Медсестра с высшим образованием может работать в должности

Опубликовано: 03.05.2024

Развитие здравоохранения, медицинской науки и технологий постоянно повышают требования к подготовке высококвалифицированных кадров в отрасли. Единственным способом, позволяющим удовлетворять эти потребности, является расширение спектра и вариативности образовательных программ на всех уровнях подготовки медицинских работников и их преемственность. Важная роль в этом отводится самой многочисленной категории работников здравоохранения – специалистам, имею­щим среднее и высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело».

На современном этапе вопрос о необходимости высшего сестринского образования на общемировом уровне давно решен однозначно положительно, причем, в соответствии с рекомендациями комитета экспертов ВОЗ, доля медсестер с высшим образованием должна составлять не менее 10% от общего числа медсестер. С начала ХХ века оно существует в странах Северной Америки, а более 50 лет как успешно внедрено во всех странах Европы, Австралии, Японии.

Как известно, основными направлениями высшего сестринского образования в соответствии с мировой практикой являются:

  1. Подготовка медсестры-орга-низатора для управления сестринскими службами всех уровней.

Постулат о том, что в XXI веке руководить любым коллективом должен человек с высшим образованием и специальной подготовкой ни у кого не вызывает сомнения. При этом эффективность любого процесса напрямую зависит от эффективности управления им. Это в полной мере касается и сестринских служб.

  1. Подготовка медсестры-препо-давателя.

В настоящее время во всем мире действует парадигма: "медсестру учит медсестра". Совершенно очевидно, что врачебное образования имеет совершенно иную направленность и выпускники специальности «Лечебное дело» не обладают достаточными компетенциями по организации ухода за больными и выполнением сестринских манипуляций ввиду несопоставимо малого количества часов, выделяемого на изучение общего ухода за больным.

  1. Подготовка клинической медицинской сестры.

Клиническая медицинская сестра должна быть наделена правом принятия самостоятельных решений по планированию и организации ухода за больным, наблюдению за его состоянием в рамках сестринского процесса, обучению здоровому образу жизни, самоуходу, адаптации пациента к его заболеванию, психологической поддержке пациента и его близких. Такой подход практикуется во всех цивилизованных странах и его внедрение, несомненно, позволит существенно повысить качество медицинской помощи при минимальных расходах. Эту должность должны занимать медицинские сестры с высшим образованием, обладающие всеми необходимыми компетенциями.

  1. Подготовка медсестры-иссле-дователя.

Во всем мире широко разворачиваются научно-исследовательские работы в области сестринского дела - без проведения научных исследований невозможен прогресс в области сестринской деятельности, совершенствование сестринского ухода. За рубежом медицинские сестры уже давно успешно защищают докторские диссертации, а в США даже существует Академия сестринских наук.

  1. Подготовка медсестер для высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, где требуются особые знания и навыки.

В России первый факультет высшего сестринского образования (ВСО) был открыт в 1991 году в МГМУ им. И.М. Сеченова. В 1992 году при Кубанской государственной медицинской академии был открыт Краснодарский городской медицинский факультет высшего сестринского образования. В 1996 году факультет реорганизован в Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования.

В последующем факультеты ВСО были открыты практически во всех медицинских вузах страны.

К освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 040600 Сестринское дело допускались лица, имеющие среднее профессиональное образование (базового и/или повышенного уровня) по специальностям: 0401-Лечебное дело; 0402 -Акушерское дело; 0406 - Сестринское дело.

Выпускника готовили к организационно-управленческой, информационно-аналитической, маркетинговой, инновационной, клинической, медико-профилактической, воспитательно-педа­гогической, методической, консультативной и научно-исследовательской деятельности.

Выпускник был подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и других послевузовских профессионально-образователь­ных программах в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом РФ для специальности 040600 Сестринское дело и для продолжения образования в аспирантуре.

Согласно ныне действующему приказу Минздравсоцразвития от 7 июля 2009 года № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», обладатели дипломов о высшем сестринском образовании, после интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью», могут занимать должности заместителя главного врача, директора или заведующего медицинской организацией, главной медсестры, главной акушерки, главного фельдшера, директора хосписа, директора дома сестринского ухода, руководителя структурного подразделения, врача?статистика и врача?методиста.

Созданная в стране система высшего сестринского образования складывалась из нескольких этапов и имела ряд существенных недостатков: дублирование преподавания дисциплин на разных уровнях образования и значительное увеличение длительности обучения (7-8 лет), и в конечном итоге, несопоставимость временных, социальных и экономических затрат конечной цели обучения.

Мы неоднократно выступали и на уровне Министерства образовании и науки РФ, и на уровне Министерства здравоохранения и социального развития РФ, о необходимости реорганизации структуры подготовки медицинских кадров по специальности «Сестринское дело» [1,2,3,4,5].

Присоединение России к Болонской декларации о транснациональных образовательных стандартах и утверждение в 2011 году Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Сестринское дело, квалификация (степень) "бакалавр" мы рассматриваем как новый этап в развитии высшего сестринского образования у нас в стране.

В 2011 году первых бакалавров сестринского дела стали готовить Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования и Российский государственный университет дружбы народов, входящие в систему Министерства образовании и науки РФ. Вузы, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ, включились в обновленную программу в 2012–2013 учебном году.

Сейчас на получение степени бакалавра сестринского дела могут претендовать выпускники общеобразовательных школ, а также уже работающие фельдшеры, медсестры и акушерки в 20 профильных вузах страны, к числу которых после прохождения лицензирования присоединятся другие вузы. Возможность реализации образовательной программы по вечерней и заочной формам обучения и перспективы последующего карьерного роста устраняет основные причины оттока специалистов сестринского дела из отрасли. Дефицит медицинских сестер сейчас и в ближайшей перспективе связан в целом с непопулярностью среднего профессионального образования в условиях инновационного развития экономики, демографической ситуацией и отсутствием престижа данной специальности.

Профессиональная деятельность бакалавров заключается в сохранении и обеспечении здоровья населения, улучшении качества его жизни путем оказания квалифицированной сестринской помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются пациент и его окружение, население, сестринский персонал.

Обобщенную характеристику квалификации можно представить в форме описания основных видов профессиональной деятельности и обеспечивающих их профессиональных компетенций (ПК):

Сравнив уровень квалификации бакалавров сестринского дела с дескрипторами шестого уровня Национальной рамки квалификаций в части общих компетенций можно расценивать ее как интегрированную: прикладного и академического уровня.

В странах западной Европы, США и многих странах постсоветского пространства бакалавры сестринского дела свою трудовую деятельность начинают рядовыми медицинскими сестрами. В США для получения степени магистра, медицинской сестре – бакалавру, требуется стаж практической работы в качестве рядовой специализированной медицинской сестры не менее двух лет.

В настоящее время в России сложилось несоответствие между системой подготовки сестринских кадров и реальной сестринской практикой. Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по направлению подготовки "Сестринское дело" второго поколения и, особенно ФГОС третьего поколения, ориентированы на изучение сестринского процесса, предполагающего работу медицинской сестры с правом принятия самостоятельных решений в рамках планирования, реализации и эффективности мероприятий по уходу за больным. Как известно, сестринский процесс как система ухода за больными является общепринятой мировой практикой.

По окончании учебных заведений медицинские сестры со средним и высшим образованием, которых готовили к самостоятельной работе с больным в рамках сестринского процесса, попадают в лечебные учреждения, где становятся бесправными исполнителями распоряжений врачей. Таким образом, компетенции, полученные в учебном заведении, остаются невостребованными.

Указанный дисбаланс может и должен быть устранен введением в штатное расписание лечебных учреждений страны должностей для медицинских сестер – бакалавров. Бакалавры сестринского дела должны быть наделены правом принятия самостоятельных решений по планированию и организации ухода за больным, наблюдению за его состоянием в рамках сестринского процесса, обучению здоровому образу жизни, самоуходу, адаптации пациента к его заболеванию, психологической поддержке пациента и его близких [6,7]. Такой подход практикуется во всех цивилизованных странах и его внедрение, несомненно, позволит существенно повысить качество медицинской помощи при минимальных расходах.

Исходя из общемирового опыта организации практической деятельности медицинских сестер с высшим образованием, и по представлению совещания деканов и заместителей деканов факультетов, реализующих образовательную программу высшего образования по направлению подготовки «Сестринское дело», Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит дополнения и изменения в приказы: Об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по направлению подготовки высшего образования – бакалавриата «Сестринское дело»; О номенклатуре специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации; «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»; «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацев-тическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала», что создаст нормативно-правовые условия для применения бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении и дальнейшего развития высшего сестринского образования в Российской Федерации.

Главная картинка статьи На кого может переучиться медсестра и сколько времени это займет?

Сестринское дело — популярное среди россиян направление переобучения. Для некоторых получение профессии медсестры и вовсе становится началом карьеры. Однако, со временем невысокая зарплата (в среднем от 25 тыс. до 35 тыс. рублей), стрессы, ночные дежурства и практически полное отсутствие профессионального роста многих медсестёр наталкивают на мысль о дальнейшем карьерном развитии. Но на кого лучше переучиться медсестре? Мы подготовили список популярных профессий и проверили, в каком случае специалистам хватит переподготовки, а в каком придётся учиться заново

Можно ли с медсестры переучиться на врача

К сожалению, тут переподготовкой не обойтись. И это логично — между профессиями медсестры и врача лежит огромная пропасть. В обязанности медсестры входят следующие задачи:

отслеживание состояния пациентов;

перевязки, инъекции и другие несложные процедуры по назначению врача.

Врач же производит осмотр, ставит диагноз и назначает лечение на основании итогов обследований. На нём лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье пациента.

Медсестре, которая решила стать врачом, придётся получать высшее образование. На обучение в ВУЗе и прохождение ординатуры уйдет от шести до восьми лет и, вероятнее всего, немало денег. На форумах медработников многие медсёстры жалуются, что просто «не потянут» обучение на врача.

возможно ли из медсестры переучиться на врача

Можно ли переучиться с медсестры на фармацевта

Можно! Более того, переобучение на фармацевта займет на год-полтора меньше, чем получение образования с нуля, ведь вы сможете перезачесть себе результаты зачетов и экзаменов по уже сданным дисциплинам.

Однако, следует быть готовым к тому, что на медицинский колледж или ВУЗ, где можно переучиться с медсестры на фармацевта, все равно придется потратить несколько лет.

как медсестра может переучиться на фармацевта

Как стать фельдшером

Фельдшерам, обладающим правом ставить диагнозы, назначать лечение и выписывать рецепты, платят больше, чем медсестрам, т. к. их профессия более престижна… но, увы, обучиться ей не так просто.

Многие юристы отмечают, что закон не подразумевает возможности переподготовки на фельдшера с медсестры. В то же время специалисты указывают на то, что записаться на переподготовку и получить диплом можно, если медсестра фактически работала фельдшером в течение 10 лет и может подтвердить это на основании приказа Минздрава № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков…».

Как переучиться с медсестры на лаборанта

Научно-технический сотрудник лаборатории подготавливает и тестирует оборудование, анализирует химический состав и свойства исследуемых образцов и составляет отчеты о результатах работы. Работа не самая безопасная для здоровья — придётся регулярно контактировать с химическими веществами — и невысоко оплачивается (средняя зарплата в 2019 году в России — всего около 23 тыс. рублей). Тем не менее, она более стабильная, и менее нервная, чем работа медсестры. В некоторых случаях это и подталкивает медсестер на переобучение на лаборанта.

как лучше переучиться с медсестры на лаборанта

Получить эту профессию достаточно просто — высшее образование не требуется (хотя специалисты рекомендуют всё же его получить тем, кто рассчитывает на карьерный рост). В целом же, достаточно отучиться в ССУЗе.

Как переучиться с медсестры на лаборанта и возможно ли это? Тут всё так же, как и в случае с обучением медсестры на фельдшера: в 2019 году закон этого не предусматривает. И какой-то «лазейки», как в случае с переподготовкой на фельдшера, здесь нет, то есть переподготовка действительно невозможна. По словам медицинских работников, медсестер на переподготовку в лаборанты принимали неохотно еще лет 10 назад. Теперь юристы рекомендуют медсестрам, желающим стать лаборантами, получить новое образование по специальности «Лабораторное дело».

«Появились новые стандарты: переподготовку запретили, учиться надо заново, среднее образование занимает года три», — жалуются медсестры на профессиональном форуме. Еще один вариант — поступление в ВУЗ.

Как переучиться на зубного техника

Зубной техник занимается изготовлением протезов и ортодонтических конструкций, с пациентами контактирует редко. Трудится под руководством врача-ортопеда или терапевта. Первые годы работает за низкую зарплату и помогает более опытным коллегам, но с годами средний ежемесячный доход зубного техника в частной клинике может достичь и 60 тыс. рублей. Да и с занятостью проблем не будет, а при удачном стечении обстоятельств можно будет уйти в «свободное плавание», набрав базу клиентов и организовав свой кабинет. Соблазнительно? Не поспоришь!

как лучше медсестре переучиться на зубного техника

Как медсестре переучиться на зубного техника? Достаточно пройти курс переподготовки по направлению «Ортопедическая стоматология» в аккредитованном учебном заведении и получить сертификат, либо, опять же, выбрать среднее образование по той же специальности. Длинный путь — отучиться в ВУЗе и потом на курсах зубного техника. Периодически придется повышать квалификацию и осваивать новые методы, техники работы.

А если вообще не переобучаться?

Карьерный рост медсестры весьма ограничен — можно стать максимум старшей медицинской сестрой, которая контролирует работу других медсестер, пишет график дежурств и больше работает с документами, и то для этого обычно требуется высшее образование.

специальности, на которые может переучиться медсестра

На кого можно переучиться медсестре: список специальностей

В выборе сферы деятельности у специалиста с сертификатом «Сестринское дело» недостатка нет. Получив образование по этому направлению, переучиться можно на многие другие специальности:

Направление обучения Кем можно стать после обучения
Анестезиология и реаниматология Медсестра-анестезист, старшая медицинская сестра
Гигиеническое воспитание Инструктор по гигиеническому воспитанию, помощник врача по гигиеническому воспитанию
Диетология Заведующий молочной кухней, диетическая медицинская сестра
Лечебная физкультура Инструктор по лечебной физкультуре, старшая медицинская сестра
Медицинский массаж Медсестра по массажу, старшая медицинская сестра
Медицинская статистика Медицинский статистик
Медико-социальная помощь Медсестра медико-социальной помощи
Общая практика Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача)
Операционное дело Операционная медсестра, старшая операционная медсестра
Организация сестринского дела Директор больницы/дома сестринского ухода, хосписа, заведующий молочной кухней, главная медсестра, главный фельдшер, главная акушерка
Реабилитационное сестринское дело Медсестра по реабилитации, старшая медицинская сестра
Рентгенология Рентгенолаборант
Сестринское дело в педиатрии Медсестра, старшая медсестра, палатная (постовая) медсестра палатная, медсестра процедурной или перевязочной, участковая медсестра, медсестра приемного отделения, патронажная медсестра, завкабинетом медицинской профилактики – медицинская сестра
Сестринское дело в косметологии Медсестра по косметологии, старшая медсестра
Физиотерапия Медсестра по физиотерапии, старшая медсестра
Функциональная диагностика Медсестра, старшая медсестра

стоит ли переобучаться медсестре в другую специальность

Нужно ли вам переобучаться?

С одной стороны, зачастую медсестрам, желающим получить другую специальность, предлагают пройти не переподготовку, а полноценное обучение, которое требует и времени, и денег. Впрочем, иногда оно того стоит.

С другой стороны, на медфорумах встречается и такое мнение: «Посредственных докторов полно, а действительно хорошая медсестра — редкость, так может, в некоторых случаях стоит совершенствоваться в своей профессии, а не менять ее?». Да и возможность получать зарплату повыше у медицинских сестер всё-таки есть. Например, та же старшая медсестра может претендовать на 38 тыс. в месяц, а операционная (ассистирует хирургу) — в среднем на 34 тыс. рублей.

Таким образом, что бы вы ни вы выбрали, главное — не останавливаться и продолжать совершенствоваться в новой или уже имеющейся профессии.

Медицинская сестра (медицинский брат) относится к среднему медицинскому персоналу в соответствии с приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н. Значимость и ценность работы, выполняемой сестринским персоналом, его повышенная ответственность за свою деятельность не подвергаются ни малейшему сомнению, поэтому законодатель, с одной стороны, устанавливает строгие требования к этим специалистам, а с другой стороны, предоставляет им дополнительные гарантии труда и отдыха. В нашей статье мы систематизировали и проанализировали действующее законодательство, касающееся трудовой деятельности медицинских сестер и братьев, их ответственности и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Правовое регулирование трудовой деятельности медсестер. Профстандарты

Трудовая деятельность медсестер регулируется общими нормами Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и значительным числом подзаконных нормативных актов Минздрава РФ, в которых довольно сложно разобраться без специальной подготовки.

Медсестра – достаточно универсальная профессия. В то же время Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, предусматривает более десятка специалистов сестринского дела:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);
  • медицинская сестра палатная;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра перевязочной;
  • операционная медицинская сестра;
  • медицинская сестра-анестезист;
  • медицинская сестра по физиотерапии;
  • медицинская сестра по массажу;
  • медицинская сестра диетическая;
  • медицинская сестра патронажная;
  • медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя);
  • медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам;
  • медицинская сестра стерилизационной.

Кроме того, в медицинских учреждениях кроме должности рядовой медсестры также существуют руководящие должности старшей и главной медсестры.

Учитывая, что каждый из вышеназванных специалистов трудится в своей специфической сфере деятельности, а на старших и главных медсестер также возложены управленческие функции, законодатель предъявляет к ним различные требования по профессиональной подготовке.

Трендом последнего времени является утверждение в отношении всех специалистов профессиональных стандартов, которые обязательны к применению работодателями. Не избежали этой участи и медсестры. В отношении них в настоящее время утверждено и действует 5 профстандартов:

  1. Профстандарт «Медицинская сестра/медицинский брат» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 475н). Он распространяется на таких специалистов, как:
    • медицинская сестра участковая;
    • медицинская сестра патронажная;
    • медицинская сестра приемного отделения;
    • медицинская сестра палатная (постовая);
    • медицинская сестра перевязочной;
    • медицинская сестра процедурной;
    • медицинская сестра стерилизационной.
  2. Профстандарт «Специалист по организации сестринского дела» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 479н). Распространяется на старших и главных медсестер.
  3. Профстандарт «Медицинская сестра по реабилитации» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 476н).
  4. Профстандарт «Медицинская сестра – анестезист» (приказ Минтруда России от 31.07.2020 № 471н).
  5. Профстандарт «Специалист по медицинскому массажу» (приказ Минтруда России от 26.11.2018 № 744н).

Таким образом, неохваченными профстандартами оказались в настоящее время такие специалисты, как:

  • медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);
  • операционная медицинская сестра;
  • медицинская сестра по физиотерапии;
  • медицинская сестра диетическая;
  • медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

В отношении этих специалистов при определении необходимого уровня профподготовки и трудовых обязанностей необходимо руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Здравоохранение) (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Требования к профессиональной подготовке и уровню образования

Для того чтобы начать работать медсестрой, необходимо окончить как минимум медицинское училище или медицинский колледж. Высшее образование, как правило, не обязательно. Для удобства и наглядности мы составили подробную таблицу, в которой указано, каким уровнем профессионального образования и каким сертификатом (свидетельством об аккредитации) должен обладать сестринский персонал (о сертификации и аккредитации мы расскажем ниже).

Опыта работы для занятия должности медсестры не требуется, за исключением старшей и главной медсестры. Им для начала работы по этим должностям необходимо иметь опыт работы по профессии 5 и 10 лет соответственно.

Сертификация и аккредитация медсестер

После прохождения обучения в медучилище или колледже и успешной сдачи государственной итоговой аттестации медсестра получает диплом об образовании.

Однако одного этого недостаточно для начала трудовой деятельности – необходимо сдать экзамен и получить сертификат специалиста в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». Сертификат действует 5 лет и затем должен быть продлен. Согласно п. 1 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» до 01.01.2026 полученного сертификата вполне достаточно для начала работы по профессии медсестры. Однако с 01.01.2016 в РФ начался процесс перехода к процедуре аккредитации специалистов, который будет продолжаться по 31.12.2025.

Сроки и этапы аккредитации установлены Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов». В соответствии с приказом Минздрава РФ № 806н от 4 августа 2020 года срок перехода с процедуры сертификации на процедуру аккредитации для медсестер (как для медсестер со средним профессиональным образованием, так и для медсестер окончивших бакалавриат) был установлен с 1 января 2021 г.

Сертификаты специалиста, выданные медикам до 01.01.2021, действуют до истечения указанного в них срока. Начиная с 01.01.2026 года работать без аккредитации медсестры не смогут.

В зависимости от этапа обучения и стажа работы по конкретной специальности средний медперсонал проходит (будет проходить) один из трех видов аккредитации:

  • первичная (предназначена для медсестер, которые завершили обучение в медколледже);
  • первичная специализированная (проходят медработники, которые окончили курсы профессиональной переподготовки или получили дипломы за рубежом. Все специалисты, которые уже работают по профессии и впервые будут получать свидетельство об аккредитации, пройдут эту форму экзамена);
  • периодическая (предназначена для специалистов, которые раз в пять лет должны подтверждать квалификацию)

В этом году в связи с эпидемией коронавирусной инфекции, медсестры, закончившие обучение, до 01.01.2021 могут работать без сертификатов и аккредитации только на основании диплома о профессиональной подготовке (подп. «а» п. 1 приложения к приказу Минздрава России от 14.04.2020 № 327н).

Интересно, что правом занять должность медсестры обладают и студенты медицинских вузов, освоившие 3 и более курса обучения по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» или 2 курса и более по специальности «Сестринское дело», а также лица, уже имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по вышеперечисленным специальностям. Для этого им нужно сдать экзамен (приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц…»). Студенты, сдавшие такой экзамен, могут претендовать не на любую сестринскую должность, а только на следующие:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра приемного отделения;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинский регистратор.

Другие условия допуска медсестер к трудовой деятельности

Медосмотр

Кроме получения обязательной профессиональной подготовки для того, чтобы приступить к трудовой деятельности, медсестре необходимо пройти медосмотр.

В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ все медицинские работники, включая средний медперсонал, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Аналогичное требование предъявляет закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ст. 34). Своевременные медосмотры медсестер необходимы для предупреждения распространения инфекций среди населения, выявления противопоказаний к занятию медицинской деятельностью и т.д. Организация и оплата медосмотров ложатся на плечи работодателя – той медицинской организации, где трудится или планирует трудиться медсестра (ст. 212 ТК РФ).

Подробно процедура предварительных и периодических медосмотров регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

При приеме на работу и во время периодических медосмотров медсестра должна пройти следующие виды исследований:

  • клинический анализ крови;
  • клинический анализ мочи;
  • электрокардиография;
  • измерение артериального давления;
  • определение уровня общего холестерина в крови;
  • исследование уровня глюкозы;
  • флюорография или рентгенография легких;
  • измерение внутриглазного давления, начиная с 40 лет;
  • осмотр гинеколога и маммография для женщин;
  • осмотры дерматовенерога, оторинолагинголога, стоматолога, инфекциониста;
  • исследование крови на сифилис;
  • мазки на гонорею;
  • исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф (при поступлении на работу и в дальнейшем эпидпоказаниям);
  • исследования на гельминтозы (при поступлении на работу и в дальнейшем не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям);
  • мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка (при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в 6 месяцев).

Кроме того, с учетом сложной эпидемиологической обстановки в 2020 году на работодателей дополнительно возложена обязанность тестирования медработников на новую коронавирусную инфекцию.

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью

Препятствием к трудовой деятельности медсестры в сфере медицинского обслуживания несовершеннолетних является наличие неснятой судимости за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, и иные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 351.1 ТК РФ).

Допуск к работе с наркотическими и психотропными веществами

Если медсестра в процессе своей деятельности будет иметь доступ к лекарствам, содержащим наркотические и психотропные вещества, то ей также необходимо оформить допуск к работе с этими веществами.

Порядок допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами определен постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 «Об утверждении Правил допуска лиц …». Для получения допуска руководитель медицинской организации выдает медсестре направление на медосмотр и психиатрическое освидетельствование, а также направляет запрос в органы внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, либо преступления связанные с оборотом наркотиков, а также обвинения в совершении таких преступлений.

После получения вышеперечисленных справок главврач медицинской организации издает соответствующий приказ и заключает трудовой договор с медсестрой.

Трудовые обязанности медсестер

Сестринский персонал не имеет права самостоятельно ставить диагнозы, проводить операции, назначать лекарственные препараты. Однако их функциональные обязанности достаточно широки.

Трудовые функции медсестер определены в соответствующих профстандартах и значительно зависят от места работы и специализации. Они должны быть также перечислены в трудовом договоре с медсестрой и продублированы в ее должностной инструкции. Обобщенно трудовую функцию сестринского медперсонала можно сформулировать следующим образом: оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «сестринское дело».

В соответствии с Профстандартом «Медицинская сестра/медицинский брат» трудовая функция медсестры заключается в следующих действиях:

  1. Оказание медпомощи, осуществление ухода и наблюдения за пациентами при различных заболеваниях и состояниях (выполнение медицинских манипуляций, оценка активности и самостоятельности пациента, выявление потребности в сестринской помощи, информирование лечащего врача о состоянии пациента, контроль приема препаратов пациентами, подготовка пациента к исследованиям и вмешательствам, забор биологического материала для исследований, ассистирование врачу при выполнении вмешательств, получение, хранение и учет лекарственных препаратов и т.д.).
  2. Проведение мероприятий по профилактике заболеваний (инфекционных, неинфекционных) и формированию здорового образа жизни (дезинфекция помещений, стерилизация медицинских инструментов, пропаганда здорового образа жизни).
  3. Ведение медицинской документации, в том числе электронной.
  4. Руководство младшим медперсоналом.
  5. Клиническое использование крови и ее компонентов (хранение, учет крови донора, взятие и маркировка проб крови и т.д.).
  6. Оказание медпомощи в экстренной форме (первичный осмотр пациента и оценка его состояния, базовая сердечно-легочная реанимация, мероприятия по поддержанию жизнеспособности пациента).
  • Выполнять работы по обеспечению анестезиологического пособия при проведении медицинских вмешательств (подготовка пациента к анестезии, наблюдение за ним после анестезии, подготовка анестезиологического столика, контроль исправности аппаратуры, ассистирование врачу-анестезиологу-реаниматологу и т.д.).
  • Осуществлять сестринский уход и лечебные мероприятия пациентам в отделении интенсивной терапии (подготовка палаты интенсивной терапии, обеспечение правильного положения тела пациента, мониторинг состояния пациента и т.д.).
  • Вести медицинскую документацию, организовывать деятельность медперсонала, находящегося в ее распоряжении.
  • Оказывать экстренную медпомощь.

У медсестры по реабилитации трудовая функция состоит в оказании медпомощи по профилю «реабилитационное сестринское дело» и включает в себя проведение различных процедур и мероприятий по медицинской реабилитации пациента.

Трудовую функцию сестринского персонала, в отношении которого пока не приняты профстандарты, следует определять в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Здравоохранение).

Трудовые обязанности старшей и главной медсестры

Отдельно остановимся на трудовых обязанностях старшей и главной медсестры, от которых зависит слаженная и эффективная работа всего отделения и качество оказанной пациентам медпомощи. Они, помимо сугубо медицинских, включают в себя значительную часть организационных и руководящих функций.

Старшая и главная медсестра государственных и муниципальных учреждений здравоохранения входит в категорию «должностных лиц». Согласно статье 345 УК РФ должностным лицом считается лицо осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях. Это играет значительную роль при квалификации многих уголовных преступлений, например халатности (ст. 293 УК РФ).

Старшая медсестра

Основная задача старшей медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» – это организация ресурсного обеспечения структурного подразделения медицинской организации. Именно она несет ответственность за своевременное получение, правильное хранение, безошибочный учет лекарств и медизделий; анализирует, насколько обеспечена медорганизация необходимыми ресурсами, и распределяет их; контролирует правильную эксплуатацию медизделий младшим и средним медперсоналом.

Помимо этого на старшую медсестру возложены:

  1. Ведение, учет и хранение медицинской документации, включая электронную; создание условий для сестринского ухода за пациентами, для проведения дезинфекции, уборки в помещениях, сбора и утилизации медицинских отходов, сбора и хранения биологического материала для исследований, питания пациентов.
  2. Организация и контроль деятельности медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации – составление графика дежурств, инструктаж персонала, контроль деятельности персонала и соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, внутреннего трудового распорядка, морально-этических норм.

Главная медсестра

В задачи главной медсестры согласно профстандарту «Специалист по организации сестринского дела» входит управление деятельностью среднего и младшего медицинского персонала медицинской организации, а именно:

Цикл экспертных публикаций по медицинскому праву
«Настольная книга Главного Врача»

Кого можно принять на должность
"ассистент врача-стоматолога" в стоматологическую клинику?


"Ищу ассистента" - самая частая фраза-вакансия в стоматологии. Стоматологи все чаще ощущают кадровый дефицит среднего мед.персонала. В первую очередь – ассистентов врача-стоматолога. Это важная фигура в современной клинике, без работы в 4 руки качественная стоматология уже немыслима.

Известно, что в квалификационном справочнике медицинских профессий такой должности, как «ассистент стоматолога», нет. Мы так называем медицинского работника, который непосредственно помогает врачу в работе с пациентом в полости рта.

Но раз должности «ассистент» не существует – кого же мы имеем право принять на это место?

Отвечаем на самые популярные вопросы по теме.

Вопрос №1: Кто может выполнять в клинике работу «ассистента врача-стоматолога»?

Согласно приказу МЗ РФ от 23 июля 2010 г. n 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", необходимым квалификационным характеристикам и должностным обязанностям ассистента врача-стоматолога соответствует профессия «МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА».

Вот должностные обязанности медицинской сестры по приказу МЗ РФ №541н:

- Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований.

- Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.

- Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта.

- Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения.

- Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию.

- Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

- Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов.

- Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

- Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.

- Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача.

- Обеспечивает выполнение врачебных назначений.

Как видим, последние два выделенных пункта однозначно определяют для медицинской сестры возможность работать в качестве ассистента врача-стоматолога. Кроме того, прочие обязанности позволяют работать как обычной медсестре, если работодатель посчитает необходимым включить в должностную инструкцию такие обязанности.

Итак, мы определили, что в качестве ассистента можем нанимать на работу медсестру.
Но медсестра – это название конкретной должности по трудовому договору и штатному расписанию. Этой должности могут соответствовать сразу несколько профессий.

Вопрос №2: Специалистов с каким ОБРАЗОВАНИЕМ и КВАЛИФИКАЦИЕЙ мы можем нанимать на должность медсестры?

Вновь обратимся к приказу МЗ РФ № 541н. В нем сказано, что к квалификации медицинской сестры предъявляются следующие требования:

Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

"Сестринское дело" – это медсестра.

"Лечебное дело" – это фельдшер.

"Акушерское дело" – это акушерка.

Соответственно – любой медицинский работник, имеющий диплом медсестры, фельдшера или акушерки и соответствующий сертификат из вышеуказанного списка может быть принят на должность медицинской сестры и выполнять весь функционал ассистента врача-стоматолога.

Помните, что для работы сотруднику нужно одновременно соответствовать ДВУМ условиям: иметь диплом медсестры, фельдшера или акушерки и действующий сертификат по одной из специальностей "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии".

Оформлять такого сотрудника нужно строго в соответствии с названием занимаемой им должности в штатном расписании. Если в штатном расписании мы имеем должность "медсестра", то и в трудовом договоре, и в трудовой книжке, и в должностной инструкции пишем "медсестра". Независимо от того, какой у сотрудника диплом - медсестры, фельдшера или акушерки.


Вопрос №3: А как же сертификат «сестринское дело в стоматологии»? Он нужен?

Мы знаем, что в некоторых городах для трудоустройства медсестры в стоматологическую клинику и даже для лицензирования пытаются требовать именно сертификат «сестринское дело в стоматологии».

Именно поэтому так важно знать законы. В приказе МЗ РФ №541н такой специальности, как «медсестра в стоматологи» или "сестринское дело в стоматологии" НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ее просто нет в списке должностей по приказу 541н.

Этот образовательный цикл – добровольное усовершенствование, чтобы обычная медсестра получила первичные базовые знания о работе в стоматологии, материалах и инструментах, специфике. После его прохождения и медсестре, и работодателю легче адаптироваться к работе именно в стоматологии. Но обязанности его проходить нет. Его наличия не имеет права требовать ни работодатель, ни проверяющий. Как любые наши учебные курсы - только по желанию.

Данное усовершенствование является ДОБРОВОЛЬНЫМ, не влияет на возможность трудоустройства и главное – требовать его никакие гос.органы не имеют права.

Вопрос №4: Какие еще бывают медсестры по специализации?

Для стоматологической клиники актуальными являются еще несколько видов медсестринских специализаций по приказу МЗ РФ №541н.

Главная медицинская сестра

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.

ВНИМАНИЕ! Коллеги – создавая в штатном расписании должность ГЛАВНОЙ медсестры и делая такую запись в трудовом договоре СМОТРИТЕ НА ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ и помните, что эта должность для человека с ВЫСШИМ сестринским образованием, ОРГЗДРАВОМ по сестринскому делу и СТАЖЕМ работы не менее 10 лет!

Многие в силу незнания этих нюансов вводят эту должность ради громкого звучания, берут на нее обычную медсестру со средним образованием, а потом попадают на крупные штрафы трудовой инспекции. Будьте внимательны, это очень частая ошибка!

Старшая медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра процедурной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Операционная медицинская сестра

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра-анестезист

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра стерилизационной

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.

В зависимости от структуры клиники и штатного расписания вы также можете нанимать на эти должности медицинских сестер соответствующих квалификаций с учетом требований к образованию и квалификации. Должность во всех документах указывается именно так, как она написана в квалификационном справочнике.

Вопрос №5: Можно ли принять на работу ассистентом зубного врача или гигиениста стоматологического?

Давайте посмотрим на должностные обязанности этих двух профессий согласно приказу МЗ РФ №541н:

Зубной врач

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в соответствии с профилем занимаемой должности. Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых. Подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль исправности, правильности его эксплуатации. Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области. Производит снятие оттисков, получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрию, проведение этапного наблюдения, коррекцию протезов и ортодонтических аппаратов. Осуществляет подготовку пациентов к физиотерапевтическим процедурам. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику, выполнение требований инфекционного контроля в стоматологическом отделении. Осуществляет ведение медицинской документации. Осуществляет получение, хранение и использование лекарственных средств, стоматологических материалов, инструментов. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Гигиенист стоматологический

Должностные обязанности. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени. Ведет учетно-отчетную документацию. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.

Как видим, это абсолютно самостоятельные профессии, предусматривающие ЛИЧНУЮ работу с пациентом, а не помощь врачу. У них свои обязанности, они могут вести самостоятельный прием пациентов без присутствия врача-стоматолога. Могут даже открывать свои кабинеты и клиники с отдельной лицензией.

ВНИМАНИЕ!
Если клиника не имеет лицензии "Стоматология профилактическая", то она не может принять в штат гигиениста стоматологического.
Если нет лицензии "стоматология" доврачебная - не может принять на работу зубного врача.
Если нет лицензии "сестринское дело" - не может принять на работу медсестру или замещающего эту должность специалиста.
Помните об этом!

Безусловно, по обоюдной договоренности и зубной врач, и гигиенист могут выполнять функции ассистента стоматолога, эти обязанности можно включить им в должностную инструкцию, но официально оформлены они должны быть согласно своему образованию и квалификации – именно зубным врачом или гигиенистом. А не медсестрой и уж тем более не ассистентом врача-стоматолога.

Врач-стоматолог (молодой специалист, ординатор)

По закону, если у такого врача уже есть диплом об окончании ВУЗа и сертификаит (свидетельство об аккредитации), то принять его на работу можно только как врача-стоматолога. Замещать должность медсестры он не может (кроме случаев, когда таким врачом получен документ о сдаче экзамена на должность среднего мед.персонала). Поэтому оформляем его врачом, как написано в образовательных документах, а далее согласно принятой в клинике программе проводим обучение, инструктаж, испытательный срок, стажировка и т.д.

Вопрос №5: а как же студенты медицинских ВУЗов? Как же молодые врачи-стоматологи?
Их можно трудоустраивать на должность медсестры?

Можно, но не всех.
Есть вот такой документ: ПРИКАЗ Минздрава РФ №419н от 27.06.2016 "Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала"

В соответствии с этим документом, чтобы студент-медик мог законно работать в должности медсестры (медбрата), нужно:
1. Чтобы он окончил 3 полных курса медицинского ВУЗа и более.
2. Он должен подать самостоятельно заявку на аттестацию в комиссию при его ВУЗе. Автоматически после окончания 3го курса право работать медсестрой не наступает.
3. Он должен сдать соответствующий аттестационный экзамен.
4. После успешной сдачи экзамена ему на руки выдается выписка из протокола аттестационной комиссии. Именно этот документ - выписка из протокола - и дает студенту право работать медсестрой.
Документ (выписка) действует в течение 5-ти лет с момента выдачи. Потом нужно снова сдавать экзамен, в противном случае право на работу медсесрой по прошествии более 5ти лет теряется. Все по аналогии с медицинскими сертификатами - подтверждать каждые 5 лет.
Помните, что через 5 лет нужно либо получить у такого работника подтверждение пересдачи экзамена, либо освободить его от занимаемой должности медсестры.

Кстати, любой дипломированный врач также может обратиться в ВУЗ, сдать такой экзамен и получить право работать в должности среднего медицинского персонала (если у него в этом есть необходимость). Правила и механизм идентичны, всё как для студентов.

Выводы:

1. Профессии «ассистент стоматолога» в РФ не существует. Под это определение идеально подходит медсестра. К тому же, в РФ стоматолог без медсестры в штате клиники не имеет права работать вообще.

2. На должность медсестры (с функциями ассистента) можно принять медсестру, фельдшера или акушерку с документами согласно требованиям к занимаемой должности по пр. №451н

3. Специализация «сестринское дело в стоматологии» является добровольной.

4. Главная медсестра – это сотрудник с высшим образованием, ОЗЗ и стажем от 10 лет. Медсестру со средним образованием ставить на эту должность нельзя.

5. Зубной врач и гигиенист, а также врач-стоматолог – это не ассистенты, а самостоятельные профессии. На должности медсестры они работать не могут.

6. Медсестры, как и врачи, делятся по специализациям. Для некоторых специализаций (например, медсестра стерилизационной) достаточно базового среднего образования, а для других (например, медсестра-анестезист или операционная м/с) необходима обязательная профессиональная постдипломная переподготовка.

7. Студентов медицинских ВУЗов и врачей с законченным высшим образованием можно принимать на должность медсестры только при наличии выписки из протокола аттестационной комиссии об успешном прохождении аттестации на должность среднего медицинского персонала.

О том, кто может проводить рентгеновские исследования в стоматологической клинике, читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

С уважением,
эксперт по медицинскому праву,
руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

[<]*[>] Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

Читайте также: