Лаборант по контролю качества сырья реактивов что за профессия

Опубликовано: 04.07.2024


Профессии химической и нефтехимической отраслей на сегодняшний день являются одними из самых востребованных на рынке профессий, для освоения которых достаточно получить диплом колледжа. Спрос на лаборантов химического анализа объясняется тем, что данные специалисты требуются на всем производственном комплексе предприятий.

Отделение: «Ресурсосберегающие и химические технологии»

Основа обучения: бюджет, платно

Очная форма обучения:
на базе 9 класса со сроком обучения 2 года 10 месяцев
на базе 11 класса со сроком обучения 10 месяцев

Документ об образовании:
По окончании обучения выпускникам выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации:

- на базе 9 класса - «Лаборант химического анализа», «Пробоотборщик».

- на базе 11 класса - «Лаборант химического анализа», «Пробоотборщик».

Как поступить?
Чтобы поступить на лаборанта химического анализа, нужно пройти конкурс аттестатов.

Обучение проходит по адресу: м. Авиамоторная, шоссе Энтузиастов, д. 19, стр. 2

Отправь заявку на обучение на сайте www.priem.26kadr.ru или заполни форму ниже.

Преимущества программы обучения:

  • лаборант химического анализа входит в Топ-50 самых востребованных новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (по версии Министерства труда и социальной защиты РФ).
  • педагогический состав включает как педагогов «старой закалки», так и молодых специалистов, идущих в ногу с технологиями
  • партнерские отношения с топовыми компаниями химической индустрии, практика и трудоустройство студентов
  • педагоги факультета являются членами рабочей группы Совета по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса по разработке профессионального стандарта.
  • Программа обучения дополнена с учетом требований стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Лабораторный химически анализ».

В результате освоения программы ты научишься:

  • готовить пробы и растворы нужной концентрации для проведения анализов
  • проводить химический анализ по стандартным и нестандартным методикам, с учетом требований охраны труда и техническими стандартами
  • оценивать и контролировать выполнение химического и физико-химического анализа
  • регистрировать, оценивать и протоколировать результаты анализов.
  • и многому другому!


Специальные дисциплины и компьютерные программы

В числе специальных дисциплин лаборанту по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства предлагаются общая и неорганическая химия, безопасность жизнедеятельности, аналитическая химия, подготовка рабочего места, условий, инструментов измерений, оборудования, проб и растворов для проведения анализа, а также проведение химических физико-химических, микробиологических (только на базе 9 кл.) и химико-бактериологических (только на базе 9 кл.) анализов.

Практика

Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга сотрудничает с ведущими российскими компаниями химической отрасли, среди которых: ОАО «Газпромнефть МНПЗ» и ОАО «НК «Роснефть»), а также санэпидемстанции, лаборатории, центры метрологии и др.

Профессиональные перспективы

Пройди обучение по специализации «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства» в Колледже Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26, и ты получишь качественное образование, содействие в трудоустройстве, профессию и соответствующую квалификацию уже в 18 лет. Приобретай опыт и становись незаменимым профессионалом на рынке труда.

Областью профессиональной деятельности выпускника являются химическое и химико-технологическое производство, строительство, автомобилестроение, жилищно-коммунальное хозяйство.

Также рекомендуем следующие специальности и профессии в колледже:

18.01.02 Лаборант-эколог с присвоением квалификации лаборант химического анализа


Лаборант – основной помощник специалистов на производстве. Его работа очень важна и нужна и не так проста, как кажется. Химический анализ позволяет контролировать качество продукции, оценивать ее соответствие нормативам. Без лаборантов работа на производстве значительно замедляется, а в некоторых случаях и вовсе невозможна.

История появления профессии

Первые лаборанты появились еще в Средневековье. Ученики и помощники преподавателей готовили аудитории университетов к занятиям: раскладывали инструменты, материалы для исследования. После занятия проводили уборку. Некоторые историки считают, что у античных философов были ученики, помогающие им в научных экспериментах, и история профессии на самом деле гораздо внушительнее.

В 20 веке, благодаря активному развитию технологий, профессия лаборанта химического анализа стала повсеместно и широко востребованной. Рабочие задачи лаборанта усложнились: из помощника научного сотрудника он стал самостоятельным специалистом, вносящим существенный вклад в развитие предприятия.

Особенности работы лаборантом

Лаборант химического анализа определяет качественный состав химического вещества, количественное соотношение химических элементов. В условиях лаборатории он проводит синтез: соединяет реактивы для получения химической реакции, преобразования вещества из одного состояния в другое. Задача лаборанта – оценить вещество, сравнив полученный результат анализа с ожидаемым.

Современные лаборатории, помимо пробирок, колб и реактивов, оснащены компьютерами. Специальные программы обрабатывают результаты исследований гораздо быстрее человека и значительно упрощают работу.

Профессиональные обязанности

В течение рабочего дня лаборант должен следовать расписанию, прописанному в должностной инструкции:

  • произвести забор материала для анализа;
  • подготовить пробы к анализу;
  • отобрать растворы для проведения анализа;
  • подготовить посуду, поместить реактивы;
  • наблюдать за течением химической реакции, регистрировать промежуточные результаты;
  • при необходимости провести работу на электроизмерительных приборах в соответствии с инструкцией;
  • контролировать загазованность воздуха в рабочей зоне;
  • при отклонении результатов анализов от норматива провести повторный забор;
  • зарегистрировать полученные результаты, занеся их в рабочий журнал.

Если повторная химическая реакция снова дает неожиданный результат, лаборант обязан сообщать об этом руководству. Ошибка в результатах может свидетельствовать о неисправности оборудования, низком качестве реактивов или нарушении рабочего протокола. Следить за нарушениями и предотвращать их – одна из ключевых задач лаборанта.

Области работы

Лаборант может работать в любой отрасли промышленности:

  • фармацевтической;
  • химической;
  • нефтехимической;
  • строительной;
  • пищевой;
  • текстильной;
  • медицинской.

Процедура проведения химического анализа одинакова. Но для каждой отрасли есть свои требования и стандарты безопасности, которые специалист должен знать и соблюдать.

Плюсы и минусы профессии

Положительные стороны работы лаборантом:

  • рабочее время строго нормировано, есть официальный обеденный перерыв;
  • за работу с особо вредными химическими веществами положены льготы и доплата, возможен досрочный выход на пенсию;
  • сотрудник отвечает за результат только своей части работы, нет понятия «коллективной ответственности»;
  • работа в помещении.

К отрицательным моментам профессии относятся:

  • высокий риск отравления парами химикатов;
  • постоянное воздействие химических веществ на дыхательные пути и кожу;
  • необходимо работать в помещениях с низкой температурой;
  • работа по сменам;
  • высокий уровень ответственности за результаты анализа.

На некоторых производствах сотрудникам приходится работать в масках и перчатке и даже полноценных костюмах химзащиты. Это компенсируется высокой заработной платой, но требует от лаборанта умения быть внимательным, сосредоточенным и собранным в условиях повышенного уровня стресса.

Требования к кандидатам

Для работы в химической лаборатории соискатель должен иметь профильно-техническое среднее образование или общее среднее образование с обязательной профессиональной подготовкой на производстве. Лаборант должен:

  • знать правила использования, хранения и утилизации химических веществ;
  • уметь отбирать пробы и образцы для анализа;
  • подбирать оптимальный метод анализа;
  • проводить анализ химическим и инструментальным методом;
  • обрабатывать результаты анализа математическим методом;
  • при работе соблюдать технику безопасности;
  • уметь работать с новейшим оборудованием, использовать информационные технологии.

У работы лаборантом есть медицинские противопоказания:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • кожные заболевания;
  • близорукость и дальнозоркость, резкое снижение остроты зрения;
  • психические заболевания;
  • инфекционные заболевания в хронической стадии;
  • заболевания пищеварительной системы;
  • болезнь Паркинсона, расстройства координации движения.

Большую часть дня лаборант проводит в сидячем положении, поэтому людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата перед устройством на работу нужно консультироваться с врачом.

Личностные качества

Для работы лаборантом важны качества характера, позволяющие выполнять монотонную работу, требующую внимания и усидчивости:

  • психическая устойчивость;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • педантизм;
  • ответственность;
  • концентрация;
  • самоорганизованность;
  • хорошая координация;
  • развитая сенсорная память;
  • чувствительное обоняние;
  • способность распределять внимание.

Работа в лаборатории идеально подходит людям, предпочитающим выполнять рабочую задачу самостоятельно, а не работать в команде. Она не предполагает близкого контакта с коллегами и общения с посетителями.

Где получать образование

Получить профессию лаборанта можно в средних учебных заведениях. В Москве подготовку специалистов осуществляет Рошальский химико-технологический техникум и Щелковский политехнический техникум. В Санкт-Петербурге – экономико-технологический колледж им. Менделеева. В других городах России можно получить специальность лаборанта в крупных технических колледжах и политехнических колледжах. Обучение длится 2-3 года, выпускники получают диплом о среднем специально образовании.

Некоторые лаборатории допускают обучение непосредственно на предприятии. В этом случае стажер прикрепляется к опытному лаборанту в качестве помощника и обучается, наблюдая за его работой.

Основные направления подготовки

На химико-технологическом направлении студенты изучают:

  • особенности материалов, химический состав, химические реакции;
  • методики проведения опытов;
  • особенности работы с контрольно-измерительной аппаратурой;
  • условия и требования для оформления документации;
  • технику безопасности.

В процессе учебы будущие лаборанты изучают теорию и практику, с обязательным посещением производственных лабораторий.

Куда пойти работать

Популярное место работы начинающего лаборанта – государственные и частные клиники, медико-генетические центры. Фельдшер-лаборант обязан иметь диплом о среднем медицинском образовании. Его задача – исследовать состав крови и продуктов жизнедеятельности человека, в некоторых случаях – остатки пищи, пробы со столовых приборов.

Лаборант-аналитик имеет широкий выбор рабочего места: исследовательская лаборатория, промышленное предприятие, службы санитарно-эпидемиологического надзора. Их задача – проверка качества сырья, контроль производства, тестирование готовых продуктов. Для допуска к работе нужно получить среднее специальное образование.

Стремительное ухудшение экологической обстановки послужило поводом для развития отдельного направления химического анализа: лаборант-эколог. Он берет пробы грунта, воды и воздуха, оценивает состав проб, уровень загрязненности. Лаборант-эколог может работать на производстве или в службе экологического надзора. Для начала работы диплома о среднем специальном образовании достаточно, а наличие высшего образования позволит претендовать на повышение без наработки рабочего стажа.


Средняя заработная плата

Оклад на государственных предприятиях строго регламентирован. В провинции начинающий лаборант получает от 16 000 руб. Опытный специалист может рассчитывать на зарплату от 25 000 до 36 000. Самые высокие зарплаты в нефтехимической промышленности. Здесь средний оклад составляет 40 000 руб.

Лаборанты, работающие с опасными реактивами, получают надбавки, составляющие от 15 до 30% от общего оклада. Также к зарплате добавляется надбавка за квалификацию и выслугу лет.

Карьерные перспективы

Карьера лаборанта состоит из поочередного получения квалификаций. Начинающий лаборант, отработав на предприятии 1 год, получает 2 разряд квалификации. Продолжая работать, он постепенно получает повышение разряда вплоть до высшего – 7.

Получить 2 – 4 разряд можно, просто работая на предприятии. Для получения высших ступеней разряда с 5 по 7 среднее специальное образование необходимо. Учебу в отраслевом учебном заведении можно получать заочно, параллельно продолжая работать и увеличивать стаж. Получив высший разряд, лаборант может претендовать на должность заведующего лабораторией.

Работа лаборантом – идеальный вариант для людей, стремящихся заниматься кропотливым вдумчивым трудом, приносящим пользу во всех отраслях.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №1 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30 (в редакции: Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 12.10.1987 N 618/28-99, от 18.12.1989 N 416/25-35, от 15.05.1990 N 195/7-72, от 22.06.1990 N 248/10-28, Постановления Госкомтруда СССР 18.12.1990 N 451, Постановлений Минтруда РФ от 24.12.1992 N 60, от 11.02.1993 N 23, от 19.07.1993 N 140, от 29.06.1995 N 36, от 01.06.1998 N 20, от 17.05.2001 N 40, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 31.07.2007 N 497, от 20.10.2008 N 577, от 17.04.2009 N 199)

Раздел ЕТКС «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства»

Наша оценка профессии


Востребованность

Зарплата

Легко ли получить профессию?

Престижность

Карьерный рост

6.0/10
Лаборант – основной помощник специалистов на производстве. Его работа очень важна и нужна и не так проста, как кажется. Химический анализ позволяет контролировать качество продукции, оценивать ее соответствие нормативам. Без лаборантов работа на производстве значительно замедляется, а в некоторых случаях и вовсе невозможна.

Провизор

Данный тип профессии обозначает самый высокий уровень в фармацевтике, когда специалист наделен правом изготовления лекарственных препаратов и руководства аптекой

Провизор может получить высшее профессиональное образование в региональных и ведущих ВУЗах РФ (МГУ, Российский Университет имени Н.И. Пирогова). Обучение очное с последующим прохождением интернатуры, сдачей экзамена на получение лицензии, дающей право осуществлять фармацевтическую деятельность. Дистанционное обучение не предусмотрено.

Эта профессия не для молодых специалистов. По квалификационному уровню звание провизора приравнивается к врачу.Основными его рабочими качествами являются: ответственность, склонность к исследовательской работе, основы биотехнического производства, знание мировых медицинских стандартов.

Провизоры получают от 30 до 45 тысяч рублей.

Профессия не связана с фрилансом.

Отработав определенное время, талантливый фармацевт может попытать счастье занять ответственную и многотрудную должность провизора, что будет обозначать высокий карьерный рост. Стечением времени могут расширить аптеку.

История появления профессии

Первые лаборанты появились еще в Средневековье. Ученики и помощники преподавателей готовили аудитории университетов к занятиям: раскладывали инструменты, материалы для исследования. После занятия проводили уборку. Некоторые историки считают, что у античных философов были ученики, помогающие им в научных экспериментах, и история профессии на самом деле гораздо внушительнее.

В 20 веке, благодаря активному развитию технологий, профессия лаборанта химического анализа стала повсеместно и широко востребованной. Рабочие задачи лаборанта усложнились: из помощника научного сотрудника он стал самостоятельным специалистом, вносящим существенный вклад в развитие предприятия.

корочка лаборанта химического анализа

Лаборант химического анализа обучение

Программа профессионального обучения «Лаборант химического анализа»

Описание профессии

Выполняет лабораторные исследования и химические анализы сырья и продукции.

Общая характеристика профессии.

обеспечение организационной подготовки к аналитическому процессу (данное занятие предполагает обеспечение подготовки документов, составление которых производится в процессе оценочной деятельности); подготовка перечня нужных материалов, инструментов, химических смесей, растворов, единиц оборудования и комплектующих частей; обеспечение отбора определенных образцов для осуществления аналитических мероприятий; проведение испытательных работ, имеющих непосредственное отношение к должностным обязательствам специалиста. В отдельных документах на профессионалов возложены иные функции, необходимые к выполнению.

Под термином «лаборант» принято понимать название целой категории должностей, которые занимает вспомогательный персонал во всевозможных отраслях. В связи с этим единый профессиональный стандарт для этих специалистов отсутствует. Регламентируется работа по проф. стандарту в ст. 195.1 ТК РФ. Дополняющие нормы – статьи 195.2 и 195.3 ТК РФ.

В 2021 г. данное название должности стало регулярно встречаться как отдельный квалификационный уровень в рамках прочих проф. стандартов:

  • профессионал в области клинической диагностики (Приказ Минтруда 145н от 14.03.2018 г.)
  • работник по диагностированию электрического оборудования посредством химического анализа (утвержден Приказом Минтруда 1161н от 28.12.2016 г.);
  • специалист по химическому анализу воды в рамках систем водоснабжения, водоотвода (16.063, утвержден силами Приказа Минтруда и соцзащиты №640н от 15.09.2015 г.);
  • мастер по обеспечению контроля качества нефти (утвержден документ Приказом Минтруда и соцзащиты №157н от 12.03.2015 г.); микробиолог (Приказ №865н от 12.12.2016 г.);
  • работник, осуществляющий неразрушающий контроль (утвержден этот стандарт в рамках Приказа №976н от 03.12.2015 г.);
  • литейщик в сфере автомобилестроения (Приказ Минтруда №711н от 13.10.2014 г.).

Наряду с приведенными профессиями есть еще инженеры-лаборанты. Данная должность регламентируется в рамках профессиональных стандартов для специалистов, занятых в сфере изготовления оптоволокна, переработки продуктов нефти и газа. В связи с этим вести речь о наличии единого проф. стандарта для лаборантов не приходится.

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 8131 Операторы установок по переработке химического сырья
ЕТКС § 155 Лаборант химического анализа 2-го разряда
§ 156 Лаборант химического анализа 3-го разряда
ОКПДТР 13321 Лаборант химического анализа

Требования к образованию и обучению

  • Среднее общее образование
  • Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке
  • Минимальный возраст приема на работу – 18 лет
  • Прохождение обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасности в установленном порядке
  • Обучение мерам пожарной безопасности, включая прохождение противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума по соответствующей программе
  • Прохождение проверки знаний в объеме I группы по электробезопасности

ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих)

Лаборант химического анализа 2-й разряд

Характеристика работ.

Проведение простых однородных анализов по принятой методике без предварительного разделения компонентов. Выполнение капельного анализа электролита и других веществ с помощью реактивов, фильтровальной бумаги, фарфоровой пластинки. Определение содержания воды по Дину и Старку, удельного веса жидкостей весами Мора и Вестфеля, температуры вспышки в открытом тигле и по Мартенс-Пенскому, вязкости по Энглеру, состава газа на аппарате Орса. Разгонка нефтепродуктов и других жидких веществ по Энглеру. Проведение испытания простых лакокрасочных продуктов на специальных приборах. Определение количества углерода путем сжигания стружки в аппаратуре Вюртица (в токе кислорода). Проведение химического анализа углеродистых и низколегированных сталей. Определение плотности жидких веществ ареометром, щелочности среды и температуры каплепадения. Определение температуры плавления и застывания горючих материалов. Участие в приготовлении титрованных растворов и паяльных флюсов. Определение процентного содержания влаги в анализируемых материалах с применением химико-технических весов. Определение анализов химического состава сплавов на медной основе. Приготовление средних проб жидких и твердых материалов для анализа. Определение концентрации латексов и пропиточных растворов, слив по сухому остатку. Определение остатка на сите при просеве ингредиентов. Приготовление пластификатора, смешивание его с порошком твердого сплава. Наблюдение за работой лабораторной установки, запись ее показаний под руководством лаборанта более высокой квалификации.

Должен знать:

методику проведения простых анализов; элементарные основы общей и аналитической химии; правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; цвета, присущие тому или иному элементу, находящемуся в анализируемом веществе; свойства кислот, щелочей, индикаторов и других применяемых реактивов; правила приготовления средних проб.

Лаборант химического анализа 3-й разряд

Характеристика работ.

Проведение анализов средней сложности по принятой методике без предварительного разделения компонентов. Определение процентного содержания вещества в анализируемых материалах различными методами. Определение вязкости, растворимости, удельного веса материалов и веществ пикнометром, упругости паров по Рейду, индукционного периода, кислотностей и коксуемости анализируемых продуктов, температуры вспышки в закрытом тигле и застывания нефти и нефтепродуктов. Установление и проверка несложных титров. Проведение разнообразных анализов химического состава различных проб руды, хромистых, никелевых, хромоникелевых сталей, чугунов и алюминиевых сплавов, продуктов металлургических процессов, флюсов, топлива и минеральных масел. Определение содержания серы и хлоридов в нефти и нефтепродуктах. Проведение сложных анализов и определение физико-химических свойств лакокрасочных продуктов и цемента на специальном оборудовании. Подбор растворителей для лакокрасочных материалов. Взвешивание анализируемых материалов на аналитических весах. Наладка лабораторного оборудования. Сборка лабораторных установок по имеющимся схемам под руководством лаборанта более высокой квалификации. Наблюдение за работой лабораторной установки и запись ее показаний.

Должен знать:

основы общей и аналитической химии; способы установки и проверки титров; свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования; методику проведения анализов средней сложности и свойства применяемых реагентов; государственные стандарты на выполняемые анализы и товарные продукты по обслуживаемому участку; правила пользования аналитическими весами, электролизной установкой, фотокалориметром, рефрактометром и другими аналогичными приборами; требования, предъявляемые к качеству проб и проводимых анализов; процессы растворения, фильтрации, экстракции и кристаллизации; правила наладки лабораторного оборудования.

АНО ДПО «УМЦ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Химия - одна из важнейших наук, которая даёт нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем. Человек, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком. Лишь в 17 веке сформировалось понятие о химике как об учёном, исследующем природу, и с тех пор химия стала отдельной наукой, со своей методологией, инструментарием и т.п. По мере развития в химии выделялись специализации, связанные, в том числе, и с практическим применением накопленных знаний.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа по сути обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами.

Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Преимущества профессии: разнообразие деятельности, социальная значимость профессии, личная ответственность за собственную работу, которую лаборант выполняет от начала до конца, нормированный рабочий день, доплаты за вредность работы с химическими веществами

Ограничения профессии: работа связана с риском и опасностью для жизни, высокая ответственность за жизнь и здоровье людей, не всегда комфортные условия труда, работа с вредными веществами.

Содержание деятельности

Проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др.,- необходимый для контроля соответствия сырья, промежуточных продуктов технологического процесса и готовой продукции заданным нормам.

Готовит к работе реактивы и оборудование.

Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

По итогам лабораторных измерений проводит расчеты. Результаты анализов заносит в журнал.

Осуществляет синтез веществ в лабораторных условиях.

Использует ручные инструменты, механическое и автоматического оборудование, а также измерительные приборы различной степени сложности.

Профессиональные компетенции

Для успешного освоения профессии лаборанта химического анализа необходимы базовые знания по химии, биологии.

Квалифицированный лаборант химического анализа должен знать:

  • основы органической химии;
  • основы неорганической химии;
  • необходимые технологии производства и т.п.

Квалифицированный лаборант химического анализа должен уметь:

  • работать с химическими материалами и реагентами;
  • проводить опыты, испытания;
  • организовывать технологические цепочки производства и т.п.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • склонность к работе с информацией,
  • развитые логические способности,
  • способность к концентрации внимания,
  • склонность к работе с объектами природы,
  • развитые математические способности,
  • эмоциональная устойчивость.

Условия труда

  • работа в помещении,
  • воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов,
  • на некоторых производствах работа в защитных средствах (маске и перчатках).

Области применения профессии

Лаборанты химического анализа могут работать в таких организациях и сферах, как:

Кирчева Анна Александровна

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям.

Профессиональные модули по специальности «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства» составляют основу примерной образовательной программы, поскольку именно они формируют профессиональные компетенции и от их содержания зависит набор и содержание дисциплин.

ВложениеРазмер
statya_umk.docx 34.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛАБОРАНТ ПО КОНТРОЛЮ К АЧЕСТВА СЫРЬЯ, РЕАКТИВОВ, ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА (ПО ОТРАСЛЯМ)

Кирчева А.А., мастер производственного обучения, к.т.н.

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности выпускника, его нравственного и творческого потенциала, профессионализма.

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям.

Для того чтобы понять, что собой представляет УМК профессионального модуля надо сначала разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой создается УМК.

УМК - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Основной целью УМК является повышение эффективности и качества занятий на основе систематизации содержания дисциплины с учетом достижения науки и практики.

Проектирование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Учебно-методический комплекс (УМК) является составной частью комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. По мнению Е.Ю.Сизгановой, УМК следует рассматривать как совокупность учебно-методических документов, представляющих собой проект процесса обучения, который впоследствии будет реализован на практике.

Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства – это профессия, которая на сегодняшний день достаточно широко распространена и входит в список топ 50. Подготовка по этой специальности ведется в техникуме еще со времен существования предприятия «Химволокно». Поэтому учебная база для нее весьма существенна: рабочие программы по профессиональным модулям, учебной и производственной практикам, фонд оценочных средств, методические указания для выполнения практических, лабораторных работ и самостоятельных работ.

Профессиональные модули по специальности «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства» составляют основу примерной образовательной программы, поскольку именно они формируют профессиональные компетенции и от их содержания зависит набор и содержание дисциплин.

При создании УМК по данной специальности мы ориентировались на следующие принципы:

– принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

– принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы достижения целей;

– УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления, самоконтроля;

– содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

– все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

При создании учебно-методического комплекса можно выделить 4 этапа.

1 этап — изучение и создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят:

Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий, необходимых для освоения ПМ или ОП).

Региональный компонент — рабочий учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия, лабораторной работы или практического занятия). Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся».

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. В первую очередь определяются дидактические средства: 1) Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 2) Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 3) Дидактические материалы. Сюда включаются все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя. 4) Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения. В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для защиты практических и лабораторных работ.

3 этап включает традиционные и новые технологии обучения. Сюда входят наработанные методические разработки уроков: комбинированных уроков, уроков лекций, бинарных уроков, интегрированных уроков, уроков семинаров, деловой игры, уроков «Счастливый случай» и т. д.

4 этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов.

Так, например, в состав учебно-методического комплекса профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности включены следующие материалы:

  • Рабочая программа профессионального модуля;
  • Рабочие программы учебной и производственной практик;
  • Планирование текущей и итоговой оценки по реализации модуля;
  • Фонд контрольно-измерительные средств;
  • Методические рекомендации для выполнения практических работ;
  • Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ;
  • Дневник-отчет по программе практики;

Преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Результат. Учебно-методический комплекс позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов; приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами; акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов; а для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Читайте также: