Сколько действует согласование банка россии на должность

Опубликовано: 15.05.2024

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 января 2014 г. вступает в силу Положение Банка России от 25 октября 2013 года №408-П, которым устанавливается новый порядок согласования с Банком России кандидатов на должности руководителей кредитных организаций, а также подтверждения деловой репутации членов Совета директоров и акционеров (участников), владеющих более 10% акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций.

Указанным Положением вводятся новые правила представления в Банк России документов, подтверждающих квалификацию и деловую репутацию руководителей кредитных организаций и иных лиц, указанных в ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Наиболее существенные изменения касаются порядка подтверждения деловой репутации членов Совета директоров и собственников кредитных организаций. При этом необходимость подтверждения деловой репутации распространяется, в том числе, на действующие органы управления и существующих собственников кредитных организаций, что дает возможность Банку России на законных основаниях требовать устранения от должности или участия в управлении кредитными организациями лиц, деловая репутация которых перестала соответствовать установленным законом требованиям. Ниже мы рассматриваем основные изменения.

1. Согласование кандидатов на должности руководителей

Положением утверждена новая форма анкеты, сведения в которой должны быть подтверждены справкой об отсутствии судимости, выданной МВД РФ, а также справкой об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц информации о запрашиваемом лице, выданной ФНС России.
Препятствием к признанию деловой репутации кандидата соответствующей будет являться наличие любого из обстоятельств, перечисленных в ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности, в частности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, наличия установленной судом вины кандидата в банкротстве юридического лица, неосуществление мер по предупреждению банкротства кредитной организации, наличие фактов совершения более трех раз административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг и в области предпринимательской деятельности в течение последнего года, и др.

Кандидат обязан информировать кредитную организацию и, как следствие, Банк России обо всех изменениях своих анкетных данных (включая, например, смену места жительства и даже изменения в семейном положении) в течение пяти дней после произошедших изменений, в том числе после согласования такого кандидата Банком России и в течения срока его нахождения в соответствующей должности в органе управления кредитной организации. Кредитная организация обязана хранить копию анкеты такого кандидата, заверенную им собственноручно. Оригинал анкеты должен быть направлен кредитной организацией в Банк России в течение двух дней с приложением новых справок из МВД и ФНС. Срок действия соответствующих справок составляет 30 дней.

Обращаем Ваше внимание, что на кредитные организации налагается обязанность самостоятельно выявлять факты несоответствия кандидатов требованиям законодательства, в том числе после фактического назначения на должность, информировать об этом Банк России и предпринимать меры, направленные на освобождение таких кандидатов от занимаемых должностей. Банк России в случае выявления фактов несоответствия направляет в кредитную организацию предписание о замене такого руководителя.

2. Подтверждение деловой репутации членов Совета директоров

Положением утверждена форма уведомления Банка России об избрании (освобождении) члена Совета директоров. Нововведением является необходимость приложения к такому уведомлению справки об отсутствии судимости, выданной МВД РФ, и об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц, выданной ФНС России, а также собственноручного письменного подтверждения членом Совета директоров отсутствия оснований для признания его деловой репутации несоответствующей.

Учитывая, что уведомление об избрании члена Совета директоров должно быть направлено в Банк России со всеми необходимыми документами в трехдневный срок со дня принятия кредитной организацией соответствующего решения, а официальный срок получения справки об отсутствии судимости в МВД РФ составляет 30 дней, рекомендуем запрашивать у кандидатов в члены Совета директоров соответствующие справки к дате проведения общих собраний акционеров (участников), в повестке дня которых содержится вопрос об избрании членов Совета директоров.

3. Подтверждение деловой репутации собственников кредитных организаций

  • приобретателей, владельцев акций (долей) кредитной организации,
  • лиц, устанавливающих (осуществляющих) контроль в отношении акционеров (участников) кредитной организации, а также
  • лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных лиц.

Обращаем Ваше внимание, что анкеты должны предоставляться не только владельцами (приобретателями) более 10 % акций (долей) кредитной организации, но также всеми лицами, осуществляющими (устанавливающими) контроль в отношении таких владельцев (приобретателей).
В отношении этих лиц также устанавливается требование уведомления об изменении анкетных данных, в том числе в случае смены единоличного исполнительного органа юридического лица. Уведомление осуществляется путем предоставления анкеты с приложением новых справок из МВД и ФНС.

В случае признания деловой репутации указанных лиц несоответствующей, предусмотрено направление Банком России таким лицам предписания с требованием об устранении выявленных нарушений, уменьшении участия указанных акционеров (участников) в уставном капитале кредитной организации до размера, не превышающего 10% акций (долей), либо о совершении сделки, направленной на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

Особо необходимо отметить, что аналогичный порядок применяется к группе лиц, владеющих (приобретающих) более 10% акций (долей) кредитной организации.

Порядок предоставления лицами, к которым предъявляются требования к деловой репутации, сведений о фактах, свидетельствующих об их несоответствии указанным требованиями, должны быть определены во внутренних документах кредитной организации.

В дополнение необходимо отметить, что в случае, если каким-либо из лиц, в отношении которых установлено требование о соответствии квалификации и (или) деловой репутации, является нерезидент, Положение также предусматривает предоставление справок, выданных российскими уполномоченными органами. Таким образом, для подтверждения деловой репутации нерезидента, в том числе находящегося за пределами территории Российской Федерации, необходимо предоставить в Банк России справку об отсутствии судимости, выданную МВД РФ, а также справку об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц, выданную ФНС России. При этом в МВД РФ существуют собственные требования к порядку предоставления таких справок в отношении иностранных граждан, находящихся за пределами территории РФ, по доверенности. Рекомендуем Вам заранее информировать членов органов управления кредитной организации и акционеров о необходимости и порядке подготовки необходимых документов.

Распространенность банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ стала причиной частых подделок. «Серые» банковские гарантии недействительны и поставщик, предложивший в качестве обеспечения поддельную банковскую гарантию, рискует лишиться контракта или попасть в реестр недобросовестных поставщиков и забыть об участии в тендерах на пару лет. Поэтому банковскую гарантию необходимо проверять, прежде чем предложить в качестве обеспечения заявки, контракта или договора.

Что вы узнаете

Как проверить банковскую гарантию по 44-ФЗ

Проверка банковской гарантии по 44-ФЗ проходит в 3 шага:

Если пропускаем хотя бы один шаг — рискуем остаться с недействительной гарантией. В этом случае некоторые заказчики дают возможность переоформить гарантию, другие же отказывают в участии в закупке или признают уклонистом от подписания контракта.

Реестр банковских гарантий

Первое, что нужно проверить, получив банковскую гарантию по 44-ФЗ, — наличие записи о ней в реестре банковских гарантий. Банки вносят сведения о БГ в реестр в течение 1 рабочего дня с момента выдачи. При занесении гарантии присваивается уникальный номер реестровой записи.

Заказчик запросит номер реестровой записи при составлении заявки или подписании контракта. Если БГ с указанным номером не будет в реестре, заказчик отклонит гарантию.

До 2018 года реестр банковских гарантий открыто велся в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru) и проверить наличие БГ в реестре было нетрудно. Однако сейчас реестр закрыт для поставщиков и доступен только для заказчиков и банков.

Чтобы проверить БГ и получить номер реестровой записи, поставщику нужно отправлять запрос в банк-гарант или в Федеральное казначейство.

Запрос в банк-гарант

В запросе на получение выписки из реестра БГ прописываются номер документа банковской гарантии, ИНН заказчика (бенефициара) и ИНН поставщика (принципала).

По запросу банк должен прислать выписку из реестра банковских гарантий в течение 1 рабочего дня.

В выписке должны содержаться:

  • данные о банке-гаранте: наименование, адрес, ИНН
  • данные о бенефициаре: наименование, адрес, ИНН
  • данные о принципале: наименование, адрес, ИНН
  • код закупки
  • срок действия БГ
  • сумма БГ
  • номер реестровой записи
  • дату размещения записи о БГ в реестре

Запрос в Казначейство

Банк-гарант

Банковские гарантии для участия в госзакупках по 44-ФЗ могут выдавать только банки, одобренные государством. Проверить банковскую гарантию можно по наличию банка-гаранта в перечне банков на сайте Минфина.

Если банк, выдавший гарантию, аккредитован Минфином, смотрим договор банковской гарантии. Если нет — переоформляем гарантию в банке из перечня.

Договор банковской гарантии

Договор банковской гарантии заключается на официальном бланке банка-гаранта. Реквизиты банка на сайте ЦБ и в документе БГ должны полностью совпадать.

В договоре банковской гарантии прописываются условия и сроки действия БГ. Условия и сроки регламентируются Федеральным законом № 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1005 «О банковских гарантиях. » По своему усмотрению заказчик может установить дополнительные требования в документации к закупке.

Мы сделали выжимку требований закона к условиям и срокам БГ. Проверьте по ним банковскую гарантию перед отправкой заказчику.

Условия банковской гарантии

Обязательные условия банковской гарантии по 44-ФЗ закреплены в ч. 2 ст. 45 44-ФЗ:

    условие, по которому выданная гарантия является

Помимо этого, в БГ по 44-ФЗ обязательно должен быть приведен список документов, которые бенефициар обязан предоставить гаранту вместе с требованием об оплате.

Банки могут хитрить и не указывать какое-то из условий — например, условие о безотзывности банковской гарантии. В этом случае банк может снять с себя обязательство выплачивать деньги по БГ в любой момент. Внимательные заказчики не принимают такое обеспечение заявки или контракта, а невнимательные потом разбираются в суде с поставщиком.

Срок действия банковской гарантии

Регламентируется (ст. 44 и ст. 96 44-ФЗ) и зависит от ее вида:

  • гарантии, обеспечивающие заявку, должны действовать еще минимум 2 месяца после окончания срока приема заявок;
  • гарантии, обеспечивающие исполнение контракта, должны действовать минимум на месяц дольше, чем контракт;
  • гарантии качественного исполнения обязательств должны действовать минимум на месяц дольше установленного гарантийного срока.

Банковская гарантия, действие которой меньше сроков, установленных государством, отклоняется заказчиком.

Как проверить банковскую гарантию по 223-ФЗ

Банковскую гарантию по 223-ФЗ не заносят в реестр банковских гарантий, в отличие от БГ 44-ФЗ. Поэтому проверить подлинность банковской гарантии можно только по соответствию банка-гаранта и договора гарантии Федеральному закону № 223-ФЗ и закупочной документации.

Мы расскажем, на что обратить внимание, а вы — проверьте гарантию и, прежде чем подписать, отправьте на проверку заказчику. Если заказчик одобрит БГ, ее можно будет указывать в качестве обеспечения закупки.

Банк-гарант

Государством не определены банки, которые могут выдавать тендерные гарантии по 223-ФЗ, однако некоторые заказчики сами отбирают банки для оформления банковских гарантий. Например, у РЖД есть свой перечень одобренных банков. Гарантию, выданную другим банком, не примут для обеспечения заявки или контракта.

Если в тендерной документации не прописано требование к выбору гаранта, переходим к договору банковской гарантии.

Договор банковской гарантии

Как и в случае с БГ по 44-ФЗ, банковская гарантия по 223-ФЗ выдается на официальном бланке организации. Все реквизиты на бланке и в документах организации должны совпадать.

Основные требования к банковской гарантии по 223-ФЗ прописаны в ст. 368 ГК РФ.

Условия банковской гарантии

В БГ по 223-ФЗ должны быть указаны:

  • дата выдачи банковской гарантии,
  • принципал,
  • бенефициар,
  • гарант,
  • основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией,
  • денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения,
  • обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Иногда корпоративные заказчики в качестве дополнительных требований указывают те, что установлены для БГ по 44-ФЗ.

Срок действия банковской гарантии

Заказчик по 223-ФЗ сам определяет, сколько должна действовать банковская гарантия для обеспечения его закупки. Чаще всего заказчики ориентируются на сроки, установленные для БГ по 44-ФЗ:

  • при обеспечении контракта срок должен превышать минимум на один месяц период исполнения обязательств,
  • при обеспечении заявок срок БГ должен быть минимум на два месяца длиннее периода их подачи.

Три «звоночка», что организация выдаст «серую» гарантию

Проверка проверкой, но не лишним будет изначально снизить риск получения недействительной банковской гарантии. Это сэкономит время на переоформление гарантии — критически ценное, если подходит к концу срок подписания контракта или приема заявок. Рассказываем, что должно насторожить поставщика при оформлении банковской гарантии:

Долги организации-гаранта

Не все организации, выдающие банковские гарантии, имеют стабильное финансовое положение. Оформляя гарантию без проверки финансов и репутации организации-гаранта, рискуете заключить договор с потенциальным банкротом.

Перед подачей заявления на получение банковской гарантии оцените надежность выбранного гаранта — финансовое положение, судебные дела организации, количество лет на рынке. Воспользуйтесь СБИС Все о компаниях — в системе уже собраны и проанализированы актуальные данные о любой компании из налоговой, Росстата, ЦБ, Верховного суда и других официальных источников.

Маленький список документов для получения

При оформлении гарантии гарант должен потребовать достаточное количество документов для подтверждения стабильности финансового состояния принципала. Так банк защищает себя от рисков — ведь если он выплатит сумму по гарантии, а принципал внезапно обанкротится, банку будет сложнее вернуть сумму компенсации платежа по гарантии. Ему придется взыскивать долг с банкрота, а банкротные дела могут растягиваться на несколько лет.

Обычно банки запрашивают:

  • копии паспортов учредителей,
  • справку об отсутствии задолженности в ФНС,
  • устав,
  • решение о назначении на должность директора,
  • бухгалтерскую отчетность,
  • налоговые декларации,
  • заявку со ссылкой на закупку или контракт,
  • расшифровку информации по ключевым статьям бухучета.

Если банковскую гарантию предоставили по одному-двум документам, велика вероятность, что выданная гарантия будет недействительной.

Низкая стоимость банковской гарантии

Комиссия за выдачу банковской гарантии — это заработок гаранта. Для получения этого заработка гарант идет на риски, принимая на себя обеспечение обязательств клиента. На практике поставщики чаще добросовестно исполняют контракты, но есть примеры, когда участники закупок отзывают заявки, уклоняются от исполнения контракта или исполняет обязательства некачественно. В этом случае банк оплачивает долг принципала.

Поэтому комиссия за оформление банковской гарантии не может быть очень низкой. Как правило, она составляет:

  • 5% от суммы обеспечения для гарантий на участие в торге,
  • 10% от суммы обеспечения для гарантий на исполнение контракта.

Кроме того, обязательно проверяйте реквизиты, на которые переводите комиссию за выдачу БГ. Это должны быть реквизиты банка, а не сторонней организации.

Получить подлинную банковскую гарантию поможет УЦ «Тензор» — соберет и проверит документы для получения, перепроверит правильность составления договора и оформит банковскую гарантию в аккредитованном Минфином банке за 1 день.

Частые вопросы

Что будет, если участник закупок попадет в РНП из-за недействительной БГ?

Поставщику из РНП запрещено участвовать в закупках по 44-ФЗ в течение 2-х лет. Многие заказчики по 223-ФЗ так же отклоняют заявки участников, запись о которых есть в РНП.

Можно ли изменить срок действия банковской гарантии?

Срок действия БГ можно изменить в следующих случаях:

  • увеличился срок действия контракта – БГ можно продлить, обратившись в банк,
  • условия соглашения выполняются раньше временных рамок, прописанных в договоре, – БГ можно «закрыть» заранее, обратившись в банк,
  • контракт заключается на несколько лет – в этом случае изменения сроков проговариваются с заказчиком.

Для чего еще можно использовать банковскую гарантию?

Банковскую гарантию можно использовать для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов или таможенных пошлин и заключения контрактов вне закупок.

Банк России заново прописал процедуру назначения кандидатур руководителя и главного бухгалтера банка. Принять этих сотрудников без согласия главного банка страны не получится. О том, каких кандидатов нужно подыскивать банкам и как избежать разногласий с трудовым законодательством, рассказано в нашем материале.

Надо - значит, надо

Изменения руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и их заместителей должны быть предварительно согласованы с Банком России. С этого заявления начинается гл.22 Инструкции от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", пожалуй, одного из наиболее значимых банковских документов нынешнего года. Интересно, что Трудовой кодекс такой стадии приема на работу не знает - это специфическая банковская норма.

Обязанность кредитных организаций спрашивать согласия Банка России при приеме на работу руководителей и главных бухгалтеров установлена ст.11.1 Закона РФ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Это касается случаев и учреждения новой кредитной организации, и принятия на работу новых сотрудников в уже действующий банк. Кроме того, согласовать с ЦБ РФ потребуется и кандидатуры руководителя и главбуха филиалов кредитной организации.

Посидите пока здесь

Для согласования кандидатур кредитные организации, принявшие решение о назначении новых сотрудников, направляют в территориальное подразделение Банка России пакет документов. В их числе - ходатайство о согласовании, протокол общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров, на котором кандидатуры были утверждены, два экземпляра анкеты с персональными данными соискателя и один экземпляр собственноручно написанной автобиографии. Новая форма анкеты есть в Приложении N 1 к Инструкции, автобиография же составляется в произвольной форме.

Решать вопрос о том, дать или не дать свое согласие, территориальное учреждение Банка России может в течение одного месяца. А как быть с трудовым законодательством? Ведь в этот период кандидата еще нельзя официально оформить на должность руководителя или главбуха. Но в то же время банк должен быть уверен, что согласованный кандидат приступит к работе. Чтобы разрешить эту проблему, на практике кредитные организации приглашают сотрудников на работу для замещения должности главного бухгалтера, но временно (на период согласования) предоставляют ему должность, например начальника отдела в бухгалтерии. А затем начинают процедуру согласования с территориальным учреждением Банка России.

Чтоб не пил и не курил

Какие же требования предъявляются к кандидатурам руководителя и главного бухгалтера банка? Во-первых, они не должны занимать подобные должности в других кредитных, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также иных компаниях, аффилированных по отношению к банку (ст.11.1 Закона N 395-1).

Во-вторых, кандидаты должны иметь необходимый опыт руководства отделом или подразделением кредитной организации: при наличии высшего юридического или экономического образования - не менее одного года, при наличии иного высшего образования - не менее двух. Как видим, наличие у кандидатов высшего образования подразумевается.

Кроме того, потенциальный руководитель или главбух банка должен иметь хорошую деловую репутацию. Тут будет учитываться даже основание увольнения с прошлого места работы. Например, если в течение двух предыдущих лет кандидата увольняли по инициативе администрации в связи с утратой доверия, он будет признан несоответствующим. А кандидаты в руководители будут "забракованы" и в том случае, если в течение трех предыдущих лет они были отстранены от руководства другой кредитной организацией по требованию Центрального банка.

Ну и конечно, у соискателя не должно быть судимости за экономическое преступление или совершение в течение предыдущего года административного правонарушения в области торговли и финансов.

Так что кандидат будет проверяться, что называется, по полной программе. Инструкция предписывает территориальным подразделениям Центрального банка РФ принимать во внимание имеющиеся акты проверок кредитной организации, проведенных как самим подразделением, так и аудиторскими или правоохранительными органами. А также направлять запрос в подразделение Банка России, курирующее ту кредитную организацию, в которой претендент работал раньше.

Согласие на полгода

Рассмотрев и проверив всю информацию о кандидате, Банк России дает свое заключение, которое может быть как положительным, так и отрицательным. И надо заметить, что на практике отказ в согласовании кандидатуры на должность главного бухгалтера встречается довольно часто. Как правило, он связан с тем, что соискатель должности главного бухгалтера не соответствует квалификационным требованиям, не имеет высшего образования или требуемого опыта работы руководства отделом, либо с наличием судимости за совершение преступлений в сфере экономики. А иногда Банк России не устраивает деловая репутация кандидата.

Если же ЦБ РФ дал кандидату зеленый свет, то банк в течение шести месяцев должен назначить его соответственно на должность руководителя или главного бухгалтера. Установленный шестимесячный срок - это период действия выданного согласия. Если кредитная организация его пропустит, всю процедуру нужно будет проходить заново. Кстати, о назначении кандидата территориальное учреждение Банка России тоже надо уведомить. Срок уведомления - три рабочих дня с момента назначения.

Без карточки никуда

Но и на этом необходимая процедура еще не заканчивается. Назначение главного бухгалтера кредитной организации не предоставляет ему автоматически право подписи на финансовых документах. Чтобы банк исполнял подписанные новым сотрудником документы, в расчетно-кассовом центре должна появиться карточка с образцом его подписи.

Для этого организация должна дождаться письма из территориального подразделения Банка России о возможности направления в расчетно-кассовый центр документов с образцом подписи. И эта процедура тоже отрегулирована в инструкции.

А происходит все следующим образом. Не позднее следующего дня после согласования кандидатуры подразделение Банка России направляет уведомление об этом в расчетно-кассовый центр и одновременно оповещает кредитную организацию. Получив уведомление от Центробанка, организация может направлять в расчетно-кассовый центр карточку с образцами подписи своего нового сотрудника. И только после этого назначенные на ответственные посты лица могут в полной мере приступить к выполнению своих должностных обязанностей.

О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз

(В редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 25.03.2020 г. №5422-У)

Настоящее Положение на основании части десятой, одиннадцатой статьи 11.1, пунктов 8 - 10 части первой статьи 14, абзаца двенадцатого пункта 1 и абзаца девятого пункта 5 части первой статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ) (Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 492; 1998, №31, ст. 3829; 1999, №28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, №26, ст. 2586; №33, ст. 3424; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №27, ст. 2700; №50, ст. 4855; №52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №1, ст. 18, ст. 45; №30, ст. 3117; 2006, №6, ст. 636; №19, ст. 2061; №31, ст. 3439; №52, ст. 5497; 2007, №1, ст. 9; №22, ст. 2563; №31, ст. 4011; №41, ст. 4845; №45, ст. 5425; №50, ст. 6238; 2008, №10, ст. 895; 2009, №1, ст. 23; №9, ст. 1043; №18, ст. 2153; №23, ст. 2776; №30, ст. 3739; №48, ст. 5731; №52, ст. 6428; 2010, №8, ст. 775; №27, ст. 3432; №30, ст. 4012; №31, ст. 4193; №47, ст. 6028; 2011, №7, ст. 905; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4291; №48, ст. 6730; №49, ст. 7069; №50, ст. 7351; 2012, №27, ст. 3588; №31, ст. 4333; №50, ст. 6954; №53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №19, ст. 2317, ст. 2329; №26, ст. 3207; №27, ст. 3438, ст. 3477; №30, ст. 4084; №40, ст. 5036; №49, ст. 6336; №51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, №6, ст. 563; №19, ст. 2311; №26, ст. 3379, ст. 3395; №30, ст. 4219; №40, ст. 5317, ст. 5320; №45, ст. 6144, ст. 6154; №49, ст. 6912; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 37; №17, ст. 2473; №27, ст. 3947, ст. 3950; №29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; №51, ст. 7243; 2016, №1, ст. 23; №15, ст. 2050; №26, ст. 3860; №27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, №14, ст. 2000; №18, ст. 2661, ст. 2669; №25, ст. 3596; №30, ст. 4456; №31, ст. 4754, ст. 4830) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), пункта 1 части первой, части второй статьи 60, пунктов 1 - 3 части девятой статьи 61, части первой статьи 61.1, частей третьей и четвертой статьи 75, частей первой и третьей статьи 76.7, части восьмой статьи 76.9-2 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52, ст. 5032; 2004, №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №25, ст. 2426; №30, ст. 3101; 2006, №19, ст. 2061; №25, ст. 2648; 2007, №1, ст. 9, ст. 10; №10, ст. 1151; №18, ст. 2117; 2008, №42, ст. 4696, ст. 4699; №44, ст. 4982; №52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, №1, ст. 25; №29, ст. 3629; №48, ст. 5731; 2010, №45, ст. 5756; 2011, №7, ст. 907; №27, ст. 3873; №43, ст. 5973; №48, ст. 6728; 2012, №50, ст. 6954; №53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №14, ст. 1649; №19, ст. 2329; №27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; №30, ст. 4084; №49, ст. 6336; №51, ст. 6695, ст. 6699; №52, ст. 6975; 2014, №19, ст. 2311, ст. 2317; №27, ст. 3634; №30, ст. 4219; №40, ст. 5318; №45, ст. 6154; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 4, ст. 37; №27, ст. 3958, ст. 4001; №29, ст. 4348, ст. 4357; №41, ст. 5639; №48, ст. 6699; 2016, №1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; №26, ст. 3891; №27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, №1, ст. 46; №14, ст. 1997; №18, ст. 2661, ст. 2669; №27, ст. 3950; №30, ст. 4456; №31, ст. 4830; №50, ст. 7562) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), подпункта 14 пункта 6.1, пунктов 7.1 - 7.3, 7.7, 10 и 10.1 статьи 32.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №1, ст. 4; 1999, №47, ст. 5622; 2002, №12, ст. 1093; №18, ст. 1721; 2003, №50, ст. 4855, ст. 4858; 2004, №30, ст. 3085; 2005, №10, ст. 760; №30, ст. 3101, ст. 3115; 2007, №22, ст. 2563; №46, ст. 5552; №49, ст. 6048; 2009, №44, ст. 5172; 2010, №17, ст. 1988; №31, ст. 4195; №49, ст. 6409; 2011, №30, ст. 4584; №49, ст. 7040; 2012, №53, ст. 7592; 2013, №26, ст. 3207; №30, ст. 4067; №52, ст. 6975; 2014, №23, ст. 2934; №30, ст. 4224; №45, ст. 6154; 2015, №10, ст. 1409; №27, ст. 3496, ст. 4001; №29, ст. 4357, ст. 4385; №48, ст. 6715; 2016, №1, ст. 52; №22, ст. 3094; №26, ст. 3863, ст. 3891; №27, ст. 4225, ст. 4294, ст. 4296; №31, ст. 4754, ст. 4830) (далее - Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), абзаца первого пункта 2 статьи 4.1, подпункта 14 пункта 3, пунктов 3.1, 6 и 9 статьи 6.2 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №19, ст. 2071; 2001, №7, ст. 623; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №2, ст. 166; 2004, №49, ст. 4854; 2005, №19, ст. 1755; 2006, №43, ст. 4412; 2007, №50, ст. 6247; 2008, №18, ст. 1942; №30, ст. 3616; 2009, №29, ст. 3619; №48, ст. 5731; №52, ст. 6450, ст. 6454; 2010, №17, ст. 1988; №31, ст. 4196; 2011, №29, ст. 4291; №48, ст. 6728; №49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040, ст. 7061; 2012, №31, ст. 4322; №47, ст. 6391; №50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, №19, ст. 2326; №30, ст. 4044, ст. 4084; №49, ст. 6352; №52, ст. 6975; 2014, №11, ст. 1098; №30, ст. 4219; 2015, №27, ст. 3958, ст. 4001; №29, ст. 4357; 2016, №1, ст. 41, ст. 47; №27, ст. 4225; 2017, №31, ст. 4754; ст. 4830) (далее - Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"), подпункта 14 пункта 9, пунктов 9.2, 9.3, 9.6 статьи 38, абзаца первого пункта 2 статьи 38.1 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №49, ст. 4562; 2004, №27, ст. 2711; 2006, №17, ст. 1780; 2007, №50, ст. 6247; 2008, №30, ст. 3616; 2009, №48, ст. 5731; 2010, №17, ст. 1988; №31, ст. 4193; 2011, №48, ст. 6728; №49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, №31, ст. 4334; 2013, №26, ст. 3207; №27, ст. 3477; №30, ст. 4084; №51, ст. 6695, ст. 6699; 2014, №11, ст. 1098; 2015, №27, ст. 4001; №29, ст. 4357; 2016, №1, ст. 47; №23, ст. 3301; №27, ст. 4225, ст. 4294; 2017, №18, ст. 2661; №31, ст. 4830) (далее - Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"), подпункта 14 пункта 1, пунктов 3, 4, 8 статьи 4.1-1, пункта 2 статьи 4.3 Федерального закона от 2 июля 2010 года №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №27, ст. 3435; 2011, №27, ст. 3880; №49, ст. 7040; 2013, №26, ст. 3207; №30, ст. 4084; №51, ст. 6683, ст. 6695; 2014, №26, ст. 3395; 2015, №27, ст. 4001; №29, ст. 4357; 2016, №1, ст. 27; №27, ст. 4163, ст. 4225; 2017, №18, ст. 2669; №31, ст. 4830) (далее - Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях") (далее при совместном упоминании - федеральные законы, регулирующие деятельность финансовых организаций) устанавливает:

порядок оценки Банком России соответствия:

квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания) и микрофинансовых компаний (далее при совместном упоминании - некредитные финансовые организации), кредитных организаций (далее при совместном упоминании - финансовые организации),

требованиям к деловой репутации:

лиц, приобретающих (владеющих, осуществляющих доверительное управление) более 10 процентов (процентами) акций (долей) кредитных организаций,

лиц, приобретающих (владеющих, осуществляющих доверительное управление) 10 и менее процентов (процентами) акций (долей) кредитных организаций и входящих в состав группы лиц, приобретающей (владеющей) более 10 процентов (процентами) акций (долей) кредитной организации,

лиц, приобретающих (владеющих) более 10 процентов (процентами) акций (долей) некредитных финансовых организаций,

лиц, приобретающих (владеющих) 10 и менее процентов (процентами) акций (долей) некредитных финансовых организаций и входящих в состав группы лиц, приобретающей (владеющей) более 10 процентов (процентами) акций (долей) некредитной финансовой организации,

лиц, осуществляющих (устанавливающих) контроль в отношении указанных юридических лиц,

единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц,

лиц, имеющих право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) некредитной финансовой организации, распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал некредитной финансовой организации (далее - лица, имеющие право распоряжения более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации);

порядок направления в Банк России заявления о согласовании кандидата в состав органов управления или на иную должность в некредитной финансовой организации, а также форму указанного заявления и перечень прилагаемых к нему документов и сведений;

порядок согласования Банком России или мотивированного отказа назначения (избрания) кандидата на должность в финансовой организации;

порядок направления в Банк России уведомления об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц финансовой организации, а также форму такого уведомления и перечень прилагаемых к нему документов и сведений в отношении некредитных финансовых организаций;

порядок направления лицом, являющимся членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, в Банк России информации о том, что он голосовал против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации (или, действуя добросовестно, не принимал участие в голосовании), которое могло повлечь отзыв (аннулирование) лицензии или исключение из государственного и иного реестра, ведение которого осуществляется Банком России (далее - реестр);

порядок ведения баз данных, ведение которых предусмотрено статьями 75 и 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - базы данных);

порядок направления лицами запроса о предоставлении Банком России информации о наличии (отсутствии) сведений о лице в базах данных, форму запроса и перечень прилагаемых к нему документов и сведений, а также порядок направления Банком России ответа, содержащего запрашиваемую информацию о лице, сведения о котором находятся в базах данных, или ответа об отсутствии такой информации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Требования настоящего Положения распространяются на финансовые организации и определяются на основании федеральных законов, регулирующих деятельность финансовых организаций.

1.2. Оценка соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, осуществляется Банком России в отношении следующих лиц, входящих в состав органов управления, и иных должностных лиц финансовых организаций:

единоличного исполнительного органа, его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа (за исключением микрофинансовой компании), главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера финансовой организации (за исключением микрофинансовой компании, небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), главного бухгалтера микрофинансовой компании, а также кандидатов на эти должности;

единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, а также кандидатов на эти должности;

руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, а также кандидатов на эти должности;

внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) страховой организации, а также кандидатов на эту должность;

контролера (руководителя службы внутреннего контроля) негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, а также кандидатов на эту должность;

лиц, на которых возлагаются (предполагается возложить) отдельные обязанности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации (далее при совместном упоминании - руководящее должностное лицо кредитной организации (филиала), единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации (далее - право распоряжения денежными средствами);

лиц, на которых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст. 3) возлагаются (предполагается возложить) обязанности временно отсутствующих руководящих должностных лиц кредитной организации (филиала), единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера некредитной финансовой организации, руководителя, главного бухгалтера филиала некредитной финансовой организации (далее при совместном упоминании - руководящее должностное лицо финансовой организации (филиала) или иных должностных лиц финансовой организации, указанных в абзацах пятом, шестом и десятом настоящего пункта, без освобождения от занимаемой должности на период его отсутствия (в случаях болезни, отпуска, командировки) либо путем перевода на должность руководящего должностного лица финансовой организации (филиала) или иного должностного лица на период его отсутствия (в том числе на вакантную должность) (далее - временное исполнение обязанностей);

члена совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании;

руководителя и главного бухгалтера филиала страховой организации.

1.3. Оценка соответствия требованиям к деловой репутации осуществляется Банком России также в отношении следующих лиц.

1.3.1. Лиц, входящих в состав органов управления, и иных должностных лиц финансовых организаций:

членов коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера микрофинансовой компании, руководителя или главного бухгалтера филиала микрофинансовой компании, кандидатов на эти должности;

членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, микрофинансовой компании;

заместителя единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя и главного бухгалтера филиала небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (включая временное исполнение должностных обязанностей).

1.3.2. Физических или юридических лиц - учредителей (акционеров, участников) кредитной организации и негосударственного пенсионного фонда, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и негосударственного пенсионного фонда, а также физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении указанных юридических лиц.

Для целей настоящего Положения понятие контроля определяется на основании критериев, предусмотренных Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" и Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство" (соответственно), введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 года №217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 года №40940, 1 августа 2016 года №43044, с поправками, введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2016 года №98н "О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 года №42869.

В соответствии с Законом N 251-ФЗ на Банк России возлагаются функции мегарегулятора финансового рынка: ему передаются полномочия, которыми ранее была наделена ФСФР России. Это связано с тем, что с 1 сентября 2013 г. ФСФР России упраздняется (Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации").

В связи с этим вносятся многочисленные изменения более чем в 40 федеральных законов. Однако по большей части изменения эти заключаются в замене термина "федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг" на слова "Банк России", в соответствии с которой Банку России передаются полномочия ФСФР России. В настоящем аналитическом обзоре основное внимание будет уделено новеллам, которые вносятся в Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

За исключением отдельных положений рассматриваемый Закон вступает в силу 1 сентября 2013 г. (ч. 1 ст. 50 Закона N 251-ФЗ).

1. Действие нормативных и ненормативных актов ФСФР России после передачи полномочий Банку России

Наибольшее значение в рассматриваемом Законе имеют переходные положения, призванные обеспечить бесперебойное функционирование российского финансового рынка после упразднения ФСФР России.

Так, Законом N 251-ФЗ закреплено, что передача функций и полномочий упраздняемой ФСФР России в первое время не скажется на правовой силе подзаконных актов, которые принимались Правительством РФ и российским регулятором финансовых рынков до настоящего времени. В ч. 1 ст. 49 Закона N 251-ФЗ указано, что они продолжат применяться до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России.

Сохранят свое действие и лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации, документы о присвоении статуса, выданные (осуществленные или присвоенные) ФКЦБ России, ФСФР России, Комиссией по товарной бирже, Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России, Росстрахнадзором (ч. 2 ст. 49 Закона N 251-ФЗ). При их переоформлении будут выдаваться уже документы и лицензии Банка России в установленном для этого порядке.

Информировать инвесторов об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о других значимых событиях с 1 сентября 2013 г. будет Банк России, а не ФСФР России (ст. 8 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в новой редакции).

Обязанность по ведению различных реестров, которые ранее вела ФСФР России, со дня вступления в силу Закона N 251-ФЗ возлагается на Банк России, который с 1 сентября 2013 г. будет вносить, изменять и удалять сведения из них при наличии необходимых оснований для этого (ч. 3 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Следует отметить, что с момента упразднения ФСФР России Банк России становится правопреемником в отношениях, связанных с учреждением (участием в капитале) юридических лиц или участием в организациях (включая международные и иностранные), а также в обязательствах по договорам, заключенным ФСФР России, включая международные соглашения (ч. 5 ст. 49 Закона N 251-ФЗ). Кроме того, Банк России является процессуальным правопреемником ФСФР России во всех спорах с ее участием (ч. 6 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Также предусмотрено, что все сведения, уведомления и прочие документы, которые должны направляться в ФСФР России, с момента ее упразднения должны направляться в Банк России (ч. 12 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

2. Новые полномочия Банка России

Банк России наделяется рядом новых полномочий, в соответствии с которыми он сможет играть роль регулятора российского финансового рынка, которую до настоящего времени исполняла ФСФР России.

Наиболее важные полномочия ФСФР России предусматриваются в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение о ФСФР России), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации". В приведенной ниже таблице проводится сравнение наиболее важных полномочий ФСФР России и новых полномочий Банка России, которые ему передаются в соответствии с Законом N 251-ФЗ.

Полномочия ФСФР России (в соответствии с Положением о ФСФР России)

Новые полномочия Банка России (в соответствии с новой редакцией Закона о Банке России)

Не предусматривалось Положением о ФСФР России

Может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9 Закона о Банке России в новой редакции).

Вправе обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1 Закона о Банке России в новой редакции)

Объем полномочий Банка России существенно увеличился за счет ряда функций, которые он должен будет выполнять в отношении финансовых некредитных организаций. Этот термин определен в ст. 76.1 Закона о Банке России в новой редакции, в котором указано, что к данным организациям относятся многочисленные профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также микрофинансовые организации, субъекты страхового дела и т.п.

Кроме того, Банк России наделяется контрольными и надзорными полномочиями в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В Законе N 251-ФЗ указывается, что контроль и надзор в названных сферах должен производиться в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансового рынка (п. 5.4 Положения о ФСФР России), в том числе:

- обеспечивает раскрытие информации в соответствии с российским законодательством (п. 5.24 Положения о ФСФР России);

- запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у различных органов государственного контроля и надзора; обеспечивает соответствие сведений о них в государственном реестре микрофинансовых организаций и в ЕГРЮЛ (п. п. 5.6 - 5.10 Положения о ФСФР России);

- размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.13 Положения о ФСФР России)

Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), в том числе:

- устанавливает требования к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 76.4 Закона о Банке России);

- проводит проверки их деятельности, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к таким организациям иные предусмотренные законодательством меры (ст. 76.5 Закона о Банке России);

- устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6 Закона о Банке России);

- ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России) и т.д.

Кроме того, Банк России осуществляет:

- регистрацию более широкого круга выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);

- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований российского законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);

- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции).

Кроме того, для Банка России были установлены дополнительные цели деятельности (ст. 3 Закона о Банке России в новой редакции):

- развитие российского финансового рынка;

- обеспечение стабильности российского финансового рынка.

Часть новых полномочий Банка России устанавливается другими федеральными законами. К примеру, некоторые функции Банка России в сфере страхового надзора вводятся Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробный комментарий о новеллах, предусмотренных в последнем из указанных нормативных актов, см. в Аналитическом обзоре от 23 июля 2013 года

3. Организационные изменения в Банке России

В связи с появлением у Банка России новых полномочий вносятся изменения в его внутреннюю структуру управления. Так, несколько изменяется состав и компетенция Совета директоров Банка России, в который теперь должны входить не 12 членов, а 14 (ч. 1 ст. 15 Закона о Банке России в новой редакции).

Кроме того, изменяется срок полномочий Председателя Банка России, который в соответствии с Законом N 251-ФЗ составляет пять лет, тогда как ранее он ограничивался четырьмя годами (ч. 1 ст. 14 Закона о Банке России в новой редакции).

Совет директоров Банка России с 1 сентября 2013 г. должен быть сформирован в новом составе до 1 ноября 2013 г. (ч. 15 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Также следует упомянуть, что Национальный банковский совет по причине изменения объема полномочий Банка России был переименован в Национальный финансовый совет (гл. III Закона о Банке России в новой редакции). Для членов Национального банковского совета это не повлечет никаких изменений, каждый член продолжит свою работу уже в качестве члена Национального финансового совета, если иное не будет определено органом, направившим его (ч. 11 ст. 49 Закона N 251-ФЗ).

Новые функции Банка России в части регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков будут осуществляться через действующий на постоянной основе орган - Комитет финансового надзора (ст. 76.3 Закона о Банке России в новой редакции). В него будут входить руководители всех структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение надзорных функций мегарегулятора.

Установлено, что руководитель Комитета финансового надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Конфликт интересов между различными должностными лицами Банка России должен предотвращаться путем разделения полномочий между заместителями Председателя Банка России, руководителями самостоятельных структурных подразделений. В новой редакции ст. 79 Закона о Банке России указано, что разделение полномочий должно проводиться также:

- при осуществлении денежно-кредитной политики;

- при управлении золотовалютными резервами;

- при осуществлении банковского регулирования и надзора;

- при осуществлении регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

4. Ограничение деятельности лиц, уволившихся(уволенных) из Банка России

Особые требования будут предъявляться к лицам, занимавшим определенные должности в мегарегуляторе, после их увольнения из Банка России. Закон N 251-ФЗ предусматривает, что такие граждане не вправе в течение двух лет после ухода с должности в Банке России занимать определенные должности в кредитных организациях или организациях, осуществляющих деятельность в сфере финансовых рынков, а также некоторые должности в некредитных финансовых организациях (ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Помимо этого, указанным лицам запрещается занимать должности руководителей кредитных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в сфере финансового рынка, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности (п. 1 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Более широк перечень должностей в некредитных финансовых организациях, которые запрещается занимать лицам, если отдельные функции надзора или контроля за такими организациями непосредственно входили в их служебные обязанности. Этот список должностей определяется Советом директоров Банка России (п. 2 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Законом N 251-ФЗ установлено, что указанным выше лицам все же можно будет занимать руководящие должности в организациях, контроль и надзор за которыми входил в их должностные обязанности в период их работы в Банке России, если на то будет получено согласие Совета директоров Банка России. В отношении членов Совета директоров Банка России такое согласие должен дать Национальный финансовый совет (ч. 4 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Кроме того, лицам, ранее работавшим в Банке России на определенных должностях, запрещается разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением служебных обязанностей (п. 3 ч. 3 ст. 90 Закона о Банке России в новой редакции).

Читайте также: