Кто занимает должность генерального прокурора рф в настоящее время

Опубликовано: 05.07.2024

Успешный силовик

Чистильщик надзора

Но, прежде всего, назначение нового генпрокурора было воспринято как попытка переломить ситуацию в самом надзорном ведомстве, которое при его предшественнике Юрии Чайке стало практически синонимом коррупции и кумовства. Но о серьезных антикоррупционных чистках в надзорном ведомстве пока говорить сложно. На своих постах остались практически все высокопоставленные прокуроры из команды Чайки, за небольшим исключением: в конце марта Совет Федерации принял решение освободить от должности заместителей генерального прокурора Леонида Коржинека, который курировал уголовно-судебный и гражданский судебный главки, а также Юрия Гулягина, занимавшего пост замгенпрокурора в Уральском федеральном округе.

В следующем году ожидается уход еще двух замов Краснова, доставшихся ему по наследству от предшественника. По договоренности с Юрием Чайкой до достижения предельного возраста нахождения на госслужбе отложена отставка первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана и заместителя Виктора Гриня.

Если говорить о регионах, то об уголовных делах против высокопоставленных работников надзора пока не слышно, хотя отставок за 11 месяцев работы Краснова накопилось немало. Свои посты, в частности, покинули главы надзорных ведомств Красноярского и Забайкальского краев, Чувашии, Астраханской, Ростовской, Кировской, Орловской, Калининградской областей. Зачастую отставки проходили на фоне коррупционных скандалов или проверок из центра. Правда, на место уволенных прокуроров в большинстве случаев назначались все те же ставленники Юрия Чайки из других субъектов федерации.

Любимец подчиненных

Впрочем, сотрудники Генпрокуратуры, которых ПАСМИ в июле попросило подвести итоги полугода работы нового руководителя, положительно оценили его кадровые решения и отнеслись с пониманием к нежеланию инициировать изменение законодательства в части назначения заместителей. Подчиненные Краснова отметили, что ему крайне трудно найти на все ключевые посты единомышленников и просто людей, на которых можно опереться.

Собеседники редакции назвали главным отличием Краснова от Чайки отсутствие фаворитов внутри надзорного органа, а также нейтралитет в общении как со структурами, с которыми Генпрокуратуре приходится взаимодействовать, — МВД, СКР, ФСБ, Администрацией президента, так и с представителями российских элит.

Друг чекиста

Впрочем, один из экзаменов на равноудаленность от высокопоставленных должностных лиц Краснов все-таки провалил. Речь идет о ситуации вокруг следователя центрального аппарата СКР Руслана Миниахметова. Он был задержан в начале июля сотрудниками ФСБ по подозрению в получении взятки от обвиняемого по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Председатель СКР Александр Бастрыкин возбудил против подчиненного уголовное дело, но до ареста дело не дошло — заместитель генпрокурора Виктор Гринь подписал постановление об отмене возбуждения дела. Следственный комитет России обжаловал это решение в обращении на имя Краснова, но генпрокурор решение своего зама поддержал.

По одной из версий, такую позицию генпрокурор занял под влиянием руководителя управления К ФСБ России Ивана Ткачева, которого называют давним знакомым и даже родственником Краснова. Генерал Ткачев якобы сумел убедить главу надзора, что Миниахметова как “человека системы” сдавать нельзя. Причиной воздействия на прокуратуру называли опасения высокопоставленного чекиста, что в ходе расследования дела Миниахметова может всплыть информация, порочащая его самого.

Человек системы

В отличие от сотрудников Генпрокуратуры, другие собеседники ПАСМИ особо оптимизма по поводу антикоррупционной деятельности Игоря Краснова не испытывают.

Кстати, первые итоги этого голосования мы подвели спустя три недели после вступления нового генпрокурора в должность, и с тех пор доля тех, кто надеется на Краснова, не изменилась.

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2020 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям. В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП. Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года. Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти - Съезда народных депутатов и ВС РФ - неконституционным. При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999). В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2019), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991). В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции. 5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября - 4 октября 1993 года. Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности "всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома". 26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО "Лефортово" и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2019 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией. 26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о. генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск. 8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела. По данным следствия, нефтяная компания "Балкар-трейдинг", которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет. В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам. Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ. Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля ("дело Mabetex") и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля. В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% голосов избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи. В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года - генеральный прокурор РФ. Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки "Курск", о контрабанде мебели в торговых центрах "Гранд" и "Три кита", дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др. Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым. Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 - н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области. В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле - августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России. В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел. Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство - Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование. За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов. Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Игорь Краснов сменит Юрия Чайку на посту Генпрокурора РФ. Фото СКР

«Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова на должность генерального прокурора РФ и предложение об освобождении от этой должности Юрия Чайки в связи с переходом на другую работу», - сообщили в пресс-службе президента.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На прошлой неделе, напомним, после послания Владимира Путина Федеральному собранию, правительство РФ в полном составе ушло в отставку. И действующие топ-чиновники приобрели приставку «исполняющий обязанности». Должность генпрокурора стала первой заменой в новом правительстве.

Игорь Краснов в первую очередь известен тем, что расследовал такие громкие дела, как покушение на Анатолия Чубайса, убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, убийство судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова и деятельность русских националистов-радикалов. Также он возглавлял следственную группу, расследовавшую убийство Бориса Немцова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто сменит Юрия Чайку на посту генпрокурора: Игорь Краснов расследовал убийство Немцова. И крутит на турнике «восьмерку»

Кто же он - новый, без пяти минут, Генпрокурор России (а в том, что Совфед утвердит предложенную президентом кандидатуру, сомнений мало)?

44-летний Игорь Краснов родился в Архангельске. Окончил Поморский госуниверситет имени Ломоносова. С 1997 года работал в прокуратуре. С 2006 по 2007 год – следователь центрального аппарата Генпрокуратуры. В 2007 году перешел в Следственный комитет - старшим следователем по особо важным делам при председателе СК. В 2016 году назначен заместителем главы СК (подробности)

Игорь Краснов и Александр Бастрыкин. Фото: Пресс-служба СК РФ

В ТЕМУ

Игорь КРАСНОВ: «Часто во взятке заинтересованы обе стороны»

Неделю назад в газете «КоммерсантЪ» вышло интервью с тогда еще заместителем главы Следственного комитета. некоторые фрагменты.

О коррупции

- Низовая коррупция опасна тем, что создает благоприятный психологический фон для существования остальных ее форм, а также взращивает вертикальную коррупцию. Отчасти здесь действуют те же законы невидимой руки рынка, но только «коррупционных услуг», когда спрос рождает предложение. Не всегда взятка дается под принуждением, часто в ней заинтересованы обе стороны и привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном для этих сторон риске она обладает специфической ценностью не только для получателя взятки, но и для взяткодателя. При этом взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций.

. Заслуживает особого внимания работа по реализации проекта «регуляторной гильотины». Наверное, это тот случай, когда надо бороться не с болезнью, а с сыростью, в этом смысле благоприятный нормативный фон очень важен.

Однако и недобросовестные крупные чиновники создают атмосферу, потворствующую коррупции. Поэтому, безусловно, устранение из коррупционных схем их главных бенефициаров в лице высокопоставленных должностных лиц — важная задача, и в этом направлении сосредоточены наши главные усилия при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

О чистоте кадров

- Созданы специализированные следственные отделы, следователи которых взаимодействуют с такими же специализированными подразделениями собственной безопасности, а также органами ФСБ, образуя, таким образом, автономную и самодостаточную инфраструктуру, лишенную рисков воздействия извне. Закономерно, что с годами наработанные в рамках этой системы связи становятся все прочнее, а плоды совместной деятельности все весомее и нагляднее для общества.

. Всем известны громкие дела в отношении самых высокопоставленных сотрудников Следственного комитета, которые, как я полагаю, свидетельствуют не столько о степени коррумпированности нашего ведомства, сколько о том, что мы не подвержены той корпоративности, которая у нас нередко понимается как укрывательство своих сослуживцев. Напротив, причастность к следственным органам является поводом для пристального внимания к людям в погонах, наделенных властью. Мы понимаем, что власть является тяжелым испытанием для человека и некоторые прошедшие, как говорят, огонь и воду последнюю проверку не проходят. К сожалению, среди них и наши теперь уже бывшие коллеги — за девять месяцев 2019 года 27 из них стали фигурантами уголовных дел, направленных в суды.

О школьных стрелках

- Что касается образовательных учреждений, то для обеспечения их безопасности мы выделяем, как представляется, несколько перспективных направлений. В их числе - развитие служб психологического сопровождения, специалисты которых смогут предотвратить нарастание критических проблем межличностного общения не только в ученической среде, но и на уровне преподавательского состава.

. Следственная практика показывает, что стандарты и нормативы в сфере безопасности не обеспечивают надежную охрану, что также требует усиления монополии государства в регулировании рассматриваемых правоотношений.

Особое значение приобретают и вопросы государственной материальной поддержки, поскольку отмечаемые трудности усугубляет недостаточное финансирование и низкий уровень подготовки сотрудников безопасности, что нередко продиктовано соображениями экономии, учитывая, что услуги последних являются менее затратными.

Повлиять на ситуацию, по нашему мнению, может изменение нормативной базы, регулирующей частную охранную деятельность, например, путем предъявления особых требований к организациям, оказывающим охранные услуги образовательным учреждениям.

Другим важным направлением в снижении уровня детской и подростковой преступности является работа с несовершеннолетними преступниками. В продолжение курса гуманизации уголовно-правовой политики представляется целесообразным рассмотрение вопроса совершенствования системы правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, путем введения служб пробации, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент превенции за рубежом.


Соблюдение законов и сохранение правопорядка в стране зависят от того, кто стоит во главе одной из главных структур нашей страны - Генеральной прокуратуры РФ. Этот орган обязан реагировать на любое нарушение в части исполнения законодательных актов, прав и свобод граждан, осуществлять прокурорский надзор с целью контроля за соблюдением организациями нормативно-правовых актов и законов РФ. Кто может занимать эту должность и что именно входит в перечень полномочий генерального прокурора? Об этом в статье ниже.

Назначение и вступление в должность

клятва генпрокурора

Генеральный прокурор РФ является должностным лицом, которое возглавляет Прокуратуру. Кандидат на данную должность выдвигается президентом России. Генеральный прокурор вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность его первых заместителей. В случае если за кандидата на должность Генпрокурора на Совете Федерации Федерального Собрания РФ не будет набрано нужного количества голосов, то дается еще один месяц на подбор другого кандидата.

Назначение на должность генерального прокурора РФ происходит на основании решения наивысшего органа исполнительной и законодательной власти Советом Федерации ФС РФ.

В случае положительного решения кандидат вступает в должность с момента принятия присяги, которую он приносит председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ. Текст клятвы содержит следующие слова: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, ориентироваться в своей деятельности на интересы граждан, защищать их права и свободу, а также защищать в первую очередь интересы своего государства».

Требования к кандидату

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

  • Гражданство Российской Федерации.
  • Возраст старше 35 лет.
  • Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
  • Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Срок деятельности и отчетность о ее результатах

Путин и Чайка

Срок полномочий генерального прокурора РФ ограничен и составляет не более 5 лет. Любые изменения, касаемые деятельности генпрокурора, публикуются в прессе, в частности в «Российской газете». Это касается также и освещения результатов его деятельности, о которых он ежегодно должен докладывать лично на заседании Федерального Собрания. Текст доклада включает в себя сведения и цифры статистики об уровне преступности, раскрываемости преступлений, состоянии правопорядка в стране, а также о мерах, которые были предприняты для улучшения общей ситуации.

В случае невозможности исполнения своих должностных обязанностей полномочия и права Генерального прокурора РФ переходят на его первого заместителя. А если они оба лишены права на занимаемую должность либо имеют место иные причины, то полномочия переходят ниже по иерархической лестнице. Один и тот же человек может быть назначен на должность генерального прокурора РФ неоднократно.

Структура правления

Генеральной прокурор РФ имеет в подчинении очень большую структуру. Следующие за ним по иерархической лестнице - первые заместители, всего их два. В ведение одного входит руководство системой территориальных прокуратур: прокуратуры федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов и городов. Второй заместитель ведает отраслевыми прокуратурами, куда относятся транспортные, военные, торговые, технические, природоохранные и др., на территории субъектов и федеральных округов нашей страны.

В решении особых вопросов генпрокурору помогают старшие помощники (в том числе по особым делам), советники, помощники. Роль совещательного органа играет коллегия генпрокуратуры России.

Нормативные акты, издаваемые генпрокурором

права и обязанности генпрокурора

Свои указания Генеральный прокурор РФ излагает в виде: приказов, инструкций, положений, указаний, распоряжений. На основании данных документов происходит:

  • Регулирование вопросов деятельности прокуратуры России.
  • Определение порядка мер материального и социального обеспечения сотрудников прокуратуры и другие вопросы, которые регламентируются законом о прокуратуре.

Основные вопросы, касающиеся организации надзора и управления в нижестоящих структурных подразделениях; контроля за соблюдением законов, и др. вопросы отражаются в приказах. Также в данном нормативном акте могут быть закреплены задачи для выполнения мероприятий по розыску людей.

Более узкие вопросы, касающиеся деятельности работы подразделений, отражаются в указании. Это нормативный акт, который, к примеру, нацелен на улучшение внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля за исполнением отдельных вопросов и другие аспекты. Примечательно то, что с целью контроля за исполнением изложенных в нем указаний может быть проведена предварительная проверка. Обязательными для исполнения являются указания, которые касаются вопросов дознания, за исключением тех, которые требуют урегулирования на законодательном уровне.

Кратковременные задачи излагают в виде распоряжений, они направлены на выполнение разовых поручений. С помощью положений регулируют статус подразделений и отделов всей системы российской прокуратуры. Четкое распределение обязанностей внутри каждого внутреннего подразделения, действий относительно совершения тех или иных мероприятий (например, о хранении документов, делопроизводстве, вещественных доказательств) излагается в инструкциях.

Любой из вышеназванных нормативно-правовых документов публикуется в печати, издание называется «Законность».

Полномочия

эмблема генпрокуратуры

В число полномочий генерального прокурора РФ входят:

  • Руководство системой прокуратур.
  • Установление штатной численности и структуры Генпрокуратуры, подчиненных учреждений и органов. Исключение составляет Следственный комитет при прокуратуре РФ.
  • Издание нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность прокуратуры и организационные вопросы, порядок выполнения социальных и материальных мер обеспечения сотрудников прокуратуры.
  • Определение в рамках фонда оплаты труда и штатной численности количества сотрудников Генпрокуратуры России, а также полномочия подведомственных структурных подразделений.
  • Ответственность за выполнение поставленных перед прокуратурой задач.
  • Назначение и освобождение занимаемой должности: прокуроров и их заместителей в субъектах нашей страны; директоров или ректоров, заместителей образовательных и научных учреждений системы прокуратуры.

Полномочия генерального прокурора РФ позволяют ему устанавливать сроки и порядок проведения аттестации сотрудников прокуратуры. Стоит отметить, что сюда не входят следователи. Также на сотрудников Следственного Комитета при прокуратуре РФ не распространяются полномочия генерального прокурора РФ по наложению дисциплинарного взыскания.

Права и обязанности

прокурорский надзор

Как и у любого должностного лица, права и обязанности Генпрокурора имеют четко очерченные границы. В число компетенций генерального прокурора РФ входят:

  • На основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлять полное руководство органами и подразделениями прокуратуры.
  • Реорганизовывать, образовывать и ликвидировать учреждения, органы прокуратуры, определять их компетенцию и статус.
  • Утверждать план проведения комплексных проверок, относительно деятельности прокуратуры субъектов или специализированных прокуратур, время приема граждан заместителями, начальниками главных управлений генпрокуратуры, а также план работы Генпрокуратуры и ее коллегии.
  • Принимать решение о выдаче лиц, являющихся иностранными гражданами или без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении какого-либо преступления. Сюда также относятся ситуации, когда лицо уже осуждено на территории иностранного государства.
  • Перекладывать ряд функций на органы военной прокуратуры в те регионы, где осуществление полномочий гражданской невозможно, в том числе и за пределами нашей страны, где расположенные вооруженные силы РФ.
  • Устанавливать или менять порядок принятия прокурорами присяги.
  • Принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного суда, Верховного Суда РФ, комитетов и комиссий Федерального Собрания РФ и др.
  • Иные права и обязанности, которые закреплены в законе.

Обращения граждан в адрес Генпрокурора РФ

Юрий Чайка

Одна из компетенций руководителя Генеральной прокуратуры - реагирование на обращения граждан. Требуются веские основания или причины для того, чтобы написать жалобу генеральному прокурору РФ. Как правило, обращение в эту инстанцию относится к числу последних, которые могли бы разрешить спорную ситуацию, поскольку предыдущие результата не принесли. Подать обращение можно письменно с оставлением в канцелярии прокуратуры, в электронном виде на официальном сайте, по почте, при личном визите к генеральному прокурору.

Любой гражданин, без ограничений, имеет право на защиту его интересов. Для этого существует определенный порядок, который регламентирует процесс рассмотрения и разрешения обращений. Если сведения, которые в нем указаны, не требуют дополнительного разбирательства, проверки и изучения, то ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней. В остальных случаях срок составляет тридцать календарных дней. В случае если за это время решение принято не было, то срок может быть продлен еще на такой же период либо обращение передается в инстанцию, компетенции которой достаточны для решения спорной ситуации.

Полномочиями Генпрокуратуры определен ограниченный перечень вопросов, рассматриваемых в ее ведении. Так, гражданин может обратиться со следующими вопросами:

  • О признаках коррупции со стороны должностных и высокопоставленных лиц.
  • О неправомерных и противоправных действиях со стороны чиновников и должностных лиц.
  • О решениях федеральных органов власти, которые противоречат закону.
  • О вопросах обеспечения интересов государства и общества.

Это лишь часть из того, что может быть рассмотрено генеральной прокуратурой. Естественно, если в тексте обращения, жалобы содержатся сведения, которые относятся к ведению нижестоящих инстанций (прокуратур), то таковые будут переданы на рассмотрение им. Только в том случае, если гражданин уже обращался в другие инстанции и не получил там ответа или удовлетворительного решения, приложил его к своему обращению (или указал текст ответа в нем) и направил уже в генпрокуратуру, то оно будет рассмотрено в должном порядке.

При передаче жалобы, заявления генеральный прокурор может оставить за собой право на установление контроля за его исполнением. В течение 7 дней документ должен поступить в соответствующее подразделение.

Прокурорские проверки

Один из способов контроля - прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.

Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ

подчиненные генерального прокурора РФ

В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

приказ генерального прокурора РФ


Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения - акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания. Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений. Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании "Законность".

журнал законность

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.

структура генеральной прокуратуры рф

4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

- в Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
- ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.

удостоверение прокурора рф

14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

- раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
- проводить прокурорский надзор;
- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
- выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

Казанник Алексей Иванович
2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

Скуратов Юрий Ильич
5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно). За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Читайте также: