Кто работает в типографии профессии для дошкольников

Опубликовано: 02.10.2024

Программное содержание: Познакомить детей с трудом работников типографии: с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов. Беседа о том, какие книги бывают. Чем отличаются друг от друга журнал и газета, а чем книга от газеты и журнала. Вспомнить с детьми детских авторов и иллюстраторов. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека. Посетить с детьми библиотеку

Словарная работа: каллиграфия, типография, иллюстратор, редактор, переплетчик

Наглядный Материал: Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты.

Компьютерная презентация по теме занятия. Мультимедийный проектор, ноутбук.

Выставка книг автора. Журналы. Газеты.

- Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

- Правильно, это загадка о книге. А как вы догадались, что речь идет о книги?

Посмотрите, какая у нас выставка. Здесь есть книги, журналы, газеты. Мы собирали вместе эту выставку. Что вы можете сказать о книгах? Книги бывают разные по содержанию и оформлению, размеру.

Вот как много интересного здесь.

(ответы детей)

- С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой подчерк называют каллиграфический. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками».

Упражнение «Солнечный лучик».

(Дети в кругу с закрытыми глазами)

Мы работали, устали.

Присели отдохнуть и задремали.

Но вот прибежал солнечный лучик:

Коснулся наших глаз – откройте глаза;

коснулся лба – пошевелите бровями;

коснулся носа – наморщите нос;

коснулся губ – пошевелите губами;

коснулся подбородка – подвигайте челюстью;

коснулся плеч – опустите и поднимите плечи;

коснулся рук – потрясите руками;

коснулся ног – подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте, ребята.

Молодцы ребята, а теперь мы продолжим наше занятие

-Скажите, какие вы знаете книги? (по содержанию:детские книги: сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники, книги для взрослых;по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие; по переплёту: мягкий, твёрдый).

Мы уже говорили, что книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. Художник рисует иллюстрации.

Поэты и писатели — очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. Написание стихотворения или рассказа может занять очень времени. Давайте поиграем в игру, которая называется «Сочини сказку»

(Три карточки - цветок, дом, лошадка) рассказ по ТРИЗ

Вот такая история получилась.

Конечно, одну книгу можно написать. А 10, или сто книг легко написать карандашом или ручкой?

Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок, а затем и еще более сложные машины для печатания книг.

- Печатают книги в типографии. Кто работает в типографии? Сейчас я вам расскажу.

Наборщик набирает текст. Затем набранный текст проверяет корректировщик. Далее книга попадает к нарезчику, он нарезает книгу. Потом книге делают красивый переплет Проделав огромный путь, книга оказывается в магазине. Чтоб дети и взрослые могли окунуться в волшебный мир книги.

Мы узнали кто работает в типографии

- Есть у вас дома книги? Где они хранятся? Где ещё могут хранится книги? (в шкафу, в библиотеке).А сколько живёт книга? Как вы думаете, что будет, если книги исчезнут? Вам читают книги дома? Вам нравится, когда вам читают?

Игра «Доскажи словечко»

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки.

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец!

Есть у книжицы одёжка,

Называется - …. (обложка) .

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и … (картона) .

Наши книги – не просты,

По порядку в них …. (листы,

Чтоб при чтении не сбиться,

Нумерованы…. (страницы) .

Страницы все наперечёт,

Их скрепляет…. (переплёт) .

-Что вам было интресного? Что маме можно рассказать

-Как вы думаете, хорошо ли живётся у нас книгам? Почему?

Конспект занятия «Путешествие на метеостанцию» Дети стоят возле уличной метеоплощадки. Воспитатель загадывает загадки про природные явления. Он давно по окнам лупит, Видно капли из-за.

Конспект занятия «Путешествие в лес» Задачи: Обучать детей ходьбе по скамейке способом подъем-прыжок; Совершенствовать у детей ходьбу и бег в колонне по одному; Закрепить навыки.

Фотоотчет об экскурсии в типографию для подготовительной группы
Фотоотчет об экскурсии в типографию для подготовительной группы Экскурсия в типографию Цель: - Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи:.

Конспект экскурсии в типографию с детьми старшей группы
Конспект экскурсии в типографию с детьми старшей группы Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить.

Конспект занятия «Путешествие к гномам» Цель: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования технологий, методов и приемов, направленных на развитие вокального.

Конспект занятия «Путешествие Незнайки» МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка Конспект занятия «Путешествие Незнайки» Выполнила: Голубева Г. В. воспитатель.

Конспект занятия «Путешествие в Арктику» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 87» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Путешествие в Арктику» ДЛЯ.

Конспект занятия «Путешествие в лес» Воспитатель Шалыгина Татьяна Владимировна Тема: Путешествие в лес. Цель: формировать интерес детей к жизни диких животных в лесу. Задачи:.

Конспект занятия «Путешествие в сказку» Тема: «Путешествие в сказку» Цель: Закрепление пройденного материала. Задачи: В области «Познания»: • совершенствовать умение различать.

Конспект занятия «Путешествие в лес» Занятие «Путешествие в лес» Воспитатель: Колпакова Т. С. Цели: 1. Закрепить полученные знания по устному народному творчеству на развитие.

Бурлакова Екатерина Викторовна

Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Различные виды продукции, производимых в типографии (блокноты, календари, книги, журналы, этикетки и т.п.)

Предварительная беседа с детьми.

Ребята, все вы знаете, что когда вырастите, то пойдете учиться и получать профессию как ваши родители. Вы знаете кем они работают? Что они делают на работе?

А как вы думаете, где делают книги? Правильно. Типография!

Кто же там работает? Знаете ли вы хоть одну профессию в типографии? и чем занимаются работники типографий?

Давайте окунемся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем кто же там работает!

ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:

2

Давным давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось чтобы их произведения и знания дошли до потоков. И они придумали буквы. Правда первые буквы были больше похожи на рисунки, но это не важно. Буквы были похожи на рисунки, а писали их как вы думаете где? Правильно! на камнях!

3

А затем появились глиняные книги, они больше были похожи на кирпичики и для того, чтобы написать такую книгу, нужно было очень много таких кирпичиков, тысяча или две. На мягкой глине, специальной палочкой люди выдавливали буковки. Глина застывала и хранилась долго.

4

В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус – это речной тростник с высоким, до 5 метров толстым стволом. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длинной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре

5

Позже, в Древней Греции, появилась книга из ПЕРГАМЕНТА. И она уже была больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие.

6

Книги были рукописные и писали их люди с очень красивым, так называемым каллиграфическим почерком. Сейчас каллиграфический почерк выглядит так. Раньше буквы отличались от современных, но требования к каллиграфическому почерку те же – буквы должны быть очень ровными, написанными по правилам, без ошибок, одинаковые по высоте и ширине.

7

Затем, в древнем Китае изобрели бумагу. Сделали ее из клейкой массы бамбука и воды. Раскатали и оставили сушиться на солнце. И долгое время секрет этот китайцами хранился.

8

Ну а современные книги печатаются на печатных машинах. Прародителем печатной машины стал печатный станок, который изобрели в Германии несколько столетий назад.

9

Как же развивалась книга у нас на Родине? В Древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.

10

Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди – писцы. Рукописных книг было мало и стоили они дорого.

11

Первая типография появилась в Москве при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня, первопечатником стал Иван Федоров.

Физкультминутка «Что я знаю о книге».

Воспитатель кидает мяч и ребенок возвращает и называет понятия, которые связаны с книгой (страница, буква, обложка, форзац, глава, рассказ, и т.д.)

Продолжение презентации

Давайте поближе познакомимся с типографией. Кто же там работает?

12

Типография – предприятие на котором печатаются книги в том числе. А так же календари, блокноты, ежедневники, упаковка и много чего еще.

13

В типографии работают люди необычных профессий: печатник, вырубщик, резчик, переплетчик

14

Печатник - это одна из самых редких профессий на сегодняшний день.

Печатная машина – это его рабочее место. Это большая, сложная машина, многое делает компьютер, но и на пеатника приходится много обязанностей.

15

ОН должен контролировать ОЧЕНЬ МНОГО ПРОЦЕССОВ подачу бумаги в цифровую печатную машину, вязкость краски, её распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, сушку оттисков или подачу противоотмарывающего порошка и ещё многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь — и выйдет брак.

16

Вырубщик – этот человек тоже работает на специальной машине, которая ножами, расположенными на большой пластине, вырезает фигурные контур на картоне, бумаге, пластике, коже и разных других материалах

17

Задача резчика – правильно, с помощью так же специальной резальной машины, разрезать стопки отпечатанных копий ровно и правильно

18

Переплетчик – Специалист по переплетному делу, тот, кто сшивает листы книги, тетради и т.п., вставляет их, закрепляя, в специальную обложку (переплет)

19

Помимо этих, в типографии еще много очень разных и интересных профессий и различного оборудования, машин на которых они работают. Технологи, дизайнеры, конструкторы, колористы, тиснильщики, контролеры, упаковщики. Для создания книги нужны писатели, оформители, корректоры, редакторы. Беря в руки книгу всегда нужно помнить, что за ее созданием стоит работа многих людей. Цените и уважайте их труд!

Ребята, что вы сегодня узнали на занятии нового? Если бы вас позвали работать в типографию, то кем бы вы хотели работать? какая профессия вам понравилась больше всего?

А теперь я предлагаю вам создать свою мини-книгу: придумать название и нарисовать сюжет в картинках, скрепить странички и сделать обложку.


Перефразировав одно из стихотворений Маяковского, можно с уверенностью утверждать, что названия профессий стареют, как и платья, кто более всех в типографии ценен, как не наборщик, который набирает тексты.

При этом название такой специальности, как наборщик в типографии осталось, а вот технологически этот работник выполняет совсем иные функции, чем раньше и официальное название профессии теперь – это ни, что иное, как оператор компьютерного набора.

Мысли изреченные, как утверждают философы, есть ложь, а мысли в рукописях – истинны, однако существуют лишь в одном экземпляре. Поэтому люди издревле искали способы размножения письменности, пока не придумали вырезать зеркальные отображения букв, сначала на досках, копируя, таким образом, целые страницы рукописей и, смазав их краской, прижимали к ним бумажные листы.

Потом стали вырезать литеры из глины каждую в отдельности, собирая из них слова, из слов предложения и т.д. Собственно тогда и появились первые профессии в типографии в виде резчиков, наборщиков и печатников.

Сейчас эти типографские профессии, естественно, устарели, и специалистов, которые придумывают те или иные стилевые изображения букв называют не иначе, как дизайнерами шрифтов. Работа в типографии для них не обязательна, так как они могут заниматься своей деятельностью дистанционно.

Что касается резчиков, то сейчас – это операторы резальных машин. Наборщики – набирают тексты, как уже говорилось, на компьютере. Печатники тоже есть, только это теперь операторы цифровой печати.

Что касается того, какие профессии актуальны для работы в типографии, то это, как упоминаемые выше, так и другие специальности:

  • дизайнеров-шрифта;
  • операторов компьютерного набора;
  • операторов цифровой печати;
  • операторов резальных машин;
  • а также верстальщиков;
  • корректоров;
  • работников допечатной подготовки;
  • фальцовщиков;
  • брошюровщиков;
  • переплетчиков.

Чем занимаются работники типографских профессий?

Относительно обязанностей тех или иных специальностей, то среди них есть и такие, которые могут быть, как широкопрофильными, так и профессиями с узкой специализацией.

Например, такой сотрудник типографии, как печатник может иметь такие специальности, как оператора плоской, высокой или глубокой печати, а может быть и такой печатник, который обладает навыками работы со всеми этими типами печати.

Что касается того, чем занимаются такие типографские профессии, как:

  • верстальщики или их еще называют метранпажами, то они форматируют тексты, компонуя их с изображениями, делая макеты изданий;
  • корректоры – это специалисты, которые вычитывают тексты с целью исправления ошибок;
  • сканировщики создают цифровые копии текстов для того, чтобы адаптировать их с цифровым печатным оборудованием;
  • технические редакторы определяют степень пригодности текста к тому, чтобы он был опубликован;
  • специалисты допечатной подготовки устраняют ошибки, как в цветности текстов, так и в изображениях, которые предназначены для иллюстраций;
  • фальцовщики сгибают отпечатанные страницы для формирования буклетов, альбомов, журналов, тетрадей;
  • брошюровщики формируют печатную продукцию в брошюры;
  • переплетчики, соответственно, занимаются созданием твердых и мягких переплетов для книг;
  • технологи – это специалисты, которые связаны, как с механизацией, так и с автоматизацией, а также с компьютеризацией процессов полиграфии.

Что касается того, будут ли эти профессии для детей интересными и привлекательными, то для малышей, если им рассказывать о тех, кто делает им яркие и красочные книги те или иные специальности, может быть, и оставят след в их памяти.

Для подростков – эти профессии будут мало интересными. А для выпускников школ типографские профессии могут стать объектами внимания только после того, как они не пройдут по конкурсу в более престижные ВУЗы.

Цель:Познакомить детей с трудом работников типографии.

Познакомить детей с процессом создания и оформления книги.

Познакомить с профессиями (печатник, резчик бумаги, переплетчик (фальцовщик), редактор, корректор).

Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Беседы о профессиях, рассматривание книг в разных переплетах, газет, журналов.

Оборудование и технические средства обучения: доска Smart Board.

Наглядные пособия: презентация в программе Рower Point.

Воспитатель:

- Ребята, недавно мы с вами путешествовали в прошлое книги.

- Давайте вспомним о том, как создаются книги? А кто был первым первопечатником на Руси?

- А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты?

- Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.

Воспитатель: С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Чтобы все это не забыть, надо было записывать.

- Давайте вспомним, на чем раньше люди все это записывали?

- Все это они записывали на глиняных пластинах, на бересте, на папирусе, на шелке.

-Обычно писали книги люди, у которых был подчерк разборчивый, красивый. Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали буквы яркими красками.

Воспитатель предлагает рассмотреть старинную книгу.

- Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг.

Воспитатель демонстрирует детям картинки или слайды с печатными станками разных лет.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? Правильно в типографии.

- Кто работает в типографии?

- В типографии работают люди разных профессий.

Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей.

Воспитатель сопровождает рассказ слайдами.

Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.

Специалист допечати – он должен видеть слабые места в изображениях и текстах.

Печатник– должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.

Оператор резальной машины – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.

Переплетчик – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом одевает красивый переплет. И вот красивая книга готов.

Воспитатель предлагает рассмотреть детям книгу в красивом переплете.

Лебеди летят, крыльями машут (плавные движения руками)

Прогнулись над водой, качают головой (наклон вперед)

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся (приседания)

Воспитатель: Продолжим нашу беседу.

- Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники)

- Писатели и поэты очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову.

- Я предлагаю вам попробовать сочинить стихотворные строки, закончить фразу так, чтобы получилось складно.

Воспитатель показывает детям картинки (конфета, лягушка, картина и т.д)

Воспитатель: Я предлагаю вам, сочинить стихотворные строки, закончить фразу так, чтобы получилось складно.

Например: Саша увидал лягушку

Она……( прыгнула в кадушку)

Дети самостоятельно придумывают рифмы к словам

Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Заблудился звук»

Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.

1.На виду у детворы

крысу(крышу) красят маляры

2.Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

“Там ползёт зелёный лук(жук)

С длинными усами!”

3. Жучка будку (булку) не доела:

4. Миша дров не напилил,

Печкукепками(щепками) топил

5.Сели в ложку(лодку) -и айда!

По реке туда-сюда!

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам(кочкам) - скок да скок!

7. Закричал охотник: Ой!

Двери(звери) гонятся за мной!

Баки(маки)выросли на грядке.

Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в типографию. С какими профессиями мы с вами познакомились?

Дети перечисляют профессии работников типографии.

Книга – это результат кропотливого труда всех работников типографии.

Гончар Ольга Александровна МАДОУ « Детский сад 318» г. Перми

Гончар Ольга Александровна МАДОУ « Детский сад 318» г. Перми

1 слайд

Гончар Ольга Александровна МАДОУ « Детский сад 318» г. Перми

Кто работает в типографии…

2 слайд

Кто работает в типографии…

Типография- (от ·греч. typos - отпечаток и grapho - пишу). Предприятие, в кот

3 слайд

Типография- (от ·греч. typos - отпечаток и grapho - пишу). Предприятие, в котором печатаются издания с набора, с клише (в отличие от литографии).

В типографии работают люди необычных профессий : Наборщик, Печатник, Резчик,

4 слайд

В типографии работают люди необычных профессий : Наборщик, Печатник, Резчик, Переплетчик

Наборщик- рабочий типографии занятый набором текстов Давным- давно люди вырез

5 слайд

Наборщик- рабочий типографии занятый набором текстов Давным- давно люди вырезали из дерева каждый раз новую страницу — работа чрезвычайно трудная, не терпящая ошибок. Как упростить себе жизнь придумали китайцы в начале XI века: они стали употреблять подвижные литеры из обожжённой глины. Был создан набор глиняных пластинок с буквами, из них можно было составлять любые слова и строки. Кроме изготовителя литер, потребовался составитель слов и строк, который бы набирал страницу. Так в типографии появился наборщик. И уже больше никуда не пропадал. Наборщики работают там и сейчас, только составляют тексты не из кусочков глины, древесины или металла, а набирая их на компьютере. У наборщиков вам нужно научиться скорости работы, аккуратности и внимательности.

Печатник – это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Основная е

6 слайд

Печатник – это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Основная его задача – это изготовление всевозможной полиграфической продукции. Печатник должен контролировать подачу бумаги в цифровую печатную машину ( ЦПМ), вязкость краски, её распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, сушку оттисков или подачу противоотмарывающего порошка и ещё многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь — и выйдет брак.

Резчик или доводит продукцию до окончательного вида (если это плакаты, листов

7 слайд

Резчик или доводит продукцию до окончательного вида (если это плакаты, листовки или визитные карточки), или готовит её для передачи на следующий участок типографии. За свою рабочую смену им приходится перекидывать несколько тонн бумаги, так что лёгким занятием это не назвать. Ещё нужно уметь планировать свою работу: существует оптимальный способ для резки любого вида продукции. Чтобы не совершать лишних движений и не делать лишних резов, резчик заранее продумывает их очередность. Правильно эта профессия называется «оператор резальной машины». Это самая важная работа на послепечатном этапе производства

Переплётчик — тоже древняя профессия. Когда книги были рукописными или печата

8 слайд

Переплётчик — тоже древняя профессия. Когда книги были рукописными или печатались небольшими тиражами, их тетради можно было сшивать иглой вручную, а листы подрезать ножом, зажав в пресс с деревянными винтами. И если бы профессия переплётчика сохранила бы прежнее оснащение, типографиям пришлось бы нанимать целую армию специалистов этой профессии. Например, фальцовка производилась вручную (да и сейчас ещё кое-где дело обстоит так же). Фальцовщица с плоской косточкой, также называемой фальцбейном, раз за разом повторяет несложную, но однообразную операцию: сложить лист пополам — провести по месту сгиба косточкой, ещё пополам — косточкой и т. д. Теперь фальцует машина: металлические захваты берут из стопы отпечатанные листы один за одним и пропускают их через систему валов и кассет. Фальцовщик теперь только настраивает машину и наблюдает за её работой.

И еще много людей разных профессий работают в типографии, чтобы каждый день у

9 слайд

И еще много людей разных профессий работают в типографии, чтобы каждый день у вас были книги , журналы, газеты и др .Цените и уважайте их труд!

http://www.publish.ru/articles/201406_20013270 http://moeobrazovanie.ru/profe

10 слайд

Читайте также: