Кто занимает должность уполномоченного по правам ребенка

Опубликовано: 03.10.2024

Анна Булаева, сейчас более известная как Анна Кузнецова, — российский государственный и общественный деятель. Ее политическая биография развивается с огромной скоростью. С 9 сентября 2016 года правозащитница занимает должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Детство и юность

Родилась и выросла Анна в Пензе. Ее отец — Юрий Булаев, мать — Татьяна. Девушка училась в обычной средней школе. По словам классного руководителя Ирины Рогожиной, уже тогда, в раннем возрасте девочки, было понятно, что ей суждено стать общественным деятелем.

Булаева была активным подростком — участвовала в школьных мероприятиях, писала сценарии для выступлений, вовлекала других ребят, при этом не применяла морального или психологического давления. Одноклассники и учителя отзываются о ней как о светлом и позитивном человеке, который ни разу в жизни не повысил голоса.

Училась Анна старательно, поэтому без труда поступила в педагогический лицей, а после него в Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского на факультет психологии, который окончила в 2003 году с красным дипломом.

Личная жизнь

В 2003 году 21-летняя Анна Булаева вышла замуж и официально взяла фамилию мужа. Ее супруг Алексей Кузнецов служит священником в храме Воскресения Христова в селе Уварово Иссинского района Пензенской области. Все последующие годы супруги на своем примере показывали, что такое настоящая традиционная семья.

Анна и Алексей ведут соответствующий нравственным нормам образ жизни и подарили миру семерых детей. Сначала на свет появились две дочери, Мария и Дарья, а затем и четыре сына, Иван, Николай, Тимофей и Лев. Младшего, седьмого, сына Анна родила в конце мая 2020 года, его имя семья пока не афиширует.

Весьма любопытно, что Анна Кузнецова после родов не задерживается в роддоме больше чем на один день. Жена священника считает, что раз беременность — это не болезнь, то и залеживаться в больнице нет никакого смысла. Так, уже на следующий день после рождения седьмого ребенка женщина выступила с докладом-обращением.

Друзья, знакомые и коллеги в один голос задаются вопросом — когда Анна Юрьевна отдыхает. Эта маленькая и хрупкая женщина постоянно в движении, причем успевает и полноценно трудиться как общественный деятель, и грамотно вести домашнее хозяйство — в доме всегда порядок. Кроме того, Кузнецова вкусно готовит и сама шьет одежду. При этом политик не отстает от современных технологий и ведет аккаунт в «Инстаграме».

Политика и правозащитная деятельность

В 2008 году Анна Кузнецова официально зарегистрировала общественную организацию «Благовест», хотя фактическую помощь людям осуществляла и раньше. С 2011-го женщина руководила областным фондом поддержки семьи, материнства и детства «Покров», в 2014-м вступила в Общероссийский народный фронт, занимала пост председателя регионального пензенского отделения Всероссийского общественного движения «Матери России».

Результаты работы Анны Юрьевны говорят сами за себя. Была внедрена программа по сокращению количества абортов, широко пропагандируются традиционные семейные устои, действуют программы помощи малообеспеченным семьям, детям-сиротам и инвалидам. В результате только за последние несколько лет такого труда сохранена жизнь примерно двум сотням детей, матери которых изначально собирались прерывать беременность.

Детский омбудсмен

Весной 2016 года Анна Кузнецова на предварительных выборах по федеральному избирательному округу на территории Пензенской области набрала максимальное количество голосов, и комитет «Единой России» выдвинул ее на выборы в Государственную думу. А 9 сентября стало известно, что эта активная женщина, ценящая и любящая детей, назначена президентом Владимиром Путиным на должность уполномоченного по правам ребенка вместо освобожденного с этого поста Павла Астахова.

Некоторые взгляды Анны Кузнецовой в личной и политической жизни критики называют чрезмерно консервативными и традиционалистскими. Это касается и позиции по поводу беременности и родов, и деятельности фонда по достаточно однобокой работе с молодыми беременными женщинами и матерями-одиночками, зачастую направленной только на сохранение ребенка без дальнейших перспектив и достаточной поддержки молодых матерей.

При этом, по словам недоброжелателей, такая позиция и обеспечила женщине высокие должности в правительстве, так как отвечают курсу страны на традиционализм, воцерковленность и ставшие афоризмом «духовные скрепы».

Однако даже ярые недоброжелатели отмечают невероятное трудолюбие политика и ее непримиримую борьбу с педофилией. Многие, в том числе и критики программы и установок Анны Кузнецовой, считают, что она станет более достойным омбудсменом, чем ее предшественник на этой должности. Астахов неприятно запомнился россиянам попустительством в деле насильно выданной замуж несовершеннолетней девочки Хеды, оскорбительными высказываниями по поводу «сморщенных женщин» и неуместными шутками во время освещения трагедии на Сямозере, в которой пострадали и погибли десятки детей.

Кузнецова открыла новый официальный сайт уполномоченного по правам ребенка при президенте Российской Федерации. Он не связан со страницей предшественника.

На новой должности политик начала жесткую и последовательную борьбу с педофилами. В этой борьбе Анна Кузнецова предприняла как инициативы, которые поддержало общество, так и резонансные шаги, породившие скандалы среди медийных личностей и интернет-пользователей.

В сентябре 2016 года омбудсмен обратилась в прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить выставку Джока Стерджеса «Без смущения», проходящую в Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер, на предмет «содержания в выставленных фотографиях обнаженных подростков детской порнографии». Этот случай вызвал обвинения в охоте на ведьм, цензурировании искусства и попытках разглядеть педофилию там, где ее нет.

В декабре 2016 года омбудсмен выступила с предложением о создании реестра педофилов, чтобы запретить таким людям работать в детских учебных заведениях. В марте 2017-го она предложила ввести пожизненный административный контроль за педофилами.

2017 год принес Кузнецовой и новые скандалы. После получения указания президента Российской Федерации проверить случаи изъятия детей из семьи из-за чрезмерного вмешательства органов опеки Анна Кузнецова подготовила доклад, в котором заявила, что таких случаев официально фактически не зарегистрировано. Омбудсмена поддержали организации родителей Свердловской области.

Одновременно против Кузнецовой выступила член Совета Федерации Елена Мизулина, которая при поддержке 75 возмущенных родительских организаций предоставила противоположный по смыслу доклад. Многие противники Анны Юрьевны стали утверждать, что своей политикой она проводит в стране самую настоящую ювенальную юстицию.

Критики даже запустили в Интернете петицию об отставке Кузнецовой с поста уполномоченного по правам ребенка.

Также омбудсмен участвовала в изъятии десяти детей у приемной семьи. Учителя заметили у детей следы побоев, и такая мера не вызвала вопросов у общества. Скандал разгорелся, когда муж Кузнецовой в социальной сети рассказал, что видел материалы дела. Этот факт доступа к закрытой информации возмутил правозащитников.

Анна Кузнецова занялась реформированием общественных структур при федеральном уполномоченном по правам ребенка. В мае 2017 года это начинание тоже вызвало шумиху. Общественный совет покинули председатель организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян и ряд руководителей других российских общественных организаций. Такое решение Мамиконян объяснила тем, что, по ее мнению, в совет вошли как защитники семей, так и те, от кого, наоборот, нужно защищать семьи.

Анна Кузнецова сейчас

В декабре 2019 года омбудсмен рассказала в интервью журналистам о своем отрицательном заключении на закон о домашнем насилии, так как нормы документа не соответствуют конституции Российской Федерации. Он во многих пунктах дублирует нормы других законов. Нужен ли такой несовершенный законодательный документ, стоит подумать, констатировала Кузнецова.

В 2020 году Анна Юрьевна, матушка и общественный деятель, продолжает активно бороться и защищать права детей на их счастливую жизнь в полноценной семье. Своим личным примером активной и деятельной матери она призывает каждую женщину не быть равнодушной ни к своему предназначению быть сердцем и душой семьи, ни к своей гражданской и общечеловеческой позиции с любовью и уважением относиться к другим, быть ответственным жителем России и планеты Земля в целом.

Медведев учредил должность уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ

Дмитрий Медведев подписал указ об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ и назначил на нее Алексея Голованя. До настоящего времени он занимал аналогичную должность в Москве.

Беседуя сегодня с Голованем, глава государства отметил, что "защита прав ребенка - очень тонкая, но в то же время очень важная сфера социальной жизни, которая требует отдельного регулирования". "Поэтому такой указ мною подписан", - сообщил президент.

Он рассказал, что в соответствии с документом, уполномоченному предоставляется ряд возможностей, в том числе получать материалы и добиваться принятия необходимых решений от всех организаций по вопросам защиты прав ребенка, а также проводить соответствующие экспертизы законодательных актов.

"Это работа сложная, она требует и большой душевной отдачи, ее невозможно исполнять формально, и в то же время требует энергии для отстаивания интересов ребенка в тех случаях, когда государство считает необходимым дать ему повышенную защиту", - подчеркнул Медведев.

Как сообщила пресс-служба Кремля, в указе отмечается, что он подписан "в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации".

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности главой государства.

"Принимая во внимание обращение Общественной палаты Российской Федерации, обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка возложить на аппарат Общественной палаты Российской Федерации", - говорится в указе.

Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях /бездействии/ которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Президент рекомендовал органам государственной власти субъектов РФ учредить должность уполномоченного по правам ребенка.

Головань Алексей Иванович родился 2 февраля 1966 года в Московской области.

В 1989 году окончил Московский инженерно-физический институт, в 1993 году - Институт молодежи, в 2000 году - Московскую государственную юридическую академию.

В 1989 - 1991 годах - инспектор, специалист в Бюро по общественной опеке и попечительству аппарата правления Советского детского фонда имени Ленина. В 1991 - 2002 годах - исполнительный директор благотворительного центра "Соучастие в судьбе", созданного для поддержки и помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время работает в центре на общественных началах.

С 2002 года занимал должность Уполномоченного по правам ребенка в Москве.

Является членом Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, членом межведомственного московского городского совета по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, и ряда других объединений.

Новым омбудсменом назначена Анна Кузнецова — президент фонда поддержки семьи и детства, мать шестерых детей. Разительный контраст с Астаховым, который до назначения на эту должность в 2009 году, не имел никакого отношения к деятельности, связанной с помощью детям либо защитой их прав.


Астахов был успешным и известным адвокатом. Он брался за громкие финансовые дела, либо непростые истории с политической подоплекой. Например, в 1995 году он был адвокатом основателя финансовой пирамиды «Властилина» Валентины Соловьевой, обманувшей вкладчиков на сумму в несколько сот миллиардов рублей. А в 2001 году Астахов защищал главу холдинга «Медиа-Мост» Владимира Гусинского, которого обвиняли в крупном мошенничестве. Благодаря Астахову олигарх избежал уголовной ответственности, добился освобождения под подписку о невыезде и покинул страну. Среди других его клиентов значатся бывший мэр Москвы Юрий Лужков, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, а также представители шоу-бизнеса: Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров и многие другие. Позже Астахов сотрудничал с российскими телеканалами, вел программы и ток-шоу на правовые темы.

Интересно, что в начале своей карьеры Астахов позволял себе резкие высказывания в адрес действующей власти — например, прокуратуры, обвиняя их в политическом преследовании Гусинского. Однако в 2007 году он возглавил всероссийское движение «За Путина», а позже был избран в Общественную Палату РФ.

Казалось бы, небесталанный адвокат как никто другой мог бы успешно бороться изнутри со всеми несовершенствами нашей законодательной системы правовыми методами, употребить, так сказать, свой адвокатский дар на защиту тех, кто сам себя защитить не может. Однако вместо того, чтобы бороться с чиновниками, он ездил по детским учреждениям страны, проверяя, все ли в порядке, и увольнял директоров за найденные в учреждениях игральные карты.

Недовольство Павлом Астаховым в обществе зрело чуть ли не с момента назначения. Правозащитники обращали внимание на тот факт, что Астахов — единственный омбудсмен, к которому граждане РФ не могут обратиться — ни лично, ни даже письмом, оно будет переадресовано в региональное отделение. Об отставке Астахова с поста уполномоченного по правам ребенка во всеуслышание заговорили в июне этого года, после трагедии в детском лагере на Сямозере в Карелии. Тогда, напомним, в результате сплава на лодках в шторм погибло 14 детей. Скандал вызвала фраза Павла Астахова, сказанная на встрече с выжившими девочками — «ну что, как вы поплавали?». Девочки, разумеется, не нашлись, что ответить.

После этой истории на сайте Change.org появилась петиция с требованием отставки Астахова, которая за 5 дней набрала свыше 150 тысяч голосов. А вскоре отставка стала реальностью: в СМИ просочилась информация, что Астахов обратился с просьбой освободить его от занимаемой должности. Пресс-службы и ведомства поначалу комментировали информацию традиционно — мол, лично заявление не видели, а если и видели — нужно, чтобы сперва президент подписал, но было ясно: отставка омбудсмена — дело уже решенное.

Правда, есть и другая версия ухода Астахова. И причина этому — вовсе не громкие и нелепые фразы, которыми высокопоставленные лица в России любят бросаться направо и налево при каждом случае. Истинная причина отставки, по информации журналистов Life.ru — в конфликте интересов из-за бизнеса сына. Антон Астахов был владельцем нескольких банков, а также был связан договорными отношениями с Правовым центром Павла Астахова: в 2014 году он обслуживал аппарат омбудсмена и контролировал пожертвования семьям с детьми в Донбассе. Это — уже аргумент, а громкие фразы на потеху новостным редакторам и агрегаторам новостей — мелочи.

По сути, вся эффектная, местами — полезная, но в совокупности — малоэффективная деятельность предыдущего уполномоченного по правам ребенка нанесла серьезный ущерб репутации всего института омбудсменов в России. Хотелось бы верить, что назначение Анны Кузнецовой дает шанс на то, что главным в работе уполномоченного все же будут дети, а не личный пиар и громкие фразы.



Аннотация. Автор статьи исследует особенности конституционного правового статуса уполномоченного по правам ребенка в России. Предметом рассмотрения выступают нормы законодательства, регулирующие данный институт, а также существующие на сегодняшний день проблемные аспекты.

Большинство демократических развитых государств, в качестве приоритетного направления свой политики видят обеспечение реализации защиты прав ребенка и его законных интересов. Неотъемлемой составной частью эффективного механизма защиты прав и интересов несовершеннолетних является институт Уполномоченного по правам ребенка.

В Российской Федерации вышеуказанная должность действует с 2009 года (учреждена Указом Президента РФ)[1]. Исходя из данного Указа, назначение и освобождение от должности Уполномоченного является компетенцией Президента РФ. В настоящее время указанную должность занимает российский общественный деятель – Кузнецова Анна Юрьевна.

В целях эффективного исполнения возложенных на него функций, детский омбудсмен наделяется широким кругом полномочий:

- он имеет право на запрос и получение необходимых сведений, документов, материалов, принадлежащих федеральным органам государственной власти, власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления, организациям и должностным лицам;
- детский омбудсмен наделен правом беспрепятственного посещения всех властных органов, а также организаций;
- уполномоченный вправе проверять как единолично, так и совместно с властными органами и должностными лицами деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, также наделен правом получения от них соответствующих разъяснений;
- омбудсмен может направлять собственное рекомендательное заключение, в котором прописаны необходимые и возможные меры, направленные на восстановление нарушенных прав ребенка, во все властные органы как государственного, так и местного уровня. Такое заключение может быть направлено в случае усмотрения омбудсменом в действиях (бездействии), или решениях вышеперечисленных органов или должностных нарушение прав и интересов ребенка;
- омбудсмен вправе, если это будет затрагивать интересы и права ребенка, привлечь научные организации, а также специалистов и ученых с целью осуществления ими экспертной и научно-аналитической деятельности. Такое привлечение может осуществляться им на договорной основе[2].

Обратим внимание, что все вышеперечисленные нормы, можно сказать, заимствованы из ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[3]. Но, в отличие от Федерального Уполномоченного по правам человека, наделенного правом поручения компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, а также ознакомления с материалами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, и т.д., Уполномоченный по правам ребенка такими правами не обладает.

Также следует отметить, что обязанностью детского омбудсмена является информирование государственных органов и представителей общественности об осуществляемой им деятельности, а также о том, каково текущее положение дел в области соблюдения право ребенка в РФ. Кроме того, в процессе своей деятельности, он осуществляет тесное взаимодействие с такими субъектами, как федеральные, региональные органы государственной власти, уполномоченные и комиссии по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственные правозащитные организации, СМИ.

Собственное видение ситуации Уполномоченный излагает путем подготовки докладов о своей деятельности на ежегодной основе, доводит их до сведения должностных лиц и широкой общественности. Указанная возможность – мощнейший рычаг воздействия на мнение общества[4]. Что касается рассмотрения дел, связанных с нарушением прав ребенка, то значительная их часть поступает по почте в виде заявлений и жалоб, поданных гражданами на решения или действия (бездействие) государственных властных структур.

Основной составляющей деятельность детского омбудсмена является консультация граждан, которые желают реализовать свое право на защиту путем обращения в соответствующие органы международного уровня. Но Уполномоченным рассматриваются не только жалобы граждан РФ, а также и обращения, поступившие от иностранцев и лиц без гражданства, что еще раз подчеркивает равенство конституционных прав и свобод всех лиц.

Выше нами отмечалось, что полномочия, которыми наделен детский омбудсмен, достаточно широки. Однако стоит обратить внимание, что законом установлены изъятия из его компетенции: так, Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы на решения Парламента РФ (обеих его палат), а также законодательных органов субъектов РФ.

Должность Уполномоченного по правам ребенка существует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, причем подать жалобу ребенок вправе как федеральному, так и региональному омбудсмену. Причем первичное обращение к региональному омбудсмену не препятствует подаче дальнейшей жалобе по тому же вопросу Уполномоченному по правам ребенка в РФ[4].

Процедура рассмотрения жалобы Уполномоченным достаточно сложна и содержит несколько возможностей. Так, российским законодательством детскому омбудсмену предоставлено право самостоятельного усмотрения: он может принять решение как о начале производства по жалобе, так и об отказе в ее принятии[5].

Первая ситуация: жалоба принята Уполномоченным к рассмотрению, когда заявителем уже было обжаловано решение конкретного органа, однако решение обжалующего органа не удовлетворило заявителя. Но здесь важно, чтобы был соблюден срок для подачи жалобы омбудсмену: она принимается к рассмотрению, если подана не позднее года со дня нарушения прав заявителя или со дня, когда заявителю стало известно о таком нарушении.

Вторая ситуация: жалоба может не приниматься к рассмотрению Уполномоченным, исходя из положений ст. 16 Закона[3]: заявителю могут даваться разъяснения о том, в какие органы необходимо подать обращение в первую очередь.

Третья ситуация: жалоба, поступившая к Уполномоченному, передается им лично в компетентный орган власти для ее дальнейшего разрешения по существу.

И, наконец, в четвертой ситуации, Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы.

Решение, которое принимается Уполномоченным по правам ребенка, по жалобе, должно быть доведено до обратившегося лица в течение 10-ти дневного срока. Кроме того, в случае принятия жалобы к рассмотрению, на омбудсмена ложится обязанность по информированию о ее принятии того субъекта, действие или решение которого обжалуются.

Как уже отмечалось выше, детский омбудсмен, аналогично омбудсмену по правам человека, вправе посещать в ходе проверок любые органы власти, воинские части, организации. Никто не вправе препятствовать Уполномоченному в данной деятельности. Вместе с тем, в ходе таких посещений детским омбудсменом различных учреждений и органов власти должны обязательно соблюдаться требования закона о государственной и иной охраняемой тайне. На посещаемых им объектах Уполномоченным также должны соблюдаться установленные режимные требования. По запросу омбудсмена все необходимые материалы, документы и информация должны предоставляться на безвозмездной основе. Также детский омбудсмен имеет право на безотлагательный прием у всех руководителей и иных должностных лиц тех организаций, которые находятся в пределах территории РФ.

Если говорить о месте, которое отведено Уполномоченному в государственной системе, то здесь важно понимать, что данный институт не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти, являясь независимым. Однако, его можно отметить, как особую – контрольную власть, о которой пока что, не говорится в Конституции РФ. Указанное предположение выстроено на тех задачах, которые стоят перед детским омбудсменом, кроме того, на невозможности его отнесения ни к одной из существующих ветвей власти[6].

Рассматривая актуальные на сегодняшний день проблемы института детского омбудсмена, следует особо подчеркнуть, что на данный момент пока что не произошла интеграция института Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в систему федерального законодательства. Проблема заключается в том, что такое положение дел является серьезным препятствием для полноценной реализации омбудсменом своих возможностей для защиты прав детей, скажем, в судебных органах, а также тех детей, которые находятся в исправительных учреждениях.

Подводя итог, остановимся на способах решения вышеобозначенной проблемы. Поскольку множество субъектов РФ настаивают на том, чтобы институт детского омбудсмена в субъектах РФ был закреплен на федеральном уровне, то в качестве наиболее очевидного способа решения возникшей ситуации можно рассматривать изменение ст. 7 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[7], а именно: внести должность Уполномоченного по правам ребенка в перечень органов и лиц, которые содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

В качестве второго способа решения обозначенной проблемы возможно рассматривать деятельность по разработке рамочного федерального закона, в котором бы определялись правовые основы, принципы, задачи, функции, полномочия региональных Уполномоченных по правам ребенка. Полагаем, что в ситуации принятия такого закона субъекты РФ смогут эффективнее ориентироваться в вопросе формирования института регионального детского омбудсмена.

Список литературы
1. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.
2. Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам ребенка// Юрист. 2009. №6.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
4. Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Еременко В., Синявская М. Уполномоченный по правам ребенка в России // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 39.
5. Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. - 2011. - №12. - С. 17-20.
6. Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив // Юридический мир. — 2009. — № 12.
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция).

Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

19 декабря 2018 года

21 декабря 2018 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей

1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.

Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы

1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.

2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также: