Профессия тепловые электрические станции что это

Опубликовано: 03.10.2024

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

По профилю «Тепловые электрические станции»: тепловые и атомные электрические станции, энергетические паровые, водогрейные котлы, реакторы и парогенераторы атомных электростанций, паровые и газовые турбины, энергоблоки, парогазовые и газотурбинные установки, тепловые насосы, вспомогательное оборудование тепловых электростанций (тепло- и массообменные аппараты, насосы, вентиляторы, компрессоры, системы топливо- и воздухоснабжения, удаления остаточных продуктов технологического процесса, трубопроводы), тепловые сети систем централизованного теплоснабжения, технологии и оборудование для проведения аварийных и плановых ремонтов энергетического оборудования.

Выпускники по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» готовятся к следующим видам профессио- нальной деятельности:

  • расчетно-проектная и проектно- конструкторская;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • производственно-технологическая;
  • монтажно-наладочная;
  • сервисно-эксплуатационная

и должны решать следующие основные профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
  • проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;
  • проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований;
  • участие в работах по освоению и доводке технологических процессов в ходе подготовки производства продукции; контроль соблюдения экологической безопасности на производстве;
  • участие в монтажных, пусконаладочных работах, предварительных испытаниях, опытной эксплуатации и приемке (сдаче) в эксплуатацию энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования в целом, а также изделий, узлов, систем и деталей в отдельности;
  • обслуживание технологического оборудования;
  • участие в проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организации профилактических осмотров и текущего ремонта.

Подготовку по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» осуществляет кафедра «Теплоэнергетика», образованная в 1971 г. За весь период кафедрой выпущено около 6 тысяч инженеров. В своем составе кафедра имеет высоко- квалифицированный преподава- тельский состав. За кафедрой закреплены следующие лабораторные аудитории: «Основы теории горения»; «Водоподготовка», «Тепломассообмен»; «Техническая термодинамика»; «Теплотехника», «Подготовка топлива к сжиганию», учебный павильон «Турбина», в которых установлено 65 лабораторных установок для проведения учебных и исследовательских работ. Все аудитории кафедры оснащены мультимедийным оборудованием.

Ряд лабораторных работ проводится на производственной базе ПАО «Иркутскэнерго». В подавляющем числе дисциплин образовательной программы предус- мотрены лабораторные занятия, которые проводятся в специализированных предметных лабораториях, оснащенных современным оборудованием. При изучении специальных дисциплин используются промышленные базы данных реальных объектов; подав- ляющее большинство лабораторных установок и стендов разработаны и изготовлены в промышленных условиях; ряд лабораторий оснащено оборудованием, используемым на энергетических предприятиях.

Кафедра «Теплоэнергетика» имеет свой укомплектованный компьютерный класс.

Выпускники кафедры полностью соответствуют требованиям Профессиональных стандартов, востребованы и успешно работают во многих энергетических компаниях и на промышленных предприятиях Восточно-Сибирского региона. Это ведущие специалисты предприятий теплоэнергетической и теплотехнической отраслей: ПАО «Иркутскэнерго», ОАО «Облкоммунэнерго», ЗАО «Байкалэнерго», Иркутского филиала ОАО "Сибирский ЭНТЦ" и других.

Профиль «Тепловые электрические станции» одна из самых надежных в жизни профессий. Вас ждет плодотворная работа в этой отрасли, остающейся базовой как для кризисной, так и развивающейся экономики. Наши выпускники работают на тепловых электростанциях, в проектных и научно-исследовательских институтах, управлениях энергетики и на всех промышленных предприятиях г. Иркутска, Крайнего Севера и Дальнего Воcтока.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Фото: sibgenco.online

Фото: sibgenco.online

На каждой электростанции, в том числе и в Хакасии, работает несколько сотен человек, которые ремонтируют, обслуживают, контролируют все оборудование. Мы расскажем о самых распространенных профессиях на ТЭЦ и о том, какой диплом дает гарантию устройства на работу.

Чаще всего на станциях требуются специалисты по эксплуатации оборудования, потому что больше 80% всего персонала ТЭЦ следят за работоспособностью комплекса агрегатов, которые в результате производят горячую воду, пар и электричество.

Самые распространенные профессии на ТЭЦ

  • Машинисты топливоподачи. Эти люди отвечают за устройства, которые задействованы в первом этапе производства тепла — подаче топлива и его транспортировке в котельный цех, производят обходы оборудования и уборку оборудования от угольной пыли.
  • Машинисты-обходчики. Это люди, которые даже по небольшой вибрации или еле слышному шуму могут определить неисправность оборудования и найти причину. От внимательности машинистов-обходчиков зависит работоспособность оборудования котельного и турбинного цехов.
  • Слесари получают информацию от машинистов топливоподачи и машинистов-обходчиков о состоянии оборудования цехов, ремонтируют оборудование каждого цеха станции. Ни один ремонт не обходится без этих специалистов: они детально знают основное и вспомогательное оборудование, и могут оперативно найти причину поломки и устранить ее.

19.03.821.2020

На Абаканской ТЭЦ СГК работает 572 человека.

Чтобы устроиться на ТЭЦ машинистом-обходчиком, слесарем или машинистом топливоподачи, нужно как минимум среднее специальное образование. Чтобы занять такую должность, подойдет диплом техникума или училища. А специальность должна быть техническая, лучше всего такие направления, как «теплоэнергетика» и «теплотехника».

Но для продолжения карьеры необходимо высшее образование. В Сибири есть несколько вузов, которые готовят профильных специалистов: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский государственный технический университет, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Сибирский федеральный университет.

Энергетик с высшим образованием может пройти весь путь по карьерной лестнице от машиниста-обходчика до начальника смены станции, главного инженера и даже директора станции за 15–20 лет.

  • Директор — самый главный человек на ТЭЦ, но вместе со статусом у него больше всех хлопот. Он отвечает за весь персонал станции, контролирует закупку топлива и оборудования, а также ремонты, курирует ход отопительного сезона и подготовку к следующей зиме. Чтобы стать хорошим директором, нужно быть не только техническим специалистом высшего уровня и знать всю работу станции, но и быть экономистом, стратегом и даже немного психологом.
  • Главный инженер — правая рука директора станции, он отвечает за оборудование, планирование работы ТЭЦ, производство тепловой и электрической энергии. Главный инженер всегда просчитывает каждое решение наперед. Он точно знает, сколько ТЭЦ нужно угля, когда начнется ремонт каждого котла.
  • Начальник смены станции. Для того чтобы ТЭЦ работала круглосуточно, сменный персонал работает в две смены по 12 часовому графику. И каждой руководит начальник смены. Он отвечает за все оборудование и процесс производства тепла и электричества в смену, ему подчиняются начальники смен цехов..

Нужны на станциях и представители «узких» профессий, например вибродиагносты и дефектоскописты. Если машинистов-обходчиков на ТЭЦ бывает несколько десятков человек, то дефектоскопист чаще всего один.

19.03.8212.2020

Самый большой по численности персонала цех на Абаканской ТЭЦ — топливно-транспортный. Там трудится 111 человек.

Какие вакансии у нас есть на станциях?

В разных филиалах Сибирской генерирующей компании нужны инженеры, техники-лаборанты, дефектоскописты, слесари, механики, аппаратчики и электромонтеры. Их ждут в Новосибирске, Красноярске, Кемерове, Рубцовске, Барнауле и других городах. Узнать о вакансиях и подать резюме можно по ссылке на официальном сайте СГК, в разделе вакансии.

Как устроиться на ТЭЦ?

Если пока нет опыта и диплома, но вы уже студент, на станции можно пройти практику. Ежегодно на каждой ТЭЦ основы работы энергетика осваивают несколько десятков практикантов. Около 20% ребят после окончания учебного заведения возвращаются на электростанцию уже в качестве сотрудников.

На каждой станции есть сотрудники, у которых не одно, а два высших образования. На Абаканской ТЭЦ СГК высшее образование имеют 242 человека, а два высших получили 26 человек. Есть и специалисты, у которых первое образование связано с другой отраслью. Но позже они решили сменить специализацию, получили профильное образование и теперь работают на станцию. На Минусинской ТЭЦ работает бывший летчик, а теперь геодезист Владимир Соловьев. А в Абаканском филиале Сибирской генерирующей компании работает бывшая бортпроводница Оксана Озорнина. Сейчас она возглавляет отдел административно-хозяйственного и документационного обеспечения.

Тепло – это энергия, которую сначала производят на ТЭС, ГРЭС и АЭС, а затем преобразовывают в другие виды энергии, чтобы «передать» в разном виде потребителям. Во всех этих процессах важную роль играет инженер-теплоэнергетик.

История профессии

Активное развитие теплоэнергетики как промышленной отрасли началось в XVIII веке с массового производства двигателей, предназначенных для приводных механизмов. Основной задачей инженеров с этого времени стал поиск наиболее эффективного способа передачи механической энергии и трансформация ее в другие виды. Сначала генераторами служили паровые машины, затем – двигатели внутреннего сгорания, а позднее – газовые турбины.

В обеспечении теплом населения пионерами считаются американцы, создавшие под руководством инженера-теплоэнергетика Бердсилла Холли (Birdsill Holly) к отопительному сезону 1877–78 гг. в городе Локпорт систему районного парового отопления, ставшую первым теплофикационным источником. Система работала от котла с подачей горячего пара по трубам протяженностью 4,5 км.

Немецкие инженеры компании «Шукерт и К» построили в 1895 году в Гамбурге первую в мире районную теплоэлектроцентраль. Теплотрасса длиной 330 метров предназначалась для обогрева городской ратуши.

В России старт сопряженного производства электричества и теплоты начался в 1903 году с проекта снабжения энергией 13 корпусов Петербургской городской детской больницы. Применение инженерных инноваций в жилой постройке произошло в 1912 году, когда в Петербурге был возведен крупнейший комплекс домов Первого Российского страхового общества, все здания которого были обеспечены системами парового отопления, котельной, электростанцией, печью для сжигания мусора и даже снеготаялкой.

После революции в 1920 году был принят план ГОЭЛРО, предусматривающий сооружение 10 гидро- и 20 тепловых районных электростанций с суммарной мощностью 1,75 млн кВт, которые были построены до 1931 года. Однако первая российская теплоцентраль появилась в Ленинграде уже к концу 1924 года.

Среди российских инженеров-теплоэнергетиков, вошедших в историю профессии, можно назвать имена Андрея Ястржембского, Ивана Новикова, Бориса Петухова, Дмитрия Тимрота, создавшего с коллегами советскую школу экспериментальной теплофизики, Владимира Кириллина, основавшего выходящий до сих пор журнал, посвященный вопросам теоретической и практической теплоэнергетики.

Описание профессии

Теплоэнергетика – отрасль народного хозяйства, представители которой занимаются преобразованием теплоты в разные виды энергии. Сначала на электростанциях сжигается органическое топливо, затем его химическая энергия переходит в тепловую, а она, в свою очередь, – в механическую с передачей на вал генератора, и далее происходит раздача электроэнергии населенным пунктам или станциям с доведением ее до потребителя. На АЭС аналогичным образом преобразовывается атомная энергия. А инженер-теплоэнергетик занимается проектированием, монтажом, сопровождением и ремонтом систем энергопередачи по всей цепочке вплоть до конечного потребителя.

На уровне взаимодействия с пользователями специалист:

  • проектирует и монтирует оборудование;
  • обеспечивает его наладку, бесперебойную эксплуатацию и ремонт;
  • создает конструктивные условия для снижения потерь (в том числе путем применения инновационных энергосберегающих установок).

Теплоэнергетик работает не только с паром или горячей водой. Инженер этого профиля занимается всеми тепловыми, холодильными, отопительными системами, вопросами кондиционирования и горячего водоснабжения:

  • составляет техпаспорта на каждый объект и ведет техническую документацию;
  • участвует в организации и получении разрешения от Ростехнадзора;
  • анализирует расход энергоресурсов и составляет по нему отчеты;
  • разрабатывает план модернизации и оптимизации потребления энергии;
  • обрабатывает запросы потребителей.

Инженер-теплоэнергетик руководит бригадой, в которую могут входить монтеры, слесари, машинисты, механики и др.

На каких специальностях лучше учиться

Обучение будущих инженеров-теплоэнергетиков проходит в основном по двум направлениям:

  • «Электро- и теплоэнергетика» (с множеством программ, по которым учатся как универсальные специалисты в проектировании и обслуживании систем теплоснабжения, так и узкопрофильные инженеры ТЭС);
  • «Ядерная энергетика и технологии» (с подготовкой персонала для работы на АЭС).

В рамках первого направления можно получить специальность по нескольким профилям:

  • теплоэнергетика и теплотехника;
  • электроэнергетика и электротехника;
  • энергетическое машиностроение
  • тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов.

Второе направление представлено специальностями:

  • ядерные физика и технологии;
  • ядерные реакторы и материалы;
  • ядерная энергетика и теплофизика.

Для поступления в вузы понадобятся результаты ЕГЭ по профильной математике, русскому языку, физике.

Лучшие вузы для обучения

Стать инженером-теплоэнергетиком можно, закончив следующие столичные и региональные учебные заведения:

  • В Москве: ЭЭИ (Экономико-энергетический институт), НИУ МЭИ, МИИТ, Московский Политех, МГТУ им. Н. Баумана, РГУ им. А. Косыгина (Москва) и др.
  • В Санкт-Петербурге: СПбГУПТД, БГТУ ВОЕНМЕХ им. Д. Устинова, СПбПУ Петра Великого, СПбГАСУ, СПбГАУ, ПГУПС императора Александра I (бывший ЛИИЖТ), СПбГЛТУ им. С. Кирова и др.
  • В регионах России: БГТУ им. В. Шухова (Белгород), КНИТУ-КАИ им. А. Туполева и КГЭУ (Казань), СамГТУ (Самара), ИГЭУ (Иваново), ДВФУ (Владивосток), ЮУрГУ (Челябинск), ОмГТУ (Омск), УГАТУ (Уфа), КГТУ (Калининград), ЗабГУ (Чита), НГТУ (Нижний Новгород), СГТУ (Саратов), УдГУ (Ижевск), ИРНИТУ (Иркутск), ВСГУТУ (Улан-Удэ), МГТУ (Мурманск), СФУ (Красноярск), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), ТПУ (Томск) и др.

Промышленную теплоэнергетику также можно изучать в НГТУ (Новосибирск), ННГАСУ (Нижний Новгород), УГНТУ (Уфа), ВГУИТ и ВГТУ (Воронеж), КузГТУ (Кемерово), КубГТУ (Краснодар), ТИУ (Тюмень) и ряде других высших учебных заведений РФ.

Обязанности на работе

Обязанности инженера-теплоэнергетика сводятся к созданию условий для бесперебойного функционирования энергетических установок, комплексов, систем и обеспечение их функционирования согласно требованиям Ростехнадзора. Так, например, при работе в реакторном отделении АЭС специалист обязан:

  • следить за работой основного оборудования и вспомогательных устройств,
  • заниматься техподдержкой основных фондов реакторного отделения,
  • вести техническую и/или производственную документацию,
  • анализировать и постоянно мониторить состояние оборудования и трубопроводов.

Теплоэнергетик, отвечающий за доставку ресурса потребителям, обязан, помимо проектирования, монтажа, контроля систем и документального оформления процесса, также обеспечивать гарантию недопущения аварий.

Среди требований к компетенциям инженеров-теплотехников всех профилей – умение использовать основные инструменты авторизированного анализа, проектирования и контроля: стенды, полигоны, программы моделирования, управления активом (например, EAM), софт, позволяющий эффективнее руководить жизненным циклом (CAD, CALS, CAM и др.).

Кому подходит

Среди важных качеств, необходимых инженеру в области теплоэнергетики, чаще других называют дисциплинированность, ответственность, способность сосредотачиваться на деталях и проявлять системно-аналитический подход в решении задач. Особенно важны эти качества на АЭС и ТЭС, где цена возможной ошибки многократно возрастает.

Сколько получают

Согласно данным об открытых вакансиях почти все зарплаты инженеров-теплоэнергетиков варьируются в диапазоне от 20 до 70 тыс. рублей, а средняя планка находится на уровне 40 тысяч. Треть предложений – это оклады от 35 до 55 тысяч. При этом в удаленных регионах страны и Московской области средний уровень выше – порядка 60–70 тыс. рублей.

Как построить карьеру

Движение по карьерной лестнице предполагает получение должности руководителя проекта, начальника смены, технической лаборатории или теплотехнического отдела в одной из следующих организаций:

  • малые инжиниринговые компании – фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерных, технических и консультационных услуг;
  • центральные тепловые пункты городов и поселков;
  • ТГК и ОГК (территориальные и оптовые генерирующие компании).
  • ГК «Росатом», а также НИИ и КБ, находящиеся в ее подчинении;
  • ОАО НТЦ ЕЭС (Научно-технический центр единой энергосистемы) и ОАО «Инженерный центр ЕЭС» и др.

Дальнейший рост зависит от особенностей административной структуры предприятия. В малом бизнесе карьера связана с развитием фирмы, в крупной централизованной организации – с успешностью проектов и эффективностью деятельности команды. Со временем специалист, работающий в компании топливно-энергетического комплекса, может стать начальником службы или главным энергетиком. Еще одно направление профессионального развития – преподавательская и научная деятельность в исследовательских институтах.

Перспективы профессии

Европейская ассоциация по электроэнергии и теплу (VGB Power Tech. E.V.) составила прогноз энергопроизводства, согласно которому до 2030-го года ожидается рост этого показателя в ЕС на 1,3 %, а в других странах – на 2,5 %. Увеличение производственных мощностей приведет к повышению спроса на специалистов, способных обеспечить потребности отрасли, что в ближайшей перспективе гарантирует теплоэнергетикам устойчивую занятость.

Параллельно с задачами традиционной теплоэнергетики придется решать проблемы завтрашнего дня, например:

  • создавать необслуживаемый ядерный реактор, действующий по принципу «атомной батарейки»;
  • находить способы теплоотвода при запуске космических кораблей с более перспективными ядерными двигателями;
  • воплощать идеи тригенерации – модернизации тепловой энергетики путем переоборудования котельных в агрегаты, способные обеспечивать жилые и промышленные объекты не только теплом, но еще электричеством и доступным холодом.

В последнем направлении видят еще и мощный потенциал для развития отдельной сферы бизнеса, где интерес предпринимательских команд инженеров-теплоэнергетиков может «подогреваться» финансово-экономическими факторами.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инженер-теплоэнергетик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Подготовка по этому профилю вооружает выпускников знаниями тепломеханического оборудования ТЭС, режимов их работы, производства, распределения и транспорта тепловой и электрической энергии. Сфера деятельности выпускников связана с проектированием и эксплуатацией энергетических машин и установок, расчетом элементов энергетического оборудования, использованием информационных технологий при проектировании и конструировании котельных паротурбинных установок. Выпускники способны решать сложнейшие современные задачи теплоэнергетики, адаптированы к экономической деятельности в сфере производства, распределения и потребления тепловой и электрической энергии. Будущие бакалавры рассчитывают и проводят пуско-наладочные работы и эксплуатируют оборудование, применяемое на стратегических объектах энергетики, обеспечивая бесперебойную работу тепловых и атомных электрических станций.

Выпускающая кафедра

Кафедра «Тепловые электрические станции».

Виды деятельности выпускника

Производственно-технологическая деятельность: контроль соблюдения технологической дисциплины; контроль соблюдения норм расхода топлива и всех видов энергии; организация метрологического обеспечения технологических процессов; участие в работах по освоению и доводке технологических процессов в ходе подготовки производства продукции; контроль соблюдения экологической безопасности на производстве;

Проектно-конструкторская деятельность: участие в сборе и анализе информационных исходных данных для проектирования; расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования; участие в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных решений.

Основные дисциплины

При подготовке бакалавров в СамГТУ осуществляется модульный принцип обучения.

Философия; История (история России, всеобщая история); Иностранный язык; Безопасность жизнедеятельности; Гражданская оборона; Физическая культура и спорт; Правоведение; Социология; Политология; Инженерная психология; Экология.

Математика; Уравнения математической физики; Физика; Информатика; Химия; Инженерная графика.

Техническая термодинамика; Тепломассообмен; Гидрогазодинамика; Механика; Электротехника и электроника; Материаловедение и технология конструкционных материалов; Производство и распределение энергии; Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии; Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнике; Метрология, технические измерения и автоматизация тепловых процессов; История теплоэнергетики и теплотехники на этапах развития естествознания; Аналитические методы моделирования энергетических систем; Технико-экономические расчеты в энергетике.

Модуль современного моделирования в теплоэнергетике и теплотехнике

CAD-моделирование в теплоэнергетике и теплотехнике; Вычислительные методы в энергетике; CAE-моделирование энергетических процессов.

Модуль проектной деятельности в теплоэнергетике и теплотехнике

Инновационная экономика и технологическое предпринимательство; Практика проектной деятельности в теплоэнергетике.

Введение в теплоэнергетику; Котельные установки тепловых электростанций; Тепловые и атомные электростанции; Водоподготовка; Турбины тепловых и атомных электростанций; Режимы работы и эксплуатация тепловых электростанций; Топливо и теория горения; Тепломеханическое и вспомогательное оборудование электростанций; Энергоэффективность комбинированных энергетических установок; Парогазовые установки тепловых электростанций; Природоохранные технологии на тепловых электростанциях; Централизованное теплоснабжение; Надежность теплоэнергетического оборудования; Водно-химические режимы тепловых электростанций; Насосы, вентиляторы, компрессоры; Газотранспортные системы и оборудование; Расчет тепловых схем и проектирование тепловых электростанций; Электрооборудование тепловых электростанций.

Подготовка бакалавров ведется в соответствии с профессиональными стандартами:

  • «Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве».
  • «Работник по оперативному управлению объектами тепловой электростанции».
  • «Работник по организации эксплуатации тепломеханического оборудования тепловой электростанции».

Возможные сферы деятельности выпускников

Сфера деятельности связана с проектированием и эксплуатацией энергетических машин и установок, расчетом элементов энергетического оборудования и газотранспортных систем, использованием информационных технологий при проектировании и конструировании котельных и паротурбинных установок и тепловых электростанций, а также с расчетом, пуско-наладочными работами, эксплуатацией оборудования, применяемого на стратегических объектах энергетики.

Образовательные программы Тепловые электрические станции:

I. Образовательная программа Тепловые электрические станции

Образовательная программа «Тепловые электрические станции» предусматривает подготовку выпускника, компетентного в вопросах работы и проектирования тепловых электрических станций, паровых и водогрейных котлов, паровых и газовых турбин, парогазовых и газотурбинных установок, вспомогательного теплотехнического оборудования. Профессиональная деятельность бакалавров связана с проектированием технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей, тепловых электрических станций. Основными местами работы являются научно-исследовательские институты, проектные организации, тепловые электрические станции. По окончании обучения бакалавры могут работать на должностях: инженер-проектировщик, руководитель группы по проектированию технологических решений ТЭС, котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей в соответствии с профессиональным стандартом «Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей».

Со студентами кафедры ТЭС проводят все виды учебной нагрузки квалифицированные преподаватели кафедры, а также руководители и сотрудники республиканских энергосистем, а также приглашаются специалисты из других вузов. Так в 2019-2020 уч. году на кафедре работал Пьетро Зунино - профессор Университета Генуи (Италия) (специалист по газовым турбинам). Ежегодно со студентами кафедры проводятся лекции-экскурсии и лабораторные работы по основным дисциплинам на Казанской ТЭЦ-1, а также эксурсии другие ТЭС Татарстана. Данные занятия проводят начальники и заместители начальников цехов.

В рамках сотрудничества между Энергоуниверситетом и АО «Татэнерго» в феврале 2019 г на Казанской ТЭЦ-1 состоялось торжественное открытие базовой кафедры КГЭУ «Тепловые электрические станции» им. А.Г. Ганеева. Действующее оборудование станции позволяет студентам в ходе лабораторных работ изучить конструкцию паровой турбины, определить внутренние относительные КПД отсеков турбины по результатам натурных экспресс-испытаний, кроме того определить гидравлическое сопротивление сетевого подогревателя и многие другие аспекты, с которыми молодые специалисты будут в дальнейшем сталкиваться ежедневно на рабочем месте. Отметим, что одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями. Теперь студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои профессиональные навыки.

На кафедре «Тепловые электрические станции» в КГЭУ реализуется научно-образовательная платформа «Компьютерные тренажеры в теплоэнергетике и электроэнергетике». Компьютерные тренажеры ТЭС обеспечивают выработку у студента интеллектуальных навыков управления энергетическим оборудованием в наиболее сложных режимах работы; опережающее обучение и анализ режимов для новых типов энергоблоков, которые еще не введены в действие и не освоены в эксплуатации, а также для реконструируемого оборудования; готовность студента к осмыслению реальных процессов в энергетике; подготовку квалифицированного персонала, который в будущем придет в энергетическую промышленность на тепловые электрические станции.

Обучение по ОП "Тепловые электрические станции" ведется по очной (4 года) и заочной (5 лет) (в том числе по ускоренным программам (4,5 года)) формам.

Набор студентов ведется на бюджетной основе на очную форму обучения. Возможно поступление на условиях целевого приема, целевой подготовки по договору с профильной организацией и платной основе. Обучение ведется на русском языке.

В 2020 году планируется набор по направлению "Теплоэнергетика и теплотехника" на :

- очное отделение – 180 бюджетных мест;

- заочную форму обучения - 58 бюджетных мест;

Дополнительные платные места на очную - 25 и заочную форму обучения - 110.

В бакалавриат абитуриенты поступают по результатам единого государственного экзамена (Вступительные испытания (в порядке приоритета): Математика, Физика, Русский язык), условия и сроки можно уточнить на сайте КГЭУ в разделе «Абитуриенту»).

Обращение руководителя образовательной программы

Руководитель образовательной программы Абасев Юрий Васильевич, к.т.н., доцент кафедры «Тепловые электрические станции»

Уважаемые абитуриенты, наши будущие студенты!

Казанский государственный энергетический университет является одним из трёх специализированных энергетических вузов в России и занимает одно из ведущих мест в регионе по уровню образования, технической оснащенности и условиям для научной работы и учебного процесса. При этом высококвалифицированный преподавательский состав нашего университета ставит своей задачей не только воспитание профессионала высокого уровня, но и гражданина своей страны.

Мы готовим специалистов в области Тепловых электрических станций. Тепловые электрические станции являются основным производителем электрической и тепловой энергии в России и мире. Специалисты в этой области в настоящее время, и в перспективе, будут востребованы для успешного функционирования энергетики. Наши выпускники работают на объектах теплоэнергетики (АО «Татэнерго», ОАО «ТГК-16», в энергосистемах Башкирии и других энергосистемах и теплосетевых компаниях). Компетенции выпускников позволяют выстраивать успешный карьерный рост на предприятиях и организациях регионального и общероссийского масштаба. Обучение будущих специалистов осуществляется при тесном сотрудничестве с Казанской ТЭЦ-1 АО «Татэнерго», а также ОАО «ТГК-16», ТЭЦ АО «Интер РАО – Электрогенерация», ООО «БГК» и других, на которых студенты проходят производственную практику, выполняют выпускные квалификационные работы. Кафедра «Тепловые электрические станции» с 1974 года выпустила более двух тысяч инженеров-теплоэнергетиков для энергосистем России по специальности "Тепловые электрические станции". Лучшие выпускники работали и работают на руководящих должностях в РАО «ЕЭС России», на предприятиях «Татэнерго», в нашем вузе. Многие теплоэнергетики прошли путь от машиниста-обходчика до генеральных директоров генерирующих и теплосетевых компаний, главных инженеров крупных электрических станций, поработав начальниками цехов, производственно-технических отделов. Стали высококвалифицированными специалистами.

Желаем вам сделать правильное, взвешенное и хорошо обдуманное решение, найти свое призвание и, поступив к нам, стать первоклассным специалистом. Наполненные богатым содержанием студенческие годы, проведенные в стенах нашего института, оставят в вашей памяти множество незабываемых ярких и счастливых моментов.

Данная образовательная программа создана на основе программы обучения по специальности «Тепловые электрические станции».

Кафедра «Тепловые электрические станции» выпустила за 50 лет более двух тысяч инженеров-теплоэнергетиков для энергосистем России. Лучшие выпускники работали и работают на руководящих должностях в РАО «ЕЭС России», на предприятиях «Татэнерго», в нашем вузе. Многие теплоэнергетики прошли путь от машиниста-обходчика до генеральных директоров генерирующих и теплосетевых компаний, главных инженеров крупных электрических станций, поработав начальниками цехов, производственно-технических отделов. Стали высококвалифицированными специалистами. Мы гордимся ими. Они перед вами. Выдающиеся выпускники:

Бахтеев Рашид Анасович – работал директором Казанской ТЭЦ-2, филиала АО «Татэнерго»;

Валиуллин Сагит Мубаракзянович – первый заместитель директора в дирекции строящихся объектов Нижнекамского энергорайона (10-ый филиал Сетевой компании); работал исполнительным директором ООО «КамЭнергоРемонт», г. Нижнекамск; генеральным директором ОАО «Набережночелнинское предприятие тепловых сетей», генеральным директором Елабужского предприятия тепловых сетей, первым заместителем главы администрации г. Нижнекамска,

Воляков Василий Николаевич – главный инженер Заинской ГРЭС, филиала АО «Татэнерго»; работал Генеральным директором ОАО «Заинское предприятие тепловых сетей»;

Гараев Алмаз Лябисович – генеральный директор Инженерного центра «Энергопрогресс», г. Казань;

Галиев Ильсур Ильдарович – работал главным инженером Казанской ТЭЦ-3;

Гирфанов Артем Альбертович – главный инженер Казанской ТЭЦ-2 филиала АО «Татэнерго»;

Демидов Дмитрий Владимирович – директор филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания-16» Казанская ТЭЦ-3;

Кондратьев Сергей Николаевич – работал директором Нижнекамской ТЭЦ;

Королев Александр Геннадьевич – начальник Управления стратегического развития и реализации инвестиций АО «Татэнерго»;

Курдюкова Галина Николаевна – заведующий кафедрой «Экономика в энергетике и промышленности», проректор по экономике НИУ МЭИ;

Маргулис Сергей Михайлович – заведующий кафедрой «Электрические станции» в КГЭУ, работал главным инженером Казанской ТЭЦ-2;

Миникаев Хатип Фатыхович – работал главным инженером Казанской ТЭЦ-1, филиала АО «Татэнерго»;

Назарова Наталья Александровна – заместитель генерального директора по экономике – начальник управления по экономике ОАО «Сетевая компания»;

Олюнин Сергей Юриевич – директор филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания-16» Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1);

Прибытков Виктор Григорьевич – работал директором Приволжского филиала ОАО «Объединение ВНИПИЭНЕРГОПРОМ»;

Салмин Владислав Владимирович – заместитель генерального директора – технический директор ОАО «ТГК-16»;

Сапожкин Александр Сергеевич – директор по подготовке и реализации проектов управляющей компании «КЭР-Холдинг», работал главным инженером Казанской ТЭЦ-3;

Сергеев Сергей Леонидович – начальник управления по энергетике АО «ТАИФ»;

Страхов Вячеслав Александрович – доцент кафедры теплоэнергетики в Удмуртском государственном университете, до 2015 г. работал директором Ижевской ТЭЦ-2;

Уразаев Рамил Ирекович – генеральный директор Набережночелнинского предприятия тепловых сетей, г. Набережные Челны;

Филимонов Артем Геннадьевич – начальник производственно-технического управления АО «Татэнерго»;

Хазеев Анвар Магсумович – директор Набережночелнинской ТЭЦ, филиала АО «Татэнерго»;

Хазиахметов Расим Магсумович – Советник Генерального директора АО «Техническая инспекция ЕЭС», профессор кафедры гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии (ГВИЭ) ФГБОУ НИУ МЭИ; работал директором Нижнекамской ТЭЦ-1, генеральным директором ПЭО Татэнерго, директором по Технической политике и развитию ОАО «РусГидро;

Хисматуллин Шамил Хадиевич – директор по общим вопросам в КЭР-холдинге;

Хусаинов Рамиль Равгатович – заместитель генерального директора по инвестициям и развитию ОАО «ТГК-16»;

Цветкович Михаил Стоядинович – директор Поволжского регионального центра подготовки кадров «Энергетик»;

Цветкович Денис Михайлович – главный инженер Инженерного центра «Энергопрогресс», г. Казань;

Юмангулов Алексей Рашидович – директор ООО «Нижнекамская ТЭЦ».

2014-15 уч. год: Стипендии Президента Российской Федерации студентам, обучающимся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики: Минибаев Азамат Ильшатович - гр. Т-1-11;

2016-2017 уч. год: Стипендия ОАО "Генерирующая компания" им.Ф.З.Тинчурина:

Гильфанов Булат Альбертович - гр. Т-1-13;

2017-2018 уч. год: Стипендии Правительства Российской Федерации студентам, обучающимся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики: Аскаров Фархад Зульфатович - гр. Т-1-14, Федоренков Дмитрий Игоревич - гр. Т-1-14;

2018-2019 уч. год: Стипендии Правительства Российской Федерации студентам, обучающимся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики: Кириллова Надежда Андреевна - гр. Т-2-16.

Имеются договоры о сотрудничестве между КГЭУ и АО «Татэнерго», ОАО «ТГК-16», Сочинская ТЭЦ, Джубгинская ТЭЦ (АО «Интер РАО – Электрогенерация»), ООО «БГК» и других. В 2019 г. создана базовая кафедра «Тепловые электрические станции им. А.Ганеева» на площадке Казанской ТЭЦ-1. Места трудоустройства выпускников кафедры – это базовые энергетические предприятия АО «Татэнерго», ОАО «ТГК-16», АО «Интер РАО – Электрогенерация», ПАО «Т Плюс», ООО «БГК», ООО «БашРТС», ПАО «Юнипро», ПАО «Мосэнерго» и других.

Основными учебными курсами являются:

Энергетические машины, аппараты и установки

Тепловая и ядерная энергетика

Организация и управление работой предприятий

Основное оборудование топливно-газо-воздушного тракта ТЭС

Тепловые и атомные электрические станции

Вспомогательное оборудование ТЭС

Технология централизованного производства электрической энергии и теплоты

Технологии обработки воды на ТЭС

Комбинированные энергоустановки ТЭС

Режимы работы ТЭС

Основы проектирования ТЭС, котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей

Бакалаврская программа «Тепловые электрические станции» (академический бакалавриат) осуществляется силами ведущих преподавателей кафедры «Тепловые электрические станции» в сотрудничестве со смежными кафедрами Казанского государственного энергетического университета.

К учебному процессу привлекаются специалисты ведущих предприятий энергетики, в том числе, на базовой кафедре Казанской ТЭЦ-1 им. А.Ганеева с самым современным оборудованием.

1 Тепловая и ядерная энергетика - Доцент Низамова А.Ш.

2 Организация и управление работой предприятий - Доцент Низамова А.Ш.

3 Энергетические машины, аппараты и установки - Ст. преп. Бускин Р.В.

4 Турбомашины - Доцент Евгеньев И.В.

5 Основное оборудование топливно-газо-воздушного тракта ТЭС - Ст. преп. Бускин Р.В.

6 Турбины ТЭС - Доцент Евгеньев И.В.

7 Тепловые и атомные электрические станции - заслуженный энергетик РТ, доцент Шагиев Н.Г.

8 Вспомогательное оборудование ТЭС - заслуженный энергетик РТ, профессор Грибков А.М.

9 Технология централизованного производства электрической энергии и теплоты - Доцент Низамова А.Ш.

10 Технологии обработки воды на ТЭС - Доцент Власов С.М.

11 Комбинированные энергоустановки ТЭС - Доцент Ляпин А.И.

12 Режимы работы ТЭС - Доцент Абасев Ю.В.

13 Основы проектирования ТЭС, котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей - ст. преп. Закирова И.А.

Для студенческих групп Т-2-16 и ЗТ-16 по ФГОС 3+ данная программа относилась к академическому бакалавриату. Группы 2017 г поступления обучаюся по ФГОС 3++.

Читайте также: