Люди каких профессий трудятся на картине виталия сидорова кубанская нива

Опубликовано: 04.07.2024

2. В гости он к дровам явился:
- Я пришёл к вам по делам
И полено По- по- лам. (топор)
3. Я его под мышкой спрятал.
Приголубил. Обогрел.
А потом он мне, ребята,
Вдруг сказал:
- Ты заболел. (градусник)
4. Любит плотницкое дело.
Молотком частенько бит.
И тому, кто бьёт умело,
Он спасибо говорит. (гвоздь)
- Ключевое слово – труд.
- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?
1.Труд человека кормит, а лень портит.
2.Терпенье и труд всё перетрут.
3.Жизнь дана на добрые дела.
4.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Сегодня речь пойдёт о труде, о профессиях людей нашего района. В течение урока вы будете слушать, будете работать, рассуждать. А в конце урока сделаете вывод: как повлияло на выбор профессии ваших родителей то, что мы живём в с/х районе.
ІІI. Работа над темой урока.
- Сядьте удобнее на своих местах, мы отправляемся в путешествие по нашему району.
1.– Что вы видите? ( фото пшеницы ) (поле с пшеницей)
- Ещё можно сказать - золотая нива. Почему?
- Что комбайны делают на поле? (фото комбайнов) (комбайны убирают пшеницу).
- Как называют людей, которые выращивают и убирают пшеницу?
- Люди разных профессий заняты при выращивании пшеницы. Это и хлеборобы, и механизаторы, и комбайнеры, и агрономы, и трактористы.
- Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других. Давайте с вами сядем в автобус и попутешествуем вместе с пшеницей.
2. С поля на машине пшеница попадает на элеватор. Это помещение, где хранят зерно ( фото ).
- Как называется человек, который водит машину? ( водитель или шофёр ).
- С элеватора пшеница попадает на мельницу, где превращается в муку. Продолжим наше путешествие, узнаем, что ещё выращивают в Староминском районе.
3.Фото поля подсолнечника.
Жаворонок в небе над простором вьётся,
На душе привольно тихо и светло.
Каждый из подсолнухов - огненное солнце,
Щедро дарит людям жаркое тепло.
- Кубань- родина высокомасличных сортов подсолнечника, созданных академиком Василием Степановичем Пустовойтом.
4. - Наше путешествие продолжается, и мы оказались на ферме. (фото МТФ)
- Кого вы видите? Что дают коровы?
- Куда же потом попадает молоко? (Фото ЗАО «Сыродел».)
- Ребята, чьи родители работают на заводе?
ЗАО «Сыродел» известен на всю Россию. Его продукцию любят и ценят за качество и отличный вкус.
5. - На нашем автобусе мы подъезжаем к Мясоптицекомбинату (фото). Продукция с завода попадает в магазины городов края, района.
- Люди какой профессии работают в магазине? (в магазине работают продавцы.)
- Чьи родители продавцы?
- А какие профессии вы ещё знаете?
- Ещё ребята есть люди, которых называют интеллигенция. Это люди, занятые умственным трудом. К ним относят врачей, учителей, бухгалтеров, музыкантов и многих других. О них мы поговорим на других уроках кубановедения.
6. Работа в рабочей тетради (с.24-25).
1). «Хитрое задание».
- Кто занят не своим делом?
Чтение названий профессий, определение вида деятельности. (Врач лечит. Учитель учит. Парикмахер подстригает. Продавец продаёт. Водитель перевозит (ездит). Строитель строит. Доярка доит. Пастух пасёт. Музыкант играет.) - Есть ли среди ваших родных представители перечисленных профессий?
2). Чтение стихотворения «Кузнец».
- Приходилось ли вам встречаться с героями следующих стихотворений:
Мой дядя
Мой дядя – поливальщик.
С водой он дружит в зной,
Совсем как настоящий,
Из сказки, водяной.
К машине поливальной
Он вышел в огород.
В машине поливальной
И радуга живет.
Вадим НеподобаПомогли подковки
Были старые у Вовки
Стоптанные башмаки,
Но сапожник две подковки
Пригвоздил на каблуки.
И теперь шагает Вовка
Всюду в этих башмаках.
Рада каждая подковка,
Что у Вовки звонкий шаг…
Владимир Нестеренко
3). Работа по картине В. Сидорова «Кубанская нива».
- Чей труд можно назвать коллективным (колхозников), а чей индивидуальным?- Среди людей изученных профессий кто трудится коллективно, а кто индивидуально?
4). Составление поговорки «Одна пчела немного мёду натаскает». Определение её смысла.
IV. Закрепление. Изучение карты-схемы Краснодарского края (стр. 2-3)
- Люди каких профессий трудятся на благо нашей малой Родины?
V. Подведение итогов урока.
- Зависят ли профессии от того, что мы с вами живём в с/х районе?
- Многие люди в нашем районе работают на полях, трудятся на фермах. Много людей занято на предприятиях района. Они перерабатывают с/продукцию. Есть продавцы, которые реализуют готовую продукцию заводов, комбинатов.

воспитывать чувства гордости, любви к своему району, краю.

Оборудование: иллюстрации полей, с/машин, заводов, предприятий и людей различных профессий; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Труд людей моей местности».

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

- Тему сегодняшнего урока вы определите сами, разгадав кроссворд. (Учитель - на доске, ученики - тетрадь, с. 24)

А мелко сеет-

С мукой дела имеет. (сито)

2. В гости он к дровам явился:

- Я пришёл к вам по делам

И полено По- по- лам. (топор)

3. Я его под мышкой спрятал.

Приголубил. Обогрел.

А потом он мне, ребята,

Вдруг сказал:

- Ты заболел. (градусник)

4. Любит плотницкое дело.

Молотком частенько бит.

И тому, кто бьёт умело,

Он спасибо говорит. (гвоздь)

- Ключевое слово – труд.

- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете?

1.Труд человека кормит, а лень портит.

2.Терпенье и труд всё перетрут.

3.Жизнь дана на добрые дела.

4.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Сегодня речь пойдёт о труде, о профессиях людей нашего района. В течение урока вы будете слушать, будете работать, рассуждать. А в конце урока сделаете вывод: как повлияло на выбор профессии ваших родителей то, что мы живём в с/х районе.

ІІI. Работа над темой урока.

- Сядьте удобнее на своих местах, мы отправляемся в путешествие по нашему району.

1.– Что вы видите? ( фото пшеницы ) (поле с пшеницей)

- Ещё можно сказать - золотая нива. Почему?

- Что комбайны делают на поле? (фото комбайнов) (комбайны убирают пшеницу).

- Как называют людей, которые выращивают и убирают пшеницу?

- Люди разных профессий заняты при выращивании пшеницы. Это и хлеборобы, и механизаторы, и комбайнеры, и агрономы, и трактористы.

- Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других. Давайте с вами сядем в автобус и попутешествуем вместе с пшеницей.

2. С поля на машине пшеница попадает на элеватор. Это помещение, где хранят зерно ( фото ).

- Как называется человек, который водит машину? ( водитель или шофёр ).

- С элеватора пшеница попадает на мельницу, где превращается в муку. Продолжим наше путешествие, узнаем, что ещё выращивают в Староминском районе.

3.Фото поля подсолнечника.

Жаворонок в небе над простором вьётся,

На душе привольно тихо и светло.

Каждый из подсолнухов - огненное солнце,

Щедро дарит людям жаркое тепло.

- Кубань- родина высокомасличных сортов подсолнечника, созданных академиком Василием Степановичем Пустовойтом.

4. - Наше путешествие продолжается, и мы оказались на ферме. (фото МТФ)

- Кого вы видите? Что дают коровы?

- Куда же потом попадает молоко? (Фото ЗАО «Сыродел».)

- Ребята, чьи родители работают на заводе?

ЗАО «Сыродел» известен на всю Россию. Его продукцию любят и ценят за качество и отличный вкус.

5. - На нашем автобусе мы подъезжаем к Мясоптицекомбинату (фото). Продукция с завода попадает в магазины городов края, района.

- Люди какой профессии работают в магазине? (в магазине работают продавцы.)

- Чьи родители продавцы?

- А какие профессии вы ещё знаете?

- Ещё ребята есть люди, которых называют интеллигенция. Это люди, занятые умственным трудом. К ним относят врачей, учителей, бухгалтеров, музыкантов и многих других. О них мы поговорим на других уроках кубановедения.

6. Работа в рабочей тетради (с.24-25).

1). «Хитрое задание».

- Кто занят не своим делом?

Чтение названий профессий, определение вида деятельности. (Врач лечит. Учитель учит. Парикмахер подстригает. Продавец продаёт. Водитель перевозит (ездит). Строитель строит. Доярка доит. Пастух пасёт. Музыкант играет.)

- Есть ли среди ваших родных представители перечисленных профессий?

2). Чтение стихотворения «Кузнец».

- Приходилось ли вам встречаться с героями следующих стихотворений:

Мой дядя

Мой дядя – поливальщик.

С водой он дружит в зной,

Совсем как настоящий,

Из сказки, водяной.

К машине поливальной

Он вышел в огород.

В машине поливальной

И радуга живет.

Вадим Неподоба

Помогли подковки

Были старые у Вовки

Стоптанные башмаки,

Но сапожник две подковки

Пригвоздил на каблуки.

И теперь шагает Вовка

Всюду в этих башмаках.

Рада каждая подковка,

Что у Вовки звонкий шаг…

Владимир Нестеренко

3). Работа по картине В. Сидорова «Кубанская нива».

- Чей труд можно назвать коллективным (колхозников), а чей индивидуальным?

- Среди людей изученных профессий кто трудится коллективно, а кто индивидуально?

4). Составление поговорки «Одна пчела немного мёду натаскает». Определение её смысла.

IV. Закрепление . Изучение карты-схемы Краснодарского края (стр. 2-3)

- Люди каких профессий трудятся на благо нашей малой Родины?

V. Подведение итогов урока.

- Зависят ли профессии от того, что мы с вами живём в с/х районе?

- Многие люди в нашем районе работают на полях, трудятся на фермах. Много людей занято на предприятиях района. Они перерабатывают с/продукцию. Есть продавцы, которые реализуют готовую продукцию заводов, комбинатов.

Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.

Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

развивать творческие способности,

воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

Задачи:

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведениями кубанских художников»

.Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 Белоглинского района» Краснодарского края.

Разработка урока

по кубановедению в 4 классе с применением мультимедийной презентации

по теме: «Знакомство с произведениями кубанских художников».

Учитель начальных классов.

Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.

Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

развивать творческие способности,

воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

1.Организационный момент.

- У меня сегодня вот такое настроение (показываю изображение солнышка с улыбкой). А у вас? (ребята показывают свое настроение с помощью изображения солнышка или тучки).

Введение в тему:

Есть такая сторона гладкая:

Реки без воды, луга без травы,

Хотя и много народу,

Но никто не работает.

- Как думаете, о чем будем говорить на уроке?

- Правильно, сегодня мы побываем на выставке картин кубанских художников и узнаем об их творчестве

- Определим для себя задачи на уроке: что должны узнать, чему научиться, что выполнить

4.Слово учителя:

- Прекрасна наша кубанская земля. О ней композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи. Кронид Обойщиков написал такое стихотворение:

Двух морей и неба синева,

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

- Многообразие природы, трудовые подвиги, люди Кубани – всё это нашло отражение в творчестве художников. Все они используют в создании картин разные жанры.

-Какие жанры в изобразительном искусстве знаете?

(пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

- Мы рассмотрим несколько жанров в изобразительном искусстве кубанских художников.

5.Работа по теме.

А) Беседа по картинам кубанских художников.

- Пройдем в зал, где собраны картины одного жанра - натюрморт. Натюрморт - это изображение различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом. В переводе с французского языка означает – предметы неживой природы. Художники считают, что натюрморт в живописи занимает важное место. С помощью красок художник передаёт своё настроение, своё видение мира.

К натюрморту относятся картина Натальи Воржевой « Натюрморт

с абрикосовым пирогом»?

- Какими красками: тёплыми или холодными написана картина? (яркими сочными красками). Как вы думаете, какое было настроение у художницы, когда она писала это произведение?

- Как ещё можно назвать картину?

- А рядом ещё один натюрморт. Его написал художник Сергей Воржев «Запах сирени».

- В какое время года написана картина?

- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

- Что мы видим рядом с корзиной цветов? (ракушку)

- Что хотел сказать художник?

Тщательно выписан каждый лепесток, каждая жилка. Художнику удалось передать сиреневый аромат цветов.

- А сейчас мы проходим в другой зал, где размещены картины другого жанра. Вспомните, как называется жанр в живописи, изображающей природу?

Пейзаж в переводе с французского – вид сельской местности. Это изображение природы.

- Мы видим еще одну картину Сергея Воржева - «Хутор Солёный»?

- В каких тонах написана картина?

- Что говорит о присутствии людей?

- Какое чувство вызывает картина?

- Прочитайте отрывок из стихотворения «Родина» русского поэта Сергея Есенина.

«…Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал».

- Что хотели нам сказать поэт и художник?

С. Воржев пользуется уважением среди « собратьев по перу». Он имеет почти 30 выставок, в том числе 14 международных и 7 персональных. Снежная зима на Кубани бывает нечасто, да и лежит снег недолго. Но художник Игорь Пугач успел запечатлеть вечер в одной из кубанских станиц в картине « Тихий субботний вечер».

- Что изображено на картине?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Все времена года нашли отражение в творчестве мастеров кисти и пера. Вот как представляет нам картину зимнего утра кубанский поэт В. Нестеренко.

Владимир Нестеренко «Молодой мороз».

Степь запряталась в снегах,

Иней вздрогнул на ветвях.

Молодой Мороз в станицу

Лихо въехал на санях.

-Что общего в картине и стихотворении?

Наши художники часто обращаются к бытовому жанру. Бытовой жанр – это изображение картин повседневной жизни людей В картине «Кубанская нива» Виталия Сидорова мы видим труд земледельцев в жаркое, знойное время года.

- Кого видите на переднем плане картины?

-Люди каких профессий трудятся в поле?

- Прочитайте стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко:

Папа в поле третьи сутки.

Нас с братишкой не берет –

Нет свободной ни минутки,

День сегодня – кормит год.

Мы узнали из газет,

Что на жатве он – герой,

Что уборка этим летом,

Словно бой, нелёгкий бой.

Художнику с детства была близка сельская жизнь, хлеборобский труд от зари до зари, милые картины родной природы, простодушная трогательная поэзия трудных сельских дней.

Палитра картины насыщена сочными живыми красками.

- Какое время суток изображено на картине?

-По каким признакам можно узнать, что это полдень?

- С помощью чего художник передал тяжёлый труд хлебороба?

- На картине нет художника, но мы чувствуем его присутствие. Что объединяет художника и хлебороба?

- Вспомните пословицы о труде?

Б) Игра: «Договорите пословицу».

(«Хлеб – всему голова», «Всякая еда не приходит лежа», «Всякий человек познается в деле»).

-А сейчас мы перейдём в зал, где на выставке представлены картины с изображением животных. Вспомните, как называется этот жанр в живописи?

- Анималистический жанр - от латинского «анимал»- изображение животных

-К этому жанру относится картина Надежды Калугиной «Жеребенок»?

- Кто изображён на картине?

- О каких повадках животного можно узнать из картины?

Рядом с мамой находится жеребёнок. Он жмётся к ней, зная, что она в любой момент защитит его.

- На полотнах кубанских художников всё чаще мы видим изображения коня. Это не случайно т. к. вороной конь – верный друг казака.

Картины Надежды Павловны Калугиной полны радостного ощущения жизни. Они словно источник света и любви к природе родной Кубани. И сама Н. П. очень светлый человек. Жизнерадостная, жизнелюбивая она не может ни дня обойтись без работы. Художница преподаёт в Кубанском государственном университете, является ответственным секретарём Краснодарской краевой организации Союза Художников РФ. В каждом цветочке, в каждом человеке она находит что- то особенное, красивое. Её работы есть в музее Ф. А. Коваленко. Она пишет замечательные натюрморты, портреты, животных.

-Прочитайте стихотворение кубанского поэта Евгения Щеколдина

В степи по дорожке-

- Похож ли на него жеребенок, изображенный на полотне?

- Познакомимся еще с одним жанром в искусстве кубанских художников – портрет.

Портрет – изображение одного человека или нескольких людей.

В) Работа в группах.

- Опишите портрет по плану:

1.Кто изображен на картине?

6.Окружающие его вещи.

Г. Копецкий «Учительница», В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой»

1. Г. Копецкий «Учительница» В возрасте, седые волосы говорят нам о том, что она пережила войну, т. к. на груди у неё медали. Строгие краски полотна подчёркивают напряжение, серьёзность изображаемого сюжета.

В. Сидоров « Портрет В. А. Черкасовой» Портрет молодой женщины. Художник не зря изобразил ромашки. На Кубани они являются символом молодости, чистоты.

К портретному жанру относятся иконы, написанные мастерами – иконописцами. Греческое « эйкон», то есть икона, означает « образ». Назначение иконы в том, чтобы в образной форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. На иконе «Георгий Победоносец» мы видим изображение Святого Георгия

- Как называют всадника, изображенного на коне?

-Что вы о нем знаете?

-Где вы видели похожее изображение?

- Почему герб России украшает это изображение?

Согласно легенде, Георгий спас прекрасную царевну от страшного змея, и, растоптав его, пронзил копьем. Под образом царевны мы подразумеваем нашу Родину.

-На фоне чего изображен Святой Георгий?

- Кто помогает ему совершить подвиг и охраняет его от гибели?

-Рядом мы видим фрагмент настенной фрески, которую реставрировали кубанские художники - супруги Беломыцевы.

- Расскажите, что вы знаете о событии, изображенном на настенном панно?

- На Кубани с давних пор отмечают праздник Рождества Христова. В рождественскую ночь поют колядки, прославляя Христа:

Божья мать на престоле стояла,

Иисуса Христа на руках держала.

Христос с вами будет.

Г) Просмотр мультфильма.

- Посмотрите рождественские колядки?

Все живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляет и радует. Художник – показывает нам окружающий мир таким, какой он есть, посредством изображения он может выразить свои чувства и мысли. Наша экскурсия подходит к концу.

6.Творческая работа детей.

- А теперь и мы попробуем выразить любовь к родной земле, Кубани с помощью красок и кисти. Мы создадим свою выставку. Выберите для себя жанр и выразите свои чувства, выполнив набросок рисунка.

7.Подведение итогов: выставка работ учащихся.

-К какому жанру относится картина художника?

8. Домашнее задание:

- Выполнить рисунок на тему: «Пейзаж родной природы».

9.Рефлексия: если у вас хорошее настроение и вы достигли поставленных целей перед собой – покажите изображение солнышка, если вам не понравился урок – покажите изображение тучки.

Комментарий к презентации «Знакомство с произведениями кубанских художников».

Тема «Художники Кубани» изучается в 4 классе в курсе кубановедения.

Учащиеся уже знакомы с жанрами в живописи на уроках изобразительного искусства. Данный урок расширяет и углубляет эти понятия. Чтобы учащиеся познакомились с картинами известных кубанских художников, научились их анализировать, прочувствовали красоту родной земли, я использовала мультимедийную презентацию.

Для повышения интереса к уроку и привлечения внимания во время урока я использовала анимации.

Я предлагаю учителям кубановедения использовать данную презентацию на уроках при изучении тем в блоке « Искусство Кубани».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №12 Л. М. Нечепуренко.

Тема: Знакомство с произведениями кубанских художников.

Цели: познакомить учащихся с творчеством кубанских художников,

развивать творческие способности,

воспитывать любовь к родному краю, уважение к творчеству

Познакомить с произведениями кубанских художников;

Закрепить понятие: жанр в живописи;

Развивать умение анализировать картины;

Выполнить творческую работу.

Форма урока: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, мультимедийный проектор, альбомы, краски, кисти, карандаши, изображения солнца и тучи.

НОД (интеграция областей «познание» и «художественно творческая деятельность».

Обучающая: продолжать знакомить детей с художниками и поэтами Кубани, расширять знания о виде жанра изобразительного искусства «Пейзаж».

Развивающая: совершенствовать умение составлять рассказы по произведениям -изобразительного искусства; развивать творческую активность, воображение.

Воспитательная: воспитывать любовь к малой родине- Кубани.

Предварительная работа: экскурсия в исторический музей ст. Фастовецкой. Показ репродукций и фотографий с изображением картин Кубанских художников. Разучивание стихотворений; ознакомление с нетрадиционным видом рисования «монотипия»

Материал: презентация картин кубанских художников (фотографии).Запись кубанского казачьего хора.

Литература: Сборник стихов кубанских поэтов.

Ход занятия.

Организационный момент: (звучит песня кубанского казачьего хора).

В-ль: - Ребята, как называется край в котором мы живем?

Дети: - Краснодарский.

В-ль: -А как называется наша станица?

В-ль: - Все мы знаем. Что у каждого человека есть родина и для нас она Россия. А ласково её можно назвать «Россия- матушка». А есть родина где человек родился и называется такая родина – малой. Наша с вами малая родина – это Кубань. Красивейшее место на земле. И мы можем гордится нашей Кубанью. Наш край расположен на берегах двух морей Азовского и Черного. У нас есть Кавказские горы. А поля. На которых выращивают хлеб. Являются самыми большими по своей площади. И Кубань по праву называют житницей – кормилицей России.

Мой друг, что может быть милей?

Бесценного родного края. Здесь солнце кажется светлей.

Здесь радостней весна злая…

В-ль:- Сегодня я вам представлю ряд картин наших кубанских художников (презентация)

Посмотрите. как красива природа нашего края.

Ирина Чуприна «Кубанские плавни»

Николай Михайлюков «Кубанские поля»

Михаил Иваненко «Черно море.

В-ль. - Послушайте пожалуйста стихотворение В. Нестеренко о нашем крае.

Степные просторы, высокие горы.

Два ласковых моря-Все это Кубань.

Родная станица - Открытые лица.

Густая пшеница – Всё это Кубань.

И хутор и город имеют свой норов

Особенный говор-Всё это Кубань

Не смотрят здесь хмуро

Не ходят понуро

Соею культурой гордиться Кубань!

И песня, что плачет-

И дух наш казачий

Как много ты значишь для всех нас Кубань.

В-ль: А теперь давайте немного отдохнем.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.

А деревья выше, выше.

А теперь я хочу Вас познакомить с картинами ещё одного кубанского художника Олега Булгакова.

- Что изображено на этих картинах?

Дети: - озера, деревья, цветы, трава, небо.

В - ль: - Какое настроение передал художник?

Дети: - Хорошее, спокойной, умиротворенное.

В - ль: О чем вы думаете и вспоминаете, когда смотрите на эту картину?

Дети: - о лете, о хорошем настроении, о купании.

В –ль: - Какие краски использовал художник?

Дети: - зеленую, желтую, белую.

В –ль: - все эти работы выполнены в теплых тонах, а написаны в жанре – летний пейзаж.

В-ль: - Ребята сегодня вы познакомились, с картинами разных художников. Какая картина вам понравилась больше, и почему? (ответы детей).

В- ль: - А теперь представьте, что вы оказались героем этой картины и находитесь не в группе, а на этой красивой поляне. Что вы чувствуете? Какие эмоции вы испытываете? (Вокруг вас цветы, вы идете к озеру, ладошкой касаетесь нежно шелковой травы, слышите пение птиц.)

Вам захотелось окунуться в это озеро? И насладиться летним пейзажем?

В –ль: - Молодцы, у вас здорово получилось.

Сегодня мы с вами увидели, как художники передали красоту нашей малой родины Кубани.

Ну до чего ж, у нас места красивы.

Окинешь взглядом – просто благодать.

Сады щедры и плодотворны нивы

И любо зори ранние встречать.

Я думаю вы узнали много интересного о нашей родине, но а теперь нам пора отправляться на прогулку и продолжать наши наблюдения.

Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины «Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию малой Родины» Кузьминова Светлана Владимировна.

Детский проект «Яблоня — один из символов моей малой Родины»
Детский проект «Яблоня — один из символов моей малой Родины» Предлагаю Вашему вниманию творческую работу моего ученика. Моя малая родина, мой родной край, место, где я родился – старинный город Белёв.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Программное содержание: 1. Воспитывать в детях чувства уважения и любви к своей малой Родине 2. Уточнять и расширять знания детей о Мордовии.

Конспект занятия по рисованию «Весна в картинах русских художников»
Конспект занятия по рисованию «Весна в картинах русских художников» Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы. -Упражнять.

Конспект занятия в младшей группе «Моя семья — часть малой Родины»
Конспект занятия в младшей группе «Моя семья — часть малой Родины» Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким. Задачи: 1. Образовательные (активизировать словарь детей на основе углубления знаний.

Мастер класс по аппликации из пластилина (пластилинография) «Памятники моей малой Родины»
Мастер класс по аппликации из пластилина (пластилинография) «Памятники моей малой Родины» «Сенная… неказистое названье… Ничем не примечательная местность…. Причина нежности к тебе, любви до слез!» Поселок наш хотя и небольшой,.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «По тропе нашей малой Родины» Цель:Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края через приобщение.

Праздник малой Родины «Осень в городе моём» (утренник для старшей группы) Репертуар 1. Песня «Разноцветные листья»,муз. Е. Гомоновой 2. Танец «Пляска с притопами» укр. нар. мел., обр. Н. Метлова 3. Песня «Мы- ребята-волгорята»Сл.

Сценарий праздника малой Родины «Люблю тебя, мой край родной!» МДОУ детский сад «Оленёнок» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА МАЛОЙ РОДИНЫ «Люблю тебя, мой край родной!» Учитель.

Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!»
Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!» Вторая неделя ноября имела тему: «Мой город (посёлок, малая Родина». Итоговым мероприятием тематической недели было посещение мини-музея.

Сергей Хохлов "Кубанские синие ночи"; Иван Варавва "Кубань" "Шумят, шумят желтеющие нивы"; Виктор Гончаров "Вольная Кубань" "Кубань"; Виталий Бакалдин "Родина одна"; Виктор Подкопаев "Край наш тополиный" "На Кубани солнечная осень".

Музыкальный ряд: видеозапись песен Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Художественный ряд: Репродукции картин кубанских художников: В. Яковлева «Кубань – река», «Брод»; А.А. Калашникова, «Подсолнухи»; В. Солодовника, «Брод», «Тёплый вечер»

Видеоряд: видеозапись встречи кубанских поэтов и писателей, художников с гулькевичанами (июнь 1998 года)

Зрительный ряд: таблица «Последовательность изображения пейзажа»; выставка сборников стихов кубанских поэтов.

"Ты, Кубань, ты наша родина.
Вековой наш богатырь!",
(из гимна кубанских казаков)

I. Слово учителя:

У каждого человека есть место, очень дорогое его сердцу. Это место, где он появился на свет, и называется оно малой родиной. Для нас с вами малой родиной является наш кубанский край. В казачьем Гимне есть такие строки. (обращение к эпиграфу, записанному на доске) Звучит песня "Бежит река Кубанушка" муз. Г. Плотниченко, сл.И.Вараввы в исп. Государственного академического казачьего хора (1 куплет)

У каждого из нас есть заветные уголочки в родном крае. Реки и речушки, овраги, перелески, поляны, одинокие деревья, ничем для чужого глаза не примечательные дороги и тропинки. Они очень дороги нам, с ними связывается понятие о малой родине. А ещё - с мамой и бабушкой, отцом, друзьями, с радостными и горестными событиями нашей жизни. Сегодня мы послушаем стихи кубанских поэтов, посвященные родному краю, и подумаем над вопросом: "Какое место в жизни поэта занимает родная Кубань? Что он чувствует, когда пишет о ней?» И рассмотрим репродукции картин кубанских художников.

Сергей Хохлов "Кубанские синие ночи"

Иван Варавва "Кубань"

"Шумят, шумят желтеющие нивы"

Виктор Гончаров "Вольная Кубань" "Кубань"

Виталий Бакалдин "Родина одна"

Виктор Подкопаев "Край наш тополиный"

"На Кубани солнечная осень"

Репродукции кубанских художников В.Яковлева, «Кубань – река», «Куст калины». А.А. Калашникова, «Подсолнухи» В. Солодовника, «Брод», «Тёплый вечер»

Наша щедрая кубанская земля богата талантливыми людьми. Сейчас я вам расскажу о наших замечательных поэтах, художниках покажу их книг и, картины, их портреты. Среди перечисленных поэтов нет в живых уже много лет Виктора Подкопаева. Он является автором 13 поэтических сборников. Ещё в юности сердце его полонила Кубань, ей он посвятил своё творчество. Раскройте книгу стихов' Виктора Подкопаева и тотчас ощутите аромат хлебных полей, солёность морских волн и услышите рокот прибоя. Вы узнаете и полюбите его героев - людей с чистым сердцем, обветренных, загорелых, тех, что "дают нам хлеб насущный", добытый потом и трудом". Им - комбайнерам, дояркам, птичницам - читал поэт свои стихи на полевых станах, на фермах, учил любить свою родину, быть непримиримыми к злу, тунеядству. Он сполна отдал себя творчеству, людям. "Мне мало быть счастливым самому", - говорил он. Таким и остался в памяти кубанцев Виктор Подкопаев.

Другой замечательный поэт Виктор Гончаров. В 2000 году ему исполнилось 80 лет, а 2001 его не стало. Родился в Краснодаре в 1920 г., детство провёл в ст. Абинской, летом бывал в пионерском лагере в Геленджике. Потом - учёба в Краснодарском военном пехотном училище, война, ранения и стихи, стихи. Стихи о жизни, любви, о родном крае. После войны была учёба в Литературном институте, потом пришла известность, успех. На многие стихи написаны песни, например, "Дождь"

Я сегодня - дождь.
Пойду бродить по крышам,
Буйствовать, панели полоскать,
В трубах тарахтеть
И никого не слышать,
Никому ни в чем не уступать.

Наш земляк Виктор Гончаров был наделен еще и талантом художника, скульптора, много работал, готовил к изданию свои книги. (Издано уже около 40 книг, большинство из них посвящено Кубани, городу Краснодару)

Современную культурную жизнь Кубани невозможно представить без имен таких замечательных поэтов, как Виталий Бакалдин, Сергей Хохлов, Иван Варавва. За плечами этих людей - долгая жизнь, переходящая 70-летний рубеж. Их называют старейшинами кубанской литературы, стоящими у истоков кубанской поэзии, "певцами казачьего края". Жизнь этих поэтов складывалась по-разному: например, Виталий Бакалдин пришел в кубанскую литературу прямо из школьного класса, где отдавал свои знания краснодарским ребятам, а Иван Варавва. сын хлебороба из станицы Староминской, в неполные 18 лет уходит добровольцем на фронт, доходит до самого Берлина. После войны учится в Литературном институте и пишет, пишет, пишет. Назову несколько сборников стихов

: "Ветер с Кубани", "На старых кордонах", "Казачий край", "Соколиная степь", "Казачья бандура". Вы поняли, что все это о Кубани. Песня, которую мы слушали, написана на слова И.Вараввы.

Замечательный поэт Сергей Хохлов родился не на кубанской земле. Десять лет было мальчику, когда семья поселилась в станице Васюринской. Кубанская степь, сливающаяся где-то вдали с небом, полноводная Кубань, несущая свои воды со снежных вершин, люди, их легенды и сказания, произвели неизгладимое впечатление на будущего поэта. Всю свою жизнь и творчество он посвятил прославлению родного края, людей-земляков, своей большой Родины. На его стихи написаны песни, одна из них "Кубанские синие ночи".

Поэты Виталий Бакладин и Сергей Хохлов были на нашей гулькевичской земле, читали свои стихи, делились раздумьями о жизни. (Просмотр фрагментов видеозаписи встречи)

II. Сейчас мы послушаем стихи поэтов, о которых я вам рассказал.

(Выступления подготовленных учеников с чтением стихотворений)

-Как поэты относятся к своей родной кубанской земле?

(Горячей любовью к своей родине пронизаны строки стихотворений. )

- Что такое Кубань для каждого из поэтов?

С.Хохлов - его жизнь, юность, любовь первая.

И.Варавва - детство, отеческий край, страна отцов, стихи.

В.Гончаров - бурка и конь казака, вся жизнь поэта, саманная хата.

В. Бакалдин - единственно родное место, где дано "век прожить"

В. Подкопаев - край хлебов и песен, щедрый, красивый "край наш Краснодарский", красота кубанской осени.

- Кубанский народ. Каким видят его лирические герои стихотворений?

(Трудолюбивый кубанский народ гордится своей историей, умеет работать и веселиться, тонко чувствует красоту родной природы. )

Какие пейзажи чаще всего рисуют поэты в стихотворениях, посвященных родному краю?

(Словесное рисование: поля желтеющие, золотые колосья, цветущие сады; широкая река, бурная, с изгибами многочисленными; синь гор; просторные степи; саманные курени. )

Давайте посмотрим на пейзажи художника» В.Яковлева Формирование Владимира Яковлева как художника начиналось на берегах Онежского озера, осененных сказочными силуэтами кижских церквей. Позже, по окончании художественно-графического факультета Кубанского Государственного Университета, страстно влюбленный в неповторимую извечную красоту Севера, он задумывает создание двух больших серий "Заонежье" и "Кижи".

Сейчас он живет и работает в Краснодаре, пишет тихие уголки

природы - горные пейзажи ("Домбай. Осень", 1994), кубанские станицы, которые автор объединяет в две серии "Кубань" и "Окраины".


«Кубань – река»

А вот пейзажи другого художника В. Солодовника Палитра Солодовника в основном монохромна. Основные, земные - коричневый и зеленый - цвета образуют разнообразие тоновых растяжек. Взаимодействие пространства и предмета достигается сближенными тонами. Выразительно-брутальный цвет подобен густому, насыщенному звуку альта или виолончели. Здесь даже воздух плотный, напоенный ароматами почвы, сохнущей травы, испарений, идущих от нагретой солнцем воды. Эта живопись земная, материальная, ибо пленен художник красотой и прелестью земли, и в каждом движении кисти видна его любовь к ней.

Герой Солодовника - всегда рыболов и охотник, фигура, органично связанная с пейзажем. А вот и исконные обитатели кубанских равнин: утки, кабаны, зайцы, лисы, а также охотники с собаками. Чистый пейзаж перерастает порой в жанровую сцену охоты или рыбной ловли. Его «охотничьи» и «рыбачьи» натюрморты выполнены в традициях, приближающихся к фламандской школе. Сам будучи многолетним любителем рыбалки и охоты, Солодовник и смотрит на природу глазами рыбака и охотника - человека трезвого и романтического одновременно

Среди вернисажей последних лет, часто шокирующих свободой в области живописного языка, работы Владимира Солодовника кажутся традиционными, нет в них ничего, что эпатировало бы, вызывая у одних восторг, у других - негодование. Все просто: бескрайние кубанские степи, речушки и лиманы. Поэзия русской природы - вот что вдохновляет художника. Не мудрствуя лукаво, он передает свое искреннее восхищение прелестью земли, на которой живет.


«Обрывистый берег»


«Тёплый вечер»

Вот ещё один художник, чьи работы мы видим на доске. Это А.А. Калашников, он родился в 1937 г. в Валуйках Курской области В1959 г. окончил Краснодарское художественное училище, в1970 г. - Орловский педагогический институт, графический факультет. Он говорит о себе:

"Счастье, которое испытываешь в общении с природой, является одним из сильнейших и глубочайших переживаний. Оно умиротворяет и успокаивает душу, доставляет ни с чем не сравнимую духовную и физическую радость. Постичь тайну гармонии природы, суметь воспроизвести ее сокровенный смысл - вот цель, к которой я стремлюсь всю мою творческую жизнь".

Сейчас живёт и работает в Краснодаре, воспевает в своих работах красоту кубанского пейзажа.

Вот широкая Кубань - река с пышной зеленью по берегам, а вот - подсолнухи стеной стоят под голубым небом, а это старая кубанская хата, а вот тополя на берегу Кубани. )

Созвучны ли пейзажи со стихами, которые мы сегодня слышали?

(И поэты, и художники, и музыканты разными средствами: словами, музыкой, краской на холсте - доносят до нас одну мысль: нужно любить свою родину. ) А какое дерево является символом нашей кубанской земли?

(Тополь. "Край тополиный", "Дума вековая стройных тополей" (В.Бакалдин))

IV. Слово учителя:

Тополь пирамидальный за свою оригинальную крону называют иногда "кубанским кипарисом". Растение культурное, высаживается на улицах городов, у дорог, в парках, садах. На Кубани оно появилось с переселенцами – запорожцами. Существует такое предание:

"Бог солнца Гелиос с утра на четверке огнедышащих лошадей, запряженных в золотую колесницу, выезжал из реки и вечером нырял в ее воды, чтобы освежить себя и коней. Его сын Фаэтон мечтал сам проехать по небу на колеснице и уговорил отца разрешить ему один выезд. Гелиос любил своего сына, не мог отказать ему, хотя знал, что на голубой небосвод выезжать ему нельзя. Кони, почуяв, что ими управляет нетвердая рука, то поднимались вверх, то опускались низко к земле, там начинали гореть леса, высыхали реки. Земля застонала, люди стали просить спасти их. Царь богов пустил молнию, Фаэтон мертвым упал в реку. Его сестры, стройные Гелиады так плакали над телом брата, что боги, сжалившись, превратили их в тополей. Шелест листьев - шепот неутешных Гелиад, вспоминающих брата Фаэтона". Вот такой красивый миф о тополе, кубанском дереве.

А сейчас, ребята, мы с вами и будем рисовать наш родной кубанский пейзаж, и я ещё раз напомню вам правила работы при выполнении пейзажа.

V. Объяснение теоретического материала:

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращения размеров по мере удаления к горизонту, загораживания и повышения уровня их оснований ведет к прорыву картинной плоскости и появлению уже на первом этапе глубины (работа с таблицей).

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Если на первой ступени рисования учитывались только законы линейной перспективы, теперь придется руководствоваться и законами воздушной перспективы. В согласии с ними определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров; передаются характерные индивидуальные признаки, после чего обобщается все изображенное.

В тонированном рисунке, прежде всего, устанавливаются тоновые отношения между землей и небом: что темнее и на сколько? Затем передаются тоновые различия между элементами первого плана и землей, между элементами первого плана и небом, чтобы перейти к тоновым отношениям между всеми планами и частями каждого плана.

Начиная живописное изображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй. Цветовой строй задается пейзажу освещением (солнцем, небом, луной) с состоянием атмосферы. Первая обобщающая цветовая прокладка фиксирует основные цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану. Эти отношения определяются разницей между цветовыми тонами всех главных элементов пейзажа, их насыщенностью и светлотой. Первая цветовая прокладка явится той основой, на которой будет строиться вся последующая работа. Поэтому ее выполняют вдумчиво, неторопливо, ответственно.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы, во-первых, передать объем каждого элемента пейзажа; во-вторых, передать объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими в результате взаимодействия всех элементов данного плана, и, в-третьих, установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Следует показать, как предметный цвет, например первопланного дерева, изменяется под воздействием освещения, рефлексов от зеленой листвы соседних деревьев, стены дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями по мере их ухода в глубину.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

VII. Выставка работ учащихся.

Сегодня мы поговорили о жизни и творчестве наших кубанских поэтов Виталия Бакалдина, Сергея Хохлова, Ивана Вараввы, Виктора Гончарова и Виктора Подкопаева, послушали их стихи, посвященные родному краю, песню на стихи И.Вараввы в исполнении Кубанского казачьего хора, посмотрели пейзажи кубанских художников В.Яковлева, А.А. Калашникова, В. Солодовника и посмотрели ваши работы

Я уверен, что у каждого из вас, ребята, в душе возникли такие чувства, как удивление, восхищение, гордость тем, что вы тоже кубанцы.

Читайте также: