Кто такой ботаник профессия

Опубликовано: 15.05.2024

Ботаник – профессия, связанная с изучением растительного мира. Учет и мониторинг с целью сохранения существующих видов и открытие новых – эти задачи решают ее представители. Как стать таким специалистом и где можно трудоустроиться?

Из истории

Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.

Древних письменных документов о растениях до нашего времени дошло немного. Однако даже по тем, что сохранились, видно, что Аристотель делил всю окружающую среду на два царства: живую и неживую природу. Растения, с его точки зрения, относились к живой. Ученый был убежден, что у них есть душа, которая находится на низшей ступени развития – после животных и человека.

Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.

Описание профессии

Кто такие ботаники? Профессия относится к категории научных. Занимаются эти специалисты изучением растительного мира. Каждый из них обычно сконцентрирован на отдельно взятой сфере. К примеру, один может изучать внутреннее строение растений, а другой – исследовать их место в природе. В своей работе они опираются на труды ученых-предшественников. Это позволяет современному ботанику дополнить и расширить уже имеющиеся знания о растениях. Представители этой профессии совмещают работу в офисе (создание описаний, аналитика, гербарий) с трудом «в поле» – в естественной природной среде.

Что делает ботаник? Основная задача такого специалиста – изучение свойств растений и закономерностей их жизненного цикла. Он занимается поиском новых видов и классификацией уже известных науке. Кроме того, ботаник определяет, как растения воздействуют на животных и человека. Результаты кропотливого труда представителей этой профессии важны для развития прикладной науки и технологий: фармацевтики, сельского хозяйства, биотехнологий и так далее.

Чаще всего ботаники трудоустраиваются в научно-исследовательский центр, лабораторию, ботанический сад, парк-дендрарий, биосферный заповедник, а также на сельскохозяйственное предприятие. Те специалисты, которые имеют склонность к педагогике, идут работать преподавателями в вузы, защищают диссертации, пишут научные статьи и книги.

Специализации

В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.

  1. Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
  2. Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
  3. Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.

Образование и ЕГЭ

Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:

  • Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
  • Тюменский государственный университет.
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  • Воронежский госуниверситет.
  • Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
  • Иркутский госуниверситет.

Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.

Перечень обязанностей

Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).

Вот чем занимаются ботаники в целом:

  1. Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
  2. Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
  3. Ведут запланированные исследования.
  4. Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
  5. Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
  6. Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
  7. Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.

Знания, умения и личностные качества

Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:

  • ботаника;
  • цитология (так называется наука о клетке);
  • внутреннее устройство и жизнедеятельность растений;
  • микробиология;
  • биохимия;
  • биофизика;
  • генетика;
  • селекция;
  • экология.

Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.

Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.

Заработная плата

Уровень оплаты труда ботаников невысокий. В основном они работают в государственных учреждениях. В среднем по России зарплата представителей этой профессии составляет порядка 20 тысяч рублей. Минимальная заработная плата подбирается к отметке 10 тысяч рублей. Максимальная – примерно 30 тысяч рублей.

Зарабатывать больше могут флористы и ландшафтные дизайнеры. Этим специалистам открыт путь в частные фирмы, где оплата труда зачастую выше, чем на государственных предприятиях.

Как строить карьеру

Ученый-ботаник может построить успешную карьеру, если будет постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, писать научные статьи в солидные международные издания, издавать книги и получать ученые степени. Первая ступень карьерной лестницы – младший специалист. При должном старании и успешной защите диссертации он может стать кандидатом и доктором наук.

Учтите, что карьерный рост ученого-ботаника – процесс длительный. Ведь исследования занимают долгие годы. Флористы и ландшафтные дизайнеры могут сперва устроиться учеником к опытному специалисту, а потом – возглавить фирму или же открыть собственную.

Перспективы профессии

Профессию ботаника, конечно, сложно назвать популярной. Но несмотря ни на что, наука продолжает развиваться. А это значит, что свежая кровь будет требоваться всегда. По состоянию на сегодняшний день ученые уже описали порядка 350 000 цветущих растений. Это достаточно большое количество. Некоторым может показаться, что в этой сфере делать больше нечего. Ничего подобного! Предположительно еще 70 000 видов только предстоит открыть. К тому же аграрный сектор требует новых исследований и разработок – в частности выведения новых сортов, более устойчивых к неблагоприятному воздействию внешних факторов.

Не стоит на месте и технический прогресс. Благодаря тотальной автоматизации и компьютеризации сегодня специалисты создают цифровые гербарии, распознавая растения с помощью специального программного обеспечения.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия ботаник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>



Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — относящийся к растениям, от βοτάνη — трава, растение) — наука о растениях.

Содержание

Предмет исследований

Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогения), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение, или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.


Основная ботаническая дисциплина — систематика растений — разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой, выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину — дендрологию.

В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию — описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию — изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой, или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией, изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом.

Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений, а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого — ботаническая география.

Наука об ископаемых растениях — палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений. Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника — учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники — изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).

Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в животных организмах, и изучаются сходными методами. Однако биохимия и физиология растений отличаются рядом специфических черт, исключительно или почти исключительно свойственных растениям. Поэтому разграничить физиологию и биохимию растений от собственно ботаники нелегко, тем более, что физиологические и биохимические особенности растений могут рассматриваться как таксономические признаки, следовательно, интересовать систематиков растений. Эти же особенности чрезвычайно важны для понимания проблем экологии и геоботаники, географии растений и ботанической географии, экономической ботаники и т. д. Генетика растений обычно также рассматривается как раздел общей генетики, хотя некоторые главы её (генетика популяций, цитогенетика) тесно связаны с систематикой, особенно биосистематикой, экологией растений и геоботаникой.

Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, так как их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются. Трудно определить место таких наук, как физиологическая анатомия и экологическая физиология, или отделить использование химических особенностей растений в систематике (хемосистематика) от сравнительной биохимии растений; наряду с этим процессом идёт и весьма узкая специализация отдельных ботанических разделов.

Ботаника тесно связана со многими другими науками — с геологией через палеоботанику и индикационную геоботанику (использование признаков некоторых растений и их сообществ как индикаторов некоторых полезных ископаемых); с химией — через биохимию и физиологию, экономическую ботанику и фармакогнозию; с почвоведением и физической географией — через экологию и геоботанику; с техническими науками — через экономическую ботанику. Ботаника — естественноисторическая основа сельского и лесного хозяйства, зелёного строительства в городах, курортах и парках, она разрешает многие вопросы пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности. Однако важнейшая задача ботаники — изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества — биосферы и прежде всего растительного мира — фитосферы.

Методы исследования

Ботаника пользуется как наблюдением, так и сравнительным, историческим и экспериментальным методами, включающими сбор и составление коллекций, наблюдение в природе и на опытных участках, эксперимент в природе и в условиях специализированных лабораторий, математическую обработку полученной информации. Наряду с классическими методами регистрации тех или иных признаков изучаемых растений используется весь арсенал современных химических, физических и кибернетических методов исследования.

Основные этапы развития ботаники

Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась к XVII-XVIII векам, хотя многие сведения о растениях были известны и первобытному человеку, так как жизнь его была связана с полезными, главным образом пищевыми, лекарственными и ядовитыми растениями. Первыми книгами, в которых растения описывались не только в связи с их полезностью, были произведения греческих и других учёных-натуралистов. Римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» привёл все известные его современникам сведения о природе; он упомянул около 1000 видов растений, описав их достаточно точно.

В России в XV-XVII веках переводят с греческого, латинского и европейских языков и переписывают описания лекарственных растений. В XVIII веке, положив в основу своей искусственной системы строение цветка, Линней разбил мир растений на 24 класса. Система Линнея не надолго пережила своего создателя, однако значение её в истории ботаники огромно.

XIX век ознаменовался интенсивным развитием естествознания в целом. Бурное развитие получили и все отрасли ботаники. Решающее влияние на систематику оказала эволюционная теория Ч. Дарвина.

Характерные черты современного этапа развития ботаники — стирание граней между отдельными её отраслями и их интеграция. Так, в систематике растений для характеристики отдельных таксонов всё шире применяют цитологические, анатомические, эмбриологические и биохимические методы. Разработка новых методов исследования, основанных на достижениях физики и химии, позволила решать задачи, недоступные ранее. Так, в результате использования электронного микроскопа, разрешающая сила которого по сравнению с другими оптическими приборами возросла в сотни раз, были выявлены многие новые детали строения растительной клетки, что с успехом используется не только в анатомии, но и в систематике растений.

Ботаническая номенклатура

Помимо принятой в биологии системы классификаций, ботаника как и другие поднауки биологии дополнительно различают виды на разновидности, подразновидности и формы.

В русской литературе вместо термина ботаническая номенклатура принято употреблять словосечетание бинарная номенклатура, в зоологической литературе получило распространение словосочетание биноминальная номенклатура.

Формирование и пополнение ботанической номенклатуры регламентируется Международным кодексом ботанической номенклатуры

Ботаник профессия

Собирательство как образ жизни и способ добывания пищи требовало определённых знаний о свойствах растений, их сроках созревания и способах культивирования. Практические знания постепенно перерастали в теоретические и по мере развития человечества были организованы в единую науку ботанику. Профессия ботаника — важная и сложная прикладная специальность, которая требует постоянного самосовершенствования. В этой статье будут рассмотрены обязанности и карьерные перспективы ботаников, востребованность этой профессии, возможные места работы специалистов и личные качества, необходимые для выполнения этой работы.

Обязанности

Деятельность представителей данной профессии связана с научной сферой. Она требует глубокой специализации, так как поле ботанических знаний огромно, и стать хорошим специалистом можно, только изучая конкретную ветвь ботаники.

В зависимости от области применения профессиональных навыков круг обязанностей ботаника включает в себя работу со специальной литературой, сбор и классифицирование растений.

Также эти специалисты занимаются изучением экологической обстановки, проводят необходимые для аграрного сектора исследования, систематизируют известные культуры, контролируют выведение новых сортов растений.

Важно! Люди со склонностью к аллергиям не могут быть ботаниками — в этой профессии необходим постоянный контакт с растительными аллергенами, такими как пыльца, пыль и соки растений.

Ботаники часто занимаются преподавательской деятельностью, передают свои знания молодым специалистам и делают свою профессию интересной для них. Получить новую информацию в ботанике можно либо в полевых, либо в лабораторных условиях, так что труд грамотных преподавателей ценится высоко.

Ботаник профессия

Иногда в список должностных обязанностей этих специалистов включается проведение научных мероприятий с целью популяризации правильного отношения к растениям среди гражданского населения.

Места работы

Так как растения и растительная продукция используются во многих сферах жизни, в специалистах ботаниках нуждаются на аграрных предприятиях и в научно-исследовательских лабораториях. Эти профессионалы могут претендовать на позицию в ботанических садах, парках, посадках и водных комплексах, участвовать в экспедиционной деятельности.

Университеты, имеющие факультеты садово-паркового хозяйства, садовничества, ботаники и других аграрных наук приглашают к себе особо талантливых ботаников на ведение преподавательской деятельности.

Специализация, карьера и перспективы

Всего существует несколько подразделов ботаники, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие группы. Обычно специалист-ботаник готовится к изучению морфологии, физиологии, систематики растений, их географии и экологии.

Ботаники имеют самый широкий профиль — от эмбриологов, изучающих начальные этапы развития растений, до палеоботаников, работающих над историей развития мировой флоры.

Ботаник профессия

Молодые профессионалы, которые планируют работать по специальности, обычно начинают свою карьеру с низших сотрудников — помощников специалистов, лаборантов, садовников, младших преподавателей. Средний срок поднятия на следующий уровень карьерной лестницы составляет от 3 до 4 лет.

К выслуге лет обычно добавляются личностные достижения, такие как научные работы, публикации в специализированной литературе, исследовательская деятельность. Такой род активности ускоряет повышение по службе.

Знаете ли вы? Ботаника как наука возникла впервые в 380-х годах до н. э. благодаря научным трудам Аристотеля, изучавшего полезные свойства и особенности развития растений. Его научные труды стали основанием для последующих разработок и исследований, которыми занимались его преемники — Теофраст и Плиний Старший.

Данная профессия имеет хорошие перспективы для тех, кто увлечён своим делом и планирует отдавать ему всё доступное время. Младшие сотрудники могут заниматься научной деятельностью, становиться уважаемыми исследователями. Подобный принцип развития относится ко всем специалистам, работающим в этой сфере.

Популярные вопросы мировой экологической обстановки, сохранения исчезающих зелёных видов и нехватки пищевых ресурсов обеспечат специалистов в этой области стабильной занятостью.

Зарплата ботаника

Оплата труда такого специалиста зависит не только от его образования и профессиональной грамотности, но и места работы, и региона проживания. Государственные предприятия оплачивают труд ботаников не так щедро, как частные организации.

Профессия ботаник

В среднем ботаники в России зарабатывают 25 тыс. руб. — в эквиваленте столько же, сколько специалисты других стран СНГ. В Москве и Санкт-Петербурге оплата несколько выше — 28 тыс. руб.

Если говорить об аграрных компаниях, то средняя зарплата младшего специалиста колеблется в пределах 30 тыс. руб., старшего — 55 тыс. руб. Работа в сфере образования приносит доход в пределах 35 тыс. руб., а занятость в парковом и садовом хозяйствах — около 20 тыс. руб.

Кому подходит профессия

Лучшими специалистами становятся люди, увлечённые своей профессией, которые имеют желание получать новую информацию и всю её систематизировать.

Они должны быть заинтересованы в истории и тенденциях развития растений, увлекаться изучением профессиональной литературы, работ своих предшественников, рассуждать о новинках ботаники с единомышленниками.

Знаете ли вы? Лучшим ботаническим трудом Средневековья считается обширная рукописная работа испанского исследователя и учёного Франсиско Эрнандеса де Кордоба под названием «История растений Новой Испании». Книга была закончена в 1577 году и представляла наиболее полную для своего времени классификацию растений (более 3 тыс. видов).

Ботаника легко дастся людям внимательным и скрупулезным, тем, кто имеет нестандартное мышление и способен запоминать большие объемы информации.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

Так как сфера применения полученных в процессе обучения знаний широка, проблем с трудоустройством у молодых специалистов не возникнет.

Рабочие места для ботаников есть всегда, искать их нужно в учебных заведениях аграрной направленности, на фермах, в научных лабораториях, в заповедниках и заказниках.

Ботаник профессия

Всегда большой спрос на ботаников присутствует в теплицах и парниках, занимающихся выведением гибридных сортов декоративных и урожайных культур.

Важно! Чтобы получить работу по специальности, стоит обратиться на аграрное предприятие в период производственной практики и записаться туда в качестве стажёра. Людей, которые уже работали в коллективе, гораздо охотнее берут на работу.

Как стать ботаником

В этой сфере ограничиться самообразованием не получится. Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти обучение в колледже, а затем — в университете.

Какие именно специализации выбрать для обучения, зависит от абитуриента, так как бывают они самые разные, и стать специалистом можно в любой из них. Существует ряд учебных заведений, готовящих профессионалов в этой профессии.

К самым популярным из них относятся:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Федеральный университет в Казани;
  • РУДН;
  • Сочинский филиал РУДН;
  • Аграрный колледж в Красноярске;
  • Карачаево-Черкесский университет им. Алиева;
  • Пермский и Астраханский университеты.

МГУ им. Ломоносова

Требования к ботанику

Данная профессия требует определённых навыков и личных качеств для полноценного выполнения служебных обязанностей:

  • главные две характеристики ботаника — это внимательность и усидчивость. Благодаря этим качествам он сможет работать с большими объёмами материалов, обрабатывать информацию, при этом не утомляясь;
  • отличная память. Пригодится при запоминании огромного количества информации, которая нужна для сравнительного анализа;
  • обширные познания в области естественных наук — разных отраслях биологии, химии, генетики, селекции, биофизики;
  • аккуратность и наблюдательность придутся кстати тем специалистам, которые работают в полевых условиях и вносят новую информацию в уже существующие классификации;
  • приспособленность к минимальным удобствам, неприхотливость в пище, отсутствие склонности к аллергиям. Особенно касается работников, посвятивших себя исследовательской экспедиционной деятельности.

Ботаник профессия

Ботаник — это романтичная и одновременно практичная профессия, которая несёт большую пользу для многих сфер жизни человечества. Она требует постоянного совершенствования, готовности к самообразованию. Любовь к растительному миру, хорошая память и преданность своему делу считаются залогом успешного продвижения по карьерной лестнице и постоянной востребованности ботаника как профессионала.

Изучая описание ботаника как профессии и анализируя, где учиться этой специальности, какие плюсы и минусы, ожидаемая зарплата и карьерные возможности, нельзя упустить значение слова «ботаника». Оно происходит от греческого слова botane, и это название означает траву, овощ, зелень, растение. Являясь разделом биологии, она комплексно исследует и изучает флору, её физиологию и анатомию, систематизирует растения по видам, изучает историю, географическое расселение растительности, их наследственность и приспособляемость к окружающей среде, решает проблемы экологии.

Существует несколько значений слова «ботаник»:

  1. Тот, кто получил образование в области науки ботаники и профессионально занимается этой наукой.
  2. Преподаватель соответствующего школьного предмета.
  3. Школьник или студент, занимающийся учёбой в ущерб реальной жизни.

Истоки профессии

Самыми первыми ботаниками, по сути, были древние люди. Сбор и систематизация сведений о растениях очень быстро начали играть немаловажную роль в их жизни. При ежедневном столкновении с множеством съедобных, полезных и ядовитых растений знания о них стали вопросом выживания.

Греческие учёные-натуралисты одними из первых в книгах начали описывать всю флору, а не только нужные в хозяйстве растения для человека. Философы также были немного ботаниками и пытались систематизировать растительность, рассматривая их как часть природы.

Аристотель впервые в IV в. до н. э. задумался о месте растений в природе вообще, в отличие от остальных исследователей, которых интересовала флора, представляющая исключительно хозяйственную ценность. Из немногих материалов, которые дошли до нынешних времён, можно увидеть, что Аристотель разделил окружающий мир на два царства: живое и неодушевлённое.

Растения он причислял к царству живому и утверждал, что хотя они и находятся на нижней ступени развития по сравнению с животным и человеком, но также обладают душой. Аристотель выделял общие свойства в природе животного и растительного мира. Он подчеркивал, что по тому, как выглядят некоторые морские обитатели, трудно точно определить, относятся они к животному миру или же к растительному.

Основоположник и отец ботаники, бывший ученик Аристотеля Теофраст, вынес ее в отдельную науку. Помимо описания возможности применения растений в хозяйстве и медицине, он занимался и теоретическими вопросами. Он установил планку в описании форм растительности и в понимании их природы, выше которой подняться не получилось ни у одного ученого тех времен.

Возможно, с точки зрения современной школы и знаний, некоторые утверждения Теофраста можно называть простоватыми и ненаучными, но это отнюдь не уменьшает влияние его работ на развитие науки на протяжении многих веков.

Ботаника в современном мире

Сегодня ботаника охватывает широкий спектр проблем:

  1. Систематика — занимается объединением и естественной классификацией растений по определённым признакам.
  2. Эволюция — изучает изменение флоры в течение геологического времени.
  3. Анатомия и морфология — изучение закономерности внешнего и внутреннего строения растений.
  4. География растений — особенности нынешнего и прошлого распространения флоры на поверхности Земли.
  5. Экология — изучение взаимосвязи растений со средой их обитания.
  6. Экономическая ботаника — варианты использования растений в хозяйственных целях.

Ботаника является основой сельского и лесного хозяйства, она разрешает многие вопросы химической, пищевой, деревообрабатывающей, фармацевтической, текстильной, косметической, целлюлозно-бумажной и микробиологической промышленности, а значит позволяет найти интересную нишу для деятельности. Сейчас производство продуктов питания становится глобальной проблемой современности.

Население планеты растет, ресурсов становится все меньше, человечество входит в период острой нехватки ресурсов, и ботаники одними из первых работают над решением этой проблемы.

Как стать ученым-ботаником

Только по-настоящему увлеченный человек, который действительно любит растения, может стать успешным ученым. На этой работе необходимы не только наблюдательность, внимательность, усидчивость, аналитический склад ума, но и умение ориентироваться в соответствующих областях, связанных с растительным миром.

Где учиться для получения этой профессии? Для освоения профессии ботаника необходимо получить образование по специальности «биология» или «агрономия». Данные факультеты встречаются в высших учебных заведениях России и множества других стран.

Специалист в этой сфере является востребованным в самых различных отраслях. Преподавание и работа над научными трудами, работа в научно-исследовательских центрах и на аграрных предприятиях, в лабораториях, ботанических садах, парках-дендрариях, работа над ландшафтным дизайном и планами озеленения населенных пунктов, не считая смежных отраслей, таких как химическая промышленность, медицина и т. п.

Несмотря на то что учеными описано около 350 000 видов флоры, 70 000 видов еще только предстоит изучить. Так что работы и исследований в этой отрасли хватит на века. В отличие от ботаников прошлого столетия, на помощь современникам приходят цифровые библиотеки растений, где можно распознать растения с помощью специального программного обеспечения и получить информацию о нем в любой части земного шара.

Уровень оплаты труда варьируется от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Агрономы, флористы и ландшафтные дизайнеры зачастую получают зарплату выше, работая на частных предприятиях и в больших корпорациях.

Ученый-ботаник может построить успешную научную карьеру. Начиная с написания научных статей и получения ученой степени, он может стать кандидатом и доктором наук, а там можно и Нобелевскую премию получить, если сделать ряд выдающихся открытий. Главное, как и в любом другом деле — это увлечённость и любовь к своему делу.

Обучение в geekbrains
Ботаник
Описание профессии ботаник - где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Важнейшая задача ботаника — это научное исследование растительного мира. Специалист занимается сбором растений, составлением справочником, проектированием разработок с целью совершенствования сельскохозяйственной деятельности.

Ботаники активно следят за экологической обстановкой и состоянием растений в природе, ставят эксперименты в природе и в лабораториях. На основе полученных данных учёные предлагают, например, новую систематику растений, способы их разведения или выведения новых видов и сортов растений.

Ботаник (профессия)

Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогенез), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение, или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) — науку о водорослях, микологию — о грибах, лихенологию — о лишайниках, бриологию — о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку — микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.

Основная ботаническая дисциплина — систематика растений

— разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы — таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой, выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств — хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину — дендрологию.

В тесной связи с систематикой находится морфология растений

, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком — включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию, исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию, изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию — описание частей и органов растений, палинологию — изучение пыльцы и спор растений, карпологию — описание и классификация плодов, тератологию — изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений

. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой, или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией, изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом.

Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений

, а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого — ботаническая география.

Наука об ископаемых растениях — палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений. Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника — учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники — изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).

Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в животных организмах, и изучаются сходными методами. Однако биохимия и физиология растений отличаются рядом специфических черт, исключительно или почти исключительно свойственных растениям. Поэтому разграничить физиологию и биохимию растений от собственно ботаники нелегко, тем более, что физиологические и биохимические особенности растений могут рассматриваться как таксономические признаки, следовательно, интересовать систематиков растений. Эти же особенности чрезвычайно важны для понимания проблем экологии и геоботаники, географии растений и ботанической географии, экономической ботаники и т. д. Генетика растений обычно также рассматривается как раздел общей генетики, хотя некоторые главы её (генетика популяций, цитогенетика) тесно связаны с систематикой, особенно биосистематикой, экологией растений и геоботаникой.

Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, так как их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются. Трудно определить место таких наук, как физиологическая анатомия и экологическая физиология, или отделить использование химических особенностей растений в систематике (хемосистематика) от сравнительной биохимии растений; наряду с этим процессом идёт и весьма узкая специализация отдельных ботанических разделов.

Ботаника тесно связана со многими другими науками — с геологией через палеоботанику и индикационную геоботанику (использование признаков некоторых растений и их сообществ как индикаторов некоторых полезных ископаемых); с химией — через биохимию и физиологию, экономическую ботанику и фармакогнозию; с почвоведением и физической географией — через экологию и геоботанику; с техническими науками — через экономическую ботанику. Ботаника — естественно-историческая основа сельского и лесного хозяйства, зелёного строительства в городах, курортах и парках, она разрешает многие вопросы пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, микробиологической, деревообрабатывающей промышленности. Однако важнейшая задача ботаники — изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества

— биосферы и прежде всего растительного мира — фитосферы.

Отзывы о профессии

«Несмотря на сокращение своей сферы на протяжении десятилетий, ботаника ни в коем случае не является устаревшей наукой. На сегодняшний день описано почти 350 тыс. цветущих растений, однако, по предположительным оценкам, 70 тыс. еще предстоит открыть. Кроме того, технический прогресс открывает новые возможности, такие как создание мировых коллекций — гербариев в цифровом формате — и распознавание растений, в частности овощей, с помощью компьютера».

Редактор портала ng.ru

Основные этапы развития ботаники

Как стройная система знаний о растениях ботаника оформилась к XVII -XVIII векам , хотя многие сведения о растениях были известны и первобытному человеку, так как жизнь его была связана с полезными, главным образом пищевыми, лекарственными и ядовитыми растениями. Первыми книгами, в которых растения описывались не только в связи с их полезностью, были произведения греческих и других учёных-натуралистов. Римский натуралист Плиний Старший в своей «Естественной истории» привёл все известные его современникам сведения о природе; он упомянул около 1000 видов растений, описав их достаточно точно.

Характерные черты современного этапа развития ботаники — стирание граней между отдельными её отраслями и их интеграция. Так, в систематике растений для характеристики отдельных таксонов всё шире применяют цитологические, анатомические, эмбриологические и биохимические методы. Разработка новых методов исследования, основанных на достижениях физики и химии, позволила решать задачи, недоступные ранее. Так, в результате использования электронного микроскопа, разрешающая сила которого по сравнению с другими оптическими приборами возросла в сотни раз, были выявлены многие новые детали строения растительной клетки, что с успехом используется не только в анатомии, но и в систематике растений.
Полная статья: История ботаники

Обучение

Чтобы стать ботаником, необходимо высшее образование по специальности «Биология». Учиться можно, например, в: Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С. М. Кирова, Санкт-Петербургском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

В Москве — Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева.

Обучение в geekbrains

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Аристотель

До Аристотеля исследователей интересовали в основном лекарственные растения и те, что представляли хозяйственную ценность. Тогда как этот ученый грек в IV в. до н. э. впервые задумался об их месте в природе вообще.

Из тех немногочисленных материалов, затрагивающих тему растений, что дошли до нашего времени, видно, что Аристотелем признавалось существование двух царств окружающего мира: живой и неодушевленной природы.

Растения он относил к живому царству. Ученый считал, что они обладают душой, хотя и находящейся на более низкой ступени развития, чем у животных и человека. Аристотель видел в природе животного и растительного мира общие свойства. Так, например, он писал, что относительно некоторых морских обитателей трудно наверняка сказать, что это — растение или животное.

Отец ботаники

Это высокое звание относится к ученику Аристотеля Теофрасту. Его труды рассматриваются как сведение в одну систему познаний, присущих практикам сельского хозяйства, медицины, а также работ ученых Античности.

Теофраст явился основателем ботаники, выделив ее в самостоятельную науку. Описывая способы применения растений в медицине и хозяйстве, он занимался и теоретическими вопросами. Влияние трудов этого ученого на развитие ботаники в будущем было огромным в течение многих столетий.

Ни одному ученому Древнего мира не удалось подняться выше его ни в описании форм растений, ни в понимании их природы. Конечно, если судить с точки зрения современного уровня знаний, некоторые положения Теофраста были наивными и ненаучными.

Ведь в то время ученые не обладали высокой техникой исследований, не ставили научных экспериментов. Но при этом нельзя отрицать, что уровень знаний, которого достиг «отец ботаники», был очень значительным. В качестве стройной системы знаний о растениях ботаника была сформирована к XVII-XVIII векам.

Читайте также: