Когда возникла необходимость введения должности наставника тьютора

Опубликовано: 04.07.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Т.Ю. Синюгина

Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:

- статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

- порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;

- особенности их деятельности.

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.

Аннотация:В статье показан исторический анализ возникновения и развития тьюторства в России. Представлены некоторые принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства. Показана специфика внедрения тьюторства в России.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, технология тьюторства.

Тьюторская деятельность в современном обществе очень актуальна и необходима для современного общества. Термин, тьюторство в переводе с английского (домашний учитель, репетитор, наставник в обязанности которого входит обучение и сопровождение ученика)[1]. Тьюторство, в Россию пришло из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации как инновационный элемент. Тьюторство не технология, а культура, которая создалась в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

В отечественной образовательной системе никогда не было отдельной фигуры тьютора. Наставниками были домашние учителя, но в по сравнению с тьюторами, им не хватало открытого образовательного пространства, был лишь индивидуальный подход к ребенку. Также существовала традиция монастырских наставников-старцев и старчества на Руси, которую описал Ф. М Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы)[3]. Далее существовали гувернеры в аристократических семьях дореволюционной России. Тьюторство, как самостоятельное движение стало развиваться в России в конце 1980 года во время реформирования всей системы отечественного образования[4].

На сегодняшний день тьюторство активно внедряется в образовательных системах многих стран. В том числе и в России, где его развитиеидет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.

Тьютор – это особый тип преподавателя, который, играет роль наставника, организатором самостоятельной деятельности обучающихся по освоению личностно-профессиональному саморазвитию [2].

Тьюторское сопровождение в школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов. На сегодняшний день в России существуют школы, в которых осуществляется система тьюторского сопровождения.

Тьюторское сопровождение привлекательно для тех педагогов, которые ценят и поддерживают право на собственный выбор ребенка и ответственность за свою жизнь.

Сущность тьюторской помощи ребенку состоит в ситуации осмысления ребенком собственных действий. Тьютор обсуждает с ребенком его цели и достижения, которые происходят в его жизни.

Российская технология тьютора была заимствована за рубежом. Существует несколько требований к тьютору: как к личности, как к специалисту и как к психологу. В эти требования входит,как к личности :

как к психологу:

–использовать различные методики, технологии и приемы из практической психологии,

как к специалисту:

– расширять знания не только в своей области, но и в других.

Тьюторская деятельность разработана в русле российского образования. Технология тьютора опирается на оригинальность традиций и актуальность подходов. Множество технологий тьютора предполагает сотрудничество обучающего и обучающегося и взаимодействие, которое в итоге приносит положительный результат.

Жизнь ребенка наполнена трудностями, успехами, победами и поражениями, особенно в этап его взросления. Когда ребенок развивается, он становится субъектом, испытывающий изменения, а не объектом воспитательных усилий. Чтобы между тьютором и ребенком протекали хорошие отношения, нужно свести к нулю равнодушие с обеих сторон. Современная школа тьюторства включает в себя эти положения.

Главное предназначение тьютора давать ребенку ошибиться, не исправлять, а поправлять, давая, тем самым, возможность ребенку учиться на собственных ошибках.

Тьюторская работа предполагает череду мероприятий. Главным является совместная работа взрослого и ребенка. В наше время, В России существует множество кружков по интересам ребенка, которые он может выбрать самостоятельно. Кружок предполагает раскрыть таланты и возможности каждого ребенка.

Учебные организации и воспитательная деятельность в школе формирует особый тип сознания и мышления учащихся. Главное ядро развития – это формирование интеллектуальной деятельности и реализация внутреннего плана действия.

Чтобы тьютор сформировал активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему миру, нужно обсуждать с ребенком проблемы, на которые они могут быть направлены. Тьютор, таким образом, дает ребенку понять, что ждет его на жизненном пути.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых ФГОС, в образовательном учреждении должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля[ 5].

Мы считаем, что появление тьюторской деятельности в России, очень благотворно влияет на развитие ребенка, тьюторство является значимым механизмом для развития системы образования. Тьюторы обеспечивают несомненую помощь детям, становятся наставниками и помощниками.

1. Городецкая Н. И., Игнатьева Г. А. (2010) Технология тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов как открытая система // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - № 2-1. - С. 11-17.

2. Колосова, Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия [Текст] / Е. Б. Колосова. -М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с.

3. Рыбалкина, Н. В. К истории тьюторства [Текст] / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск: Принт, 2005. - 205 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные педагогические труды [Текст] / Б. Д. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

Консультация для родителей «О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка" Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего,.

Становление мотивационной сферы детей Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее.

Конспект НОД по ФЦКМ «Влияние семьи на становление личности ребенка» в подготовительной группе (национально-региональный компонент) Программные задачи: - приобщать детей к истокам осетинской народной культуры; - закреплять знания.

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребёнка» Cемья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления.

Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии»
Фотоотчет «Международный проект «Сказкотека». Сказки России — детям России и Германии» C июля 2017 года и по настоящее время участвую в Международном образовательном проекте «Сказкотека» (Сказки России – детям России и Германии).

Программа проекта «Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания» Программа экологического проекта по теме: «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством.

Становление логико-математического опыта ребенка дошкольного возраста Обучение дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в аспекте проекта «Азбука в России» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТА «АЗБУКА В РОССИИ» Речь – явление социальное и служит средством общения людей.

Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России Статья. «Развитие хорового искусства в музыкальной культуре России». Автор: Полицеймако Карина Андреевна. Цель: анализ сущности понятия.

Эссе «Становление воли у ребенка дошкольного возраста» Становление воли у ребенка дошкольного возраста происходит в зависимости от ведущего вида их деятельности, в основном это игры. Ребенок.

Под влиянием данных и многих других факторов происходит постепенное реформирование российской системы высшего образования. Наряду с другими серьезными и значительными изменениями, приемами и технологиями, в задачи высшего профессионального образования активно внедряется практика по наставническому сопровождению обучающихся: развития творческой активности личности, участию в формировании ценностных ориентиров, способствованию успешному социальному взрослению и профессиональной самореализации студентов через внедрение тьюторского сопровождения учащихся. Именно данную практику хотелось бы подробнее рассмотреть в данном исследовании.

Идея модели наставничества в отечественном образовательном пространстве внедряется и реализуется через трансформацию основной функции преподавателя-учителя. Если раньше основная функция российской образовательной системы сводилась к передаче обобщенного социального опыта, «готового знания» некоему усредненному обучающемуся, то результатом содержательного обновления в данной сфере становится внедрение в образовательное пространство должностной единицы и функции наставника, с одной стороны, способствующего индивидуализации образовательного процесса, с другой же стороны, выполняющего функции некоего консультанта по образовательным траекториям и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося.

Подобный подход вполне можно назвать достаточно новым для российских образовательных учреждений, однако понятия «наставничество», «тьюторское сопровождение» являются вполне традиционными для европейской образовательной системы. Наставничество как оригинальная философия образования и основной подход к организации образовательного процесса зародилась еще в средневековых европейских университетах.

Наставничество же, как самостоятельная педагогическая модель, была выделена в Великобритании, в Оксфорде и Кембридже: тьютор, наставник - это тот, кто организует условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

- Оксфордская модель (или вид наставничества).

Крайне специфичная модель, выработанная в старейших образовательных учреждениях Британии (отсутствие категоричности в вопросе выбора лекций, обучение после получения диплома и так далее). С течением времени получило существенное преобразование, перейдя от воспитательной функции к гораздо более широкой и преимущественно образовательной.

Так как сама структура Оксфорда представляла собой объединение нескольких колледжей, студенты каждого из которых могли посещать лекции по своему усмотрению не только в том образовательном учреждении, непосредственно к которому они были причислены, но и в других оксфордских колледжах, можно отметить, что отличительной чертой университетского сообщества того времени и главной, объединяющей всех ценностью была свобода.

Также к подобному подходу к образовательному процессу склоняла сама методика преподавания профессоров Оксфорда того времени: лекции каждого профессора представляли собой презентацию его научных концепций и взглядов, и студенты могли самостоятельно принимать решение, какие из данных лекций они будут посещать. Также возникновению модели наставничества в значительной мере способствовало наличие на базе колледжей Оксфорда необходимых человеческих ресурсов - бакалавров, не получивших должности при университете, либо желавших сохранить университетское содержание. Эти сотрудники выполняли функции наставника по отношению к студентам, на базе собственных знаний и навыков помогая ему сформировать индивидуальную образовательную программу, определиться с выбором предмета и профессора, а также делились своими умениями и подходом к тому, как сделать образовательный процесс наиболее эффективным.

В настоящий момент наставничество в рамках Оксфордской модели имеет следующие функции: составление индивидуального учебного плана, подготовка к экзаменам, мотивирование на достижение максимальных результатов, а также в известной степени контроль поведения и образа жизни подопечного.

- Тьютор-куратор.

Данный вид наставничества условно можно отнести к американской модели тьюторства. В данном случае наставник фокусируется главным образом на вопросах, так или иначе связанных с академическими успехами подопечного, а также вопросах дисциплины, имеющих влияние на данные успехи. В современной структуре отечественных образовательных учреждений достаточно близкими к данной форме наставничества являются функции методиста, аспиранта.

Другой характерной особенностью этого вида наставничества, а также главным его отличием от Оксфордской модели является снижение индивидуального подхода к студенту. Данный вид наставничества подразумевает скорее содействие в решении административных вопросов, а также связанных с обучением подопечного организационных вопросов, и исключает глубокий индивидуальный подход, или плотное взаимодействие и помощь при формировании студентом своего собственного учебного плана, досуга.

- Наставник - академический консультант.

Наставничество этого вида может быть приравнено к должности научного руководителя и имеет концентрацию на академическом развитии подопечного, при этом также решая сопутствующие социальные и личные трудности курируемого, если они могут повлиять на его успехи и достижения.

- Наставник, отвечающий за развитие индивидуальной образовательной траектории.

Подразумевает высокую степень мобильности со стороны наставника и существенное ограничение числа подопечных, курируемых одним тьютором, так как в данном случае наставничество включает в себя максимально плотное взаимодействие тьютора и его подопечного, помощь и поддержку со стороны наставника в решении всех вопросов и трудностей студента, как академического характера, так и других. В случае подобного вида наставничества происходит активное и существенное преображение базового учебного плана в соответствии с индивидуальным видением и программой студента.

Роль наставника в данном случае состоит не только в содействии реализации подобного рода трансформации, но также и контролю соответствия индивидуальной стратегии обучения, выбранной подопечным, не только его представлениям, но и требованиям времени и других объективных факторов.

- Наставничество в условиях междисциплинарного образования.

Эта модель наставничества получила свое развитие на базе Варшавского университета. По своей конструкции и особенностям функционирования, выражающимся в акценте на индивидуальный подход, она очень близка Оксфордской модели, хотя и содержит в себе детали некоторых других видов наставничества.

Данная модель отвечает как стремлениям студентов, чья область интересов не ограничивается лишь одной гуманитарной специализацией, так и требованиям современной профессиональной среды, в которой нередко, для того чтобы стать и оставаться востребованным специалистом, необходимо иметь достаточно качественную экспертизу по дисциплинам, родственным основной специализации.

Также к числу особенности этой модели стоит отнести то, что наставник, как правило, одновременно является и научным руководителем своего подопечного, и, если на одном из этапов наставничестве сфера научных интересов наставника или его подопечного поменяется, студент имеет возможность начать сотрудничество с другим наставником, или работать с двумя тьюторами.

Помимо этого, студенты, обучающиеся с применением данной модели наставничества, имеют определенную свободу в выборе предметов для изучения: три четверти их времени занимает изучение обязательных дисциплин, остальную же его часть возможно посвятить любому представляющему интерес предмету, относящемуся к другой гуманитарной области.

При сравнении международного и отечественного опыта внедрения наставничества в систему высшего образования стоит учитывать тот факт, что в Европе институт тьюторства (наставничества) зарождался вместе с появлением первых европейских университетов. И к настоящему времени сложилось большое количество норм, традиций и правил наставничества, которые необходимо адаптировать и учитывать при переносе в отечественную систему высшего образования. И те процессы, которые в европейских вузах формировались веками, в российской системе присутствуют относительно недавно. Кроме того, не стоит забывать о богатой традиции и культуре русской, а затем советской, российской высшей школы. Простое перенесение европейского опыта не допустимо. Необходима интеграция и адаптация института наставничества.

Формирование и дальнейшее развитие института наставничества должно опираться на потребности конкретного вуза, с учетом его истории, традиций и научных школ, существующих на данной конкретной площадке.

Рецензенты:

Федотова О.Д., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;

Сафонцев С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.


«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник». Первые тьюторы появились в Оксфорде в XVII веке. Их деятельность, как и деятельность современных тьюторов, была направлена на индивидуальное сопровождение студентов в образовательном процессе.

В некоторых вузах существуют специальные тьюторские службы. Например, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого такая служба направлена на сопровождение иностранных студентов. Деятельность Tutor Forces СПбПУ охватывает пять основных направлений работы: программы предвузовской подготовки и академической мобильности, международные политехнические летние и зимние школы, программу бизнес-семестра, международные дополнительные образовательные программы. Всего в команде тьюторов СПбПУ 50 человек, которые встречают иностранных студентов в аэропортах, помогают им адаптироваться к студенческой жизни и подавать заявки на стипендии, гранты и материальную помощь.



«Тьюторская служба существует на базе Политеха уже несколько лет. В этом году команде тьюторов пришлось нелегко: они и другие волонтеры университета самоотверженно помогали иностранным студентам, которые в период пандемии остались в России. Их помощь сложно переоценить. Они оказывали консультационную поддержку на площадке международного студенческого клуба, помогали оформить документы для получения материальной помощи, которую выделило всем студентам СПбПУ руководство университета; оперативно делились информацией по вопросам обучения и помогали связаться с нужным департаментом. Кроме того, ребята оказали мощнейшую моральную поддержку: в виртуальном режиме проводили языковые клубы, кинопоказы, флешмобы», – отмечает проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев.

В Тверском государственном техническом университете тьюторы помогают первокурсникам адаптироваться к новым условиям обучения, знакомят их с организацией учебного процесса и внеучебной деятельностью, правовыми нормами. У каждой учебной группы есть свой куратор – студент старших курсов. « Такая модель тьюторского сопровождения студентов имеет свои плюсы. Первокурснику проще наладить контакт с наставником, который ближе к нему по возрасту. Ребята быстрее выстраивают с ним доверительные отношения и охотнее делятся своими проблемами и переживаниями, связанными с переходом на новый жизненный этап: учебу в вузе . Студентам-кураторам тьюторство позволяет повысить самодисциплину, приобрести профессиональные компетенции и развить лидерские качества », – отмечает проректор по воспитательной и социальной работе ТвГТУ Александр Иванников.



Тьюторы Ивановского государственного энергетического университета знакомят первокурсников с расположением подразделений вуза, особенностями учебного процесса, рассказывают о клубах, системе самоуправления, проводят тренинги по командообразованию, и даже краеведческие квесты, посвященные истории и архитектуре Иваново. Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью ИГЭУ Татьяна Котлова отмечает: «Программа тьюторства решает целый ряд задач: создает условия для комфортной адаптации первокурсников, их включения в студенческую жизнь, содействует учебному процессу. Преемственность позволяет кураторам создавать максимально подходящую именно нашему вузу систему мероприятий, накапливать и применять уникальный опыт. Благодаря программе мы сохраняем связь с самыми активными и творческими выпускниками. Их пример мотивирует студентов быть более активными, ответственными, вовлеченными в жизнь вуза».

В Пензенском государственном университете существует большой тьюторский корпус. Сегодня в него входят около 350 действующих кураторов-выпускников Школы тьюторов. В школе студенты проходят ряд тренингов, которые готовят их к будущей работе. Сюда входят ораторское мастерство, изучение межличностной психологии и многое другое. В 2020 году Школа прошла в режиме онлайн. В ней приняли участие 100 участников, которые уже в сентябре начнут работать со студенческими группами.

Для уже действующих тьюторов существуют своя образовательная площадка в рамках Школы актива «Импульс», на которой наставники проходят тренинги, повышают квалификацию. «Тьюторы выступают не только помощниками в плане адаптации к студенческой жизни студентов-первокурсников, но и своеобразными проводниками в общественную, научную, спортивную и творческую жизни Пензенского государственного университета. Именно они каждый год привлекают новые кадры в студенческие организации самых различных уровней и помогают ребятам выбрать свое направление деятельности», – прокомментировал проректор по воспитательной и социальной работе ПГУ Юрий Еременко.

Программа по подготовке тьюторов была впервые реализована в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова в ходе интенсивов по модели Университета 20.35. На первом занятии «Демид 20.35» магистранты и аспиранты факультета психологии прошли обучение и применили на практике навыки по сопровождению студентов в проектной деятельности. Первый опыт оказался успешным, поэтому на следующем интенсиве было принято решение усложнить подготовку тьюторов и отобрать на образовательную программу студентов не только гуманитарных, но и технических факультетов.

Гуманитарии разрабатывали тренинги, программы сопровождения, а технари – инструменты сопровождения и диагностики: чат-боты для абитуриентов, бот-викторину для анализа вовлеченности, геймифицированную обзор причин затруднений при обучении в вузе. Развитие тьюторского трека в рамках интенсивов продолжится разработкой онлайн-курса для подготовки кураторов сетевых интенсивов. «Можно с уверенностью сказать, что разработанная модель тьюторской поддержки доказала свою эффективность. Особенно, когда требуется интенсивное погружение в образовательный материал, в командной работе и в условиях дистанционного обучения. Я считаю, что мы готовы к полноценному внедрению тьюторского сопровождения в основной образовательной процесс», – отметил проректор по стратегическому развитию ЯрГУ им. Демидова Михаил Чистяков.

Если тьюторы-студенты чаще всего заняты вопросами адаптации первокурсников, то деятельность тьюторов-преподавателей направлена на помощь в формировании образовательных траекторий обучающихся.



Так, в Воронежском государственном техническом университете одновременно работают системы преподавательского и студенческого тьюторства. В Центре развития талантливой молодежи наряду с наставниками работают преподаватели-тьюторы. Они помогают студентам подбирать учебные курсы и решать вопросы по обучению. Кроме того, сформирована команда студентов-тьюторов, которые с нового учебного года начнут оказывать поддержку школьникам и проводить с ними профориентационную работу.

Индивидуальная система сопровождения необходима студентам с ограниченными возможностями здоровья, именно поэтому в некоторых вузах работают специально обученные тьюторы.

Кураторы Центра обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета разрабатывают анкеты для выявления индивидуальных особенностей, способностей, проблем, затруднений и потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования. Проводят собеседования с первокурсниками и их родителями, чтобы определить, какая понадобится помощь. В течение всего процесса обучения тьютор осуществляет взаимодействие с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, участвует в решении академических или личных проблем, связанных с обучением. Мониторит процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, при необходимости организует дополнительные консультации.

Александра Верхозина

Факультет Истории и права, 3 курс

Современные предпосылки тьюторства

Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой – нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую [1]. Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк – знаменитый английский педагог, живший в XVII в. – указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора – не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников [2].

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство [3].

1. Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство – сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство – фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса – самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр». Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» – магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» – прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» – профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

- помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

- помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

- помощь в организации самостоятельной работы;

- помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

- контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

- контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

- помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций [3].

Выводы

Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Читайте также: