфортные условия труда.


Профессии, связанные с ремонтом

В автосервисах и автоцентрах есть мастера, которые работают на нескольких основных специальностях.

  • Мастер-диагност. Это универсальный специалист, который занимается определением причин неисправностей и поиском способов их устранения. Как правило, такой специалист машины не ремонтирует.
  • Авторихтовщик и маляр. Профессии связаны между собой, но между ними есть существенные отличия. Авторихтовщик занимается заделыванием трещин и выравниванием вмятин. Маляр же отвечает за покраску автомобиля. Также он может наносить на авто нужные рисунки.
  • Механик. Этот человек отвечает за ремонт всех внутренних механизмов автомобиля. Специалист чинит как грузовые автомобили, так и легковые.
  • Электрик. Специалист занимается починкой всех электроприборов, которые находятся внутри машины.
  • Автосварщик. Суть работы такого специалиста заключается в том, что он проводит все сварочные работы, которые связаны с ремонтом авто.

Кроме того, в автосервисе часто работают и автомеханики-универсалы, которые могут выполнять большинство перечисленных выше задач самостоятельно. Для того чтобы заниматься ремонтом автомобилей, нужно поступить на автомеханика в техникум или ПТУ. Учиться там можно как после 11, так и после 9 класса. Учебу часто совмещают с работой, что позволяет быстрее овладеть нужными практическими навыками. После обучения можно работать в небольшой автомастерской или СТО.

Стоит отметить, что профессии, связанные с ремонтом автомобилей, довольно востребованы. В любом городе есть несколько автосервисов или СТО. Поэтому для хорошего специалиста место всегда найдется.



Другие специальности

Востребованными являются и другие профессии, связанные с авто.

  • Автомойщик. По статистике на эту должность чаще всего нанимают мужчин от 19 до 30 лет. За день сотрудник автомойки обслуживает от 5 до 20 автомобилей. Работа проходит как в автоматическом режиме, так и в ручном. Автомойщик должен быть физически сильным, трудолюбивым и неконфликтным в общении с клиентами.
  • Водитель. Человек, который хочет стать водителем, должен быть внимательным на дороге, иметь хорошую выдержку и память. Специалист может водить общественный транспорт, заниматься курьерской доставкой или транспортировкой грузов. Для того чтобы устроиться на вакансию водителя, нужно иметь права определенной категории и быть достаточно ответственным.
  • Таксист. Работу таксиста можно сделать основной, а можно сочетать с другими видами заработка. Плюсами профессии являются неплохой доход и возможность общаться с разными интересными людьми в дороге, минусами – опасность и ненормированный рабочий график.



Существуют также более «денежные» профессии, которые могут подойти автолюбителям.

  • Автогонщик. Профессия подойдет людям с хорошей физической подготовкой. Но для того чтобы построить карьеру успешного спортсмена, нужно много и упорно тренироваться. Главный плюс этой профессии – ее престижность, а минус – опасность, которой подвергается человек, участвующий в гонке.
  • Персональный водитель. Эта деятельность отличается от работы водителя такси или общественного транспорта, прежде всего, тем, что персональный водитель сотрудничает с одной семьей или с конкретным человеком. Как правило, такой специалист выполняет дополнительные обязанности. Он может совмещать свою деятельность с функциями ассистента или телохранителя. Большой плюс этой работы – высокая зарплата. Минус – найти подходящее место с высоким окладом может быть достаточно сложно. Кроме того, рабочий график персонального водителя часто бывает ненормированным.
  • Торговец автомобилями. Для того чтобы заниматься продажей авто, нужно хорошо разбираться в их технических характеристиках. Также хороший специалист должен постоянно следить за мировыми новинками, чтобы быть в курсе пожеланий своих клиентов.
  • Автожурналист. Еще одна профессия, связанная с машинами, – журналист в автомобильном издании. Работать можно как в офлайн-изданиях, так и с различными блогами или онлайн-проектами. Но для того, чтобы писать об автомобилях, недостаточно ими интересоваться. Желательно иметь хорошо поставленную речь и журналистское образование. Зарплата специалиста, занятого в этой области, полностью зависит от того, где именно он работает.

В целом, найти для себя работу человеку, который хорошо разбирается в автомобилях и умеет водить, достаточно просто. Главное, знать свои сильные стороны и уметь не только разбираться в машинах, но и взаимодействовать с людьми.

Прежде чем узнать, какие профессии относятся к промышленности, нужно изучить особенности этого направления. Они помогут лучше понять важную отрасль народного хозяйства и нюансы работы в ней.

Положительные и отрицательные стороны

Перед тем как связать свою жизнь с одной из отраслей промышленности, нужно ознакомиться со всеми преимуществами этого направления. Именно они делают производственные профессии наиболее популярными в России и странах ближнего зарубежья.

Положительные моменты:

  • достойная заработная плата;
  • стабильный доход;
  • возможность продвижения по карьерной лестнице;
  • востребованность на рынке труда;
  • большое количество профильных вузов, училищ и колледжей;
  • работать на промышленных предприятиях могут мужчины и женщины.

Но работники промышленности часто сталкиваются с различными неприятными моментами, которые обусловлены спецификой той или иной профессии. Таких недостатков довольно много, поэтому изучить их нужно до поступления в различные учебные заведения.

Главные минусы:

  • некомфортные условия труда;
  • вред для здоровья;
  • высокий риск получения травм;
  • большая ответственность;
  • сложная работа.

Варианты обучения

Стать рабочим в одной из промышленных отраслей можно как с высшим образованием, так и без него. Выбрав первый путь, придётся много учиться, писать курсовые, готовить доклады и сообщения на определённую тему, а также изучать десятки профильных предметов. При поступлении в университет или институт нужно выбирать специальности, связанные с одной из промышленных отраслей (например, «Металлообработка», «Машиностроение», «Пищевые технологии», «Химические технологии», и другие).

Выпускник школы, который изначально решил сделать выбор в пользу работы на производстве, должен пойти учиться в колледж, техникум или ПТУ. Получив профессионально-техническое образование, он может сразу же приступить к работе на заводе, фабрике или любом другом промышленном предприятии.

Зарплата и карьерные перспективы

Доход представителей индустриальных профессий варьируется в широком диапазоне. На размер оклада влияет не только профессионализм сотрудника, но и множество других факторов. В их число входят следующие:

  • место работы;
  • востребованность продукции предприятия;
  • материальное состояние отрасли;
  • условия труда;
  • опыт работы;
  • уровень квалификации;
  • образование.

Зарплата заводских рабочих колеблется в пределах 50−150 тыс. рублей. При этом специалисты, занимающие инженерную должность, могут рассчитывать лишь на 40−60 тыс. рублей в месяц. Наиболее высокий доход имеют работники тяжёлой промышленности. Так, им компенсируют труд в сложных и опасных для здоровья условиях. При этом самые низкие зарплаты получают представители лёгкой и пищевой промышленности.

Качественная работа в любой из отраслей может продвинуть сотрудника вверх по карьерной лестнице. На производстве первой ступенью станет должность помощника специалиста. Набравшись опыта и повысив квалификационный разряд, можно претендовать на место мастера. Следующим этапом карьеры станет одна из руководящих должностей в цехе или на всём предприятии. Выбрав инженерную специальность, можно добиться места начальника отдела, подразделения или всего завода.

Профессии в разных отраслях промышленности

Список отраслей промышленности довольно длинный, в каждой из них насчитывается до 100 различных специальностей. Поэтому общее количество профессий составляет несколько тысяч.

Пищевая и деревообрабатывающая

Пищевая промышленность является одной из наиболее важных отраслей. На её предприятиях производится большое количество готовых продуктов и полуфабрикатов, а также множество полезных товаров (например, моющие средства, мыло).

Наиболее популярные профессии:

  1. Повар. Занимается приготовлением пищи. Он работает в различных заведениях общественного питания начиная от школьных столовых и заканчивая известными ресторанами.
  2. Переработчик скота и мяса. Выполняет разделку туш. В работе он использует специальный ручной инструмент.
  3. Обвальщик. Использование острых ножей и другого рабочего инструмента даёт возможность этому специалисту правильно отделять мясо от костей.
  4. Пекарь. Выпекает различные хлебобулочные изделия, а также улучшает используемые рецепты.

Деревообрабатывающей промышленностью называется отрасль, которая занимается переработкой и обработкой древесины. Для выполнения этой работы используются механические и химико-механические методы, а также привлекаются тысячи рабочих.

Лучшие специальности:

  1. Мастер по лесному хозяйству. Следит за состоянием деревьев, которые выращивают для нужд отрасли.
  2. Контролёр изделий из древесины. Занимается нормированием продукции. Кроме этого, он составляет и оформляет различные документы.
  3. Оператор линии установок в деревообработке. Главной обязанностью этого сотрудника является управление оборудованием, используемым при обработке древесины. Среди других функций выделяют уход и обслуживание техники.
  4. Станочник-обработчик. Занимается изготовлением различных изделий и древесины.
  5. Машинист машин по производству бумаги и картона. Управляет различными видами техники, которая помогает превращать дерево в бумагу.

Лёгкая и тяжёлая

Лёгкая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся производством товаров массового потребления. Кроме этого, предприятия выпускают специальную продукцию, используемую в автомобильной, химической, пищевой и других отраслях.

Востребованные профессии:

  1. Ткач. Изготавливает ткани разного вида. Во время работы он использует специальный ткацкий станок, которые упрощает и ускоряет процесс.
  2. Швея. Эта женская профессия востребована на фабриках и в ателье. Её представители занимаются пошивом одежды из текстильных полотен.
  3. Вязальщица. Превращает шерсть в различные предметы гардероба.
  4. Сапожник. Занимается шитьём и ремонтом обуви.

Тяжёлая промышленность состоит из десятка различных отраслей. В их число входит большая часть добывающей и несколько областей обрабатывающей индустрии.

Лучшие специальности:

  1. Литейщик. Изготавливает металлические детали. Делает он это путём заполнения специальных форм жидким металлом.
  2. Сталевар. Специализируется на выплавке стали. Соединяя различные компоненты, он добивается определённых характеристик и свойств материала.
  3. Штамповщик. Управляет специальными прессами и изготавливает детали методом штамповки.
  4. Формовщик. Делает пресс-формы, которые используются при литье металлических изделий.

Химическая и медицинская

Химическая промышленность представляет собой важную отрасль, которая производит продукцию из переработанного химическим способом сырья. Эта сфера деятельности приносит высокий доход государству и даёт рабочие места миллионам граждан.

  1. Изготовитель изделий строительной керамики. Производит керамические изделия, которые применяют для строительства и отделки зданий.
  2. Оператор производства стекловолокна. Занимается изготовлением материала, получаемого путём расплавления неорганического стекла.
  3. Мастер-изготовитель изделий из стекла. Создаёт стеклянные изделия (например, посуду) и элементы декора.
  4. Машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс. Делает различные предметы из пластмассы. В их число входят игрушки, посуда, аксессуары, предметы быта.

Медицинская промышленность занимается производством лекарственных средств и специализированной техники. Выпускаемая продукция используется в лечебно-профилактических учреждениях или для нужд граждан страны.

Востребованные специальности:

  1. Фармаколог. Работает над созданием эффективных лекарственных препаратов.
  2. Оператор автоматической линии. Управляет линией производства различного медицинского оборудования.
  3. Изготовитель медицинской техники. Принимает участие в конструировании медицинских аппаратов, а также сборке отдельных узлов.
  4. Контролёр качества лекарственных препаратов. Следит за безопасностью лекарств для здоровья человека.

Промышленность — это наиболее важная отрасль народного хозяйства. Она представлена сотнями различных профессий, в которых трудятся миллионы людей. Их работа помогает поддерживать экономику страны и обеспечивать граждан жизненно важной продукцией.

Автомобильная промышленность, пожалуй, по праву считается индикатором экономического и социального развития страны, ведь в производстве автомобилей задействованы не только поставщики компонентов, но и предприятия многих других отраслей (металлургия, электротехническая, химическая, легкая промышленность и др.). В общей сложности в обеспечении автопрома своей продукцией занято не менее 4 млн человек, а на самих автомобильных заводах трудится более 250 тыс. работников. По данным компании Kelly Services CIS, подготовленным специально для «За рулем.РФ», средний доход рабочего персонала у автопроизводителей в России составляет 50 тыс. рублей, у поставщиков автокомпонентов — 42–45 тыс. рублей. При этом предприятия автопрома стараются индексировать зарплаты ежегодно, в среднем от 7 до 15%. А в целом уровень дохода сотрудника, работающего в компании-автопроизводителе, выше рыночного примерно на 10–15%.

Более высокая оплата труда рабочих автомобильной промышленности вполне оправданна, поскольку они создают продукцию с большей добавленной стоимостью и работают на сложном оборудовании, отмечает в свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его мнению, качество иномарок российской сборки является вполне приемлемым, и оно ничуть не хуже, чем у импортных машин, а это важный шаг вперед для российского производства в целом.

Разумеется, зарплаты на российских автозаводах могут значительно различаться, причем сами автопроизводители, как правило, их не раскрывают, ссылаясь на конфиденциальность информации, относящейся к личным данным сотрудников. Тем не менее нам удалось из разных источников получить сведения об оплате труда на ряде автосборочных предприятий и сравнить доходы их работников.

Так, на петербургском предприятии Hyundai, которое является крупнейшим производителем иномарок в России, минимальная зарплата, по данным заводской пресс-службы, составляет 48,9 тыс. рублей до вычета налогов (среднюю заработную плату в компании не раскрывают). При этом пересмотр размера или повышение оплаты труда на заводе проходит регулярно, в начале года.

«Мы стараемся предоставлять нашим сотрудникам конкурентную оплату труда, как по отрасли, так и по региональному рынку. Наш завод является одним из лучших работодателей в регионе, и существует очередь из желающих попасть к нам на работу. На каждую позицию, в том числе на позицию оператора производственной линии, есть пять-шесть кандидатов, из которых мы выбираем лучших. Текучесть кадров на предприятии небольшая, сотрудники ценят свои рабочие места. Нехватки кадров нет», — рассказала «За рулем.РФ» начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.

На сборке BMW платят больше

На предприятиях холдинга «Автотор» средняя заработная плата по итогам 2017 года увеличилась на 10% и составила 39,8 тыс. рублей. Для сравнения, это на 28% выше средней зарплаты по региону. При этом по рабочим специальностям в течение года она доходила до 46,5 тыс. рублей, у освобожденных бригадиров — до 56 тысяч. Любопытно, что уровень зарплаты работников «Автотора» зависит не только от производительности труда и качества выпускаемой продукции, но и от класса производимых автомобилей. Например, работники, занятые на производстве премиальных машин BMW, зарабатывают в среднем на 12% больше, чем их коллеги аналогичных специальностей, занятые на производстве автомобилей массового сегмента. В пресс-службе «Автотора» это объясняют особыми требованиями к производству продукции класса люкс. В целом на предприятии не испытывают острой нехватки кадров, а при необходимости увеличения объемов производства «Автотор» проводит дополнительный набор персонала.

На калужском заводе Volkswagen средняя заработная плата (без учета зарплат менеджеров и иностранных сотрудников) составляет около 57 тыс. рублей при окладе основной массы работников производства в 36 тысяч, по данным профсоюза «МПРА-Калуга». Для сравнения, средняя зарплата в Калужской области составляет 38 тыс. рублей, то есть почти на 20 тысяч меньше, чем в среднем по заводу.

Что касается отечественного АВТОВАЗа, последний раз зарплата вазовцев индексировалась в июле прошлого года на 5%, и, согласно ежеквартальному отчету компании, в III квартале 2017-го среднемесячная зарплата на предприятии составила 43,7 тыс. рублей против 30,3 тысяч в целом по региону. Однако в заводском профкоме «Единство» эту цифру считают необъективной, поскольку в ней учитывается заработная плата топ-менеджеров, а рядовые работники получают примерно 20 тыс. рублей.

«На АВТОВАЗе тяжелый труд и низкая зарплата. Например, из-за высокой интенсивности работ самая высокая текучесть кадров на производстве В0 (там, в частности, выпускают автомобили для Renault-Nissan. — Прим. ред.). Причем для привлечения работников в В0 даже установлена премия в 30 тыс. рублей, если человек отработает на этом производстве один год», — говорит председатель профкома МПРА в Самарской области Петр Золотарёв.

Кстати, помимо стандартного соцпакета некоторые автозаводы предоставляют своим сотрудникам различные бонусы и льготы. Среди них — ДМС (добровольное медицинское страхование), бесплатная доставка до места работы и дотации на питание. К примеру, на АВТОВАЗе заводчанам компенсируется 75% стоимости обеда или ужина в зависимости от графика работы, а при работе в третью смену питание для работников и вовсе бесплатное.

Сотрудникам петербургского завода Hyundai помимо прочего предоставляются обучение (в том числе иностранным языкам) и возможность заниматься футболом. Кроме того, они могут получить скидку на покупку выпускаемых предприятием автомобилей, а это, как известно, самые популярные в России иномарки.

В числе социальных льгот на «Автоторе» — компенсация процентов по кредитам на приобретение жилья для работников, проработавших на предприятии более трех лет. Также на калининградском заводе действует программа по выплате стипендий детям работников, обучающимся в высших учебных заведениях, с третьего курса дневного обучения.

Экономят на рабочих

Между тем в результате ослабления рубля за последние годы рабочая сила на предприятиях российского автопрома значительно подешевела — порядка на 30% в долларовом эквиваленте, согласно оценкам консалтинговой компании Frost & Sullivan. Так, если в 2013 году уровень зарплат превышал 1 тыс. долларов, то в 2018-м работники получают уже около 650 «зеленых». Аналогичные расчеты приводят и в профсоюзе «МПРА-Калуга», согласно которым в 2014 году зарплата работников производства на калужском заводе Volkswagen была около 850 евро, а сейчас составляет чуть более 500 евро. В результате платежеспособность сотрудников предприятия за последние четыре года снизилась примерно на 20% в рублевом эквиваленте.

Как констатирует консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко, уровень зарплат на российских автозаводах более чем вдвое ниже, чем у восточноевропейских лидеров автопрома — Польши, Чехии, Словакии, где средняя зарплата работников, задействованных в автопроизводстве, составляет около 85 тыс. рублей. А если сравнивать с показателями Западной Европы, то тут даже Польша, Чехия и Словакия отстают от той же Германии по уровню зарплат на 30–40%.

Тем не менее иностранные автопроизводители не видят повода повышать зарплату российским работникам. Дело в том, что внутри России они работают исключительно в рублях, и девальвация российской национальной валюты означает для них, прежде всего, увеличение затрат на закупку импортных автокомпонентов, доля которых остается значительной в производстве иномарок в нашей стране. Эти издержки неспособны компенсировать удешевление рабочей силы в России, учитывая, что оплата труда занимает незначительную часть в расходах автоконцернов. Показательно, что цены на автомобили в России растут гораздо сильнее, чем зарплаты работников, которые их производят.

Конечно, из-за ослабления рубля снижаются рублевые затраты на сборку иномарок, добавляет Дмитрий Лукашов. Но выигрыш иностранных производителей при этом неочевиден, поскольку им необходимо в конечном итоге конвертировать рублевую выручку в доллары. На падающем рынке это сделать непросто, и они несут валютные риски. По словам эксперта, при ослаблении национальной валюты, как правило, отлично себя чувствуют только компании-экспортеры, а для российского автопрома основным является внутренний рынок.

Читайте также: