Кто выше по должности президент или премьер министр

Опубликовано: 02.10.2024

Разница между президентом и премьер-министром меняется в зависимости от структуры правительства. Это очень хорошо видно в отношениях между страной, где президент или премьер-министр является главой пр

Содержание:

Президент против премьер-министра

Разница между президентом и премьер-министром меняется в зависимости от структуры правительства. Это очень хорошо видно в отношениях между страной, где президент или премьер-министр является главой правительства, и страной, в которой оба существуют. В разных странах действуют разные политические структуры. Хотя существуют президентские формы правления, существуют также демократии и даже диктатуры. Но мы здесь, чтобы обсудить различия между президентом и премьер-министром. Есть страны, где президент является всемогущим главой государства, но есть и демократии, где он всего лишь штамп или церемониальный глава. Все зависит от государственного устройства страны. Также система выборов президента и премьер-министра определяет, кто стоит у руля. Давайте рассмотрим примеры, чтобы понять отношения между президентом и премьер-министром.

Кто такой президент?

Есть страны, где главой правительства является президент. В США, которые являются большой демократией мира, существует президентская форма демократии, при которой нет премьер-министра, а все полномочия находятся в руках президента. Тем не менее, существует надлежащая система сдержек и противовесов, поскольку он несет ответственность перед Конгрессом за свои действия. Президент избирается непосредственно народом, а это означает, что он не может быть смещен сенатом или Конгрессом, если против него не предъявлены суровые обвинения. Президент волен назначать министров, и были случаи, когда президенты собирали людей от различных партий в зависимости от их возможностей.

Барак Обама - президент США (2015)

Это факт, что в странах с президентским статусом премьер-министры слабы. Например, во Франции, хотя система похожа на политическую систему США, президент должен назначить премьер-министра. Конечно, он выбирает человека из собственной политической партии, который остается ему лояльным и не имеет права голоса в управлении. Однако не в каждой стране есть президент и премьер-министр.

Кто такой премьер-министр?

В некоторых странах премьер-министр является главой государства. Чтобы понять, как работает премьер-министр с полной властью, давайте посмотрим на Индию. Самая большая демократия в мире, Индия, имеет парламентскую систему демократии, созданную по образцу Британии, из которой она извлекла урок из важности демократических институтов. Здесь ни премьер-министр, ни президент не избираются напрямую народом. Президент является главой государства, а премьер-министр - главой правительства. Президент избирается коллегией избирателей, а премьер-министр назначается президентом из партии, имеющей большинство в нижней палате парламента, то есть Лок Сабха. Президент в Индии является церемониальным главой, а все исполнительные полномочия возложены на премьер-министра.

Нарендра Моди - премьер-министр Индии (2015)

В Великобритании нет действующего президента, и премьер-министр партии, имеющей большинство в парламенте, назначается королевой, поскольку королева является церемониальным главой правительства. Вся власть управления принадлежит премьер-министру.

В чем разница между президентом и премьер-министром?

• Очевидно, что даже в странах, где есть и президент, и премьер-министр, одна из должностей является доминирующей, что лучше, чем наличие двух центров власти.

• Независимо от того, является ли демократия или нет, отношения между ними определяет система выборов президента и премьер-министра.

• В таких странах, как США и Франция, президент - самый влиятельный руководитель. В то время как в США нет премьер-министра, во Франции президент назначает премьер-министра.

• В такой стране, как Индия, есть президент и премьер-министр. Однако здесь президент является лишь церемониальным главой, поскольку вся исполнительная власть принадлежит премьер-министру. Кроме того, есть такие страны, как Шри-Ланка, где президент обладает всей исполнительной властью, а премьер-министр обладает меньшей властью.

Два года назад Дмитрий Медведев по предложению Владимира Путина был избран президентом России. Спустя два месяца Путин по предложению Медведева стал премьер-министром. Граждане до сих пор не понимают, кто же в стране главный.

Николай Виноградов , губернатор Владимирской области. Однозначно, президент. И по Конституции, и по жизни, да и в моей работе. Я же законопослушный гражданин.

Александр Рар , директор Центра России и Евразии Германского совета по внешней политике. Для всех экспертов очевидно, что Путин. У него уникальное положение, но именно на него ориентируются на Западе. Не важно, какой пост занимает человек, который в понимании людей — отец нации. После окончания полномочий Медведева в понимании людей пост президента будет играть гораздо менее значительную роль, чем когда он возглавил страну.

Игорь Юргенс , вице-президент РСПП, председатель правления ИНСОР. По Конституции важнее президент. Но в настоящий момент в силу различных причин он делит власть пополам с премьером. А куда нам двигаться дальше, в сторону парламентской республики или укрепления исполнительно власти, должно решаться на общественных обсуждениях.

Сергей Марков, заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций ("Единая Россия"). Это все равно, что спросить у матери, кого она больше любит — дочь или сына. У каждого свои преимущества. Если спросить, у кого больше политических полномочий, ответ очевиден: у Медведева. Но если задать вопрос, кого больше поддерживает население, то выяснится, что Путина. Противники стараются вбить клин между ними, но зря. В психологии есть термин "сверхценности". Так вот Путин и Медведев — это сверхценности нашего государства.

Юрий Шувалов , заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России". Каждая государственная власть имеет свое значение по Конституции. А то, что у нас чаще обращаются не к президенту, а к премьеру, вполне логично. Путин — премьер и лидер партии парламентского большинства. Наша партия во главе с лидером предлагала и выдвигала Медведева в президенты. Это и есть консолидация единства власти, которая соответствует задачам развития государства и задачам большинства общества.

Владимир Рыжков , политик . Премьер Путин, хотя это и противоречит Конституции. Он принимает все важнейшие решения по внешней и внутренней политике, в его руках правительство, бюджет, большинство в парламенте, силовики из его команды еще на местах. Медведев же играет роль, сходную с немецким президентом. Хотя по ельцинской конституции президент — страшный монстр. Но закон не соблюдается, гораздо важнее неформальная, теневая сторона политики.

Сергей Катанандов , глава Республики Карелия. Никаких споров: высшее должностное лицо определено Конституцией. А вообще, надо изучать зарубежный опыт. Там часто партийные лидеры становятся ведущими лидерами своих стран, поэтому ничего удивительного, что и в России существует подобная позиция.

Станислав Говорухин , режиссер . А черт его знает!

Геннадий Селезнев, председатель совета директоров Московского областного банка, председатель Госдумы второго и третьего созывов. В экономике главнее Путин. Россия приучена к единоначалию: царь, генсек. Сейчас у нас вроде парламентская республика, но парламент-то декоративный! Путин, будучи президентом, создал ручное управление, и теперь только он знает, как им управлять. Он должен все знать, контролировать, распределять и бюджетные средства, и средства олигархов. Хотя политические вопросы решает Медведев.

Александр Бабаков , заместитель председателя Госдумы, первый секретарь центрального совета "Справедливой России". Есть Конституция, и она определяет, кто главный. А все остальное — домыслы и пустые разговоры, которые мне не импонируют.

Андрей Бунич , президент Союза предпринимателей и арендаторов России. Вряд ли кто скажет, что сейчас главный в стране президент. Между премьером и президентом главенство поделено поровну. Медведев просто не может позволить себе быть главнее Путина, так как либо он не готов еще действовать самостоятельно, либо между ними существуют некие договоренности. Медведев пришел к власти с оговоренными ограничениями, и от того, как он их будет исполнять, зависит его дальнейшая карьера.

Александр Руцкой, в 1991-1993 годах вице-президент России. Президент — глава государства, а премьер — глава исполнительной власти. Другое видение — это политические дрязги и инсинуации, которые высосаны из пальца только для того, чтобы о чем-то поговорить.

Кирилл Кабанов , председатель Национального антикоррупционного комитета. Решения, которые принимает президент, важнее, но в сознании народа Путин главнее. Он может детское платье подарить, в гости на чай приехать. В обществе нет понимания того, что и как делают первые лица, обществу скорее важна информационная картинка. А там они чаще видят Путина, поэтому и видят в нем того, кто приедет и спасет.

Алан Муна, модельер . Путин — серый кардинал, рулит страной, что называется, из-за угла. Его вес и авторитет неоспорим. И если произойдет разлад между Путиным и преемником, у Путина будет больше козырей.

Джульетта Кьеза , журналист, бывший депутат Европарламента. Пока что премьер, но ситуация может измениться. Медведев у власти всего два года, рано или поздно президент становится более значительной фигурой. Но ситуация с равенством президента и премьера может быть даже выгодна для российской демократии, потому что в перспективе это приведет к усилению законодательной власти.

Анатолий Локоть, депутат Госдумы (КПРФ) . В Думе шутят: обратимся сначала к президенту, а если вопрос не решится, то к самому премьеру пойдем . Система власти с двумя центрами себя не оправдала. На гербе это хорошо, в жизни плохо. Сегодня в кризисный период мы наблюдаем, по сути, борьбу за власть двух кланов. На пользу стране это не идет.

Николай Тулаев , член Совета федерации. По Конституции главнее президент. Но Путина поддерживают больше. Это объясняется тем, что у него больше срок пребывания у власти, шлейф президентства. При этом они работают на своих участках, и противоречия Конституции не возникает.

Лев Пономарев , лидер движения "За права человека" . При вступлении Медведева в должность главным оставался Путин. Но на данный момент у них равновесие. Для страны плохо, что президент еще не стал главнее. Это опасно.

Алексей Мамонтов , президент Московской международной валютной ассоциации. Наверное, уже Медведев . Любой ставленник, придя к власти, приобретает вкус и становится главнее. Сталина назначили как подсобника, чтобы не возникало противоречий между лидерами. Сейчас Медведеву выгодно иметь сильного премьера, но думаю, через год-полтора он может сместить Путина. Если Путин думал поставить временную фигуру, то он сильно просчитался: в России так не бывает.

Леонид Синельников , председатель совета директоров компании "БАТ-Ява". Наверное, нынешний президент еще не вышел из-под опеки бывшего. Но мне нравится, что он все больше занимается реальными делами, и его голос становится весомее. Было опасение, что Путин так и будет командовать, а сложившееся разделение властей мне нравится.

Сергей Решульский, первый заместитель руководителя фракции КПРФ . По Конституции — президент, в реальности — беспартийный лидер партии "Единая Россия". Сегодня председатель правительства имеет полную возможность через своих единороссов поставить вопрос об импичменте президенту. Если президент наложит вето на закон, принятый большинством Госдумы, конституционное большинство "Единой России" преодолеет это вето. Так кто ж главнее?

Мякзюм Салахов, ректор Казанского государственного университета . Президент, ведь он является символом российской государственности . А премьер по определению принадлежит к исполнительной власти. Другое дело, какие личности стоят на этих постах. Ведь, как у нас говорят, не место красит человека.

Сергей Караганов, политолог. Все прекрасно все знают. Но тем не менее повторяют, что главнее президент.

Вопрос недели / 10 лет назад*

На что они живут?

Судя по декларациям кандидатов в президенты, им впору посочувствовать. Месячный доход редко превышает $400. Столько у нас получают разве что министры да секретарши в банках.

Александр Шохин, глава комитета Госдумы по кредитным организациям. У них натуральное хозяйство! В виде льгот — медицина, машина, дачи, квартиры, представительские расходы. А вообще, публичному человеку на $300-400 трудно прожить.

Владимир Брынцалов, генеральный директор компании "Брынцалов А". На госсредства. Мне смешно, когда кандидаты в президенты получают такие зарплаты. Чем ниже доходы, тем меньше у них совести.

Татьяна Малютина, президент Ассоциации женщин-предпринимателей. На наши налоги. Если бы я имела госдачу, машину и прочее, то на карманные расходы мне бы хватило и $300. Правда, не всегда: билеты на Спивакова и Плетнева не по карману.

Дмитрий Аяцков, губернатор Саратовской области. Я всегда считал, что бедным не место во власти. У меня есть квартира, машина, земля, зоопарк, лошади, зарплата и гонорары.

Борис Федоров, лидер движения "Вперед, Россия!" . Загадка. Я бы не смог содержать семью на такие деньги. Как они живут, мне всегда хотелось узнать. Особенно когда я руководил Госналогслужбой.

Борис Сергеев, заместитель председателя правления Внешторгбанка. Судя по цвету лица, костюмам, живут они не на зарплату. Увы, нет в декларациях графы "расходы". $300-400 мне хватило бы на авиабилет за границу в оба конца. И то если со скидками.

Андрей Чиркин, первый вице-губернатор Хабаровского края. Их доходы вызывают только смех. Все они ездят на дачи, имеют собственность, охрану. И все это не их! Может, нам скинуться и оплатить им дачи? Как им, таким бедным, неимущим, доверить управление страной?

Георгий Тищенко, генеральный директор компании "Ритуал-сервис". Меня их жизнь не интересует, а с похоронами у них проблем не бывает.

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин предложил изменить порядок утверждения председателя правительства, а также вице-премьеров и федеральных министров. В соответствии со ст. 111 и 112 действующей Конституции, Госдума дает главе государства только согласие на назначение премьер-министра. Окончательное утверждение руководителя правительства относится к прерогативе президента. Вице-премьеров и министров кабинета глава государства назначает по представлению премьера. ТАСС подготовил справку о полномочиях президента в соответствии с действующим Основным законом.

Президент России

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство; законодательная - Федеральное собрание; судебная - суды). При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов.

Президент избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории страны.

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должности и освобождать от них высшее командование армии и флота России.

В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и других экстренных обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение. В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину, которую утверждает президент.

Внешняя политика

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

Исполнительная власть

Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

Законодательная власть

Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.

По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).

Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

  • если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
  • если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
  • если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

Суды и прокуратура

Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов.

В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Другие полномочия

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям страны.

Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор.

К компетенции главы государства также относится награждение граждан России орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

Процедура импичмента (отрешения от должности)

Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума (для этого требуется две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.


Президент страны является первым гражданином, а также главой государства. С другой стороны, премьер-министр вместе с другим Советом министров возглавляет правительство страны на национальном уровне.

У большинства людей есть сомнения относительно ролей, обязанностей, полномочий и полномочий премьер-министра и президента. Но дело в том, что разница между двумя руководителями зависит от страны, о которой мы говорим, то есть в некоторых странах есть одна или другая, а в некоторых - обе. Существует две формы правления, которые решают, есть ли в стране один или оба исполнительных органа, это президентская форма и парламентская форма.

Индия - демократическая страна, в ней есть парламентская система правления как на национальном, так и на государственном уровне. В этой форме правления существуют как президент, так и премьер-министр. Итак, давайте посмотрим на статью, представленную вам, чтобы лучше понять их.

Сравнительная таблица

Основа для сравненияпремьер-министрпрезидент
Имея в видуПремьер-министр - главный чиновник правительства и самый влиятельный человек страны.Президент является первым гражданином страны и занимает высшую должность в стране.
ГоловаГлава кабинета министров и Совета министров.Торжественный глава страны.
выборыИзбран ПрезидентомИзбран депутатами и MLA
Политическая партияПринадлежит к стороне, с большинством в нижней палате.Не принадлежит ни одной политической партии.
банкнотыПремьер-министр и другие Советы министров решают политику и законопроекты.Счета не могут быть приняты без согласия президента.
Чрезвычайная ситуацияНе могу объявить чрезвычайное положение в стране.Президент может объявить чрезвычайное положение в стране.
Судебные РешенияНет полномочий вмешиваться в судебные решения.Президент имеет право давать амнистию преступникам.
Удаление до пребыванияЕсли Лок Сабха проходит «Нет уверенности движения»Только через «импичмент»

Определение премьер-министра

Премьер-министр (премьер-министр) является главой Совета министров, главным советником президента и главным должностным лицом правительства страны. Он занимает самый влиятельный пост в Индии в течение пяти лет.

Президент Индии назначает лидера, пользующегося поддержкой большинства, премьер-министром. Поддержка большинства нижней палаты парламента является обязательной для премьер-министра, потому что без такой поддержки он / она теряет свой пост. Далее, премьер-министр выбирает министров в Совете министров и распределяет их по рангу и портфелям.

Премьер-министр вместе с другими избранными министрами образует Совет министров, который должен быть членом парламента. Совет вступает в силу только после ПМ, и поэтому не может существовать без него. Кроме того, они несут солидарную ответственность перед Лок Сабхой, то есть в случае, если министерство теряет доверие нижней палаты, весь совет обязан уйти в отставку.

Премьер-министр осуществляет полномочия, которые поступают из разных источников, таких как контроль над советом, руководство Палатой людей, доступ к СМИ, зарубежные визиты, проекция личностей во время выборов и так далее.

Определение президента

«Президент Индии» является главой исполнительной власти штата, церемониальным главой страны, защитником конституции и верховным главнокомандующим трех вооруженных сил. Он является номинальным руководителем, избранным косвенно народом через избранных членов парламента и членов законодательных собраний всех штатов и союзных территорий. Он / она занимает высшую должность в течение пяти лет.

Конституция Индии предоставляет исполнительные полномочия Союза президенту, который осуществляется через Совет министров во главе с премьер-министром. Он обладает абсолютными полномочиями в отношении законодательных, судебных и чрезвычайных вопросов, которые используются в консультации с Советом министров.

Президент имеет право получать информацию по всем значимым вопросам и обсуждениям Совета Министров. Премьер-министр обязан предоставить всю информацию, требуемую президентом. Он / она обладает исключительными полномочиями назначать губернаторов штатов, Контролера и Генерального ревизора (CAG) Индии, Главную избирательную комиссию, Главного судью Верховного суда и Верховного суда, Главного избирательного комиссара, Председателя и других членов UPSC (Union Public Service) Комиссия).

Ключевые различия между премьер-министром и президентом

Следующие моменты заслуживают внимания в том, что касается различий между премьер-министром и президентом:

  1. Главный функционер избранного правительства и самый влиятельный человек в стране - премьер-министр. Первым гражданином страны и занимающим высшую должность в стране является президент.
  2. Премьер-министр является главой кабинета и Совета министров, а президент является церемониальным главой нации.
  3. Президент Индии назначает премьер-министра. С другой стороны, президент избирается членами парламента и членами законодательного собрания путем голосования.
  4. Премьер-министр принадлежит к политической партии с большинством в Палате людей, то есть Лок Сабха. Напротив, президент не принадлежит ни к одной политической партии.
  5. Когда дело доходит до законопроектов, премьер-министр вместе с другими советами министров принимает решения о политике и законопроектах. В отличие от этого, законопроекты не могут быть приняты без предварительной рекомендации президента.
  6. Право объявлять чрезвычайную ситуацию находится в руках президента, а не в руках премьер-министра.
  7. Премьер-министр не имеет полномочий вмешиваться в судебные решения. В отличие от премьер-министра, президент имеет право амнистировать преступников.
  8. Премьер-министр может быть отстранен от должности до того, как Нижняя палата парламента примет «Движение недоверия». Напротив, президент может быть отстранен от должности до срока его полномочий, только через процесс «импичмента», который требует особого большинства для смещения президента, и единственным критерием для импичмента является нарушение конституции.

Заключение

Как президент, так и премьер-министр остаются на этой должности в течение пяти лет и получают свои полномочия и обязанности из Конституции. Существуют большие различия в ролях, ответственности, правах и обязанностях двух основных руководителей, поэтому их не следует путать друг с другом.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).


Полномочия президента РФ:

1) назначает Председателя Правительства

2) осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации

3) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

4) принимает решение об отставке Правительства РФ

5) формирует Государственный Совет РФ

6) формирует и возглавляет Совет Безопасности

7) утверждает военную доктрину РФ

8) формирует Администрацию Президента

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

10) назначает выборы Государственной Думы

11) распускает Государственную Думу

12) назначает референдум

13) вносит законопроекты в Государственную Думу

14) подписывает и обнародует федеральные законы

15) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

16) осуществляет руководство внешней политикой РФ

17) вводит в стране военное положение

18) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

19) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.


Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Источник: статья 102 Конституции РФ.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

а) Председателя Центрального банка РФ

б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Источник: статья 103 Конституции РФ.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.


Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;

5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

6) Осуществляет управление федеральной собственностью;

7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Источник: статья 114 Конституции РФ.

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Читайте также: