Кто такой бакенщик профессия

Опубликовано: 01.07.2024

А теперь я расскажу, что же такое бакенщик, пост, перекат и вообще река. Я думаю, вряд ли кто из моих потомков вздумает вновь пойти работать по этой профессии. Если посмотреть на карту, то река смотрится в виде почти прямой полоски или линии. Если же посмотреть на карту в крупном масштабе, то река представится в виде змеи с разными ветками, отростками, и ширина её становится то шире, то уже. Самое глубокое место реки называется фарватером. Границы реки называют берегами. Если стать лицом вниз по течению реки, то правая рука покажет на правый берег, левая — на левый. Правый берег Иртыша более крутой, левый более пологий. Это получилось из-за того, что большинство ветров дуют с запада на восток, и летом, когда спадает уровень воды, и оголяются песчаные отмели, песок ветром сдувается с отмелей и оседает в прибрежных кустарниках. Также влияет кориолисово ускорение (физический термин).

Один изгиб реки называется плёсом. Перемена поворота реки называется перекатом. Так как в каждом плёсе вода прижимается к одному берегу, то фарватер реки расположен у самого берега за счёт центробежных сил. Изменение разворота реки вынуждает фарватер переместиться с одного берега на другой, как бы перекатится, отсюда каждое такое место называется перекатом. На каждом перекате обязательно есть пост. Если вдоль одной петли фарватер находится постоянно около берега, то и пароходам не нужно никаких знаков и команд. Шлёпай вдоль бережка поближе к берегу, лишь бы за берег не цеплять. На перекате самое глубокое место беспрерывно перемещается то вправо, то влево, и главная задача бакенщика каждый день знать, где находится фарватер, обставлять его бакенами, буями и вехами.

Бакенщик — это не просто рабочий поста, как его позже стали называть, это знаток реки, профессор своего дела. Что видит обыкновенно человек, не работающий на реке? Речную гладь, или рябь, или волны, не имеющие никакого смысла. Или отражение в воде берегов, луны, солнца. Или волну, уходящую от парохода или катера в виде клина, а затем катящуюся по берегу следом за судном.

Бакенщик и опытный речник видит дно реки. Видит глубину реки в некоторых местах с точностью до десяти сантиметров. Видит скорость течения, перемещения подводных барханов песка (кос), их место на данный момент времени. Движутся эти барханы в сторону русла или они уходят из русла и их смывает. Если бакенщик ещё и рыбак, то он знает, где сегодня какая рыба и зачем она здесь; поднимаются ли косяки рыб вверх по течению, или они опускаются вниз. Если на перекат принесло какой-нибудь топляк (затонувшее при сплаве бревно или дерево с корнем), то его можно обнаружить, глядя на поверхность воды по бурунам и вихрям на речной глади.

Вот гладкая река, но всё равно видно на реке какие-то тени, полосы, ряби и гладкие места — это картина дна, только умей её расшифровать.

Вот подул низовой ветерок — и резко обозначились все косы и глубокие места. При большом ветре тоже можно по характеру волн определить глубину реки и скорость течения. Чем меньше глубина воды, тем круче волны (буруны).

Бакены — это плавучие знаки в виде шарообразного красного, и трёхгранной пирамиды белого цвета. В ночное время красные бакена обеспечивались фонарями с красными стёклами, белые — с прозрачными или зелёными. Красные бакены ставились с правой стороны реки, белые — с левой. Буи — это поплавки, бочки красного или белого цвета соответственно на правую и левую сторону. Вехи — это просто жерди: на один конец привязывался груз, второй конец торчал из воды. Ставили вместо буёв.

На берегу ставятся ещё несколько знаков. Первый — перевальный столб, место, где пароход или другое судно должно отрываться от берега и уже ориентироваться только по бакенам. На другой стороне реки стоит другой перевальный столб, он уже указывает, что теперь можно идти вдоль берега, но противоположного. Кроме этого в конце и начале переката стоят знаки, указывающие глубину фарватера, ширину и границу переката. На каждом таком перекате обязательно есть пост, который обслуживают один или два бакенщика — постовых рабочих. В их обязанность входит правильно устанавливать знаки, круглые сутки следить, чтобы знаки были на своём месте. Вечером зажигать или включать свет на знаках, утром гасить. Вечером перед заходом солнца, утром на рассвете — в целях экономии керосина. Летом на сон остаётся пять-шесть часов. Каждый день нужно промерять перекат, особенно в тех местах, где русло меняется, и отражать это на знаках.

Вот и всё. Если не считать, что нужно ещё сварить себе что-то хотя бы один раз в день, подоить корову или двух, проверить рыболовные снасти, наладить их, наточить, переставить и многое другое. Кроме этого, заготовить корове корм, себе дрова. Ну и остальные дела: убрать, помыть, почистить, постирать, просушить, поесть и так далее. А если есть ещё куча детей? А ещё досаждающие комары с носами, как копьё татарского всадника, и мошкара, и ростока, и оводы. А может, есть ещё и огород.

У сигнального столба высота восемь метров. Залезь, сними оттуда один или два крестообразных шара, ромба или квадрата, взамен повесь другие. Концы привяжи к столбу, чтобы не мотало ветром, а то сорвёт. Поплыл вниз — легко, хорошо, ветерок помогает, и река несёт, и «москиты» во время ветра не донимают. Подплыл к первому бакену, погасил. Глядь на воду зорким глазом — сбойка воды в сторону русла как бы увеличилась метра на три четыре, надо проверить. Ширь намёткой* — точно. Надо бакен передвинуть, потянул за верёвку — не вынимается, нужна новая кочка**. Если не взял с собой запасную, греби на пост, или, чаще всего, тушишь все бакены и едешь снова. Вернулся после всего на пост — три часа прошло. Надо рыболовные снасти проверить, хорошо, если рядом, а то опять два километра проехать. Ещё домой не вернулся, поплыл по реке плот, зацепил бакен и поплыл твой знак со скоростью десять километров в час вниз по течению. Да ещё китаец какой-нибудь с плота орёт:
— Масля, лави пакен! Цево? Есё спис?

Если не уплыл бакен с горизонта, гонишься за ним, или сразу новый везёшь. А тот потом у следующего бакенщика выкупаешь за магарыч. Не успеешь поставить бакен до парохода, а тот вдруг на мель сядет или колёса пообламывает — отвечаешь уголовно, материально и морально. Некоторые пароходы не очень разбирались со знаками. Прозевает шкипер*** баржи, а капитан парохода оглянется назад, видит, что баржи в фарватер не попадают и начинает дёргать пароход то вправо, то влево, чтобы баржи в русло попали, а с бакенами не считается. Говорил когда-то горбатый бакенщик Саровар:
— Этот Кокиль только пакен топшет. — Что означало в устах казаха: «Этот Гоголь только бакены топчет». («Николай Гоголь» — название парохода).

Пора бы и поесть, надо что-нибудь сварить. Сварил, поел. «Что сегодня? Дрова, сено или огород?» Выбери одно. И погнал часа на три-четыре.

Вернулся, чуть передохнул, надо все фонари и стёкла почистить, керосину долить, всё приготовить к вечеру. Если ставили перемёты на стерлядь, нужно было два-три раза на день проверить, так как на крючки нанизывали обыкновенных дождевых червей и даже на глубине их быстро объедали ерши и плотва, а на голый крючок ничего не ловилось. На язей к перемётам надо ездить утром и вечером обязательно. Самоловы — достаточно проверять (трусить) один раз в сутки. К мордам и вентерям — по утрам.

Мы в войну своей семьёй обеспечивали судоходство на Байжурайском и Нижне-Быстренском перекатах, и у отца, как у старшины, был участок района обстановки в пятьдесят километров. Для этого нужно было, по военным меркам, семь человек. Мать, отец, Анна, я, Пётр, Иван и ещё один ребёнок, или Лилька Бельденинова или Гена Голяшов, мой двоюродный брат, тёти Дуси сын. А требования велики: груз военный. Застрял пароход на мели по твоей вине, можешь схлопотать путёвку в тюрьму, на фронт, в труд-армию, в ФЗУ — это тоже был жупел наказания.

Отец мой не попал на фронт не потому, что имел бронь как работник речного флота. Бронь была в Семипалатинске, а военкомат в Ермаке. Приезжает к нему какой-нибудь начальник третьего отдела Пономарёв (Номеров): «Иван, дай рыбы». — «На». — «А нельзя ли пару навильничков сена?» Бросили на сани. Приезжает на кобыле шофёр первого секретаря райкома: «Иван Иванович, дров надо, райком замерзает». Накладывает кубометра полтора пиленых дров в сани и — рахмат, Аллахакпер (спасибо, Бог подал). И так зимой и летом. И не отцу ли знать, как забирали людей на фронт: «Давай, Иван, одного человека». — «Нельзя, бронь». — «Завтра сам будешь на фронте, если не дашь». Берите Мукаева — и нет Мукаева. Берите Тышенко — и нет Тышенко.

А мы все летние каникулы по 10-12 часов в сутки, малые и большие, как в каторжном труде: дрова, сено, рыба, огороды, обстановка на двух перекатах, разъезды отца по участку. В лодку нужно два гребца, я и Пётр. Я на правое весло, он — на левое.

У нас отпуск начинался с 7 ноября, когда заканчивалась навигация на Иртыше, и мы отправлялись в школу. А первого мая извольте все быть на посту — открывается навигация, и кончил ты школу или нет, успеваешь, или у тебя двойка по русскому языку на осень, первого мая закрывай свой портфель и иди работать на пост.
Лёд тронулся на Иртыше, господа присяжные заседатели!
_______________
*Намётка – шест для измерения глубины реки.
**Кочка – груз, якорь для установки бакена, изготовлен из дерна и сена.
***Шкипер – капитан несамоходного судна (баржи).

Обслуживание реки - трудоёмкое с тысячью мелочей дело, доступное людям с большой ответственностью, знаниями о реке и специфике наблюдений за ней, наделённых мужеством и профессиональной мудростью.
Очень доступно и последовательно описаны суровые будни бакенщиков,- главных речников, ответственных за судоходство на реке. Много узнала нового.
Спасибо.
С уважением -

Вам спасибо за интерес к воспоминаниям!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

«Дубинушку» бурлаки затягивали только в самые трудные моменты.

Многие волжские профессии уже ушли в прошлое, и мы не всегда представляем, в чем именно заключалась работа бакенщиков или бурлаков. Самые популярные профессии тех лет вспоминал журналист «АиФ-Нижний Новгород».

Огни на воде

Бакенщик. 50-е годы XX века

До середины XX века профессия бакенщика была, пожалуй, одной из самых востребованных на Волге.

Бакен - это плавучий знак, который устанавливают на реке, чтобы показать судам, где проходит фарватер, он помогает не сесть на мель. Чтобы этот знак держался на воде и не перемещался, к нему прикреплён якорь. Зимовать бакены не оставляют, иначе их может унести весенним половодьем или поломать льдом. Осенью, после закрытия навигации, их снимают с якоря и убирают до весны, а после ледохода устанавливают заново. Днём бакены отлично видно, а вот ночью или в туман разглядеть этот знак было бы невозможно, если бы внутри этого конуса не светился огонёк.

Когда-то огни на реке зажигал бакенщик, теперь - автоматика.

Раньше к бакенам каждое утро и каждый вечер подплывал на лодке бакенщик. За каждым работником были закреплены несколько десятков этих водных знаков. Работали бакенщики сутками, потому что из-за плохой погоды огонь приходилось зажигать и днём. В конусе бакена стояла обычная керосиновая лампа, которая могла потухнуть из-за дождя, сильного ветра или из-за того, что корпус толкнули брёвна сплавляемого по Волге леса. Дежурный бакенщик сидел в будке, которую строили на берегу, на возвышенности, чтобы было издали видно бакены на реке.

Со стороны правого берега обычно устанавливают красные бакены, со стороны левого - белые, а между ними фарватер. Вечером бакенщик наливал в лампы керосин и зажигал фонари в бакенах. Справа на реке загорались красные огоньки, слева в белых бакенах - зелёные. Утром лампы надо было погасить. Самое трудное время работы бакенщиков весна и осень, когда льют дожди, по ночам бывают заморозки, днём - туманы.

Сейчас огни этих плавучих знаков загораются сами от фотореле. В современном бакене есть лампы, батареи, блок автоматики.

«Эх, дубинушка, ухнем!»

Бурлак. Начало XX века

Картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» многие впервые увидели в школьном учебнике. Художник в своей автобиографии «Далёкое близкое» писал: «Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены!»

Баржи везли по огромной реке всевозможные грузы - от рыбы до железа.

О том, как именно работали бурлаки, большинство из нас судит по картине Репина, но художник изобразил не совсем обычный случай. Повседневная работа бурлаков происходила не на берегу.

Устроено всё было так: на баржи устанавливали большой барабан с тросом и прикреплёнными к нему якорями. Сначала несколько бурлаков садились в лодку, в которую им спускали трос с якорями. Лодка плыла вперёд, через определённые промежутки пути люди бросали якоря. Тем временем бурлаки, оставшиеся на судне, брались за трос и тащили его, идя от носа к корме и наматывая канат обратно на барабан. Как только бурлаки оказывались у кормы, большая часть их перебегала обратно на нос корабля и начинала тащить оставшуюся в воде часть троса. Так повторялось много-много раз. Судно доходило до первого якоря на тросе, бурлаки поднимали его на борт и продолжали свою работу. И так пока не выберут все якоря. Тогда у бурлаков на судне был небольшой перерыв в работе, они ждали, пока их коллеги по артели отплывут с канатом на лодке и бросят все его якоря.

В медицине грядут фантастические перемены! «Двухсотлетний человек».

Бурлаки таскали суда по Волге начиная с XVI века, тогда таким образом передвигались в основном расшивы - плоскодонные парусные суда. Известная народная песня «Эх, дубинушка, ухнем» считалась бурлацкой, потому что именно её они часто пели за работой. Ритм песни помогал координировать движение всех участников артели. Пели в определённые моменты, а не просто потому что душа песни просит. «Дубинушку» затягивали в самые трудные моменты работы. Например, после того, как подняли на борт один из якорей и расшиву надо было сдвинуть с места, приложив максимальные усилия всех бурлаков. Вот тут-то и помогал ритм «Дубинушки».

В России труд бурлаков был официально запрещён в 1929 году. Во время Великой Отечественной войны, когда большая часть буксиров была оснащена орудиями и отправлена на фронт, иногда возобновляли работу бурлацким методом.

Ледяные «кабаны»

Заготовщик льда. 40-е годы XX века

Такая привычная для нас бытовая техника, как холодильник, появилась в середине ХХ века. Сначала это был предмет гордости, но новое изобретение быстро завоевало популярность, и сейчас холодильники есть в каждой квартире. Но из-за этого изобретения ушла в прошлое ещё одна речная профессия - заготовщик льда.

Работа это была сезонная, требующая особой подготовки и сноровки. Ближе к весне заготовщики льда начинали вырезать огромные глыбы льда из ледяного покрова рек. Потом ледяные кубы грузили и отвозили в специальные ледники, в которых в тёплое время года хранили продукты.

Лёд нарезали огромными параллелепипедами.

Но это легко сказать «вырезали глыбы», а сделать совсем не просто. Лёд нарезался не как попало, а огромными параллелепипедами, эти глыбы называли «кабанами». Сначала к большим пилам прикрепляли гири, которые должны были находиться под водой, это помогало держать пилу в вертикальном положении. Этими пилами вырезали продольные полосы льда. Затем пешнями - небольшими ломами с деревянными ручками от этих полос откалывали равные куски - «кабаны».

Непростая задача и вытащить этого «кабана» из воды. Для этого использовали специальные сани-дровни с удлинёнными полозьями. Запряжённую в дровни лошадь надо было подвести близко к полынье, это тоже требовало особой сноровки. Заднюю часть саней аккуратно спускали в воду и подводили под «кабана», а лошади вытаскивали их на берег. Несчастных случаев на этих работах было много, тонули и люди, и лошади, и сани.

«С младых лет на службу хожу; помню, на руках меня в храм носили архимандрита показывать. Потом, лет в пять, в певчие пошел. Отец, значит, на клиросе пел, а я впереди стоял. Чуть ухом поведу, так отец мне — тычок в спину! Стой, дескать, спокойно. Помню, ходил там подросток высокий вкруг алтаря со свечой — пономарь, — кадило батюшке подавал, всяко прислуживал. А потом подросток ушел, и не было никого у батюшки, дьякон даже помер. И восьми лет, как я в школу пошел, батюшка попросил меня кадило ему подавать. Угольки тогда не то как сейчас были — прогорали быстро. Вот брал я холодные угольки, на свечечке грел и следил, чтоб кадило теплым было — уголь древесный скорый на остывание. Когда в школе учился, по большим праздникам, какие на неделе случались, в церкви прислуживать не мог. А по воскресеньям — и на утреннюю службу, и на всенощную — как штык! Уж в школе и ругали меня, в стенгазете продергивали: «Позор! Боря Чижов — пономарь!» Плакал я. В шестнадцать на войну попал. В пехоте три года отслужил, а потом меня в Польше в плен угнали. Вели нас колонной по жаре, ни еды ни питья, кто отощавши падал, того пристреливали. Только в сорок шестом домой вернулся, а уж и церквей почти не осталось — в каких клубы открыли, какие разрушили. До ближайшего храма двадцать километров. И ходил, а как иначе? Я в войну с трупами спал и под пулями лежал, молился. Церковь меня от гибели спасла. Я при ней восемьдесят лет. Ходить могу, сила в руках есть; только книги читать сложно — слеп почти. Но батюшке прислуживаю в радость. Вот отцу Александру, благочинному из Мышкина, уж скоро пятнадцать лет как прислуживаю. Их, пономарей, теперь алтарниками называют, ну а я себя пономарем зову. Последний я такой, наверное, добровольный. Ни копейки от церкви не взял».

Кочегар

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РЯСКОВ:

«Дед мой капитаном железнодорожной службы был. Рядом со станцией жил. Я помню, сплю у бабушки, Полины Михайловны. Форточка приоткрыта, и такой дым вкусный в комнату идет! Такое чувство сразу, как если бы зарядку сделал. Дед мне разрешал семафор поднимать. Это в 1976-мбыло, а я как сейчас помню: крутишь колесо, а вдали, на холме, семафор поднимается. Я еще в кабину паровоза лазил — трогал винты, рычажки. И так мне паровоз нравился — он живой, теплый. В общем, пошел я в дорожно-техническое училище. Отучился, а затем и ездить стал. Паровоз, когда паром пыхает, как будто с тобой разговаривает — ты уже к нему прислушиваешься, беседу с ним ведешь. Что с ним не так, сразу чувствуешь. Кочегар — работа трудная. Во время поездки пар поддерживать надо и следить, чтобы вода в котле на нужном уровне находилась. Кочегар практически постоянно уголь в топку кидать должен. Но хорошо это! Дышишь по‑другому, природные, как говорится, условия: уголь — вещь натуральная, ни солярки, ни бензина, ни керосина, ничего вредного. Сплошная польза. А если отвлечься, то паровоз встанет. Ему ведь что нужно? Ласка, смазка и уход. Смазки он, по чести сказать, потребляет немерено. Уход имеется. А ласка? Смотрите сами: сейчас на всю Россию всего два паровоза осталось. Один мы любовно называем Лебедяночка, второй, трофейный, величаем Фрау Марта. То есть как к девушкам к ним относимся. Был вот у меня грустный период, когда паровозы совсем устранить хотели. Перевели меня на электровоз. Так я мучился там. На электровозе ведь совсем делать нечего. Ни жизни, ни души. Ни пара, ни угля. Поговорить не с кем. Но потом Лебедяночку вернули, и все на места свои встало».

Бакенщик

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕЗВЕРХИЙ:

«Первый раз я бакена в армии увидел. Пост мой прямо на мосту был. Вот я караулю, а из-под моста лодка выезжает, а на ней бакенщики. Один при веслах, другой с багром — и давай фонари заправлять. Девки этих бакенщиков страсть как любили — завидят, так давай платками махать. Но я к тому времени уже оженился. Ходил в клуб с барышней, Лидой Сергеевной, а потом она округлилась, тут и свадьбу сыграли. Я к бакенщикам просто посмотреть пошел. Ну меня и стали уговаривать: иди к нам. Подумал: а чего? — и пошел. Одно плохо: вскорости меня с армейской квартиры погнали. Я что сделал? Уволился с поста, а все при бакенах остался, сложил себе избу прямо возле пристани. Платили нормально: 50 рублей. Сначала на веслах бакена объезжал, а потом выделили мне моторку. Как стемнеет, завожу ее, лампы бакенам почистил — и дальше. А потом теплоход дали. Линию увеличили — по пятьдесят километров ездили. И стал я, Алеша Безверхий, капитаном. Любил я теплоход очень. Списали меня в 2001-м.У меня руки крепкие, бакена спокойно тягаю. И начальство меня уважало. Но, говорят, на ухо туговат. Доктор, гадюка, сказал на комиссии «двадцать пять», а я и не услышал. А он: «Идите на пристань работать, чалки принимать!» Послал я его, обидно было. Но дом-то мой все равно при пристани остался. Триста метров от Москвы-реки. Молодые часто приезжают за советом. Кричат: «Митрич, поплыли с нами». Я Лиде Сергеевне говорю: «Ну, хозяйка, иду на старую работу». Я на теплоход с закрытыми глазами взойти могу. Все ступеньки нутром чую. И крутые, и отложие. Гармонь на борт беру. Я же гармонист! Любил это дело: плывешь на лодочке, песни поешь, как-то весело, природа кругом, а с берегов платками машут».

Трубочист

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРЧАКОВ:

«Я в первый раз на крышу вылез в восемнадцать, сразу после армии. В Люблино дело было, летом, в погожий день, потому как в дождливую погоду работы на крыше запрещены. Вот вылез я, смотрю: сверху все другое — лучше, красивее. Вид — как с самолета. Я, честно сказать, остолбенел. А мне ведь шарик в дымоход кидать надо — проверять, нет ли засора, помех. Мне снизу кричат: «Коль, ты что?» А я и ответить ничего не могу. Потом привык, конечно. Но до сих пор мне наверху гораздо больше нравится. Спокойно там. Куда увереннее себя чувствуешь. Можно крикнуть во весь голос. На земле так не крикнешь — сразу в психушку сволокут. Одно плохо: потом спускаться надо обратно в грязь. Раньше, в конце 1970-х, когда мы по дымоходам лазили, много чего находили — денежные заначки, например, которые мужья от жен прятали. Ну что ж, мы их обратно женам отдавали. А сейчас мы все больше старые дома обслуживаем — пятиэтажки с газовыми колонками и дымоходами. Таких с каждым днем все меньше. И потому профессия наша вымирающая. Но важная. Мы ведь делаем грязную работу, но с чистыми руками. С жильцами много общаемся. Вот приходишь, бывало, к бабульке — а ей люстру некому повесить и лампочку в торшер ввернуть. Помогаем как можем. Я, как бригадир, работаю только с проверенными людьми. В бригаде брат мой родной и еще три надежных человека. Приходилось и увольнять, если понимал, что человек недостоин быть трубочистом. Это ведь на самом деле подарок — работа, которая помогает уйти от суеты. Дескать, вы все внизу, а я — наверху. И мне хорошо».

Стрелочник

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ФАДЕЕВ:

«Устал, конечно. Двенадцать лет ручными стрелками занимаюсь. Гаечный ключ килограммов пять весит, молоток — еще десять. Посторонние предметы из пазов убирать надо. Зимой снег вычищать надо. Сам рычаг опускать не очень тяжело — там противовес есть. Но от стрелки к стрелке приходится на своих двоих. Расстояние между стрелками под три километра. Раньше у нас дрезины были, а теперь так, ногами бегаем. В чистом виде стрелочников уже, считай, не осталось — монтеры путей многое делают: и стрелки переводят, и рельсы меняют, и шпалы укладывают. Вот мы вчетвером кусок рельсы кантуем — а он, между прочим, семьсот килограммов весит. Сейчас многое автоматикой заменено — оно, конечно, легче: с пульта стрелки переводить приятнее. Но все равно текучесть кадров у нас большая. Работа тяжелая, опасная, никто сюда не рвется. Раньше в бригадах по восемь человек работало, а теперь всего трое. Сокращают нас потихоньку. Пока еще работаем: стоим на шпалах, головой, как филины, в разные стороны крутим непрестанно. Бывает, сбивает монтера насмерть. Мне вот через семь лет на пенсию выходить, так я с удовольствием пойду. Хорошо, если к тому времени автоматику поставят: все наши отдохнут».

Кантор

МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ ДУБРОВИЦКИЙ:

«Когда я был маленьким мальчиком и шел с родителями по улице, то всегда немножко стеснялся. Как правило, говорили родители на идише. Помню, я постоянно оглядывался по сторонам — не заметят ли прохожие, что евреи по улице идут? А сейчас вот какое бывает: приходит один знаменитый человек — имени называть не буду — на могилу. Сам еврей, мама еврейка. Вот подходит он к маминой могиле и возле нее крестится. И при этом просит меня молитву читать. Из сидура. Что тут сделаешь — читаю. Раньше, говорят, при посещении могилы усопшего евреи читали всю молитву сами. А сейчас это моя обязанность, многие этого просто не умеют, вот я и читаю вместо них. Мы идем к могиле, и в конце молитвы я произношу: «Омейн». «Омейн», — повторяют они за мной. И выходит, будто они сами все сказали. Я здесь пятнадцатый год, и все ко мне обращаются за помощью. Когда я только пришел сюда, здесь было три старичка: Аркадий Моисеевич, Меир Исаакович и Наум Яковлевич, которые ходили с родственниками к могилам, а сейчас я один остался. Последний. Аркадий Моисеевич уехал в Америку, Меир Исаакович уехал в Израиль, а Наум Яковлевич умер. А меня самого привел сюда Меир Исаакович — он был моим соседом, мы с ним у гаражей познакомились».

Ретушер

АЛЕКСАНДР ВЛАДИСЛАВОВИЧ АГАФОНОВ:

«Ретушер в работе использует свою слюну. У нее консистенция правильная — в меру липкая, в меру жидкая. Плюешь, значит, в крышечку, растираешь тушь, делаешь кисточкой несколько мазков на фотобумаге, добиваешься правильного фона. С черно-белой фотографией проще — нужны всего три краски — черная, белая и серая. С цветной возни больше — ее делают обычными акварельными красками, тон подобрать сложнее. Я когда работаю, переворачиваю фотографию вверх ногами. Здесь есть тонкий момент: если мы видим картинку в правильном ракурсе, то воспринимаем ее целиком, а на помехи не обращаем никакого внимания. Но стоит перевернуть картинку на сто восемьдесят градусов, как все дефекты и мелочи моментально выступают на первый план. Я работаю над фотографией часа полтора. Кому-то это занятие кажется занудством, но на меня оно действует успокаивающе — что-то вроде вязания. Кроме себя, я не знаю в Москве ни одного ретушера — вымершая профессия. Те старики, которые в сороковые годы прошлого века выскребали с фото репрессированного члена Политбюро и рисовали какую-нибудь пальму, либо уже умерли, либо сошли с дистанции. Ведь ретуширование здорово портит зрение. Хотя у меня на этот счет свое мнение: мне кажется, что мое зрение от процесса ретуширования только лучше становится. Хрусталик упражняется».

1. Плевальщики

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

2. Дегтекуры

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

3. Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. Среди уже извозчиков, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики» или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже, а такая поездка редко обходилась дороже рубля.

4. Коробейники

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

5. Скоморохи

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

6. Плакальщицы

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Хозяин тягловой упряжи. На упряжных тележках этот человек перевозил различные грузы: мебель, домашний скарб и проч. Мог и за отдельную плату свой груз и в дом затащить.

8. Банкоброшник

Человек, отвечающий за работу агрегата (банкоброша), разбивавшего ворох хлопкового волокна на отдельно лежащие тонкие жгуты, в бумагопрядильном производстве.

Человек, который крыл в старину крыши тоненькими клиновидными дощечками – гонтами.

10.Лудильщик

Мастер – паяльщик сплавами меди, латуни и бронзы.

Мастер по раскрою ткани (в основном для верхней одежды из кожи) в старину.

Человек, отвечающий за успех (за деньги он громко и заразительно смеялся и хлопал, побуждая других зрителей поддерживать его и, соответственно, артиста) или провал спектакля в театре (за деньги он топал ногами и «шикал» на актеров).

Человек, изготавливающий колеса для бричек и телег.

Мастер – музыкант, играющий на фортепиано во время прокрутки киноленты или оживляющий скучные ужины в забегаловках и кабаках.

Человек, зажигавший по вечерам уличные фонари, и следивший за их исправной работой.

Человек (чаще всего ими становились рыбаки), зажигающий ночью фонари на плавучих бакенах для того, чтобы встречные суда не столкнулись друг с другом и не сели на мель.

Посредники в «шкурных» делах. Они всегда были в курсе всех сделок с недвижимостью, в каком доме живет невеста с богатейшим приданым или кто продает по выгодной цене домашнюю живность. За денежки факторы сводили между собой продавца и покупателя.

18.Цагельщик

Человек, создающий необычные кирпичи – цеглы.

Мастер по пошиву кожухов (верхняя одежда в старину).

20.Бруковщик

Мастеровой, мостивший дороги брусчаткой.

21.Щепетильник

Продавец (зажиточный купец), торговавший мелочевкой (колечками и серьгами, духами и галантереей и прочим «щепетильным» товаром) вразнос.

Работник, обслуживающий бакены(плавучий знак, устанавливаемый наякоре для обозначения навигационных опасностей на пути следованиясудов или для ограждения фарватеров.

Как правильно говорить бакенчик или бакенщик?

Как правильно говорить бакенчик или бакенщик?

Дополни предложения словами по смыслу на в живет сторож бакенщик?

Дополни предложения словами по смыслу на в живет сторож бакенщик.

По день и ночь бегут пароходы пыхтят буксиры.

Буксир тянет за собой на баржу.

Бакенщик ставит по бакены.

Бакен это плавучая корзина с фонарём.

Дополните предложения подходящие по смыслу и по форме существительными?

Дополните предложения подходящие по смыслу и по форме существительными.

) живёт сторож - бакенщик.

) день и ночь бегут параходы , пыхтят буксиры.

Буксир тянет за собой на(.

Бакенщик ставит по(.

Бакен - это плавучая корзина с фонарём.

Слова для справок : Волга, сторожка, канат, отмель, берег.

Запишите получившийся текст, вставляя выбранные существительные .

На . в ?

Живёт сторож - бакенщик.

По . день в ночь бегут пар.

Ходы, пыхтят буксиры.

Буксиры тянет за собой на .

Бакенщик ставит по .

Бакен - это плавучая к.

Рзина с фонарём.

Задание вставить слово и буквы слова для справак вот

Волга, сторожка, канат, отмель, берег.

Дополните предложения подходящими по смыслу и по форме существительными?

Дополните предложения подходящими по смыслу и по форме существительными.

) живёт сторож - бакенщик.

По(. ) день и ночь бегут пароходы, пыхтят буксиры.

Буксир тянет за собой на (.

Бакенщик ставит по(.

Бакен - это плавучая корзина с фонарём.

Слова для справки : Волга, сторожка, канат, отмель, берег.

В данных предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните второстепенные члены предложения и укажите, чем они выражены?

В данных предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните второстепенные члены предложения и укажите, чем они выражены.

1) Графиня хотела заставить его говорить но он наивно смотрел в очки вокруг себя как бы отыскивая кого - то и односложно отвечал на все вопросы графини.

( Л. Толстой) 2) Многие хотели ее приучить к своему дому но она не давалась и вежливо удирала при первой же попытке запереть ее в коридоре или в комнате.

( Л. Андреев) 3) Бакенщик божился что только вчера над этим местом прошел буксир " Кочегар" с четырьмя баками - нефтянками и ни разу не коснулся дна.

Дополните предложения подходящими по смыслу и по форме существительными?

Дополните предложения подходящими по смыслу и по форме существительными.

) живёт сторож - бакенщик.

По(. ) день и ночь бегут пароходы, пыхтят буксиры.

Буксир тянет за собой на (.

Бакенщик ставит по(.

Бакен - это плавучая корзина с фонарём.

Слова для справки : Волга, сторожка, канат, отмель, берег.

1)существительные, у которых суффиксы имеют уменьшительно - ласкательное значение ; 2)существительные, у которых суффиксы имеют пренебрежительное значение ; 3)существительные, у которых суффиксы имеют?

1)существительные, у которых суффиксы имеют уменьшительно - ласкательное значение ; 2)существительные, у которых суффиксы имеют пренебрежительное значение ; 3)существительные, у которых суффиксы имеют значения действия или признака ; 4)существительные, у которых суффиксы обозначают названия лиц ; 1)В доме бакенщик живет.

2)Туча уходила на юг, а на западе уже открылось сияние летней зари.

3)Небольшой зеленый лягушонок сидел на широком плавучем листе, грелся на солнышке.

4)Незнакомые артиллеристы прошли мимо Вани.

5) На утренних и вечерних зорях все жители поют и играют, кто на чем и как умеет.

6)Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой , и писк, и уханье, и жужжание, и урчанье.

7)Старый пустой сарай стоял на берегу шумной горной речонки.

8) Напрасно Биденко осматривал каждый кустик, каждый ствол.

9) Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра.

Помогите надо составить предложения со словами буфетчица , переписчик , лётчик, возчик, бакенщик, сортировица, сварщик , разносчик , копировщик, аппаратчик?

Помогите надо составить предложения со словами буфетчица , переписчик , лётчик, возчик, бакенщик, сортировица, сварщик , разносчик , копировщик, аппаратчик.

Напишите сочинение - рассуждение?

Напишите сочинение - рассуждение.

Объясните , как Вы понимаетн смысл предложения 24 "И почему так тоскует он?

" Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

(1)Разморённый жарким днём, наевшись недожаренной, недосоленной рыбы, бакенщик Егор спит у себя в сторожке.

(2)Просыпается, когда садится солнце и всё вокруг наполняется туманным блеском, а река становится неподвижно - золотой.

(З)Плёс у Егора небольшой.

(4)Ему нужно зажечь фонари на четырёх бакенах, два из которых стоят наверху, два — внизу.

(5)Каждый раз он долго и лениво, как будто впервые, соображает, куда ловчее сначала грести : вверх или вниз.

(б)Потом стучит вёслами и начинает, как обычно, выгребать против течения.

(7)«Всё это трали - вали.

» — думает он, гребя резкими рывками.

(8)Егор очень молод, но относится ко всему наплевательски, с равнодушием, с насмешкой.

(9)Ленив он необыкновенно, а работа бакенщика, лёгкая, стариковская, избаловала его окончательно.

(10)Но иногда смутное беспокойство охватывает Егора.

(11)Чаще всего бывает это вечером.

(12)Тогда он встаёт, выходит на берег, садится или ложится под кустом, завернувшись в полушубок, и чутко слушает и смотрит в темноту на отражённые в реке звёзды, на далёкие яркие огоньки бакенов.

(13)Притворяться ему в такие минуты не перед кем, и лицо его становится грустным, задумчивым.

(14)Томно у него на сердце, хочется чего - то, хочется уехать куда - нибудь, хочется иной жизни.

(15)На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает густой, бархатистый, трёхтоновый гудок.

(16)Немного погодя показывается пароход, ярко озарённый светом, шипит паром и снова гудит.

(17)И глум его, плеск, гудение гулко, знобяще отдаются в прибрежных лесах.

(18)Егор смотрит на пароход и ещё сильнее тоскует.

(19)Он воображает дальнюю дорогу, воображает, , как возле машинного отделения сладко, мягко пахнет паром, начищенной медью и утробным машинным теплом.

(20)На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие красные костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным.

(21)Идёт мимо него жизнь!

(22)Что за звон стоит в его сердце и над всей землёй?

(23)Что так манит, что будоражит его в глухой вечерний час?

(24)И почему так тоскует он?

(25)А ведь прекрасна же его родина — эти пыльные дороги, исхоженные, истоптанные с младенчества, эти деревни, куда так часто ходил он вечерами, где дрался не раз до крови.

(26)Прекрасен же сизый дым костра над рекой, и огни бакенов, и весна с лиловым снегом на полях.

(27)Прекрасна и осень с её скукой, с дождиком, с пахучим ночным ветром!

(28)Так почему же просыпается он, кто зовёт по ночам его?

(29)И смутно ему, какие - то дали зовут его, и города зовут.

(ЗО)Зовёт тоска по работе, по настоящему труду — до смертной усталости, до счастья!

Вы открыли страницу вопроса Кто такой бакенщик?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Исследуемый учеными, присуждаемый за победу, делегируемый съездом, обуреваемый жаждой славы, подгоняемый ветром, доказываемая ученицей, приглашаемые на концерт, объясняемый учителем, видимый в бинокль, вдохновляемый музыкой.

Яблоко - яблоки. Окончание меняется.

И. п. Серебристый ковер Р. П. серебристого ковра Д. П. серебристому ковру В. П. серебристрый ковер Т. П. серебристым ковром П. П. о серебристом ковре.

1) 12 месяцев 2)пальцы в перчатках 3)забор 4)капуста 5)Два ведра и коромысло 6)колеса 7)улей 8)град.

ТракторА, (два, три, четыре)слесаря, доктора, (два, три)договора.

Трактора (как вариант общепринятой нормы - тракторы в орфоэпическом словаре) ; слесари ; директора ; доктора ; договоры.

Глаголы : плачете, спросил, плачем, боитесь, вздохнули, сорвемся, разобьемся, почесал, посоветовал, научитесь.

Том внушил ему , что его занятие очень интересное и поэтому он захотел тоже этим заниматься.

Это вставная конструкция. Она просто вводит дополнительную информацию в текст. Обозначается скобками или тире. "Книжка(её мне подарила сестра) лежала на столе" Или же "Книжка - её мне подарила сестра - лежала на столе".

Опоздав - особая форма глагола - деепричастие. 1 опоздав нач форм опоздать 2 морф. Призн : несов. Вид, возвр. , неперех. , неизм. 3опоздав подчеркнуть пунктир точка.

Читайте также: