Кто шьет кукол профессия

Опубликовано: 02.10.2024

«Куклы – это, пожалуй, целый мир для любой девчонки, сколько бы ей ни было лет (улыбается). Как мастер, отмечу, что изготовление кукол – процесс невероятно увлекательный и разносторонний. Кукольник, на мой взгляд, понятие собирательное. Это немного художник, немного скульптор, дизайнер, парикмахер, сапожник… Я еще долго могу продолжать этот список. Я создаю текстильных интерьерных кукол, которые, в основном, используются как элемент декора. Текстиль дает массу возможностей как в техническом плане, так и в области восприятия. По сравнению с традиционными материалами, используемыми в производстве кукол, он более теплый и уютный.

Идеи… Я не знаю, откуда они берутся, честно. Роятся в голове сами собой. Иногда занята чем-то рутинным, и вдруг – щелк! – вот оно, пришло. Стараюсь сразу записать. Чтоб не ушло так же внезапно.

Одна кукла получается задумчивой, другая мечтательной… Единственное условие – все должны нести доброту. Существует поверье, что до тех пор, пока у куклы нет лица – это просто игрушка. А вместе с глазами она обзаводится и душой. Поэтому важно приниматься за работу только в хорошем настроении. Пусть все мои девочки несут в новый дом позитив и радость!

Я, кстати, занимаюсь созданием кукол недавно. Месяца два собирала информацию, смотрела мастер-классы, вспоминала азы шитья. Сейчас учусь кукольному делу по ходу.

Считаю, что рождение детей открывает в нас много нового. Но за ворохом свалившихся забот мы часто не имеем возможности это увидеть. В моем случае толчком послужило рождение второй дочери. Швейная машинка появилась в доме, когда Маше был месяц.

Еще в школе я училась шить, вроде, неплохо получалось. Но потом все затухло само собой – институт, замужество, ребенок. Не шила лет 10. Это срок, за который теряются все навыки, и даже элементарную строчку сразу проложить ровно уже не получается. А тут такое дикое желание появилось! Думалось – буду шить дочкам (старшую зовут Софья, ей 6 лет) платья, мелочь всякую девчачью, а шью кукол. Чудеса!

Пока я ставлю перед собой задачи развиваться и расти профессионально. И в плане мастерства, и в плане маркетинга. В перспективе – проведение мастер-классов, презентаций. В данный момент рассматриваю создание кукол как долгосрочный проект. И доходы от этого дела, конечно, важны. Это и зеркало востребованности (с творческой стороны), и реальный заработок (со стороны материальной), средняя цена на мои куклы 1200-1500 руб. Но мое занятие – это один из случаев, когда творчество и бизнес идут рука об руку. Я шью куклы не потому, что они приносят доход. От дохода зависят именно объемы. То есть, для себя, наверное, рождалась бы куколка в месяц, и все. А тот темп, который задан, и которого придерживаюсь, конечно, диктует бизнес.

Круг покупателей широк – это те, кому приглянулись текстильные девочки. Обычно люди просто хотят. Функциональная нагрузка интерьерной куклы – дело второе. Прямой покупатель все же женщина. Женщина традиционно занята обустройством жилища. Забота об уюте дома, изюминке обстановки – ее дело. Но и мужчины нередко встречаются среди моих клиентов. К слову о мужчинах: мой муж сам натура творческая и увлеченная. Поэтому все мои порывы ему понятны. Он активно участвует в процессе создания кукол на всех этапах. Где-то делом, где-то – советом. О, как порой важен честный критик рядом! Ведь и толчок к переходу от чистого творчества к бизнесу я получила именно от него. И, без преувеличений, могу сказать, что без участия семьи, мой путь был бы гораздо дольше и тернистее.

Что позволяет быть конкурентоспособной? Думаю, ответ один: кому-то близко то, что делаю я, кому-то – нет. Мастеров-кукольников очень много. Я слежу за творчеством большого количества талантливых рукодельниц. И у каждой – свой покупатель. Считаю, что в этой сфере понятие конкуренции условное.

Несмотря на то, что наши девочки – сувениры, я не могу запретить покупателям в них играть, но предупреждаю, что это может привести к тому, что со временем куклы потеряют свой первозданный вид.

Хотя для детей это не всегда важно. Ведь если они кого полюбят, если будут воспринимать, как родного, то это надолго. Помню, была у моей старшей кукла… Вася. Такой страшненький, без слез не взглянешь. А уж после того, как он познакомился с фломастерами, пластилином и прочими инструментами для творчества и подавно. Я и мыла его, и стирала, все без толку. А дочка предпочитала эту куклу всем остальным – красивым и нарядным. Говорила: «Мой Вася».

Старшая дочь говорит, что тоже хочет научиться делать кукол. Иногда мы занимаемся коллективным творчеством. Например, я леплю из полимерной глины какой-нибудь аксессуар для куклы, старшая устраивается рядом с пластилином. Буквально на днях начала осваивать валяние. Я делала кукле валенки, параллельно учила Соню тому же. Как результат – один маленький валенок, сделанный детскими ручками, готов. Будет украшать новогоднюю елку!

Младшая пока только наблюдает за нами. Мечтаю, что когда-нибудь мы втроем будем мастерить что-то интересное. Это очень сближает».

Кукла от Лилиты

Лилита (Москва): «С самого детства я была творческим человеком – рисовала, шила для кукол, и, конечно, шила самих кукол. Мечтала стать дизайнером одежды, и стала. Проработав 6 лет, мы с мужем решили, что пора становиться родителями. В декрете, который плавно перетек в отпуск по уходу за ребенком, сначала занималась тем, что придумывала и шила наряды для своего малыша. А когда в интернете увидела изображения японских шарнирных кукол и корейских тряпиенсов, была очарована ими.

Соединив воедино эти образы, придумала дизайн своей куколки. Мне хотелось работать именно с текстилем, а не с пластиком, так как есть информация о том, что он может быть вреден для организма маленького ребенка. Разработала лекала и принялась за работу. Куколка удалась. Месяц сидела на полочке и радовала, потом захотела еще одну, а потом и еще. Знакомые стали просить сделать и для них, так я продолжила заниматься куклами.

Вот уже полтора года как я занимаюсь куклами. Очень увлеклась и не могу остановиться, постоянно рождаются новые образы. Только времени на работу очень не хватает, ребенок (Дима, 5 лет) требует много внимания. Сын, правда, пока не проявляет интереса к маминой работе, его привлекают совсем другие игрушки. А муж хотя особо и не вмешивается в мое творчество, но ценит то, что я делаю.

Как бизнес я эту деятельность пока не рассматриваю, для меня пока создание кукол – это творчество. Отчасти именно поэтому цены на куклы такие разные, все зависят от сложности модели. Такая вот подработка, пока дома с ребенком сижу, плюс – это средство поднятия самооценки, ведь если кукол берут, значит, все-таки нравятся. Что будет дальше – не загадываю. Знаю только, что мои куклы в основном используются для украшения интерьера, часто заказываются портретные, но и для детей их тоже берут».

Кукольная мастерская Оксаны Суровой

Оксана Сурова (Тула): «Я – мама трех девочек (Елены, 25 лет, Анастасии, 15 лет и Ульяны, 5 лет), две из них родные, а старшая – осиротевшая родственница, которую мы с мужем приняли.

У старших девчонок отношение к куклам было довольно своеобразное: если кукла достаточно красива, пусть стоит себе на полке и украшает интерьер. Если нет – зачем она, собственно, нужна? Разумеется, с таким подходом у нас скоро образовалась неплохая коллекция фарфоровых кукол. Зато младшая чуть ли не с самого рождения испытывала к куклам – любым – явный интерес, и главное – потребность в игре и постоянном контакте. И тут-то я поняла, что, оказывается куклы из обычного магазина игрушек маленьким детям совсем не подходят! Когда малышка, еще нетвердо стоящая на ногах, топает по дому в обнимку со своей любимицей и спотыкается, при падении пластиковые конечности куклы могут причинить боль. Во время игры синтетические волосы нещадно лезут в рот, а броско раскрашенное лицо заставляет родителей задуматься о качестве красителей. Кроме того, моя маленькая дочка – выраженный кинестетик, и все, что привлекало ее внимание своим ярким видом, но оказывалось «неживым» на ощупь, обижало ее до глубины души!

Я поняла, что нужно срочно что-то делать. С раннего детства я увлекалась рукоделием, освоила множество его разновидностей, включая ковроделие и кружевоплетение, и за много лет у меня скопилось огромное количество книг и журналов с выкройками, идеями и описаниями. Из всех найденных мной вариантов текстильной куклы я остановила свой выбор на самой сложной в исполнении, зато совсем «как настоящей», из старого немецкого журнала.

Все, что было нужно для ее изготовления, нашлось дома, и через три дня моя дочка стала обладательницей рыжеволосой Ляли, сшитой из детской пижамки нежно-персикового цвета и набитой чистой овечьей шерстью. Дочурка не расставалась с куклой ни на минуту! Дочурка получила идеальную куклу, а я – массу позитива от процесса ее создания.

Через какое-то время я услышала от приехавших в гости родственников, что наша кукла – вальдорфская. Мне стало любопытно, и я полезла за информацией в интернет. Узнала, что одно из названий такой куклы – педагогическая, так как она отвечает всем требованиям к деткой игрушке. Увидела разнообразие способов пошива самой куклы и крепления волос, при том, что технология традиционна и требования к пропорциям неизменны.

Я влюбилась в этих кукол! И видела, как они неизменно завоевывают любовь окружающих. Я стала покупать специальные материалы для их шитья, быстро убедившись в несостоятельности попыток найти им замену. Сам процесс изготовления доставлял и доставляет мне огромное удовольствие, а гениальная в своей простоте технология – огромный простор для творчества.

Правда, несмотря на то, что я придерживаюсь основных канонов вальдорфской куклы – в пропорциях, материалах, плотности набивки и прочем – они у меня получаются более декоративные и нарядные, чем им положено быть по правилам вальдорфской педагогики. Я до мелочей продумываю образ, уделяю внимание даже таким мелким деталям, как резиночки для волос, носочки, туфельки. Часто в качестве отделки использую собственноручно сплетенные кружева. Мне всегда казалось, что идеальная кукла должна быть теплой, душевной и обязательно очень красивой! В конце концов, играя, девочка не только примеряет на себя социальные роли, у нее развивается вкус.

Чаще всего наряд для куклы состоит из нескольких вещей – компаньонов, которые можно комбинировать между собой в различных сочетаниях. Вся кукольная одежда шьется из высококачественных тканей (100% хлопок) производства США или Японии, которые обладают чудесными свойствами: не линяют, не дают усадки, хорошо держат форму, обладают малой сминаемостью. Рисунки и цветовая гамма очень гармоничны. Я настоящая фанатка хороших тканей! Когда вижу новую интересную «тряпочку», сразу в голове складывается образ будущей куклы, характер.
Мои покупатели, на мой взгляд, родители со схожими с моими взглядами на воспитание. Задумывающиеся о том, что окружает их детей, насколько это безопасно, эстетично. Это родители, желающие, чтобы игрушка отвечала индивидуальности именно их ребенка и стала той самой «игрушкой детства». Хотя зачастую моих кукол покупают взрослые серьезные люди для себя или в подарок таким же взрослым и серьезным людям. Причем именно тех, которые задумывались как «кукла – мечта девочки».

И однажды я задала вопрос: «Что же я делаю не так, если чем больше стараюсь сделать идеальную детскую куклу, тем быстрее она находит себе взрослую хозяйку?» Мне ответили, что взрослым тоже очень хочется чуть-чуть детства.

Я абсолютно согласна с тем, что вещи ручной работы больше, чем просто вещи. Я не очень люблю разговоры о том, что каждый мастер вкладывает в работу душу, и в сшитую вручную вещь «души больше влазит». Получается, продавая свои работы, я продаю душу? Жуть какая. Я предпочитаю вкладывать свою любовь к делу, которым занимаюсь, свой опыт, свое мастерство. Учитывать пожелания заказчика, когда шью на заказ. И – да, я никогда не сажусь за работу в плохом настроении, хотя бы просто потому, что все будет валиться из рук и ничего хорошего не выйдет.

По этой причине, чтобы оставаться «на нужной волне», стараюсь избегать негатива, вот телевизор много лет уже не смотрю. Да и некогда мне, с таким-то семейством и кучей увлечений. Я лучше в парке погуляю, книжку хорошую почитаю, любимый фильм с диска без рекламы.

Цены на моих кукол в среднем от 3 000 руб. за небольшую куклу со статичной прической и одним комплектом одежды, до 6-7 000 руб. за красавиц с роскошными волосами, которые можно укладывать в любые прически и даже расчесывать деревянным гребешком с редкими зубьями, и богатым разнообразным гардеробом. Дополнительные комплекты одежды стоят около 1 000 руб., лоскутные комплекты для кукольных кроваток – от 650 руб. до 2 000 руб. в зависимости от размера, сложности лоскутного узора и использованной отделки.

Я с удовольствием работаю с заказами, это всегда очень интересно! Исключение – период с мая по сентябрь, который провожу с детьми за городом и заказы в это время не принимаю. Лето по праву принадлежит детям.

Доходы от продажи моих кукол, безусловно, имеют для меня важное значение. С рождением младшей дочери мне пришлось определяться с жизненными приоритетами, и я окончательно сделала выбор в пользу семьи. В общепринятом смысле я не работаю, то есть не хожу в офис или на завод, не получаю зарплату в строго назначенный день. Хотя, на самом деле, работаю я очень много, ведь я сама себе и поставщик, и секретарь, и менеджер, и курьер, и много-много кто еще. И рабочий день у меня ненормированный. Я самостоятельно планирую свое время, что, на самом деле, требует серьезной самодисциплины. Несмотря на то, что доходы мои неустойчивы – то густо, то пусто – для меня важно, что они есть. Сам факт некоторой финансовой независимости придает уверенности в себе. Я могу реализовывать какие-то свои творческие потребности, которые требуют серьезных финансовых вложений – обучение, закупка новых материалов, поездки на выставки и прочее, все это проходит без ущерба для семейного бюджета. Могу побаловать себя и дочек, спланировать какие-то серьезные покупки сама».

41.jpg

Инна Север: «Я — увлеченный человек».

— Занимаюсь куклами уже около десяти лет. Когда родилась дочка, возникло желание сшить какую-то необычную игрушку для нее. Затем я познакомилась с людьми, которые занимались куклами, и втянулась в это дело. Авторская кукла — не совсем игрушка. В основном собирают коллекционеры. Есть масса направлений, каждое из которых подразумевает свои правила создания кукол: материалы, техники. Естественно, мастера выбирают то, что близко им. У одних людей есть интерес производить штучные вещи, а у других людей — их приобретать. Существует определенная мода на кукол. Одна моя знакомая собирает текстильных единорогов. Я делала для нее это сказочное существо из натуральных тканей
с эффектом состаренности. Затем она попросила представить всю ее семью в виде единорогов. Такие фантазии.


НУЖНО РАЗВИВАТЬСЯ.

— Я — увлеченный человек. Если раньше я только шила, то теперь это мне уже не интересно. Я умею вышивать, но мне хочется освоить разные техники. Их миллион. Кружева, например, можно связать крючком, можно сплести фриволите. В последнее время я увлеклась и папье-маше — очень доступный материал с практически безграничными возможностями. Из него можно сделать любую форму, простую или сложную, а еще — сымитировать разные фактуры. Я нахожу людей, которые владеют той или иной техникой,
они дают мне мастер-классы. Если есть желание творить, то нужно развиваться. Иначе какой смысл что-либо делать? Важно не пытаться повторить других авторов, потому что это — неблагодарное дело. Каждый кукольник имеет свои источники вдохновения. У меня очень многое идет от материала. Когда я прихожу в магазин тканей, то сразу понимаю, что и как сделать. Беру какой-нибудь небольшой кусочек, в голове появляется образ, и затем я шью куклу.


ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ.

— Все люди — разные, и у каждого из нас — свои потребности. Кто-то любит роскошь, и ему важно, чтобы кукла была создана из парчи, бархата и вышита золотыми нитями. Кто-то, наоборот, предпочитает более провинциальный стиль. В моих куклах нет вычурности и блеска. У меня есть постоянные покупатели. Приятно, что люди возвращаются. Моих кукол дарят, например, на годовщину свадьбы или другие важные торжества. Я отношу авторскую куклу к категории подарков для людей, у которых уже есть все. Это штучная вещь, которая делается исключительно для тебя и в твой памятный день. В этом и заключается главная ее ценность. Например, звонит мне известный дизайнер и говорит: «Меня пригласили на крестины. Я что, "Барби" подарю? Мне важно принести нечто оригинальное!». С материалами для создания кукол сегодня нет никаких проблем. Все зависит от сумм, которые вы готовы на них потратить. Есть масса интернет-магазинов, которые занимаются только товарами для кукольников. В Ростове открывались специализированные точки, но они долго не продержались. Может, потому что в городе нет человека или группы людей, которые бы пропагандировали это ремесло.

дина гусарова




МОЖЕТ, ПОПРОБОВАТЬ?

Раньше я работала в банке, и мне все время хотелось привнести в нашу офисную жизнь какие-то яркие моменты. Сильного размаха для творчества, естественно, не было, но желание творить во мне жило всегда. Я делала для друзей и близких hand-made открытки и шила небольшие сувениры. Но все это не выходило за рамки простого увлечения. Шить кукол я начала в июле прошлого года. Появилось больше свободного времени, когда я вышла в декрет. Однажды искала в интернете подарок для своей крестницы. Хотелось найти что-то интересное и необычное. Так я наткнулась на работы очень известного мастера, создающего интерьерных кукол, которых называют «Снежка». И я просто потеряла покой! Кукла была непосильно дорогой для меня, и тогда я подумала: «Может быть, попробовать сшить самой?» Начала искать информацию, покупать специальные наборы и ткани, смотрела видео-
уроки. В общем, понеслось.


«КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Современные люди начинают понимать, что вещи, созданные вручную, гораздо оригинальнее и красивее, нежели банальные сувениры из магазина. Кукол в основном берут девушки и женщины. У меня уже даже появились постоянные покупательницы, у которых в коллекции есть несколько моих работ. Кто-то приобретает кукол для себя, а кто-то — в качестве подарка. Иногда я делаю кукол на заказ. Прежде чем приступить к работе, я всегда оговариваю с клиентом детали. Мне важно знать, для чего кукла будет предназначаться — для игры или украшения интерьера. И, если она, например, — подарок для малышки, то я не буду делать глаза-бусины, а прорисую их. Для взрослых девочек чаще всего выбирают тематических кукол. Мне нравится создавать каких-либо сказочных или волшебных персонажей. Как-то я шила «Красную Шапочку». Очень долго думала, как мне собрать ее образ. Несколько раз меняла цвет волос, подбирала цвета ткани и аксессуары. Особенность «Красной Шапочки» была в том, что ее одежду можно снимать. Кукла была очень продуманной и получилась весьма милой.


ОСТАНОВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО.

Я очень дотошно отношусь к созданию кукол. Если кружево или ленточка чуть-чуть не того цвета, то я обязательно найду подходящий. В этом смысле меня совершенно не интересует цена материала. Часто я переодеваю и переобуваю своих кукол. Могу перепробовать бесконечное количество образов, одев на куклу сапожки, кеды, шапочку или шарфик, пока не найду вариант, который мне понравится. Случается, сижу всю ночь и раскладываю ткани, подбираю их по цветовой гамме, дошиваю и довязываю детали. Понимаю, надо бы пойти спать, но меня настолько все это захватывает, что остановиться просто невозможно! Бывает, мне кажется, что я нашла подходящие друг к другу оттенки, а утром, при дневном свете, подборка уже не кажется мне такой идеальной. И все начинается заново.


ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО.

Я шью по вдохновению. Не знаю, откуда оно приходит. Мысли для образов появляются неожиданно. Иногда вижу что-то интересное в интернете, иногда встречаю на улице какую-нибудь необычно одетую девочку, а иногда идеи приходят во сне. Еще меня очень радуют и воодушевляют отзывы новых владельцев моих малышек. Я не стремлюсь к тому, чтобы сделать много-много кукол. По крайней мере, заработок на данном этапе — это не есть цель. Сейчас я нахожусь в самом начале своего творческого пути. Если говорить о планах на будущее, то я думаю сделать куклу немного другого формата — хочу сшить ее по другой выкройке. Сегодня существует невероятно много вариантов интерьерных кукол. Мне не хочется повторять кого-то. Поэтому я стремлюсь придумать собственную оригинальную идею.

21.jpg

Инна Ягуза: «Сделать можно все».


ДЕЛО СЛУЧАЯ.

— Заниматься авторскими куклами я начала еще в 2008 году. О существовании места, где можно научиться делать куклы, я даже не знала. Зашла случайно, чтобы согреться, перед встречей с клиентом. Посмотрела на кукол, и мне они очень понравились. Я записалась на курсы. Правда, была абсолютно уверена в том, что никогда не смогу создать нечто подобное. Мне просто захотелось попробовать и чуть-чуть приблизиться к искусству авторской куклы.


БОЛЬШИЕ ЗАМАШКИ.

— Я делаю интерьерных кукол. Их не потискаешь. С ними не поиграешь. Мои работы можно поставить или повесить в каком-нибудь магазинчике, галерее или любом другом пространстве. Мое основное место работы — доцент кафедры дизайна ААИ ЮФУ. Думаю, что архитектурное образование сильно повлияло на мое творчество. Оно дало толчок к совершенно другому мышлению. В последнее время я стала уделять больше внимания композиции. В работах появились конструктивные элементы, создающие эффект движения. У меня большие замашки. Даже самая первая моя кукла не была простой — это художник, прислонившийся к фонарю, который представлял собой работающий светильник. Я уже не боюсь крупных объектов. Ушел страх того, что у меня не получится что-то сделать. Присутствует только некий творческий мандраж. Сделать можно все. Просто нужно подумать, как именно. У меня есть кукла «Мясная лавка». На прилавке у хозяина этой лавки стоят старинные весы с двумя медными чашами. Все спрашивали, где я их взяла. Объяснение, что сделала весы сама, вызывало недоумение. Они, на самом деле, собраны из чопиков, кнопочек, шнурков, картона…Всегда хочется, чтобы композиция была не банальной. Сначала я полностью ее обдумываю, а затем приступаю к реализации. Присутствует легкий фанатизм. Если я вижу, что какой-нибудь кусок ткани, элемент или деталь необходимы для работы, то не посмотрю на цену. Ведь этот предмет может стать толчком к новой идее.


САМОГОННЫЙ АППАРАТ.

— Мне не очень нравится делать кукол на заказ. К ним сложнее приступить, потому что есть ощущение некоторых ограничений. Но все решаемо. Если ты работаешь с самоотдачей, то просто не сможешь сделать что-либо плохо. Был такой заказ: выполнить портретную куклу. Мне поставили единственное условие — изобразить химика. То, какой будет композиция, решала сама. В результате я познакомилась со стекольщиком, который делал какие-то мелкие штучки для мединститута. Он и выполнил для композиции миниатюрную грелку, змеевик, колбочку. Фактически мы создали самогонный аппарат, с которого можно было нацедить рюмочку. Остальные элементы: доска с формулой водки, висящий халатик и так далее — дополнили образ. Все мои куклы проданы. Ни с одной из них не было жалко расставаться. Мне приятно, что они где-то живут и кого-то радуют. Даже мама мне говорит: «Ты можешь не спать ночами, а потом даже не посмотреть в сторону куклы». Честно говоря, мне становится настолько спокойно. Появляется ощущение: закончила — отпустила.


В ЧЕМ ПРЕЛЕСТЬ?

— В Ростове много кукольников, но об этом мало кто знает. В Москве, например, проходит много конкурсов, у нас — только «Кукла Дона». Наверное, сказывается специфика торгового города. На всех выставках и ярмарках у людей возникает вопрос: «Почему кукла столько стоит?» Очевидно же, что это не штампованная игрушка, выпущенная огромным тиражом на заводе. Дело даже не в себестоимости материалов, а в творческом вкладе. Каждая кукла — индивидуальна и наделена характером. В этом же и прелесть — ты приобретаешь вещь, которая есть только у тебя.

светлана чумаченко


Светлана Чумаченко: «Мною движет порыв — воплотиться в кукле».


КАК УЙТИ ОТ ДЕПРЕССИИ.

— Когда я стала заниматься куклами, мало людей увлекались этим искусством. Мы даже не могли предположить, что ручная работа будет настолько цениться. Раньше, наоборот, казалось, что если вещь сделана на фабрике, — это круто. Но время показало, что авторская ручная работа гораздо интереснее заводской продукции. Я начала интересоваться творчеством, чтобы уйти от депрессии. Благо, был интернет, в котором можно найти абсолютно любую информацию. Рукоделием я занималась всегда. В середине нулевых «заболела» мишками «Тедди». Сначала вязала их из пряжи, а затем стала шить медвежат из плюша и вискозы. Потом в моей жизни появились и куклы. Первых кукол я делала из пластика, но в скором времени перешла на фарфор. Я отказалась от пластика, потому что неизвестно, как он себя поведет спустя некоторое время. Фарфор же и через сто лет останется фарфором. Изделия из этого материала — вложение денег. Они никогда не упадут в цене. Фарфор — непростой материал. У меня есть собственная специальная печь, в которой я обжигаю заготовки. Процесс создания фарфоровых кукол сложен еще и тем, что подразумевает высокий процент брака. Я делаю, к примеру, двух кукол, а может получиться одна или вообще ни одной.


КАК НАРКОТИК.

— Намеренно я не отслеживаю судьбу своих кукол. Знаю, что некоторые из них есть и за границей: в Финляндии, Болгарии, Англии. Когда ты делаешь куклу, то проживаешь с ней часть жизни. Бывает, что заканчиваешь работу и ходишь несколько дней опустошенным. Ощущение, что разгрузил вагон с цементом. Так происходит у всех творческих людей, когда они все отдают своей работе. А люди, которые покупают кукол, разные. Одни их лелеют, любят и очень бережно к ним относятся. Другие — быстро остывают. Иногда попадаются фотографии, на которых куклы в небрежном виде. Неприятно на это смотреть. Бывает и наоборот. Мне присылают красивые фотографии, говорят «спасибо» и пишут теплые слова. Тогда я чувствую, что кукла попала в хорошие руки. Чем я заполняю образовавшуюся пустоту? Это как наркотик. Ты выплеснул все свои идеи, отдохнул, и мысль снова начинает работать. Случается и такое, что неделями ничего не приходит в голову. Такое происходит, когда куклы сделаны, но не продаются. Очень важно, когда работы покупают. Это значит, что люди оценили твой труд. В Ростове люди не готовы отдавать большие деньги за куклу. Если человеку понравилась какая-то моя работа, то какая ему, по сути, разница, сколько времени и сил я на нее потратила? Я же не буду ему рассказывать о том, как я не спала ночами и сидела в фарфоровой пыли. Люди хотят купить подешевле. Это нормальная реакция человека. Может, с одной стороны, это и правильно. Это же не колбаса.


ГЛАВНОЕ — ТЕРПЕНИЕ.

— Вообще, авторская кукла — очень большой труд. Люди, которые переменчивы в своих желаниях, скорее всего не будут этим заниматься. Иногда я веду занятия, и за четыре года через меня прошло море людей. Человек приходит, говорит о том, что он мечтал делать кукол, а потом, спустя три-четыре занятия, сдувается. Чтобы создавать кукол, нужно иметь огромное желание, которое идет откуда-то из души. Когда чего-то очень сильно хочешь, то идешь к цели, несмотря на преграды и сложности. Ты добиваешься своего, и все. Такая же история и с авторской куклой: либо желание есть, либо его нет. Часто этим ремеслом занимаются люди, которые вообще не имеют к искусству никакого отношения, как я, например. У меня нет художественного образования. Мною движет порыв — воплотиться в кукле. Может быть, поэтому и говорят, что куклы похожи на мастеров, которые их создали. Но можно найти и более банальное объяснение. Мы каждый день умываемся, мажем лицо кремом, смотрим на себя в зеркало. Руки и глаза запоминают рельеф лица и внешность. Мне часто говорят, что мои куклы похожи на меня в детстве. Я с этим не совсем согласна. Не похожи. Хотя, может, и есть в них что-то неуловимое и от меня.

51.jpg

Юля Филин: «Куклы похожи на своих создателей».


ВОЛШЕБНО-УДИВИТЕЛЬНОЕ.

— Вся моя семья — это инженеры, физики или математики. Бывает, дети идут по стопам родителей, я же предпочитала сочинять истории, в которых жили придуманные мной персонажи, а технические науки меня не привлекали. Мне всегда хотелось создавать что-то волшебно-удивительное. Но жить нужно в реальном мире — я стала сначала бухгалтером, потом практическим психологом. Но удовлетворения от своей деятельности я не получала. Однажды, увидев объявление в витрине кукольной галереи, я без раздумий записалась на курсы авторской куклы. Как выяснилось впоследствии, это оказалось именно то, о чем я мечтала в детстве. И вот уже десять лет существует мастер Юля Филин, который создает кукол. Кукольник — профессия, которая требует знания многих ремесел. Куклу надо сначала нарисовать, потом слепить (или вырезать, или сделать отливку). Потом — роспись, волосы, одежда, обувь, аксессуары. На каждом этапе мастер использует различные технологии, которые уже существуют или изобретены им самим. Сложностей с образами у меня нет. Пока делаешь одну куклу, в голову приходит столько идей, что не знаешь, куда их девать. Вообще любой художественный образ — это отражение внутреннего мира художника. Поэтому часто куклы похожи на своих создателей. Кукольник — это подвижник. Для того, чтобы делать кукол, многие известные мастера оставили работу со стабильным заработком. Просто если уж заболел куклами, никуда от этого не деться.

— Куклы изготавливаются из различных материалов — фарфор, дерево, специальные кукольные пластики. Выбор материала зависит от задумки автора. Чаще кукла воплощает придуманный образ, но иногда мастерам заказывают портретных кукол. Не все мастера принимают такие заказы, потому что портрет — это ограничение, мастеру необходимо подстроиться под пожелание заказчика и в точности воссоздать облик прототипа. Например, «Папа-еж» — портретная кукла. Понятно, что в данном случае речь не идет о полном сходстве. Это персонаж, который имеет характерные черты конкретного человека, — таково было желание заказчика. Но можно сделать и реалистичный портрет. Куклы бывают статичными или подвижными, игровыми или художественными, выполненными в единственном экземпляре или тиражными, разными по размеру — от совсем крохотных до больших, почти в человеческий рост. Самые востребованные — от 20 до 60 см.


СКОЛЬКО СТОИТ КУКЛА.

— Сейчас авторская кукла — на пике популярности. Коллекционеры покупают кукол не только для украшения своего жилища или как подарок, но и считают это выгодной инвестицией. Ценность авторской куклы, как любого вида искусства, с течением времени превосходит ее цену. Такие зарубежные аукционы, как американский Withington Auction и отчасти британский Vectis, проводят торги, на которых выставляются куклы. В России их приобретают на выставках, в галереях или у самих авторов — на сайтах или других виртуальных площадках. Цена кукол может быть разной. Конечно, она зависит от используемых материалов, на цену влияет тираж. Важно также имя, известность мастера. Хорошую куклу можно купить как за пятнадцать-двадцать тысяч рублей, так и за несколько тысяч долларов. И, безусловно, кукла должна вам нравиться, приносить положительные эмоции. К сожалению, Ростов — не очень кукольный город. У меня нет местных покупателей, но надеюсь, что ситуация изменится. Я рада всем любителям кукол, где бы они ни жили. Есть выставки, интернет, есть индивидуальные заказы постоянных покупателей. Я делаю кукол для людей. И хочу, чтобы они их радовали.

Елена Николаевна Егорова

21 марта весь мир отмечает Международный день кукольника .

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
• художественных способностей,
• творческие способности,
• богатого воображения,
• хороших зрения и глазомера,
• наблюдательности,
• склонности к работе руками,
• оригинальности и находчивости,
• чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс : Яуза : ЭКСМО, 2006. - 633, [1] с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками : [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, [2010]. - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова ; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум ; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы : энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, [2] с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы : [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, [3] с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек : [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис ; РИПОЛ классик, 2012. - 190, [1] с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум ; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин ; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово : АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир : дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир : дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева ; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

• Кто в куклы не играл - счастья не видал
• С куклами возиться - бытию учиться
• Первый ребёнок - последняя кукла
• В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её .

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене.

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я. !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые .

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогический проект во второй младшей группе Профессии наших пап .Знакомство с профессией повар кондитер.

Проект для младшего дошкольного возраста. Содержит конспект НОД "Профессия -повар".


Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры.


Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа). (конспект)
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей).

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Слайд 2. Актуальность. Дошкольное обра.


Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» .

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».Задачи: 1.


Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада.

А вы помните, какие игрушки у вас были в детстве? Конечно, такого разнообразия, как сейчас, раньше не приходилось наблюдать. Время было не то! Но в любом случае у каждой девочки была хотя бы одна любимая кукла, которую она расчесывала, купала, кормила и шила ей наряды. А наши бабушки даже шили себе тех самых кукол из разного тряпья, и они были по-своему прекрасны, потому что сделаны с душой и любовью. В то время никто и не задумывался, что на изготовлении своих кукол можно зарабатывать.

Анастасия Ковина из г. Киров увлекается рукоделием с детства, любовь к этому ремеслу ей привила её бабушка. А сегодня Анастасия уже счастливая мама двоих детей, но до сих пор продолжает заниматься творчеством. Редакции журнала Reconomica девушка рассказала о своей мастерской, где она создает интерьерных кукол, а также проводит мастер-классы для всех желающих.

Рукоделием я занимаюсь с детства

Меня зовут Ковина Анастасия. Мне 27 лет. Хочу рассказать вам о том, как я пришла к занятию любимым делом.

В детстве я была очень активным ребенком, любила проводить время целыми днями с ребятами во дворе, играя в подвижные игры. Я не могла сидеть на месте, и мне всегда хотелось куда-то бежать. Разбитые коленки были моими постоянными спутниками. А об усидчивости можно было только мечтать.

Как-то зимой, когда моя бабушка в очередной раз вязала носки для нас с сестрой, меня заинтересовало вязание. И очень захотелось попробовать самой. Так бабушка начала учить меня вязать. Это получилось не сразу, конечно: непослушные петли никак не хотели получаться. Даже было желание бросить. Но я научилась! Самой первой моей работой были красные носочки для любимой куклы. Именно с этого момента у меня проснулся интерес к рукоделию.

Взрослея, мне хотелось узнавать и делать все больше и больше. Я изучала разные техники: лепка из глины, шитье одежды для кукол, макраме, ткачество, лозоплетение, вязание, вышивание. Ух! Чего я только не пробовала.

Но я не стала менее активной, поэтому свою энергию выплёскивала на спортивных секциях. Я искала то, что больше всего будет мне по душе, попутно вырабатывая усидчивость и старательность.


Не совру, если скажу, что у меня всегда получалось ладить с детьми: с детьми подруг, с племянницей, потом родилась дочка. Меня спокойно можно было оставить с ребёнком один на один.

И вот сейчас любовь к детям и моё швейное хобби объединились в одно большое красивое творческое дело — курсы для детей и взрослых по созданию кукол. Я даже начала изучать психологию, чтобы работа в тандеме с ребёнком была более эффективна и продуктивна.

Как я пришла в мир кукол

Особенно чутко свою тягу к рукоделию я ощутила с рождением дочери. У меня появилось жгучее желание как-то выразить свой творческий потенциал, выплеснуть эмоции счастья и радости от материнства через творчество. Так начали рождаться мои куколки. Одна за одной. А мое швейное образование пришлось очень кстати. До выхода в декрет я работала в сфере продаж.

Я могу утверждать это с уверенностью, потому что обучила этому уже ни одного ребенка. Работать с детьми даже интереснее, чем со взрослыми. Дети учат нас новому взгляду на многие вещи.

При создании своих первых кукол я и не думала, что буду зарабатывать на этом. Я создавала их для своей дочки и для племяшек, а потом это как-то плавно перешло к их продажам. Мир кукол затянул меня. Сейчас мне хочется изучать, пробовать разные техники изготовления кукол.

Я очень хорошо помню свою первую куколку. На её изготовление у меня ушло почти две недели! Она была у меня достаточно крупненькой, тридцать с чем-то сантиметров. Глазки я не рисовала, а пришила бусины. Сейчас она живет дома у племянницы, где её очень любят.


Работать с детьми даже интереснее, чем со взрослыми. Дети учат нас новому взгляду на многие вещи.

Я создаю текстильных кукол

Куколок я делаю на подарки своим близким, на продажу, иногда для благотворительности. И, конечно, принимаю индивидуальные заказы.

Для создания тела куколки я использую различные виды трикотажа, хлопок и дублерин. Для одежды использую разнообразные материалы — от хлопка до кожи и меха. Материалы приобретаю в разных интернет-магазинах, магазинах города. Из оборудования я использую швейную машину.

Стартовый набор для изготовления 1 куклы:

  1. отрез трикотажа телесного цвета;
  2. отрез хлопка телесного цвета;
  3. отрез материала для наряда;
  4. синтепон;
  5. акриловая краска по ткани;
  6. кукольные трессы или шерсть для валяния;
  7. кусок замши, кожи, картон, суперклей для обуви (или готовая обувь);
  8. аксессуары на Ваше усмотрение;
  9. флористическая проволока 1-2 мм (если хотите сделать ручки гнущимися);
  10. иголки, нитки, ножницы, карандаш;
  11. швейная машина;


Мое рабочее место.

Как рождаются образы для новых кукол

Весь процесс создания куколки лежит на мне: создание выкройки, пошив деталей куколки, набивка, вязания, изготовление некоторой обуви и аксессуаров.

Я никогда не рисую эскизы на бумаге. Когда я изготавливаю на заказ, выслушав предпочтение заказчика, образ рождается у меня в голове, и в процессе я его дорабатываю. Иногда я могу увидеть какой-то красивый материал или аксессуар и уже под него придумать образ. Образов может быть очень много в голове, достаточно посмотреть на людей вокруг себя.

Свою первую куклу я решила сшить, увидев куколку в интернете. Иногда образы рождаются сами по себе — просто приходят в голову, и я их воплощаю. Иногда просматриваю работы других мастеров и вдохновляюсь их творчеством.

Дома сейчас у меня находится 10 куколок в наличии, которые готовы к продаже. И 5 кукол — это коллекция моей дочки. Я люблю каждую свою куклу, не могу выделить одну. Ко всем своим малышкам я отношусь как к детям.


Иногда образы рождаются сами по себе — просто приходят в голову, и я их воплощаю.

Как проходят мастер-классы по созданию кукол

Я провожу индивидуальные и групповые мастер-классы, а также веду различные курсы по куколкам. На групповой мастер-класс набираю не более 6 учеников. Провожу при личных встречах. Частота проведения определяется количеством желающих. Длительность мастер-класса по простой куколке ростом 26 см примерно 4 часа.

Основные этапы при создании куклы:

  1. Показ кукол, ознакомление с процессом создания куклы, работа с выкройками;
  2. Набивка и сборка тела;
  3. Собрать тело куклы;
  4. Пошив наряда;
  5. Рисуем глазки;
  6. Оформление прически.


Работа в самом разгаре.

Сколько можно заработать, играя в куклы

Я делаю разных кукол по размеру и по технологии, и их стоимость, соответственно, разная. Стоимость куколки зависит от размера и от образа.

Работать я начала в декрете с первым ребёнком. Сейчас у меня продолжается декретный отпуск, но уже со вторым. Поэтому куколок я шью 2-4 часа в день в совершенно разное время суток, а мастер-классы провожу по выходным. Первый заработок появился через 2 месяца после начала создания кукол. Первыми моими клиентами были знакомые, потом знакомые знакомых.

Если работать полноценно 6-8 часов, вкладываться в таргетированную рекламу и другое платное продвижение, то можно зарабатывать до 50 тыс. рублей.

Я же пока продвигаю своих кукол только бесплатным способом. Средняя стоимость одного заказа 2 200 руб. Количество заказов каждый месяц может быть абсолютно разным.

Влияние кризиса на продажи

Свою деятельность я начала в 2016 году как раз в момент кризиса. Возможно, я бы его ощутила, если начала раньше. А так я считаю, что спрос на ручную работу всегда на высоком уровне, так как людям хочется покупать качественные вещи. И многие понимают, что лучше один раз заплатить за товар высокого качества, чем несколько раз за низкопробный.


Мои куколки уже разлетелись по многим городам России.

Методы продвижения моих изделий

Также можно участвовать в тематических выставках. В наше время различные выставки очень популярны. В крупных выставках я не участвовала, только на местном уровне.

Чаще всего моих кукол заказывают на подарки детям или взрослым, у которых, как говорится, все есть, и хочется удивить подарком. Спрос на них повышается перед Новым Годом и 8 Марта. Мои куколки уже разлетелись по многим городам России. А ещё две отправились в Индию, одна в Италию.


Я обучаю рукоделию даже взрослых.

О конкуренции

Ключ к успеху в нас самих

Всё, что мы излучаем посредством своих мыслей во Вселенную, возвращается к нам, словно бумеранг. То есть если Вы постоянно думаете о бедности, маловероятно, что Вы привлечете в свою жизнь богатство. Важен настрой. Этот подход я применяю к каждой сфере моей жизни.

Я люблю творчество во всех его проявлениях, а особенно работать руками. Люблю вязать и плести из лозы. Правда, сейчас это получается делать не так часто, как хотелось бы. Но для меня это отдых для души и тела.

В планах покорить мир (как максимум), а если быть точнее, открыть свою творческую студию и вести рукодельные курсы разной направленности и разного уровня сложности для детей всех возрастов (как минимум).


Советы рукодельницам

Чтобы создавать изделия своими руками необходимо обладать рядом личных качеств: аккуратность, трудолюбие, усидчивость и любовь к людям.

Для тех, кто хочет на этом зарабатывать, сначала нужно:

  • приобрести швейную машину, если её нет;
  • обучиться швейному мастерству;
  • закупить материал для первых кукол;
  • сделать 5-7 куколок и выйти на живую ярмарку.

Это важно не в плане продаж, а в плане общения со своими потенциальными покупателями — познакомиться с ними, узнать, что им нужно. И замечательно, конечно, будет получить первый заработок от продаж.

При отправке своей посылки обязательно ее фотографируйте. Бывают такие неприятные случаи, когда оператор ошибается (со мной такое было, кстати), и посылка будет добираться до Вашего заказчика длительное время, уйдя по неверному индексу. И всегда сохраняйте чек до прибытия посылки!

Обратная связь

Если вас заинтересовало мое творчество, вы всегда можете найти меня в социальных сетях:

  1. Моя группа Вконтакте:https://vk.com/kyklikirov
  2. Мой Инстаграм:http://www.instagram.com/kovina.anastasiia

Буду рада сотрудничеству. Готова провести выездной мастер-класс для коллектива на Вашем мероприятии. Также возможен массовый заказ кукол — от 4 куколок действует скидка 10 %


Исторически кукольник соединял в себе все умения: актер, художник, технолог, сам себе режиссер, нередко автор текста и проч. Эта традиция продолжается сегодня в большинстве европейских школ: нет разделения профессий, кукольник сам придумывает и создает свой театр. Потому современный западный театр кукол – это часто театр солиста или небольшой коллектив из 2-3 человек, который с легкостью путешествует по свету, обживает камерные пространства, исследует новые технологии или, наоборот, концентрируется на однажды найденном «фирменном» стиле.

Санкт-Петербург негласно считается «кукольной столицей» России: здесь с 1959 года кукольники имеют возможность получить профессиональное образование (сегодня – факультет театра кукол РГИСИ). И хотя в других российских театральных вузах давно существуют отделения театра кукол, монополия на обучение режиссеров до недавнего времени была за ФТК. Разделение профессий в театре кукол, специализация – исторически закрепленная специфика отечественной школы, внедренная в советское время. При наличии специальных дисциплин система вписана в общий учебный план. Учитывая то, что в XX веке в России было создано более ста государственных репертуарных театров кукол, «узкая специализация» по-прежнему остается востребованной на рынке труда.

В отличие от отечественных махин репертуарных театров, которые зачастую сложно вывезти куда-либо, западные кукольники мобильны, их основная публика – фестивальная, их образ жизни – передвижение в пространстве. Зато в российских реалиях существует репертуарный план, административная часть и государственная зарплата. И в той и в другой системе есть нюансы, вариации и исключения. Нередко «универсальность» граничит с поверхностностью профессиональных навыков, а «узкая специализация» становится синонимом консерватизма, отсутствия творческого поиска.

В 2010 году в Санкт-Петербурге проходил масштабный международный фестиваль школ кукольников, который показал их невероятное разнообразие. При всей несхожести методик и подходов к обучению, неравных возможностях материального уровня школ, их открытости/закрытости по отношению к миру, давлении традиций или их полнейшем отсутствии – поле профессиональных проблем было обозначено отчетливо, и все вопросы актуальны до сих пор. Как обучать кукольников? Нужно ли знание традиционных систем или только новые формы? «Традиция» – профессиональная база или принадлежность истории? Что понимать под традицией? Необходимо ли разделение профессий, или более востребован будет универсальный мастер?

Сегодня в России все чаще предпринимаются попытки преодолеть государственную монополию: в Петербурге на базе частного театра «Karlsson Haus» второй год проводится Летняя лаборатория фигуративного театра (ЛЛФТ) для профессионалов, при Большом театре кукол (совместно с РГИСИ) набран режиссерский курс, организована БТК-ЛАБ, в Москве ГИТИС впервые набирает кукольников – экспериментальный курс режиссеров и художников.

Три мастера – действующие практики и педагоги, представители разных традиций и профессий, которых объединяет желание выйти за рамки предлагаемых обстоятельств и реформировать процесс обучения, отвечают на вопросы о профессиональном образовании кукольников и делятся собственным опытом:

Руслан Кудашов – главный режиссер Большого театра кукол, мастер режиссерского курса. Его предыдущий актерский выпуск практически целиком влился в труппу БТК, что способствовало кардинальному пересмотру репертуарной политики театра. За десять лет его руководства БТК вышел на международный уровень и буквально стал центром «кукольной» реформации.

Виктор Антонов – один из самых востребованных художников театра кукол, технолог, знаток традиционных кукольных систем, с этого года – мастер курса в ГИТИСе (совместно с режиссером Борисом Константиновым). Создатель уникальной авторской программы «Цирк на нитях» – представления трюковых марионеток, объехавшего весь мир.

Анна Иванова-Брашинская – режиссер, театровед, исследователь, арт-директор БТК-феста и ЛЛФТ. В прошлом декан ФТК, была одним из инициаторов создания отделения театра кукол в Академии искусств города Турку (2001), фактически подарив финским кукольникам профессиональную школу. Читает лекции и проводит мастер-классы в различных театральных школах Европы.


РУСЛАН КУДАШОВ

О традициях. Есть «пыльная» традиция, которая никому не нужна и только убивает интерес ученика, а есть первооснова. Если докопаться до истоков традиции, это даст энергию. Традиционные перчаточные куклы: театр Петрушки обязателен на всех «кукольных» курсах театрального института и большинству студентов не очень интересен. Но если найти вход в народную, грубую, брутальную стихию, то можно увидеть основы театрального мироздания. Так во всем, если пробиваться к глубинному пониманию явления. Думаю, традиции важны и нужны: современное искусство играет всем, постоянно заигрывается. Если не иметь какого-то базиса, можно быстро запутаться в этой игре с самим собой и «искусством».

Разница между актером и режиссером. Актеры больше живут эмоцией, режиссеры – головой. Но мы пытаемся развивать у студентов авторство, которое совмещает актерское мастерство и режиссуру.

Как и чему учить. Понятия не имею. Могу сказать, что сам учусь у них аккумулировать и не врать. Видимо, они тоже пытаются этому научиться. Не закрывать глаза на то, что волнует. Не врать, проговаривать, учиться… И на самом деле, учиться играть. Так или иначе, игра – это природа театра, неважно, режиссер ты или актер, ты должен уметь играть, как ребенок, с абсолютной погруженностью.


ВИКТОР АНТОНОВ

Традиционные системы: Россия и Запад. Это сугубо наш подход, я не знаю такой всеобъемлющей школы как у нас. Мы изучаем не только как было у нас. Мы изучаем все известные в мире формы театра кукол, все техники. Пытаемся охватить как можно больше! Одним словом – образование!

В других странах в основном кукольники занимаются только своим традиционным театром. Эти куклы делаются, как и двести лет назад. Смотришь и понимаешь, что они вообще не пытаются выйти из традиции. Есть мастер, к которому приходят ученики, чтобы перенять навыки и формы, редко кто осваивает что-то новое. Они работают в этом достаточно узком пространстве, которое дал учитель. Потом передают знания другому – так оно и идёт. То есть, нет больших школ, есть преемственность.

Другая тенденция – работать в современной технике и держаться подальше от традиционного театра кукол, развивать современные формы, способы существования, новые материалы. Не знаю, изучают ли эти кукольники традиционные формы, но думаю, что многим из них это вообще не интересно. Как раз им наша школа пока сильно проигрывает! Так как другая сторона нашего прекрасного образования или побочный эффект знания – шаблонность мышления, предсказуемость, боязнь эксперимента. А они живут той секундой, которую ты сейчас видишь, их нельзя просчитать!

Экспериментальный набор. Еще не знаю, куда все это пойдет, но мы не хотим жесткого деления, как было в наше время: художник должен заниматься своим делом, режиссер своим. Если художник, к примеру, захочет что-то сделать как актер, мы будем это только приветствовать! Будет пытаться мыслить как режиссер – прекрасно! Нет задачи сделать из него режиссера, скорее соавтора, способного говорить на том же языке! Так же и режиссер: если захочет делать что-то своими руками, доказывать свою правоту, свое видение – пожалуйста. Да, возможно это будет не так умело как у художника, но достаточно, чтобы выразить себя! Подчас простой шарик на пальце бывает интереснее, чем хорошо, правильно сделанная кукла. Надо свободнее подходить к этой проблеме. Не ограничивать, а видеть способности и помогать, развивать.


АННА ИВАНОВА-БРАШИНСКАЯ

Разница профессиональных менталитетов. Отличие понимания профессии в России заключается в том, что каждому в команде отводится определенная роль. Это связано с историей нашего государства, с развитием кукольного театра в ХХ веке и, следовательно, со спецификой образования. Каждый человек, как та самая тень, должен знать свое место. И это прекрасно: у нас появляются специалисты узкого профиля, но глубоко знающие свое дело.

Для западного профессионального менталитета абсолютно естественно, когда автор спектакля становится автором всего. Совершенно неважно, насколько хороша будет кукла, главное, чтобы с учетом понимания ее специфики была четко оформлена мысль.

Когда я преподавала в России, колоссальным полем реализации для меня было чтение лекций. В разное время меня интересовали разные аспекты профессии, главным образом, теоретические (они в театре кукол гораздо важнее исторических), которые я и обсуждала со студентами. Мне, например, казалось менее важным требование знаний, в каком именно году в Лондоне впервые появились Панч и Джуди, чем размышления на тему, почему они вообще существуют.

«Система» и Лаборатория. Система образования всегда подчинена какому-то правилу. Она же ставит четкие рамки. Строгость русских учебных планов я оценила, столкнувшись с отсутствием в Европе системного образования. В Финляндии, где нет давних и четких традиций кукольного театра, и, соответственно, традиций обучения, я оказалась в соблазнительной пустыне: мы с коллегой вдвоем были вынуждены преподавать все. И мы устроили пятнадцатилетнюю лабораторию, где учились вместе со студентами – через задания, которые придумывали все вместе, теоретические семинары, просмотры и обсуждения видеоматериалов, поездки на фестивали. Поскольку у нас не было утвержденного свыше учебного плана – мы изобрели «проектное образование», каждый год определяя для себя, что именно будем коллективно исследовать. Мы искали, изобретали и сочиняли свой кукольный театр и одновременно свою систему обучения. Когда в стране нет театра, который учебное заведение призвано обслуживать, школа не обязана ориентироваться на что-то конкретное, а, наоборот, должна вдохновить студентов на разные авторские высказывания.

Наверное, не везде образование может себе позволить быть чисто экспериментальным. Когда выпускник российской школы приходит в репертуарный театр, он должен знать, как оживить, к примеру, тростевую куклу. С другой стороны, овладев в школе навыками управления разными куклами, мало кто из выпускников может объяснить, зачем вообще на сцене нужна кукла.

В некоторых европейских школах педагоги-кукольники ведут только короткие мастер-классы, а на их фоне постоянно преподаются базовые актерские дисциплины, вовсе не связанные с кукольной технологией. Их ведут люди из смежных областей (движение, голос, тай чи и цигун, современный танец, цирковые жанры), которые обучают студентов общей сценической культуре, на которую в учебных планах выделяется больше времени, чем на обучение предметному кукловождению. Любую куклу при этом выпускники европейских школ водят не хуже наших.

ЛЛФТ. Идея этой Лаборатории возникла в связи с тем, что хорошо и глубоко образованные актеры часто не имеют возможности попробовать что-то совершенно новое или отличное от того, что им предлагает театр или режиссер. Конечно, актер – самая зависимая профессия, причем в театре кукол зависимая не только от режиссера, но и от художника, и от понимания директором того, что же такое театр кукол.

Педагогами на Лабораторию приглашаются люди, придумавшие свой театр, который позже развился в целое направление. (Например, Аньес Лимбос – одна из тех, кто стоит у истоков предметного театра в Европе). Все приглашенные мастера владеют авторскими педагогическими методиками. Многим актерам это помогает определить пространство творчества, в котором они могут себе позволить быть авторами своих взаимоотношений с куклой или другим метафизическим партнером. Лаборатория – это, конечно, не стратегия выживания и не аптечка первой помощи, но обозначение некой территории свободы.

Говорить о российском театре кукол как таковом – сложно и неправильно. Его делают отдельные художники, многие из которых не считают частью своей профессии исследование языка театра кукол. Для меня самыми интересными и ценными коллегами являются те, кто изобретают и исследуют куклу, потому что самое главное, мне кажется, понять, на каком языке мы говорим.


Проект создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства

Читайте также: