Ментор что это за профессия

Опубликовано: 01.07.2024


В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

  • Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash

  • Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
  • Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.


Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото: Pexels

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

  • давайте развернутые ответы и комментарии;
  • не перебивайте наставника;
  • используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
  • интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
  • обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

  • не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
  • выделяйте достаточно времени на встречи;
  • выполняйте свои обещания;
  • уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • признавайте и исправляйте свои ошибки;
  • вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

  • хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
  • указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
  • хвалите перед другими людьми;
  • благодарите;
  • пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
  • говорите, как собеседник вам помог.

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Фото:You X Ventures / Unsplash

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.

Фото: Jo Szczepanska / Unsplash

Чтобы использовать этот навык:

  • узнайте, что для вас важно;
  • определите свои сильные и слабые стороны;
  • выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
  • поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
  • точно опишите ваши способности в текущей ситуации.

Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

  • Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
  • Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
  • Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
  • Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
  • Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

  • Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
  • Открыто делитесь своими целями и страхами.
  • Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
  • Не ждите конкретного совета.
  • Делитесь своими ошибками и неудачами.
  • Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
  • Поощряйте своего наставника или подопечного.
  • Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

    , Брэд Джонсон и Чарльз Ридли , Джон Максвелл . Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт , Роджер Фишер и Уильям Ури , Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Идея менторства не нова: Сократ был учителем Платона, тот был наставником Аристотеля, а Аристотель — ментором Александра Македонского. Сегодня менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде. Согласно исследованию Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении их должности. Если у вас еще нет наставника, « Цех » рассказывает, зачем он вам и как с ним работать.

Что такое менторство

Ментор — это профессионал, который безвозмездно делится своим опытом, помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы. Он обладает глубоким знанием его сферы деятельности и знает, как достичь в ней успеха. Главное правило хорошего наставника —дать менти (от англ. «mentee» — тот, с кем работает ментор) удочку, а не рыбу: задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Ментор только способствует развитию протеже, но все действия менти предпринимает сам.

У кого были менторы

«Спасибо, что показал, как созданное нами может изменить мир», — написал Марк Цукерберг после смерти своего наставника Стива Джобса. На Западе менторство давно и успешно работает, хотя в России еще не особенно прижилось.

Вот еще несколько успешных примеров наставничества: соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox. У самого Стива Джобса на раннем этапе развития наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple. CEO Google Эрик Шмидт был наставником для его основателей — Сергея Брина и Ларри Пейджа.

Перечислять можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».

Как это работает

Практика наставничества очень разнообразна: работать с ментором можно как лично, так и через специальные программы (о них читайте ниже). Также менторинг может быть полезен для бизнеса: некоторые компании делают его частью корпоративной культуры или приглашают ментора для работы над определенным проектом. Исследование , проведенное компанией Endeavor, показало, что у 30% основателей самых успешных стартапов в Нью-Йорке за последние 10 лет были менторы.

Что НЕ делает ментор

  • не ведет себя как начальник
  • не выдает готовое решение по запросу
  • не решает краткосрочные задачи вроде «научиться делать презентации в PowerPoint »
  • не работает как психотерапевт

Как работать с ментором

Главное правило работы с ментором — активность: перед первой встречей необходимо самостоятельно сформулировать вопросы и задачи, и не ждать, когда наставник придёт и сам что-то предложит. Ментор не должен угадывать, что от него нужно. Важно ценить его время, чем больше пользы вы можете получить за одну встречу с наставником, тем качественнее ваше сотрудничество.

Менторство и коучинг

Сегодня в России больше говорят о коучинге , чем о менторстве. Эти практики объединяют общие принципы и процессы, но основаны на разных типах взаимоотношений. Коучинг — это профессиональный вид деятельности; коучинговым практикам можно научиться, в коучинг часто приходят из психологии, консалтинга, HR. Коуч может вести несколько подопечных из совершенно разных сфер деятельности, ментор же продолжает заниматься своим основным делом, либо помогает менти, «выйдя на пенсию». Коучинг, в отличие от менторства, всегда оплачивается, причем очень хорошо.

Личный опыт: менти

Джиргала Бадмаева, у частница менторской программы МГУ

О менторской программе я узнала из соцсетей, но сначала не решилась подать заявку на участие, все откладывала. Причиной этому был незнакомый формат: страшно разговаривать со взрослыми успешными людьми один на один. В 2017 году я стала участником Школы Технологий и Инноваций на базе физического факультета нашего университета. Организаторы, как оказалось, курируют еще и менторскую программу. Плюс ко всему, в рамках школы мы работали с экспертами, которые и были менторами. Так я поняла, что работать с наставником круто, нужно и совсем не страшно.

У меня довольно специфическая специальность — японский язык/политология, поэтому главным критерием для меня был похожий бэкграунд ментора. Поиск был недолгим: я нашла наставника, который окончил мой факультет и успешно работал в своей области.

Я пришла с довольно типичной задачей: узнать, если жизнь после выпуска? Что делать, если то, что ты изучаешь, очень нравится, но нет представления о том, как это все можно превратить во что-то практическое и нужное? Ментор откликнулся очень быстро, за что ему большое спасибо! Встречи были очными, в формате обычной беседы. Я задавала интересующие вопросы, просила совета, мы что-то обсуждали, сравнивали свой опыт обучения на факультете.

Нужно сказать, что с наставником мне повезло. Он оказался очень дружелюбным и отзывчивым человеком. В начале мне не давали расслабиться мысли о том, что я отнимаю время у занятого человека, задаю глупые вопросы, я боялась произвести плохое впечатление.

Отбросьте такие мысли — мой совет! Ментор пришел, чтобы помочь вам, что-то посоветовать, поделиться своими мыслями и идеями, а не оценивать вас. К тому же, важно понимать, что менторство — это всегда двусторонний процесс. И вы, менти, пришли, чтобы чему-то научить ментора. Спустя два года мы поддерживаем связь. Забавно еще то, что недавно мы встретились уже не как ментор и менти, а как потенциальный работодатель и кандидат.

Владимир Огарев, з амгендиректора сети клиник «Мама Папа Я»

У меня было два ментора. С первым я познакомился в НИУ ВШЭ через менторскую программу, а со вторым — когда на работе меня попросили выстроить деловые отношения с новым партнёром. Тогда у нас возникли сложности из-за несогласия о сотрудничестве на типовых условиях. Мне нужно было интегрировать в наш бизнес-процесс непростого человека, да так, чтобы это всё работало.

К первому ментору я обратился, потому что мы трудились в схожих областях. Мне было интересно, как можно достичь карьерных высот в структуре, где мне этого не давали. Мы встречались в кафе за завтраками, я рассказывал о своих сложностях. Ментор рекомендовал мне ознакомиться с кратким содержанием некоторых книг и, если что-то заденет за живое, прочитать полностью. Вскоре я «разрешил себе» озвучить свои мысли о сотрудничестве в новом статусе. Партнёр предложил мне должность, и я стал заместителем директора. Нужно разрешать своим смелым предположениям реализовываться — это урок трансформации мышления. Затем обстоятельства сложились благоприятно, и я ушёл в другое дело. Нужно было превратить стартап в прибыльный и масштабируемый бизнес.

Ко второму ментору я пришел уже в новой роли. Мне необходимо было понять, как использовать багаж моих связей и умение находить контакты нужных людей. Я хотел понять, как сделать потребителями услуг нашей компании тех, у кого еще не было о нас никакого представления. Обычно мы с наставником встречались вечером в офисах наших компаний или общались, пока ехали в машине. Каждый раз это был разговор без купюр — задача, проблема, что я вижу на данный момент. Ментор задавал мне гениальные вопросы про людей, преодоление будоражащих сознание препятствий и советовал, с помощью каких ресурсов это можно разрешить. Я доволен нашим результатом.

Менторы: зачем им это нужно

Николай Козак, ментор Mentor Network, заместитель гендиректора Leroy Merlin Russia

В моем случае все началось, во-первых, из-за многолетнего увлечения спортом, собственным развитием и блоггингом, а во-вторых, с позитивного опыта в бизнесе. На каком-то этапе я понял, чтобы достичь очень высоких результатов, нужно думать еще о ком-то. Дальше все просто: я стал использовать в работе с командой и менти то, что помогло мне двигаться вперёд.

Я очень люблю людей. Люблю чувствовать удовольствие, гордость и энергию от побед своих менти. Развивая других, ты развиваешься сам. Очень важно не только брать, но и отдавать — это помогает миру становиться чуть-чуть лучше.

В чем состоит главная трудность менторства? Понять и принять, что все люди разные. Иногда человеку не нужно развитие, но все люди заслуживают, чтобы их любили и уважали.

У меня больше успешных кейсов, чем неудач: кто-то пробежал первый марафон, кто-то начал свой бизнес, создал семью, нашёл работу, успешно прошёл испытательный срок или произнёс первую речь перед большой аудиторией. Очень приятно, когда люди благодарят и рекомендуют тебя своим знакомым и близким.

Полина Хабарова, м ентор в MentorNetwork фонда «Рекурсия», HR-директор и директор по трансформации бизнеса КРОК

Менторы, на самом деле, получают ничуть не меньше пользы от сотрудничества, чем менти. При своей не очень большой практике наставничества я собрала множество инсайтов и интересных советов от своих подопечных. Общение с человеком из другого окружения расширяет представление о происходящем. Существует такой феномен как фильтр-баббл (явление, при котором поисковые системы выдают пользователю информацию с учетом данных о его предпочтениях — Прим. «Цеха») , и менторство помогает выйти за пределы своего «фильтра».

Чтобы работа с ментором была максимально продуктивной, очень важно понимать, почему вы обращаетесь к конкретному человеку. Причем не на уровне «загуглил и увидел много упоминаний» — нужно четко понять, с какими задачами поможет этот ментор, в чем его сильные стороны, на что вы ориентируетесь при выборе: личность, карьерный путь или определенный кругозор, которого вам не хватает.

Еще один важный момент в менторском общении — абсолютная честность. Первую встречу лучше построить в формате открытого диалога: обсудить, почему каждый сейчас готов инвестировать в это свое время.

Юстиния Хохлова, м ентор проекта My Mentor, координатор коммуникационной группы Zero Waste Switzerland in Geneva

Для меня наставничество — это возможность подсказать человеку более короткий путь к цели, поддержать, помочь советом и, когда это актуально, контактами. Это, в целом, альтруистическая мотивация, но если пытаться докопаться до чего-то еще, то это возможность не терять связь с молодым поколением, видеть, как у человека горят глаза и быть причастным к его успехам.

Запросы менти бывают разными, от весьма абстрактных: в каком направлении развиваться, что делать после института, до очень конкретных: как успевать и работать, и учиться, и вести личные проекты. Чем конкретнее запрос, тем очевиднее результат взаимодействия. Однако в поиске себя наставник тоже может очень сильно помочь.

С одной моей подопечной мы сосредоточили внимание на проработке приоритетов и планировании научной деятельности. Я всегда уделяю большое внимание анализу искренних интересов человека, что ему действительно нравится делать. Так получилось и в этот раз. Мне кажется, что нам удалось более чётко сформулировать план профессионального развития и очертить области, которые занимают много времени, не принося достаточной эмоциональной отдачи.

Самое сложное — не давать готовых советов исходя исключительно из своего опыта и внимательно анализировать контекст, в котором находится менти. Иначе легко попасть в ловушку собственных предпочтений и ожиданий от карьеры и жизни. Поэтому для меня самое сложное, но одновременно и самое интересное — это постоянно отстраняться и придерживаться нейтральности.

Где найти ментора

Для поиска ментора существуют специальные сервисы и программы, некоторые из них созданы на базе университетов. Для участия в программе нужно оформить заявку и заполнить анкету на сайте. Подать заявку можно на встречу с конкретным ментором или воспользоваться сервисом подбора. При согласии наставника вам высылают контакты друг друга, и вы продолжаете общаться самостоятельно.

Менторские программы для студентов:

Студенты часто нуждаются в поддержке и советах опытных коллег при выборе карьерной траектории: менторские программы в университетах помогают найти наставника среди выпускников, добившихся успехов в своих профессиональных областях.

  • менторская программа МГУ
  • менторская программа РЭШ
  • менторская программа НИУ ВШЭ
  • менторская программа МГИМО

Менторские программы для всех:

  • Проект Mentor-Network Фонда Рекурсия. Собирает на одной площадке опытных экспертов, готовых безвозмездно делиться опытом и помогать своим протеже в личном и профессиональном развитии. Проект реализуется при содействии Фонда Рекурсия — благотворительного фонда поддержки студенческих образовательных и научных программ. Фонд создан по инициативе выпускников МГУ им. Ломоносова по принципу краудфандинга и «юридически независим от каких-либо крупных корпораций или частных спонсоров, а также не связан с политическими организациями». С 2017 года к проекту присоединилась ВШЭ.

Менторские программы для бизнеса:

Найти ментора для бизнеса можно в бизнес-акселераторах или напрямую в профессиональном сообществе. Займитесь нетворкингом, напишите желаемому наставнику в фейсбуке. Если ваш проект действительно интересный, ментор вряд ли откажется помочь вам.

  • Бизнес — акселератор МГУ для стартапов. Программа поддержки стартапов предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки: резидентам предоставляются посевные инвестиции от фондов — партнёров, предлагается помощь в разработке бизнес-модели, обучение и консультации у менторов.

Анастасия Котлякова

« Цех » — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.

Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.

Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.

Молодёжный карьерный проект
UP TO ME

Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей

Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.

Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

  • решить конкретную проблему;
  • познакомиться с чужим опытом и извлечь из него опыт;
  • изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью;
  • адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности;
  • примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она.

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

  • участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать;
  • делиться энергией и творческими мыслями;
  • мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их;
  • продолжить дело ментора.

Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта

Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.

Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.

«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».

Стив Джобс о Майке Марккула

Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.

Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.

Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.

Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.

Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.

Где ментору и менти найти друг друга

Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.

На работе

Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.

В университете

Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.

В профессиональных интернет-сообществах

У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.

Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.

На специализированных порталах

Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.

    — глобальное сообщество, где ИИ отбирает подходящего наставника из любой сферы деятельности; — международное комьюнити, где можно познакомиться с менторами из международных компаний; — открытое сообщество для творческих людей, практикуют 30-минутные видеозвонки; — русскоязычная платформа по подбору менторов из разных сфер; — называют себя «кооперативом IT-экспертов» и предлагают не совсем обычное наставничество: менторы платформы обучают подопечных по 56 специализациям по индивидуальному плану обучения; — российское отделение Международной Федерации Коучинга, специализируются на бизнес-коучинге, карьерном коучинге, коучинге родителей и подростков, лайф-коучинге и другом.

Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.

Как выбрать ментора

Определите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.

Соберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.

Подумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.

Оцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.

Напишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.

Не беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.

У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.

Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.

Как ментору проверить себя и как найти менти

Подумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.

Оцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.

Обратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.

Если HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.

Выберите подходящего подопечного и приступайте к работе.

«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».

Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика

Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.

Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.

Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.

курс

Эмоциональный интеллект

Узнать больше

  • Научитесь принимать эмоции и управлять ими
  • Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
  • Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал

Принципы эффективного наставничества

Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.

Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.

Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.

Равенство и доверие

Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.

В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.

Самостоятельность

Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.

Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.

Обратная связь

Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.

Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.

Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.

Работа с прогрессом и ожиданиями

Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.

Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.

Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.

Что почитать на тему менторства

Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.

38 из 45 топ-менеджеров рассказали Harvard Business Review , что советы наставника уберегли их от ошибок, а 32 из них сообщили, что благодаря ментору их компания стала производительнее. Вывод простой: с наставником работа строится эффективнее. За вас он успешную карьеру не построит, но точно поможет поставить правильные цели и достичь их. Собрали практические рекомендации, которые помогут отыскать своего учителя и получить от него максимум пользы.

Кто такой ментор

Менторство существует со времен античности: Аристотель был наставником Александра Македонского, а Сократ — учителем Платона. Ментор в современной трактовке — это эксперт в своей области, который помогает менее опытному человеку строить карьеру, развивать полезные качества и избегать типичных ошибок. По сути, это наставник, который добился успеха и готов бесплатно поделиться своими секретами с другим человеком.

В отличие от руководителя наставника не особо волнует, вовремя ли вы приходите на работу и какие формулы в Excel умеете использовать. Он фокусируется на глобальных вещах: достижении целей и профессиональном росте. Хотя руководитель тоже может быть ментором для своих подчиненных, такие программы наставничества есть у многих компаний. Если среди коллег найти ментора не получается, то всегда можно сделать это вне работы.

Зачем взрослому человеку учитель

Считаете, что обладаете достаточным опытом и ментор вам ни к чему? Не спешите с выводами. Ментор есть даже у топ-менеджеров: иногда им тоже требуются советы и поддержка. В пользу этого говорит статистика : основатели трети технологических компаний Нью-Йорка с общей прибылью более 100 миллионов долларов регулярно общаются с менторами. Когда скончался Стив Джобс, Марк Цукерберг отметил , что создатель Apple был бесценным наставником. Кроме того, эксперты из Endeavour проанализировали технологические компании Нью-Йорка и пришли к выводу, что молодые стартаперы, которые имели опытного наставника оказались в три раза успешнее коллег по размеру дохода, интересу инвесторов и количеству сотрудников. Так что просить совета у других людей не только нормально, но и полезно для вашей карьеры. И вот чем полезен ментор:

  • Обладает большим опытом. Ментор прошел через разные ситуации и знает, как решать задачи, с которыми вы сталкиваетесь впервые. Он поделится опытом, и вы сможете учиться на чужих ошибках.
  • Видит более полную картину. Человеку со стороны легче объективно оценить вашу карьерную ситуацию и перспективы. Вместе с ним вы выстроите стратегию развития, расставите приоритеты, определите первостепенные цели и поймете, какие скиллы нужно прокачивать, чтобы их достичь.
  • Задает правильные вопросы. Ментор поможет взглянуть на ситуацию под новым углом и найти неожиданное решение проблемы в ситуациях, которые казались вам безвыходными.
  • Поделится полезными контактами. У хорошего наставника много знакомых из разных сфер. Если понадобится, он сведет вас с ними и даст рекомендации. Такие связи очень важны для успешной карьеры.
  • Поможет конкретными действиями. Если вы запускаете стартап, он может проконсультировать по юридическим вопросам или даже дать рекламу вашего бизнеса через свои каналы.

Как выбрать подходящего ментора

Ищите наставника в соответствии со своими ожиданиями. Убедитесь, что у него есть компетенции и достаточный опыт в нужной сфере. Например, основатели облачного сервиса Dropbox Дрю Хьюстон и Араш Фирдоуси учились у двух успешных бизнесменов из Силиконовой долины Хади и Али Партови, которые работали консультантами для Facebook и Airbnb.

Оцените личные достижения потенциального учителя: хотелось бы вам самому этого добиться? Не выбирайте наставника по его имени или советам друзей. Обращайтесь за советом к тому, чей карьерный путь вас вдохновляет. Если хотите стать подменторным известного человека, попробуйте. В этом нет ничего плохого, но не забывайте о людях, которые многое знают, но остаются в тени из-за специфики своей профессии или характера. Во-первых, у них больше времени и вам будет проще найти время на общение. Во-вторых, они, скорее всего, сами хотят поделиться экспертизой.

Где искать наставника

Менторство набирает популярность, поэтому найти наставника сейчас не сложнее, чем заказать еду. Мы собрали несколько сервисов, которые помогут найти личного учителя:

  • Для всех. Существуют бесплатные базы наставников, например mentornetwork.ru . Здесь можно настроить фильтры и искать по специализациям, университетам или организациям.
  • Для IT-специалистов. Можно воспользоваться услугами сайта mkdev.me . Но программа наставничества платная — от 4776 рублей в неделю.
  • Для студентов. В МГИМО , МГУ , СПбГУ работают локальные менторские программы. Возможно, в вашем университете тоже такая есть.

Попробовать поработать с ментором и убедиться, что это эффективный способ прокачаться, можно на Changellenge >> Cup Moscow. Там вы выберете подходящую отрасль для карьеры, получите важные навыки и заведете полезные деловые знакомства. Успейте зарегистрироваться до 15 ноября и получите в подарок наш учебник по решению кейсов!

Кроме того, можно получить наставника, работая в крупной компании. У Mars есть Leadership Experience Program , где участнику дают ментора, который помогает в развитии. Наставники работают со стажерами и в Coca-Cola HBC Russia . В McKinsey «вы окружены людьми, которые уже добились успеха и готовы использовать свой опыт и навыки, чтобы помочь вам реализовать свой потенциал», — сообщает старший партнер компании в России.

Если у вас на примете есть потенциальный ментор, свяжитесь с ним в соцсетях или по телефону. Если нет, то поищите наставника среди преподавателей бизнес-курсов или опытных коллег. И помните: не страшно получить отказ. Эксперты — люди востребованные, поэтому занятые. Зачастую у них нет лишнего времени, чтобы курировать других, а кто-то просто не заинтересован в менторстве. Отказали — не расстраивайтесь и продолжайте искать.

Как извлечь максимум из работы с ментором

В первую очередь вам необходимо наладить контакт, иначе пользы будет мало. Как строить работу, решается индивидуально и зависит от наставника, но есть некоторые общие принципы:

  • Обговорите детали на берегу. Сразу договоритесь, на каких условиях вы будете сотрудничать и сколько времени ментор готов вам уделять.
  • Пропишите график встреч. Можно общаться еженедельно, чтобы делиться успехами и проблемами за прошедшие дни, либо встречаться раз в месяц для обсуждения глобальных вопросов.
  • Поставьте реальную цель. Работа с ментором принесет гораздо больше пользы, если у вас будет конкретное видение результата этого сотрудничества. Советуем использовать технику SMART для постановки задачи.
  • Слушайте и спрашивайте. Будьте включенными в разговор с ментором, задавайте вопросы и уточняйте все, что остается неясным.
  • Не увлекайтесь переписками. Общайтесь по возможности офлайн: таким образом до вас яснее дойдут мысли наставника, а еще это способствует развитию отношений.
  • Относитесь к задачам от ментора ответственно. Выполняйте все задания, которые дает ментор, чтобы работа была максимально продуктивной.
  • Не забывайте о фидбеке. Регулярно запрашивайте у ментора обратную связь и давайте ее сами, чтобы следить за вашими общими достижениями и работать над ошибками.

Зачем ментору тратить на вас время

Когда ментор передает знания другим, он сам лучше структурирует информацию и вникает в вопрос. Развиваются аналитические способности, навыки принятия решений и коммуникации. Он тренирует лидерские качества, за счет которых можно претендовать на более высокие позиции в компании. А еще в качестве ментора внутри компании человек растит младших коллег, которые будут ему помогать, а потом и сами станут менторами для других.

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Кто такой ментор и чем он может помочь вашему бизнесу

Ментор — это человек, который уже достиг успеха, набил на своём пути некоторое количество шишек и благодаря полученным знаниям способен помочь менее опытным людям выбрать более простую дорогу.

Поборники русского языка могут возмутиться: зачем использовать «ментор», если уже есть «наставник». Слова действительно нередко употребляются как синонимы. Но не всегда. Экономический словарь терминов даёт следующее определение наставнику наставник : «высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку». Под этим в том числе понимают такой вид наставничества, при котором один человек руководит вторым, говорит ему: «Я делал так, и у меня получилось. Повторяй за мной».

Ментор, напротив, не говорит, как надо делать. Он не даёт готовых решений, не берёт на себя проблемы подопечного, если тот не справляется, не работает с ним над всеми задачами. Он должен подталкивать и вдохновлять, смотреть на ситуацию со стороны и делиться мнением, задавать вопросы, подсказывать, как избежать распространённых проблем и подстелить соломки в уязвимых местах.

Ментор — это больше, чем коуч. Они оба используют похожие инструменты: работают без директивных указаний и помогают подопечному найти нужные ответы с помощью правильных вопросов. Дают удочку, а не рыбу. Но коуч объясняет, как достигнуть конкретных целей. А ментор помогает видеть точки роста и развиваться разносторонне, это более масштабный процесс.

Другое важное отличие ментора от коуча в том, что последний не обязательно должен быть экспертом в одной отрасли с клиентом.

Зачем нужен ментор

Чтобы что‑то уметь, этому надо учиться — очевидная мысль. Овладевать теми или иными навыками можно по‑разному. Например, окончить вуз. Или устроиться на работу и просить помощи у старших коллег. В отдельных крупных компаниях даже существуют системы наставничества, в рамках которых опытные специалисты подтягивают молодых.

Но есть сферы, где практически любой человек может чувствовать себя так, как будто его бросили в середину озера и не объяснили, как плыть. Например, бизнес. Там требуются знания и умения во множестве областей. Даже если у человека есть возможность делегировать, всё равно надо разбираться в бухгалтерии, отчётности и других вещах, помимо профильных, чтобы перепроверять работников. Всё осложняется тем, что начальников над предпринимателем нет, так что никто не подскажет, что делать дальше.

Ситуации, когда бизнесмен будет упираться в стену, которую непонятно как обойти, начнут повторяться. И здесь очень пригодится совет человека, который уже имел дело с препятствиями на собственном пути. Ментор приносит свои знания и помогает более объёмно взглянуть на происходящее, чтобы найти решение.

Такой обмен опытом будет особенно полезен начинающим бизнесменам, которые только тестируют идеи и не имеют больших средств. Ментор убережёт от потери денег и необоснованных вложений. Он уже через всё это проходил, да и рынок знает глубже.

Но даже если бизнес существует не первый день и развивается успешно, всё равно неплохо иметь рядом человека, который стимулирует рост, а иногда просто даёт ту поддержку, которая помогает взять себя в руки и не свернуть с намеченного пути. В конце концов, перед глазами постоянно будет ролевая модель, кто‑то, у кого всё получилось.

При этом важно, что подопечный, или менти, как его ещё называют, — это активная позиция. Это не просто получатель жизненной мудрости. Напротив, именно на его плечи ложится основная работа. Ментор даёт компас и карту. Менти намечает маршрут и идёт по нему.

Зачем ментору помогать кому‑то стать успешнее

У ментора может быть финансовая заинтересованность. Например, он берёт с подопечного деньги за встречу, предлагает фиксированную ставку за месяц или претендует на долю в компании.

Однако материальная сторона вопроса далеко не главное. Менторы нередко помогают бесплатно. Но выгоду при этом всё равно получают:

  • Личный бренд и деловая репутация. Конечно, успехи в бизнесе сами по себе приносят известность хотя бы в узких кругах. Но если человек активно помогает другим, общество относится к нему более лояльно. Эффект тот же, что от занятий благотворительностью, но ментор ещё развивается как эксперт.
  • Новый опыт. Знания не только дают, но и получают. Бизнес‑пути у всех различаются, поэтому наработки подопечного могут пригодиться самому ментору.
  • Возврат «долга». Нередко люди считают, что если им когда‑то помогли, то и они должны отплатить тем же, передав добро по цепочке.
  • Самоутверждение. Как ни крути, а осознание того, что под твоим менторством вырос крутой и успешный бизнес, греет душу.
  • Интерес. Если у человека уже есть стабильный доход, он может позволить себе делать что‑то не ради денег, а просто потому что любопытно посмотреть, что выйдет.

На что обратить внимание при поиске ментора

Есть несколько важных критериев.

Ментор должен быть хотя бы на пару шагов впереди подопечного, чтобы ему было что передать. В идеале у него должны быть хорошо прокачаны те навыки, которых не хватает менти. Тогда его экспертность будет закрывать те пустоты, которые пока нечем заполнить подопечному.

Точки пересечения

Ментор и менти не должны быть копиями друг друга. Иначе их работа не получится плодотворной: всё-таки сумма двух мировоззрений лучше, чем одно на двоих. Однако в ключевых вопросах неплохо смотреть, что называется, в одном направлении. Скажем, если подопечный хочет выстраивать экологичный бизнес, а для ментора выгода важнее, чем охрана природы, они будут спорить и стоять на месте. Хотя при схожих взглядах могли бы быстро прийти к консенсусу и уже мчаться к цели.

Практика

Ментор — это прежде всего человек, который смог. Он работает с подопечными без отрыва от собственного производства. Так что инфобизнесмены здесь не подойдут, как бы успешно они ни создавали иллюзию, что «сами зарабатывают миллионы и всех научат».

Энергичность

Одна из задач ментора — вдохновлять и вселять уверенность, что всё получится. Если он выгорел, то эффекта от такого сотрудничества будет немного. Но этот критерий очень субъективный, так что придётся полагаться на собственные ощущения.

Вовлечённость

Хороший ментор слушает гораздо больше, чем говорит. Он должен не упиваться звуком своего голоса, а задавать вопросы, помогая менти найти ответы. А ещё бывают ситуации, где нет очевидных решений. И важно, чтобы в подобных случаях ментор не умывал руки, а анализировал, что пошло не так и как всё починить.

Где искать ментора

Есть разные способы.

По знакомым

Скорее всего, подходящего кандидата можно найти в вашем окружении или среди знакомых знакомых. Достаточно поспрашивать, чтобы понять, есть ли рядом человек, который мог бы вам помочь.

На профильных мероприятиях

Одна из основных функций разных конференций, круглых столов и прочих сборищ — установление контактов. По содержанию докладов можно оценить экспертность выступающих, их взгляд на мир и энергию. Здесь же удобно подойти к выбранным людям и побеседовать с ними.

В тематических сообществах и соцсетях

Онлайн‑мероприятия проходят не каждый день. Зато в интернете жизнь бурлит. Кипят страсти в пабликах и каналах, на Vc.ru, Rusbase.ru и подобных площадках выходят колонки предпринимателей. К бизнесменам всегда можно обратиться в комментариях, личных сообщениях или через соцсети.

На специальных площадках

Есть сервисы, созданные для поиска ментора, — этакие тематические Tinder. В их числе, например, United Mentors, Experum или Emergentum. Плюсы такого подхода очевидны: на площадке участники сразу заявляют о намерениях — одни хотят делиться опытом, другим требуется ментор. Но это уже точно сотрудничество на коммерческой основе.

Читайте также: