Математика и компьютерные науки что это за профессия кем работать

Опубликовано: 04.07.2024

Для поступления в вуз на данную специальность (как и для любого другого направления) необходимо сдать ряд экзаменов. Русский язык и математика являются профильными предметами и присутствуют в списке каждого вуза, также существует ряд дополнительных предметов: физика, информатика и ИКТ, иностранный язык, химия.

Последние четыре экзамена являются непрофильными. Это значит, что, в зависимости от своих требований и особенностей, каждое учебное заведение выбирает две дисциплины (например, физика и химия). Между этими двумя предметами может выбирать сам поступающий. В итоге, абитуриент сдает три предмета. Например, русский язык, математику и химию.

Данное направление лучше всего подходит тем, кто увлекается ИТ и математикой, однако конкретно со специальностью не определился. Студенты, обучающиеся специальности «Математика и компьютерные науки», получают обширные знания в данной сфере, учат «все по чуть-чуть». Однако не стоит выбирать это направление тем, кто любит «конкретику» и глубокое изучение узкой тематики.

Общее описание специальности

«Математика и компьютерные науки» - специальность для «непостоянных» абитуриентов, которые один день хотят одно, а другой – другое, однако точно определились, что хотят работать в сфере математики или информационных технологий. В процессе обучения вы получите поверхностные знания обо всех разделах соответствующих наук, узнаете их основы. Для более глубокого изучения какого-либо направления после окончания бакалавриата вы можете поступать на магистра в своем вузе или в любом другом.

Профессиональная деятельность

Уже получив высшее образование по данной специальности, выпускник сможет пользоваться математическими методами и компьютерными технологиями в различных областях. Естественно, информационные технологии необходимы везде: в медицине, бизнесе, архитектуре… Именно поэтому данная специальность так востребована.

Профессиональная деятельность в большей степени связана с научно-исследовательской деятельностью, решением разнообразных задач с помощью математического моделирования, преподаванием цикла математических и «компьютерных» дисциплин.

Сроки обучения

По этому пункту специальность «Математика и компьютерные науки» мало отличается от любых других среднестатистических направлений. На дневной (очной) форме необходимо окончить 4 курса для получения диплома бакалавра, на других формах (заочная, вечерняя, очно-заочная и т.д.) – 5 лет.

Основные дисциплины

В первую очередь студент первых курсов изучает «общие» дисциплины, которые одинаковы для всех: философия, иностранные языки, правоведение, химия, физика, русский язык, экономика и т.д. Естественно, уже на первом курсе будет отмечаться сильная загрузка в области математических дисциплин.

Ниже представлен список профильных дисциплин:

  • Основы компьютерных наук;
  • Технология программирования и основы работы на компьютере;
  • Теоретическая механика;
  • Мультимедиа-технологии;
  • Операционные системы;
  • Теория кодирования и информации;
  • Математический, функциональный, стохастический анализы;
  • «Обычная» и компьютерная алгебры;
  • Дифференциальная, аналитическая, компьютерная геометрии;
  • Дискретная математика, математическая логика, а также их использование в области информатики;
  • Дифференциальные уравнения;
  • Математическое моделирование;
  • Базы данных;
  • Web-программирование;
  • Администрирование локальных систем и другие.

«Результат» обучения

Окончив обучение по специальности «Математика и компьютерные науки», недавний студент сможет:

  • Применять для анализа прикладных проблем математическое и алгоритмическое моделирование;
  • Использовать базовые математические задачи или методы в научных исследованиях;
  • Участвовать в работе разнообразных конференций, семинаров, симпозиумов и представлять там свои научные достижения, статьи и отчеты;
  • Решать прикладные задачи в области защищенных телекоммуникационных систем и технологий и ИТ;
  • Обрабатывать общенаучную и техническую информацию, приводить ее к форме задачи-проблемы, анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • Применять математические методы в решении различных задач в сфере производства и технологий;
  • Использовать ИТ и компьютерные системы для управления объектами;
  • Быть преподавателем физико-математических дисциплин и информатики в школах и колледжах.

Возможности для дальнейшего обучения

Многие студенты считают, что диплома бакалавра для получения постоянной и высокооплачиваемой работы недостаточно. И отчасти они правы, так как большинство работодателей стремятся заполучить специалиста с опытом работы, большим количеством «бумажек»: грамот, благодарностей, сертификатов и т.д.

Для того чтобы занять «должность мечты», неплохо окончить магистратуру. Однако об этом в другой раз. Хорошим решением также будет желание участвовать в разнообразных конкурсах, семинарах и симпозиумах, проходить курсы переподготовки и повышения квалификации.

Будущая профессия

Выпускник специальности «Математика и компьютерные науки» может быть:

  • Программистом-аналитиком;
  • Математиком (в том числе преподавателем математики);
  • Прикладным программистом;
  • Администратором прикладных систем;
  • Разработчиком приложений, математических и компьютерных моделей;
  • Инженером-математиком;
  • Консультантом по математическому моделированию;
  • Инженером-программистом.

Не стоит также отрицать возможность получения должности, которая относится к смежным специальностям. Зачастую работодателей не столько интересует список профессий, которые «привязаны» к конкретной специальности, сколько умения, навыки и опыт потенциального сотрудника.

«Математика и компьютерные науки» - специальность высшего образования, квалификация – академический бакалавр (020301). Обзор специальности: условия поступления, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия, отзывы и подходящие вузы.

Давайте посмотрим, чему вы сможете научиться, если станете студентом этого направления.
"Математика и компьютерные науки", в обиходе - МКН . Это название направления . Чтобы поступить, надо как минимум - сдать ЕГЭ по математике (профиль), информатике и русскому языку , как максимум - набрать приличную сумму баллов. Проходные баллы , как известно, в разных вузах в разные годы разные, поэтому их вам лучше уточнить в приемной комиссии.

Вот предметы за первый курс : История, Иностранный язык, Экономика, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Алгебра, Аналитическая геометрия, Практикум по языкам программирования, Языки программирования, Физическая культура и спорт, Русский язык и культура речи, Информатика, Практикум по информатике, Концепции современного естествознания, Социология, Введение в теорию множеств и логическую символику.

Как и на ПМИ , основное внимание - базовым и общекультурным дисциплинам, дабы всесторонне развить личность университетским образованием. Ну и куча практикумов, чтобы студенты с первых дней привыкали к основам будущей профессии.

Вот второй курс: Философия, Иностранный язык, Математический анализ, Практикум по математическому анализу, Линейная алгебра, Компьютерная алгебра, Дифференциальная геометрия, Дискретная математика, Дифференциальные уравнения, Практикум по языкам программирования, Языки программирования, Методы трансляции, Практикум по методам трансляции, Основы программирования, Дополнительные главы математического анализа, Дополнительные главы геометрии, Прикладная физическая культура, Теория групп.

Переходим к третьему курсу. Здесь есть:

1. Общие для всех студентов предметы: Численные методы, Теоретическая механика, Функциональный анализ, Комплексный анализ, Стохастический анализ, Математическая логика и приложения в информатике и компьютерных науках, Безопасность жизнедеятельности, Топология, Базы данных, Операционные системы и сети, Уравнения с частными производными, Прикладная физическая культура.

2. Две практики - "Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков" и "Научно-исследовательская работа" (т.е. курсовой проект на тему, выбранную индивидуально).

3. Предметы по выбору студента из нескольких альтернатив. Приведу их все.

  • "Математические методы в экономике" или "Линейное программирование и геометрия выпуклых множеств" или "База данных Oracle 11g: основы SQL, передовые методы и программирование на PL/SQL"
  • "Алгоритмы теории приближения" или "Общая алгебра" или "Основы хранения и управления информацией" или "Математические методы принятия решений"
  • "Современная геометрия" или "Алгоритмы на графах" или "Компьютерные сети, курс CCNA. Часть 1"
  • "Финансовая математика" или "Теория кодирования" или "Компьютерные сети, курс CCNA. Часть 2"

Дальше 4-й курс, которым завершается обучение по программе бакалавриата . Здесь будет тоже несколько блоков:

1. Общие для всех студентов предметы: Численные методы, Теоретическая механика, Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование, Комбинаторная оптимизация, Психология, Основы права, Физика, Методы оптимизации, Пакеты математических программ и математическое моделирование, Теория массового обслуживания и статистическое моделирование.

2. Две практики - "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности" и "Преддипломная практика"

3. Предметы по выбору студента:

  • "Теория чисел" или "Численные методы решения экстремальных задач"
  • "Информационная безопасность" или "Криптографические методы"
  • "Теория изображений" или "Компьютерная гидродинамика"
  • "Информационные технологии" или " Web-программирование"
  • "Сплайны в вычислительной математике" или "Введение в коммутативную алгебру и элементы алгебраической геометрии"
  • "Быстрые алгоритмы" или "Математические методы в логистике".

4. Еще есть факультативные дисциплины (то есть можно их изучать, а можно не изучать): "Технологии многомерного анализа данных" и "Триангуляции Делоне и симплициальные сетки"

5. Защита дипломной работы. К примеру, в июне 2019 года ребята (те, что на фото ↓ ) защитили работы на темы:

  • Метод адаптивного прогнозирования и его применение
  • Системы массового обслуживания с относительным приоритетом
  • Примарное разложение идеалов
  • Моделирование и краткосрочное прогнозирование курса валют
  • Численное моделирование течения вязкой жидкости в канале с препятствием

Все сказанное выше - это рассказ о месте моей работы , разумеется, в части спецкурсов в разных вузах могут быть (и будут!) расхождения, ибо профили внутри одного направления бывают разные. Но надеюсь, что после прочтения данной статьи у вас появилось понимание, чему вас будут учить.

После получения диплома бакалавры могут работать в компьютерных лабораториях, интернет-компаниях, в аналитических и IT-департаментах банков, могут выполнять функции системных аналитиков, проектировщиков баз данных, бизнес-аналитиков, заниматься развитием и модернизацией всевозможных компьютерных систем, и прочее, и прочее, и прочее. Вариант профессионального развития — научная карьера. Отрасль активно развивается, постоянно появляются новые разработки, которые становятся возможными, в том числе благодаря деятельности ученых этой сферы.

И, разумеется, терпения вам в период ожидания и удачного поступления в вуз мечты !

Направление «Математика и компьютерные науки» дает подготовку в области математики по дисциплинам: алгебра, компьютерная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные уравнения, уравнения и методы математической физики, теоретическая механика, приложения дискретной математики в компьютерных науках, математическое моделирование и др.

Студенты изучают алгоритмы и структуры данных, языки программирования, архитектуру компьютеров, операционные системы и компьютерные сети, разработку программного обеспечения, базы данных и информационно-поисковые системы, искусственный интеллект и робототехнику, компьютерную графику, взаимодействие человека и компьютера и др.

По программе бакалавриата в 2018 году открыт набор на 23 бюджетных места по очной форме обучения. Для поступления потребуются результаты ЕГЭ или вступительных испытаний по математике, русскому языку и физике.

Продолжить обучение можно будет по магистерской программе «Математическое и компьютерное моделирование», по очной форме обучения на которую выделено 15 бюджетных мест. Программа реализуется также по очно-заочной и заочной формам обучения.

Прием заявлений на поступление стартует 20 июня. Приемная комиссия традиционно разместится в учебном корпусе №1 (Октябрьский пр-т, 55, вход №2, фитнес-зал). Задать вопросы о поступлении можно в группе ВКонтакте «Территория абитуриентов СГУ им. Питирима Сорокина» или по телефону 8(8212)390-444.

1. ERP-консультант (консультант по внедрению ERP-систем) – занимается внедрением и наладкой систем планирования предприятия. ERP-система (Enterprise Resource Planning) – это комплекс приложений, который позволяет автоматизировать учет и управление на предприятии, связать между собой его разные отделы.

ERP-консультант должен хорошо разбираться в информационных системах, бизнес-процессах, иметь навыки управления проектной командой, управления проектами, понимать методологию внедрения ERP-системы, иметь представления о системах Navision, Axapta, ORACLE, BAAN, Scala, Platinum, SUN System, SAP и базах данных ORACLE, MSSQL, DB2.

Консультант по внедрению ERP-систем своего рода универсальный солдат. В его арсенал помимо виртуозного владения компьютером и глубокого знания функциональности системы входят навыки публичного выступления и преподавателя, глубокое понимание отраслевой бизнес-специфики, знание английского языка, основ проектного управления и психологии, владение методами оптимизации бизнес процессов и аналитические способности.

2. Web-программист — специалист в области компьютерных технологий, а именно web-программирования. Призван воплотить в жизнь проекты web-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML, JAVA, JAVAScript, РНР, CGI, Perl, иметь опыт работы с такими инструментами web-разработчиков, как Dreamweaver, Flash и ColdFusion. Эти языки и программы расширяют возможности сайтов, помогают вносить разнообразие: элементы анимации, звук, интерактивные игры, онлайновые анкеты и функции Интернет-торговли. Работа web-программиста непосредственно связана с глобальной сетью Интернет. Такой специалист создает программы, способные функционировать в ее пределах. Без его участия не станет работать ни один интернет-проект. Web-программисты создают динамические страницы, пишут интерфейсы к базам данных, составляют технические задания проектов. Если, к примеру, web-сайты — дома, то web-программисты — архитекторы, которые мыслят новыми, компьютерными категориями.

3. Администратор базы данных занимается проектированием и налаживанием работы базы данных, следит за корректностью и безопасностью ее эксплуатации пользователями. Он должен обеспечить бесперебойную работу сервера и доступ пользователей к нужной информации. Администратор отвечает за защиту данных и их хранение. При сбоях в работе сервера или самой базы администратор восстанавливает утраченные данные.

Как будет меняться характер труда администратора баз данных в будущем?

В будущем развитие систем искусственного интеллекта позволит автоматически проводить регламентные работы по администрированию баз данных, ликвидировать системные сбои быстро и практически незаметно для системы и пользователя. Администраторов баз данных заменят программы и специалисты по их настройке.

4. Аналитик – это управляющий информацией. Работа аналитика заключается в анализе разнообразных данных, как правило, цифровых, на основании которых можно делать определённые выводы. Аналитики находят применение своей профессии в научных и исследовательских учреждениях, в государственных структурах, банках, медицине, страховом бизнесе, а также в экономической сфере деятельности. Аналитик должен собирать различные цифровые данные, анализировать и впоследствии уметь правильно трактовать их. Для анализа данных приходится использовать различные способы, которые зависят от его цели.

Как будет меняться характер труда аналитика в будущем?

Интеллектуальные системы уже в настоящее время способны проводить аналитические работы в различных областях, особенно это касается стандартных и повторяющихся операций. Со временем аналитические службы будут заменяться сервисами на основе искусственного интеллекта. Объем данных и их сложность возрастает, человеку становится сложно быстро и качественно обрабатывать подобный поток информации.

На смену аналитикам придут специалисты по большим данным и искусственному интеллекту.

5. Аналитик компьютерных систем. Разработчики и аналитики компьютерных систем проводят научные исследования в области информатики и компьтерных систем, разрабатывают и совершенствуют компьютерные концепции и методы, учавствуют в практическом применении полученных знаний, а также консультируют по этим вопросам. В их обязанности входит участие в экспериментальных проверках работоспособности разрабатываемых программных средств, совершенствование программного обеспечения.

6. Блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик. Развитие технологии блокчейн привело к появлению целого семейства блокчейн-специалистов, таких как, блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик, блокчейн-исследователь и разработчик смарт-контрактов. Блокчейн специалисты занимаются блокчейн-разработкой, работают с криптографическими инструментами и децентрализованными сервисами, занимаются написанием смарт-контрактов.

  • уметь писать на нативном языке без использования каких-либо фреймворков.
  • знать основы проектирования и разработки, анализа проблем и поиска решений
  • уметь сравнивать устройство топовых блокчейн-систем, алгоритмов и протоколов
  • уметь анализировать основные типы уязвимостей систем и уметь защищать систему от атак.
  • координация работы сайта, от создания до модернизации;
  • различные рекламные кампании и PR-акции в сети;
  • а также главнейшая обязанность всех маркетологов – сбор и анализ различной информации.

ИТ-консультант должен понимать что такое ядро информационной системы, уметь выбрать из него то, что необходимо для какого-то конкретного бизнеса. Затем эти отобранные элементы он настраивает под задачи и процессы бизнеса. Для настройки не требуется использовать языки и специальные средства программирования.

ИТ-консультант должен также уметь вести переговоры с заказчиком, добиваться взаимопонимания. У заказчика обычно есть самое общее представление о том, чего он хотел бы, скажем, какие операции должны выполняться быстрее. Консультант же должен понять, как он может решить проблемы заказчика. Поначалу у заказчика и исполнителя довольно смутное представление о том, что же необходимо сделать.

Требования к системе, которые обеспечат потребности заказчика, постоянно уточняются: сначала создается прототип, незаконченный вариант системы - заказчик его оценивает, говорит, чего бы еще хотел, - идет уточнение требований, затем этот цикл повторяется.

Взаимодействие заказчика и исполнителя осуществляется в течение всего проекта. И одна из основных проблем - управление требованиями к системе: изменения, которые появляются, необходимо постоянно упорядочивать, иначе они разрушат саму систему.

ИТ-консультант могут работать в консалтинговых компанийх и в IT-подразделении какой-то компании – производственной, торговой, сервисной. Вне зависимости от места работы, задачи ИТ-консультанта: донести до руководства компании информацию о том, что можно получить от IT-технологий, как их внедрить, сколько это будет стоить, какого результата имеет смысл ожидать. В случае работы консультанта внутри компании, возникают дополнительные задачи – организовать эксплуатацию установленных решений.

11. Компьютерные лингвисты занимаются разработкой алгоритмов распознавания текста и звучащей речи, синтезом искусственной речи, созданием систем семантического перевода и самим развитием искусственного интеллекта.

Компьютерная лингвистика предполагает создание программ, связанных с анализом языковых данных и моделированием той или иной лингвистической деятельности. Одновременно это направление требует специализированного знания о структуре языка и методах исследования языкового материала. Поскольку сегодня теоретическая лингвистика очень часто опирается на компьютерные инструменты, лингвисты, сочетающие знания в области теории языка и компьютерной лингвистики, пользуются большим спросом. Кроме того, компьютерные лингвисты востребованы как в научных учреждениях, так и в коммерческих компаниях — в том числе в компаниях Яндекс, Mail.Ru, ABBYY, Авикомп и др.

Самое большое направление в компьютерной лингвистике связано с Big Data. Ведь существуют огромные корпуса текстов типа новостных лент, из которых нужно вычленять определенную информацию — например, выделять инфоповоды или затачивать RSS под вкусы определенного пользователя. Такие технологии есть уже cейчас и будет развиваться дальше, потому что вычислительные мощности стремительно растут. Лингвистический анализ текстов используется и при обеспечении безопасности в интернете, поиске необходимой информации для спецслужб.

12. Математик занимается исследовательской деятельностью в сфере математических наук. Разрабатывает математические модели реальных процессов. С помощью компьютера изучает свойства своих моделей, сравнивает полученные теоретическим путем данные с практикой и корректирует модель. Математик – высокоинтеллектуальная профессия. Её обладатель с помощью средств вычислительной техники и программного обеспечения разрабатывает технологию решения задач по обработке информации. Определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования для описания алгоритмов. Готовые программы проходят процедуру проверки. Если программа работает, он осуществляет его сопровождение и разрабатывает инструкции по его применению.

13. Менеджер интернет-проектов — человек-оркестр, который управляет огромным количеством процессов: руководит разработкой и развитием сайтов, общается с заказчиками, занимается продвижением, выстраивает коммуникацию с клиентами. Менеджеры интернет-проектов работают над разными типами интернет-продуктов. - Во-первых, это сайты и порталы: корпоративные сайты, информационные и новостные порталы, промо-сайты (посадочные страницы), образовательные проекты, корпоративные и персональные блоги. - Во-вторых, e-commerce: интернет-магазины, онлайн-сервисы, аукционы, сетевые рынки, рассылки, подписки и другие платные виртуальные услуги. - В третьих, интернет-сообщества: социальные сети, тематические сообщества, форумы. - И, наконец, наиболее быстрорастущая сфера — мобильные сайты и приложения. Сюда входят все продукты или услуги, которые соединяют с интернетом телефоны, планшеты и другие мобильные устройства.

14. Менеджер по электронному обучению. Задача данного специалиста - организация максимально эффективного процесса электронного обучения в образовательной или коммерческой организации. Он обеспечивает слаженность работы педагогов, разработчиков электронных курсов, а также разработчиков программного обеспечения электронной среды для обучения.

Координация процессов дистанционного образования, организация наиболее эффективного взаимодействия онлайн-ресурсов и существующих образовательных институтов будут востребованы в будущем.

18. Разработчик моделей big data - специалист, занимающийся проектированием систем сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через Интернет. Он разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. Подобные вакансии начали появляться на джоб-сайтах, что и неудивительно, ведь big data - один из основных трендов последнего времени. Но постепенно big data перейдет в extremely big data, что означает, что будут востребованы архитекторы и разработчики подобных сложных систем, а также специалисты по созданию аналитики на их базе.

19. Руководитель разработки программного обеспечения занимается руководством процессами разработки, отладкой, проверкой работоспособности и модификацией программного обеспечения, их организацией и управлением ресурсами, обеспечивает коллективную среду разработки программного обеспечения и систему контроля версий.

  • Руководство разработкой программного кода
  • Руководство проверкой работоспособности программного обеспечения
  • Руководство интеграцией программных модулей и компонентов программного обеспечения
  • Руководство разработкой проектной и технической документации
  • Управление запросами на изменения, дефектами и проблемами в программном обеспечении
  • Управление конфигурациями и выпусками программного продукта
  • Руководство разработкой технических спецификаций программного обеспечения
  • Руководство проектированием программного обеспечения
  • Управление процессом разработки программного обеспечения
  • Управление информацией в процессе разработки программного обеспечения
  • Разработка внутренних правил, методик и регламентов проведения работ
  • Управление инфраструктурой коллективной среды разработки
  • Управление рисками разработки программного обеспечения

Его задача – выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули – в единый организм компьютера или компьютерную сеть.

22. Специалисты по компьютерной фотонике - это профессионалы в области компьютерных технологий по тематике компьютерной обработки изображений, включающей задачи регистрации изображений, работу с графическими файлами, компьютерные алгоритмы анализа и распознавания изображений, методы трехмерной визуализации объектов.

Специалисты по компьютерной фотонике реализуют свои способности в областях деятельности, связанных с анализом и обработкой информации, которая содержится в изображениях. К наиболее актуальным областям относятся: исследования и отображение трехмерных объектов, наблюдательные системы и системы безопасности, биомедицина и биометрия, диагностика ценных предметов искусства и др.

23. Специалист по математическим методам в экономике прогнозирует предстоящую динамику цен, доходы и расходы домашних хозяйств, масштабы замещения импортируемых продуктов отечественными и т. д. Очень часто такие специалисты нужны в страховых компаниях. Они оценивают вероятность наступления страховых случаев и предлагают страховой компании определенную рыночную стратегию. Специалисты по математическим методам работают и в самих банках. Здесь они решают задачи, связанные с кредитованием населения и организаций — кому стоит дать кредит, кому нет. Еще одна сфера, которая тоже требует верных расчетов, – рекламная. Здесь требуется решать задачи для выстраивания рекламной стратегии: как наиболее эффективным образом потратить реально возможную сумму денег для того, чтобы сохранить или усилить позиции компании-производителя или продавца на соответствующем рынке.

24. Специалист по математическому моделированию занимается моделированием сложных динамических систем, создает модели прогнозирования, моделирует системы принятия решений. Для успешной работы специалисту требуются навыки программирования, составления технических заданий по реализации моделей, глубокое знание теории вероятностей и математической статистики, умение работать со стохастическими процессами. Изучение и репродукция научных статей по различным моделям.

25. Педагог, преподаватель, учитель – это профессия, которая позволяет передавать знания от поколения к поколению. Благодаря этой профессии общество может сохранять накопленные знания и развиваться. Педагог также помогает обеспечить процесс социализации обучающихся, раскрыть их творческий потенциал, осознать свои способности, обеспечить фундамент социальной адаптации детей, выполняет важную воспитательную функцию.

Из списка 25 самых перспективных профессий США по версии ресурса Glassdoor 12 относятся к сфере информационных технологий. Среди них:

  • Архитектор высоконагруженных web-серверов;
  • Разработчик пользовательских интерфейсов;
  • Аналитик данных;
  • Специалист по машинному и глубокому обучению;
  • Продакт-менеджер и другие.

«Высокие финансовые перспективы в профессии влияют на стоимость образования. На западе большинство программ высшего образования платные. Но в России в ведущих технических вузах больше половины мест на программы бакалавриата — бюджетные. При этом некоторые программы в России имеют международные аккредитации, а значит ничем не уступают по качеству. Можно сделать вывод, что у российских школьников есть возможность получить качественное образование международного уровня вне зависимости от финансовых возможностей семьи».

IT-специальности
В сфере IT множество программ обучения. В этой статье разберемся, какие базовые специальности представлены в российских технических вузах.
Условно все специальности можно разделить на три категории:

Компьютерные науки — в этой категории происходит создание или улучшение программных продуктов, а не физических устройств. Например, разработка интерфейсов, тестирование программного обеспечения, анализ данных, информационная безопасность. К этой категории относятся специальности «прикладная математика и информатика», «программная инженерия», «информационная безопасность».

Инженерные специальности — для тех, кому нравится «работать с железом» и при этом немного программировать. Эти специальности обычно объединяет то, что для поступления надо сдавать ЕГЭ по физике, а не по информатике. Например, это специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» или «Информатика и вычислительная техника».
Управление — если есть желание работать с людьми. Например, управлять командой разработки или командой, осуществляющей внедрение продукта.

Здесь и далее перед названием специальности будет указан числовой код — это код специальности по ОКСО ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию ). По нему можно найти интересующую специальность в любом вузе России.

Компьютерные науки

  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика и другие.
  • МФТИ — 301
  • НИУ ВШЭ — 303
  • МГУ — 440 (нужно сдать 5 экзаменов)
  • МГТУ им. Баумана — 238

В связи с этим базовые математические дисциплины занимают меньший объем в учебных планах по сравнению с предыдущей специальностью. Зато больше времени уделяется различным языкам и методам программирования.

  • НИУ ВШЭ — 300
  • МГТУ им. Баумана — 289
  • МАИ — 260

Другая часть сотрудников занимается «Яндекс.Поиском», разрабатывает поисковые алгоритмы — например, в каком порядке информация будет ранжироваться в результатах выдачи. Перед ними каждый день стоит большое количество сложных математических задач. В случае если вам интересна математика, анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект, создание наукоемких программ, то вам стоит присмотреться к «Прикладной математике и информатике». Если вам ближе технологический процесс, который состоит из большого количества этапов, начиная с выявления предпочтений пользователей и заканчивая выводом продукта на рынок, то вам прямая дорога в «Программную инженерию».

2.10.03.01. Информационная безопасность — программа ориентирована на подготовку специалистов, обладающих современными методами защиты информации. Студенты этой программы изучают базовый курс математических дисциплин, общую физику, а также криптографию, защиту информации и передачу данных в качестве профильных дисциплин. В ВШЭ часть курсов по этой специальности ведется на английском языке. Не путайте с компьютерной безопасностью: она похожа по названию, но находится в инженерном блоке. Эта специальность больше про защиту информации на уровне «железа», а не на уровне программ.

Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо иметь широкое понимание разных разделов фундаментальной математики и представление обо всех отраслях информационных технологий, а также знать все текущие тренды. Такие специалисты ищут уязвимости в программных продуктах, которые зачастую находятся в использованных в них технологиях. Например, в JavaScript библиотеке, которую используют все, допущена уязвимость: если мы про нее знаем, то можем получить данные из всех web-приложений, которые ее используют.

Информатика. 11 класс

Инженерные специальности

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи — программа, ориентированная на работу в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Будущим специалистам необходимо будет разбираться в работе операционных систем и в элементах программирования. В основном они работают с физическими устройствами, а не с программами.

02.09.03.01. Информатика и вычислительная техника — программа для инженеров, специализирующихся на робототехнике и проектировании систем реального времени. Кроме математических дисциплин в программу входит курс физики. Выпускники этого профиля создают программно-аппаратные комплексы, закладывая в него программные решения. OCR — программно-аппаратный комплекс (сочетание железа и софта), именно их учатся делать на этой специальности.

Управление

5.38.03.05 Бизнес-информатика. Что обычно изучают студенты: менеджмент, бизнес-аналитику, бизнес-процессы, а также интеграцию информационных систем в процесс работы. Целевой выпускник программы — сотрудник консалтинговой компании с навыками бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов, с хорошим пониманием возможностей информационных технологий и их спектра, но без прикладных навыков программирования (либо на базовом уровне).

02.09.03.03. Прикладная информатика — можно сказать, что программа тоже ориентирована на подготовку управленцев в области информационных технологий и интеграторов, но более узкоспециализированных. В чистом виде специальность «Прикладная информатика» встречается редко, гораздо чаще встречаются, например, «Прикладная информатика в экономике» или «Прикладная информатика в строительстве» — это всегда применение специализированных для этой отрасли программ и подходов автоматизации и цифровизации.

В современном мире не только университеты участвуют в образовании будущих программистов. Во многих крупных IT-компаниях есть бесплатные программы обучения и стажировок, ориентированных на студентов старших курсов. Обычно приложения о стажировках публикуют на сайтах и в социальных сетях университетов.

В пользу программирования

Новички в сфере информационных технологий окружены стереотипами и из-за этого им бывает сложно начать учиться. Ведь многие считают, что хорошими программистами становятся только очень умные и талантливые люди. На самом деле IT-специалисты — это обычные люди, которые испытывают страсть к созданию компьютерных программ, игр и приложений. Чтобы писать код не обязательно быть гением. Куда важнее иметь интерес к сфере и быть дисциплинированным. Люди не выигрывают олимпийские игры просто благодаря хорошей генетике. Их спортивные достижения — это, в первую очередь, результаты упорных тренировок. Так что и программистами не рождаются, ими становятся.

Тем более программирование само помогает приобрести особый тип мышления, благодаря которому IT-специалисты так легко справляются с математическими и логическими задачами. Они обращают внимание на детали, легко моделируют ситуации в повседневной жизни и способны оценивать объекты, полагаясь на большое количество факторов. Ученые при помощи МРТ установили, что во время работы над кодом активируются те же отделы мозга, что отвечают за естественные языки. Так что программирование положительно влияет как на мыслительные процессы, так и на память.
Не забывайте, что программирование — это не просто владение одним языком. На самом деле это целый набор навыков: работа с кодом, эффективное взаимодействие с членами команды, декомпозиция задач, оформление и ведение документации, тестирование, само кодирование на языке программирования, причем часто не на одном.

Как мы видим, любой желающий, приложив достаточно усилий, может стать «тем самым программистом, который родился гением и поэтому работает в лучшей IT-компании».

Что поможет?

Не стоит игнорировать возможности саморазвития. Тем более, сегодня всю необходимую информацию о программировании можно найти в интернете. Студенты, которые еще до поступления в вуз успели собрать десяток сайтов и приложений, в будущем будут на голову выше своих одногруппников. Онлайн-курсы, книги, форумы, тематические сайты — все это позволит собрать хорошую базу знаний и для этого даже не нужно выходить из дома.

Подбирая материалы для чтения, обращайте внимание на год выпуска издания. В сфере информационных технологий все меняется очень быстро, поэтому не стоит приобретать материалы десятилетней давности. Например, книга Роберта Мартина «Чистый код» учит грамотно писать на языке программирования.



«Искусство программирования» — фундаментальная монография известного американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута, посвященная рассмотрению и анализу важнейших алгоритмов, используемых в информатике. В 1999 году книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия.

Если у вас в ходе изучения возникают вопросы, то вы всегда можете задать их более опытным пользователям. На ресурсе «Хабр» желающие публикуют собственные статьи на компьютерные темы, рассказывают, с какими трудностями столкнулись во время работы и как с ними справились. На сайте можно найти ответы практически на все вопросы начинающих специалистов.

Некоторые Youtube-каналы прорабатывают сразу несколько тем. Например, канал «Гоша Дударь», в первую очередь, о Game Development. На канале много видеоуроков по созданию игр на различных движках (Unity, Unreal Engine, Game Maker, Corona SDK), а также по играм без движков (С++, Java или Python). При этом автор охватывает и разработку сайтов, и мобильную разработку, и веб-программирование, и языки программирования. Еще у некоторых факультетов бывают свои каналы, куда они выкладывают часть лекций.

Некоторые предпочитают более развлекательные форматы обучения. Например, игры. Одна из самых известных — это JavaRush. Это многопользовательская браузерная игра, которая помогает выучить языки программирования. Курс разбит на 40 уровней. Вы можете перейти на следующий уровень, только если решили большую часть задач текущего уровня. Начиная с маленьких и легких и заканчивая большими и очень полезными. Каждый, дошедший до конца, получит 500+ часов практического опыта. Так что это хороший вариант совместить приятное с полезным.

Также можно попробовать присоединиться в профессиональному сообществу. В Москве, например, действует Московский клуб программистов. Здесь можно неформально пообщаться со специалистами, которые собираются каждые две недели, чтобы обсудить интересные им темы и поделиться знаниями.

Не стоит концентрироваться на одном направлении. Наиболее эффективно будет выбрать несколько способов, например, онлайн-курсы + книги + изучение материалов на специализированных ресурсах. Помните, что чем больше времени вы будете посвящать программированию, тем быстрее вы наберетесь знаний и опыта.

Выводы

IT-сфера очень разнообразна и требует различных навыков: веб-разработка, построение интегрированных корпоративных систем, создание нейросетей и моделей машинного обучения. Сейчас наибольших спрос рынка на фронтенд и мобильных разработчиков, растет спрос на специалистов по анализу больших данных и машинному обучению.

Для наукоемких отраслей программирования хорошая подготовка по базовым математическим дисциплинам необходима также, как навыки программирования на языке и навык постоянного самообучения.

Для того, чтобы понять, какую именно специальность выбрать, нужно проанализировать учебный план и дополнительные возможности, которые предоставляет вуз.
Самое главное, о чем стоит помнить — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса, проходить дополнительные онлайн курсы на открытых образовательных платформах, участвовать в олимпиадах по программированию и хакатонах.

Очень часто можно встретить размышления на тему выбора одного из перечисленных направлений: “Какая разница между вычислительной техникой и программной инженерией?” и “Должен ли я выбрать вычислительную технику или программную инженерию, если хочу стать софт-инженером?”.

В этой статье мы попытаемся понять и проанализировать важность и необходимость обучения этим специальностям.

  • Компьютерные науки изучают, как устроен компьютер, как он работает, в основном с теоретической и математической стороны.
  • Вы должны выбрать это направление, если любите математику и логику или если хотите работать в сфере компьютерных наук, искусственного интеллекта, машинного обучения, безопасности, графики.
  • Программная инженерия изучает, как устроена операционные и программные системы, затрагивает управление проектами, обеспечение качества и тестирование.
  • Вы должны выбрать разработку программного обеспечения, если вас интересует практический подход, жизненный цикл и разработка/поддержка ПО.
  • Обе отрасли учат основам программирования и информатики, что полезно, если вы хотите стать программным разработчиком.

Программная инженерия

Чтобы понять разницу между специалистами в области вычислительной техники и программного обеспечения, давайте взглянем на их соответствующую учебную программу в Университете Ватерлоо в Канаде.

Давайте сначала сравним виды рабочих мест и стажировок, которые вы можете пройти после каждой программы.

К счастью, на сайте университета Ватерлоо есть несколько примеров. По каждому из направлений предложены места работы после успешного завершения учебы:

  • Веб-разработчик / архитектор, The Steele Group
  • Программист, Harry Rosen Inc.
  • Мобильный / облачный разработчик, Clearbridge Associates Limited.
  • Разработка программного обеспечения, General Dynamics Canada.
  • Разработка программного обеспечения, Microsoft.
  • Agile Engineer, Pivotal Labs.
  • Бизнес-аналитик, Canadian Tire Corporation.
  • Менеджер по продуктам, Dropbox.
  • Разработчик ПО, Tagged Inc.
  • Разработчик ПО, IBM Canada
  • Менеджер продукта, Arius Software Corporation.
  • Инженер по ПО, VistaPrint USA.
  • Инженер-программист, Harris Corporation.
  • Разработчик ПО, Accenture Inc.
  • Менеджер продукта/Разработка программного обеспечения, NexJ Systems Inc.
  • Консультант, PureFacts Financial Solutions.
  • Консультант по реализации, Desire2Learn.

Как вы можете видеть, нет особой разницы между рабочими местами, которые вы можете получить.

Наиболее распространенные предложения работы, на которые можно рассчитывать после получения степени «Компьютерные науки» или «Программная инженерия» – это разработчик программного обеспечения или инженер-программист. Существуют и другие варианты, такие как менеджер продукта, аналитик QA и консультант по технологиям, которые зависят от вашего набора навыков.

Университет Ватерлоо

Теперь давайте посмотрим на курсы каждой программы. Сначала сравним некоторые курсы, которые вам нужно будет посетить в первый год.

  • CS 135 – Разработка функциональных программ.
  • CS 136 – Разработка алгоритмов и абстракция данных.
  • MATH 135 – Алгебра.
  • MATH 136 – Линейная алгебра 1.
  • MATH 137 – Исчисление 1.
  • MATH 138 – Исчисление 2.
  • Плюс несколько факультативных.
  • CS 137 – Принципы программирования.
  • CS 138 – Абстракция и реализация данных.
  • MATH 115 – Линейная алгебра для инженерии.
  • MATH 117 – Исчисление 1 для инженерии.
  • MATH 119 – Исчисление 2 для инженерии.
  • MATH 135 – Высшая математика.
  • ECE 105 – Физика электротехники 1.
  • ECE 106 – Электричество и магнетизм.
  • ECE 124 – Цифровые схемы и системы.
  • ECE 140 – Линейные цепи.
  • SE 101 – Методы разработки программного обеспечения.

Как вы видите, на первом курсе обе специальности очень похожи. Обе рассматривают основные знания по информатике, алгебре и исчислениям. Отличия в том, что на “Программной инженерии” есть дополнительно физика и электротехника, в то время, как у “Компьютерных наук” еще несколько факультативов.

Теперь рассмотрим предметы второго курса.

  • MATH 239 – Введение в комбинаторику.
  • STAT 230 – Теория вероятностей.
  • STAT 231 – Статистика.
  • CS 240 – Структуры данных и управление данными.
  • CS 241 – Основы последовательных программ.
  • CS 245 – Логика и вычисления.
  • CS 246 – Разработка объектно-ориентированного программного обеспечения.
  • CS 251 – Организация и дизайн компьютеров.
  • CS 341 – Алгоритмы.
  • CS 350 – Операционные системы.
  • Кроме того, некоторые факультативы по компьютерной науке.
  • CHE 102 – Химия для инженеров.
  • ECE 222 – Digital Computers (включая язык ассемблера).
  • ECE 358 – Компьютерные сети.
  • MATH 213 – Высшая математика для инженеров-программистов.
  • MATH 239 – Введение в комбинаторику.
  • STAT 206 – Статистика для разработчиков программного обеспечения.
  • MSCI 261 – Инженерная экономика: финансовый менеджмент для инженеров.
  • CS 241 – Основы последовательных программ.
  • CS 240 – Структуры данных и управление данными.
  • CS 247 – Принципы разработки программного обеспечения.
  • CS 341 – Алгоритмы.
  • CS 349 – Пользовательские интерфейсы.
  • CS 343 – Параллельное программирование.
  • CS 348 – Введение в управление базой данных.
  • SE 212 – Логика и вычисления.
  • SE 350 – Операционные системы.
  • SE 465 – Тестирование программного обеспечения и обеспечение качества.
  • SE 464 – Разработка и дизайн программного обеспечения.
  • SE 463 – Спецификация и анализ требований к программному обеспечению.
  • SE 490 – Дизайн проекта.
  • Кроме того, несколько факультативов по информатике и электротехнике.

Когда дело доходит до математики и статистики, вычислительная техника и программная инженерия почти похожи. Они охватывают комбинаторику, теорию вероятностей и статистику.

Основные требования по обоим направлениям также схожи и рассматривают алгоритмы, структуры данных и операционные системы.

Рассмотрим ключевые различия:

  • Программная инженерия имеет больше требований в области электротехники и разработки ПО, таких как тестирование ПО, дизайн и спецификации программного обеспечения.
  • Вычислительная техника позволяет проводить обучение с более широким выбором курсов по информатике высокого уровня. Вы можете выбирать из множества тем, таких как безопасность, основы разработки программного обеспечения, компьютерное зрение, машинное обучение и управление базами данных.

Софт-инженер

Исходя из набора предметов и курсов в этом университете следует, что лучшим выбором будет “Вычислительна техника”, если вы хотите стать инженером-программистом.

Для простоты предположим, что вы надеетесь получить одну из самых высокооплачиваемых работ (

100 000 долларов США в год) в качестве инженера-программиста в Северной Америке. Эти рабочие места обычно находятся в крупных компаниях-разработчиках программного обеспечения (например, Microsoft, Google, Amazon и т. д.). Или в компаниях среднего бизнеса с высокими темпами роста (Dropbox, Lyft, Snapchat, Pinterest и т. д.).

Как правило, они ищут в кандидате на программиста возможность писать хороший код и создавать интересные проекты, а также знание основ компьютерных наук, структур данных и алгоритмов.

Лучший способ активизировать этот набор навыков – быстро изучить основы и тратить свое время на решение проблем и написание кода.

Основываясь на учебной программе для софт-инженера и на занятости инженеров-программистов, это будет сложнее сделать на курсе “Программной инженерии”.

Еще одно преимущество “Вычислительной техники” в том, что она дает больше факультативов. Это здорово, потому что в зависимости от того, что востребовано на рынке труда, вы сможете корректировать свое обучение. Например, если разработка мобильных приложений востребована, вы можете начать изучать ее.

  • Различные университеты имеют разные требования к данным специальностям. Эта статья должна быть хорошей отправной точкой, но вы все равно должны взглянуть на требования к программе в университете, в котором вы заинтересованы.
  • Некоторые университеты даже не имеют такого направления, как “Программная инженерия”. Например, Университет Британской Колумбии в Ванкувере может дать вам степень в вычислительной технике и компьютерной инженерии, но не в программной инженерии. Но у них есть концентрация программного обеспечения в рамках своей программы по вычислительной технике, а также в области компьютерной инженерии.

Если в университете, в котором вы заинтересованы, нет специальности программная инженерия, можно остановиться на вычислительной технике, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения. Вычислительная техника больше ориентирована на аппаратное обеспечение, чем на компьютерную науку или программное обеспечение, поэтому она меньше связана с работой типичного разработчика ПО. Перевод на русский осуществлен Библиотекой Программиста.

Читайте также: