Кто такой роуди профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Есть такая профессия - гитарный роуди, попросту говоря гитарный техник . С гитарным мастером эта специальность никак не связана. Это особый, закрытый мир дорожных команд, гастролирующих с известными музыкальными коллективами. Об этом пойдет речь в статье. Поехали!

Кто такие роуди

На русский язык это слово сложно перевести. В английском языке под этим термином (" roadie" ) подразумеваются техники и вспомогательный персонал, путешествующий вместе с группой во время гастролей и турне. В обязанности роуди входит подготовка концерта на каждом этапе, кроме самого выступления, хотя в истории имели место быть исключения.

Слово роуди собирательное и произошло от английского "road" (дорога), а так же от более конкретного понятия "road manager" (дорожный менеджер).

На чем специализируются роуди

Как вы видите, здесь представлено максимальное количество задействованных специальностей роуди, начиная от тур-менеджера и заканчивая водителем автобуса. У каждого конкретные функции и обязанности. Вместе это отлаженный механизм, который обеспечивает проведение тура на высшем уровне.

Дальше я хочу рассказать более подробно о гитарном роуди или гитарном технике. Это очень интересный и важный специалист на концерте. Именно гитарный техник обеспечивает "тот самый звук"!

Чем занимается гитарный техник

Гитарный роуди настраивает гитары, чинит, чистит, меняет струны и прочие комплектующие. Это профессионал высокого уровня, просто обязанный, помимо прочего, отлично владеть инструментом. В истории были случаи, когда гитарные техники заменяли основного музыканта на концерте. Например, когда Джеймс Хэтфилд сломал руку вместо него на сцене выступал его гитарный техник, гитарист группы "Metal Church" Джон Маршал.

Другой не менее известный музыкант, гитарист группы "Exodus" Гэри Холт (о нем есть отдельный материал на канале ) был некоторое время гитарным техником Кирка Хэммета.

В обязанности гитарного роуди так же входит тестирование усилителей, настройка педалей эффектов, процессоров и прочего оборудования, которое может понадобиться музыканту на сцене.

Как становятся роуди

Это весьма закрытый мир, людей с улицы и по объявлению редко берут на должность роуди. Как правило, это проверенный временем человек. Тем не менее, существуют способы попасть на работу в тур к знаменитой группе.

Большинство роуди начали гастролировать с группами, которые их знали лично. Другие начинали обычными рабочими сцены и пробивались до персонального менеджера или техника известного музыканта.

Чаще всего членами дорожной команды становятся преданные фанаты, путешествующие за своей группой по всей стране.

Зарплата и условия работы

Уровень зарплаты у роуди сильно зависит от загруженности и популярности группы. Например, техники U2 зарабатывают 300-400 долларов в день и от 2500 до 3000 долларов в неделю. Минимальная же зарплата роуди составляет 8 долларов в час.

Диапазон зарплаты роуди колеблется от 23000 до 51000 долларов в год.

Все члены дорожной команды работают по контракту на время тура и концертов. Этот период может затянуться на несколько лет, а может быть ограничен парой-тройкой месяцев. Работа предполагает постоянное нахождение в дороге - перелеты, переезды по стране, ненормированный рабочий день, отсутствие нормального питания, долгая разлука с близкими. Вообщем, работа подходит явно не всем. Пожалуй только истинный фанат рок-н-ролла готов жить в таком режиме.

А как с роуди обстоят дела в России

В целом ситуация удручающая. Незначительное количество отечественных рок-групп может позволить себе содержать и возить за собой целую команду техников. Даже "Ария" порой обходится небольшими силами вспомогательного персонала. Чаще всего группа решает все проблемы гастрольных туров самостоятельно, ограничиваясь звукорежиссером и специалистом по свету.

Довелось мне как-то побывать в Санкт-Петербурге на концерте группы "Nickelback". Было уже за полночь, я вышел из СКК (оптимизаторы неблагополучно снесли его в 2019 году) и увидел громадные фургоны с логотипом группы. В них роуди спешно грузили оборудование. Впечатляющее зрелище, поразившее своим масштабом. И как-то довелось мне увидеть музыкантов группы "Кукрыниксы", которые несли и катили все свое оборудование в поезд. Когнитивный диссонанс.

Автор текста В.В.Д.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте нравится и оставляйте Ваши комментарии, которые очень важны. Впереди будет много интересного и острого материала.

Техником это событие техник , который путешествует с музыкантами и музыкальными группами во время концертов или туров. Дорожные мастера несут ответственность за сборку и разборку музыкальных инструментов и усилителей, а также систем громкой связи и освещения. Сборка и демонтаж сценических декораций также могут быть частью их задач. После выступлений артистов роуди загружают материал в грузовики , обычно при поддержке нанятых на месте помощников ( рабочих сцены ), чтобы выгрузить его в другом месте перед следующим выступлением и снова установить там. Тогда также может быть добавлено задание водителя грузовика или шофера с поясным ремнем. Если для выполнения этих задач требуется несколько роуди, руководитель их группы называется дорожным менеджером .

Термин роуди происходит от английского слова « дорога» . Это дает понять, что роуди проводят большую часть своей профессиональной жизни в поездках. Они часто путешествуют впереди артистов, чтобы успеть подготовиться к мероприятию заранее. Многие роуди ночуют на экскурсиях в специально оборудованных автобусах- лайнерах .

Оглавление

профиль работы

Образ работы роуди , как и образ ковбоя , часто является предметом романтизированного преображения. Эта идеализация иногда мешает представлению о реальности жизни роуди, которая связана с ненормированным (но в основном долгим) рабочим временем, иногда чрезвычайно тяжелой работой, нездоровым питанием и часто долгой разлукой с друзьями и семьей. Раньше вы становились роуди, получив работу от электрика, радио- и телевизионного техника или по другой технической (или нетехнической) профессии. По большей части хобби превратилось в увлечение, а затем в профессию. В Германии профессия по обучению событийным технологиям была создана в конце 1990-х годов . Таким образом, впервые в Европе был установлен стандарт для квалифицированных специалистов, а должностная инструкция была сделана профессионально. Расширение этого - мастер для событийной технологии .

Сферы ответственности и разграничение от других терминов

Так называемые рабочие сцены больше соответствуют распространенному имиджу роуди . Часто это неквалифицированные рабочие, которые не ездят на гастроли с производством, а нанимаются в соответствующем месте только из соображений стоимости. Увидеть в роуди только одного разнорабочего не будет справедливо для различных задач, которые он должен выполнять. Скорее, техник должен быть в состоянии квалифицировать в ряде работы своего пути, такие как электротехника , инженер - строитель , декоратор , приборные мейкер , плотников , слесари и экспедитор . Однако, как правило, есть специалисты по каждой специальности (свет, звук, видео, пиротехника и т. Д.), Которые в настоящее время имеют соответствующую подготовку.

Формы деятельности

Специализированная форма шоссейников называется backliner . Эти мобильные техники отвечают за заднюю линию (все, что находится непосредственно за артистами на сцене), а также за музыкальные инструменты и усилители, подключенные непосредственно к ним. Полная замена всего оборудования практически невозможна во время перерывов на ремонт, особенно на средних и крупных фестивалях, которым требуется несколько дней, чтобы настроить систему громкой связи и затем сделать ее доступной для всех выступающих артистов. Вот почему гастрольная бригада (бэклайнер) и сценическая бригада должны работать вместе, чтобы концерт прошел гладко. Это также значительно упрощает логистику путешествующего персонала, так что услуги PA обычно заказываются местными организаторами для индивидуальных концертов в дополнение к фестивальным операциям.

Другие специалисты среди шоссейников являются заземляющие (работающие на земле) и монтажники , которые отвечают за работу на строительных лесах (буровых установок) , к которому светильники, громкоговорители, проекторы и т.д. прилагаются.

прием

  • Описание работы является предметом фильмов Майка Майерса «Roadie with Meat Loaf» и «Мир Уэйна 2 » .
  • Снова в дороге: Воспоминания роуди - художественная сатирическая книга.
  • Текст песни (We Are) The Road Crew английской рок-н-ролльной / хард-рок- группы Motörhead для альбома Ace of Spades (1980) был написан Лемми Килмистером как дань уважения роуди группы и описывает напряжения повседневной работы.
  • В своей песне Friggin 'in the Riggin' группа Anthrax с юмором указывает на их роуди и их особенности.
  • В романе «Плоский мир»Терри Пратчетта «Роллинг Стоунз»тролль по имени Асфальт появляется для тома, обсуждаемого в книге - само имя является намеком на его работу в качестве роуди.
  • В видеоигреBrütal Legend вы играете роуди по имени Эдди Риггс.
  • Американская группа Tenacious D выпустила песню техник в 2012 году, а дань к этой профессии.

Известные (бывшие) роуди

Общественный интерес к людям, которые работают роуди, естественно, довольно низок. По этой причине в центре внимания общественности находятся в основном бывшие роуди, которые смогли использовать опыт и контакты, полученные в качестве сценических работников, для своей музыкальной карьеры.

В студенчестве я бесплатно побывал на концертах Элтона Джона, Леди Гаги, « Зи-зи-топ », «Никельбэка» и еще пары десятков артистов.

Я проходил бесплатно, потому что работал на этих мероприятиях: разбирал сцену и загружал оборудование. Расскажу, как все устроено на больших концертах и сколько на них можно заработать.

Что там за кем надо разбирать?

Серьезные артисты едут в турне со своим оборудованием: светом, звуком, дым-машинами , мониторами, стойками, панелями и баннерами. У кого-то все помещается в газель, а кому-то нужно десять фур. Все это само себя не разгрузит, не соберет, не разберет и не загрузит обратно.

Исполнители не возят в турне рабочую силу: ее легко найдут в своем городе организаторы. С собой артисты берут только роуди — это специалисты, которые знают, что куда надо поставить и подключить, чтобы концерт состоялся. Эти же роуди руководят бригадами демонтажников после концерта.

Можно работать и на монтаже сцены перед концертом, но на монтаж сложнее попасть: обычно берут тех, у кого уже есть опыт такой работы. К тому же на демонтаж требуется больше людей: разобрать сцену и загрузить фуры надо очень быстро: артистам еще ехать в следующий город турне и быть там надо к утру, чтобы к вечеру сцена была готова. Поэтому попасть на демонтаж проще и быстрее.

Как я попал на эту работу

До 2011 года я особо не интересовался тем, что происходит на сцене до и после концерта. Я приходил послушать музыку и уходил домой.

А потом знакомый предложил поработать на демонтаже сцены после концерта Пола Маккартни в «Олимпийском». Тем же вечером я подъехал к служебному входу «Олимпийского», где ждала толпа таких же студентов.

Концерт закончился в районе 22 часов, а к полуночи мы выполнили демонтаж лишь наполовину. В первый раз бригадир отпустил меня пораньше, чтобы я успел на метро. Это был единственный случай, когда мне сделали такую поблажку. Я получил свою тысячу рублей за неполную смену и поехал домой, жутко уставший после перетаскивания 30-килограммовых ящиков.

Мне понравилась магия того, что творится на демонтаже: как люди за несколько часов превращают красивую сцену, заполненную оборудованием, в пустое место. И я решил еще поучаствовать в подобных проектах. Во время учебы в вузе это стало для меня основной подработкой.

До начала работы

Перед входом охранники сверяют паспорта со списками, которые бригадир подает заранее. Паспорт обязательно нужен для допуска к работе. Тех, у кого его нет, сразу отправляют домой. Один раз я тоже забыл паспорт и не попал на концерт Мадонны. В Кремле с безопасностью еще строже: нас досматривали, проводили через металлоискатели и сверяли со списками несколько раз.

Перед началом работы пришедших разбивают на бригады. Каждая бригада занимается своим делом: световым или звуковым оборудованием, видеопанелями, погрузочно-разгрузочными работами. Бывалые ребята иногда могут сами выбирать бригаду по своему опыту; остальных отправляют туда, где больше нужны рабочие руки.

У каждой бригады свой цвет, чтобы роуди не перепутали людей и давали корректные указания. Чаще всего выдают браслеты разных цветов, но на некоторых концертах давали цветные майки с логотипом группы — многие я храню и надеваю до сих пор.

Еще перед демонтажом нам раздавали каски и запрещали их снимать на площадке под угрозой увольнения. Если бригаде предстоит много работать на улице, выдают светоотражающие жилеты.

Во время концерта

Оптимальный способ застать максимум выступления артиста — попасть и на монтаж сцены до концерта, и на демонтаж после. Монтаж обычно начинается утром в день концерта и заканчивается за 4—6 часов до старта шоу. Люди, пришедшие только на монтаж, идут домой, а те, кто остается на демонтаж, ждут.

Например, я участвовал в монтаже и демонтаже сцены для «Зи-зи-топ» . На площадке был в 9 утра, а домой вернулся в 2 часа ночи. Когда началось выступление, я был уже внутри, за сценой, а пришедшие только на демонтаж в это время проходили проверку службы безопасности и пропустили половину шоу.

В зрительный зал рабочих не пускают. Но если у бригадира хорошие связи с организаторами, он может договориться, чтобы некоторых ребят пустили в фан-зону. Бригадиры обычно используют эту возможность для поощрения лучших работников.

В «Олимпийском» во время концерта мы сидели на трибунах за сценой, в «Крокусе» стояли в технической зоне, из которой было слышно выступление, а посмотреть на него можно было на специальных мониторах — на них выводилось изображение с камер на сцене.

Как по мне, в наблюдении за концертом из-за сцены есть свой шарм. Слышно все хорошо, а вместо исполнителя можно наблюдать за слаженной работой звукооператоров, роуди, следить, что делают за сценой. В конце концов, посещением концерта может похвастаться любой, кто купил билет, а за кулисы попадает не каждый.

Иногда после шоу можно увидеть исполнителей на расстоянии вытянутой руки и даже немного пообщаться с ними. Но обычно менеджеры просят не тревожить артистов: они устают после выступления. Я в закулисных коридорах здоровался с солистом «Никельбэк», группой «Зи-зи-топ» в полном составе, помахал рукой Элтону Джону и послал воздушный поцелуй Леди Гаге.

Процесс работы

Для демонтажа пригодятся сильные руки и минимальные знания английского. Силачом быть не требуется, но порой надо поднять и пронести несколько десятков метров оборудование весом под 50 килограмм. Рассчитывайте свои силы.

Если работаете на концерте не русскоязычной группы, то роуди с большой долей вероятности будут давать команды на английском языке. Лучше знать, как по-английски будет «лево», «право», «туда», «сюда», «подними», «отнеси» и подобные понятия. На некоторых мероприятиях у рабочих было настолько туго с языком, что я вместо демонтажника работал переводчиком и помогал роуди координировать процесс.

В самом демонтаже нет ничего сложного: роуди командуют, что и где нужно взять и куда отнести. Просто аккуратно отключаешь все, что подключено, кладешь в кофр и катишь в фуру.

Зимой работать тяжелее, чем летом. Во время разгрузки фур приходится ходить из теплого концертного зала на улицу и обратно. В «Олимпийском» в холодное время года дует сильный ветер из-за того, что открывают ворота на улицу. Бывалые работники всегда надевают свитер с высоким воротником или шарф, берут с собой термос с чаем.

Работа в помещении никогда не вызывала у меня дискомфорта. В концертных залах установлены промышленные системы вентиляции и кондиционирования. Там всегда приятная температура. Я не ощущал духоты, нехватки воздуха и никогда не промокал насквозь, даже если носил тяжести.

Курящие коллеги раз в полчаса отдыхали на перекуре, некурящие отдыхали где-то в сторонке, чтобы не увидели бригадиры или роуди: стоящий просто так человек вызывает у них желание поскорее найти ему работу.

Если отстраниться от загрузки тяжелого оборудования в кофры и просто катать уже загруженные в фуры, то за 4—5 часов работы можно и не устать. Опытные работяги сами предлагали новичкам такую возможность, но были и те, кто считал, что «катальщики» отлынивают от работы.

Если объект был сложный и смена затягивалась, бригадиры заказывали нам пиццу для поднятия боевого духа. Часто мы уже заканчивали свою работу, а роуди свою еще нет — приходилось ждать несколько часов, пока главный роуди разрешит бригадиру нас отпустить.

В январе 2012 года меня пригласили поработать в Кремле на монтаже сцены для цирка «Дю Солей». Это был не совсем обычный монтаж. Цирковым артистам требовалась сложная сцена и помещения под всю цирковую труппу, поэтому монтаж растянулся на месяц и нужно было больше работников, чем обычно. В итоге брали и тех, кто до этого работал только на демонтажах.

В Кремле я работал в ночные смены, после института, хотя работа там не останавливалась ни на минуту. Мы работали по 8 часов, и это было единственное место, где нас кормили обедом. Правда, для ночной смены оставляли только готовые сэндвичи, но когда в выходные я работал в дневную, то наслаждался шведским столом от поваров «Дю Солей». На других площадках были только кофе-брейки по 15 минут.

После работы

Пару раз нам удавалось попасть в гримерку артистов, когда те уже уехали с площадки. После них оставались непочатые коробки пиццы, сэндвичи и напитки: у артистов после мероприятия нет сил и они едут сразу в гостиницу или хотят поужинать в более приличном месте, а по райдеру им положены угощения. Добрые менеджеры раздавали все это нам. А когда не раздавали — мы брали сами, невзначай проходя мимо гримерки, но я не советую так делать.

Демонтаж обычно заканчивается ночью, уже после закрытия метро. Когда я работал с другом, нас забирали на машине его родители или мы скидывались на такси. Когда работал один, я либо вместе с другими спал в подсобке до открытия метро, либо шел несколько часов пешком до дома.

Сколько можно заработать

В среднем в 2011—2013 годах за одну смену демонтажа я получал 1000 рублей, за монтаж — 1500. Сейчас можно найти предложения по 3000 за монтаж или демонтаж и 5000 за работу со сложным техническим оборудованием — обычно это микшерные пульты.

За работу в Кремле на монтаже для цирка «Дю Солей» я получал по 2000 рублей за смену, но так много платили только крупные зарубежные артисты. Я отработал 10 смен и получил 20 тысяч. А в конце случайно узнал у иностранного менеджера, что мы должны были получать 138 $ за смену — почти 4000 рублей по тому курсу. Получается, половина наших денег оседала где-то по пути к нам.

Некоторые площадки отказываются от услуг бригадиров из-за непрозрачного ценообразования и набирают свой штат. Сейчас разнорабочие сцены в Москве получают примерно 40–50 тысяч. Можно выучиться на мастера светового оборудования или получить допуск к работам на высоте, чтобы монтировать и демонтировать оборудование к «потолку» сцены и получать в 1,5—2 раза больше, чем разнорабочие.

За однодневные проекты мы получали деньги быстро, часто сразу после демонтажа. За крупные проекты на несколько дней или недель — по окончании проекта. За Кремль я получил деньги через пару месяцев: с бригадирами рассчитались только после окончания выступлений и демонтажа сцены, это заняло месяц.

Как попасть на монтаж и демонтаж

В социальных сетях есть много групп типа «Работа без специальности и образования», «Быстрые подработки», «Работа для мужчин» и тому подобные. Иногда я находил подработку там. После нескольких смен бригадиры запомнили меня как хорошего работника и звонили сами, приглашая на проекты.

Группы во Вконтакте, где бывают вакансии для работников сцены:

Можно искать предложения на сайтах с вакансиями по запросам «рабочий сцены», «монтаж сценического оборудования» и подобным.

Сейчас концертные площадки нанимают свой персонал — можно поискать на сайте клуба или концертного зала. Для таких вакансий обычно не требуется опыт работы и образование.

Часто перед крупными мероприятиями, например перед днем города, агентства массово набирают работников для монтажа и демонтажа временных сцен и площадок — в это время можно отслеживать вакансии на сайтах с работой или в тематических группах в социальных сетях.

Запомнить

  1. Если работаете на монтаже и демонтаже одновременно, можно послушать концерт бесплатно, правда, не со стороны зрительного зала. Если только на демонтаже — обычно лишь вторую половину выступления.
  2. Рассчитывайте силы. Если не можете поднять хотя бы 25—30 килограммов — эта работа не для вас.
  3. Пригодятся минимальные знания английского: все иностранные роуди дают команды на английском.
  4. За небольшие проекты платят сразу, за крупные — после демонтажа сцены по окончании выступлений.
  5. Проверяйте своего работодателя, читайте отзывы о нем. Бывают случаи, когда бригадиры недоплачивают.
  6. Не забывайте паспорт: без него не пустят ни на один объект.



Тур-менеджер панк-группы

Чтобы зарабатывать музыкой в России, необязательно быть рэп-звездой уровня Федука: молодые гитарные группы сейчас тоже не вылезают из туров. «Пошлая Молли» весной выступила в 50 городах, «Пасош» закончит свой тур на 26 городов в мае, «Буерак» делает мини-туры на пять-шесть городов каждые два месяца, Гречка в апреле и мае посетит 16 городов. Организацией туров и сопровождением группы во время них занимается отдельный человек — тур-менеджер, или роуди. The Village поговорил с тур-менеджером одной из самых часто гастролирующих московских панк-групп о профессиональных комплексах, алкоголе и райдерах.

О профессии

Я недавно был на лекции бывшего тур-менеджера Muse и понял, что в моем случае эта работа устроена совершенно иначе. На Западе у группы есть тур-менеджер, букер, SMM-менеджер, стилист, визажист, собственный водитель и собственный автобус. У нас все эти функции совмещаю я. Впрочем, я сейчас понимаю, что и нам уже нужно нанимать дополнительных людей.

Во время концерта нужно следить за тем, чтобы на сцену не вылез бухой чувак и не выбил вокалисту половину зуба микрофоном

Я забиваю группе концерты, катаюсь с ней в тур, веду соцсети, бронирую гостиницы, общаюсь с промоутерами, площадками и всеми остальными людьми, слежу за деньгами. Если у группы появляются вопросы, они идут к тур-менеджеру. Вы едете на машине из одного города в другой, ты должен знать, кто вас там встретит и какие будут условия. Если вы работаете не по гонорару, а за процент, ты должен контролировать кассу, стоять на входе. Параллельно ты должен проследить за соблюдением технического и бытового райдеров. Уже во время концерта нужно следить за тем, чтобы на сцену не вылез бухой чувак и не выбил вокалисту половину зуба микрофоном (чего у меня не получилось сделать в последний раз). У группы должна быть гримерка, они должны знать, когда им выходить, когда саундчек. У вас должно быть забито жилье. Это все ты должен сделать до тура — обычно подготовка к нему начинается за несколько месяцев, иногда — больше.

Малоизвестные группы почти всеми этими вещами занимаются самостоятельно. Когда у них становится слишком много концертов, они нанимают тур-менеджера. Он дает группе возможность только играть музыку, не забивая себе голову заботами о том, на чем они завтра поедут в следующий город, влезут ли инструменты в багаж самолета. Зачем группе заниматься изучением вопроса о порядке провоза гитар на борту? Они должны думать о музыке. Главная задача музыканта — хорошо сыграть, а тур-менеджера — сделать так, чтобы и люди на сцене, и люди в зале были довольны.

Качества тур-менеджера

Если бы надо было выбрать пять качеств хорошего тур-менеджера, я бы десять раз сказал «стрессоустойчивость». Если у вас есть возможность подписывать с промоутерами или площадками письменные соглашения — делайте это не задумываясь. Лучше даже завести для этого юридическое лицо, тогда эти соглашения будут иметь юридический вес. У нас была ситуация, когда мы заключили с промоутером письменное соглашение о том, что за концерт мы получим больше денег, если придет больше 150 человек. Я стоял на входе до тех пор, пока не насчитал 130–140 человек — на улице еще стояла большая очередь, поэтому я пошел заниматься другими вещами. Весь концерт организаторы пытались меня напоить, подсовывая стаканы с разным алкоголем, а после сказали мне, что на концерте было 149 человек, поэтому и заплатят они меньше. Я отвел их в подсобку, где стояли мониторы с записями видеонаблюдения, и предложил по головам посчитать, сколько на концерт пришло человек. Они, конечно, отказались и в итоге заплатили полную сумму. Было страшно, спорить с двумя большими мужиками всегда страшно, но в таких ситуациях ты должен проявлять стойкость. Потому что в конечном счете группа будет спрашивать за косяки с тебя.

Надо все документировать, работать с Excel. Нужно уметь убеждать людей, в том числе и музыкантов, например, в том, что играть нужно за процент со входа, а не за гонорар, потому что придет много людей. Нужно уметь соблюдать режим, ведь ты, как бы это банально ни звучало, должен будить всех по утрам. Это не всегда бывает легко. Находиться месяц в туре трудно, даже если ограничивать употребление алкоголя после концерта, это не станет гарантией того, что с утра все проснутся свежими.


Многие тур-менеджеры ломаются — ты видишь толпы народа на концертах и думаешь: «Блин, я с этими ребятами в хостеле сплю! Я тоже, по сути, в группе. Дайте мне гитару»

Ты должен разбираться в музыкальном оборудовании. Я часто настраиваю ребятам гитары, собираю барабанную установку. Во время концерта кто-нибудь может толкнуть гитариста, и у него отключится примочка. В этом случае тур-менеджер должен резко метнуться и подключить ее обратно. Если порвалась струна — нужно уметь быстро ее поменять или вывести другую гитару. Ты должен знать, как подкрутить тарелку у барабанной установки. Всех других качеств тур-менеджеру может и не хватить, если он не знает, как работает музыкальное оборудование.

О комплексе тур-менеджера

Важно понимать, что тур-менеджмент — это сервис, ты обслуживаешь музыкантов, но это не значит, что ты сам музыкант. Многие ломаются — ты видишь толпы народа на концертах и думаешь: «Блин, я с этими ребятами в хостеле сплю! Я тоже, по сути, в группе». Я бы мог спокойно заниматься тем же, сказать группе: «Дайте-ка мне вторую гитару, я знаю аккорды». Но надо соблюдать субординацию. На летнем фестивале в Москве в прошлом году менеджер одного из выступающих там рэперов схватился за микрофон и начал читать. В какой-то момент менеджер и его компания уже были впереди артиста, который ушел куда-то назад, к диджейке! Мне таких ребят жалко, я вижу в них несостоявшихся музыкантов, которые начали заниматься менеджментом просто потому, что они оказались в нужное время в нужном месте. Надо признать, что ты не музыкант, ты должен выполнять несколько другие функции, у вас разные конечные цели.

Говоря о субординации, я имею в виду еще и то, что не так важно, друг ли твой артист или нет. В туре тебя спокойно могут попросить принести три пива и бутылку воды, причем не очень холодной, потому что у вокалиста болит горло. Человек может быть твоим другом в Москве, но, когда вы выезжаете в тур с ним, ты становишься подчиненным.

О концертах в регионах

В одном из уральских городов мы играли в Доме культуры, потому что других площадок там просто нет. Это был ****** [капец]. Промоутер нам рассказал, что они платят 12 тысяч рублей главному в этом ДК и устраивают все, что захотят. Там рейвы проходят! Когда у нас был саундчек, там проходила дискотека для пенсионеров. Мы расставляли аппарат (музыкальное оборудование: комбики, усилители, барабаны. — Прим. ред.), когда играла Надежда Кадышева и 60-летние бабушки танцевали друг с другом. Когда мы вышли из машины, на ребят набросились девочки с горящими глазами, было ощущение, что приехал Джастин Бибер. Я посмотрел на вокалиста и подумал: «Ни хрена себе он звезда». Для этого города концерт московской группы был реальным событием — настолько мало там проходит любых культурных мероприятий. На концерте не было барьеров между сценой и залом, и, чтобы никто не выбегал на сцену, перед ней положили лестницу. С двух сторон ее держали чуваки, которые привезли аппарат — чтобы его не столкнули. Происходило какое-то безумие: люди забирались на эту лестницу и прыгали с нее в толпу. Это наша страна, это круто, но ни я, ни ребята такого никогда не видели.

Как правило, в обычном российском городе есть один-два клуба, где вы бы могли выступить, и бронировать их нужно за полгода, потому что все занято. К выбору площадки вообще нужно подходить ответственно: Монеточка будет странно смотреться в рок-пабе, где бородатые 40-летние мужики ей кричат: «Давай, спой еще!» Такое уже было.

В пятницу и выходные лучше выступать в больших городах. В Тольятти или Самаре нормально давать концерт в среду, а вот в Екатеринбурге это может стать проблемой. Всегда надо смотреть на то, что происходит в день концерта в этом городе. Мы играли в Смоленске в один день с Максом Коржом. Мы думали, что это не будет проблемой, но в день приезда нам все жаловались, что куча их знакомых хотели бы прийти, но выбрали Коржа. Это же еще и вопрос платежеспособности: если вы играете в субботу, а в пятницу — Корж, то люди, скорее всего, выберут его, потому что на все у них денег просто не хватит.

Мы сейчас находимся в ситуации, когда мы можем позволить себе остановиться в нормальной гостинице или отеле, но ребятам комфортнее в хостелах. Это не зашквар: поездив по России, я понял, что у нас очень хорошо развита индустрия хостелов. Я не подозревал, что в Белгороде или Ростове есть хостелы, которые лучше, чем отели. К тому же это дешевле и комфортнее: вы засыпаете вместе, просыпаетесь вместе, никого не нужно искать с утра.

Разогревающие группы обычно пишут нам сами, мы слушаем, если нравится — берем. Иногда группу предлагает промоутер. В Петрозаводске есть офигенная группа Elephant, в Мурманске — «Деревянные киты». На нашем последнем концерте им подпевал весь зал.

Проблемы

Самое неприятное, когда промоутеры не могут обеспечить группу тем, чем они должны были ее обеспечить. Мы играем в клубах с очень плохим кондиционированием, и, естественно, группа сильно потеет, у барабанщика часто кровь начинает идти из носа, чтобы все это не капало на установку, ему нужно полотенце. В последнем туре об этом условии (а оно прописано у нас в райдере) вспомнили только в трех городах. В Мурманске организатор обещал нам проставить новый пластик на барабанах, но, когда мы приехали в клуб, оказалось, что пластику там года три. Поездка в магазин, установка — все это занимает часа три. Это мелочи, но из них складывается ощущение, что в большинстве случаев промоутеры просто забивают *** на райдер. Со следующего тура я буду прописывать эти вещи более детально — желательно с печатью и всем остальным.


Перед туром тебе кажется, что ты будешь много пить, но после пятого города приходит осознание, что пить ты больше не можешь


Некоторые промоутеры выходят на сцену во время концерта и начинают говорить в микрофон: «Так, если вы немедленно не прекратите здесь все громить, то концерт отменяется ** ***». Стоят ребята из группы, стоят несколько сотен человек, возникает неловкая ситуация: по-хорошему, ты должен этого человека послать на ***, потому что все деньги за площадку уже заплачены, но он в таком случае действительно может все закрыть, и все останутся недовольны. Запрет вмешиваться в концерт я бы тоже прописал в договоре.

Однажды наш водитель потерял ключ от автобуса. Это был 40-часовой адский переезд из Львова в Варшаву, мы торопились перейти границу, и вдруг водитель говорит, что он не может найти ключ — выкинул его на заправке вместе с мусором. Со стороны, наверное, выглядело странно: пять мужиков копаются в мусорке. Но в какой-то момент на стол положили-таки очень грязный ключ — можно было ехать дальше.

На концерте в Екатеринбурге в зал пришел здоровый бухой мужик, начал всех распихивать локтями. Я попросил охрану с этим разобраться — успокоить его или вообще вывести. Его увели, но через десять минут я увидел, как этот человек заходит с другой стороны сцены, снова распихивает всех локтями и показывает фак группе. В какой-то момент вокалист не выдержал, залез на ограждение и начал бить этого чувака руками. Я бегу разнимать их, он хватает меня и начинает таскать за волосы, я бью его по лицу. В какой-то момент его под аплодисменты все же увела охрана — хотя это и заняло десять минут. Потом выяснилось, что он работает в «Ельцин-центре».

Как составить райдер

Райдер составляется достаточно просто. Я сажусь с ребятами и спрашиваю, что им нужно. Например, даже если мы пообедали перед концертом, то после него, скорее всего, опять проголодаемся, поэтому было бы неплохо иметь в гримерке какие-то закуски. Что касается алкоголя, то тут все просто: если перед туром тебе кажется, что ты будешь много пить, то после где-то пятого города приходит осознание, что пить ты больше не можешь. Поэтому не нужно писать в бытовом райдере, что вам нужно десять бутылок виски или несколько бутылок вина — вы просто все это не выпьете.

У нас в райдере четыре бутылки белого сухого вина в диапазоне от 400 до 700 рублей, восемь бутылок пива (три обычно выпивает группа разогрева или просто люди, которые находятся в гримерке), несколько бутылок воды, хумус, начос и — нововведение этого тура — соковыжималка. Ее во время тура принесли два промоутера — в Петербурге и Орле. Больше соковыжималок я не видел. Присылал ли я остальным промоутерам райдер? Да. Выполнили они его? Нет. Нужно ли заключать договор? Да.

О концертах в Европе

В последнем туре у нас впервые был европейский букер — до этого группа договаривалась с площадками напрямую, через местных русских. Этот букер специализируется на довольно больших артистах, поэтому он предлагал слишком крупные площадки — до тысячи человек. В Европе мы пока столько не собираем, и в некоторых городах это выглядело не очень красиво — площадка на тысячу или больше человек, а пришли только 100–200.


Мы катаемся не для того, чтобы фотографироваться на пленку на фоне автобуса, а чтобы группа жила: если не давать концерты, про тебя быстро забудут. Да и жить будет не на что

Клуб и в России, и в Европе ты выбираешь по такому принципу: смотришь, где играла группа из условно вашего спектра — Motorama, допустим, или Sonic Death. Находишь контакты организатора, пишешь ему. Но в Европе русские группы по понятным причинам играют редко, найти прямой контакт промоутера или площадки по этому принципу очень сложно. Чтобы организовать концерт в Варшаве, я рвал жопу. Написал вообще всем русским группам, которые там когда-либо играли. Ничего. В итоге нашелся промоутер на Украине, который знал одного парня, который мог порекомендовать еще одного парня, который живет в Варшаве и делает вечеринки. Мы играли в клубе, где обычно проходят электронные вечеринки, а не концерты рок-групп. Пришлось арендовать аппарат — почти все деньги с концерта ушли на покрытие расходов.

Но расширять географию в любом случае нужно, пускай и не зарабатывая на этом. Группе надо понять, что это важно для нее самой, что не надо замыкаться и ездить по одним и тем же городам в России, Украине и Беларуси. Поездка в Европу — это промоакция: съездив туда один раз, ты больше соберешь в следующий.


О деньгах

Группа делит деньги между собой поровну, я получаю процент. Он не фиксированный, все зависит от условий. В некоторых городах промоутера нет, эту роль беру на себя я. Занимаюсь рекламой и так далее. У таких историй другой процент. Меня все устраивает, но я параллельно занимаюсь концертным агентством. Не буду говорить его название — хочется, чтобы эта история не была персонифицированной, как у Ионова.

О жизни в туре

Туры выматывают физически и ментально. Когда мы вернулись из осеннего тура, вокалист проснулся посреди ночи у себя дома в холодном поту и спросил свою девушку: «В каком мы городе?» То есть сначала ты привыкаешь к жизни в туре, а потом, вернувшись домой, к жизни вне тура. Туры никогда не были самоцелью: мы катаемся не для того, чтобы фотографироваться на пленку на фоне автобуса, а чтобы группа жила: если не давать концерты, про тебя быстро забудут. Да и жить будет не на что.

У нас есть примерное понимание того, что происходит в туре: это называется ********* [сойти с ума]. Появляется много сленга: например, мы начали измерять доходы в Калугах после того, как вокалист дал интервью, в котором сказал, что в Калуге он заработал больше, чем на концерте его другой группы. Такого очень много, возвращаясь из тура, мы не можем нормально общаться с людьми. Тебя спрашивают: «Как прошел концерт в Калуге?», а ты в ответ только истерично смеешься.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУР-МЕНЕДЖЕР: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Когда невеста Элвиса Пресли Джинджер Олден обнаружила жениха без сознания в ванной в Грейсленде 16 августа 1977 года, она сразу позвала Джо Эспозито, который на протяжении долгого времени был роуди Элвиса (roady – тур-менеджер). Джо взбежал вверх по лестнице, оценил ситуацию и сразу принялся за дело. Он вызвал скорую помощь, сделал Элвису искусственное дыхание и массаж сердца, но безрезультатно. Однако к тому моменту, как прибыли врачи, ванная и прилегающая к ней гостиная были прибраны, а ковер был очищен от рвоты. Каждый, кто когда либо работал роуди - неважно, на протяжении какого времени - знает, что нужно делать в подобных ситуациях.

Роуди заботится обо всем и обо всех. И особенно, если речь идет о DIY-турах, где ему приходится делать всё. Вообще всё. На первый взгляд, работа тур-менеджера может показаться самой лучшей работой во всем музыкальном бизнесе. Это идеальное времяпрепровождение для тех, кто любит власть и является контрол-фриком. Все должно делаться так, как этого хотите вы. Если вы говорите, что шоу отменяется, оно отменяется. Если все должны быть у минивэна в восемь утра, все появляются в это время. Никто не задает вопросов тур-менеджеру, потому что он всем заправляет. Но, конечно, всегда найдутся исключения. И здесь есть обратная сторона.

Прежде всего, каждая проблема – это ваша проблема, и каждый провал – это ваш провал. Если барабанщик напился до умопомрачения и оставил свой паспорт в баре, названия которого никто не знает – это ваша проблема. Если арендованный комбик ломается – это ваша проблема. Если вдруг пошел сильный снег, и путь продолжать невозможно – это снова ваша проблема и ваш провал. Все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так, и вашей обязанностью будет разрешить ситуацию, всех успокоить и сделать так, чтобы все было снова хорошо.

Если артисту нужно заботиться о музыке, то роуди приходится заботиться о деньгах: «Нет, мы не будем платить за дополнительного секьюрити», «Загрузите, пожалуйста, всю оставшуюся еду в минивэн», «Нам нужны чеки для отчета» (в туре, на самом деле, не так важно, что вы делаете, пока у вас на руках все чеки за каждое действие).

Вы будете первым, кто встает утром, и последним, кто ложится в кровать ночью. Может быть, не последним, кто уснет, но уж точно последним, кто ляжет. Вообще, статистически последовательность засыпания такова (в большом туре): сценическая продакшн-команда, тур-менеджер, клавишник, басист, барабанщик, вокалист, гитарист. Обратите внимание, что есть огромная разница между походом в кровать и засыпанием, между просыпанием и подъемом. Еще небольшое, но важное преимущество: роуди получает собственную комнату, все остальные могут делить помещения (если у вас вообще будут комнаты).

Как тур-менеджеру, вам нужно просыпаться и сразу готовиться к тому, что КАЖДЫЙ, с кем вам придется общаться в ближайшие 16 или около того часов, будет устраивать какие-то сюрпризы и, даже не желая того, портить вам нервы. Вы должны быть бдительны и мыслить стратегически, потому что иногда вам придется забывать о своей природной вежливости и становиться настоящим засранцем, чтобы заставить вещи и людей вокруг работать на благо концертов. А это будет случаться довольно часто.

Если вы без проблем справляетесь с ролью засранца, и можете побыть им даже на пустом месте, поверьте – в данном случае это очень хорошее качество. И если вы действительно хороши в этом, или даже получаете энергию от конфликтов, то для вас найдется хорошая работа в бизнесе, и вы заработаете больше денег. Но здесь кроется ловушка. В музыкальном бизнесе, если вы отлично справляетесь со своей работой, и особенно если это работа тур-менеджера, будет довольно трудно выбраться из этой роли. Вас всегда будут считать крутым роуди, но едва ли кто-то вас будет рассматривать в ином качестве. В этом и ловушка: вы – специалист среднего звена, хорошо оплачиваемый, но едва ли способный перейти в какую-то другую ипостась, продвижение по службе тут практически невозможно. Итак, предположим, вы застряли в профессии, в которой ежедневно вам приходится быть настоящим засранцем. Что делать?

1. Делайте все из рук вон плохо, чтобы вас уволили (не очень хорошо для последующих поисков работы в бизнесе);

2. Уйдите сами (еще хуже для вашей репутации);

3. Делайте все хорошо (как мы заметили выше, вам будут больше платить);

4. Делайте все великолепно (но не подсаживайтесь на деньги, как на наркотики, потому что на горизонте может замаячить что-то поинтереснее).

Много лет назад до меня вдруг дошло, что мне суждено играть на клавишах так же хорошо, как это делает Рик Уэйкман, и решил переключиться на работу тур-менеджера. Я старался делать все идеально, и не быть слишком большим засранцем. Когда я был в туре, я вел минивэн, заботился о неженках-музыкантах, общался с придурковатыми владельцами клубов и пьяными звукачами, оставался в дешевых мотелях и ел паршивую еду. На протяжении всего времени с нами был этот парень из Warner Brothers из отдела по работе с артистами. Только вот он не ездил на вэне, а летал самолетами между городами, ездил на лимузинах, останавливался в крутых отелях, приглашал людей в рестораны, платил за выпивку для всех и рано отправлялся спать. Тогда я сказал себе: «Черт, я хочу такую работу!». Так что я начал делать ему небольшие подарки – давал дополнительные пропуски за сцену, поднимал гитариста, чтобы тот успел на радио-интервью к полудню, ну и все такое прочее. Когда я вернулся в Лос-Анджелес, я направился прямиком в офис Warner Brothers в Бербанке. Нашел там босса того самого парня и сказал, что отлично знаю, как делать подобную работу. И он меня нанял.

Я хочу выразить свое глубокое почтение всем, кто занимается тур-менеджментом музыке сегодня. Ребята, без вас гастрольный бизнес бы развалился! Но ради всего святого, бегите оттуда, как только появится возможность.

Примечание:

После того, как Элвис умер, Джо Эспозито пошел работать к легендарному концертному промоутеру и агенту Джерри Вайнтраубу, и сопровождал в турах Майкла Джексона, The Bee Gees, Карен Карпентер и Джо Денвера, но не присутствовал при том, как некоторые из них умирали (в отличие от случая с Элвисом). Он консультировал создателей многих документальных фильмов об Пресли, и является автором нескольких книг о нем (на его месте я бы сделал то же самое). Он принял свою судьбу и работал тур-менеджером всю жизнь. Умер он в ноябре 2016 года. Низкий тебе поклон, Джо!

Читайте также: