Кто строит дома профессии для детей

Опубликовано: 14.05.2024

Цель занятия: познакомить с профессией строителя, его профессио-нальными действиями, предметами-помощниками.

- сформировать представления детей о работе строителя, о том, какие инструменты и машины используются в работе строителя, о некоторых профессиональных действиях;

- закрепить знания о предметах, необходимых строителю для работы, развивать умение классифицировать эти предметы;

- обогатить словарь детей словами: архитектор, проект, чертеж, маляр, штукатур, кровельщик;

- развивать внимание, логическое мышление, память;

- продолжить расширять знания людей о труде, о значении труда в жизни людей;

- воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду, воспиты-вать чувство признательности.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи; рабочая тетрадь «Знакомимся с профессиями» (Антонова М. В.); картинки или слайды с изображением строительных специальностей; ящик с настоящими строительными инструментами для демонстрации; выставка «Строительная техника»- игрушки: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка; раскраски с изображением здания со с. 7 рабочей тетради на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, простой карандаш каждому ребенку.

- чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёс-ла?», Т. Домаренок «На стройке», В. Маяковский «Кем быть?»;

- беседа: «Как преобразился наш город»; рассматривание иллюстраций по теме «Современные здания Саранска и республики Мордовия»;

- беседа о труде взрослых;

- рассматривание окружающих детский сад зданий на прогулке;

- рассматривание иллюстраций о труде взрослых;

- разучивание пословиц и поговорок: «У лодыря Егорки всегда отго-ворки», «Кончил дело - гуляй смело» и др. ;

- сюжетно-ролевая игра «Мы - строители»;

- разучивание стихов на тему «Строительные специальности»;

- приглашение на занятие папы или мамы одного из воспитанников, работающих строителями.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Каждый из нас живет в красивом доме – кто-то в многоквартирном, кто-то в собственном, у нас с вами новый красивый детский сад, и вообще нас с вами окружают различные здания – магазины, торговые центры, больницы, спортивные комплексы. А как вы думаете, кто построил все эти здания? Попробуйте отгадать загадку.

Строю я высотный дом,

Чтобы люди жили в нем.

Есть готовый котлован,

Есть леса, подъемный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я … (строитель

Воспитатель: Правильно, дети, это строитель. Люди не всегда жили в домах, таких как мы с вами. Самыми первыми домами были пещеры и со-оружения на деревьях. Наши предки сгибали ветки, сплетали или связывали их, а затем делали крышу из пучков травы. Но для холодного климата такой домик был неподходящим жилищем, поэтому следующим шагом в строительстве домов стали пещеры. Постепенно люди стали строить крохотные деревянные домики, наполовину вросшие в землю. Но деревянные дома часто горели, и поэтому строители начали строить жилища из камня.

Воспитатель: Строитель – очень нужная и интересная профессия. Сегодня к нам в гости пришел строитель. Его зовут Александр Васильевич, он нам расскажет о своей работе.

Воспитатель приглашает строителя пройти из раздевалки в группу. Под музыку заходит строитель с ящиком, в котором лежат настоящие рабочие инструменты. Дети с воспитателем встречают гостя, здороваются. Строитель представляется, и начинает свой рассказ о профессии.

Строитель: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Я работаю строителем. Я строю дома, детские сады, школы, магазины. Делаю наш город большим, красивым.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, во что одет строитель (строитель одет в специальный профессиональный костюм, на голове у него каска). Правильно, одет строитель - Александр Васильевич - в специальную одежду для строителей. Она называется – спецовка. Спецовка строителя защищает от пыли и грязи. На голове у него каска оранжевого цвета, она служит для безопасности и защищает голову строителя от каких-либо ударов.

Воспитатель: Ребята, Александр Васильевич пришёл к нам не с пустыми руками. С собой он принёс свой ящик, в котором лежат его рабочие инструменты. Вы, Александр Васильевич, присаживайтесь, пожалуйста, и послушайте, как наши ребята умеют отгадывать загадки про строительные инструменты. Если вы, ребята, угадаете правильно, Александр Васильевич будет доставать и показывать нам тот рабочий инструмент, о котором идет речь.

Что есть сил по затылку,

Только ножку прячет. (гвоздь)

2) И белить, и красить можно,

Ею можно рисовать,

Только надо осторожно

Чтоб себя не замарать. (кисть)

3) Он в хозяйстве нужен,

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю. (молоток)

4) Я дощечки распилил

И скворечник смастерил.

Очень сильно помогла.

По хозяйству мне. (пила)

5) Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

С ним мне ничего не страшно,

Я иду вперёд отважно! (фонарик)

После правильной отгадки строитель показывает детям инструменты, о которых идет речь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель: Александр Васильевич, скажите нам, пожалуйста, сможете ли вы один построить большой, многоэтажный дом?

Строитель: Нет, ребята, один я не справлюсь. Для того чтобы построить большой дом, мне нужны помощники. Такие как каменщики, маляры, плотники. Все эти профессии - строительные. Каждый рабочий занят своим профессиональным делом в совместной постройке.

Воспитатель: Александр Васильевич, расскажите нам о работе камен-щика? (воспитатель выкладывает на мольберт картину с изображением ка-менщика (или же включает изображение на телевизоре, мониторе ПК).

Строитель: Каменщик выкладывает стены домов из кирпичей, кладёт кирпичи друг на друга, промазывает их специальным раствором, чтобы стены у домов и зданий были крепкими и прочными.

Воспитатель: Александр Васильевич, наши дети знают стихи о профессии каменщика и сейчас они их вам расскажут.

Дети выходят, рассказывают стихи.

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Кладет кирпич за кирпичом,

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.

Строитель: Да, ребята, каменщикам не страшны ни жара, ни холод. Они трудятся в любое время года.

Воспитатель: Расскажите, какую работу выполняет маляр? (воспита-тель ставит на мольберт картину с изображением маляра или включает на телевизоре, мониторе ПК)

Строитель: Маляр белит потолки, красит стены, рамы, подоконники, двери, полы.

Воспитатель: Послушайте, Александр Васильевич, стихи о малярах.

Дети выходят, рассказывают стихи о маляре.

Красить комнаты пора –

Он и с кистью и с ведром

Наш маляр приходит в дом.

Воспитатель: Какую же работу выполняет плотник? (воспитатель ста-вит на мольберт картину с изображением плотника или включает изображение на телевизоре или мониторе ПК).

Строитель: Плотник делает рамы и вставляет их в проём окон, дверей, изготавливает для окон подоконники.

Воспитатель: Про плотника ребята нам тоже расскажут стихи.

Летят опилки белые,

Летят из под пилы;

Это плотник делает

Без сучка – задоринки.

Воспитатель: Видите, ребята, строительство – это большой коллективный труд. Ребята, давайте с вами на минуточку представим, что мы – строители, и все вместе построим дом.

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Воспитатель: Хорошие из вас строители получились, молодцы!

Воспитатель: Александр Васильевич, расскажите, как вы стали строителем?

Строитель: Когда я был мальчиком, очень любил играть с конструктором, придумывал разные постройки. Когда окончил школу, поступил в строительный институт. Там меня научили, как правильно строить дома. Сейчас, дети, я работаю строителем: строю красивые здания, теплые и уютные дома.

Воспитатель: Александр Васильевич, нужна ли вам на стройке специ-альная техника для строительства?

Строитель: Да, конечно, на стройке помогают специальные современ-ные строительные машины: тракторы, подъемные краны, самосвалы, экскаваторы, бетономешалки и др.

Воспитатель: Ребята, подходите к выставке, рассмотрим технику, ис-пользуемую на стройке.

Дети подходят к выставке строительных машин. Строитель показывает им машины и рассказывает,для чего они предназначены: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка и др. После выставки строитель и дети возвращаются на стулья.

Воспитатель: Ребята, Александру Васильевичу уже пора на работу. Давайте поблагодарим его за встречу и интересный рассказ. (дети и воспитатель прощаются со строителем)

Воспитатель: А теперь давайте выполним несколько заданий, которые помогут нам с вами еще больше узнать о профессии строителя. (показывает рабочую тетрадь «Знакомимся с профессиями», с. 5-7)

Задание 1. Куйгорож построил два дома, он успел покрасить только один дом, помогите ему покрасить и второй дом, но так, чтобы он не отли-чался от первого. (дети раскрашивают здание).

Задание 2. На картинках мы видим работу Куйгорожа. Расскажи, как он построил дом, с чего начал свою работу и чем закончил. (дети составляют рассказ о последовательности в работе строителя)

Задание 3. Назови профессию человека, который

- кроет крышу (кровельщик);

- выкладывает стены из кирпича (каменщик);

- штукатурит стены (штукатур);

- мастерит изделия из дерева (плотник);

- сваривает металлические конструкции (сварщик);

- красит стены (маляр).

Задание 4. Что нужно Куйгорожу, чтобы построить дом? (дети называют инструменты и машины, необходимые для работы строителя).

Задание 5. Давайте вместе назовем здания, нарисованные на картинках. (главный корпус МГУ им. Огарева, Главпочтамт, стадион «Мордовия-Арена»)

Подведение итогов занятия.

Какие строительные специальности ты знаешь?

В чем заключается работа строителей различных специальностей?

Какими качествами должны обладать представители этой профессии?

Понравилась ли вам профессия строителя? Кто-то, может быть, хочет стать строителем, когда вырастет?

Конспект занятия «Гость группы: Пожарный-знакомство с профессией» «Гость группы- «Пожарный»» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о профессии пожарного. Задачи: 1. закреплять представление.

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя»
Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя» Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием.

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Знакомство с профессией гримёра» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Знакомство с профессией гримёр» Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Знакомство с профессией врача»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Знакомство с профессией врача» Конспект занятия в средней группе «Знакомство с профессией врача» Цель: Формирование представления детей о профессии врача. Задачи:.

Конструкт деятельности детей старшей группы комбинированной направленности «Знакомство с профессией-учитель» Тема: «Знакомство с профессией - учитель» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет). Форма совместной деятельности: интерактивная.

Конспект занятия «Мы маленькие поварята! Знакомство с профессией повара»
Конспект занятия «Мы маленькие поварята! Знакомство с профессией повара» Тема: «Знакомство с профессией повара» Цель: дать представление о профессии повара. Программные задачи: - образовательные: уметь узнавать.

Проект для второй младшей группы «Знакомство с профессией «Повар» Почему я выбрала эту тему? Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу.

Конспект занятия «Знакомство с профессией врача «Скорой помощи» «Знакомство с профессией врача «Скорой помощи» Цель: формировать представления детей о труде врача "Скорой помощи" Задачи: - обогащать.

Конспект занятия «Знакомство детей с профессией пожарного» Цели: • формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; • дать представление о том,.

Конспект занятия «Знакомство с профессией — шахтера» Знакомство с профессией - шахтера Цель: Формирование у обучающихся представлений о мире профессий, через активизацию познавательного интереса.

Ребята, мы сегодня с вами будем заниматься исследовательской деятельностью.

А что мы будем исследовать, вы узнаете, посмотрев на слайды.

-Что объединяет эти сказки? (в каждой сказке сказочные герои строили дом)

Ребята, а дом строили не только в сказках. Человек всегда строил дом.

-Сначала люди (жили где, устраивали жилище в пещерах. Потом устраивали жилище из шкур зверей.

Затем дома стали строить из (чего) дерева, камня и кирпича.

Ребята, рядом с нами ведется большое строительство, что строится – новый детский сад, новое здание, новый дом.

-Что нужно для строительства нового дома, нового детского сада?

-Давайте подумаем? Из чего строят дома? Какой-то строительный материал.

-Чтобы доставить материал на стройку, что нужно? Что необходимо? Строительная техника.

-Кто еще нужен для строительства дома? Кто работает на стройке? Люди – строители.

-А какие строительные профессии вы знаете?

-Хотите узнать? Мы будем не просто узнавать, какие есть строительные профессии, мы будем их исследовать. Мы с вами узнаем кто же построит новый детский сад?

-С чего начинается строительство? Кто первым принимается за работу по строительству нового дома?

Первым принимается за работу по строительству дома АРХИТЕКТОР.

Он делает проект, чертеж дома. Он чертит, рисует проект.

Архитектор строит дом – строит дом карандашом.

Какие инструменты использует архитектор для работы: лист бумаги, карандаш, линейка.

Так кто же первым принимается за работу по строительству дома? Архитектор. Что он делает? Чертит проект дома.

Проект дома готов. Выбирают место под строительство и начинают готовить строительную площадку.

-Что такое строительная площадка? Как вы думаете? Место, где будут строить дом.

-Первым на строительную площадку приезжает: Загадка.

Так что-же делает бульдозерист на бульдозере? Он разравнивает землю, площадку. Зачем он ровняет? Что было бы, если бы бульдозер не приехал?

-После бульдозера за работу принимается: загадка.

Что-же делает экскаваторщик на экскаваторе? Он роет котлован, яму. А для чего нужен этот котлован?

Можно строить здание.

-Ребята, а на чем стоит здание, кто-нибудь знает?

Здание стоит на фундаменте.

-Что такое фундамент?

Фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным.

Фундамент – это самая нижняя часть конструкции дома, находящаяся в земле, это «ноги» дома, его опорная часть. Фундамент состоит из блоков, они очень тяжелые.

-Как вы думаете с помощью чего можно поднять эти блоки и уложить в котлован. Загадка.

Что-же делает крановщик на подъемном кране? Он поднимает тяжелые блоки и укладывает их в котлован, яму.

-Фундамент сделан, кто же прибывает на строительную площадку, кто будет продолжать дальнейшую работу?

На строящийся объект прибывает бригада КАМЕНЩИКОВ. Что они делают?

Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.

-Какие инструменты используют каменщики для работы: мастерок, молоток, кирпич, цементный раствор.

-Как вы думаете, какой следующий этап стройки, после возведения стен? Правильно, дому необходима крыша! Зачем? Любое здание покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается КРОВЕЛЬЩИК.

Кровля — это очень важный структурный элемент на завершающем этапе любого строения. Кровля способна защитить дом от любого каприза погоды.

-Дом построен. Можно заходить и жить в дом? Нужно выполнить внутреннюю работу.

На стройку прибывают ПЛОТНИКИ, они устанавливают двери и окна.

-Какие инструменты используют плотники для работы: топор, рубанок, пила, молоток, отвертка, т. е. набор инструментов.

Дверь, окна, пол сделали – можно заходить в дом?

-Надо провести водопровод, для чего он нужен? водопровод проводят САНТЕХНИКИ.

-Какие инструменты используют сантехники для работы: ключ, различные трубы.

-Что еще необходимо в новом доме установить? Эл. Свет. Кто его установит? электрики.

-Какие инструменты используют электрики для работы: отвертки, пассатижи, провода.

-Можно заходить в дом? Нужно навести красоту – сделать внутреннюю отделку помещения. Кто в этом поможет? Мастера отделочных работ. Есть такая профессия штукатур. Что он делает? Он выравнивает стены с помощью инструментов, главный из них мастерок.

-Выровняли стены, что с ними еще нужно сделать? Покрасить комнаты, пора пригласили маляра.

-Что маляр делает – красит, белит стены кистью, валиком.

Сколько строительных профессий мы с вами узнали, исследовали.

-Напомните мне с чего начинается строительство дома.

Посмотрите сколько людей участвует в строительстве нового детского сада.

Как вы думаете очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что шофёр должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.

И в нашем поселке будет построен вот такой красивый детский сад.

А теперь поиграем: Подскажите мне кому что нужно для работы?

Я вам предлагаю построить новый дом. Сможем. Тогда вперед.

Интерактивная игра на компьютере

Молодцы ребята. Вы запомнили все строительные профессии? Вам было интересно исследовать строительные профессии. Может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет выберет какую-нибудь строительную профессию и построит новое, красивое здание в нашем поселке. Будем ждать. Спасибо всем, сегодня хорошо работали все!

Леонтьева Елена Павловна

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

  • Обобщить знания о строительных профессиях.
  • Обогащать речь детей – существительными, обозначающими название строительных материалов.
  • Показать значимость профессии строителя.
  • Воспитывать желание оказывать помощь.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
  • Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
  • Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Саранска.
  • Картинки с изображением людей разных строительных профессий, картинки с инструментами строителей (мастерок, молоток, пила, стеклорез, валик, кисточка, шпатель и т.д.)

Методические приемы : Загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий.

  1. Беседы: «Строительные профессии». «Кто построил детский сад»
  2. Чтение художественной литературы: Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин «Строим дом».
  3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
  4. Проведение сюжетно-ролевой игры «Строители» и дидактической игры «Кому, что нужно для работы?»
  5. Моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов.

Словарная работа: Архитектор, бетонщик, монтажник, каменщик, маляр, мастерок, шпатель.

  1. Приветствие.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного вам дня!

Воспитатель : Ребята, скажите в каком городе мы живём?

Дети: В Саранске.

Воспитатель: Правильно. Наш город Саранск с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий, и я вам сейчас их покажу. (Воспитатель показывает картинки с изображением зданий города)

В нашем городе очень много домов, магазинов, театров и т.д. Скажите кто строит все эти постройки? А ответ на этот вопрос вы узнаете, если угадаете правильно загадки.

2. Отгадывание загадок.

Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой. ( Маляр )
Котлован под дом копать
Целый год лопатой.
Нам же будет помогать
В этом…( Экскаватор )
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят. ( Каменщик )
Чтобы выросла стена
Дома-великана,
Срочно помощь нам нужна
Башенного….( Крана )
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. ( Плотник .)

Воспитатель: Бетонщик закладывает фундамент для дома. Крановщик кирпичи наверх подает. Каменщик стены из кирпича кладет. Штукатур выравнивает стены и потолки. Маляр красит стены и белит потолки. Монтажник скрепляет металлические конструкции. Плотник делает из дерева двери, окна, пороги. Плиточник кладет керамическую плитку на стены. Электрик прокладывает провода. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. И конечно же без помощи машин при строительстве дома не обойтись. Но прежде чем построить дом сначала его рисуют на бумаге, и этим занимается архитектор.

Архитектор строит дом,

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартирах свет,

Для больших и маленьких.

Воспитатель: Как назовём этих людей одним словом?

Воспитатель: Правильно строители . Люди, каких профессий участвуют в строительстве дома?

Дети: ( ответы детей ) (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, плотник).

Воспитатель: Молодцы, все профессии назвали правильно . Какие же дома должны строить для людей строители?

Дети . Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые ( ответы детей ).

3. Дидактическая игра «Кто что делает?» (воспитатель показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия)

Воспитатель : Что делает каменщик (маляр, плотник, сварщик, крановщик, стекольщик, штукатур?)

Дети: ответы детей (Каменщик строит, возводит стены) и т. д.

4. Физкультминутка «Маляры»

Маляры известку носят, идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра

Стены кистью купоросят поворачиваются лицом в круг, делают движения

вверх-вниз воображаемой кистью.

Не спеша разводят мел Наклоняются, мешают воображаемой кистью в

Я бы тоже так сумел. Вновь «красят».

5. Дидактическая игра «Назови, какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из камня – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

6. Дидактическая игра «Подбери нужный инструмент для строительства»

Из предложенных картинок, нужно подобрать инструмент нужный для строительства ( Например: маляр – валик, кисточка ).

Воспитатель . Правильно молодцы, справились с заданием.

Воспитатель . Строители носят специальную одежду: комбинезон, каску, перчатки. Как вы думаете, почему?

Дети : Чтобы защитить своё тело ( ответы детей ).

Почему детям нельзя заходить на строительную площадку? ( ответы детей ).

Дети: Это опасно, может упасть кирпич ( ответы детей ).

7. Итог . Строители трудолюбивы, внимательны, аккуратны, настойчивы, доводят до конца начатое дело. Строители работают в команде, каждый выполняет свои обязанности, но может заменить товарища в работе. Строители используют различные инструменты и оборудования, знают технику безопасности.

Знает в доме каждый житель,
Этот дом возвел…( строитель )

Вот и подошло к концу наше занятие, на нем мы узнали какая важная профессия – строитель. Что вам понравилось на нашем занятии?

Дети: ( ответы детей ).

Воспитатель: Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые удивят нас новыми, прочными и красивыми домами.

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

  • Обобщить знания о строительных профессиях.
  • Обогащать познавательные знания: знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления.
  • Обогащать речь детей – существительными, обозначающими название строительных материалов.
  • Показать значимость профессии строителя.
  • Воспитывать желание оказывать помощь.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
  • Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три поросенка».
  • Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
  • Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.

Методические приемы: Игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, использование литературных произведений.

  1. Беседы: «Строительные профессии». «Кто построил детский сад»
  2. Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка», Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом».
  3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
  4. Проведение сюжетно-ролевой игры «Строители» и дидактической игры «Кому, что нужно для работы?»
  5. Моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кем работают ваши родители?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Как много вы назвали разных профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте поиграем в игру.

Игра с мячом «Кто что делает?» Воспитатель называет профессию, дети – действие.

Врач – лечит, повар – готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.

Воспитатель. Молодцы ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Медведь: Здравствуйте ребята. Стоял в поле теремок, был не низок, не высок. Жили в

нем и не тужили, весело и дружно жили, щи да кашу варили разные животные. А я, медведь – косолапый, разрушил теремок. Вот какая в моей сказке случилась беда.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки пришел медведь?

Дети. Из сказки «Теремок»

Медведь: Правильно, я из сказки « Теремок». Ребята, я принес вам письмо от жителей разрушенного дома.

Воспитатель: Сейчас мы прочитаем, что нам написали жители сказки.

«Ребята, помоги нам построить новый, крепкий, большой и теплый дом. Скоро наступит зима и на улице станет очень холодно.

Мы хотим построить дом,
Чтоб окошко было в нем.
Чтоб у дома дверь была,
Чтобы вместе мы в нем жили,
И медведя в дом пустили,
Чтобы терем – теремок,
Был не низок,
А высок».

Воспитатель. Милый Медведь, ты правильно сделал, что к нам обратился. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята?

Медведь: Я знаю одну лису, она построила домик из-за льда. Может и нам построить ледяной домик.

Воспитатель: Ребята, а в какой сказке у лисы был ледяной дом.

Дети: « Заюшкина избушка»

Воспитатель: Правильно, ребята. Милый медведь, ты разве не знаешь, что случилось с домиком лисы весной?

Дети: Дом лисы растаял.

Воспитатель: Ребята скажите, а почему растаял домик лисы?

Дети: Солнышко пригрело, на улице стало тепло, и лед превратился в воду.

Медведь: Значит лед – непрочный материал. И для строительства дома он не подойдет.

Воспитатель: Правильно медведь, лед не подходит для строительства домов. Ребята, а давайте вспомним, какая избушка была у зайца в сказке?

Дети: Лубяная избушка.

Воспитатель: Правильно. А из чего была сделана такая избушка?

Воспитатель: Верно, избушка у зайца была сделана из дерева, ведь луб – это верхний слой коры дуба. Ребята, а как вы думаете, кора – прочный материал, давайте поверим? У меня в руках кора дерева, и я попробую ее сломать. ( Воспитатель отрывает или отрезает кусочек коры). Видите, кору дерева я могу порвать или разрезать ножницами. Подходит она для строительства домов?

Дети: Нет, кора ломается.

Медведь: Значит и луб не подходит для строительства теремка.

Воспитатель: Верно. Кора тоже не прочный материал, и хотя домик зайца и не растаял весной, крепкого дома из коры не построить.

Медведь: А я слышал, что в сказочном мире поросята живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.

Воспитатель: Да, есть такая замечательная сказка. Ребята, а давайте вспомним, как называется эта сказка?

Дети: « Три поросенка»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, как звали поросят в сказке?

Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Воспитатель: Правильно! Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Только, медведь, запомни: в строительстве красота не главное. Ребята, скажите, какими должны быть дома.

Дети. Крепкими, прочными, надежными.

Воспитатель. Верно. Ребята, вспомните, из каких материалов строили свои домики поросята?

Дети. Ниф-Ниф – из соломы; Нуф-Нуф – из прутиков, веточек и листьев; Наф-Наф – из камней.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте подумаем, солома подходит для строительства домов?

Дети. Нет, не подходит.

Воспитатель. Верно, солома – непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся, я легко разломаю ее пополам (воспитатель просит одного ребенка сломать соломинку). Видите, соломинка сломалась. Для строительства крепких и надежных домов солома не подходит. А веточки и прутики подойдут для строительства домов?

Воспитатель: Верно, веточка легко ломается (воспитатель просит одного ребенка сломать веточку). Можно использовать этот материал для строительства?

Дети. Нет, нельзя! Веточки и прутики – непрочный материал.

Воспитатель. Верно, веточки – тоже непрочный материал. И надежный дом из веточек построить нельзя. Ребята, а как вы думаете камень прочный материал? Мы сейчас проверим его на прочность (Воспитатель предлагает детям потрогать камушки: выбираются 2-3 ребенка, которые стучат камушками друг о друга, роняют камушки на пол, пытаются сломать).

Дети: Камень сломать нельзя, он прочный.

Воспитатель. Правильно. Как вы думаете, какой дом построил Наф-Наф?

Воспитатель. Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным и трудолюбивым. Он не торопился и выбрал самый прочный материал. И его домик получился надежным и крепким.

Медведь: Ребята, я узнал, как строили свои дома три поросенка. А можно узнать, из какого материала люди строят дома?

Воспитатель. Конечно, можно.

Проводится дидактическая игра «Подбери строительный материал».

(Воспитатель показывает картинку с изображением дома, а дети подбирают картинку с изображением строительного материала.)

Физкультминутка «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, липа, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, фантазия, стрекоза, маляр, огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.

Воспитатель: Милый медведь, ты, наверное, впервые в нашем городе? Ребята, скажите, как называется наш город?

Воспитатель: Верно. Наш город Москва с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий, и мы тебе сейчас их покажем. (Воспитатель показывает картинки с изображением зданий города)

Медведь: Красивый город, и дома высокие (медведь рассматривает картинку с изображением панельного дома) Какой красивый дом, а из чего он сделан?

Воспитатель: Это панельный дом. Его строят из бетонных плит. Для вас ребята, это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А как вы думаете, какие дома получаются из этих строительных материалов?

Дети. Крепкие, надежные.

Медведь: Я тоже хочу жить в крепком и надежном доме.

Воспитатель. Думаю, тебе медведь и ребятам будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал. Слушайте внимательно. Для изготовления бетона необходимы такие известные нам материалы: песок и вода. А еще необходим щебень. Что он вам напоминает?

Воспитатель. И цемент. Цемент сыпучий и сухой, как и песок. Давайте повторим названия новых строительных материалов: щебень, цемент. Если перемешать все наши материалы и разлить по формам, получится прочный материал для строительства домов – бетон. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку. Но чтобы настоящий дом построить, много мастеров и машин должно потрудиться. А каких? Мы сейчас с вами узнаем. А для этого нам нужно загадки отгадать. (Воспитатель читает загадки, а когда дети ее отгадают, показывает картинку с изображением профессии или машины)

Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой. (Маляр)

Котлован под дом копать
Целый год лопатой.
Нам же будет помогать
В этом…(Экскаватор)

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят. (Каменщик)

Чтобы выросла стена
Дома-великана,
Срочно помощь нам нужна
Башенного….(Крана)

Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (Плотник.)

Бетонщик закладывает фундамент для дома. Крановщик кирпичи наверх подает. Каменщик стены из кирпича кладет. Штукатур выравнивает стены и потолки. Маляр красит стены и белит потолки. Монтажник скрепляет металлические конструкции. Плотник делает из дерева двери, окна, пороги. Плиточник кладет керамическую плитку на стены. Электрик прокладывает провода. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. И конечно же без помощи машин при строительстве дома не обойтись.

Медведь: Спасибо! Я теперь знаю, из какого материала нужно построить теремок, чтобы он был прочным, крепким и надежным и какая нужная и важная профессия – строитель. А теперь мне пора возвращаться в сказку. До свидания ребята.

Воспитатель: До свидания милый медведь, мы очень рады, что помогли тебе стать настоящим строителем. И уверены, что ты построишь новый, крепкий и большой дом, чтобы было место в нем для мышки-норушки; лягушки-квакушки; зайки-попрыгайки; лисички-сестрички; волчка – серого бочка и для тебя – медведя косолапого.

(Дети прощаются с медведем). Профессия строитель имеет огромное значение в нашей жизни. Давайте еще раз назовем все строительные профессии.

Дети: Каменщик, бетонщик, маляр, штукатур, крановщик, электрик, монтажник.

Воспитатель: Молодцы, все профессии назвали правильно. Какие же дома должны строить для людей строители?

Дети. Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.

Знает в доме каждый житель,
Этот дом возвел…(строитель)

Вот и подошло к концу наше занятие, на нем мы узнали какая важная профессия – строитель. Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми, прочными и красивыми домами.

Цель познакомить детей с трудом строителей каменщик, экскаваторщик, с результатом их труда. Задачи Образовательные расширять и обобщать знания о строительных профессиях дать представления о разнообразной технике, используемой для облегчения труда человека. Развивающие развивать конструктивные способности, мышление и воображение способствовать расширению словарного запаса. Воспитательные воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

« Профессии на стройке»

в старшей группе

воспитатель высшей категории

Конспект ООД по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему « Профессии на стройке».

Цель: познакомить детей с трудом строителей (каменщик, экскаваторщик), с результатом их труда.

Образовательные: расширять и обобщать знания о строительных профессиях; дать представления о разнообразной технике, используемой для облегчения труда человека.

Развивающие: развивать конструктивные способности, мышление и воображение; способствовать расширению словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Демонстрационный материал: картинки с изображением высотного и деревенского дома, строительных объектов, материалов, машин, профессий; части дома: фундамент, стены, крыша.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения С. Баруздин «Строим дом»;

Предварительная работа: чтение художественной литературы о профессии строителя: Б. Заходер «Строители»; беседа с показом иллюстраций о стройке, рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, дидактическая игра «Кому что нужно для работы?», настольные игры «Кем быть?», «Угадай профессию».

Словарная работа: архитектор, каменщик, экскаваторщик, монтажник, фундамент.

Воспитатель приветствует детей. Обращает их внимание на здания за окном.

В-ль: Ребята, какие здания вы увидели за окном? (дома, магазины, школу, детский сад). Правильно, ребята. Эти все здания построили строители. В строительстве различных зданий принимают участие много людей различных строительных профессий, и у каждого свои обязанности. Выставляется модель дома, по которому воспитатель поясняет детям порядок выполняемых работ для построения многоэтажного дома.

Строительство начинается с чертежа дома, который выполняет архитектор. Экскаваторщик роет большую яму – котлован. Бетонщики заливают прочный фундамент, а каменщики возводят стены из кирпичей на цементный раствор для того чтобы кирпичи крепче держались. Крановщики подают кирпичи на верхние этажи. Когда дом уже готов снаружи, штукатуры выравнивают стены, маляры красят их, плиточники укладывают плитку. А электрики прокладывают провода и подводят к квартирам электричество. И все эти профессии нужны для того, чтобы построить дом.

Еще людям в работе помогаю машины: экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны, грузовики, бетономешалки и т.п.

В-ль: Ребята, вспомните пожалуйста, какие профессии мы сегодня называли? А как их можно назвать одним словом? (строители). А какие дома нужно строить для людей? (крепкие, надежные, прочные, теплые, красивые).

В-ль: А теперь ребята, я приглашаю поиграть в игры.

Дидактическая игра «Что лишнее?», «Подбери нужный инструмент».

В-ль: У строителей есть специальная одежда: каска, комбинезон, перчатки. Ребята, как вы думаете, зачем строителям нужна такая одежда? (чтобы защитить себя). А детям можно заходить на строительную площадку? (нет). Почему? (можно пораниться, может упасть кирпич). Правильно, ребята. Строительная площадка не предназначена для детских игр.

В-ль: Строители выполняя различную работу делают одно дело: строят дома, школы, больницы, детские сады. Они трудолюбивы, внимательны, старательны, соблюдают технику безопасности, используют различные инструменты и оборудование, строительную технику.

С. Баруздин «Строим дом».

На улице Садовой

Дом построен новый.

В нем столько светлых окон!

Считать – не сосчитать!

А крыша так высоко

Что птицам не достать.

В доме десять этажей,

В доме тысяча людей.

Кто построил этот дом?

Дом, в котором мы живем?

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

Кто построил этот дом,

Дом, в котором мы живем.

В-ль: Ребята, скажите пожалуйста, какие профессии вы сегодня узнали? А что делает архитектор? Каменщик? Крановщик? Штукатур? И т.д.

В-ль: Сегодня мы узнали, какая важная профессия – строитель. Что вам понравилось на занятии? (ответы детей). Надеюсь, что и среди вас вырастут строители, которые построят для нас надежные, прочные, красивые и теплые дома.

Читайте также: