Кто выше следователя по должности

Опубликовано: 02.10.2024

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730), Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542; 2012, N 4, ст. 471; N 14, ст. 1616), Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; N 10, ст. 1091; N 13, ст. 1360; N 38, ст. 3975; N 43, ст. 4480; 2007, N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 21, ст. 2430; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N20 ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874; 2011, N 5, ст. 711; N 48, ст. 6878; 2012, N 4, ст. 471; N 8, ст. 992; N 15, ст. 1731; N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3681; N 29, ст. 4071; N 35, ст. 4783; N 35, ст. 4787), приказываю:

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу, и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации генерал-полковник юстиции А. Бастрыкин

Перечень должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности федеральной государственной гражданской службы:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в главном управлении;

4) начальник отдела в управлении;

5) заместитель начальника отдела в главном управлении;

6) заместитель начальника отдела в управлении;

8) ведущий советник;

10) главный консультант;

12) главный специалист;

13) ведущий специалист;

14) главный специалист 3 разряда;

15) ведущие специалисты 1, 2 и 3 разрядов;

16) старшие специалисты 1, 2 разрядов;

17) специалист 1 разряда;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном управлении (следственном отделе) Следственного комитета Российской Федерации:

1) начальник отдела;

2) заместитель начальника отдела;

3) начальник отдела в управлении;

4) заместитель начальника отдела в управлении;

5) главный специалист;

6) ведущий специалист;

7) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

8) специалисты 1 и 2 разрядов;

3. В межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном (в том числе военном) следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) главный специалист;

2) ведущий специалист;

3) старшие специалисты 1 и 2 разрядов;

4) специалисты 1 и 2 разрядов.

II. Должности федеральной государственной службы, по которым предусмотрено присвоение специальных званий:

1. В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник руководителя главного управления;

2) помощник руководителя управления;

3) помощник следователя;

4) помощник следователя - криминалиста;

2. В главном следственном управлении (следственном управлении) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и приравненном к нему специализированном следственном управлении, следственном отделе, межрайонном следственном отделе, следственном отделе по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненном к нему специализированном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации:

1) помощник следователя;

2) помощник следователя - криминалиста;

3. В научных и образовательных учреждениях Следственного комитета Российской Федерации:

3) директор института;

4) заместитель директора института;

5) директор кадетской школы (школы-интерната);

6) первый заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

7) заместитель директора кадетской школы (школы-интерната);

8) ученый секретарь;

9) декан факультета;

10) директор филиала;

11) заведующий: кафедрой, научно-исследовательским отделом, лабораторией;

12) заместитель заведующего лабораторией;

13) помощник ректора;

15) главный научный сотрудник;

17) ведущий научный сотрудник;

18) старший научный сотрудник;

19) старший преподаватель;

20) старший воспитатель;

23) научный сотрудник;

25) младший научный сотрудник;

26) руководитель отдела;

27) заместитель руководителя отдела;

28) руководитель отделения;

29) заместитель руководителя отделения;

30) старший инспектор;

31) старший методист;

33) помощник директора кадетской школы (школы-интерната);

4. В иных учреждениях и организациях Следственного комитета Российской Федерации:

1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, указанной в части 6 настоящей статьи, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Председателем Следственного комитета.

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее - граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. На должности следователей, помощников следователей и помощников следователей-криминалистов следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Юриспруденция", не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 504-ФЗ)

3. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

7. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

8. Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета, указанных в части 7 настоящей статьи, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

9. Требования, установленные частью 4 настоящей статьи, распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также соответственно Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

1. Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные организации высшего образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания.

3. При неудовлетворительном результате испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете или по согласованию с ним переведен на другую должность.

4. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительное решение о его назначении на должность не принимается.

Следователь

Следователь в уголовно-процессуальном праве это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с УПК РФ является стороной обвинения.

Будущий следователь должен получить Высшее Юридическое образование, так как осуществляя свою деятельность он должен знать:

  1. уголовно-процессуальный кодекс,
  2. криминалистику,
  3. законодательство,
  4. логику,
  5. психологию.

По окончании такого высшего учебного заведения вполне можно устраиваться на практику в следственный отдел. От успешного прохождения практики зависит и дальнейшая карьера. Если все пройдет гладко, то сразу же после практики вы сможете получить хорошую работу.

Впрочем, даже после окончания учебы, сам процесс обучения не заканчивается. Следователям приходится ежегодно сдавать три дисциплины:

  • рукопашный бой;
  • стрельбу из табельного (личного) оружия;
  • физическую подготовку.

В целом, карьерная лестница выглядит следующим образом:

  1. Помощник следователя.
  2. Следователь.
  3. Старший следователь.
  4. Следователь по особо важным делам.
  5. Начальник следственного отдела.

Успешным может стать только эрудированный человек, имеющий :

  • аналитический склад ума и гибкость мышления,
  • умеющий четко и лаконично излагать свои мысли,
  • отстаивать свою точку зрения и аргументировать её.

Именно такой человек может много добиться в этой профессии.

В настоящее время, получить желаемую должность можно лишь получив высшее юридическое образование. Поэтому, первым шагом будет подготовка к поступлению и не только.

Особенности профессии следователя

Также следователь обязан знать:

  1. Федеральные законы и федеральные конституционные законы.
  2. Различные нормативно-правовые акты РФ, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью следователя.
  3. Нормативно-правовые акты своего отдела следственного комитета.
  4. Постановления и нормативные акты, связанные с правами человека, а также с функциями и обязанностями следователя, которые выпускает Конституционный суд РФ, а также Верховный и Высший арбитражный суды.

Грамотный специалист обязан также иметь представления о постановлениях Европейского Суда по правам человека (только если эти постановления так или иначе связаны с деятельностью следователя и с уголовным правом).

  • Основы таможенного законодательства.
  • Указания, приказы и другие нормативные акты СК РФ.
  • Основы этики и служебного поведения служащих в СК РФ.
  • Основы делового общения. Правила внутреннего распорядка.
  • Основы техники безопасности.
  • Порядок и правила работы со статистикой и различного рода документами.

Историческая справка профессии

Профессия появилась еще в Римской империи. Уже в то время государству нужны были люди, которые бы проводили тайные мероприятия по розыску. После сбора всех необходимых фактов, их систематизации, они представляли полученные данные на судебном заседании.

Только в конце XIX века криминалистика стала самостоятельной наукой. Ее основателем принято называть француза Альфонса Бертильона и австрийца Ганса Гросса. Они предложили методы идентификации по отпечаткам пальцев и портрету человека.

В чем заключается работа следователя

К более локальным и узконаправленным задачам деятельности следователя относятся следующие:

  1. Осуществление предварительного расследования порученного ему дела.
  2. Обработка поступающей информации, её анализ, сбор и синтез имеющихся сведений, разрешение возникающих в ходе следствия тактических задач.
  3. Раскрытие преступлений различной специфики, куда относятся не только уголовные, но и экономические, и политические правонарушения.
  4. Руководство оперативной группой, в том числе следователей, координирование её действий.
  5. Организация взаимодействия со службой криминальной полиции с целью задержания подозреваемых лиц.
  6. Установление истины.
  7. Передача всех полученных в ходе следствия сведений в суд для вынесения обвиняемому лицу справедливого приговора.

УПК РФ выделяет два вида следователей

Деятельность сотрудника заключается в:

  1. возбуждении уголовных дел;
  2. решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования и принятие необходимых мер.
  3. активном участии в судах над обвиняемыми;
  4. обжаловании некоторых решений и добиваться именно справедливого исхода судебных дел.

Что же касается личной стороны следователя, то ему необходимо обладать аналитическим составом ума и уметь отстаивать своё мнение приводя достоверные факты и доказательства.

Предварительное следствие производится следователями

Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).

Разумный срок уголовного судопроизводства

При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела

  • Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений.
  • Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме.
  • В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Закон определяет, что следователь обязан выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступления, в том числе по обстоятельствам, не являющимся криминальными.

Это в определенной степени функция надзора, поскольку, устанавливая нарушения закона, которые не содержат признаков преступления, но были причинами и условиями, которые способствовали совершению преступления, следователь уполномочен реагировать на них посредством внесения представления. Это, несомненно, достаточно сложная деятельность, расширяющая обязанности следователя при производстве предварительного следствия.

Полиция — государственная система служб по охране порядка в стране. У каждого сотрудника есть должность и соответствующее ей звание. Гражданину следует знать знаки различия полицейских, чтобы понимать, какие полномочия имеет сотрудник. Первый признак, по которому определяют звание — это погоны. Полицейские погоны в России мало отличаются от военных.

Знаки различия российских полицейских

Первые погоны появились еще при Петре I. Тогда они служили для поддержания лямок рюкзаков и сумок у солдат. Со временем погоны приобрели другую функцию. Они стали демонстрировать ранг того, кто их носит.

Погоны российской полиции множество раз меня свой внешний вид. В 1969 году согласно Приказу МВД СССР № 230 погоны (на тот момент советской) милиции изменились в последний раз. Тогда были учреждены те погоны и звания, которые существуют на сегодняшний день, несмотря на то, что милиция стала полицией.

Помимо погонов есть шевроны. Все нагрудные нашивки (шевроны) различаются в зависимости от того, в каком Министерстве внутренних дел служит сотрудник. Все нашивки можно разделить на три группы:

На левом рукаве располагается общий шеврон МВД, а на правом — тот, что говорит о принадлежности к определенной структуре полиции. Общий нарукавный знак выглядит как треугольный щит со скошенными верхними углами. На красном фоне изображен синий крест, четыре стороны которого расширяются к концам. В центре — эмблема МВД РФ. Шевроны носят все сотрудники полиции, ГИБДД, кинологических служб, органов госнаркоконтроля и других подразделениях поддержания порядка и безопасности в государстве.

Какие есть эмблемы полиции России?

Нарукавные эмблемы сотрудников МВД могут говорить о принадлежности к определенному округу внутренних войск. Все они выполнены в виде белого силуэта на щите черного цвета.

  • Главное командование внутренних войск. На шевроне изображен орел с задними лапами льва, в передних лапах — щит и меч.
  • Северо-Кавказский округ ВВ. Белый силуэт лошади на черном фоне.
  • Московский округ ВВ — стилизованный сокол.
  • Северо-Западный округ ВВ — сфинкс (голова женщины, тело льва).
  • Приволжский округ ВВ — олень.
  • Уральский округ ВВ — ящерица с короной.
  • Сибирский округ ВВ — медведь.
  • Восточный округ ВВ — тигр.
  • Оперативная дивизия особого назначения — белая пантера.
  • Воинские части и учреждения обеспечения деятельности ВВ, институты — грифон.

Эти же изображения используются, как эмблемы и нагрудные шевроны, но на другом фоне, чаще всего красном. Все животные на них по-особенному стилизованы.

Эмблемы отличаются и в зависимости от подразделений. Свои эмблемы у главного управления на транспорте, сотрудников центрального аппарата МВД РФ, подразделений криминальной полиции и многих других подразделений.

У МВД России есть свое знамя. Оно темно-синего цвета, обшито золотой тесьмой. Вдоль краев полотнища располагаются 12 звезд с восемью лучами. На лицевой стороне полотнища знамени в центре изображен герб РФ. На оборотной — эмблема МВД РФ.

У МВД есть и флаг. Он темно-синего цвета, с изображением государственного герба в правой части, а на крыже — флага России.

Погоны и звания МВД РФ


Звания полиции распределены на четыре группы (состава). Также, в полиции есть и рядовые сотрудники. Узнать их погоны легко — на них нет ни звезд, ни лычек, ни окантовок. В рядовые попадают те, у кого нет высшего образования. Выслуга в этом звании всего один год.

Младшего состава

Погоны отличаются наличием звезд, красных полос и лычек. Чем больше по размеру звезды, тем выше звание.

К младшему начальствующему составу относятся:

  1. Младший сержант. На погонах две поперечные лычки, золотистого цвета. Зазор между ними равен 2 мм.
  2. Сержант: три поперечные лычки, с зазором 2 мм.
  3. Старший сержант: одна широкая поперечная лычка. Широкая — то есть в 2-3 раза шире узкой.
  4. Старшина: одна широкая короткая продольная лычка золотистого цвета и прямоугольной формы. Раньше лычка была вдоль всего погона, но теперь ее делают короткой. Перепутать старшину с кем-то другим не получится, ведь нашивка такой формы только у него.

Средний начальствующий состав

На погонах среднего состава расположено три красных канта: 2 по бокам и 1 посередине. К среднему начальствующему составу относятся:

  • Младший лейтенант: одна маленькая звезда на среднем канте, расстояние от края 50 мм.;
  • Лейтенант: две маленьких звезды по бокам от средней красной полосы. Расстояние каждой звезды от краев погона равно 25 мм.;
  • Старший лейтенант: три звездочки — одна на канте, две по бокам;
  • Капитан полиции: четыре звездочки — две на канте, две по бокам.

Старший начальствующий состав

На погонах старшего начальствующего состава две продольных красных полоски, которые тянутся на весь погон. Звезды больше, чем у предыдущих составов, но меньше, чем у высшего. Все просто: у майора одна звезда, у подполковника две, а у полковника — три (одна между полос, две на них).

Высший начальствующий состав

Форма погон у высшего начальствующего состава немного другая: край не закругленный, а с углами. Красного канта посередине нет. Звезды большие по диаметру.

  1. Генерал-майор имеет на погонах одну звезду.
  2. Погоны генерал-лейтенанта содержат две крупных звезды.
  3. У генерал-полковника три звезды.
  4. Самое высшее звание — генерал полиции Российской Федерации. У него на погонах четыре звезды. Это звание выдается указом Президента РФ за особые заслуги перед государством.

Какие погоны у прапорщиков МВД?

Погоны прапорщиков внешне не отличаются от погонов сотрудников младшего начальствующего состава, только вместо лычек у них маленькие звездочки. У прапорщика полиции погоны с двумя звездочками, расположенными вдоль по центру, расстояние между которыми 25 мм. Старший прапорщик полиции награждается тремя звездочками. Прапорщики относятся к среднему составу.

О специальных чинах

Специальные чины соответствуют должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Специальный чин называют еще классным чином. Он подразумевает профессиональную пригодность должностного лица к той должности, которую он занимает или собирается занять.

Специальный чин можно получить:

  • досрочно, сотруднику, имеющему ученую степень или ученое звание, которое позволяет занять более высокую должность, то есть должны быть соответствующие знания. Исключение составляют генеральные должности: их получают по приказу вышестоящих лиц.
  • на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел.

Сроки присвоения званий


Чем выше должность, тем дольше должна быть выслуга на ней. Сотрудник полиции для повышения ранга должен отслужить на каждом звании определенный срок:

  1. По одному году нужно отслужить на таких званиях, как рядовой и младший сержант.
  2. Сержанту предстоит 2 года работы в этом ранге.
  3. Старшему сержанту — 3 года.
  4. Прапорщику — 5 лет.
  5. В звании старшины или старшего прапорщика сроки не устанавливаются. Повышение возможно досрочно, за хорошую работу.
  6. Младший лейтенант носит свое звание 1 год, лейтенант — 2 года, а старший лейтенант — 3 года.
  7. Капитан — также, 3 года.
  8. Майор — 4 года.
  9. Подполковник — 5 лет.
  10. В звании полковника и в чинах высшего начальствующего состава сроки выслуги не устанавливаются, а повышение происходит в качестве меры поощрения или при освобождающихся должностях.

Все эти звания применимы для полиции, ГИБДД, сотрудников наркоконтроля, органов внутренних дел, кинологических служб и юстиции.

Поскольку на некоторых чинах не установлен срок выслуги, получить повышение можно за добросовестную работу, за особые заслуги, или при освобождении вышестоящей должности, соответствующей определенном званию.

Возможно не только повышение, но и снижение в звании. Это используется как мера дисциплинарного взыскания, которое производится только Министерством внутренних дел РФ.

Какие должности соответствуют званиям?

Некоторые должности должны обязательно соответствовать определенному званию. Таким образом, при повышении сотрудника по должности, его должны поднять в звании, если в этом есть необходимость. Перечень примерных соответствий:

  • Заместитель начальника полиции, начальник штаба, помощник начальника — полковник;
  • Начальник отдела или его заместитель, начальник отделения — подполковник;
  • Дознаватель, государственный инспектор безопасности дорожного движения (или надзора), специалист-ревизор, инспектор по особым поручениям, начальник приемной главного отделения МВД России — майор;
  • Оперуполномоченный, дознаватель, начальник отделения, инспектор-кинолог, командир роты — капитан.

Это лишь неполный перечень должностей и соответствующих им званий. Некоторые звания позволяют занимать одну и ту же должность, например, дознавателем может быть и майор, и капитан.

Сотрудник может быть переведен на равнозначную должность при особых обстоятельствах, к которым относятся:

  1. Семейные трудности. Сюда могут относиться болезни детей, родителей и других близких родственников. Причиной может быть то, что у сотрудника появится потребность проводить больше времени с человеком, например, выполнять роль сиделки.
  2. Состояние здоровья. Например, полицейский не может выполнять соответствующие его должности обязанности из-за травм или заболеваний, но способен работать в более щадящих условиях. Должно быть предоставлено заключение врачебной комиссии.
  3. В связи с прекращением доступа к секретным сведениям, государственным тайнам. Этот срок может устанавливаться временно, а также смещение может произойти в связи с возникшими к сотруднику подозрениями.
  4. При наличии проблем с законом у близких родственников сотрудника полиции. То, что касается родственников полицейского часто вызывает проблемы у сотрудников. Полицейский может отвечать за свои поступки, но не всегда способен контролировать действия родственников. Если, например, брата полицейского будут подозревать в преступлении, то это повлияет на карьеру сотрудника.

Престижная должность и высокое звание требуют большой отдачи от сотрудника МВД. Чтобы не лишиться звания, он должен не только усердно работать, но и следить за законопослушностью своих родственников. Для простого гражданина России знание погонов, должностей и званий будет плюсом: так будет проще определить полномочия сотрудника, в случае общения с полицией. Кроме того, это поможет избежать обмана, ведь некоторые проходимцы покупают погоны и привирают.

У меня не было вопроса, кем стать, когда вырасту. Я обожал погоны, детективы, а ещё – дежурства, криминал. «Андрюха, по коням». Вырос на сериалах про ментов, простите, полицейских.

Решено – иду следователем. Путь этот долгий: сначала нужно поучиться в университете, потом – стажироваться, сдать экзамен. А когда, кажется, дорога пройдена, начинается самое трудное: работа, дежурства, попытки подкупа и многое другое.

Эту историю прислал мой хороший знакомый Андрей М.

Что входит в обязанности следователя

Мне довелось трудиться в Следственном комитете РФ. Обязанностей у работников – масса:

  1. Возбуждение уголовных дел;
  2. Проведение неотложных процессуальных действий;
  3. Выполнение поручений;
  4. Осмотр мест происшествия с составлением протоколов;
  5. Подготовка уголовного дела к направлению прокурору для передачи в суд;
  6. Сбор доказательств и назначение экспертиз.

Уже через месяц я гордо именовал себя следопытом и буквально жил работой. Она никогда не заканчивается: даже ночью снятся процессуальные документы, в голове выстраиваются версии.

Неправда, что есть скучные уголовные дела. За каждым – жизнь, драма, трагедия и комедия.

Главная проблема – обязанностей следователя даже по УПК так много, что все их выполнить невозможно. Работники грешат перекладыванием своих дел на коллег и подчинённых.

Я старался всё делать сам, в результате по две ночи в неделю проводил в кабинете – на раскладушке.

Интересный факт: Следователь должен быть нейтральным и работать не только в интересах потерпевшего, но и обвиняемого. На практике львиная доля задач – сбор доказательств, чтобы осудить подследственного.


Как устроиться работать следователем

При соответствии требованиям порядок довольно простой. Нужно собрать документы (паспорт, диплом о высшем образовании, военный билет, характеристики), обратиться в отдел кадров интересующего ведомства.

Во многих есть вакансии, но распространён принцип: хочешь работать – за тебя должны поручиться. В России предварительное расследование осуществляют следующие органы (ст.151 УК):

  1. Следственный комитет;
  2. ФСБ;
  3. МВД.

Проще всего попасть на службу в полицию – текучка кадров огромная. Здесь есть ещё и дознаватели, которые работают преимущественно с простыми делами.

Я подал документы в Следственный комитет РФ сразу после получения диплома. Шесть месяцев была стажировка, которую называют предварительным испытанием. Успешно аттестовался и стал младшим лейтенантом юстиции.


Какие требования предъявляют к кандидатам

Ключевых критериев несколько:

Любая мелочь может стать основанием для отказа в приёме на службу.

Следопыт имеет доступ к огромному количеству баз данных, конфиденциальным сведениям. Я не преувеличиваю, когда говорю, что сотрудники решают судьбы других людей.

Отбор очень строгий, значительная часть кандидатов отсеивается.

Важно! Чтобы стать следователем, обязательно нужно иметь высшее образование.


Сколько зарабатывают следователи (МВД, СК, ФСБ)

Итак, самый интересный вопрос: будет ли счастливчик получать достойное жалование? Трудно сказать однозначно. В МВД разговор начинается с 40000 рублей в месяц.

Правда, получить больше 60 тысяч первые годы проблематично. Зато есть надбавки за дежурства, выслугу, «подъёмные». Всё зависит от конкретного города, фронта работ.

В Следственном комитете мне никогда не платили мало. Изначально получал около 30 тысяч рублей, а к моменту ухода – около 70000 (на руки). Отдельная тема – премии: они могут составлять 20-30 процентов заработка.

Сначала их не платят совсем, но если ты пашешь, как вол – это отметят. Ну и многое зависит от отношений с начальником.

Сколько зарабатывают в ФСБ – вопрос открытый, потому что они не делятся своими секретами. Думаю, что в полтора-два раза больше, чем в СК.

Ещё у них есть всякие плюшки в виде льготных кредитов на квартиру, участки. Но не для всех, сами понимаете.

Обратите внимание! Если гражданин получал высшее образование по направлению СК РФ, после вручения диплома он обязан 5 лет отработать в органах ведомства.

Есть ли льготная пенсия и какая

Сотрудники МВД имеют право уйти на пенсию, отслужив минимум 20 лет. Это не так просто, потому что работа у них жёсткая.

По факту, полицейский следопыт перерабатывает где-то в полтора раза от нормы (то есть, рабочая неделя составляет 60-70 часов).

В СК РФ порог такой же – 20 лет. Причём если продолжаешь работать по достижении этого возраста, положено 50% надбавки от той пенсии, которую получал бы. Сладкие цифры, да?

Но по факту даже десять лет на службе – это ад, беспросветный мрак, усталость. На самом деле, больше пятёрки не каждый выдержит. Вы, наверно, думаете, что я жду этого волшебного часа – получать деньги и отдыхать.


Нет, свой китель повесил в шкаф, а дела – передал коллегам. Знаете, почему ушёл? Я устал от постоянных нападок на следователей и дознавателей. Может, они и по делу, но надоедает.

Устроился работать в юридическую фирму, консультирую людей. Деньги те же, а нервов меньше. А что бы вы сделали на моём месте?

Читайте также: