Аким должность в казахстане что это

Опубликовано: 03.10.2024

Голос народа

Развитие любого региона напрямую зависит от того, кто им руководит. Акимы – это не просто назначенцы сверху, а люди, которые служат народу на местах, знают о его чаяниях и решают его проблемы. В рамках проекта «Голос народа» NUR.KZ запускает серию публикаций о главах казахстанских областей и городов республиканского значения с обзором интересных фактов и наблюдений. Сегодня в центре внимания – акимы южных регионов Казахстана.

Южный Казахстан – самый густонаселенный край страны, в котором проживают 9,1 млн человек. В его состав входят Алматинская, Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области, а также крупнейшие города Казахстана – Алматы и Шымкент.

О последних мы расскажем в отдельном материале. Пока же рассмотрим руководителей областей, общей чертой которых можно обозначить наличие большого управленческого опыта и тяжеловесность. Однако почерк правления на местах у каждого свой.

Нурлан Смагулов рассказал о целях федерации велоспорта на 2021 год

Аким Алматинской области – Амандык Баталов

Амандык Баталов был назначен на пост акима Алматинской области в 2014 году, он считается долгожителем на посту главы региона.

Его сильные стороны – огромный опыт в хозяйственной деятельности и приличный аппаратный вес. И главный показатель этого – положительная динамика развития в ключевых секторах экономики Алматинской области. Так, только за прошлый год в регионе отмечается рост на 2,3% объемов промышленного производства, на столько же - валовой продукции сельского хозяйства, на 4% - инвестиций в основной капитал. А недавно аким анонсировал создание в Алматинской области своего Голливуда на берегу Капчагайского водохранилища.

Амандык Баталов – из тех акимов, кто прислушивается к населению. Так, к примеру, после жалоб одной из жительниц Талдыкоргана на бездействие местного заместителя акима, тот попросил его уволиться с пометкой «Мне не нужен демагог». Правда, позже выяснилось, что чиновник отделался легким испугом и продолжал работать в администрации – за него заступились многодетные матери.

В Мойынкумском районе уровень преступности снизился на 20 процентов

Аким Туркестанской области – Умирзак Шукеев

Умирзак Шукеев возглавляет Туркестанскую область стоит с февраля 2019 года. При нем в июне того же года произошел взрыв боеприпасов в Арыси. В течение нескольких месяцев в городе была проведена масштабная работа. «Такого еще не было в истории, чтобы за столь короткое время перестроили целый город», - отмечал тогда Шукеев.

Из достижений: в регионе за 2020 год отмечается устойчивый рост в сфере АПК, область занимает первое место в республике по реализации госпрограммы «Экономика простых вещей», в рамках которой количество одобренных проектов увеличилось в два раза. В самом Туркестане в 2,5 раза выросло строительство жилья, и в 3,8 раза – инвестиции в основной капитал.

Голос народа 2021: оцени работу представителей власти в онлайн-голосовании

Заметной инициатовой Шукеева стало создание в Туркестанской области нового района – Сауран, который расположится на территории 12 сельских округов города Кентау.

Отметим, что Туркестанская область сегодня переживает строительный бум, сюда стекается огромный поток бюджетных средств. Однако в регионе отмечаются проблемы в их эффективном исполнении. Сам Шукеев называл неудовлетворительной работу подчиненных из-за качества освоения бюджета.

Заметным для дотационного региона оказался и скандал вокруг строительства нового аэропорта «Хазрет Султан» в Туркестане. Как оказалось, строителям задолжали 100 млн тенге. Недовольства со стороны жителей вызвал и тот факт, что объект презентованный Елбасы по телевизору, на самом деле был открыт куда позже. Ну и вдобавок международный аэропорт, стоимостью 69 млрд тенге, практически пустует. Несколько авиаперевозчиков отменили полеты туда в связи с низким пассажиропотоком.

К 2025 году туристский поток Жетысу достигнет 3,5 млн человек

Аким Жамбылской области - Бердибек Сапарбаев

Бердибек Сапарбаев - абсолютный рекордсмен страны по акимству (Жамбылская область – пятая по счету, которую он возглавляет). За годы своей службы Сапарбаев сумел создать крепкий имидж «кризис-менеджера» и хозяйственника.

Его отличительная черта в том, что он моментально становится главным ньюсмейкером, где бы не правил. Славится острым словом и нагоняями в адрес подчиненных, которыми часто пестрят заголовки СМИ.

Сегодня, в должности акима Жамбылской области, его силы направлены на восстановление пострадавших в результате беспорядков поселка Масанчи, борьбу с мздоимством и развитие экономики региона.

В 2020 году рост экономики Жамбылской области составил 102,2 %, инвестиции в основной капитал достигли 344,1 млрд тенге. К тому же, Сапарбаеву удалось стабилизировать ситуацию в Кордайском районе. Напомним, что он был назначен акимом региона как раз после массовых беспорядков в селах района, и на него была возложена функция по урегулированию конфликта и обеспечение безопасности.

Почему растут цены на жилье в Казахстане, объяснили в Агентстве по защите конкуренции

Сегодня на личном контроле Сапарбаева ситуация семьи из Жанатаса, которая потеряла при пожаре пятерых детей.

Одно из главных качеств акима – открытость. Так, например, он никогда не избегает «неудобных» вопросов журналистов. В том числе когда дело касается его родственных связей, слухов о владении заводов по производству бордюров, или командных перемещениях.

Аким Кызылординской области – Гульшара Абдыкаликова

Гульшара Абдыкаликова навсегда вписала свое имя в историю современного Казахстана, хотя бы потому, что является первой женщиной-акимом. К слову, она – уроженка Кызылординской области, которую сегодня возглавляет. Абдыкаликову назначили на должность 28 марта 2020 года, и уже в первый день работы акимом посетила инфекционную больницу в Кызылорде, поручила увеличить количество мест в больницах и усилить работу по профилактике коронавируса.

Токаев: Попытки криминальных кругов воспользоваться ситуацией в стране необходимо жестко подавлять

Меньше, чем за год ее руководства, несмотря на пандемию, в регионе отмечаются хорошие показатели по объему привлекаемых инвестиций (за 2020 год привлечено 292 миллиарда тенге, что на 27% больше запланированного) и поддержке МСБ. Так, в частности, 54 тыс. субъектам предпринимательств предоставлены налоговые льготы, многих из них освободили от уплаты взносов в систему ОСМС, арендных платежей, бизнесменам также предоставлены отсрочка и реструктуризация банковских займов.

Тем не менее, акиму не удалось избежать участи быть замеченной в скандале. Так, в соцсетях было распространено видео с возмущениями жительницы одного из районных центров по поводу перекрытия дорог из-за визита Абдыкаликовой. Однако сама аким заявила, что такого поручения не давала.

"Ситуация катастрофическая": депутаты взялись за экологическую обстановку Алматы

Напомним, что оценить работу акимов, министров, госдеятелей страны, глав национальных компаний можно в онлайн-голосовании «Голос народа 2021». Проект также дает возможность поделиться одним кликом мнением об экологическом состоянии казахстанских городов, их инфраструктурном и культурном развитии. Голосуйте, дайте представителям власти обратную связь!

Как и зачем в Казахстане будут выбирать сельских акимов?

В апреле в Мажилис поступил разработанный Министерством национальной экономики законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», который регулирует прямые выборы сельских акимов.

До этого с 2013 года сельские акимы избирались маслихатами районов, то есть выборы были непрямые. А теперь их будет выбирать население и это очень важно. Дело в том, что в Казахстане только на один пост в исполнительной власти госслужащий выбирался прямым голосованием народа – это пост президента. Все остальные госслужащие или просто назначались, или назначались с согласия от представительной власти. Теперь же сельские акимы станут второй такой категорией. А надо понимать, что прямые выборы придают большую легитимность и такие госслужащие будут чувствовать себя политически более уверенно, чем другие чиновники – их назначили, а этих выбрали.

Кто может участвовать в выборах?

Общие требования к кандидатам в акимы достаточно простые:

· послевузовское или высшее образование;

· быть старше 25 лет;

· наличие следующих компетенций: стрессоустойчивость, инициативность, ответственность, ориентация на потребителя услуг и его информирование, добропорядочность, сотрудничество и взаимодействие, управление деятельностью, принятие решений, лидерство, стратегическое мышление, управление изменениями.

Но главное в требованиях – это стаж работы. Ниже представлены позиции, одной из которых надо соответствовать.

Как это будет работать?

Акимов будут выбирать на 4 года, ограничение в продолжительности пребывания в должности – 2 срока, то есть 8 лет. Выборы будут постепенными, всех сразу 2 345 акимов не переизберут:

· 2021 год второе полугодие – 836 акимов, бюджет 4,8 миллиарда тенге

· 2022 год – 351 аким, бюджет 3,1 миллиарда тенге

· 2023 год – 499 акимов, бюджет 4 миллиарда тенге

· 2024 год – 585 акимов, бюджет 4,6 миллиарда тенге

· 2025 год первое полугодие – 74 акима, бюджет 1,1 миллиарда тенге

Всего выборы займут около 40 дней и будут в себя включать в себя этапы:

Предусмотрено 2 основных и 1 дополнительный способы выдвижения кандидатов:

· От политический партий (надо быть членом партии)

· Самовыдвиженцем – надо собрать список с подписями 1% избирателей округа

· Если на выборах зарегистрировался всего 1 кандидат, то аким района может рекомендовать 1 кандидата на выборы

Кандидаты сдают помимо биографических данных, протоколов выдвижения от политической партии или списка с подписями, еще и декларацию о доходах и имуществе (вместе с супругом/супругой).

Схема достаточно простая, но даже в ней есть определенные риски.

Основные риски выборов сельских акимов

В ходе выборов и после могут быть такие риски:

1. Первый и главный риск тут состоит в том, что избираемые акимы – это в подавляющем большинстве акимы именно сельских округов, а не сел, поселков и городов районного значения. А в округе обычно 2-3 села, которые могут сильно различаться по численности населения. И вот тут выбор одного села может быть неприемлем для других сел.

2. Для городов и гигантских сел (с численностью больше 10 000 человек), у которых серьезный бюджет, риском будет то, что борьба кандидатов-элитариев может перейти из избирательной плоскости в некоторые другие, а там уже возможно все – от публикаций компромата до перестрелок и массовых беспорядков.

3. Для малых и не очень благополучных сел будет проблемой найти реальных кандидатов – может оказаться, что требованиям будет соответствовать только действующий аким. Конечно, аким района может привлечь еще кандидата, но это будет не конкуренция.

4. Общим риском будет отсев самовыдвиженцев по особенностям биографии или за недействительные подписи. Такое ограничение конкуренции может привести к сильным протестам, особенно если самовыдвиженцы популярны.

5. Всегда будет определенная напряженность при смене акима района – сельские акимы, которые избирались при другом человеке, могут быть неудобными для нового акима. В случае, если он еще и неместный, проблемы будут усугубляться.

6. Часть партий, у которых нет районных филиалов или там нет подходящих кандидатов, не смогут участвовать в выборах. Также будут проблемы, если их кандидатов не зарегистрируют, снимут по итогам спецпроверки или результаты выборов будут ими оспариваться. Это вызовет внутренние проблемы партий.

7. Попытки убрать избранных акимов через вотум недоверия, высказанный районным маслихатом и инициированный местным сообществам, могут вызвать существенные политические скандалы.

Но так как обновление состава сельских акимов будет идти несколько лет, то при грамотном политическом руководстве кампаниями большинство рисков будет отработано и нейтрализовано.

Основные преимущества выборов сельских акимов

Надо понимать, что в принципе, выборы сельских акимов – это продолжение процесса развития местного государственного управления. Ранее в 2018 году был создан 4-й уровень бюджета и акимы сельских округов получили наконец в свое распоряжение бюджетные средства, правда, очень небольшие. То есть в селах все больше самостоятельности в принятии решений и это хорошо для села.

С выборами активизируется важный процесс – постепенное формирование многопартийности в исполнительной власти. Сейчас практически госаппарат состоит из беспартийных и из нуротановцев, но теперь понемногу будут добавляться и члены других партий. Возможно, они еще и будут расти по карьерной лестнице, плюс они приобретут необходимый опыт для выборов уже районных акимов, которые запланированы на 2024 год.

Отдельно надо сказать о том, что растет значение политических партий, особенно с развитой филиальной сетью – был приток интересных и активных людей перед выборами в маслихаты, видимо, такой же, но поменьше, будет и перед выборами акимов. Причем это будут очень лояльные члены партии – ведь и депутатского мандата, и должности акима сельского округа можно лишиться при исключении из партии.

Кроме того, очень важной будет внутрипартийная связка – депутаты районного маслихата+акимы сельских округов, так как маслихаты принимают бюджеты сельских округов и могут оказать достаточно сильное влияние на выборах.

И о сопутствующих поправках

Отдельно надо сказать еще о двух нововведениях – снижении избирательного барьера с 7 до 5% и введение графы «против всех» в бюллетенях. Оба из них направлены на демократизацию выборах, но потенциально будут иметь в казахстанских условиях прямо противоположные результаты.

Снижение барьера прохождения в Мажилис и маслихата, означает, что в нижней палате парламента будет как минимум еще одна партия, а в маслихатах от 4 до 5, то есть вообще все смогут войти. Партии еще и будут экономить деньги – при наборе более 5% избирательные взносы не надо платить, а при 3-5% платится только 50% взносов, это позволит привлечь гораздо больше кандидатов на выборах.

Это улучшает политическое разнообразие и позиции каждой партии, потому что любой депутат – это всегда более прочная позиция на будущее, новые ресурсы и новые сторонники. А для народа это лучше тем, что повышается политическая конкуренция, а значит их права будут лучше защищаться.

Второе предлагаемое новшество выявит гигантскую проблему наших политических партий, кроме «Нур Отана». Дело в том, что голосование и на президентских выборах 2019 года, и на парламентских 2021 года было во многом протестным. Люди голосовали не за Косанова или «Ак жол»/НПК/Ауыл/ «Adal», люди голосовали против власти. А что будет, если появится графа «против всех»? Людям не нужно будет голосовать за кандидата или партию, чтобы показать свой протест власти. Все, что они отдавали другим партиям и кандидатам назло власти, уйдет в графу «против всех». Представьте ситуацию на следующих парламентских выборах – первое место за «Нур Отан» с 60%, затем идет «против всех» с 25%, а остальные 15% делятся на оставшиеся 5 партий. В итоге, проходят только 2 партии и при этом «Нур Отан» имеет подавляющее превосходство.

Что могут противопоставить этому другие партии – это усиленная работа, привлечение в свои списки ярких политиков, ну и эффективные политические технологии, причем не только во время избирательных кампаний, но и постоянно. Иначе они обречены на резкое ухудшение своего положения.

Выводы

1. Не надо ждать от предстоящих выборов каких-то кардинальных изменений – скорее всего, 95% мест акимов заберет «Нур Отан» и 90% их будут теми же самыми людьми, что и были акимами раньше. Далеко не все партии готовы к этим выборам – они же сразу после подведения итогов выборов 10 января расслабились и даже не стали подводить итоги выборов (только «Нур Отан» опубликовал отчет). Да и сами сельские регионы довольно инерционны.

2. Села становятся понемногу более самостоятельны в принятии решений как по бюджету, так и в управлении. Туда возвращается политика.

3. Партии как субъект политики становятся все более ценными – именно через них большинство политических действий и будет реализоваться. Так что им или придется срочно наращивать свои силы, улучшать структуру и привлекать новых лидеров, или это все сделают конкуренты, а им останется только прозябание.

4. Введение графы «против всех» приведет к тому, что протестный потенциал населения от партий уйдет именно туда, что может стать роковым для их перспектив. К этому необходимо готовиться и незамедлительно, потому что это планируется для всех видов выборов.

Чтобы стать сельским акимом необходимо соответствовать одной из позиций:

1) Не менее двух лет стажа работы на государственных должностях, в том числе не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса "А", или на политических государственных должностях, определенных Реестром;

2) Не менее трех лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, при наличии стажа работы не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса "А", или на политических государственных должностях, определенных Реестром;

3) Не менее двух лет стажа работы на административных государственных должностях не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса "А", или на политических государственных должностях, определенных Реестром, или в статусе депутата Парламента Республики Казахстан или депутата маслихата области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), работающего на постоянной основе, или в статусе международного служащего;

4) Не менее четырех лет стажа работы на государственных должностях, в том числе не менее двух лет на должностях правоохранительных или специальных государственных органов центрального уровня или на руководящих должностях областного, городского либо районного уровней, или на руководящих должностях не ниже тактического уровня органа военного управления Вооруженных Сил, местных органов военного управления или военных учебных заведений;

5) Не менее одного года на должностях следующей нижестоящей категории, предусмотренных штатным расписанием структурного подразделения государственного органа, или не ниже категорий А-5, B-5, C-4, C-O-4, C-R-3, D-4, D-O-3, Е-3, E-R-3, E-G-3, или на административных государственных должностях корпуса "А", или на политических государственных должностях, определенных Реестром, при условии завершения обучения по программам послевузовского образования в организациях образования при Президенте Республики Казахстан или в зарубежных высших учебных заведениях по приоритетным специальностям, утверждаемым Республиканской комиссией;

6) Не менее четырех лет стажа работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, при наличии стажа работы не менее двух лет на руководящих должностях организаций, не являющихся государственными органами;

7) Не менее шести лет стажа работы в государственных организациях, финансируемых из республиканского и местного бюджетов;

8) Наличие ученой степени;

9) Не менее пяти лет стажа работы для лиц, зачисленных в Президентский молодежный кадровый резерв.

Для кандидатов в депутаты любого уровня требования гораздо меньше, поэтому у многих партий тут будут трудности с подбором подходящих кандидатов. Кто соответствует требованиям, живут в основном в городах и вряд ли захотят поехать на 4 года в село. Да, и в самих селах не так много живет таких кандидатов.

Исполнительный орган в соответствующей административно-территориальной единице возглавляет аким. На низовом уровне коллегиальный исполнительный орган не создается, поэтому исполнительная власть здесь принадлежит самому акиму. Аким является представителем Президента и Правительства РК и обеспечивает проведение государственной политики на вверенной ему территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных исполнительных органов РК, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством РК, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории. Акимы низовых административно-территориальных единиц являются должностными лицами соответствующих районных (городских) акиматов и выступают от их имени во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, гражданами.

Аким области, города республиканского значения и столицы назначается на должность Президентом РК с согласия соответствующего маслихата. Президент также освобождает его от должности. Полномочия акима области, города республиканского значения, столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента РК.

Акимы районов, городов областного значения, районов в городе республиканского значения (столице), городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов назначаются или избираются на должность, освобождаются от должности и прекращают свои полномочия в порядке, определяемом Президентом. Указом Президента РК от 19 мая 2011 г. 86 предусмотрено назначение акимов районов, городов областного значения, районов в городе республиканского (столице), или областного значения акимами областей и городов, с согласия соответствующих маслихатов. Акимы могут быть освобождены от должности и Президентом РК.

Указом Президента РК от 24 апреля 2013 г. 555 утверждены Правила избрания на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа. Выборы акимов проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Выборщиками являются депутаты маслихатов соответствующего района (города). Кандидатами в акимы могут быть граждане РК не моложе 25 лет, обладающие активным избирательным правом, отвечающие требованиям Закона «О государственной службе», имеющие высшее образование и проживающие на территории соответствующей области. Выдвижение кандидатов в акимы осуществляется акимом района (города) на альтернативной основе (то есть не менее 2 кандидатов на должность акима) после консультаций с местным сообществом. Выборы акима проводятся на заседании выборщиков-депутатов маслихата соответствующего района (города). В случае равенства голосов выборщиков проводится повторное голосование. Повторное голосование проводится в день выборов. Акимы городов районного значения, сельского округа, поселков и сел РК, не входящих в состав сельского округа, освобождаются от должности акимами районов (городов) с согласия акимов областей.

Аким по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего акимата несет ответственность перед Президентом и Правительством, а районный аким - также перед вышестоящим акимом. Аким сельского уровня ответственен перед вышестоящим акимом, а также районным, городским (города областного значения) маслихатом. Аким:

  • - представляет интересы соответствующей территории во взаимоотношениях с государственными органами, организациями, гражданами;
  • - взаимодействует с органами местного самоуправления (аким области - через акимов районов, городов и районов в городе);
  • - в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства по вопросам всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • - ведет прием граждан и рассматривает их предложения, заявления и жалобы, принимает меры по защите прав и свобод граждан;
  • - назначает и освобождает от должности заместителей акима по согласованию с вышестоящими государственными органами, руководителя аппарата акима и руководителей его структурных подразделений; руководителей отраслевых и межотраслевых исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета;
  • - вносит представления Президенту, акиму области о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;
  • - вносит маслихату схемы управления соответствующей административно-территориальной единицей;
  • - представляет персональные составы консультативно-совещательных органов межведомственного характера на утверждение в маслихат;
  • - решает вопросы применения к руководителям исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, к нижестоящим акимам мер дисциплинарной ответственности;
  • - координирует работу нижестоящих акиматов и акимов;
  • - решает текущие задачи экономического, социально-политического и культурного развития соответствующей территории на тех уровнях управления, где акиматы не созданы.

Компетенция акиматов и акимов не носит закрытого характера. К их ведению может быть отнесено решение иных вопросов. Аким области (города республиканского значения, столицы) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.


ПЕТРОПАВЛОВСК NEWS: «Кто богаче: губернатор, секретарь обкома или аким в Казахстане?» - Зарплата акима Северо-Казахстанской области Кумара Аксакалова особой тайной не была, но, поскольку он сам её озвучил и она стала достоянием общественности, то в Сети появилось множество комментариев о том, что простые граждане получают такие деньги не за месяц, а за год. Петропавловск.news решил немного покопаться в истории и узнать, кто же на самом деле богаче: нынешний аким, первый секретарь обкома партии при Советском Союзе или генерал-губернатор при царском режиме?

АК ЖАЙЫК: «Чем запомнился Нурлан Ногаев?» - Экс-аким Атырауской области Нурлан Ногаев вчера был назначен министром энергетики РК. «АЖ» решил напомнить атыраусцам об особенностях этих трёх с половиной лет его руководства регионом (обещание на «земельном» митинге, мост в подарок Астане, гибель рыбы и т.д. – ред).

С чего начинается утро акима

С чего начинается утро акима

«Акимом Атырауской области назначен Махамбет Досмухамбетов» - Сегодня, 18 декабря, вечером премьер-министр РК Аскар Мамин представил местному активу нового акима Атырауской области – Махамбета Досмухамбетова. Премьер отметил его как хорошего организатора, выходца из нефтяной династии, который не понаслышке знает ситуацию в регионе, и пожелал ему успехов на новом посту. Новый аким Досмухамбетов сказал, что ему оказана огромная честь возглавить Атыраускую область и он отдаст все силы, чтобы оправдать возложенные на него надежды.

«Брижит Бардо увидела фото из Атырау и ужаснулась» - Суперзвезда мирового кино в прошлом и известнейшая защитница животных в настоящем Брижит Бардо опубликовала открытое письмо президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, в котором, в частности, упомянула о зверских методах умерщвления бездомных собак и кошек в Атырау.

«Сержант, ранивший женщину в аэропорту Атырау, получил от неё прощение, но в полицию уже не вернётся» - Две недели назад в столичном аэропорту инспектор службы авиационной безопасности самопроизвольным выстрелом ранил сразу трёх своих коллег. Ранение оказалось не тяжёлым, пострадавшая простила виновника. . Впоследствии суд №2 г. Атырау прекратил уголовное дело в порядке медиации по нереабилитирующим основаниям.

УРАЛЬСКАЯ НЕДЕЛЯ: «Строительство нефтеперерабатывающего завода в ЗКО остановлено. Возбуждено уголовное дело» - Задержка выплаты заработной платы рабочим, которые строили нефтеперерабатывающий завод в поселке Алгабас Теректинского района, стала поводом для уголовного расследования. Инвестиционный проект на деньги арабской компании остановлен из-за судебного разбирательства в Нур-Султане.

INAKTAY.KZ: «ТОО «МАЭК-Казатомпром» передали в государственную собственность» - Право владения и пользования государственной доли участия ТОО «МАЭК Казатомпром» передано Министерству энергетики РК. На предприятии ожидают положительный эффект от смены учредителя.

ЛАДА: «Мангистаусцам списали пеню по налогам на 132 миллиона тенге» - Более 26,9 тысячам граждан Мангистауской области, которые уплатили сумму основного долга, списали пеню на сумму 132,6 миллиона тенге. Налоговая амнистия для физических лиц, как отметили в ведомстве, стартовала в августе 2019 года.

«Спасите Карагандинскую кондитерскую фабрику!»

«Спасите Карагандинскую кондитерскую фабрику!»

ДИАПАЗОН: «Жители Актобе просят признать их потерпевшими по делу о загубленных на реках деревьях» - Уже почти год на реках Актобе расширяют берега и углубляют дно. Власти заказали такой проект после паводка 2017 года, когда в зоне подтопления оказались десятки домов. Теперь уровень воды на реках резко упал. Летом возникли проблемы с поливом. Мало того, подрядчики действуют варварскими методами: на берегах уничтожена масса деревьев, в том числе охраняемых законом, входящих в Красную книгу. После обращении актюбинцев, которые считают творимое на реках экологическим бедствием, прокуратура возбудила 7 уголовных дел.

«Город-миллионник нельзя прокормить, если сёла развалены» - «Я не раз писал в «Диапазоне» о плачевном состоянии сельского хозяйства в нашей стране. Мои опасения о будущем села подтверждаются постоянным ростом цен на основные продовольственные товары. Неудержимый рост цен на хлеб и мясо в Казахстане – нонсенс, ведь наша страна аграрная, с большим потенциалом», - пишет Улан Абдуллин, пенсионер, ветеран сельского хозяйства.

ALTAYNEWS: «Обучение врачей ВКО обойдется бюджету в 3,5 млрд тенге» - За три года новые знания получат 8700 медработников. «С 2020 по 2023 год планируется обучить медработников области по таким направлениям, как акушерство и гинекология, педиатрия, кардиохирургия и кардиология, нейрохирургия и неврология, травматология, онкология, неотложная медицина, реабилитология и ПМСП», – сказал Ильяс Мухамеджан (руководитель Управления здравоохранения ВКО).

НОВЫЙ ВЕСТНИК: «В Казахстане будут готовить космонавтов» - Первый казахстанско-российский проект «Байтерек» — это проект по использованию объектов космодрома Байконур. Здесь будут готовить специалистов в сфере космической деятельности. Сегодня около пяти вузов готовят соответствующих специалистов для космической отрасли. Но Байтерек будет готовить космонавтов именно на Байконур. Центр будет работать в 2021 году.

Казахстан-2019. Эра «комсомольцев» завершается?

«Водитель причинил ущерб дороге» - Водителя обвиняют в причинении ущерба автодороге. По рассказу Айдара, он ехал по автобану, но не заметил впереди щебень, в результате чего машина перевернулась. Тем не менее, в решении суда утверждается, якобы водитель заметил щебень и не снизил скорости, чем причинил ущерб дороге.

QZMEDIA: «14 млрд тенге направят на повышение зарплат в СКО» - Аким СКО рассказал, на что чиновники планируют потратить деньги в 2020 году. Бюджет области на будущий год составит 242 млрд тенге. Это на 80 млрд больше бюджета 2018 года. Больше половины потратят на социальную сферу.

OTYRAR: «Школы отцов заработали в образовательных учреждениях в Туркестанской области» - В средних школах Туркестанской области заработали «Школы отцов». В их состав вошли старейшины и члены различных организаций. Школы отцов будет способствовать пропаганде традиций и семейных ценностей среди детей и воспитанию подростков.

«Культур-мультур по-шымкентски» - Шымкент стал культурной столицей СНГ-2020. И что вы думаете, горожане стали меньше плеваться, кондукторы меньше кричать на остановках, а когда один шымкентец наступает на ногу другому - извиняться? Утопия, ей-богу. Громкое звание не изменило ничего. А недавно я стала свидетелем картины, которая в полной мере характеризует уровень нашей культуры.

НАША ГАЗЕТА: «Бой барабанов, селфи с акимом области, кофе-брейк – как в Костанае встретили первый лоукостер FlyArystan» - Первый рейс авиакомпании FlyArystan (подразделение компании «Эйр Астана») приземлился в Костанае сегодня, 18 декабря. Он прибыл из Нур-Султана около 11.30. Лоукостера встречали по всем законам казахского гостеприимства.


Казахстанцы встречают и используют слово «акимат» в новостных заголовках, во время разговоров на кухне и даже в мемах. Но мы нечасто задумываемся, что это за орган и зачем он нужен. Объясняем на пальцах, чем занимаются акиматы и как граждане могут повлиять на их работу.

ЧТО ТАКОЕ АКИМАТ

Чтобы понять, что такое акимат и куда он все-таки смотрит, сначала нужно разобраться, как вообще устроена государственная власть в Казахстане.

В первом разделе Конституции можно найти несколько занимательных строк. Одна из них гласит, что «единственным источником государственной власти является народ», а немного ниже написано, что в Казахстане есть три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Эти три ветви власти составляют государственный строй Казахстана. Разделение власти на три ветви не значит, что наше государство разделено на три части, которые никак не связаны между собой. Они едины, но выполняют разную работу и могут действовать только в установленных для них границах.

Акиматы относятся к исполнительной ветви власти. Это система структур, которые управляют обществом, государственным имуществом и следят за осуществлением законов.

Подробнее о разделении властей читайте в нашем материале .

КАК НАЗНАЧАЮТСЯ АКИМЫ

Свой акимат есть в каждой области, каждом городе и ауле Казахстана. Он нужен для обеспечения комфортной жизни граждан. В акимате работают аким, его заместители, отделы и служебные подразделения.

Акимов областей, столицы и городов республиканского значения (Алматы, Шымкент) назначает президент на четыре года. Акимов городов областного значения, сел, поселков и сельских округов избирают местные маслихаты, также на четыре года.

Кроме того, в каждом районе города есть собственный аким, которого назначает городской аким с согласия маслихата.

В 2018 году мажилисмены предлагали ввести прямую выборность акимов сельского уровня, чтобы их избирали местные жители, но Сенат отклонил эти поправки. Однако недавно в своем послании народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вновь затронул эту тему и заявил, что в следующем году в стране, возможно, пройдут выборы акимов сел.

Структура работы акимата иерархична: акиматы областей и городов республиканского значения напрямую обращаются в министерства, а районные акиматы находятся под контролем областных.

Кстати, заниматься развитием городов и поселков, распределять бюджет и решать проблемы могут не только акиматы и маслихаты, но и сами жители. Для этого нужно создать орган самоуправления, так называемое местное сообщество. Что это такое, как работает и зачем нужно, читайте в нашем материале .

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ АКИМАТ

Работа акимата прямо отражается на состоянии региона и качестве жизни граждан.

Основные функции акимата:

        • Принимает обращения, жалобы граждан и занимается их решением;
        • Собирает налоги, формирует местный бюджет и решает, как его использовать;
        • Выявляет малообеспеченных людей, которым нужна социальная помощь и помогает им найти работу или решает вопрос о выдаче адресной помощи, помогает одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам;
        • Благоустройство: освещение, озеленение, асфальтирование дорог, постройка детских площадок. Даже весенняя побелка деревьев входит в этот список;
        • Организует движение общественного транспорта.

        В случае чрезвычайной ситуации (весенние паводки, наводнения, землетрясения, пандемия) аким должен принять меры для обеспечения безопасности граждан.

        О БЮДЖЕТЕ И РАСХОДАХ

        У акиматов в распоряжении находятся средства местного бюджета (налоги граждан). Это значит, что акимат, основываясь на потребностях определенного аула или города решает, на что потратить деньги. Например, если на вашей улице плохая дорога или не работают фонарные столбы, то работники акимата должны взять деньги из бюджета и проложить хороший асфальт, починить столбы.

        Открытые данные о суммах и расходах бюджетных средств можно найти на официальных сайтах акиматов или на сайте «Открытые бюджеты» .

        К примеру, на содержание аппаратов акимов в 2019 году трех городов (столица, Алматы, Шымкент) было заложено более пяти миллиардов тенге. Дороже всего обошлось содержание алматинского акимата.


        За 2019 год из средств гражданского бюджета на расходы акиматов было выделено более одного миллиарда тенге.


        КАК ПОВЛИЯТЬ НА РАБОТУ АКИМАТА

        Если вы недовольны работой акимата, то есть несколько способов подать жалобу или обращение:

        1. Сайт «Вопрос акиму» ;
        2. «Электронные обращения граждан» на egov.kz;
        3. Запись на прием, вас примет лично аким или его заместитель. Например, в Алматы время приема граждан в будни с трех до шести вечера;
        4. Письменное обращение в канцелярию акимата;
        5. Через официальные страницы акимата в социальных сетях: Instagram, Facebook, VK, Twitter, Одноклассники.

        Ваше обращение обязаны рассмотреть и дать ответ в течение 15 дней. Все контакты, адреса и номера телефонов вы можете найти на официальном сайте акимата вашей области/города/района/села.

        Читайте также: