Кто работает на корабле профессия для детей

Опубликовано: 03.10.2024

корабль в море
Конспект занятия по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Составила: Шмидт Е.П., детский сад « Родничок»

Цель: Закреплять представления детей о людях, работающих в море, о значении их труда. Названия машин, механизмов, приборов, оборудования, необходимого для труда в море.

Демонстративный материал: картинки из серии « Рыбная ловля» «Суда и корабли», удочка для игры « Ловись рыбка»

Ход занятия.

1.-Ребята, мне очень хочется прочитать вам это стихотворение.

Кто утюжит море?

Вода после шторма
Всегда в беспорядке:
Виднеются всюду
Морщины и складки.
Чтоб выровнять море
Вблизи и вдали,
Всё время утюжат его
Корабли.

2. -О чём это стихотворение?

( Ответы детей)- о морях и кораблях.

-Совершенно верно. А ёщё мы сегодня поговорим с вами о людях, которые работают на этих кораблях.

3. Сюрпризный момент.

Воспитатель говорит, что на адрес сада, детям старшей группы, пришло письмо от капитана рыболовецкого корабля, который плавает в Баренцевом море.

4. Воспитатель читает письмо.

-Дорогие ребята, я, капитан большого рыболовецкого судна, и весь наш дружный экипаж, шлём вам огромный привет с Баренцева моря. Рыболовецкое судно называются траулер.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего выходят траулеры в море?

( Ответы детей) – чтобы ловить рыбу.

Воспитатель читает письмо дальше.

-Экипаж нашего траулера набран из самых опытных рыбаков флота. На нашем корабле трудятся люди самых разных профессий.

-Саша, скажи нам, пожалуйста, что делают рыбаки на корабле?

(ответ ребёнка)- рыбаки ловят рыбу.

-Дима, а ты нам ответь, чтобы поймать сразу много рыбы, что нам нужно для этого?

(ответ ребёнка) – нужны сети.

Правильно, говорит воспитатель. Эти сети называются тралом.

Повторите, пожалуйста, за мной это слово. Трал.

Дети повторяют хором, запоминают.

-Вот послушайте, что капитан пишет дальше.

На траулере, рыбакам не надо больше часами мокнуть на ветру. Умные приборы указывают на рыбные косяки, контролируют заброс трала (сеть), показывают наполняемость сети и сигнализируют о том, что трал полон рыбой, и пора его вытягивать.

-Ребята, а как вы думаете, куда кладут пойманную рыбу?

-Рыбу закрывают в банки. Засаливают в бочки.

-Катя, скажи нам, пожалуйста, куда надо положить рыбу, чтобы она дольше сохранялась свежей?

(ответ Кати)- рыбу надо положить в холодильник.

-Правильно, говорит воспитатель. На корабле есть морозильные камеры, в которых хранится свежая рыба.

-Какие названия рыб вы знаете?

( Ответы детей)- треска, сельдь, скумбрия.

-Ребята, можно ли сказать, что рыбаки делают очень важную работу на корабле?

-А за что мы им говорим спасибо?

( Ответы детей)- рыбаки ловят рыбу, которую мы едим.

-Правильно, ведь рыба очень полезный и важный продукт.

-Максим, а кто готовит пищу на корабле?

( Ответ ребёнка)- на корабле пищу готовит повар.

-Да, говорит воспитатель, только повар на корабле называется кок.

-Даня, а скажи нам, пожалуйста, а кто управляет кораблём?

(Ответ ребёнка)- кораблём управляет капитан.

-Верно, а чтобы корабль двигался по воде…

Кто ещё должен быть на корабле?

( Ответы детей)- матросы.

-Вот видите, ребята, сколько людей разных профессий трудятся на корабле.

Давайте вместе с вами повторим, кто же работает на корабле?

Саша, скажи пожалуйста.(ответ Саши)….

-А кому помогают «умные машины» на корабле?

-А как они помогают?

(спросить 2-3 детей)

( Спросить 2-3 детей)

-Молодцы ребята. Вы всё знаете. А хотели бы вы стать отважными моряками?

Давайте поиграем в игру «Скажи какой»

5. Игра « Скажи какой» на активизацию словаря.

Цель: активизировать речь детей прилагательными. Учить подбирать слова характеризующие качества человека.

Рыбак (какой)..сильный, смелый..

6. Физкульт минутка.» Ловись рыбка»

Цель: упражнять в быстроте реакции, в координации движений.

7. Дидакт. Игра» Кому, что нужно для работы»

Цель: закрепить знания предметов необходимые для профессий; рыбак, матрос, кок, капитан.

8. Воспитатель хвалит детей и говорит что, он обязательно передаст капитану рыболовецкого судна привет от ребят. И непременно скажет, что дети старшей группы тоже могут стать самыми отважными и смелыми, капитанами.

№ слайда 1 Морские профессии Подготовил Васильев Егор 8 ]</\@(

Морские профессии Подготовил Васильев Егор 8 ] № слайда 2 Моряк Моряк — общее определение занятия и специальности в морском деле. В зависи

Моряк Моряк — общее определение занятия и специальности в морском деле. В зависимости от выполняемой работы или иной специализации, моряки могут быть разделены на более точные профессии, например: капитан, штурман, лоцман, боцман, матрос, старпом, судовой механик,, судовой врач, кок и т. д. Моряком является человек с предвзятым чувством к стихии воды ,с преисполненным желанием постичь неизведанные дали в томном походе по рекам, озёрам, морям, океанам, надводным или подводным способом.

№ слайда 3 Капитан Капитан – высшая должность на судне. Профессия капитана подразумевает по

Капитан Капитан – высшая должность на судне. Профессия капитана подразумевает под собой управление всей командой и несение ответственности за судно, его экипаж, пассажиров и груз. Во внештатных ситуациях именно на плечи капитана ложится поиск выхода из ЧП и принятие решений, а также нотариальные функции. Закон дает право капитану применять практические любые средства для достижения таких целей, как спасение корабля и людей. Именно капитан в случае потопления корабля покидает борт последним, убедившись, что все спасательные операции проведены. Для того, чтобы занять должность капитана, необходимо иметь соответствующее высшее образование, практический опыт работы в море и управления судном.

№ слайда 4 Штурман Штурман – судоводительская специальность. Проще говоря, это человек, упр

Штурман Штурман – судоводительская специальность. Проще говоря, это человек, управляющий судном, в чьи обязанности входит вычислять и отмечать передвижение корабля на карте, прокладывать курс, следить за навигационными приборами, их исправной работой. Кроме того, штурман может выполнять и другие обязанности, будь то непосредственное управление кораблем и командой. Чтобы устроиться штурманом, соискателю необходимо иметь соответствующее образование и достаточный практический опыт управление морским судном.

№ слайда 5 Лоцман Лоцман — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку

Лоцман Лоцман — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

№ слайда 6 Боцман Боцман — старший строевой унтер-офицер , на корабле имеет старшинство на

Боцман Боцман — старший строевой унтер-офицер , на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением. А так же производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину.

№ слайда 7 Матрос Матрос – это рядовой в военной терминологии. Матросы выполняют различные

Матрос Матрос – это рядовой в военной терминологии. Матросы выполняют различные работы, начиная от уборки и работы на вахте, и заканчивая тушением пожара, спасением людей из воды, помощью в управлении судном. Матрос следит за судном, его грузом или пассажирами, выполняет различные подсобные работы в пределах своей специальности. Устроится матросом достаточно легко: судоходные компании предъявляют невысокие требования для соискателей на данную вакансию.

№ слайда 8 Старпом Старпом (старший помощник) – лицо на судне, приближенное к капитану, вып
№ слайда 9 Судовой механик Судовой механик - это специалист мореходства, обязанностью котор

Судовой механик Судовой механик - это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования

№ слайда 10 Судовой врач Судовой врач отвечает за проведение лечебно-диагностических меропри

Судовой врач Судовой врач отвечает за проведение лечебно-диагностических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности членов экипажа и пассажиров судна.В ведении судового врача находятся все судовые медицинские помещения, медицинское оборудование, инструменты и медицинские препараты.

№ слайда 11 Кок Кок – это повар на судне. В обязанности кока входит приготовление пищи, заго

Кок Кок – это повар на судне. В обязанности кока входит приготовление пищи, заготовка съестных припасов и воды. Кок может справляться со всей работой как в одиночестве, так и с помощью помощников или матросов. Для того, чтобы занять должность кока, необходимо иметь кулинарное образование и опыт работы в море.

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

«Экспресс газета» в Google Новостях

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Конспект НОД «Есть такая профессия — моряки»

Обучающая: расширять представления детей о профессиях.

Познакомить с военной профессией–моряк.

Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к военным профессиям.

Предварительная работа:

Заучивание стихотворений о море, моряках.

Пошив морской формы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? А какие бывают праздники?

(дети называют).

А кто защищает наше Отечество? Нашу Родину? Назовите мне военные профессии?

(дети называют).

Сегодня я вас познакомлю с военной профессией-моряк.

Моряки - защищают нашу страну, но не суше, а на море. Моряки – это тоже военная профессия. Посмотрите, ребята, на этой фотографии моряки плечом к плечу стоят в одном строю. Это команда смелых и отважных моряков. Они все служат на одном военном корабле в военно-морском флоте.

Форма моряка - это бескозырка, тельняшка и синяя рубашка с воротником. На воротнике полоски синего и белого цвета. Моряки говорят: «Наша форма как синяя волна с белой пеной». Войска военно-морской флота, защищают нашу Родину на морских просторах.

Во время войны фашисты называли наших моряков "черной смертью". В своих черных бушлатах и бескозырках они сражались с врагом на море и на суше.

Воспитатель: Любите ли вы море? За что вы его любите?




Мы с вами отправляемся в море.


Просмотр видео море

Воспитатель: Кто из вас мечтает стать моряком и ходить на корабле в дальние страны? Это очень хорошая мечта. Моряками становятся только смелые, сильные, умелые. Ребята, посмотрите, навстречу нам плывёт военный корабль. Рассмотрите его.

(видео военного корабля)


Кто знает, что такое «иллюминаторы»? Иллюминатор – круглое окно.

Воспитатель: Ещё на корабле работает боцман, боцману подчиняются все матросы на корабле. Он обучает молодых моряков морскому делу: как ходить на шлюпке на веслах и под парусом, как правильно ухаживать за кораблем, как связывать тросы морским узлом.

(показываются на слайде рисунки морских узлов).

Боцман следит за чистотой и дисциплиной на палубе, за порядком на корабле. Присматривает, чтобы у корабля был всегда аккуратный вид: борта и надстройки корабля были вычищены и покрашены.

Физкультминутка «Море волнуется раз»



Воспитатель:

Предлагаю вам сыграть в игру "Экипаж, стройся".

Правила игры: под веселую музыку моряки "гуляют по берегу". Но как только прозвучит команда "Экипаж, стройся", которую подает командир, все должны построиться в одну линию.


Чтобы "морякам" было веселее, для вас звучит песня «Все мы моряки".




Стихи детей моряков.


Словесная игра «ОДИН МОРЯК – ТРИ МОРЯКА – ПЯТЬ МОРЯКОВ»

Пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:

Вам понравилось наше путешествие?

Кто охраняет морские просторы нашей Родины? (Моряки)

Расскажите, какая у моряков форма?

Как называется их головной убор? (бескозырка - у нее нет козырька – без козырька)

Что такое «иллюминаторы»?

Кто следит за чистотой и дисциплиной на палубе, за порядком на корабле? (боцман).

С какой военной профессией, вы сегодня познакомились?

А теперь на корабле, военная дискотека танец («Озорные моряки»)



Просмотр познавательного мультфильма «Рассказы старого моряка»


Марш с флагом под песню морскую.



Конспект «Есть такая профессия — космос покорять»
Конспект «Есть такая профессия — космос покорять» Задачи: Конструирование: Совершенствовать умение видеть конструкцию предмета и анализировать ее основные части. Анализировать схемы будущих.

Фотоотчет-выставка макетов «Есть такая профессия строитель»
Фотоотчет-выставка макетов «Есть такая профессия строитель» В проекте "Инженерные кадры России" принимали участие не только дети, педагоги, но и их родители. Организовав выставку, родители с удовольствием.

НОД «Есть такая профессия — Родину защищать» (средняя группа) Конспект ННОД "Есть такая профессия-Родину защищать". (знакомство с военными профессиями; закрепление понятия о празднике "День защитников.

Организованная образовательная деятельность на тему «Есть такая профессия — Родину защищать». Цель: Обобщать и систематизировать знание детей о российской армии. Обучающие: 1. Формировать знания детей о родах и видах войск российской.

Проект в старшей группе «Есть такая профессия — строитель» Проект в старшей группе Тема: Есть такая профессия – строитель. Цель: Ознакомление детей с профессией строитель. Задачи: Расширять.

Рефлексивный круг «Есть такая профессия-Родину Защищать» Рефлексивный круг по теме "Есть такая профессия- Родину Защищать!" Цель: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность. Учить.

Сценарий утренника в подготовительной группе «Есть такая профессия — Родину защищать» Сценарий утренника в подготовительной группе. «Есть такая профессия – Родину защищать» (Под торжественный марш дети заходят в зал, становятся.

Выставка рисунков и работ «Есть такая профессия — Родину защищать»
Выставка рисунков и работ «Есть такая профессия — Родину защищать» Может, не зря в самый холодный и суровый месяц зимы отмечается День защитника отечества - 23 февраля. Ведь мужчины - это сила, мужество,.

Есть такая профессия — любить детей. Эссе «Я — воспитатель!» «Я воспитатель!» На свете много разных профессий. Все эти профессии важны и по- своему интересны. Но для каждого из нас важно избрать.

Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны. Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки. Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику.

Актуальность морских профессий

Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.

Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.

Работа в море: кем можно стать и где учиться


Преимущества и недостатки работы в море

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.

Сначала поговорим о плюсах:

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход


Теперь о минусах работы в море:

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.


Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

Для тех, кто хочет ходить по морю:

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:

  1. Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. Средняя зарплата инженера-судостроителя 75 000 рублей.
  2. Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45 000 рублей.
  3. Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке. Средняя зарплата слесаря-механика – 75 000 рублей.
  4. Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100 000 рублей.

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.


Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:

Колледж Специальности
Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство


Как найти работу после вуза?

После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.

Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.

Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.

Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.

Читайте также: