Кто занимается сведением и мастерингом профессия

Опубликовано: 20.06.2024


Ни для кого уже не секрет, что вся современная музыка – это плод совместного труда сразу нескольких творческих людей. Каждая песня, записанная музыкантами в студии, проходит через большое количество правок и обработок, чтобы мы с вами могли насладиться её звучанием.

В этой статье мы обсудим, какие этапы проходит каждая аудиозапись, что такое мастеринг звука, а также расскажем какого это – быть мастеринг-инженером.

Первым, помимо самого музыкального коллектива, работу со звуком начинает звукорежиссер. Его задача – следить за положением микрофонов, громкостью каждого инструмента, а также за множеством других показателей во время звукозаписи.

Как только все звуковые дорожки записаны, и режиссер оказывается всем доволен, они попадают в руки инженера по сведению. На этом этапе проходит отбор лучших материалов, их сведение, выравнивание громкости и частот, а также выполняется минимальная обработка, включающая работу с эквалайзерами и компрессорами.

Например, ноутбук не может проигрывать музыку громко и при большом количестве низких или высоких частот начинает «хрипеть». В кинотеатре же другая картина – запись должна иметь большое количество низких частот, чтобы зритель в зале хорошо ощущал динамику. Если мастеринг выполнен плохо, то на выходе слушатель получит «сырой» продукт и будет чувствовать себя обманутым.

Примером неудачного мастеринга может служить альбом группы Metallica – Death Magnetic, выпущенный в 2008 году. Более 12 тыс. фанатов подписали петицию с требованием о перевыпуске и ремастеринге альбома. Песни «невозможно» было слушать, в связи с чем огромное количество дисков покупатели вернули в магазины.

Стоит добавить, что в том же году Metallica выпустила стемы [отдельно записанные дорожки инструментов – прим. ред.] для игры Guitar Hero, и в этом случае гитары звучали намного лучше. «Народные умельцы» тут же выпустили исправленный альбом, использовав звук гитар из игры, – именно эта версия считается среди фанатов «каноничной».

Процесс мастеринга

Итак, получив необходимые материалы, первое, что делает мастеринг-инженер – полностью прослушивает запись и производит оценку. На данном этапе важно найти сильные и слабые стороны песни, понять, как можно улучшить звучание и выяснить, что хочет получить в итоге музыкант/продюсер.

Вообще, связь мастеринг-инженера с его работодателем очень важна. Для достижения успешного результата инженеру необходимо полностью погрузиться в атмосферу музыки и разобраться с каждым аспектом. Музыкант предъявляет свои требования, а инженер, в свою очередь, предлагает решения для их реализации, а также говорит, что следует добавить, или от чего предпочтительнее отказаться.

Можно сказать, что мастеринг-инженер должен сделать песню лучше, добиться того, чтобы она могла составить «конкуренцию на рынке». Под конкуренцией стоит понимать частоту прослушивания на радио или на стриминговых сервисах. Чтобы песня стала конкурентоспособной, необходимо обработать ее в соответствии с жанром. Так, для хип-хопа важен бас – он должен быть массивным и «качать» слушателя. В случае поп-песен важен вокал, который бы отчетливо выделялся на фоне музыки.

«Я стараюсь сделать того, чего не удалось достичь звукорежиссеру, музыканту или продюсеру. Зачастую – это технические вопросы, но бывает приходят и концептуальные решения, – говорит мастеринг-инженер Эмили Лазар (Emili Lazar). – Люди тратят кучу времени на сведение, и, порой, пересведение, по этой причине все песни звучат по-разному».

Мастеринг-инженер должен постоянно совершенствовать свой «музыкальный вокабуляр», понимать звук и приучать себя слушать и искать ошибки в записях.

Если немного углубиться в терминологию, то в обязанности мастеринг-инженера входят обработка динамики звучания, выравнивание уровней сигнала, работа с эквалайзером, подавление шумов и упорядочивание песен. Чтобы все это уметь делать, человек должен обладать огромным багажом знаний и опыта, а также понимать и применять различные техники на практике.

Принимаясь за работу над очередным проектом, даже профессионалы своего дела могут открыть для себя что-нибудь новое, с чем ранее не сталкивались, потому они должны быстро адаптироваться, учиться и принимать верные решения на лету. Одна из таких историй случилась с Майклом Романовски (Michael Romanowski), профессиональным мастеринг-инженером, владельцем двух мастеринг студий, а также президентом Академии звукозаписи Сан-Франциско.

Однажды ему довелось работать с чешскими певцами, и он столкнулся с неординарной проблемой. При простом и привычном, казалось бы, процессе де-эссинга – наложении определенной компрессии для снижения выразительности свистящих согласных [с, з, ш] – голоса певцов начинали звучать так, будто у исполнителей был дефект речи. В 2012 году Майкл дал развернутое интервью сайту emusician.com, в котором рассказал о своей работе и привел другие примеры из своей практики.

Вообще мастеринг-инженеры разделились на два лагеря: одни создают свой «фирменный» звук, из-за которого обращаются именно к ним, а другие – буквально «полируют» звучание до такого состояния, чтобы не было слышно никаких изъянов. Обе философии имеют право на существование, ведь все мы люди и у каждого свой вкус. Однако, помимо «живых» мастеринг-инженеров, есть и искусственные.

В 2014 году компания MixGenius запустила проект LANDR – облачный сервис автоматического мастеринга песен. Благодаря специальным алгоритмам программа сама определяет жанр и предлагает пользователю выбрать стиль будущего звучания. Обработка проходит за считаные секунды и стоит от $2 до $20 за песню или $9 за подписку на месяц.

В сравнении с расценками «живых» специалистов, где за час работы можно отдать более $500, проблем с расходами возникнуть не должно. Для начинающих музыкантов подобный сервис придется очень даже кстати. Но не следует долго засиживаться на нем, потому что он делает все песни однообразными. Это как заказывать готовую еду – она может быть вкусной, но вкус этот будет всегда одинаковым.

Загадочным образом, мастеринг-инженеры очень любят описывать свое непонятное для многих ремесло на примере еды. Например, посмотрите, как описывает этапы работы над аудиозаписью Майкл Романовски:

«Есть те, кто выращивает еду. Есть те, кто ее готовит. А также есть те, кто ее подает. Аналогично и с музыкой. Фермеры (звукорежиссеры) знают все о почве, воде и удобрениях, а также о том, что делать с определенными видами урожая.

Шеф-повар (инженер по сведению) знает, какие ингредиенты лучше добавить и в какой пропорции. А декоратор блюд (мастеринг-инженер) знает все о том, как лучше подать готовую еду – какая должна быть порция и когда её принести».


Индустрия мастеринга претерпела значительные изменения за последние десятилетия. Благодаря развитию технологий процесс обработки стал проще, удобнее и быстрее. Если раньше инженерам приходилось дублировать ленточную запись, чтобы сохранить свою работу и убрать в архив, то сейчас, в век компьютеров, нет нужды держать записи на подобных носителях.

На современные жесткие диски можно занести сотни, а то и тысячи проектов, и не бояться, что они испортятся или как-нибудь исказятся. Если диск находится в сохранности, то с ним ничего не произойдет. Да и поиск в цифровой библиотеке куда проще – достаточно ввести название проекта, а не бегать по архиву в поисках необходимой записи.

Конечно, появились новые технологические шаги. Если раньше специалисты работали только с аналоговыми устройствами, то на данный момент значительная часть работы выполняется на компьютере. Подобное было бы невозможно без ЦАПов, которые сделали большой шаг вперед за последние 20 лет.

Сейчас все по-другому. Часовой проект можно записать за 4 минуты и не переживать, как он будет звучать на жестком диске или на CD.

Действительно, работа современных мастеринг-инженеров изменилась за последние несколько лет. Посмотрите это короткое видео, в котором Джонатан рассказывает о работе мастеринг-инженера и делится важными советами. Например, он рассказывает, как оформить комнату, в которой происходит магия. В ней все звуки и частоты должны воспроизводиться без искажений. Поэтому стоит прикрыть отражающие элементы чем-нибудь плотным, способным поглотить звук, например, шторами. Однако и «переглушать» комнату нельзя – некоторые частоты будут просто теряться.

Джонатан также отмечает, что не стоит полагаться только на одну пару акустических колонок – в студии должно быть несколько источников звука, чтобы можно было оценить звучание на разных АС. Не стоит забывать и о расположении колонок – звук «взаимодействует» с комнатой, нужно учитывать, как он распространяется и «обтекает» углы.

На его канале есть множество тематических видео, в которых он более подробно объясняет различные аспекты своей работы: работа с эквалайзером, громкостью, сжатием и др.

Если бы музыканты хотели, чтобы вы слушали музыку, не прошедшую этапы микширования и мастеринга, то выпускали ее на полки магазинов прямиком из студии. Люди, которые создают, редактируют, микшируют музыкальные записи и проводят их мастеринг, существуют не для того, чтобы путаться под ногами у музыкантов, – они помогают исполнителям.

Правильно выполненная обработка может сделать звук инструментов более живым или намеренно странным. Более того, без грамотно проведенного мастеринга музыка не может быть выпущена на некоторых носителях, например на виниле.

Мастеринг для винила имеет свои особенности, связанные с техническими ограничениями пластинки. Каждая дорожка на диске – это волновая форма. Более громкая волна имеет большую глубину и ширину. Чем больше низких частот и больше уровень громкости мелодии, тем большую площадь займет дорожка на виниловом диске и тем меньше материала можно будет уместить на одной стороне пластинки. И таких нюансов в искусстве мастеринга большое количество, вот почему на его постижение уходят годы.

Мастеринг-инженеры – часть процесса творения, и из-под их «пера» выходят удивительные произведения искусства. Никому не нужна версия «Dark Side of the Moon», которая не прошла этапы микширования и мастеринга, – Pink Floyd выпустили песню в том виде, в каком они хотели её слышать.


Создание хорошего музыкального альбома – процесс трудоёмкий и, как правило, затрагивающий многих людей. Помимо музыкантов группы, в записи стандартного релиза также принимает участие команда звукозаписывающей студии – звукоинженеры и продюсер. Далее в статье мы в доступной форме расскажем, какие функции выполняет каждый из участников студийного процесса, в чём особенность их профессии и чем именно музыкальный продюсер отличается от исполнительного продюсера.

Разобраться в столь специфичной теме нам помог Торе 'Necromorbus' Стьерна – шведский мультиинструменталист, продюсер, звукоинженер, концертный звукорежиссёр, владелец собственной студии Necromorbus Studio. За годы своей деятельности Стьерна успел поработать со многими культовыми командами (Deströyer 666, Funeral Mist, Inferno, Mayhem, Shining, Watain и т.д.) в качестве продюсера и звукоинженера, несколько лет был концертным басистом Watain, с которыми он с 1999 года также сотрудничает как продюсер и инженер. Кроме всего вышеперечисленного, Торе также является концертным звукорежиссёром Watain, Mayhem и Arcturus. Не смотря на свою занятость, Стьерна любезно согласился дать несколько развёрнутых комментариев Noizr Zine касательно особенностей профессий звукорежиссёра, звукоинженеров и продюсера.

Tore

Звукорежиссёр и звукоинженер

Звукорежиссёром называют специалиста, отвечающего за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. В зависимости от сферы деятельности, человек данной профессии должен следить за качеством звука на концерте, добиваться чистоты звучания во время записи передач, а если речь идёт о фильме — то работать над драматургией звукового ряда, созданием звуковых образов и так далее. Звукоинженер, в свою очередь, выполняет более узкоспециализированную работу по сведению и мастерингу звукового материала. Исходя из своих обязанностей, такого специалиста называют миксинг- либо мастеринг-инженером. В следующих абзацах мы расскажем о специфике работы звукоинженеров, занимающихся музыкальными релизами.

Noizr Zine: Может ли концертный звукорежиссёр заниматься звукоинженерингом? Говорят, что работа на концертах в последствии негативно сказывается на работе в студии.

Торе Стьерна: Я так не считаю. Для меня они неразрывно связаны. У меня за плечами весьма серьёзный опыт работы на студии, но я сильно выиграл от того, что работал с живым, концертным звуком. Во-первых, у вас есть абсолютно иной ориентир для сравнения качества воспроизведения музыки, что, в свою очередь, значительно помогло мне улучшить навыки в мастеринге. Я не понаслышке знаю об областях спектра, вызывающих быструю утомляемость, но имеющих чрезвычайно важное значение для хорошего мастеринга, особенно когда речь идёт о метал-музыке, для которой характерен очень перегруженный спектр. Это также заставило меня быстрее взаимодействовать с обработкой источников. Во время живых выступлений вы, как правило, малость ограничены, поэтому работаете с тем, что у вас есть, и стараетесь улучшить это. В принципе, вы можете сами сравнить мои первые записи, когда я только начинал работать на студии, с тем, что я выпускаю сейчас. В наши дни намного проще подвергнуть всё излишней обработке, потому что сейчас у вас есть доступ ко всему, что вам нужно. Но из-за этого вы можете забыть о важности сохранения источника.

Миксинг-инженер

На стадии миксинга (сведения, микширования) при работе над композицией звукоинженер должен свести вместе записанные по отдельности инструменты и вокальные партии с многоканальной записи, сделать так, чтобы всё звучало чётко, но при этом гармонично по отношению ко всему треку и в целом альбому. В результате его действий конечная запись должна не только соответствовать всем необходимым техническим характеристикам и выполнять задумку авторов-музыкантов, но и вызывать эмоциональный отклик у слушателя. Миксинг-инженеру необходимо уметь добиваться баланса между "идеальным", технически правильным звучанием и атмосферой самой композиции, а также энергетикой и характерным стилем её создателей.

Noizr Zine: Какие по вашему мнению, самые распространённые ошибки на стадии миксинга? Могут ли музыканты группы заниматься сведением собственного материала?

Торе Стьерна: Самая распространенная ошибка — уделять слишком много внимания деталям и вырывать вещи из контекста. Предположим, вы работаете с гитарами, берёте соло и начинаете вырезать все свистящие частоты, которые вас раздражают. С каждым таким изменением, будет выскакивать что-то ещё, и в итоге, прежде чем вы это обнаружите, у вас получится 7-8 подобных вырезанных моментов. Добавьте обратно остальные инструменты, и всё будет звучать плохо. Опустите всю проделанную вами обработку, и вы заметите, что она абсолютно никак не влияет на общий контекст.

Очень важно понимать, как разные элементы влияют друг на друга в миксинге. Ведь как только вы начинаете слишком много вырывать из контекста — вы становитесь на скользкий путь. Кроме того, важно не переполнять микс лишним. Это особенно актуально, когда вы работаете с метал-музыкой и хотите и большие барабаны, и большие гитары, и большой бас, и большой вокал, и большие клавишные и т.д. — так легко сделать "всё лишним". А соединив всё это вместе, вы получите перенасыщенный бардак. Если вы хотите большие барабаны, то учитывайте, что всё остальное должно сделать шаг назад, и подстроиться под них. Если же вы хотите, чтобы основной фокус был на гитарах, то барабаны не могут быть одновременно впереди с ними, так как они начнут конфликтовать с гитарой.

Что касается музыкантов, которые занимаются смешением своей музыки — в этом нет ничего плохого, если они знают, что делают, однако это может вызвать некоторые внутренние конфликты. Часто довольно трудно, смею сказать, даже невозможно, достаточно отстраниться от своей собственной работы, чтобы понять, как она будет восприниматься другими слушателями. Вы уже слишком вовлечены в процесс, чтобы найти в себе силы отойти немного в сторону и правильно всё оценить, из-за этого вы будете склонны к принятию определённых решений.

Мастеринг-инженер

К слову, сегодня некоторыми музыкантами также используется виртуальный цифровой мастеринг, который осуществляется с помощью специальных звуковых редакторов. Делается это в целях экономии, что, естественно, существенно влияет на качество итогового продукта.

Noizr Zine: Назовите ниболее распространённые ошибки на этапе мастеринга. Некоторые утверждают, что одним из самых больших минусов инженеров-новичков является то, что они устанавливают все подряд плагины. Действительно ли это столь часто встречающаяся сегодня проблема?

Торе Стьерна: На самом деле это две отдельные проблемы. Проблема с перебором плагинов (взломанных, скорее всего, но это тема для другого разговора) — это то, что совсем не присуще мастерингу. Наполнение вашей палитры слишком большим количеством оттенков может отвлечь вас от того, что вы делаете. Очень просто затеряться в экспериментах с использованием различных инструментов, при этом не создавая ничего нового.

Что касается мастеринга, то тут типичная проблема в том, что люди не имеют точного представления, что же это на самом деле такое. Многие считают мастеринг синонимом словосочетания "сделать громче", что также является топливом для пламени войны громкости — это то, что, к сожалению, всё ещё присутствует в бизнесе, но, к счастью, приходится видеть всё реже и реже. Кроме того, вам действительно необходимо знать, что вы делаете, так как исходник можно испортить очень легко.

Полагаю, это можно сравнить с получением водительских прав — вы можете двигаться вперёд и назад, влево и вправо, но это не значит, что вы должны находится вне трафика. Прежде чем предложить свои услуги — вам следует долго обучаться и тренировать свой слух. Пользуясь возможностью, хочу отметить, что это ни для кого не должно быть препятствием к освоению мастеринга, поскольку, как мне кажется, подобное часто встречается на интернет-форумах. Когда вы начнёте, то обязательно будете совершать ошибки, но, скорее всего, вы не будете просить за свою работу баснословный гонорар. Просто поймите, что для этой профессии нужно много учиться и практиковаться.

Продюсер

В индустрии звукозаписи есть два типа продюсеров: исполнительный и музыкальный продюсер. Первый отвечает за финансирование проекта, в то время как второй – за создание музыки. Музыкальный продюсер – профессионал, который занимается контролем и созданием композиций (продакшеном) музыкального исполнителя. Его круг обязанностей достаточно широк и включает в себя: сбор идей для музыкального проекта, выбор песен и музыкантов, наставничество исполнителя по работе в звукозаписывающей студии, а также контроль за записью, сведением и мастерингом материала.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями, часто он выступает также в качестве миксинг- и мастеринг-инженера. Иногда роль продюсеров на себя примеряют сами участники коллектива. Порой все его функции, а также написание, исполнение, сведение и мастеринг материала, выполняет всего один человек в рамках собственного соло-проекта.

Noizr Zine: Вкратце расскажите нам о специфике работы продюсера, чего здесь больше — рутины, творчества или и того, и другого? Какими навыками должен обладать продюсер?

Торе Стьерна: Если вы начинаете с рутины, значит, вы на неверном пути. Для работы продюсера вам необходимо быть очень гибким, чтобы иметь возможность адаптироваться к различным рабочим условиям. Разные артисты или группы имеют совершенно разные потребности и требования, и роль продюсера — быстро определить, что они из себя представляют и действовать в соответствии с этим. Всё зависит от конкретной ситуации, так что трудно дать какие-то общие рекомендации, но адаптивность в этом списке занимает одного из главных мест. Также берите во внимание то, что музыканты, вероятно, обратились именно к вам по определённой причине, поэтому постарайтесь вначале выяснить, в каких ваших навыках они нуждаются, чего они от вас ожидают, а также, что для них важно, чтобы не перейти никому дорогу.

То, насколько творчески вы связаны с процессом — зависит от многого. Иногда группа хочет, чтобы вы внесли максимальный вклад в создание композиций и аранжировок; в других ситуациях музыканты чётко знают, чего хотят, и каким должен быть конечный продукт, и в таких случаях только от ваших продюсерских навыков зависит реализация их идей. Часто роль продюсера воспринимается людьми довольно туманно, поэтому вас иногда могут указывать как продюсера, когда на самом деле вы не были вовлечены в проект как продюсер, или, чаще всего, вас просто указывают как звукоинженера.

Из любителя в профессионалы

Сочинение, продюсирование, запись, сведение и мастеринг являются последовательными процессами в создании практически любого современного музыкального произведения. Если раньше исполнитель должен был заинтересовать студию звукозаписи, чтобы заполучить контракт на запись сингла или целого альбома, то теперь возможность создать и представить свой материал публике — лишь вопрос собственного желания артиста. Технический прогресс также позволил музыкантам всё делать своими силами, обходясь без участия профессионалов — наличие многочисленных плагинов и аналоговых устройств позволяют организовать студию на дому, а различные онлайновые музыкальные сервисы являются отличными площадками для продвижения творчества независимых артистов. В этом однако кроется и главный минус подобных проектов — из-за обилия возможностей сегодня расплодилось слишком много скучной и однообразной, а порой просто недоработанной, "сырой" музыки, которой в былые времена ни одна студия звукозаписи не дала бы зелёный свет. С другой стороны, в наши дни ничто не сдерживает талантливых исполнителей от бесконечных экспериментов, а также возможностей заявить о себе, выбрав свой собственный путь. Главное здесь — постоянная работа над собой, которая со временем из увлечённого любителя сделает настоящего профессионала своего дела.

Автор текста, переводчик — Anastezia

Ссылки

Комментарии

ВНИМАНИЕ: Бессодержательные или предвзятые комментарии могут быть удалены модератором, а автор таких комментариев может быть забанен.

Сведение и мастеринг

Познакомитесь со стандартами сведения, сможете делать звук атмосферным и чистым. Поймёте, как выстраивать планы в музыкальном произведении, и начнёте зарабатывать на любимом деле.

  • Длительность 4 месяца
  • 4 проекта в портфолио
  • Обучение на практике
  • Доступ к курсу навсегда

    80 000 рублей

зарплата начинающего специалиста

Кому подойдёт этот курс

Музыкантам и начинающим продюсерам

Музыкантам и начинающим продюсерам

Структурируете знания, получите лайфхаки от именитых специалистов и научитесь самостоятельно сводить и мастерить свои треки.

Начинающим звукорежиссёрам

Начинающим звукорежиссёрам

Разберёте типичные ошибки при сведении, узнаете все тонкости мастеринга и повысите качество своих работ.

Новичкам

Новичкам

Поймёте, как организовать студию у себя дома, научитесь сводить и мастерить песни, соберёте портфолио и сможете начать зарабатывать на работе со звуком.

Чему вы научитесь

Организовывать домашнюю студию

Выберете DAW, мониторы и наушники. Сможете спроектировать студию с любым бюджетом.

Работать в Pro Tools

Освоите инструменты для работы над проектами и научитесь готовить сессию к сведению.

Делать динамическую обработку звука

Научитесь настраивать параметры обработки и применять компрессию на различные инструменты.

Делать пространственную обработку звука

Сможете настраивать ревербератор и узнаете тонкости применения Delay в миксе.

Работать с модуляционными эффектами

Познакомитесь с Chorus, Tremolo и Vibrato, научитесь накладывать эффекты на вокал и инструменты.

Мастерить треки

Сможете корректировать тональный баланс, делать динамическую обработку и мастер-версии треков.

Как проходит обучение

Изучаете тему

В курсе — практические видеоуроки.

Изучаете тему

Выполняете задания

В том темпе, в котором вам удобно.

Выполняете задания

Работаете с преподавателем

Закрепляете знания и исправляете ошибки.

Работаете с преподавателем

Защищаете дипломную работу

И дополняете ею своё портфолио.

Защищаете дипломную работу

Программа

Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.

  • 15 тематических модулей
  • 64 онлайн-урока
  1. Что такое музыкальный продакшен? Особенности профессии саунд-инженера

Познакомитесь с устройством курса, поймёте, как постоянно развиваться и не останавливаться на достигнутом. Разберётесь, чем мастеринг отличается от сведения, услышите примеры того, как звучат треки до и после микширования.

Узнаете, что такое звук, разберётесь в терминологии, познакомитесь с инструментами и приборами для работы с музыкой.

Разберётесь, как готовить помещение к звукозаписи, научитесь подбирать мониторную акустику и настраивать её под себя. Познакомитесь с разными видами рабочих станций, аудиокарт и наушников.

Познакомитесь с возможностями программы, горячими клавишами и лайфхаками для эффективной работы. Сможете создавать проект, выгружать дорожки и готовить сессию к постпродакшену звука.

Узнаете, что делает микс хорошим, поймёте, как критически слушать демо, и познакомитесь с требованиями к исходникам. Научитесь выстраивать баланс громкостей, расставлять приоритет инструментов в треке, осуществлять панорамирование и подгонять звук под референсные уровни.

Познакомитесь с основными параметрами эквалайзеров, изучите часто используемые типы фильтров, научитесь бороться с частотными конфликтами и использовать сатурацию для формирования тембра.

Узнаете, что такое компрессия звука, познакомитесь с параметрами и функциями динамических процессоров.

Научитесь работать с реверберацией, освоите инструменты создания планов в миксе. Сможете локализовывать пространство, исследуете приборы для пространственной обработки и работы со стереокартиной.

Узнаете, что такое сатурация и искажения, изучите эффекты и приборы, познакомитесь с разными фишками и особенностями применения в миксе.

Познакомитесь с модуляционными эффектами, изучите параметры Chorus, Tremolo, Vibrato, Flanger и Phaser.

Разберётесь, как выстраивать драматургию микса с помощью автоматизации, научитесь настраивать её для разных инструментов.

Узнаете, чем мастеринг отличается от сведения, научитесь настраивать мониторинг и фазировать. Поймёте, как выбирать акустическое оборудование для мастеринговых студий.

Поймёте, что такое тональный баланс, научитесь его корректировать, сможете работать со стереополем и вырезать лишние частоты.

Научитесь применять многополосную компрессию, параллельный процессинг, лимитирование и софт-клиппинг. Сможете контролировать уровень громкости трека.

Изучите правила финализации и экспорта песни после мастеринга для разных целей и платформ. Сможете создавать мастер-треки.

Сведёте звук и выполните предварительный мастеринг треков для настоящих заказчиков.

Получить презентацию программы и консультацию специалиста


Качественное звучание Вашего произведения – это полпути к успеху. И порой для того, чтобы добиться такого звучания, требуется вложить времени ещё больше, нежели чем на написание самой композиции. Так что если Вы уже прошли огонь, то теперь нам предстоит вода и медные трубы – сведение музыки. Что это такое, из каких этапов состоит процесс доведения записей до качественного звучания, какие существуют приёмы и особенности, мы рассмотрим в данной статье.

Итак, в программе обработки звука, у Вас есть некоторое количество звуковых дорожек. Обычно, каждая из них – это партии определенного инструмента, добавленные сэмплы или живые записи.

mixing-2

Ключевые этапы сведения

Предлагаем рассмотреть процесс сведения и мастеринга музыки более детально. Начнём со сведения. Во-первых, советуем особо не заниматься регулированием громкости, панорамы, эффектов и прочего до данного этапа. Сначала сфокусируйтесь на творчестве, а со звуком разберётесь потом. Но вот у нас есть готовый музыкальный набросок, состоящий из разных дорожек – что с ним делать?

На втором этапе, отрегулировав громкость, мы занимаемся определением расположения всех дорожек в виртуальном пространстве, то есть панорамированием. Обычно современные композиции записываются в стерео-формате (за исключением музыки к фильмам, играм или интерактивным шоу). Это означает, что Вам предстоит какие-то звуки оставить в центре, а некоторые слегка или полностью сместить вправо или влево. Когда элементы правильно размещены по пространству композиции, то каждый находится на своём месте, и они не забивают друг друга, то есть лучше различимы для слушателя. В целом, принято основной барабан, партии баса, лидирующий инструмент, а также вокальные записи, размещать по центру, в то время как остальным звукам находят место, отличное от центра.

Третий шаг мы совершаем в сторону динамической обработки. Обрабатывая растения, порой их требуется «подкормить» витаминами, и они начинают расти и плодоносить. Также и с дорожками. Есть такие технологии в нашем распоряжении, как компрессор, флэнжер, хорус, фэйзер и другие. Все они являются эффектами, позволяющими достигать необычного, креативного или просто адекватного звучания инструмента.

Конечно, с каждым из них стоит быть аккуратным, ведь можно сделать звучание дорожки плоской или наоборот, избыточно объёмной. Компрессия позволяет выровнять звучание по громкости или создать эффекты, связанные с динамикой инструмента. Остальные вышеперечисленные эффекты построены на игре с фазами и частотами, позволяя добиться нестандартного и нелинейного проявления звучания.

Сейчас существуют отличные программы в формате VST-плагина (вроде TDR Nova), позволяющие осуществить задачу эквализации инструмента на автоматической основе. Плагин в течении нескольких секунд вслушивается в проигрываемую дорожку и автоматически корректирует негармоничные частоты. По опыту можем сказать, что очень много резонансов располагается в районе 500 и 800 Гц, 1-2, 4 и 6-8 кГц.

На пятом этапе мы обсуждаем вопрос пространства и времени. Нет, речь ни о квантовой физике. Мы работаем с реверберацией, то есть формируем пространственный объём инструменту – он находится у нас в комнате, холле, храме, пещере, или, может быть, под водой? В то время, как эффект дилэя (delay), позволяет создавать эхо, то есть задержки во времени, которые могут быть произвольными или подчиняться ритму композиции. Этот этап крайне важен, так как позволяет «скрасить» инструменты, добавить им особого объёма.

Крайний шаг в этапе сведения – это нелинейная обработка. Речь идёт о нестандартных, интересных эффектах, которые Вы можете регулировать ручками midi-клавиатуры по ходу пьесы. Так, может меняться пространство реверберации, панорама перемещаться то влево, то вправо и так далее. Экспериментируйте! Интересные эффекты всегда запоминаются и выделяют Вас из толпы.

И, конечно, отметим, что после завершения одного этапа сведения, Вы можете возвращаться на время к предыдущим. Это происходит ввиду того, что, к примеру, наложенный эффект изменит его громкость, и её придётся регулировать повторно. Сведение – живой процесс, он обладает некоторыми алгоритмами, но всё же в центре него располагаетесь именно Вы.

mixing-3

Что такое мастеринг?

Итак, что такое мастеринг трека и чем он отличается от сведения? Когда сведение готово, мы приступаем к финальной обработке аудио – файла, то есть работаем уже не с отдельными дорожками, а с готовым соединенным воедино материалом. Это и называется мастерингом, в ходе которого достигается должный уровень трека, приемлемый для выпуска на цифровых и физических носителях. Используются эффекты для мастеринга музыки. В большинстве случаев звукорежиссеры используют многополосный компрессор/лимитер, многополосный эквалайзер, психоакустический процессор или расширитель панорамы, плагин для дизеринга и другие эффекты. За мастерингом обычно обращаются к профессионалам, так как процесс требует определённых знаний, дорогостоящего оборудования и качественного помещения.

Но при большом таланте и опыте, мастеринг можно сделать и в домашних условиях.

Имеется специфика мастеринга треков, связанная со стилем музыки, а также носителем, на котором будет издан материал. Для цифровых продаж необходимо одно звучание, для виниловых пластинок – другое. Громкость и эквализация финального микса классической музыки значительно отличается от танцевальной электронной, и так далее. В центре внимания – среднеквадратическая громкость (RMS), то есть то, насколько громко звучит композиция.

В последние пару десятилетий она всё повышается и повышается, многие мастеринг – инженеры стараются сделать музыку звучащей настолько громко, насколько это возможно, что, к сожалению, сильно отражается на динамике и качестве композиций. В отличии от коммерческой музыки, на радио и телевидение данная проблема решена при помощи стандартов громкости, которая меряется параметрами True Peak и LUFS.
Есть также понятие пред-мастеринга, когда Вы доводите звучание до в целом приемлемого уровня при помощи компрессии или лимитера и косметических правок эквалайзером. Такой вариант оптимален для общего прослушивания или направления трека музыкальному лейблу.

Важные выводы

Для начала, советуем ориентироваться на качественные коммерческие записи, которые Вам нравятся (так называемые «референсы»). Сопоставьте частотный диапазон, громкость и другие параметры Вашей композиции и тех, на которые ориентируетесь. Набравшись опыта, можно прийти к собственному звучанию, уникальному и выделяющему из списка музыкантов.

Если Вы хотите глубже познать процесс, занимаясь с профессиональным преподавателем и получить сертификацию, то можете обратиться в Stereoschool, где предоставляются курсы сведения и мастеринга, а также помощи в доработке произведений и поддержке в написании и издании музыкальных альбомов.

При сборке альбома они удаляют посторонние звуки, упорядочивают треки в наиболее убедительном порядке, создают плавные затухания и естественные паузы. А также уравновешивают частотный спектр и уровень различных треков, так чтобы альбом звучал как единое целое, а не как коллекция несвязанных песен.

После того, как мастеринг завершен и одобрен клиентом, они производят высококачественную копию, которая соответствует требованиям заводов-изготовителей.

Отдельные части оборудования, используемые в профессиональной студии мастеринга, обычно стоят дороже, чем те, которые находятся в микшерных установках. А среда прослушивания оптимизирована для устранения любых возможных проблем, в основном акустических. Часто, например, можно найти мастер-студии, в которых нет ничего, что могло бы вызвать расслоение (включая стол) между мониторами полного диапазона и позицией прослушивания.

Теоретически, мастеринговым инженерам, возможно, придется очень мало изменять миксы, если инженер по сведению правильно выполнит свою работу. Но редко у инженеров по сведению есть среда или инструменты для достижения такого качества, которое могут получить мастеринг- инженеры.

В принципе должно быть понятно, почему мастеринг так важен. Ведь как только законченный мастер покинет мастерскую, любые несовершенства будут услышаны многими. Что потенциально может повредить коммерческому успеху, продажам и самое главное – радости от прослушивания альбома.

Некоторые инженеры по сведению склонны представлять миксы на мастеринг, которые имеют некоторую стереообработку, в основном компрессию . Но здравый смысл подсказывает, что всё, что инженеры по сведению могут сделать на мастере, мастеринг-инженеры могут сделать лучше. Зачем вам пытаться починить автомобиль вашей компании, если ваша компания заплатит профессиональному механику, чтобы сделать это за вас?

Студийный и домашний mastering

Подготовка трека к мастерингу (mastering)

Работая над стереомиксом, одна из самых больших проблем в мастеринге заключается в том, что каждая обработка влияет на все элементы песни. Например, исправление шипящего вокала может уменьшить ясность snare. Высокоточные инструменты в распоряжении мастеринг-инженера могут решить многие проблемы. Но чем больше микс нуждается в коррекции, тем более далеким становится совершенство.

Поскольку в настоящее время везде используются многодорожечные (multitrack) виртуальные звуковые студии в мастеринг-студии, становится все более распространенным представлять миксы в stems (субмиксы логических групп треков или даже просто один трек). Если есть какие-либо проблемы в миксе, мастеринг инженер может найти их и намного быстрее и удобнее обработать отдельный stem, а не микс в целом. К общим stem можно отнести: вокал, ритм, лиды и, конечно же, всё остальное, которое включает то, что не находится в вышеперечисленных stem. Во всех случаях также представляется и полный стереомикс, который должен быть идентичен миксу, записанному во всех stem, в которых фейдеры имеют коэффициент усиления (0 дБ).

Иногда клиент или мастеринг-инженер просит внести изменения в миксы после их завершения. В большой студии с аналоговой консолью воспроизведение миксов может занять много времени. Поэтому сохранение микса в stem может быть полезным в таких ситуациях. Ведь вместо того, чтобы вспоминать весь микс (настройки, эффекты и т.п.), мы можем вспомнить только микс stem, который требует изменений, в то время как все остальные stem остаются нетронутыми.

Рекомендации для подачи аудиоматериала на мастеринг (mastering)

Существует несколько дополнительных рекомендаций, которые стоит учитывать при подаче миксов на мастеринг:

Использовать WAV – файлов, которые поддерживаются на обеих платформах Mac и PC.

Сохраняйте исходное качество цифрового звука – не выполняйте преобразования, касающиеся битности и частоты дискретизации ( подробнее об этом ). Они, вероятно, ухудшат качество звука и не имеют никакого преимущества с точки зрения мастеринга. Многие мастеринг-инженеры перед обработкой преобразуют миксы в аналоговые и используют высококачественные преобразователи для захвата аналогового сигнала обратно в соответствующий цифровой формат.

Читайте также: