Почему дворник и курьер не профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Казначеева Наталья Алексеевна

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере.

  1. Расширить представление детей о различных профессиях.
  2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.
  3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Алексеевна, я работаю в МОУ «Манычская средняя общеобразовательная школа»Яшалтинского района» социальным педагогом. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой .

(Настрой на работу «Дерево достижений »).

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист , ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, 40 тыс. дорог – именно столько существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию человек, выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На слайде даны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность , квалификация, должность . (слайд)

Вопрос : Как вы объясните различия между этими словами? (ответы детей)

( далее слайд с определениями понятий, которые дает учитель)

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Определите на слух, о какой профессии идет речь:

( задание и ответы на слайдах).

  • Эту профессию называли ремеслом в ранге искусств: душно, жарко, но работают по тем же законам, что и художники. От их изделий взгляд не оторвать, а попробуешь - пальчики оближешь». (повар)
  • Их рабочим местом был низенький верстак, излюбленными инструментами – молоток и деревянные шпильки. В средневековье они орудовали шилом, иглой да промасленными нитками. Сейчас их осталось мало, но их изделия пользуются большим успехом.(сапожник)
  • Они создают истинные шедевры искусства, используя ткани, кружева, стразы, ленты. И все модницы света благодарны им за эту работу.(модельер)
  • Они учат буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать.(учитель)

  • Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он говорит. (врач)

IV.Мини –лекция «Формула профессии».

Вопрос: Что получится, по вашему мнению, если сложить три слова, которые являются темой нашего сегодняшнего занятия: хочу, могу, надо. Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  • Хочу (ответы детей) – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.
  • Могу ( ответы детей) - это все, что мне по силам, по способностям.
  • Надо (ответы детей) – это все, что нужно для общества, страны.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает свои личные устремления (хочу), свои возможно (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Все многообразие профессий российский психолог Климов сгруппировал в пять групп исходя из того, с чем, с каким предметом имеет дело специалист прямо и непосредственно.

Классификация профессий (схема на слайде)

Вопрос : Назовите профессии, относящиеся к каждому типу (ответы детей).

Действительно есть много профессий на Земле. Сделать правильный выбор — нелёгкая и ответственная задача. Но среди огромного многообразия профессий, одной из главных является профессия учителя, которая относится к типу человек-человек. Образования нет без учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на всё общество. Учитель гражданин и профессионал. Ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее.

Вопрос: Можно ли назвать учителя инженером человеческих душ? Утвердительным ответом на данный вопрос служат примеры из истории отечественного образования и современной педагогической науки и практики:

  • Дмитрий Донской перед началом Куликовской битвы отправляется в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому за советом. Мудрый Учитель и духовный наставник благословляет Дмитрия и его воинство на битву и предсказывает победу…
  • В 1859 году в своём имении Ясная Поляна Л. Н. Толстой устраивает школу для крестьянских детей. Он пишет для них учебные книги. В воспоминаниях его учеников есть такие строки: «Он как бы доставал что-то глубокое в душе ученика».
  • Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин в своей книге «Дорога в космос» много слов благодарности посвящает своим учителям. Он пишет, что без них он никогда бы не узнал о работах Циолковского и не достиг таких высот.

Сегодня кадровый потенциал учителя интенсивно стареет. Особенно в сельской школе. Этому есть ряд причин, как субъективных, так и объективных.

Вопрос: Какие причины вы можете назвать? (низкий престиж работы, невысокая заработная плата учителя, слабая социальная защищенность). А среди вас есть те учащиеся, которые хотели бы стать учителем? (пример из жизни).

В школе работает много учителей. Но есть первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семью. Родители доверяют ему самое дорогое, что у них есть,- своих детей. От первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Первый учитель определяет жизненный путь ребенка. Поэтому в школу идут работать, искренни преданные своей профессии, любящие детей люди.

Поэтому для поднятия престижа профессии учителя, предании ему подобающего социального статуса государством предпринимается множество мер. Главным, из которых является национальный проект «Образование», позволяющий лучшим учителям и школам принять участие в Программе и стать обладателями президентских Грантов.

Вопрос : Как связан этот год с профессией учителя? (2010 год был объявлен президентом РФ Д. А. Медведевым «Годом Учителя».)

Вопрос : Какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессии учителя? (ответы детей).

Чтобы стать учителем надо:

  • Обладать способностью воздействовать на человека с целью обучения и воспитания;
  • Умением организовывать детский коллектив;
  • Любить детей;
  • Быть честным, справедливым и доброжелательным.

Для закрепления: Упражнение( если останется время):
« Найди профессию»

  • Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
  • Примечания.
    1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
    2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
    3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
    4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
    • Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)
    V.Заключительное слово .

Выбор профессии это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VI.Подведение итогов занятия.

  1. Что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?
  2. Что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

Я хотела бы закончить наше занятие словами одного из величайших учителей, педагога-практика, теоретика, ученого Василия Александровича Сухомлинского:

«Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища не помогут»
(В. А. Сухомлинский)


Иметь возможность подрабатывать и без проблем уходить на больничный, зарабатывать на ипотеку, получать премии и грамоты, участвовать в профессиональных конкурсах — в работе дворником есть немало плюсов. Взамен нужно крепкое здоровье, понимание, что «у природы нет плохой погоды», стрессоустойчивость и любовь к людям.
И если такой бартер вам по душе, расскажем подробнее, чего ждать от работы дворником, на что обратить внимание при трудоустройстве.

Дворник — специфика работы

Работа дворником — не для брезгливых. Этот очевидный факт многие игнорируют при трудоустройстве. А зря. Если вид собачьих экскрементов и использованных памперсов повергает вас в шок, работать будет сложно.

Еще один нюанс работы дворником — погодные условия. Трудиться придется в снег и дождь, под палящим солнцем, в мороз и ветер. Не все готовы терпеть капризы погоды, особенно зимой.

✔ Важно! В мороз работодатель обязан предоставлять дворникам перерывы для обогрева и отдыха при комфортной температуре (ст. 109 ТК РФ). При температуре воздуха +32,5 ℃ и выше Роспотребнадзор рекомендует работать 15 – 20 минут, а потом делать перерыв на 10 – 12 минут в охлаждаемом помещении.

Обязанности меняются в зависимости от времени года. Для примера:

Время годаОбязанности
ЛетоПодметать придомовую территорию, собирать и утилизировать мусор
Обрезать кусты и деревья
Проводить влажную уборку тротуаров
Пропалывать клумбы, газоны
Поливать зеленые насаждения
ОсеньПодметать и собирать листья на придомовой территории
Очищать от загрязнений малые архитектурные формы
ЗимаРасчищать придомовую территорию от снега «под скребок», то есть, фактически до асфальта
Сгребать снег в валы или кучи
Скалывать наледь
Посыпать тротуары пескосоляной смесью
ВеснаСобирать и утилизировать мусор, появляющийся при оттаивании снега
Очищать газоны и клумбы от листвы, оставшейся с осени
Озеленять придомовую территорию — высаживать молодые деревья и кустарники, цветы

Об основных обязанностях обязательно расскажут при трудоустройстве. Некоторые нюансы придется узнать в процессе работы — от мастера участка или на собственном опыте.

✔ Важно! На законодательном уровне трудовые функции дворника определяют «Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений» (постановление Минтруда РФ от 24.06.1996 № 38) и Приказ Минтруда России от 21.12.2015 № 1075н «Об утверждении профессионального стандарта «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме».

Пример нормы по очистке территории от снега:


Работа дворником — физический труд. Особенно ощутимо это зимой, когда нужно скалывать наледь и расчищать снег. И если у вас есть проблемы с суставами, сердцем и сосудами, то работа дворником может оказаться даже опасной для здоровья.

Общаться придется много. И больше всего даже не с коллегами и начальством, а с жильцами. Это активные и неравнодушные граждане, старшие по дому и даже жители соседних домов, которые регулярно ходят через ваш участок.

Зимой приходится много взаимодействовать с водителями, которые ставят авто вдоль тротуара и мешают работе трактора. Летом — с теми жильцами, которые участвуют в облагораживании территории и самостоятельно высаживают растения, разбивают клумбы.

Иногда зимой приходится работать и в выходные. Это скорее исключение, чем правило. Но если в ночь с субботы на воскресенье снега навалило по колено, придется выйти на работу и в выходной. Кстати, это удобно и самому дворнику. Убрать свежий снег гораздо легче, чем уплотненный и покрытый ледяной коркой.

✔ Важно! Внимательно прочитайте свой трудовой договор и должностные инструкции. УК и ТСЖ обычно прописывают в них такие форс-мажоры.

Плюсов от работы дворником не меньше, чем обязанностей. Это свежий воздух, неплохая закалка, опять же — общение. Есть возможность проявить инициативу — разбить оригинальную клумбу, художественно подстричь кусты и т. д. Но сначала такие вопросы надо обсудить с жильцами и начальством.

«За четверть века рабочие участки стали мне родными. Я навожу здесь порядок так же, как делаю это дома или на даче для себя. Мне нравится уходить домой, оглядываться и видеть результат своего труда».
Галина, дворник с 26-летним стажем.

Есть у работы дворником и другие достоинства, в том числе и финансовые. О них ниже.

Карьерный рост, премии и другие «бонусы»

Помимо зарплаты дворники часто получают премии — к праздникам, после снегопадов или коллективных работ вроде «субботников». Выплата премии — инициатива руководства, но почти везде такие денежные поощрения есть.

Работа ТСЖ, управляющих компаний всегда на контроле местной администрации. Ее представители регулярно объезжают вверенные участки и отмечают лучшие из них. Благодарность за такой результат может получить как руководство ТСЖ или УК, так и сам дворник.

Есть у дворников и профессиональный праздник — День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства в России. Его отмечают каждый год, в третье воскресенье марта.

Почти во всех регионах в этот день проводят торжественные мероприятия, награждают лучших работников в сфере ЖКХ. Могут снять и видеосюжет о работе дворника для местной телепрограммы.

Благодарные жильцы могут сказать свое веское «спасибо» руководству ТСЖ или УК. Почти наверняка работника как-то отметят — благодарственным письмом, премией.

В работе дворника есть и карьерный рост. Можно стать мастером участка и контролировать работу дворников на вверенной территории. Но специфика работы и уровень ответственности здесь немного другие. Нужно уметь организовывать работу коллектива, добиваться нужного результата и отвечать перед руководством за недостатки в работе других. На это готовы не все.

На что обратить внимание при трудоустройстве

Устроиться дворником — это полдела. Не менее важно получать удовольствие от работы и достойное вознаграждение, чтобы не уволиться через месяц. А для этого еще на этапе трудоустройства важно обратить внимание на некоторые нюансы. Расскажем о них подробнее.

Оплата труда

Работа дворника относится к низкооплачиваемой и почти всегда одна тарифная ставка равна МРОТ. Если в УК или ТСЖ для дворника установлен неполный рабочий день, то зарплата может быть и меньше МРОТ. В этом случае ее рассчитывают пропорционально отработанному времени.

✔ Важно! Одной тарифной ставке соответствует определенная площадь убираемого участка. В УК и ТСЖ есть все данные о придомовых территориях, которые давно измерены и «оценены». Устраивающемуся на работу дворнику предложат конкретный участок и четко озвучат зарплату за его уборку.

Пример. Иванов И. И. пришел в управляющую компанию N, чтобы устроиться на работу дворником. Ему пообещали 30-часовую рабочую неделю (неполный рабочий день) и предложили поработать на одну ставку — убирать дворы двух 9‑этажных домов. Так как МРОТ в регионе равен 12 680 рублей, то в месяц за одну тарифную ставку Иванов И. И. будет получать 9 510 рублей.

И здесь впору озвучить самый главный вопрос — сколько может заработать дворник.
Однозначного ответа нет. Все зависит от графика работы, желания и физических возможностей. Если в УК или ТСЖ есть свободные участки, можно работать не на одну, а на две или три ставки. Было бы здоровье.
Если дворник трудится неполный рабочий день, то может подрабатывать где-то еще — убирать территорию коммерческой организации или многоквартирного дома в другом ТСЖ.
В регионе, где МРОТ равен 12 792 рубля, дворник вполне может заработать 20 – 30 тысяч рублей. Но чтобы все успеть, где-то почти наверняка придется пожертвовать качеством работы.

Рабочая одежда, бытовка, инвентарь

Работодатель обязан обеспечить работнику:

  • условия работы, соответствующие действующим нормативным требованиям охраны труда;
  • наличие инвентаря и других средств, необходимых для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).

То есть, в идеале дворнику должны выдавать: метлы и веники, щетки, лопаты, спецодежду на теплое и холодное время года, пескосоляную смесь. Бытовка, где дворник может отдыхать и хранить свой инвентарь, в зимнее время должна отапливаться.
Но на практике это работает не всегда или с некоторыми погрешностями. Лопаты могут быть некачественными, веники — «полупрозрачными», а зимняя одежда — банально холодной или не в полном комплекте.
Узнать эти нюансы легко — достаточно поговорить с любым дворником, трудящемся в интересующих вас ТСЖ или УК.

«В УК, где я работаю, дворникам предоставляют весь инвентарь и полные комплекты спецодежды. Сломанные лопаты и непригодные к работе веники меняют моментально. Бытовки отапливаемые. И если мне придется менять работу, я точно не пойду туда, где всего этого нет».
Галина, дворник с 26-летним стажем.

Больничные и взаимопомощь

Чаще всего начальство без проблем отпускает дворников на больничные. В большом коллективе обязательно найдется кто-то, кто захочет подработать. И пока вы болеете, участок не останется без уборки. Тяжелее найти компромисс зимой, когда на расчистку снега и скалывание наледи нужно много времени и сил. В это время года желающих подработать гораздо меньше, чем летом.
Об отношении руководства к больничным и подработкам лучше узнать заранее. Можно поговорить с другими дворниками этой УК или мастером участка.

Особенности рабочего участка

Сложность и объемы работ на придомовых территориях сильно различаются.

Например, неровное и крошащееся асфальтовое покрытие тяжело очищать от снега и наледи. Летом прибавят работы многочисленные клумбы, зеленые насаждения. Большое количество кустов и деревьев обеспечат осенью плотный ковер из опавшей листвы.
Дополнительного внимания требуют лавочки, малые архитектурные формы, песочницы и детские площадки.
Если предлагаемый вам участок явно запущенный и проблемный, нужно тщательно оценить свои силы. Возможно, стоит поискать вариант полегче.

График работы

Полная занятость дворника — это стандартные 40 рабочих часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). При работе с одним выходным может быть, например, следующий график:

  • будние дни — с 7:00 до 14:30 (из них 30 минут — обеденный перерыв);
  • суббота — с 7:00 до 12:00 (из них 30 минут — обеденный перерыв);
  • воскресенье — выходной.

Режим работы в соответствии с ТК РФ каждый работодатель устанавливает самостоятельно. Если он вам не подходит, придется искать другое место работы. Для этого не всегда нужно далеко ходить. На соседнем участке, обслуживаемом другой УК, может быть иной и более удобный для вас график.

Если рабочий день неполный (менее 40 рабочих часов в неделю), можно подрабатывать в другом месте, успевать делать личные дела. Многие устраиваются работать дворниками именно по этой причине. Кто-то учится, а кто-то ухаживает за пожилыми родственниками, которых нельзя надолго оставить одних.

Стереотипы о дворниках постепенно рушатся. Их труд все чаще замечают и оценивают по достоинству, за него благодарят. Без каких-либо предубеждений работать дворниками приходят люди с высшим образованием (а то и не одним), пенсионеры, молодежь. И вот уж действительно, «не место красит человека. а человек место».

showcase-ch

Каждый помнит эту установку еще с детства: не будешь учиться, будешь дворником… Время шло, и как показывает жизнь, дворниками далеко не всегда становятся двоечники. Наоборот, среди представителей этой древней и чрезвычайно важной профессии немало интеллектуалов и интеллигентов, чья жизнь пошла не по тому пути. А почему именно дворники легли в основу образа главного неудачника? Возможно, и в этом занятии есть свои позитивные моменты? И вообще, мало ли ещё сколько непрестижных профессий на рынке труда – очевидно же, что в каждой из них хватает своих плюсов!

Сегодня среди главных мерил престижа труда в первую очередь фигурирует финансовая отдача и то, чем ты работаешь (руками или головой, хотя, как мы знаем, возможны и другие варианты). Перспективы и условия, в которых приходится работать, также немаловажны. Хотя финансовая мотивация является главным критерием далеко не для всех: по логике многих, лучше за 15 тыс. сидеть в теплом офисе, чем за 20 тыс. рублей мести город.

Дворник

Дворник – передовик среди непопулярных профессий. Ему под силу убрать не только за собой, но и за всеми другими. Многим может показаться, что это не такой уж и сложный труд: пробежал с метлой по участку, и дело в шляпе. Но нет – так бегать приходиться ежедневно, еще и по нескольким дворам. Плюс, сбор и координация вывоза мусорных контейнеров, уход за клумбами и газонами, осенью – постоянный сбор листвы, зимой это еще и очистка тротуаров от снега. И при всем этом безразличные жильцы многоэтажек вернут этот весь мусор на дороги уже к завтрашнему утру…

Работа действительно тяжелая, но вместе с физической подготовкой требует от дворника еще и слабого нюха – ибо после уборки подъездных урн завтрак будет оставаться на асфальте. И, да, необходимым качеством дворника является безразличие, а иначе как спокойно наблюдать за тем, как те, за кем ты убираешь, плевали на твой тяжелый труд?!


Впрочем, в такой работе удается найти и некие плюсы:

  1. Гибкий график. Дворник начинает работать, пока все еще спят. Соответственно, и заканчивает он гораздо раньше. Поэтому такую работу можно без проблем совмещать с любым другим занятием, например, получением образования на вечерней форме обучения.
  2. Легальное трудоустройство. Нам еще не встречалось дворников, которых ЖЭКи нанимают неофициально.
  3. Работа всегда на свежем воздухе. Для многих это может стать настоящим спасением от «офисных джунглей».
  4. Служебное жилье. Раньше дворникам выдавали квартиры в тех дворах, где они работали, но сегодня все изменилось. Максимум на что можно рассчитывать – комната в общежитии или коммунальной квартире.

Уборщик

Уборщик – братская профессия для дворников. Степень загруженности, необходимая квалификация, условия работы и прочие критерии практически идентичны. Такая же непопулярная и сложная работа, ничего не скажешь. Правда, плюсы в ней несколько иного характера:

  1. Во-первых, у уборщиков (иц) всегда есть альтернатива – они могут мыть не только подъезды, но и бизнес-центры, коридоры школ и больниц, офисы отдельных компаний и служб или же работать по частным заказам в клининговой конторе.
  2. Во-вторых, это свободный график или возможность подстроить его под себя, заранее договорившись с начальством, где, когда, как и что мыть.
  3. А учитывая, что уборщики в основном работают по вечерам, то, в-третьих, у них есть целый день для работы по совместительству. К слову, они неплохо совмещают мойку полов сразу в нескольких офисах.


Грузчик

Кому-кому, а тяжелее всех приходиться грузчикам. Это, наверное, единственная работа, где ежедневно и монотонно приходится носить тяжести. И несмотря на такие титанические усилия, грузчикам постоянно перепадает: то завхоз кричит, чтоб был аккуратнее, то водитель грубым тоном напоминает, что его простой тоже стоит денег, то продавцы свою недостачу пытаются повесить… А зарплата ведь не сильно выше минималки! Но и такая страшно тяжелая работа может иметь определенные преимущества, в частности:

Расклейщик объявлений

Первое, что приходит в голову при желании найти дополнительный доход – это расклейка объявлений. Данный вид деятельности особенно подходит для молодых и активных – длительные прогулки по свежему, иногда морозному воздуху обеспечены. Еще и подзаработать получится. Правда, немного – это труд не требует какой-либо квалификации, поэтому относится к числу низкооплачиваемых профессий. А потому и непопулярных. Еще и минусов в этой работе более чем достаточно: погодные условия, быстрая «кончина» обуви, недобросовестные работодатели, способные «кинуть» любого расклейщика на зарплату под предлогом, мол «там, где надо, объявлений не было». Впрочем, хватает и плюсов, среди которых:

  • Работа на свежем воздухе. Особенно подходит для студентов и молодежи, любящей пешие прогулки по вечерам.
  • Удобный график работы. Работодателю совершенно все равно, когда вы будете расклеивать объявления – его интересует итоговый результат.
  • Быстрое трудоустройство. Вакансий для расклейщиков хватает и на нашем сайте, и даже в печатных изданиях.
  • Возможность найти постоянного работодателя, а с ним придет и стабильность, и нормальная зарплата.


Раздатчик листовок

– обобщение и систематизация приобретенных знаний; обучение правилам составления плана личного профессионального роста.

В процессе учебного занятия:

– формируется мотивация к профессиональному самоопределению;

– активизируются процессы самопознания;

– развивается психологическая компетентность;

– формируется адекватная самооценка;

– формируется умение планировать свое профессиональное будущее.

Ведущими методами обучения на занятии являются: беседа, психодиагностические тесты, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию.

I. Начало занятия

Дорогие ребята! Сейчас вы ученики 9-х классов, но в ближайшем будущем придется выбирать профессию, то дело, с которым будет связана вся ваша жизнь. Как же сделать правильный выбор? Современный мир характеризуется огромным количеством информации, быстрым темпом жизни, большим количеством возможностей. Подрастающему поколению очень легко допустить ошибки, на исправление которых будет потрачено дорогое время. Наш урок поможет вам осознать важность принятых решений.

Каждому из вас даны способности. Вы будете наиболее эффективны, если выберете профессию, которая будет соответствовать вашим интересам, качествам личности и способностям.

Любимая работа даст вам силы и уважение окружающих в профессиональной сфере.

Вы, возможно, уже сделали свой выбор – кем хотели бы вы стать?

Запишите, какую профессию вы уже выбрали.

(Опрос, подведение итога.)

Но все ли вы проанализировали? Ваши способности, желания, плюсы и минусы профессии. В школе ведется работа по профориентации, и вы проходили различные тестирования. На этом занятии вам нужно постараться объединить всю имеющуюся и новую для вас информацию по выбору профессии. Поэтому занятие будет сопровождаться записью в тетради.

В тетради запишем тему – «Выбор профессии».

Слово ведущего.

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

— деятельность, направленная на пользу обществу,

— деятельность, требующая профессионального обучения,

— деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Задание 1. Найди профессии

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

? ? Почему “дворник” и “курьер” — не профессии? (Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор — это не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель. Терапевт и хирург — специальности профессии врача.)

Задание 2. По горячим следам

Сформулируйте и запишите главные отличия профессии от других видов трудовой деятельности. (— деятельность, требующая профессионального обучения).

Вы уже знакомы с классификацией профессий по таким существенным признакам, как предмет, цели, средства и условия труда.

Задание 3. Определение типа будущей профессии.

Методика Е.А. Климова

«Определение типа будущей профессии»

Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить

какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.

По каждому столбцу подсчитать алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму.

Зачеркнутые цифры не считать.

Записать их в строку «Результаты».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее подходящий для себя тип профессии.

Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе.

Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.

соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на

5 основных типов:

1. «Человек-природа» (П).

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

2. «Человек-техника» (Т).

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять

разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области. 3. «Человек-знаковая система» (З).

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры.

Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

«Человек-искусство» (Х).

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

«Человек-человек» (Ч).

Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы

обращены к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение .

ИНСТРУКЦИЯ: "Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "—". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру".

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Легко знакомлюсь с людьми.

Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

Люди считают, что у меня есть художественные способности.

Охотно читаю о растениях, животных.

Принимаю участие в спектаклях, концертах.

Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

Легко улаживаю разногласия между людьми

Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

Людям нравится мое художественное творчество/

У меня есть способности к работе с растениями и животными.

Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые

Без особого труда усваиваю иностранные языки.

Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

Могу влиять на ход развития растений и животных.

Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

Охотно наблюдаю за растениями или животными.

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи,

Задание 4. Моя будущая профессия

Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, внимательно прочитайте характеристики профессий и подчеркните самые привлекательные для вас виды труда и сферы деятельности (1–2 варианта).

Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
2.6. Производство (изготовление продукции)
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
2.9. Защита (охрана от враждебных действий)
2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Спеша на службу, мы часто не обращаем внимания на то, что идем по чистому двору или проложенной в глубоком снегу дорожке. А ведь кто-то проснулся рано утром и сделал эту нужную работу. Этот незаметный труженик – дворник.

История

Дворник
Профессия дворника на Руси ведет свое начало с 1669 года, когда царь Алексей Романов издал наказ «О градском благополучии». Служащие городского хозяйства в те времена находились в ведении противопожарных служб. С 1879 года за каждым московским домом закреплялся сотрудник, который не только убирал мусор, но и следил за общественным порядком, сигнализируя городовому при помощи свистка в случае правонарушения.

Дворник был уважаемым членом общества, числился по полицейскому ведомству и имел номерную бляху.

В Советском Союзе, несмотря на декларируемое уважение к любому труду, профессия потеряла свой престиж: дворник превратился в обычного уборщика. На работу «заманивали» чаще всего людей из провинции, давая, как и в царские времена, служебное жилье.

Многие известные люди махали метлой ради возможности закрепиться в столице. Сейчас ситуация несколько меняется, так как часть грязной работы выполняется при помощи специальных устройств и механизмов.

Описание профессии

Профессия дворника сейчас востребована в муниципальных учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, а также на производственных предприятиях, рынках, вокзалах, имеющих обширные площади. В отличие от дореволюционных времен, работники теперь отвечают за поддержание чистоты только придомовых территорий, проезжую часть улиц убирают сейчас механизированным способом при помощи специальной техники.

Особенностью работы является то, что приступать к исполнению обязанностей надо рано утром – уже в 4–5 часов можно услышать под окнами звук метлы. К моменту, когда все массово пойдут на работу, во дворе уже должно быть чисто, зимой прочищены дорожки и посыпано песком или солью. Некоторые сотрудники предпочитают часть функций выполнять поздно вечером, чтобы с утра выйти попозже. Летом работа относительно несложная, но осенью и зимой становится намного тяжелее.

Основной ручной дворницкий инструмент не меняется уже столетиями:

  • метла;
  • грабли;
  • скребок для снега;
  • лопата;
  • ведро;
  • захваты для подъема с земли мусора.

Иногда приходится пользоваться пилой, топором или ломом. В компаниях ЖКХ крупных городов на вооружении сотрудников находятся газонокосилки, триммеры, воздуходувки для удаления мелкого сора. Поскольку работа грязная, используется спецодежда: сапоги, перчатки, комбинезон. С целью безопасности и для узнаваемости дворники носят оранжевые сигнальные жилеты с полосами из светоотражающего материала.

Где учиться

Для того чтобы стать дворником, иметь какого-либо образования не нужно. Профессия входит в группу не требующих квалифицированного труда, все необходимые навыки приобретаются непосредственно на рабочем месте. При приеме с кандидатом проводится инструктаж по технике безопасности и указывается закрепленная за ним территория.

Если работник хочет повысить свою квалификацию и перейти на более престижную работу в сфере жилищно-коммунального и городского хозяйства, то он может поступить в среднее специальное учебное заведение (колледж или училище), в котором готовят соответствующих специалистов.

Обязанности на работе

К основным функциям дворника относятся:

  • уборка входящих в зону его обслуживания дворов, тротуаров и улиц;
  • очистка территории от опавших листьев осенью и ото льда и снега в холодное время года;
  • посыпка дорожек зимой противогололедными материалами (солью и песком);
  • обеспечение чистоты возле урн и на площадках для мусорных контейнеров;
  • погрузка содержимого баков в специальные машины для вывоза на полигоны или мусороперерабатывающие заводы;
  • уход за газонами и клумбами на придомовой территории (стрижка, полив, прополка);
  • починка и покраска элементов инфраструктуры (детских и спортивных площадок, качелей, лавочек);
  • очищает канавы для стока дождевой воды;
  • следит за состоянием общего домового имущества (урн, досок для объявлений, водосточных труб, лестниц, беседок), при необходимости сообщает о неполадках мастеру.

Перечень обязанностей в каждом конкретном случае зависит от обслуживаемой территории и прописывается в должностной инструкции.

Кому подходит

Работа
На работу дворника чаще всего соглашаются люди, у которых нет специального образования, но они не боятся работы и хотят приносить пользу людям. Не имеет значения, мужчина это или женщина. В некоторых городах еще можно рассчитывать на получение служебного жилья с перспективой его приватизации через несколько лет. Это привлекает пенсионеров, людей из сельской местности или из бедных соседних стран.

Работодатели желают видеть в претендентах такие качества:

  • ответственность и трудолюбие;
  • любовь к чистоте и аккуратность;
  • хорошее здоровье, физическую силу и выносливость;
  • пунктуальность;
  • готовность к длительной монотонной работе;
  • рациональность и способность правильно спланировать свой день с целью выполнения всех задач;
  • умение найти контакт с жильцами для совместного поддержания чистоты.

Как ни странно, но в этой профессии важна и психологическая устойчивость. Ведь нередко, тяжело поработав сегодня, дворник на следующий день увидит свою территорию в исходном неприглядном виде. Все нужно начинать сначала, и так каждый день годами. Особенно тяжело приходится осенью, когда интенсивно опадают листья, и во время зимних снегопадов.

Плюсы и минусы профессии

Как и у всякой другой работы, в профессии дворника можно найти свои положительные и отрицательные стороны. К достоинствам можно отнести специфический график уборки: в основном все делается утром и вечером, поэтому дневное время человек может потратить на свое усмотрение. Чаще всего дворники подрабатывают мытьем лестничных площадок, выполнением несложных ремонтов, отдельных поручений. Кстати, многие уборщики занимаются сбором вторсырья для дополнительного заработка, из-за чего некоторые люди относятся к ним, как к бомжам. А это уже минус профессии, к которым также относятся и условия труда. В любую погоду дворник работает под открытым небом, что может грозить простудой. Постоянное пребывание на ногах и физические нагрузки могут стать причиной проблем с суставами или позвоночником, привести к варикозному расширению вен.

Сколько получают

Работая дворником, трудно разбогатеть. В среднем представители этой профессии в России получают около 15 тысяч рублей в месяц. Минимум (около 5 тысяч) платят тем, кто оформлен на неполный рабочий день. Те же сотрудники, которые готовы отвечать сразу за несколько участков, могут заработать в 2–3 раза выше среднего показателя.

В разных уголках страны труд специалиста по чистоте оценивается по-разному. В Москве и отдаленных регионах (Камчатка, Республика Саха, Сахалинская и Магаданская области) работники могут рассчитывать на 25–30 тысяч рублей, в провинции зарплаты ниже.

Например, в столице установлен норматив для дворника, который составляет 800 квадратных метров. За его уборку платят 13,5 тысячи рублей плюс надбавки. Хочешь получить больше – бери еще один участок, однако придется попотеть. Сможешь обслужить 4–5 многоквартирных домов, тогда доход составит 50–60 тысяч, а трудиться придется не разгибаясь. По данным Московского управления ЖКХ, в столице занято только 22 тысячи должностей дворников из необходимых для поддержания чистоты 50 тысяч, при этом около 70 % работающих на них – это прибывшие на заработки мигранты. Чтобы привлечь к работе коренных жителей, власти Москвы предлагают трудиться вахтовым методом и платят за две недели до 30 тысяч рублей.

Некоторым работникам везет, и они устраиваются в частные компании или на предприятия, где неплохие условия работы и достойный заработок при относительно небольших нагрузках. Правда, при этом работодатели могут потребовать рекомендации с предыдущих мест работы и установить испытательный срок.

Перспективы профессии

Города растут и развиваются, поэтому на рынке труда постоянно есть вакансии дворников. Заняться этим делом несложно, главное – желание и трудолюбие. Постепенно общественные стереотипы ломаются, и люди начинают понимать, что представители этой достойной профессии делают их жизнь лучше и комфортнее.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дворник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: