Машинист локомотива что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Машинист поезда – настоящая мужская профессия. Не только потому, что она связана с огромной ответственностью: еще и закон не допускает женщин к управлению локомотивом, так как этот труд тяжёл и даже опасен.

Машинист поезда – это профессиональный железнодорожник, который управляет локомотивом или моторвагонным составом, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров.

История профессии

После начала регулярных железнодорожных перевозок возникла потребность в квалифицированных рабочих для управления паровыми локомотивами. В состав бригады тогда входил не только машинист поезда, но и кочегар, который следил за уровнем топлива и добавлял его. Кочегар по-французски назывался "chauffeur", то есть шофёр, отсюда это слово и вошло в наш лексикон.

В России профессия "машинист поезда" появилась еще в 1834 году. Техническая революция привела к очень быстрому развитию и усложнению механизмов, поэтому появилась необходимость в обучении соответствующих специалистов. На грузовых поездах и пассажирских дальних рейсах машинисту придается в подчинение помощник.

Описание и характеристика профессии

Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.

Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:

  • на локомотивах, к которым прицепляются вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
  • на моторвагонном составе (электропоезд, дизель-поезд).

Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО "Российские железные дороги". В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог".

Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:

  1. Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
  2. Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь среди прочих также доступна профессия машинист тепловоза.
  3. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям "Локомотивы" и "Вагоны".
  4. Отделение среднего профессионального обучения в г. Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машинист локомотива здесь доступна выпускникам школ по конкурсу аттестатов.
  5. Челябинское отделение СПО Уральского ГУПС готовит техников для вождения электровоза и тепловоза. Учащиеся проходят практику и набираются опыта на отраслевых предприятиях.

Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.

Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.

Профессиональные обязанности

Машинист РЖД выполняет такие функции:

  • управление разными видами поездов (пассажирские, грузовые) на различных маршрутах (пригородные или дальние), а также промышленными и маневровыми локомотивами;
  • маневрирование на станциях и в депо;
  • обеспечение стабильной работы всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда;
  • приемку и проверку технического состояния поезда локомотива перед рейсом;
  • мониторинг состояния контактной сети, сигналов светофоров, путей и показаний приборов;
  • постоянную связь с работниками, ответственными за перемещение транспортных средств;
  • соблюдение утвержденного графика движения;
  • контроль над посадкой/высадкой пассажиров;
  • обеспечение безопасной доставки людей и грузов в пункт назначения;
  • устранение неисправностей по ходу движения;
  • руководство локомотивной бригадой.

Это общие обязанности, которые выполняет машинист поезда, хотя в зависимости от места работы (метрополитен, горнодобывающее или промышленное предприятие) они могут несколько отличаться.

Кому подходит

Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:

  • хорошее здоровье и физическая сила,
  • выносливость и терпеливость,
  • готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
  • аккуратность и внимание к мелочам,
  • организованность, методичность, дисциплинированность,
  • способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
  • отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
  • умение концентрироваться и переключать внимание.

Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.

Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.

К плюсам работы можно отнести:

  • хорошую оплату труда и социальный пакет,
  • наличие бонусов и льгот,
  • востребованность профессии,
  • качественное медицинское обслуживание,
  • возможность раньше выйти на пенсию.

Минусов тоже немало:

  • работа связана с постоянным стрессом;
  • разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
  • посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
  • негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
  • риск получения производственной травмы.

Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.

Заработная плата

Профессия машинист является одной из самых высокооплачиваемых на железной дороге. Это компенсация за очень тяжелый и ответственный труд. Средний уровень зарплаты по стране составляет 60-65 тысяч рублей, во многих отдаленных регионах (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область) готовы платить до 75 тысяч рублей.

Но эти показатели усреднены. Уровень оплаты труда отличается в зависимости от региона (в крупных городах платят больше) и места работы (на шахтах, рудниках и заводах зарплаты ниже, чем на РЖД). Также на доход работника влияет его стаж и размер премии: квалифицированный машинист поезда дальнего следования со стажем может принести домой и 100 000 рублей в месяц.

Человеку, управляющему электропоездом в Московском метрополитене, платят в среднем около 60 тысяч рублей, в Петербурге немного меньше, в других городах, где есть метро – 25-30 тысяч рублей. На предприятиях с внутренней ЖД сетью уровень оплаты труда колеблется в пределах от 20 до 50 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Непосредственно в кабине водителя поезда можно расти по профессиональной лестнице, нарабатывая стаж и повышая свой класс, от которого напрямую зависит зарплата.

  1. Третий класс можно получить через 2 года, набрав необходимый наезд на маневровом локомотиве или пригородном электропоезде.
  2. Второй класс доступен еще через 2 года постоянной работы при условии, что сотрудник хорошо себя зарекомендовал и не имеет нарушений или аварий. Тогда ему доверят пассажирский поезд на коротком маршруте.
  3. Первый класс присваивается тем, кто, получив второй класс, качественно отработал не меньше 3 лет. Этому специалисту работодатель может доверить управление любым поездом на любую дистанцию.

Для получения руководящей должности необходимо будет окончить специализированное высшее учебное заведение.

Перспективы профессии

Спрос на рынке труда на квалифицированных машинистов очень высок. Работодатели готовы платить большие деньги таким сотрудникам, поэтому работа водителем локомотива сулит хорошие перспективы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия машинист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Главная картинка статьи Машинист электровоза: суть его работы на железной дороге

На современной железной дороге представлено множество самого разнообразного транспорта, который отличается своими техническими характеристиками, назначением или другими параметрами. Например, электровоз. Данный вид техники относится к локомотивам, при этом он имеет электрический двигатель. А используется электровоз чаще всего при грузовых перевозках. Управляет этой техникой машинист электровоза.

Описание профессии

Машинист электровоза – это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.

Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.

В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.

Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.

Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.

Где можно выучиться профессии машинист электровоза?

Для того, чтобы работать в качестве машиниста электровоза, следует получить профильное образование. Машинистов готовят в средних специальных образовательных учреждениях. Абитуриенты сдают экзамены и проходят медицинскую комиссию. Если показания по здоровью не соответствуют заявленным нормативам профессии, абитуриент не может быть допущен к обучению. По завершению обучения выдается свидетельство на право управления электровозом.

После получения диплома об образовании молодой специалист устраивается на работы, где проходит стажировку в качестве помощника машиниста. В среднем подобная стажировка может занимать от трех месяцев.

Кроме того, машинист должен регулярно подтверждать уровень своей квалификации. Если у него первый квалификационный уровень, то аттестация на профессиональную пригодность будет проходить один раз в 5 лет, если второй класс – один раз в 4 года, а при третьем разряде – раз в три года.

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации - не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации - не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации - не реже одного раза в 3 года.

Разряды профессии машинист электровоза

У специальности машинист электровоза существуют три квалификационных разряда: первый, второй, третий. Машинист должен вести весь процесс технологического обслуживания локомотива, управлять им, а во время движения отслеживать ситуацию на железной дороге, читать знаки. Кроме того, в обязанности машиниста входит обучение помощника машиниста, контроль его действий.

Личностные качества профессии машинист электровоза

Электровоз – это вид транспорта, который перемещается на достаточно большой скорости, поэтому для управления подобной техникой у машиниста должны быть острое зрение, хороший слух, быстрые рефлексы и развития моторика.

Садиться за управление электровоза при плохом самочувствии, а также при наличии проблем со зрением, моторикой, сердечно-сосудистой системой запрещено, это нарушение правил безопасности.

В представителях данной профессии высоко ценятся следующие качества: ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, машинист работает в паре с помощником, которого чаще всего необходимо обучать практическим навыкам профессии, поэтому рабочему необходим и педагогический талант. Необходимо грамотно и четко излагать свои мысли, конкретно ставить задачу, отслеживать ее выполнение.

Заработная плата профессии машинист электровоза

Ежемесячно машинист электровоза зарабатывает от 60 000 рублей. Во многом величина оклада зависит от квалификационного уровня рабочего, а также маршрутам, которые он выполняет.

Плюсы и минусы профессии машинист электровоза

К положительным сторонам специальности необходимо отнести следующее:

Все о профессии машинист электровоза

Сеть железных дорог постоянно расширяется, и поэтому потребность в машинистах электровозов стремительно растет. Этот сотрудник является главным членом экипажа локомотива. От него зависит управление пассажирскими или грузовыми поездами и далеко не всем это по плечу.


Особенности профессии

Машинист электровоза (специалист по управлению и обслуживанию) — довольно специфическая профессия, требующая от соискателя на эту должность наличия определенных моральных и физических качеств. Претендент на данную должность должен обладать следующими данными:

  • терпением;
  • физической выносливостью, без которой не обойтись при длительных рейсах;
  • аккуратностью;
  • способностью выполнять часто повторяющиеся однообразные операции;
  • высокой ответственностью и организованностью.

Не получится стать машинистом любого типа локомотивов людям со слабым здоровьем. На медицинской комиссии сразу отсеивают претендентов с сердечными заболеваниями, проблемами со зрением, слухом, астмой и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Желающим стать машинистом стоит знать, что выполнение обязанностей по этой специальности – это не только поездки в кабине электровоза в красивой форме, но и ночи без сна, насыщенный рабочий график, строгая, почти военная, дисциплина.


Обязанности

Перечень обязанностей специалиста по управлению и обслуживанию электровоза очень широк и зависит от вида выполняемых им работ и его квалификации. Но есть и общие требования, которые не зависят от того, где он трудится – на грузовых или пассажирских перевозках.

Машинист электровоза обязан знать:

  • конструкцию и технические параметры локомотива;
  • правила перевозки людей и грузов;
  • режим передвижения составов;
  • состояние железнодорожного полотна, его профиль на участке работы;
  • возможности электровозов при различных условиях работы;
  • характеристики контактной сети;
  • должен уметь находить и устранять неисправности.

Это только основные обязанности. Кроме того, машинист во время работы должен всегда иметь при себе удостоверение, подтверждающее его право на управление электровозом, знать правила противопожарной защиты, инструкции и другие документы по технике безопасности.


Знания и навыки

Работа машиниста требует постоянной концентрации. Представители этой профессии должны обладать набором знаний и навыков:

  • уметь управлять электровозом в типовых ситуациях;
  • знать, как поступать при возникновении нестандартных происшествий;
  • иметь понятие о проведении работ слесарного и инженерного направлений при выявлении и устранении поломок и неисправностей;
  • уметь применять радиосвязь и понимать ее основные принципы;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций уметь общаться с людьми и не допускать паники;
  • знать и выполнять правила движения на железной дороге.

Знания и базовые навыки можно получить в профильном учебном заведении. Все остальное приходит со временем при накоплении опыта. Машинисты регулярно посещают семинары и различные сборы, на которых проходит обобщение знаний и практического опыта. На них опытные практики делятся своими знаниями с молодыми специалистами.

Не стоит забывать и об индивидуальной подготовке. Самостоятельное дополнительное образование может помочь повысить квалификацию и продвинуться по карьерной лестнице.


Ответственность

Работа машиниста нелегкая и очень ответственная, так как от его квалификации и навыков специалиста зависят жизнь и здоровье людей при пассажирских перевозках, а также сохранность груза и подвижного состава при транспортировке грузов. Этот специалист несет ответственность за техническое состояние и целостность оборудования электровоза. В случае нарушения или халатного выполнения своих обязанностей он понесет административное или уголовное наказание согласно законам, действующим на данный момент.

Материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная законом, наступает в определенных случаях.

  1. При нарушении или невыполнении прямых указаний вышестоящего начальства.
  2. Игнорирование или плохое выполнение своих обязанностей и инструкций.
  3. Превышение своих должностных полномочий или использование их в корыстных целях.
  4. Предоставление ложной информации о ходе и состоянии порученных ему лично работ.
  5. Нарушение дисциплины труда.
  6. Если при возникновении угрозы людям или технике работник не принял мер для ее устранения.


Обучение

Если вы выбрали профессию машинист электровоза, то стоит знать, что без получения образования в специализированном учебном заведении на работу вас не возьмут. Нужно настраиваться на длительную учебу, которая может занять в отдельных случаях до пяти лет. Обучение проходит в железнодорожных техникумах или колледжах. Поступить в них можно после 9 или 11 класса. По завершении учебного процесса выпускнику присваивается квалификация «техник».

Сразу после выпуска машинистом никто вас не поставит. Придется продолжительное время работать помощником, набираться опыта и только по пришествии минимум нескольких месяцев, а в среднем этот процесс занимает два года, можно будет занять эту должность.

Если захочется сделать карьеру, то придётся получать высшее образование.


Трудоустройство

Специалисты по управлению и обслуживанию электровозов всегда востребованы. Они нужны на железной дороге, в метрополитенах, в горнорудной и тяжёлой промышленности.

Профессия довольно престижная и одна из самых высокооплачиваемых на железнодорожном транспорте. Средняя зарплата составляет около 60 тысяч рублей. Также существуют различные надбавки (за подземный стаж или работу в отдаленных районах). Имеют значение и трудовой стаж специалиста, и начисление премий. Высококлассный специалист может получать со всеми надбавками и 100 тыс. рублей.

Это показатели усредненные, уровень зарплаты во многом зависит от региона и места работы.

Как только появились железнодорожные пути, появилась и профессия машиниста. Еще в далеком 1834 году в Российской империи появились первопроходцы этого дела. Тогда скорость движения поезда приравнивалась к 33 км в час, а путь следования пролегал только из Санкт-Петербурга в Москву.

машинист поезда в старые времена

Формы машинистов 1861, 1865, 1855 годов

Вместе с индустриальным развитием, увеличивалось и количество путей. Появилась необходимость перемещения на дальние расстояния не только людей, но и грузов. Профессия машиниста стала еще более востребованной. И сегодня актуальность профессии только повышается.

Плюсы и минусы работы машиниста

Как и в каждой профессии, в этой имеются свои положительные и негативные стороны.

Плюсы

  1. Романтическая сторона профессии – сменять города и горизонты за окном.
  2. Возможность приобретения новых впечатлений. Бывать в новых и неизведанных местах – не засиживаться в душном офисе.
  3. Уровень оплаты труда. Машинисты зарабатывают хорошо, на размер заработной платы влияет много факторов: стаж, направления, количество дней на сменах, безаварийность переездов и др.
  4. Ощущение собственной значимости. Управляя огромнейшим механизмом под названием поезда, начинаешь чувствовать себя очень важным и удовлетворенным от собственной деятельности.
  5. Социальный пакет. Работники железной дороги защищены государством, имеют стабильный оплачиваемый отпуск, социальные гарантии и прочие преимущества, которых не имеют наемные работники в частном бизнесе.

Минусы профессии

  1. Колоссальная нагрузка на здоровье (и физическое, и психологическое). В среднем смена длиться 12-14 часов.
  2. Всю смену машинисту приходится находится в достаточно тесной кабинке локомотива.
  3. Если поездки длительные, то по несколько недель машинисты не бывают дома и не видят свою семью.
  4. Квалификация достаточно узкая, имея за плечами знания работы в данной отрасли, переквалифицироваться в другую профессию невозможно. Придется начинать с ноля.
  5. Постоянная качка поезда может раздражать вестибулярный аппарат, в машинисты годятся только выносливые мужчины.

кто такой пожарный - профессия

Кто не может быть машинистом?

Работа требует особой подготовки и наличия определенных характеристик и навыков. Машинистом не смогут быть те люди, которые:

  • не имеют высокой концентрации внимания;
  • не обладают стрессоустойчивостью;
  • безответственные;
  • не умеют быстро принимать решения;
  • не способны просчитать и дать оценку ситуации;
  • имеют проблемы со зрением и слухом, со здоровьем в целом.

Профессия идеально подойдет тем, кто хорошо разбирается в физике, труде и хозяйстве.

Чем машинист отличается от помощника?

Машинист управляет составом, а помощник выполняет подсобные работы, помогая ему. Машинист использует помощника в качестве дополнительных рук.

Помощник может выполнять такой функционал:

  • выходит на изогнутую платформу, чтобы убедиться в окончательной посадке всех пассажиров;
  • проговаривает все допустимые ограничения на каждом особенном участке, следит за допустимой скоростью;
  • если что-то постукивает – идет на прослушивание механической части поезда;
  • при необходимости очищает лобовое стекло для улучшения обзора машинисту;
  • помогает совершать технический осмотр поезда;
  • при разворотном рейсе остается в деактивируемой кабине, пока машинист не совершит полный запуск хвостовой;
  • выходит на пути, чтобы разложить сигнальные петарды и пр.

При всем вышеперечисленном, за каждое действие помощника отвечает машинист .

Обучение на машиниста

Овладеть профессией можно как за полгода, так и посвятить этому 5 лет своей жизни.

Все зависит от базового образования и формы обучения. Если у вас имеется неоконченное среднее образование, вы можете подать документы в колледж и выучиться на помощника машиниста. Это позволит узнать профессию изнутри, на практике. А в дальнейшем переквалифицироваться на машиниста по упрощенной схеме.

Можно после школы сразу поступить в железнодорожный колледж или техникум на профессию техника, где на последних курсах изучить профессию машиниста. Если вы давно выпускались из школы и не имеете профильного образования, вы можете выучиться по месту работы.

Кроме среднего образования, можно получить диплом машиниста в вузе. Ниже перечислены 5 популярных высших учебных заведений, имеющих такую программу обучения:

  • Российский университет транспорта, г. Москва;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск;
  • Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург;
  • Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург;
  • Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара.

Зарплата машиниста электропоезда

Если вы начинающий специалист, то в среднем будете получать 20 тыс. руб. в месяц. Но отчаиваться не стоит, ведь с приобретением опыта и мастерства будет расти и доход.

Так, вполне вероятно достичь порога в 100 тыс. руб. в месяц. Усредненный показатель зарплаты машиниста – 58-60 тыс. руб.

Зарплата зависит от многих факторов:

  • тип перевозок (в пассажирских перевозках зарплаты больше, чем в грузовых);
  • вид поезда (в новых электропоездах с новой системой управления ставка выше, чем в старых поездах);
  • длина маршрута;
  • квалификация специалиста (наличие специального образования, успешное прохождение стажировки, отсутствие проблем со здоровьем);
  • регион, в котором работает машинист (в центральных областях зарплаты более высокие).

Каждый год можно проходить экзамен, получать повышение квалификации, в связи с чем будет расти и среднемесячный доход специалиста.

машинист в поезде

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

Содержание:

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.

Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.

У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.

В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта – изучить удастся только один тип локомотива.

Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.

Читайте также: