Кто шостакович по профессии

Опубликовано: 03.10.2024


Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.

Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно.

Детство

Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Дмитрий Болеславович, инженер-химик, страстно любил музыку. Мама Софья Шостакович окончила консерваторию по классу пианино, давала уроки игры на фортепиано для начинающих. На момент рождения Дмитрия в семье уже подрастала дочь Мария, которая стала известной пианисткой, после него родилась еще одна дочь – Зоя, ставшая ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями, часто устраивали дома импровизированные концерты.

В 1916 году Диму отдали в коммерческую гимназию. Параллельно с этим он посещал частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Знаменитый музыкант научил Шостаковича отменно играть на пианино, но композиция не была его сильной стороной, поэтому этот предмет талантливый ученик постигал самостоятельно.

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий характеризовал Гляссера как самовлюбленного, скучного и неинтересного человека. Он проучился у него три года и бросил школу, хотя мама настаивала на продолжении обучения. Но Дмитрий всегда отличался твердостью характера, решения он менять не привык.

Началом творческой биографии Дмитрия можно считать пьесу «Траурный марш памяти жертв революции», написанную им под впечатлением от увиденной расправы над мальчиком. В 1917-м будущий композитор был свидетелем того, как казак разрубил ребенка саблей, и это навсегда осталось в его памяти.

Образование

В 1919-м Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Буквально после первого курса он закончил работу над первым оркестровым сочинением – Скерцо fis-moll.

Спустя год он стал автором произведений для фортепиано «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». В те годы он познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, членами «Кружка Анны Фогт».

Дмитрий Шостакович в юности

Дмитрий был прилежным студентом, хоть и пришлось преодолевать множество трудностей. Он не наедался продуктовым пайком, который выдавали учащимся, часто голодал, но продолжал обучение. Шла зима, отопление в консерватории отсутствовало, многие болели и даже умирали.

Потом он напишет в своих мемуарах, что был слаб настолько, что даже не пытался ездить на учебу на трамвае. У него не было сил протискиваться в переполненный транспорт, поэтому юноша ходил пешком.

Семья очень бедствовала, особенно явным это стало после смерти отца. Дмитрий решил искать работу, и вскоре его приняли на должность тапёра в кинотеатр «Светлая лента». Он относился к своей работе с отвращением, платили за нее мало, сил требовалось много. Но приходилось терпеть из-за денег.

Прошел месяц, Дмитрий пошел за жалованием к хозяину кинотеатра Акиму Волынскому, но тот начал стыдить юношу, убеждать его, что искусство должно быть превыше всего, а материальная сторона не имеет значения.

Дмитрий Шостакович в творческом процессе

В годы войны партитура этой симфонии пропала, композитор считал ее навсегда утерянной, и после снятия блокады с Ленинграда начал ее восстанавливать по памяти. Но в 1946-м копии партий нашлись, и спустя 15 лет произведение прозвучало на публике.

Войну композитор встретил в Ленинграде, он как раз писал самую известную свою симфонию – Седьмую. Шостаковича эвакуировали в Куйбышев, он забрал с собой все наброски произведения, которое прославило его на весь мир. Симфонию №7 назвали «Ленинградской», она впервые прозвучала весной 1942-го в Куйбышеве.

После победы композитор пишет еще одну симфонию – Девятую, и представляет ее 3 ноября 1945-го, в родном Ленинграде. Шостакович становится одним из самых известных и востребованных композиторов, но длится это недолго. В 1948 году его музыку снова отнесли к разряду «чуждых советскому народу», а сам композитор попал в опалу вместе с Прокофьевым и Хачатуряном. Дмитрия уволили из Московской консерватории, лишили профессорского звания, которое он получил в 1939-м.

В 1949-м вышла кантата Шостаковича «Песнь о лесах», в которой он, поддавшись тенденциям того времени, расхваливал СССР и его триумфальное восстановление после войны. Критики и власти успокоились, Дмитрий получил за нее Сталинскую премию.

В 1950-м Шостакович пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано. На протяжении восьми лет он не издал ни одной симфонии, и только в 1953-м представил Десятую.

Дмитрий Шостакович с Ниной Вазар

Прошло немного времени, и Дмитрий женился на Нине Вазар. Они прожили в браке два десятка лет, стали родителями двоих детей. В 1938-м родился их первенец – сын Максим, спустя несколько лет семья пополнилась дочерью Галиной. В 1954-м композитор овдовел.

Второй раз Шостакович пошел в ЗАГС с Маргаритой Крайновой, сотрудницей ЦК ВЛКСМ. Однако они очень быстро поняли поспешность этого решения, и подали на развод.



Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская

В 1962-м композитор женился третий раз. Его избранницей стала Ирина Супинская, занимавшая должность редактора в издательстве «Советский композитор». Ее отец – репрессированный этнограф Антон Супинский. С Ириной композитор прожил всю оставшуюся жизнь.

Болезнь и смерть

Последние годы своей жизни Шостакович серьезно болел. Доктора не могли поставить диагноз, но пытались как-то помочь. Лечение заключалось в приеме курса витаминов, чтобы замедлить прогрессировавший недуг, но это мало помогало.

В 1975-м они поехали на концерт в Ленинград. В его программу включили романс Дмитрия Дмитриевича, и композитор очень хотел его услышать. Как назло, исполнитель от волнения не смог вспомнить начало, Шостакович разнервничался. Вернувшись домой, супруга вызвала музыканту неотложку, доктора которой диагностировали у него инфаркт и срочно госпитализировали.



Памятники Дмитрию Шостаковичу

В день смерти композитор собирался вместе с супругой смотреть футбольный матч по телевизору в больнице. Он попросил ее принести почту. Ирина отсутствовала совсем недолго, но когда вернулась, он уже скончался. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года.

Местом упокоения Дмитрия Шостаковича стало Новодевичье кладбище.

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Дмитрий Шостакович

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Родители его были родом из Сибири, куда сослали деда (по отцовской линии) будущего композитора за участие в народовольческом движении.

Отец мальчика - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

В семье, кроме Дмитрия росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария впоследствии стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Когда Мите исполнилось 8 лет началась Первая мировая война. Слушая постоянные разговоры взрослых о войне, мальчуган написал свое первое музыкальное произведение «Солдат».

Дмитрий Шостакович на обложке журнала Time

В 1915 году Митю отдают на учебу в гимназию. В этот же период мальчик серьёзно увлекся музыкой. Мать стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал обучение в музыкальной школе известного педагога И. А. Гляссера.

В 1919 Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. Его педагогами по классу фортепиано были А. Розанова и Л.Николаев. Дмитрий окончил консерваторию сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции.

Творческая деятельность композитора Дмитрия Шостаковича

Первым значительным произведением Шостаковича стала симфония №1 - дипломная работа выпускника консерватории. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Берлин.

22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии №1 сделали русского композитора всемирно знаменитым.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н.В.Гоголя и Н.Лескова).

Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» чуть ли не с восторгом, но «вождю народов» она не понравилась. Естественно, тут же выходит резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Через несколько дней появляется еще одна публикация - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей».

От дальнейших неприятностей Шостаковича спасло появление Пятой симфонии, которую прокомментировал сам Сталин: «Ответ советского художника на справедливую критику».

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

Тучи сгущаются вновь

До 1948 года у композитора не было никаких неприятностей с властью. Более того, он получил несколько Сталинских премий и почетных званий.

Но в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП(б), в котором говорилось об опере композитора Вано Мурадели «Великая дружба», музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна признавалась «чуждой советскому народу».

Подчиняясь партийному диктату Шостакович «осознает свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и «трения» с властью прекращаются.

Личная жизнь Дмитрия Шостаковича

По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и неуверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию.

В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней.

Поняв, что любимую ему не вернуть, Шостакович женится на Нине Варзар - молодой студентке. Нина подарила супругу дочку и сына. В браке они прожили более 20 лет, до смерти Нины.

После кончины супруги Шостакович женился еще два раза. Брак с Маргаритой Кайоновой был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская заботилась о великом композиторе до конца его жизненного пути.

Музой композитора все-таки стала Татьяна Гливенко, которой он посвятил свою Первую симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Последние годы жизни Шостаковича

В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15.

Последним сочинением композитора стала Соната для альта и фортепиано.

В конце жизни Шостакович болел раком легких. В 1975 году болезнь свела композитора в могилу.

Похоронен Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Дмитрия Шостаковича

Шостаковича не только ругали. Время от времени он получал правительственные награды. К концу жизни у композитора скопилось значительное число орденов, медалей и почетных званий. Он был героем Соцтруда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, серебряный Крест Австрийской Республики и французский орден Искусств и литературы.

Композитору были присвоены звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, Государственные премии УССР, РСФСР и СССР. Был лауреатом Международной премии Мира и премии им. Я.Сибелиуса.

Шостакович являлся почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстонского Северо-Западного университетов. Был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии и т.д. Все эти международные награды и звания говорят об одном – всемирной славе великого композитора XX века.

Российский композитор. Пианист. Педагог. Доктор искусствоведения. Профессор. Музыкально-общественный деятель. Секретарь Правления Союза композиторов России. Герой Социалистического Труда. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии России имени Михаила Глинки. Один из крупнейших композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в семье инженера-химика. Отец и мать являлись большими любителями музыки. Когда будущему композитору исполнилось одиннадцать лет, мать решила определить его в частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Здесь незаурядные способности подростка многими оказались замечены. Шостаковича представили известному композитору, директору санкт-петербургской консерватории Александру Глазунову. Маэстро внимательно отнесся к начинающему музыканту и посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием юноши.

Развитие Дмитрия, уже в стенах санкт-петербургской консерватории, протекало стремительно и бурно. Окружающих: и профессоров, и студентов поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Шостаковича. В 1922 году, когда студент переходил на последний курс консерватории, скончался его отец. Теперь юноше необходимо было не только напряженно учиться, но и работать, чтобы прокормить семью.

Пианист устроился музыкальным иллюстратором в один из кинотеатров Санкт-Петербурга. Поскольку звук в немом кино отсутствовал, его заменяло фортепианное сопровождение. Работа в кино мешала и отвлекала его от систематических музыкальных занятий, которым придавал первостепенное значение. Тем не менее, обучение в консерватории по классу фортепиано удачно завершено, и в 1923 году Дмитрий начал свой самостоятельный артистический путь.

Уже Первая симфония Шостаковича, написанная в 1925 году, подобно ряду других симфоний композитора, приобрела мировую известность. Следующие серьезные достижения Шостаковича, его Вторая и Третья симфонии, созданы в до 1929 года. И в творчестве композитора, и в истории отечественной музыки занимают особое место, поскольку явились одними из первых симфонических произведений, где отражена революционная тема. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в Восьмой симфонии, вышедшей в 1943 году. Данное произведение огромной трагической силы, посвященное памяти жертв войны и фашизма.

Также, Дмитрий Дмитриевич занимался и педагогической деятельностью в Санкт-Петербургской консерватории, где вел класс сочинения. Позднее стал профессором, а после переезда в Москву с 1943 по 1948 год преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников: Револь Бунин, Двождет Гаджиев, Герман Галынин, Орест Евлахов, Кара Караев, Георгий Свиридов, Карэн Хачатурян. Также Шостакович написал музыку ко многим кинофильмам, театральным спектаклям. Выступал автором ряда статей. Являлся членом многих международных комитетов и академий, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В своих произведениях неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны современной действительности. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углубленность, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Шостакович являлся одним из самых исполняемых в мире композиторов. Его творчество олицетворяет вершину музыкального искусства XX века.

В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год»: произведение ярко выраженного «изобразительного» характера, где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Владимира Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко, сначала написав поэму «Бабий Яр» для солиста-баса, хора басов и оркестра, а затем дописав к ней еще четыре части из жизни современной России и ее недавней истории. В результате появилась «кантатная» симфония, Тринадцатая, которая впервые исполнена в ноябре 1962 года.

Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве в результате инфаркта. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище столицы.

Герой Социалистического Труда (24.09.1966)
Три ордена Ленина (28.12.1946; 24.09.1956; 24.09.1966)
Орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
Орден Трудового Красного Знамени (23.05.1940)
Орден Дружбы народов (1972)
Заслуженный деятель искусств России (1942)
Народный артист России (1947)
Народный артист СССР (1954)
Народный артист БАССР (1964)
Сталинская премия I степени (1941) - за фортепианный квинтет
Сталинская премия I степени (1942) - за 7 («Ленинградскую») симфонию
Сталинская премия II степени (1946) - за трио
Сталинская премия I степени (1950) - за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
Сталинская премия II степени (1952) - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
Ленинская премия (1958) - за 11 симфонию «1905 год»
Государственная премия СССР (1968) - за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за 14 струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно) - за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
Международная премия Мира (1954)
Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
Премия Леони Соннинг (1973)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
Серебряный командорский крест ордена Почета за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
Медали
Почетный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Член КПСС с 1960 года
Доктор искусствоведения (1965)
Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
Почетный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
Почетный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
Почетный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
Член Французской академии изящных искусств (1975)
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
Почетный профессор Мексиканской консерватории.
Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

15 симфоний, среди которых - наиболее известные Седьмая, Пятая и Восьмая;

оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»);

балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»;

оратория «Песнь о лесах»;

кантата «Казнь Степана Разина»;

концерты (по два) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром;

камерная инструментальная музыка, в том числе 15 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио № 2 (памяти Соллертинского);

камерная вокальная музыка, в том числе «Антиформалистический раек», цикл «Из еврейской народной поэзии», Сюита на стихи Микеланджело (для баса и фортепиано);

«24 прелюдии и фуги для фортепиано», «Семь танцев кукол», «Три фантастических танца» и др. фортепианные сочинения;

музыка к кинофильмам (всего 35), в том числе «Песня о встречном» (из музыки к фильму «Встречный»), «Романс» (из музыки к фильму «Овод»), к фильму «Гамлет»; музыка к драматическим спектаклям; оркестровый фрагмент «Интервидение» (1971, использовался на ЦТ СССР в заставке к передачам «Интервидения» с марта 1971 года);

оперетта «Москва, Черемушки»;

«Таити-трот», для оркестра (по песне «Tea for two» В. Юменса).

Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича

В мае 2015 года открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу перед зданием Московского международного Дома музыки (скульптор Георгий Франгулян).

В память о Д. Д. Шостаковиче в 1977 году названа улица на севере Ленинграда. На ней в 2009 году установлен памятник Д. Д. Шостаковичу. Дополняет его музыка, написанная композитором, транслирующаяся через динамики.

Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича.

С 1996 года Международным благотворительным фондом Юрия Башмета присуждается ежегодная премия имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового музыкального искусства.

Курганский музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича.

В кино

В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм «Свидетельство» по одноименной книге Соломона Волкова, основанной, по заверению автора, на записанных им воспоминаниях Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли.

Отец - Дмитрий Болеславович;
Мать - Софья Васильевна;

Первая жена - Шостакович Нина Васильевна (урожд. Варзар) (1909-1954). Была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье.
Сын - Максим Дмитриевич Шостакович (р. 1938) - дирижер, пианист. Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.
Дочь - Галина Дмитриевна Шостакович.

Вторая жена - Маргарита Кайнова, сотрудница комсомола. Брак быстро распался.

Третья жена - Супинская (Шостакович) Ирина Антоновна (родилась 30 ноября 1934 г. в Санкт-Петербурге). Редактор издательства «Советский композитор». Являлась женой Шостаковича с 1962 по 1975 год.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор – классик 20 века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить. Он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.

Краткую биографию Дмитрия Шостаковича и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шостаковича

В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. Из биографии Шостаковича мы узнаём, что в 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории.

место рождения Дмитрия Шостаковича

Начало 20-х было сложным – голодное время усугубила его тяжелая болезнь и внезапная смерть отца. Большое участие в судьбе талантливого студента проявил директор консерватории А.К. Глазунов , назначивший ему повышенную стипендию и организовавший послеоперационную реабилитацию в Крыму. Шостакович вспоминал, что ходил пешком на учебу только лишь из-за того, что был не в силах влезть в трамвай. Несмотря на сложности со здоровьем, в 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор. Всего лишь два года спустя его Первую симфонию играют лучшие мировые оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини .

Дмитрий Шостакович с друзьями

Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. В личной жизни композитор был не склонен принимать поспешных решений. До такой степени, что позволил женщине, с которой его 10 лет связывали близкие отношения, Татьяне Гливенко, выйти замуж за другого из-за своей неготовности решиться на брак. Предложение он сделал астрофизику Нине Варзар, и неоднократно переносившееся бракосочетание наконец состоялось в 1932 году. Через 4 года появилась дочь Галина, еще через 2 – сын Максим. Согласно биографии Шостаковича с 1937 года он становится преподавателем, а затем и профессором консерватории.

Война принесла не только печали и горести, но и новое трагическое вдохновение. Наравне со своими студентами, Дмитрий Дмитриевич хотел идти на фронт. Когда не пустили – хотел остаться в любимом окруженном фашистами Ленинграде. Но его с семьей почти насильно вывезли в Куйбышев (Самару). В родной город композитор уже не вернулся, после эвакуации поселившись в Москве, где продолжил преподавательскую деятельность. Изданное в 1948 году постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» объявило Шостаковича «формалистом», а его творчество – антинародным. В 1936 его уже пытались поименовать «врагом народа» после критических статей в «Правде» о « Леди Макбет Мценского уезда » и « Светлом ручье ». Та ситуация фактически поставила крест на дальнейших изысканиях композитора в жанрах оперы и балета. Но теперь на него обрушилась не только общественность, но сама государственная машина: его уволили из консерватории, лишили профессорского статуса, перестали публиковать и исполнять сочинения. Однако долго не замечать творца подобного уровня было невозможно. В 1949 Сталин лично попросил его поехать в США с другими деятелями культуры, вернув за согласие все отобранные привилегии, в 1950 он получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», а в 1954 – становится Народным артистом СССР.


В конце того же года внезапно скончалась Нина Владимировна. Шостакович тяжело переживал эту утрату. Он был силен своей музыкой, но слаб и беспомощен в повседневных вопросах, бремя которых всегда несла его жена. Вероятно, именно желанием вновь упорядочить быт объясняется его новый брак всего полтора года спустя. Маргарита Кайнова не разделяла интересы мужа, не поддерживала его круг общения. Брак был недолгим. В это же время композитор познакомился с Ириной Супинской, которая через 6 лет стала его третьей и последней женой.

Она была без малого на 30 лет моложе, но об этом союзе почти не злословили за спиной - ближнее окружение четы понимало, что 57-летний гений постепенно теряет здоровье. Прямо на концерте у него начала отниматься правая рука, а затем в США был поставлен окончательный диагноз – болезнь неизлечима. Даже когда Шостаковичу с трудом давался каждый шаг, это не остановило его музыку. Последним днем его жизни стало 9 августа 1975 года.

Дмитрий Шостакович биография
Шостакович в аэропорту Темпельхоф в Берлине

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович и Аарон Копленд в США

Интересные факты о Шостаковиче

  • Шостакович был страстным болельщиком футбольного клуба «Зенит» и даже вел тетрадь учета всех игр и голов. Другими его увлечениям были карты – он все время раскладывал пасьянсы и с удовольствием играл в «кинга», притом исключительно на деньги, и пристрастие к курению.
  • Любимым блюдом композитора были домашние пельмени из трех сортов мяса.
  • Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью, что мог за короткое время полностью переписать свое сочинение.
  • Шостакович длительно добивался возвращения на сцену «Леди Макбет Мценского уезда». В середине 50-х он сделал новую редакцию оперы, назвав ее «Катерина Измайлова». Несмотря на прямое обращение к В. Молотову, постановка была вновь запрещена. Только в 1962 году опера увидела сцену. В 1966 году вышел одноименный фильм с Галиной Вишневской в заглавной роли.
  • Для того чтобы выразить в музыке «Леди Макбет Мценского уезда» все бессловесные страсти, Шостакович использовал новые приемы, когда инструменты пищали, спотыкались, шумели. Он создал символические звуковые формы, наделяющие персонажей уникальной аурой: альтовая флейта для Зиновия Борисовича, контрабас для Бориса Тимофеевича, виолончель для Сергея, гобой и кларнет – для Катерины.
  • Катерина Измайлова - одна из самых популярных партий оперного репертуара.

Шостакович опера «Катерина Измайлова»

  • Шостакович входит в число 40 самых исполняемых оперных композиторов мира. Ежегодно дается более 300 представлений его опер.
  • Шостакович – единственный из «формалистов», который покаялся и фактически отрекся от своего предыдущего творчества. Это вызвало разное отношение к нему со стороны коллег, а композитор пояснил свою позицию тем, что иначе бы ему больше не дали работать.
  • Первую любовь композитора, Татьяну Гливенко, тепло принимали мать и сестры Дмитрия Дмитриевича. Когда она вышла замуж, Шостакович вызвал ее письмом из Москвы. Она приехала в Ленинград и остановилась в доме Шостаковичей, но он так и не смог решиться на то, чтобы уговорить ее расстаться с мужем. Он оставил попытки возобновить отношения только после известия о беременности Татьяны.
  • Одна из самых известных песен, написанных Дмитрием Дмитриевичем, прозвучала в фильме 1932 года «Встречный». Она так и называется – «Песня о встречном».
  • В течение многих лет композитор был депутатом Верховного Совета СССР, вел прием «избирателей» и, как мог, пытался решить их проблемы.

Шостакович депутат

  • Нина Васильевна Шостакович очень любила играть на фортепиано, но после замужества – перестала, объясняя это тем, что супруг не любит дилетантства.
  • Максим Шостакович вспоминает, что плачущим он видел отца дважды – когда умерла его мать и когда того заставили вступить в партию.
  • В опубликованных воспоминаниях детей, Галины и Максима, композитор предстает чутким, заботливым и любящим отцом. Несмотря на свою постоянную занятость, он проводил с ними время, водил к врачу и даже играл на пианино популярные танцевальные мелодии во время домашних детских праздников. Видя, что дочери не нравятся занятия на инструменте, он позволил ей больше не учиться игре на фортепиано.
  • Ирина Антоновна Шостакович вспоминала, что во время эвакуации в Куйбышев они с Шостаковичем жили на одной улице. Он писал там Седьмую симфонию, а ей было всего 8 лет.
  • Биография Шостаковича гласит, что в 1942 году композитор участвовал в конкурсе на сочинение гимна Советского Союза. Также в конкурсе участвовал и А. Хачатурян . Выслушав все произведения, Сталин попросил двух композиторов сочинить гимн совместно. Они это сделали, и их произведение вошло в финал, наряду с гимнами каждого из них, вариантов А. Александрова и грузинского композитора И. Туския. В конце 1943 года был сделан окончательный выбор, им стала музыка А. Александрова, ранее известная как «Гимн партии большевиков».
  • Шостакович обладал уникальным слухом. Присутствуя на оркестровых репетициях своих произведений, он слышал неточности в исполнении даже одной ноты.

подпись Шостаковича

  • В 30-е композитор каждую ночь ожидал ареста, поэтому ставил у кровати чемоданчик с вещами первой необходимости. В те годы были расстреляны многие люди из его окружения, включая ближайшее - режиссер Мейерхольд, маршал Тухачевский. Тесть и муж старшей сестры были сосланы в лагерь, а сама Мария Дмитриевна - в Ташкент.
  • Восьмой квартет, написанный в 1960 году, композитор посвятил своей памяти. Он открывается нотной анаграммой Шостаковича (D-Es-C-H) и содержит в себе темы многих его произведений. «Неприличное» посвящение пришлось изменить на «Памяти жертв фашизма». Эту музыку он сочинял в слезах после вступления в партию.

Творчество Дмитрия Шостаковича

творчество Шостаковича

Самое раннее из сохранившихся сочинений композитора - Скерцо fis-moll датировано годом поступления в консерваторию. Во время учебы, будучи еще и пианистом, Шостакович много писал для этого инструмента. Выпускной работой стала Первая симфония. Это произведение ждал невероятный успех, а о юном советском композиторе узнал весь мир. Воодушевление от собственного триумфа вылилось в следующие симфонии – Вторую и Третью. Их объединяет необычность формы – в обоих есть хоровые части на стихи актуальных поэтов того времени. Однако сам автор позже признал эти работы неудачными. С конца 20-х Шостакович пишет музыку для кино и драматического театра – ради заработка, а не повинуясь творческому порыву. Всего им оформлено более 50 фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров – Г. Козинцева, С. Герасимова, А. Довженко, Вс. Мейерхольда.

В 1930 году состоялись премьеры его первых оперы и балета. И «Нос» по повести Гоголя, и «Золотой век» на тему приключений советской футбольной команды на враждебном западе получили плохие отзывы критики и после чуть более десятка представлений на долгие годы покинули сцену. Неудачным оказался и следующий балет, «Болт». В 1933 композитор исполнил партию фортепиано на премьере своего дебютного Концерта для фортепиано с оркестром, в котором вторая солирующая партия была отдана трубе.


В течение двух лет создавалась опера « Леди Макбет Мценского уезда », которая была исполнена в 1934 году почти одновременно в Ленинграде и Москве. Постановщиком столичного спектакля был В.И. Немирович-Данченко. Спустя год "Леди Макбет. " перешагнула границы СССР, покоряя подмостки Европы и Америки. От первой советской классической оперы публика была в восторге. Как и от нового балета композитора « Светлый ручей », имеющего плакатное либретто, но наполненного великолепной танцевальной музыкой. Конец успешной сценической жизни этих спектаклей был положен в 1936 году после посещения оперы Сталиным и последовавшими статьями в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь».

На конец того же года была запланирована премьера новой Четвертой симфонии, в Ленинградской филармонии шли оркестровые репетиции. Однако концерт был отменен. Наступивший 1937 не нес в себе никаких радужных ожиданий – в стране набирали ход репрессии, расстреляли одного из близких Шостаковичу людей – маршала Тухачевского. Эти события наложили отпечаток на трагическую музыку Пятой симфонии. На премьере в Ленинграде слушатели, не сдерживая слез, устроили сорокаминутную овацию композитору и оркестру под управлением Е. Мравинского. Тот же состав исполнителей два года спустя сыграл Шестую симфонию - последнее крупное довоенное сочинение Шостаковича.

9 августа 1942 года состоялось беспрецедентное событие – исполнение в Большом зале Ленинградской консерватории Седьмой («Ленинградской») симфонии . Выступление транслировалось по радио на весь мир, потрясая мужеством жителей несломленного города. Композитор писал эту музыку и до войны, и в первые месяцы блокады, закончив в эвакуации. Там же, в Куйбышеве, 5 марта 1942 года оркестром Большого театра симфония была сыграна впервые. В годовщину начала Великой Отечественной войны она исполнялась в Лондоне. 20 июля 1942 года, на следующий день после нью-йоркской премьеры симфонии (дирижировал А. Тосканини ) журнал «Тайм» вышел с портретом Шостаковича на обложке.

рукопись Шостаковича симфонии №7

Восьмую симфонию, написанную в 1943 году, критиковали за трагическое настроение. А Девятую, премьера которой прошла в 1945 – напротив, за «легковесность». После войны композитор работает над музыкой к кинофильмам, сочинениями для фортепиано и струнных. 1948 год поставил крест на исполнении произведений Шостаковича. Со следующей симфонией слушатели познакомились только в 1953. А Одиннадцатая симфония в 1958 году имела невероятный зрительский успех и была удостоена Ленинской премии, после чего композитора полностью реабилитировала резолюция ЦК об отмене «формалистического» постановления. Двенадцатая симфония посвящалась В.И. Ленину, а последующие две имели необычную форму: они были созданы для солистов, хора и оркестра – Тринадцатая на стихи Е. Евтушенко, Четырнадцатая – на стихи разных поэтов, объединенные темой смерти. Пятнадцатая симфония, ставшая последней, родилась летом 1971 года, ее премьерой дирижировал сын автора, Максим Шостакович.

Максим Шостакович, сын Дмитрия Шостаковича

В 1958 году композитор берется за оркестровку « Хованщины ». Его версии оперы суждено будет стать самой востребованной в последующие десятилетия. Шостакович, опираясь на восстановленный авторский клавир, сумел очистить музыку Мусоргского от наслоений и интерпретаций. Подобная работа была им проведена и двадцатью годами ранее с « Борисом Годуновым ». В 1959 году состоялась премьера единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича – «Москва, Черемушки», которая вызвала удивление и принималась восторженно. Через три года по мотивам произведения вышел популярный музыкальный фильм. В 60-70 композитор пишет 9 струнных квартетов, много работает над вокальными произведениями. Последним сочинением советского гения была Соната для альта и фортепиано, впервые исполненная уже после его кончины.

Музыка Шостаковича в кино

Музыка Шостаковича в кино

Дмитрий Дмитриевич написал музыку к 33 фильмам. «Катерина Измайлова» и «Москва, Черемушки» были экранизированы. Тем не менее он всегда говорил своим ученикам, что писать для кино можно только под угрозой голодной смерти. Несмотря на то что киномузыку он сочинял исключительно ради гонорара, в ней немало удивительных по красоте мелодий.

Среди его фильмов:

  • «Встречный», режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич, 1932
  • Трилогия о Максиме режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга, 1934-1938
  • «Человек с ружьём», режиссёр С. Юткевич, 1938
  • «Молодая гвардия», режиссёр С. Герасимов, 1948
  • «Встреча на Эльбе», режиссёр Г. Александров, 1948
  • «Овод», режиссёр А. Файнциммер, 1955
  • «Гамлет», режиссёр Г. Козинцев, 1964
  • «Король Лир», режиссёр Г. Козинцев, 1970

Современная киноиндустрия часто использует музыку Шостаковича для создания музыкального оформления картин:


К фигуре Шостаковича и сегодня относятся неоднозначно, называя его то гением, то конъюнктурщиком. Он никогда открыто не высказывался против происходящего, понимая, что тем самым потерял бы возможность писать музыку, которая была главным делом его жизни. Эта музыка даже спустя десятилетия красноречиво говорит как о личности композитора, так и о его отношении к своей страшной эпохе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Шостаковиче

Биография Дмитрия Шостаковича началась в Санкт-Петербурге в 1906 году. Он является правнуком сосланного в Сибирь народника, поляка по национальности. Родители были страстными любителями музыки. Отец, Дмитрий Болеславович, получил химическое образование. Мать, Софья Васильевна, была педагогом по музыке на фортепиано. Кроме Дмитрия, в семье воспитывались две девочки. Старшая Мария впоследствии тоже стала пианисткой, а младшая Зоя получила профессию ветеринара. Мальчику исполнилось 8 лет, когда началась Первая мировая война.

Под впечатлением рассказов взрослых Митя сочинил первое музыкальное произведение и назвал его «Солдат». В 1915 году мальчик поступает в гимназию, не забывая заниматься музыкой и писать песни. Первой его учительницей стала мама. А потом отдала его на попечение известного педагога И. А. Гляссера. Окончив музыкальную школу, мальчик в 1919 году поступил в консерваторию по классу фортепиано. Учась на первом курсе, он закончил оркестровое произведение, над которым начал работать еще дома — Скерцо fis-moll.

В 1920 году молодой музыкант написал следующие музыкальные пьесы для фортепиано:

  • «Две басни Крылова»;
  • «Три фантастических танца».

В это время юноша познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, которые входили в школу Анны Фогт.

Дмитрий старался учиться хорошо, несмотря на маленький паек, который выдавали слушателям. В свободное время пел в ансамбле, на занятия ходил пешком, так как не было физических сил протолкнуться в трамвае среди людей.

После смерти отца стало совсем туго, и он подрабатывал тапером в одном из театров. Отработав месяц, пошел за жалованьем, но директор Волынский устыдил его в том, что человек искусства не должен думать о материальном, и не дал ничего. Часть заработанных денег он все-таки потом получил, а остальные можно было только отсудить.

Большую помощь прилежному студенту оказал директор консерватории А. К. Глазунов, назначив молодому композитору повышенную стипендию и оплатив его лечение в Крыму.

В 1923 году Дмитрий Шостакович окончил учебу по специальности пианиста и композитора. Через некоторое время его дипломную работу — Первую симфонию — играют лучшие в то время оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини. Позже концерт состоялся и в Берлине.

Творчество композитора

Скоро после премьеры о творчестве Шостаковича заговорили в известных кругах. Музыкальные критики представляли его композитором, который способен заменить в Советском Союзе уехавших за границу Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Благодаря зарубежным премьерам, Шостакович стал в одночасье знаменитым. Он пишет Вторую и Третью симфонии, а также музыку к операм «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В 20-е годы началось тесное сотрудничество с театром и кино: более 50 фильмов и спектаклей вышло с его музыкальным оформлением. Но если критики встретили произведение Лескова на «ура», и опера с блестящим успехом была принята отечественными и зарубежными зрителями, то Сталин после просмотра отверг ее совершенно. Вслед за этим в печать запустилась статья с резкой критикой, в которой музыку композитора акулы пера назвали «сумбуром».

Еще одна статья подвергла разгрому его балет «Светлый ручей». Четвертую симфонию цензура также не приняла, и она была исполнена впервые только в 60-е годы. В это же время расстреляли близкого ему по духу маршала Тухачевского, которому композитор посвятил Пятую симфонию. Ее «вождь народов» признал, объяснив это как ответ на справедливую советскую критику, после которой в 1936 году Шостаковича сделали чуть ли не врагом народа.

На премьере в Ленинграде, слушая эту трагическую музыку, зрители плакали, а в конце в течение 40 минут не смолкали аплодисменты, адресованные автору. Тот же оркестр под управлением Мравинского сыграл позднее и его Шестую симфонию. Когда началась война, Шостакович находился в Ленинграде. Хотел со своими учениками идти на фронт — не пустили.

В блокадном городе тоже не разрешили остаться, а отправили в Куйбышев (ныне Самара) вместе с семьей, где он и заканчивал работу над знаменитой, главной в своей жизни Седьмой симфонией, посвященной блокадному городу. Там и состоялась ее премьера в 1942 году. В августе месяце Седьмая симфония была сыграна в Большом зале Ленинградской консерватории, и в трансляции по радио ее услышал весь мир.

Послевоенные произведения

После эвакуации композитор поселился в Москве, продолжив преподавательскую деятельность. Премьера Девятой симфонии, посвященной окончанию войны, состоялась в ноябре 1945 года. Через три года вместе с другими творческими людьми Шостакович попадет под опалу:

  1. Его музыка будет признана чуждой народу.
  2. Композитора обвинят в пресмыкательстве перед Западом.
  3. Его лишат профессорского звания, данного в 1939 году.

После массовой травли, чтобы избежать конфликтов с партийной элитой, композитор отойдет от своей прежней направленности, переключившись на патриотические музыкальные произведения. В 1949 году он создал кантату «О лесах», где восхваляется послевоенное строительство и руководящая роль партии, за что получил впоследствии Сталинскую премию и положительные отзывы музыкальных критиков.

В 1953 году Шостакович возобновил работу над симфониями: выходят почти одновременно Десятая и Одиннадцатая. За последнюю композитору была присуждена Ленинская премия. До конца жизни он создал еще четыре симфонии. На премьере Пятнадцатой в 1971 году дирижировал сын композитора — Максим Шостакович. Он пошел по стопам отца и стал музыкантом в том же жанре.

Дмитрий, внук Дмитрия Шостаковича, музыкальные произведения деда знает наизусть, вылитый его портрет, занимался вокальной деятельностью в оркестре отца, сейчас работает с электронной музыкой. У Максима от второго брака есть еще двое детей: Максим, экономист по профессии и Мария — звукорежиссер. В 1997 году все вернулись из эмиграции на Родину и живут в Павловске.

Старшая дочь композитора Шостаковича Галина не любит публичности, работает в области биохимии, замужем за кинематографистом. У супругов двое детей, которым они любят рассказывать интересные факты о Шостаковиче, их знаменитом деде, который мог бы по праву гордиться ими: ведь это главное, что он оставил после себя.

Личная жизнь

Еще в детстве Дмитрий влюбился в девочку Наталью Кубе и посвятил ей небольшое музыкальное произведение. В то время казалось, что любовь никогда его не покинет. Но первое чувство постепенно забылось, а желание сочинять музыку и посвящать ее любимой женщине у будущего композитора осталось на всю жизнь. Он посвятил Первую симфонию Татьяне Гливенко. И это не просто одна из женщин в его хронологической таблице списка судьбоносных событий. Она была его большой и длительной любовью в жизни, и в музыке юноша передал самое важное для себя: глубокую страсть, душевные муки и сомнения.

Любовные отношения молодых людей длились более десяти лет, пока их первой не прекратила девушка. Это должно было случиться: Татьяне далеко за двадцать, пора иметь семью и детей, а предложения от Дмитрия так и не поступало. Он по нерешительности характера даже не остановил ее от свадьбы с другим мужчиной, хотя очень переживал и мучился от этого. И только спустя три года предложил ей уйти от мужа, но к тому времени женщина родила ребенка и просила больше ее не беспокоить.

Поняв, что любимая потеряна им навсегда, в тот же год Дмитрий женился на студентке Нине Варзар и чуть было не совершил ту же ошибку, не явившись на собственную свадьбу. А все потому, что невеста не пришлась по нраву его матери, и на первых порах он стал также сомневаться в своем решении. Через полгода пара помирилась и все-таки вступила в брак. Нине была посвящена опера «Леди Макбет», музыку к которой американская пресса назвала порнографической.

Нина получила хорошую специальность в астрофизике, могла бы сделать карьеру в этом направлении, но посвятила себя семье и детям: сначала родилась Галина, затем — Максим. По мнению Шостаковича, жена должна встречать мужа с работы. В юности девушка любила играть на рояле, но Дмитрий не выносил непрофессионалов за инструментом.

Постепенно взаимные обиды накапливались, начались измены с той и с другой стороны, которые привели к разводу. Но впоследствии они снова поженились.

После войны Нина Васильевна большую часть времени работала в Ереване, где и умерла от рака, посвятив мужу 20 лет своей жизни и оставив двоих несовершеннолетних детей. Через полтора года, отвыкнув от бытовых проблем, которые раньше брала на себя жена, он с ходу предлагает руку и сердце Маргарите Кайновой, которая совершенно не разделяла его музыкальных взглядов и не любила детей. Через два года музыкант сбежал от нее в Ленинград, поручив сыну уладить дела с разводом.

В 1962 году Дмитрий познакомился с редактором журнала «Советский композитор». Ирина Супинская была моложе его почти на тридцать лет и вначале посчитала несерьезным предложение стать его женой, но вскоре их краткое знакомство переросло в брак. Композитору тогда исполнилось 57, и здоровье уже было не то. Ирина осталась с ним до последних минут жизни.

Читайте также: